КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нэо личностный опросник 2 страница
набора из частей теста даст аналогичное распределение (при условии, что части однородны по характеру заданий по отношению к тесту в целом). Для оценки надежности методом расщепления выбирают две эквивалентные по характеру и степени трудности группы задач (см. Внутренняя согласованность, Трудность заданий теста). Разделение объема заданий теста на сопоставимые части достигается: — распределением заданий на четные и нечетные (в том случае, если задания в тесте строго ранжированы по степени субъективной трудности); — распределением пунктов по принципу близости или равенства значений индексов трудности и дискриминативно-сти (см. Дискриминативность заданий теста). Такой принцип разделения пригоден для тестов достижений, в которых обязателен ответ испытуемых на все пункты; — распределением задач по времени решения каждой из частей (для тестов скорости). Для испытуемых в выборке определения надежности (раздельно для каждой из частей теста) вычисляются оценки успешности решений, среднеквадратические отклонения первого и второго рядов оценок и коэффициенты корреляции сравниваемых рядов. Естественно, эти коэффициенты будут характеризовать надежность лишь половины теста. Уравнение Спирмена—Брауна отражает влияние изменения количества заданий на коэффициент надежности теста: теста — 100, а его части, полученной методом расщепления на половины, — 50, то п = 0,5). Отсюда для полного теста; Приведенные формулы справедливы для случаев равных стандартных отклонений обеих половин теста (ох1 = ах2). Если ах1 отличается от ах2, для определения "коэффициента надежности применяется формула Фланагана: При определении г, целого теста можно воспользоваться формулой Рюлона: rt = 1 j. <*х где о\ — дисперсия разностей между результатами каждого испытуемого по двум половинам теста, ах — дисперсия суммарных результатов. В данном случае коэффициент надежности рассчитывается как доля «истинной» дисперсии результатов теста (см. Надежность, Ошибка измерения). При расщеплении тестов скорости применяется особая процедура группировки заданий. Определяется минимальное время ((т1п)'решения целого теста, затем отсчитываются половина и четвертая часть этого времени. Все испытуемые работают половину минимального времени, после чего ставят отметку против задания, выполняемого в момент подачи сигнала, и продолжают работать еще четверть минимального времени. Коэффициент надежности в этом случае будет соот- ветствовать степени корреляции между числом задач, решенных до первого сигнала (0,5fmin) и решенных за время между первым и вторым сигналами (0,25*т|). Разделение заданий теста на равноценные половины является лишь частным случаем Н. ч. т. Вполне возможно расщепление на три, четыре и более частей. В предельном случае число частей равно числу пунктов. При этом для определения надежности применяют анализ внутренней согласованности. При разделении всего набора заданий теста на любое количество групп для правильного определения Н. ч. т., как уже указывалось выше, должно соблюдаться требование равноценности таких групп. Поэтому при вычислении коэффициента надежности методом анализа внутренней согласованности отобранные задания теста должны быть в высокой степени однородны по содержанию и трудности (гомогенны). При гетерогенных задачах значения г, ниже истинных: Наиболее распространенным методом оценки надежности отдельных заданий является вычисление коэффициента Кьюдера—Ричардсона: Это уравнение может быть упрошено следующим образом: k При отсутствии коэффициента дискриминации применим вариант формулы Кьюде ра—Рич ардс он а: Пример вычислений rt no методу Кьюдера—Ричардсона приведен в табл. 17. Предложенные выше формулы для определения коэффициента надежности пригодны для случаев, когда задания оцениваются в дихотомической шкале (см. Шкалы измерительные) по принципу «выполнено—не выполнено». Для случаев с более дифференцированной оценкой применима формула коэффициента альфа: где £сг^. — сумма дисперсий результатов отдельных заданий. В практике психологической диагностики считается, что тест надежен, если rt > 0,6. Коэффициент надежности обладает доверительным интервалом, определение которого особенно важно в связи с большим количеством факторов, способных влиять на его значение. Доверительный интервал для г, определяется как Таблица 17 Определение коэффициента надежности методом Кьюдера—Ричардсона (О = 50; а* = 8,01; k = 16)
ристики Н. ч. т. по сравнению с другими типами надежности. К недостаткам метода относится невозможность проверить устойчивость результатов теста спустя определенное время. Это требует комбинирования метода Н. ч. т. с другими типами характеристики надежности психологической методики. «НАРИСУЙ ИСТОРИЮ» (Draw -a-Stofy, DAS) — проективная методика исследования личности. Предложена Р. Силве-ром в 1987 г. Предназначена для раннего обнаружения депрессии, в частности — скрытой депрессии. «Н. и.» основывается на обычных для проективных методик положениях: а) детское восприятие одних и тех же рисунков различно; б) на восприятие оказывает влияние личный опыт; в) рисунки могут отражать элементы личности, поддающи-еся квантификации. В методике комбинируются исследовательские процедуры разных проективных техник. Первоначально обследуемый должен выбрать из 14 картин две и по ним придумать историю (на предлагаемых картинах в основном содержатся изображения людей и животных). Затем необходимо сделать рисунок по мотивам ранее воображенной истории. Наконец, предлагается записать историю. Темы рисунка и истории оцениваются по 7-балльной шкале (от «выраженно негативная» до «выра-женно позитивная»). Негативные темы содержат указания на «грусть», «печаль», «смерть», «беспомощность», «будущее без надежд на лучшее» и т. п. и рассматриваются как знаки депрессии. «Н. и.» предназначена для группового обследования детей и подростков, начиная с 5-летнего возраста. Сообщается о высокой надежности методики. Так, надежность ретестовая (интервал ретес-та — неделя) при обследовании детей с эмоциональными расстройствами — 0,87. Данные о валидности ограниченны, тем не менее имеются сведения о том, что темы депрессивных детей и подростков оцениваются в основном как «выраженно негативные», чего не наблюдается в других группах. Имеются нормативные данные, полученные при обследовании 380 детей и подростков, однако они не могут быть признаны репрезентативными. Сведений об использовании в СНГ нет. «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА» ТЕСТ (Draw A-Person Test, DAP) — проективная методика исследования личности. Разработана К. Маховер в1948 г. на основе теста Ф. Гудинаф, предназначенного для определения уровня интеллектуального развития детей и подростков с помощью выполненного ими рисунка мужчины (см. Гудинаф «Нарисуй человека* тест). «Н. ч.» т. можно использовать для обследования как взрослых, так и детей, допускается групповое обследование. Обследуемому предлагают карандашом на чистом листе бумаги нарисовать человека. После выполнения рисунка ему дают задание нарисовать человека противоположного пола. Заключительный этап обследования — опрос. К. Маховер составлены специальные перечни вопросов о нарисованных фигурах. Эти вопросы касаются возраста, образования, семейного положения, привычек и т. д. При интерпретации полученных данных автор исходит из идеи о том, что рисунок является выражением «Я» обследуемого. Значительное внимание уделяется анализу разнообразных деталей рисунка, прежде всего особенностям изображения основных частей тела, которые зачастую оценивают в соответствии с психоаналитической символикой. Изучение валидности «Н. ч.» т. западными психологами привело к противоречивым результатам в силу умозрительности предлагаемых автором интерпретаций. Имеются данные о том, что общие субъективные оценки более валидны и надежны, нежели оценки по отдельным деталям рисунка. В СССР «Н. ч.» т. первоначально применялся в клинико-психологических исследованиях. Анализировались преимущественно формальные аспекты рисунков, напр, размер фигуры, ее расположение на листе бумаги, степень законченности рисунка и т. п. (Ю. С. Савенко, 1970). Полученные при обследовании пациента результаты соотносились с клинической картиной заболевания, обогащая и уточняя представление о больном. Начиная с 90-х годов сфера использования теста существенно расширяется, выполнено немало исследований в возрастной и педагогической психологии. НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОПРОСНИК (НПА) — опросник личностный, разработан А. И. Скорик и Л. С. Свердловым в 1993 г. Предназначен для предварительной диагностики адаптационных нарушений. Методика носит скрининговый характер (см. Отсеивание). Исследование, проводимое при помощи НПА, позволяет получить общее представление о наличии или отсутствии проявлений психической дезадаптации, их основных особенностях. Требования, предъявляемые к такого рода ускоренной диагностике, обусловили небольшой объем опросника и простоту обработки первичных данных. Опросник НПА состоит из 37 утверждений, касающихся личностных качеств и психологических особенностей испытуемого, состояния соматической сферы, представлений о психическом здоровье, восприятия некоторых обыденных жизненных проблем. Задания опросника требуют только утвердительных или отрицательных ответов («да»—«нет», «верно»— «неверно», «согласен»—«не согласен»). Ответ «не знаю» не допускается. Опрос- ник может применяться при индивидуальном и групповом обследовании. Оценки первичные подсчитываются в соответствии с «ключом», раздельно по 6 шкалам опросника. Особенностью первичной обработки является то, что подсчитывается не просто число совпадений с ключом с оценкой 1 балл за каждое совпадение, а суммируются удельные веса каждого из совпавших с ключевым значением ответов (см. Внутренняя согласованность). Весовая величина каждого пункта рассчитывалась на основе определения факторной нагрузки (см. Факторный анализ) данного ответа в измеряемом шкалой признаке. Расчет сделан таким образом, что веса пунктов выражаются целыми числами от 1 до 9. Сырые оценки переводятся в стандартные Т-баллы (см. Оценки шкальные). Результаты представляются графически на специальном бланке в виде оценок профильных. Шкалы опросника разработаны на основе результатов факторного анализа первичного статистического материала, полученного в соответствующих клинических группах испытуемых: I. (В) Описывает переживание общего физического и психического комфорта. В норме у адаптированных испытуемых оценка по данной шкале имеет тенденцию к повышению. 2. (Н) Шкала «ипохондрии» — отражает степень фиксации на соматическом неблагополучии. При нарушениях адаптации оценка по данной шкале повышается. 3. (М) Шкала «гипоманиакальности» — фиксирует ощущение комфорта с оттенком эйфории, «форсированного благополучия», беспечности. При нарушении адаптации оценка снижается. 4. (Р) Шкала описывает депрессивное состояние. Результат отрицательно коррелирует с данными по шкале М. В норме наблюдается низкая оценка. 5. (N) Шкала «невро-тизации» — описывает состояние эффективно-вегетативного дисбаланса, возника- ющего при эмоциональном напряжении, «нервозность». При нарушениях адаптации оценка повышается. 6. (S) Шкала фиксирует нарушения в сфере социальных отношений. У дезадаптированных оценка повышается. При интерпретации данных НПА основное значение имеет анализ «профиля». Наряду с этим авторы предлагают простые формальные критерии диагностики дезадаптации. Простейшим из них является критерий, основанный на высоте профиля. Дезадаптация имеет место в том случае, если оценки хотя бы двух шкал превышают значения 70 Т или опускаются ниже 30 Т либо одна из шкал превышает 80 Т или опускается ниже 20 Т. По данным авторов, вероятность необнаружения реально существующей дезадаптации составляет лишь 5%. Однако вероятность того, что достаточно адаптированные лица будут причислены к дезадаптированным, составляет 22,5%. Это делает данный критерий малопригодным, в частности при проведении массовых эпидемиологических исследований. Более сложным и точным (10% вероятности того, что адаптированные будут причислены к дезадаптированным) является критерий, учитывающий дифференцированный результат по «шкалам благополучия» (В, М) и «шкалам неблагополучия» (Н, D, N, S). Дезадаптация диагностируется в тех случаях, когда В + М составляют 79 Т или когда сумма Н, D, N и S превышает 255 Т. Сравнительные исследования на материале контрастных групп показали высокую корреляцию комплексного критерия дезадаптации с верифицированным диагнозом (г = 0,85, Р < 0,001). Надежность ретестовая НПА (при интервале ретеста I сутки) по различным шкалам колеблется в интервале rt - 0,74-0,90. Имеются сведения о валидности текущей, которая изучалась путем сопоставления данных контрастных групп (группы психически здоровых адекватно адаптированных, психически здоровых с нарушениями адаптации и больных с не-врозоподобными состояниями). Сведения о надежности и валидности опросника НПА дают основание предполагать эффективность методики в индивидуальном и массовом скрининге состояний психической дезадаптации. НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ — проективная методика исследования личности; предложена М. 3. Дру-каревич. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, Н. ж. направлен на _ диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций. Показана удовлетворительная валид-ность конвергентная методики путем установления связи между результатами, полученными с ее помощью, и данными других личностных методик на материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П. В.Яньшин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при дифференциации больных неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995). Н. ж. — одна из наиболее популярных рисуночных методик и широко используется психологами СНГ при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще все- го в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности. НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕ- НИЕ — вид распределения переменных. Н. р. наблюдается при изменении признака (переменной) под влиянием множества относительно независимых факторов. График уравнения Н. р. представляет собой симметричную унимодальную колоко-лообразную кривую, осью симметрии которой является вертикаль (ордината), проведенная через точку 0 (рис. 46). Рис. 46. Процентное распределение случаев под нормальной кривой Кривая Н. р. была построена для простого аппроксимативного решения задачи вероятности частот событий. Нормальная кривая описывается формулой де Муавра где U — высота кривой над каждым заданным значением х(, х —среднее арифметическое xit а — среднеквадратическое отклонение от х. Теоретически существует бесконечное множество нормальных кривых с конкретными значениями М и а. При стандартизации тестовых оценок и в некоторых других случаях используется Н. р. со следующими характеристиками: М - 0; с = 1; площадь под нормальной кривой равна единице. Такое распределение носит название стандартного (единичного) Н. р. Для любого Н. р. в пределах значений х(М + о лежит около 68%, в пределах М ± 2ст — 95%, М ± За — 99,7% площади под кривой, Частоты случаев, укладывающихся в интервалы, ограниченные значениями от М ± стдоМ ± а, составляют 68,26%; 95,44%; 99,72%; 99,98 % соответственно (рис. 46). Высота кривой (U) над значением М приблизительно равна 0,3989. Асимметрия стандартной, как и любой другой нормальной, кривой равна нулю, эксцесс {Q) — трем (см. Оценка типа распределения). Распределение показателей, получаемых в эмпирических психологических и психодиагностических исследованиях при большом числе наблюдений, как правило, приближается к Н. р. На практике важную роль имеет вычисление площади слева от любой точки на оси абсцисс, ограниченной участком нормальной кривой и ординатой этой точки. Так как площадь стандартного Н. р. равна единице, то доля этой площади отражает частоту случаев с хг меньшими, чем данное значение на оси X. Решение уравнения де Муавра для любого значения х неудобно, поэтому для определения площади слева от данного значения в различных Н. р. (по оси z) имеются специальные таблицы (см. табл. 1 Приложения III). Важнейшим качеством Н. р. является то, что для семейства нормальных кривых характерны одинаковые доли площадей, лежащих под участками, ограниченными равными значениями о. При этом любую нормальную кривую можно свести к единичной и таким образом ответить на вопрос о площади между выбранными точка- Площадь слева от г для этого значения составит 0,1020 (10,2%). Следовательно, число лиц, имеющих оценку ниже 8,3, составляет 89,8%, а число лиц с оценкой в интервале 8,3-10,4 составляет 97,5-89,8 = 7,7%. Число случаев в пределах стандартного отклонения можно легко определить без расчетов. Так, в интервале оценок, соответствующих -2с и -а, находится 13,6% обследованных (см. рис. 46). Н. р. наиболее часто применяют для статистического описания совокупности эмпирических данных, оценки совокупности генеральной по выборке, для стандартного нормирования тестовых баллов и перевода их в оценки шкальные (см. Стандартизация). На свойствах Н. р. основаны статистические критерии проверки гипотез (г-критерий, критерий X2, /^-критерий Фишера, ^-критерий Стьюден-таидр.). ,г-Критерий широко применяется для проверки коэффициентов -корреляции: где а — допустимый уровень значимости (а * 0,05), V = 1 - 2 • 0,05: 2 * 0,45. По статистическим таблицам определяется, что ординате U = 0,45 соответствует 2кр = 0,65. В нашем примере г > гкр вычисленный коэффициент корреляции значим на уровне а < 0,05 и лишь менее чем в 5% случаев равен нулю. НОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ — подход к оценке-и интерпретации измеряемых тестом показателей, отражающих особенности личности или поведения, путем сравнения индивидуальных результатов со статистическими значениями нормативной выборки. Н. о. более распространено по сравнению с альтернативным принципом ип-сативного оценивания. Здесь наиболее полно проявляется измерительный, квантифицирующий, характер психометрических техник. Существенным достоинством Н. о. является возможность строгого ранжирования испытуемых по результатам относительно выборочных данных, использования метрических шкал интервалов (см. Шкалы измерительные), относительная доступность интерпретации оценок пользователям психодиагностической информации (см. также Нормы тестовые, Стандартизация, Оценки шкальные). К недостаткам Н. о. относится эмпиричность рассчитываемых показателей, определенная условность перенесения выборочных данных на индивидуальное обследование. В качестве подхода, позволяющего минимизировать недостатки Н. о., при сохранении его основных положительных сторон можно указать на Раша шкалы, с помощью которых результат испытуемого оценивается на основе «задание—ответ» зависимостей. Следует, однако, отметить, что Раша модель психологического тестирования в принципе также должна быть отнесена к Н. о., поскольку для расчета вероятности решения того или иного задания используются данные специальных выборок испытуемых. НОРМЫ ТЕСТОВЫЕ — количественные и (или) качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения. В качестве таких критериев выступают статистические показатели выборки стандартизации, а также различные признаки-симптомы, свидетельствующие о том или ином уровне выраженности диагностируемых качеств. В психологической диагностике наиболее распространены количественные Н. т., полученные на основании определения средних величин х и дисперсии в выборке стандартизации (см. Меры центральной тенденции, Меры изменчивости). Рассчитанные для нормативной выборки х среднее и дисперсия являются основой для разработки оценок шкальных теста. Количественные Н. т., упорядоченные в шкалы на основе процедур z-преоб-разования (см. Нормальное распределение, Стандартизация), содержатся в специальных таблицах, прилагаемых к руководствам по проведению тестирования. В этом виде Н. т. позволяют установить относительное место каждого конкретного результата по сравнению с выборочными данными, выраженными в долях дисперсии. Такие количественные Н. т. наиболее типичны для тестов интеллекта, опросников личностных и др. В проективных техниках, в силу известных затруднений, возникающих при формализации оценок первичных, вследствие сложности учитываемых диагностических показателей, количественные Н. т. не столь распространены. Своеобразной переходной формой между количественными и качественными Н. т. являются критерии оценки наиболее ранних тестов интеллекта. Так, в Вине—Симона умственного развития шкале Н. т. представлены в виде норма- тигшых заданий, на выполнении или невыполнении которых базируется установление умственного возраста и интеллекта коэффициента. В виде качественных Н. т. могут выступить стандартизированные наборы квалификационных требований к испытуемому, аналогичные шкалам умственного развития, либо специально разработанные для данного теста комплексы диагностических признаков. Примером последних может служить условная шкала определения уровня алкоголизации: 0 уровень — полное воздержание от алкоголя; отсутствие опыта приема. 1 уровень — эпизодический прием; неприятные воспоминания о приеме алкоголя. 2 уровень — систематический прием; удовольствие от употребления; включение небольших доз в общий рацион питания. 3 уровень — эпизоды передозировки; возникновение похмелья. 4 уровень — возникновение психической зависимости; случаи употребления алкоголя с утра для поднятия настроения. 5 уровень — частые случаи похмелья; активный поиск алкоголя; формирование физической зависимости. 6 уровень — эпизодические запои; признаки социальной (главным образом семейной и трудовой) дезадаптации; изменения в эмоциональной и мотива-ционной сферах личности. 7 уровень — продолжительные запои; стойкая зависимость от алкоголя; выраженные изменения личности по алкогольному типу; глубокая социальная дезадаптация. Приведенные качественные критерии выступают как нормативы, позволяющие отнести индивида к той или иной диагностической группе. Комплексы критериев Н. т. могут быть упорядочены в норматив- ные или порядковые шкалы (см. Шкалы измерительные). Одна и та же психодиагностическая методика может иметь количественные и качественные Н. т., взаимодополняющие и обогащающие интерпретацию результатов. Н. т. обычно рассчитываются раздельно для каждой возрастной группы испытуемых, что является практически обязательным условием для тестов общих способностей. Закономерное изменение нормативных показателей здесь служит своеобразным критерием валидности теста (см. Валидность по возрастной дифференциации). В методиках, применяющихся в клинической психодиагностике, иногда разрабатываются разные Н. т. для отдельных контингентов больных (например, для детей с отклонениями в умственном развитии и нормальных). Реже встречается дифференциация норм в зависимости от пола, профессиональных особенностей, уровня образования и т. д. Рестандартизация и определение норм для новой социоэтнической популяции является одним из основных и обязательных элементов адаптации теста. Наиболее сложным аспектом определения Н. т. является отбор и комплектация выборки нормирования. Выборка должна соответствовать по своему объему назначению методики (см. Выборки объем). Чем более генерализованной по области применения теста является методика, тем бблыпим должно быть число испытуемых в нормативной выборке. Большое внимание должно при этом уделяться обеспечению репрезентативности выборки по отношению к обследуемой тестом популяции. При одинаковых объемах стратифицированная (т. е. уравновешенная по основным критериям с совокупностью генеральной) выборка более эффективна, чем случайная (рандомизированная). Наиболее частыми критериями стратификации являются: социальное положение, регион проживания, возраст, пол, материальный и образовательный уровень. Ряд психодиагностических методик требует периодического (один раз в 5-7 лет) пересмотра норм в связи с их «старением». (NEO Personality Inventory, NEO PI) — личностный опросник (аббревиатура в названии расшифровывается как «нейро-тизм», «экстраверсия», «открытость»). Разработан П. Коста и Р. Мак-Креем в 1992 г. на основе более ранних версий: NEO Inventory (1978), дополненного и пересмотренного NEO Inventory (1983) и NEO Personality Inventory (19Р5, 1990). Предназначен для измерения пяти глобальных факторов личности у здоровых лиц в возрасте от 20 до 80 лет. Теоретической основой опросника является получившая широкое распространение в зарубежных исследованиях концепция, названная «Большая пятерка» (Big Five). Предполагается существование пяти универсальных факторов, исчерпывающе описывающих личность. Это «нейротизм» (neuroticism, N), «экстраверсия» (extraversion, E), «открытость опыту» (openness to experience, О), «согласие» (agreeableness, А) и «сознательность» (conscientiousness, С). Многочисленными исследованиями, выполненными в разных странах на основе психолингвистического, а затем факторного анализа огромного количества языковых обозначений личностных черт в национальных языках, подтверждается существование указанных факторов. На этом основании делается вывод о существовании общих особенностей в структуре лич- ности, являющихся универсальными для разных языковых культур, для разных стран (близкие к «большой пятерке» факторы были обнаружены на русскоязычной выборке А. Г. Шмелевым, 1996). Опросник состоит из 240 утверждений и трех контрольных заданий («лживость»), на которые должны быть даны ответы по 5-балльной шкале от «полностью не согласен» до «полностью согласен». Помимо измерения пяти факторов, методика дифференцирует шесть лежащих в основе каждого из них параметров, что может иметь значение для ряда исследований личности. Имеется три варианта R-NEO-PI: форма для самооценки (S), форма для оценки со стороны наблюдателя (R) и сокращенная форма S, названная «НЭО пятифак-торный опросник» (NEO Five-Factor Inventory). Сокращенная форма может быть использована только для обследования взрослых в тех случаях, когда необходимо быстро получить диагностические показатели. Надежность ретестовая (интервал 6 месяцев) — от 0,86 до 0,91 для факторов личности и от 0,66 до 0,92 для их составляющих параметров; при интервале в 6 лет — около 0,80 для N, Е и О (форма S) и около 0,75 для формы R. В соответствующих исследованиях (см., напр., Ви-диджер, 1992) сообщается о достаточно высокой валидности конвергентной и валидности дискриминативной. Валидность конструктная может быть подтверждена лишь данными о валидности пятифакторной модели личности. Имеются сведения о русскоязычной адаптации опросника, однако соответствующие публикации не обнаружены.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |