КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ожидаемого баланса шкала 1 страница
ОБЩ Рис. 47. Тест восприятия форм Общих способностей батареи тестов (а и б) вставлены 48 цилиндрических стержней Испытуемый, действуя обеими руками, вынимает стержни из отверстий в верхней части доски и вставляет их в отверстия нижней части. Проба повторяется трижды. Рис. 48. Субтесты сравнения геометрических фигур {а); «воспроизведение линий» (б) общих способностей батареи тестов X тест. Психомоторная ловкость. Тест проводится на том же оборудовании. Испытуемый, действуя одной рукой, вынимает из отверстий каждый из 48 стержней, поворачивает его и вставляет другим концом в то же отверстие. Проба повторяется трижды. XI тест. Подвижность пальцев. Устройство для обследования состоит из прямоугольной доски, в которой имеется 100 отверстий (по 50 в верхней и нижней частях). В верхней части доски в отверстия вставлены металлические заклепки. На ОБЩ ---------------------------------------- доеке закреплен стержень с набором шайб. Испытуемый вынимает одной рукой каждую заклепку из отверстия, а другой рукой снимает шайбу со стержня, надевает ее на заклепку и вставляет последнюю в соответствующее отверстие нижней части доски. ХП тест. Подвижность пальцев. Последовательное возвращение заклепок, и шайб в исходное для теста XI положение. Процедура обследования занимает около 2,5 ч. Разработка О. с. б. т. базировалась на факторном анализе предварительного набора из 50 тестов, в ходе которого были выделены 9 основных факторов: G — общая способность к обучению, восприятию указаний, рассуждению и оценке. В факторный показатель входят результаты словарного, арифметического и теста восприятия форм (тесты III, IV, VI); V — вербальные способности (тест IV); N — умение оперировать числами (тесты II, IV); S — восприятие пространственных форм, движения объектов (тест III); Р — восприятие деталей графических изображений объектов (тесты V, VII); Q —восприятие частей вербальных конструкций, точность понимания (тест I); К — моторная координация (тест VIII); F — моторика пальцев (тесты XI, XII); М — моторика рук (тест IX, X). Сырые оценки (См. Оценки первичные) по рассмотренным выше субтестам преобразуются в процентильные и стандартные оценки по шкале с характеристиками М - 100, а = 20 (см. Оценки шкальные, Стандартизация). Нормативные данные получены на выборке из 4000 рабочих и служащих с учетом возраста, пола, образования, профессии. В про- цессе длительного и широкого практического применения О. с. б. т. выработана система показателей, где по каждой профессии установлены необходимые для овладения ею способности и соответствующие им минимальные значения оценок, образцы «профилейо. Для облегчения практического применения системы эталонов и минимальных показателей при консультировании и отборе отдельные виды профессий объединяли в группы, для которых нормативные показатели устанавливались по трем наиболее важным для работы способностям (А. Анастази, 1982). К числу недостатков О. с. б. т. как психодиагностической методики можно отнести недостаточно широкий круг охваченных исследованием способностей, приме-• нение преимущественно тестов скорости, сложность факторной структуры батареи (И.Я.Киселев, 1968). Согласно данным специальных исследований, О. с. б. т. отличает.ся весьма высокими характеристиками надежности. Коэффициенты надежности параллельных форм и надежности ретестовой GATB составляют 0,80-0,90, Данные о валидности опираются на весьма значительную выборку (свыше 25 000 рабочих и служащих). Показатели валидности текущей для различных групп профессий колеблются от 0,84 до 0,40, при этом для большинства профессий этот показатель приближается к 0,6. Имеются указания на высокую валидность прогностическую и валидность инкрементную. Методика GATB относится к числу наиболее широко применяемых в зарубежной профессиональной психодиагностике. К настоящему времени в США разработан ряд модификаций применительно к отдельным группам профессий. Напр., Батарея тестов специальных способностей (Special Aptitude Test Battery, SATB), для отдельных контингентов испытуемых, NATB — батарея общих способностей для не умеющих читать, ряд узкоспециализированных вариантов теста (А. Анастази, 1982). Сведений об использовании в СНГ нет. ОБЪЕКТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ БАТАРЕЯ (Objective-Analytic Battery, ОАВ) — комплекс объективных тестов личности, объединенный в батарею Р. Кэт-теллом и Дж. Шуржер в 1978 г. В О.-а. б. включены наиболее валидные из известных к моменту разработки тестов. Предназначен для измерения десяти образующих факторы черт, выделенных Р. Кэттеллом и его сотрудниками (т. н. универсальный номер индекса указывает на их позицию в общем наборе исходных черт, выделенных Р. Кэттеллом и его сотрудниками): 1. U. 1Л 6. Критерии Эго — уверенность в себе и стремление к достижениям; 2. U. 1.19. Независимость или покорность; 3. U. 1.20. Уклончивость; 4. U.1.21. Безудержность (неуемность, буйство); 5. U. 1.23. Способность мобилизоваться или регрессия; 6. U. 1.24. Тревожность; 7. U. 1.25. Реализм или напряженная негибкость; 8. U. 1.28. Негативная астения или уверенность в себе; 9. U.1.32. Эксвия или инвия; 10. U.1.33. Уныние или жизнерадостность. и.1Л6 измеряется с помощью восьми тестов: 1. Отношения. Это типичный тест отношений, но объективно оцениваемый — по количеству противоположных ответов. 2. Кодирование. Необходимо выбрать гласные из серии букв. 3. Сравнение букв и чисел. Пары букв и чисел должны быть отмечены как одинаковые или различные. 4. Доброкачественность работы. Оценивается качество выполняемой деятельности. 5. Модернистские рисунки. Обследуемый должен сказать, что он видит в рисунках. 6. Предположения 1. Это логический тест; на основании утверждений выносятся заключения. 7. Быстрые вычисления. Простые арифметические задания на скорость, 8. Мои интересы. Испытуемый отмечает в предложенном списке то, что его интересует. U.1.19 измеряется с помощью семи тестов: 1. Задачи. Простые математические задачи. 2. Скрытые формы. В геометрических фигурах скрыты другие геометрические фигуры, которые необходимо отыскать. 3. Понимание прочитанного. Тест, проверяющий память и понимание ан- . глийской прозы. 4. Выбор верного рисунка. В этом тесте необходимо завершить предложенную последовательность паттернов. 5. Поиск. Картинки, в которых обследуемому необходимо найти отдельно указанные детали. 6. Запоминание картинок. Необходимо запомнить то, что представлено на картинках. 7. Наблюдательность. Необходимо быстро закодировать набор цифр в соответствии с предложенным ключом. U.1.20 измеряется с помощью семи тестов: 1. Утверждения 1. Обследуемому следует указать, в какой степени он согласен с определенными утверждениями. 2. Утверждения 2. Сходно с 1. 3. Утверждения 3. Сходное 1. 4. Память. Испытуемый должен сказать, были предложения в тесте 3 или нет. 5. Утверждения 4. Это тест 1 с обратной шкалой ответов. 6. Обычные раздражители. Испытуемому следует указать, в какой степени его раздражают определенные вещи.- 7. Человеческая природа 1. Испытуемому следует указать, в какой степени он согласен с некоторыми общепринятыми утверждениями о людях. U.1.23 измеряется с помощью восьми тестов: 1. Раздражители. Сходно с тестом 6 U.I.20. 2. Сравнение букв. Следует сравнить последовательность букв. 3. Где пересекаются линии? Следует соединить точки воображаемыми линиями и указать на места их пересечения. 4. Что бы Вы предпочли? Испытуемому нужно выбрать одно из двух предложенных занятий. 5. Предположения 2. Логический тест, сходный с предположениями 1. 6. Что Вы видите? Два рисунка, в которых испытуемому предлагается увидеть определенные объекты. 7. Сочетающиеся слова. Испытуемый должен определить, какие слова лучше всего сочетаются с другими словами. 8. Насколько быстро Вы можете писать. Испытуемый должен писать под диктовку слова, а затем фразы как можно быстрее. U.1.24 измеряется с помощью восьми тестов: 1. Тест юмора. Испытуемый должен сказать, насколько, по его мнению, смешны предложенные шутки. 2. Насколько Вам это нравится? Испытуемому предлагается определить, насколько ему нравится или не нравится делать определенные вещи. 3. Делаете ли Вы это иногда? Испытуемому предлагается ответить, как часто он совершает поступки, являющиеся нежелательными с точки зрения общественной морали. 4. Ваш комментарий? Испытуемому предлагается выбрать один из трех комментариев, относящихся к серии утверждений. 5. Шутки и розыгрыши. Испытуемый должен ответить, считал ли он определенные шутки смешными, когда был моложе. 6. Мириться с определенными вещами. Испытуемый должен ответить, готов ли он выполнять некоторые неприятные задания. 7. Что меня беспокоит. Испытуемый должен определить, насколько его беспокоят некоторые события. 8. Понравившиеся названия. На основании названий книг (с кратким содержанием) испытуемый должен указать, какие книги он предпочел бы прочесть. U.1.25. Измеряется с помощью семи тестов: 1. Человеческая природа 2. Испытуемому предлагается указать, в какой степени он согласен с предложенными утверждениями о людях. Очень сходно с человеческой природой 1. 2. Память. Необходимо отличить фразы из теста 1 от других фраз. 3. Память на числа. Зачитываются серии цифр. Испытуемый должен ответить, зачитывались ли определенные серии цифр или нет. 4. Разумные утверждения. Испытуемый должен определить разумность или глупость набора утверждений. 5. Наиболее подходящие слова. К одним словам необходимо подобрать другие соответствующие слова. Могут быть использованы различные принципы. 6. Память. Заучиваются слова. Далее их необходимо распознать среди других слов. 7. Подсчет букв и цифр. Следует подсчитать указанные буквы и цифры в наборе других букв и цифр. U.1.28. Измеряется с помощью семи тестов: 1. Утверждения 5. Испытуемый должен определить, насколько он согласен с утверждениями, касающимися поведения людей. 2. Человеческая природа 3. Сходно с утверждениями 5. 3. Сколько это займет у Вас времени? Из двух вариантов испытуемый должен выбрать тот, который соответствует продолжительности времени, необходимой для выполнения определенных действий. 4. Что произойдет? Короткие истории с двумя возможными финалами, один из которых следует выбрать. 5. Что для этого необходимо? Два идентичных списка профессий: в одном необходимо указать, насколько для каждой профессии важны умственные способности и трудолюбие; в другом — необходимость нужных друзей и мошенничества. 6. Утверждения 6. Испытуемому предлагается определить степень своего согласия с предложенными утверждениями. 7. Длиннее или короче. Испытуемому даются периоды отдыха, каждый из которых он должен определить как более длинный или короткий по сравнению с предыдущим периодом. U.1.32. Измеряется с помощью семи тестов: 1. Сравнение линий. Испытуемому предлагаются линии разной длины, и он должен выбрать, какая линия длиннее в каждой предложенной паре. 2. Где больше? Пары окружностей, содержащих ряд цифр. Необходимо выбрать окружность, содержащую большее количество цифр. 3. Качество. На основании данного образца необходимо сравнить фигуры, исходя из их размеров и других качеств. 4. Преступление и наказание. Испытуемому необходимо оценить серьезность описанных преступлений и подобрать соответствующее наказание. 5. Слышите ли Вы слово? На магнитофоне проигрываются зашумленные слова, а испытуемый должен записать то, что он услышал. 6. Препятствия. На бумаге предъявляется полоса препятствий и правила их преодоления. Испытуемый должен работать как можно быстрее и выполнить четыре таких задания. 7. Испытуемый пишет собственную подпись как можно быстрее. Затем он пишет ее в обратном направлении также как можно быстрее. JJ.I.33. Измеряется с помощью семи тестов: 1. Оценка деятельности. Испытуемый должен по 5-балльной шкале оценить качество определенной деятельности. 2. Сколько друзей? Испытуемый должен определить: никто, один или более друзей могут помочь ему в предложенных ситуациях. 3. Что бы понравилось? Испытуемый должен ответить, получил бы он удовольствие от описываемых событий или нет. 4. Мои чувства. Испытуемому предлагается по 5-балльной шкале оценить, насколько счастливым или несчастным он чувствовал бы себя в каждой из предложенных ситуаций. 5. Вероятность успеха. Испытуемому предлагается список желательной деятельности, возможность выполнения каждого из этапов которой необходимо оценить по 3-балльной шкале. 6. Утверждения 7. Испытуемому предлагается по 5-балльной шкале оценить, насколько он согласен или не согласен с рядом утверждений. 7. Как бы на Вас повлияли события? Испытуемому предлагается по 5-балльной шкале оценить степень влияния на него предложенных событий — от «очень плохого» до «очень хорошего». По данным Р. Кэттелла и Дж. Шуржер (1978), методика обладает удовлетворительной надежностью ретестовой (при интервале 6 недель коэффициенты, надежности для отдельных факторов варьируют от 0,58 до 0,85). Для характеристики валидности Р. Кэттелл и Дж. Шуржер используют множественный корреляционный анализ субтестов с «чистым» фактором, результаты которого трактуются как характеристики валидности содержательной и валидности конструкт-ной. Коэффициенты весьма высоки и колеблются от 0,64 до 0,92. Несмотря на очевидную важность этих данных, следует отметить, что такой путь анализа скорей нацелен на характеристику внутренней согласованности. Составители батареи тестов приводят данные о высокой валидности критериальной на основании сравнения факторного состава теста с профессиональными и клиническими критериями. Сведений об использовании в СНГ нет. ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕТОДИКА (Object Relations Technique, ORT) — проективная методика исследования личности, опубликована X. Филлипсоном в 1955 г. О. о. м. сходна с тематической апперцепции тестом. Стимульный материал О. о. м. состоит из 12 рисунков. На рисунках изображены люди, находящиеся как в одиночестве, так и в окружении других людей. Испытуемому предлагается составить рассказы по каждому рисунку. Согласно схеме анализа X. Филлипсона, интерпретации подлежат: A. Особенности восприятия ситуации, изображенной на рисунке. B. Описание людей, являющихся действующими лицами рассказа, и их взаимоотношений. C. Структура рассказа. Теоретической основой О. о. м. является психоаналитическая теория объектных отношений. Теория объектных отношений представляет собой попытки описания (заметно различающиеся в интерпретации различных авторов) личности и личностного развития в рамках смены объектных отношений. Это отношения с людьми, с которыми индивид взаимодействует (первоначально — отношения с матерью). Отношения придают смысл инстинктам, форму и структуру «Я&. При анализе психических особенностей личности наибольшее внимание уделяется степени дифференциации себя от других и степени зависимости от других. В настоящее время при интерпретации часто используются дифференциальные критерии О. Кернберга: 1) чувство реальности; 2) интеграция «Я»; 3) уровень развития защитных механизмов. Интерпретация данных, полученных с помощью О. о. м., в основном качественная (с позиций психоанализа). Развернутые данные о валидности и надежности в имеющейся литературе отсутствуют. О. о. м. применяется, как правило, в клинической психологии для изучения личностной динамики в процессе психотерапии. В настоящее время с помощью О. о. м. проводятся также исследования в детской психологии, психологии труда, межкультурные исследования, изучение особенностей защитных механизмов. О. о. м. широко распространена в Великобритании, Южной Америке, Северной Европе и США. Сведений об использовании в СНГ нет. (Expected Balance Scale, EBS) — опросник личностный для исследования моти-вационной сферы личности, ее отношения к будущему. Разработан С. Стаатс в 1985 г. О. б. ш. создана на основе шкалы аффективного баланса (Affected Balance Scale, ABS) H. Брадбурна (1969) — методики исследования уровня счастья, определяемого как разность между суммами положительных и отрицательных эмоций. Испытуемому предлагалось оценить свои эмоции по 18 параметрам, исходя из частоты их проявления в течение последних недель. Впоследствии эта шкала была модифицирована (1983). Для выявления степени выраженности эмоций предлагалась 4-балльная система ответов. Последний вариант был взят за основу О. б. ш., состоящей из 18 утверждений, сформулированных следующим образом: «Какова вероятность того, что в ближайшие несколько недель Вы почувствуете...» Вопросы относятся к различным жизненным сферам и оцениваются по 5-балльной шкале. Надежда, диагностируемая по О. б. щ., определяется как разность ожидаемых положительных и отрицательных эмоций. О. б. ш. направлена на выявление, в первую очередь, эмоционального аспекта надежды (см. Надежды индекс). Методика может применяться для исследования оп-тимистичности, как ожидаемых положительных эмоций, и пессимистичности, как ожидаемых отрицательных эмоций. По мнению автора, при обследовании лиц пожилого возраста О. б. ш. является более чувствительным диагностическим инструментом, чем Надежды индекс. Надежность ретестовая О. б. ш. при обследовании 257 испытуемых 25-72 лет, средний возраст 42,9 года, с интервалом 9 недель — 0,53-0,66. Внутренняя согласованность — 0,83. Отмечены высокие коэффициенты корреляции данных, полученных с помощью О. б. ш. и методик исследования отношения к будущему, таких как, напр., ABS, Шкала лиц (Face Scale). Имеются данные об удовлетворительных результатах изучения валидности О. б. ш. по возрастной дифференциации. Сведений об использовании в СНГ не имеется. ОЗЕРЕЦКОГО ОЦЕНКИ МОТОРИКИ ШКАЛА — тестовая батарея исследования уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов моторики у детей и подростков. Методика предложена Н. И. Озерецким в 1923 г. под названием «Метод массовой оценки моторики у детей и подростков». Шкальный принцип построения аналогичен традиционным тестам интеллекта (см. Бине—Симона умственного развития шкала, Стан-форд—Бине умственного развития шкала). Предусматривается возможность как индивидуального, так и группового обследования. Тесты О. о. м. ш. объединены в пять групп (по 5 тестов в каждой). Состав и направленность тестов по отдельным компонентам развития двигательной сферы следующие: I. Статическая координация (способность стоять с закрытыми глазами в течение 15 с; то же поочередно на правой и левой ногах; на цыпочках, на носках, при различных положениях туловища). И. Динамическая координация и соразмерность движений (передвижение прыжками на правой и левой ногах; прохождение лабиринтов попеременно правой и левой руками; вырезание кружка из бумаги (время ограничено: 1 мин. для правой руки и 1,5 для левой); прочерчивание линий; прыжки с места в высоту). III. Скорость движений (укладывание 20 монет по одной копейке в коробку (время 15 с); рисование вертикальных линий; раскладывание спичек; прокалывание отверстий в листе бумаги с нанесенным на нем кружками (бланк пробы внимания по Россолимо, см. Россолимо «Психологические профили»); нанесение точек на бумагу). IV. Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов). V. Сопровождающие движения (синкинезии) — поднимание бровей; на-морщивание лба; движения кистями рук. Тесты считаются невыполненными, если наряду с требуемыми у испытуемого отмечаются другие движения, напр, движение кистью вместе с движением всей руки, поднимание бровей и движения губами и т. д. Испытания начинаются с тестов на динамическую координацию, затем следует оценка скорости движения, силы, синкинезии и статической координации. В протоколе обследования фиксируется количество выполненных тестов по всем пяти группам моторных качеств (за каждый выполненный тест — 1 балл) и суммарная оценка. Продолжительность процедуры обследования — 45-65 мин. По суммарному результату в соответствии с таблицами норм для испытуемых определяется тот или иной возрастной уровень моторного развития. Нормативные данные установлены на материале обследования 1200 детей (в нормативную группу включены также дети и подростки с отклонениями в умственном развитии). Имеются возрастные нормы и для выполнения каждой группы тестов, что позволяет производить ориентировочную оценку профильную уровня развития отдельных компонентов двигательных навыков. Возрастная шкала норм разделена на шесть уровней (4-6, 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 лет). При разработке методики большое внимание было уделено стандартизации процедуры обследования. В методических материалах подробно описаны инструкции и правила проведения отдельных тестов, схемы оценки, рекомендации по времени обследования и применению методики для различных контингентов испытуемых. К достоинствам О. о. м. ш. в первую очередь следует отнести достаточную широту охвата исследуемых показателей психомоторного развития, простоту проведения, возможность группового тестирования. Кроме решения ряда научных задач, методика используется в практике врачей и педагогов. Безусловна ценность О. о. м, ш. для психодиагностики в школе. В результате теста отчетливо выявляется общий фактор моторного развития. Коэффициент надежности (по методу расщепления) для разных групп испытуемых колеблется от 0,8 до 0,9. Показатель надежности ретестовой достигает 0,7. О. о. м. ш. широко используется в зарубежной психодиагностике. Методика считается особенно полезной при обследовании умственно отсталых детей, у которых часто наблюдаются дефекты развития моторики. В настоящее время применяется шкала моторного развития Линкольна—Озерецкого (Lincoln—Oseretsky Motor Development Scale, 1955), представляющая собой новую стандартизацию оригинальной шкалы с некоторым изменением системы оценки результатов, введением дополнительных заданий. Сведений об использовании в настоящее время в СНГ не имеется. ОПРОСНИК ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (ОТеЦ) — опросник личностный. Предложен И. Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека. Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале (не имеет никакого значения—1, небольшое значение — 2, определенное значение — 3, важно — 4, очень важно — 5). Примеры утверждений опросника: 12. Избегать конформизма в своих общественно-политических взглядах; 34. Быть лидером в Вашей семье; 43. Получать удовольствие не от результатов Вашей работы, а от ее процесса. Полученные оценки в баллах по таблицам норм переводятся в стэны (см. Оценки шкальные). Результаты представляются в форме индивидуального профиля, отдельно для шкал терминальных ценностей и жизненных сфер. ОТеЦ основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей. Методика позволяет оценить как общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей (собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности), так и их представлеяность в различных сферах жизни человека (сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования, сфера семейной жизни, сфера общественной жизни, сфера увлечений). Имеются данные об удовлетворительной надежности опросника (коэффициент надежности ретестовой — 0,52-0,77; коэффициент надежности частей теста — 0,71-0,87), а также валиднос-ти конструктной и валидности критериальной. Стандартизация проводилась на выборке из 345 испытуемых в возрасте от 20 до 45 лет. Основной сферой применения О. т. ц. автор считает психологическое консультирование, прежде всего профессиональное. ОПРОСНИКИ — обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений). О. предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов обследуемого. О. относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личностные, опросники состояния и настроения и опросники-анкеты. ОПРОСНИКИ БИОГРАФИЧЕ- СКИЕ — группа опросников-анкет, предназначенных для получения данных об истории жизни человека. Наиболее типичные вопросы О. б. относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям. Известны О. б., которые содержат вопросы из опросников интересов. По мнению А. Анастази (1982), О. б. оказались валидными для предсказания результатов деятельности в разнообразных сферах. В психодиагностике О. б. позволяют получать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов (методик), используемых в психодиагностическом обследовании. ОПРОСНИКИ ИНТЕРЕСОВ — труп па опросников, предназначенных для измерения интересов. О. и., так же как и опросники установок, в зависимости от степени «насыщенности» личностными показателями, могут быть отнесены как к опросникам личностным, так и к опросникам-анкетам. Разработка первых О. и. была связана преимущественно с решением достаточно узкой задачи — выяснить, согласится ли обследуемый на какой-либо конкретный вид деятельности или откажется от него. В дальнейшем данные, полученные с помощью О. и., рассматриваются во взаимосвязи с различными личностными особенностями, более того, в них вводятся личностные шкалы. Одним из наиболее популярных за рубежом О. и. является разработанный Э. Стронгом «Бланк профессиональных интересов». Начало разработки опросника относится к 20-м гг., он неоднократно перерабатывался и совершенствовался. Первое издание осуществлено в 1938 г. Автором были составлены 400 заданий, сгруппированных в 8 рубрик, таких как «профессии*, «школьные предметы», «развлечения* и др. «Бланк профессиональных интересов* Э. Стронга выявляет четыре «параметра» интересов: 1) сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успеха в определенной профессии (той, что касается задания); 2) сходство интересов обследуемого с типично мужскими и типично женскими интересами; 3) степень зрелости интересов (путем сравнения результатов лиц разного возраста, но с одинаковыми интересами); 4) степень профессиональной подготовки, Теоретической посылкой Э. Стронга явилось предположение о том, что представители отдельных профессиональных групп обладают сходными интересами, пристрастиями, навыками и т. д. Эти особенности можно обнаружить при сравнении ответов на одни и те же вопросы (задания) представителей определенной профессиональной группы с ответами «людей вообще*. Не менее распространены в зарубежных исследованиях О. и., предложенные Г. Кьюдером (1963, 1966). Из них наи-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |