КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Люшера цвета выбора тест
JI ЛАЙКЕРТА ШКАЛЫ — разновидность опросников установок (аттитюдов). Названы по имени автора — Р. Лайкерта, предложившего их в 1932 г. Л. ш. состоят из набора утверждений с 5- или 7-балльными рейтинговыми шкалами оценивания (по степени согласия испытуемого с предложенным ему утверждением). При конструировании Л. ш., в отличие от Терсто-уна шкал, утверждения отбираются на основании оценки их корреляции с общим результатом (см. Внутренняя согласованность). Валидизация Л. ш. осуществляется по принципу сопоставления результатов в критериальных группах (см. Валидность критериальная). При оценивании результатов индивидуальные показатели сопоставляются с нормативными (см. Нормативное оценивание). Как итерстоуновские шкалы, Л. ш. относятся к числу наиболее распространенных методик диагностики аттитюдов. Преимущество Л. ш., сравнительно с терстоуновс-кими, — независимость от экспертных заключений при их конструировании. ЛАТЕНТНЫЙ АНАЛИЗ (лат. latens, latentis — скрытый, невидимый) — совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними. В понятие Л. а. в широком смысле можно включить всю совокупность методов, позволяющих в той или иной мере путем преобразований, специальной обработки информации о внешнем проявлении признака обнаружить внутренние, латентные закономерности. Сюда можно включить аналитические процедуры контент-анализа, анализа психосемантики значений (см. Семантический дифференциал) и др. Специальными методами Л. а. являются факторный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ и другие виды многомерного статистического анализа, осуществление которых содействует выявлению скрытых переменных, характеристик внутренней структуры исследуемых объектов. ЛЖИ ДЕТЕКТОР (ПОЛИГРАФ) — прибор, предназначенный для регистрации физиологических реакций человека с целью обнаружения их изменений, связываемых с неискренностью, лживостью обследуемого. Феномен изменения деятельности потовых желез, частоты дыхания и уровня артериального давления при состоянии напряжения, вызванного необходимостью лгать, известен давно. Впервые начал измерять давление крови у подозреваемых во время допроса Ч. Ломброзо в конце XIX века. В 20-х гг. нашего века Д. Килер успешно применяет устройство для регистрации дыхания, артериального давления и электрической активности кожи при полицейских расследованиях в Беркли (Калифорния) и организовывает производство первых полиграфов. Несмотря на последующее активное совершенствование Л. д., вплоть до современных компьютеризированных моделей, следует учитывать, что ни один комплекс физиологических реакций нельзя достаточно уверенно связывать с сознательной ложью. Обычно исследователи ищут признаки симпатикоподобной активации, такие как неритмичное дыхание, подъем артериального давления, иногда — реакция кожной проводимости (кожно-гальвани-ческая реакция, КГР). Опыт и интуиция исследователя играют значительную, а иногда и основную роль в постановке окончательного «диагноза». В известной степени процедура обследования с помощью Л. д. сходна с проективной (см. Проективные методики). Отсутствуют стандарты профессиональной квалификации лиц, использующих полиграф с целью установления искренности обследуемых. Множество работ, посвященных изучению эффективности Л. д., противоречивы, тем не менее обычно указывают на успешность применения в 75-80% случаев. В теоретическом плане детектация лжи физиологическими методами не выдерживает критики, поскольку речь идет о де-тектации эмоций или активации. Не решены этические вопросы, связанные с применением Л. д., их использование запрещено законодательством многих стран (см. также Психодиагностика честности). Сведений об использовании в СНГ нет. 158 ЛИРИ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ (Leary Interpersonal Diagnosis) — опросник личностный. Разработан Т. Лири в 1957 г. и направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. Задача испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего «Я». Каждая из эпитетов-характеристик имеет порядковый номер. Характеристики могут размещаться на карточках с последующей сортировкой либо в тестовой тетради с фиксацией ответа («да* либо «нет») на отдельном бланке. Примеры характеристик: Итак, какой вы человек? 1. Умеет нравиться. 2. Производит впечатление на других. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 127. Заботится о других в ущерб себе. 128. Портит людей чрезмерней добротой. Для проведения обследования обычно требуется не более 10-15 мин. Согласно «ключу» определяются оценки первичные по 16 характеристикам, формирующим 8 октантов т. н. дискограммы (рис. 35), отражающих тот или иной вариант межличностных отношений: 1. Властный-лидирующий 2. Независимый-доминирующий 3. Прямолинейный-агрессивный 4. Недоверчивый-скептический 5. Покорный-застенчивый 6. Зависимый-послушный 7. Сотрудничающий-конвенциальный 8. Ответственный-великодушный. Количественные показатели (баллы, по числу совпадений с ключом) откладываются на соответствующей номеру октанта координате, каждая из которых размечена дугами. Расстояние между дугами кратно четырем (0, 4, 8, 12, 16). На уровнях, соответствующих полученным бал- Рис. 35. Профили личности (дискограммы) по методике Т. Лири лам, в каждом октанте проводится дуга. Отделенная внутренняя часть октанта заштриховывается. Полученные оценки профильные наглядно показывают преобладающий стиль межличностных отношений. Показатели, не выходящие за уровень 8 баллов, соответствуют «гармоническим личностям». Более высокие показатели соответствуют акцентуации определенных поведенческих стереотипов. Оценки, достигающие уровня 14-16 баллов, свидетельствуют о трудности социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности или неоткровенности испытуемого. Если в дискограмме отсутствуют октанты, закрашенные выше уровня 4 баллов, данные обследования считаются сомнительными. Предполагается, что испытуемые не проявили должной откровенности. Первые четыре типа межличностного поведения, соответствующие I—IV октантам, характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтам (III и IV), выраженной независимостью мнений, упорством, тенденцией к лидерству (I и II). Другие четыре октанта (V— VIII) представляют противо- положную тенденцию. У лиц с высокими показателями по ним преобладают конформистские установки, покладистость (VII и VIII), неуверенность, склонность к компромиссам (V и VI). Интерпретация данных должна опираться главным образом не на абсолютные величины приведенных показателей, а на совокупность их взаимоотношений. Дополнительно к анализу дискограммы могут быть рассчитаны «фактор доминантности» (V) и «фактор доброжелательности» (G) по приведенным ниже формулам: K=I-V + 0,7(II + HI-VI-IV); G = VII - III + 0,7 (VIII + VI - IV - II). При разработке методики автор исходил из концепции Г. Салливена (1953). Теоретический подход Г. Салливена к пониманию личности исходит из определяющего значения оценок и мнений значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых и происходит его персонификация, т. е. формирование личности. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется стилем межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также неосознанной символической идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих или 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно классификации вариантов межличностного поведения был разработан опросник, задуманный как средство клинической диагностики. Конструирование опросника происходило на основе сопоставления контрастных, как бы заостренных, моделей стиля межличностного поведения, Т. Лири выделяет пять уровней исследования интерперсонального поведения личности. Особенно значимыми с его точки зрения являются 1,2 и 5. Уровень 1 содержит наблюдаемое поведение людей, т. е. поведение, диагностируемое на основании оценок других людей. Уровень 2 связан с оценкой собственного поведения или же с оценкой близких людей — отца, матери, супруга и т. д. Уровень 5 отражает моральные представления индивида, его идеальное «Я». Соответственно этим уровням можно видоизменять инструкцию и оценивать соответственно себя, других, моделировать собственный идеал. Л.и.д. проходил проверку на ва-лидность конструктную путем сопоставления с данными обследования по Миннесотскому многоаспектному личностному опроснику. Была установлена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Т. Лири, я некоторыми клинически определенными состояниями, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками, отраженными и в профилях MMPI. Имеются данные о наличии связи факторов Л. и. д. с некоторыми показа- телями «Шестнадцати личностных факторов» опросника. Исследование факторной валидности (см. Валидность конструктная) показало, что исследуемые Л. и. д. показатели связаны с двумя биполярными факторами: «доминантность—подчиненность» и «дружественность—враждебность». Это привело к заключению о зависимости стилей интерперсонального поведения от указанных факторов. Комбинация этих факторов в наибольшей степени определяет вид дис-кограммы, разделенной на квадранты вертикальным вектором (доминантность— подчиненность) и горизонтальным вектором (дружественность—враждебность). Надежность ретестовая (интервал ретеста — 10 дней) колеблется по отдельным показателям от 0,63 до 0,81. Коэффициенты внутренней согласованности для факторов, полученных в ходе исследования при установке испытуемому дать оценку собственного «Я*, имеют значения от 0,35 до 0,72, а в случае моделирования идеала «Я» — от 0,16 до 0,66. Л. и. д. получил широкое распространение, переведен на многие языки. В 1990 г. вышло руководство к русскоязычной версии Л. и. д. (Л. Н. Собчик). В ходе подготовки этой версии был не -только накоплен значительный опыт применения методики, но и существенно переосмыслена теоретическая концепция. Феноменология метода была рассмотрена с позиций индивидуально-типологического подхода. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о врожденных индивидуальных свойствах, опосредующих усваиваемый социальный опыт, а также на принцип единства социальных и биологических факторов в формировании личности, Л. Н. Собчик предлагает рассматривать типологию устойчивых личностных свойств как интеграцию ведущих тенденций, связанных с эмоционально-динамическими паттернами, уходящими корнями в тип высшей нервной деятельности, с индивидуально-личностными свойствами, придающими специфику стилю переживаний, межличностному поведению, мотивации. Первые отчечественные публикации по применению Л. и. д. и ее модификации относятся к 1972 г: Были проведены исследования в спортивных командах (Л. Н. Собчик, 1972, 1974), в психотерапевтических группах у больных с пограничными нервно-психическими расстройствами (Л. Н. Собчик и соавт., 1975), супружеских пар (Г. С. Васильченко, Ю. А. Ре-шетняк, 1972, 1979). Методика получила широкое применение в сфере изучения отношения больных к стилю психотерапевтического воздействия врача (Л. И. Вас-серман, В. В. Богаров, В. А. Ташлыков, 1985), при исследовании взаимоотношений в производственных и студенческих группах (М. С. Малешкина, 1986). «ЛИЦА И ЭМОЦИИ» («Faces and Feelings») — проективная методика, предназначенная для диагностики самоуважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методика опубликована А. Джахез и Н. Манши в 1990 г. Ребенку предлагают 4 задания: 1) Нарисовать 6 персонажей, наиболее важных для ребенка: мать, отца, учителя, друга, какого-либо другого знакомого (человека, животного и др.) и, наконец, также семью в целом. 2) Нарисовать 6 ситуаций, наиболее важных в жизни ребенка: дом, школа, каникулы, свободное время, урок математики, чтение. 3) Заполнить 3 окружности изображениями 3-х лиц (одно лицо в одной окружности), выражающих, по мнению испытуемого, радостные, грустные и нейтральные эмоции. 4) Указать, какое из 3-х лиц с разными эмоциями больше всего соответству- ет каждому из 12 рисунков (задания 1-2) как наиболее точно отражающее эмоции, которые ребенок обычно испытывает в той или иной ситуации, в присутствии того или иного человека. С помощью методики выявляются источники самоуважения у детей: значимые другие люди и значимые ситуации. Список людей и ситуаций, задаваемый исследователем, был составлен в процессе пилотажного исследования при определении наиболее типичных значимых людей и ситуаций для детей изучаемого возраста. Авторы подчеркивают, что методика «Л. и э.» обладает высокой степенью проективности. Рисунок ребенка является его собственной интерпретацией понятия конкретного значимого другого или конкретной значимой ситуации, в отличие от других методик, в которых модель заранее подготовлена взрослым. Ребенку не нужно объяснять значение рисунков теста: он «присваивает» рисунок в процессе рисования. Для ребенка изображение матери на листе бумаги представляет его собственную мать. В отличие от других рисуночных методик, в которых предусматривается изображение человека (см. Гуди-наф «Нарисуй человека» тест), в «Л. и э.» человеческие фигуры сами по себе не являются предметом анализа. Скорее они повышают валидность содержательную теста. Теоретической основой «Л. и э.» являются работы, указывающие на сложность процесса формирования самоуважения и многофакторность его природы. Это работы К. Кули (1912), Р. Вили, Р. Шавельсо-на и Р. Болуса (1982), в которых утверждается, что наряду с определенной стабильностью, неизменностью самоуважения существует и его зависимость как от собственного поведения, так и от поведения других. Таким образом, любая попытка измерения детского самоуважения должна включать не только измерение само- уважения как такового, но и выявление людей и ситуаций, которые более всего оказывают влияние на самоуважение. Было сделано предположение о том, что представление о себе как «хорошем» или «плохом», сформированное под влиянием наиболее значимых людей и ситуаций, отражает представление ребенка о своей ценности и, следовательно, о самоуважении. Путь формирования детского самоуважения представлен на рис. 36. Рис. 36. Формирование детского самоуважения по А. Джахез и Н. Манши Методика применима: в кросскультур-ных исследованиях, при изучении особенностей самоуважения в различных возрастных группах; при обследовании детей, испытывающих затруднения в овладении навыками чтения и речи, — в процессе обучения; а также в психопрофилактике, психотерапии и психокоррекции. Начаты исследования по изучению ва-лидности и надежности «Л. и э.» выявлены этнические различия в особенностях самоуважения у американских и австралийских детей. Сведений об использовании в СНГ нет. ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОПРОСНИК (Personal Orientation Inventory, POI) — опросник личностный. Предложен Э. Шостромом в 1963 г. и предназначен для измерения степени самоактуализации личности. Опросник состоит из 150 утверждений. Задача обследуемого — в каждом случае выбрать из двух утверждений одно наиболее для него подходящее. Опросник включает в себя две основные шкалы личностной ориентации («Времени» и «Опоры») и 10 подшкал. Оценки по основным шкалам являются относительными. Они представляют собой отношение «Времени» (отношение временной некомпетентности к временной компетентности) и отношение «Опоры» (отношение опоры на других к опоре на себя). По мнению автора, относительные оценки шкал «Времени» и «Опоры» представляют две главные области, существенные для развития личности на пути к самоактуализации. Отношение «Времени» самоактуализирующейся личности составляет приблизительно 1: 8, несамоактуализирующейся — 1:1. Отношение «Опоры» самоактуализирующейся личности равно 1: 3, несамоактуализирующейся — 1: 1. В случае необходимости быстрой диагностики степени-самоактуализации личности можно использовать оценки только по двум основным шкалам. Оценки по каждой из 10 подшкал предназначены для отражения различных аспектов, важных с точки зрения процесса самоактуализации. Утверждения основных шкал «Времени» и «Опоры» не перекрываются, а подшкалы состоят из утверждений, одновременно входящих в другие шкалы. Ниже описаны 2 основные шкалы Л. о. о. и 10 подшкал. 1. Отношение Времени [Т(/): Т( С)] состоит из 23 утверждений и определяет, насколько человек живет в «настоя- щем» в противоположность «прошлому» и «будущему». Компетентная во времени личность — Т(С) — живет главным образом в настоящем, некомпетентная — Т(1) — живет в прошлом или будущем. 2. Отношение Опоры (О: /) состоит из 127 утверждений и определяет, насколько способ реагирования индивида характеризуется ориентацией на «других» (О) или на себя (/). Направленные на себя или внутренне ориентированные индивиды руководствуются, главным образом, собственными принципами и мотивами, а направленные на других в большей степени зависят от окружения или внешних сил. Подшкалы: 1. Ценность самоактуализации (SAV) — измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. 2. Шкала экзистенциальности (Ех) — измеряет способность человека ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам. 3. Шкала реактивной чувствительности (Fr) — измеряет сензитив-ность или отзывчивость на чувства и нужды других людей. 4. Шкала спонтанности (S) — измеряет, насколько свободно личность может спонтанно реагировать или быть собой. 5. Шкала самоуважения (Sr) — измеряет способность человека утверждать себя благодаря собственной силе и значимости. 6. Шкала принятия себя (Sa) — измеряет способность утверждать или принимать себя, несмотря на свои слабости и недостатки. 7. Шкала природы человека (Ыс) — измеряет степень конструктивности взглядов на природу человека, природу мужественности и женственности. 8. Шкала синергии (Sy) — измеряет способность человека быть целостным, превзойти дихотомию. 9. Шкала принятия агрессии (А) — измеряет способность человека принимать чью-либо природную агрессивность как противоположность отрицанию и подавлению агрессии. 10. Шкала способности к близким контактам (С) — измеряет способность человека формировать близкие взаимоотношения с другими людьми, не обременяя себя ожиданиями и обязательствами. Обработка результатов проводится вручную или с помощью компьютера. Ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Полученные по каждой шкале баллы суммируются и заносятся в специальный бланк. Завершается обследование построением индивидуального профиля, для чего сырые баллы с помощью таблицы переводятся в стандартные Т-баллы (см. Оценки шкальные), со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Оценки выше 50, но ниже 60 Т-баллов наиболее характерны для самоактуализирующейся личности. Отправным пунктом исследований Э. Шострома была концепция самоактуализирующейся личности, наиболее полно развитая в работах А. Маслоу (1954, 1962). Необходимость создания Л. о. о. была продиктована потребностью многих консультантов и терапевтов во всестороннем измерении ценностей и некоторых особенностей поведения человека, имеющих наибольшее значение для развития самоактуализации. Тест является валидным и надежным инструментом. В СНГ существует адаптированный вариант методики. Стандартизация проводилась на студентах вуза (А. А. Рукавишников, 1991). Сообщается о высоких показателях его валидности и надежности. Опросник может использоваться в клинике и консультативных службах. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК БЕХТЕ-РЕВСКОГО ИНСТИТУТА (ЛОБИ) — опросник личностный. Предназначен для диагностики типов отношения к болезни и лечению у больных хроническими соматическими заболеваниями. Разработан сотрудниками Института им. В. М. Бехтерева (г. Санкт-Петербург) при участии психологов и психиатров научных и лечебных учреждений СССР. Опубликован в 1983 г. Опросник состоит из 12 наборов фраз-утверждений, касающихся различных аспектов системы отношений обследуемого («отношение к лечению», «отношение к врачам и медперсоналу», «отношение к окружающим», «отношение к будущему» и т. д.). В каждом наборе содержится 10-16 пронумерованных утверждений. Например, в набор «отношение к будущему» входят следующие фразы: — Болезнь делает мое будущее печальным и унылым — 1 — Мое здоровье не дает пока никаких оснований беспокоиться за свое будущее — 2 — Из-за болезни я сильно тревожусь за свое будущее — 11 Обследуемого просят в каждом из наборов утверждений выбрать подходящее для него и внести соответствующий номер в регистрационный лист. Во всех наборах предусмотрен «нулевой» вариант, т. е. допускается, что ни одно из приведенных утверждений обследуемому не подходит. Число выборов по каждому набору — не более трех, в том числе и нулевых вариантов. С помощью Л. о. Б. и. диагностируются следующие типы отношений: 1) гармоничный — трезвая оценка своего состояния; 2) тревожный — непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни; 3) ипохондрический — сосредоточе- ние на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях; 4) меланхолический — удрученность болезнью, неверие в выздоровление; 5) апатический — полное безразличие к своей судьбе, исходу болезни; 6) неврастенический — поведение по типу «раздражительной слабости»; 7) обсессивно-фо-бический — тревожная мнительность прежде всего касается опасности не реальной, а маловероятной; 8) сенситивный — чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о болезни; 9) эгоцентрический — еуход в болезнь», выставление напоказ своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть вниманием окружающих; 10) эйфорический — необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное; 11) анозогнозичес-кий — активное отбрасывание мыслей о болезни, ее возможных последствиях; 12) эргопатический —«удод от болезни в работу»; 13) паранойяльный — уверенность, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла. Диагностировать можно лишь те из перечисленных типов, по отношению к которым набрано т. н. «минимальное диагноз тическое число», определенное эмпирически. Теоретическая основа Л. о. Б. и. — психология отношений. При этом особенности самой личности рассматриваются как существенный, но не единственный фактор, определяющий отношение к болезни. Отношение к болезни обусловлено: а) природой самого заболевания; б) типом личности, в котором основную роль играет тип акцентуации характера (см. Патохарактерологический диагностический опросник); в) отношением к заболеванию в значимом для больного окружении. Под воздействием названных трех факторов вырабатывается отноше- ние к болезни, лечению, врачам, своему будущему и т. д. (А. Е. Личко, 1983). Работа по изучению валидности и надежности Л. о. Б. и. не завершена; Опубликованы данные, выявляющие корреляции между некоторыми типами отношения к болезни и конкретными психосоматическими заболеваниями. Напр., при язвенной болезни диагностируются ипохондрический и неврастенический типы отношений. На материале обследования большого количества больных (1200 человек) выделены утверждения Л. о. Б. и., наиболее информативные для психодиагностики «гармоничного» типа отношения к болезни (Э. Б. Карпова, 1985). Опросник может быть использован при проведении группового обследования. (Luscher Farbwahl Test) — проективная методика исследования личности. Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов {см. Цветных пирамид тест). Опубликована М. Люшером в 1948 г. Стимульный материал Л. ц. в. т. состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными — фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отнощение. Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, напр.: красный — стремление к власти, доминированию, зеленый — упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Напр., полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных — со сферой бессознательного. __ В разработанной М. Люшером теории личности есть два основных психологических измерения: активность—пассивность и гетерономность—автономность. Эти измерения, определяющие значения цветов, представлены автором в виде схемы:
В зарубежных исследованиях, посвященных Л. ц. в. т., отмечается умозрительность теории его автора, необходи- мость детальной научной разработки теста. Данные о валидности и надежности Л, ц. в. т. неоднозначны. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое. В отечественных исследованиях изучалась валидность Л. ц. в. т. (И. М. Дашков и Е. А. Устинович, 1980), исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н. К. Плишко, 1980). Предпринята попытка разработки на основе Л. ц. в. т. методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А. М. Эткинд, 1980). Исследования Н. Н. Пуховского (1995) посвящены психометрической разработке Л. ц. в. т. (8-цветный вариант). По мне- нию этого исследователя, тест «запускает» нейропсихологические механизмы категориального цветовосприятия. Предполагается, что при традиционной процедуре тестирования взаиморасположение некоторых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормального распределения и отражает закономерности функционирования психологических механизмов, формирующих актуальное психическое состояние и устойчивые особенности личности. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу, и делается вывод о том, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а также может быть полезен для изучения личностных особенностей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |