КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общего здоровья опросник
О ОБЛАКОВ КАРТИНЫ (Cloud Pictures) — проективная методика исследования личности. Впервые описана учеником В. Штерна К. Клюве в 1932 г., затем В. Якобсеном в 1935 г. В окончательном виде методика описана в 1937 г. В. Штерном. Стимульный материал О. к. представляет собой изображение трех фигур, напоминающих массы облаков. Фигуры имеют различную степень структурированности (малую, среднюю и высокую). В 0. к. сделана попытка, в отличие от Рор-шаха теста, использовать в качестве стимульного материала пятна без четкого контура и несимметричные. Испытуемому предлагают рассказать о том, что изображено на рисунках, отметить на каждом рисунке контуры выделяемых фигур. Стимульный материал О. к. не сковывает воображение испытуемого и способствует получению нестереотипных интерпретаций. Анализ полученных данных проводят в несколько этапов. 1. Количественный и качественный анализ интерпретаций испытуемого (количество интерпретаций, количество деталей в рассказе, количество повторных ответов,стандартных ответов, об- щие особенности интерпретаций и Др.). 2. Анализ рисунка испытуемого — контур фигур (степень связи с реальностью, учет формы, степень гибкости и Др.). 3. Оценка внушаемости (ее разновидность и источники). Данные о валидности и надежности О. к. отсутствуют. Сведений об использовании в СНГ не имеется. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТА — характеристика методики (теста), указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест. Для этой группы устанавливаются нормы, оптимальная трудность заданий теста, определяются характеристики валидности, надежности и т. д. Величина О. п. т. определяется специфичностью выборки стандартизации по возрастным, половым, социокультурным, профессиональным и другим критериям. В случае, если нормы теста носят широкий, универсальный характер, соответственно широка и О. п. т. На практике обычно нормы теста составляются для дифференцированных контингентов (чаще всего разного пола и возраста) (см. Стандар- тизация). О. п. т. зависит от диагностической направленности метода и свойств исследуемой деятельности, особенностей личности. Для тестов достижений, методик профотбора, клинических тестов О. п. т. сравнительно узка. Для методик, направленных на исследование психофизиологических показателей, тестов интеллекта, опросников личностных О. п. т. существенно шире. О. п.т. имеет непосредственное отношение к определению валидности методики. В комплексе со сведениями о конструктном содержании исследуемых явлений, выбранной областью валидности О. п. т. определяет содержание, характер, трудность заданий теста. О. п. т. тесно связана с валидностью текущей и ва-лидностъю прогностической (см. Модераторы). Ее обычно намечают до начала разработки теста. Впоследствии О. п. т. подтверждают и уточняют вместе с оценкой валидности методики. Сведения об О. п. т. являются очень важными для правильного практического использования методики и обязательно должны быть включены в методические материалы по тесту. (General Health Questionnaire, GHQ) — опросник личностный, разработан Д. Гол-дбергом в 1972 г. Предназначен для диагностики психологического благополучия, эмоциональной стабильности. О. з. о. имеет три варианта, которые состоят соответственно из 60,30 и 12 вопросов, ответы на которые испытуемый дает по 4-балльной шкале: 0 — «безусловно, нет», 1 — «пожалуй, нет», 2 — «пожалуй, да», 3 — «безусловно, да». Высокие баллы (характеризующие полюс психического дискомфорта) соответствуют утвердительным ответам на те вопросы, которые раскрывают проявления психологического неблагополучия, эмоциональной неустойчивости, и отрицательным ответам на те, которые связаны с выражением положительных эмоций, психологической стабильности (они оцениваются в обратном порядке). В качестве примера воспроизведем краткий вариант О. з. о. Чувствовали ли Вы в последнее время, что: 1. Вы в состоянии сосредоточиться на том, что Вы делаете? 2. Вы плохо спите из-за беспокойства? 3. Вы выполняете полезную работу? 4. Вы способны принять какое-либо решение? 5. Вы постоянно находитесь в напряжении? 6. Вы не в состоянии преодолеть затруднения? 7. Вы способны получать удовлетворение от Ваших обычных каждодневных дел? 8. ■ Вы готовы противостоять своим труд- ностям? 9. Вы несчастливы и подавлены? 10. Вы теряете уверенность в своих силах? 11. Вы думаете о себе как о никчемном человеке? 12. Вы в целом ощущаете себя счастливым, несмотря ни на что? Баллы за ответы на вопросы 1, 3, 4, 7, 8 и 12 подсчитываются в обратном порядке. В 1979 г. Д. Голдбергом и В. Хиллером предложен новый вариант О. з. о., состоящий из 28 вопросов (GHQ-28) и опера-ционализирующий, согласно авторам, психологическое благополучие как элемент более общего конструкта — «качество жизни». GHQ-28 включает 4 подшка-лы: соматические симптомы, тревога и бессонница, социальные дисфункции и депрессия. Этот вариант О. з. о. переведен на 38 языков. Все варианты О. з. о. широко используются за рубежом для измерения степе- ни дистресса. Имеются сведения об их высокой валидности и надежности, представлены нормативные данные для различных возрастных, половых и профессиональных групп. GHQ-28 использовали для обследования 691 больного ревматоидным артритом в Голландии, Франции, Швеции и Норвегии, что дало возможность получения кросскультурных данных. (В. Кроль и др., 1994) Данных об использовании в СНГ нет. ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ БАТАРЕЯ ТЕСТОВ (General Aptitude Test Battery, GATB) ■ — тест интеллекта, батарея тестов, включающая вербальные и практические серии заданий. О. с. б. т. направлена на измерение общих способностей, однако имеется некоторое отличие данной методики от тестов интеллектов общего назначения (таких, напр., как Веке-лера измерения интеллекта шкалы, Станфорд—Бине умственного развития шкала и др.), состоящее главным образом в том, что валидизация тестов типа О. с. б. т. ориентируется на профессиональные критерии, а не на успехи в обучении (см. Валидность, Валидностъ критериальная). Методики типа GATB, находящие применение в зарубежной профессиональной психодиагностике, обозначаются как «комплексные батареи способностей» (Multiply Aptitude Batteries), при этом под общими способностями понимаются комплексные качества, необходимые для овладения многими видами профессиональной деятельности. О. с. б. т. разработана Службой занятости США (Б. Дворак, 1956) для использования в области профессионального отбора и профориентации. GATB включает 12 тестов, направленных на анализ различных комплексных способностей, актуализируемых в широком круге видов профессиональной деятельности. Восемь субтестов являются тестами бланковы- ми, четыре требуют для проведения специальных приспособлений. Все субтесты являются тестами скорости. Состав тестов GATB следующий; I тест. Сопоставление и выявление сходств и различий в парах слов по буквенному составу (150 пар). Например: Jourdan — Jourdan; Fadeley Co — Fadeley Со; Pearson's — Peerson's; Ansel Arapi-an — Ansle Arapian и т. д. II тест. Арифметические упражнения (50 простых задач с одним арифметическим действием). III тест. Восприятие форм. При выполнении теста испытуемый должен определить, какой из четырех трехмерных предметов, нарисованных в правом поле, может быть получен из показанной в левом поле развертки (рис. 47, а). IV тест. Словарный. Из групп по четыре слова выделить слова, имеющие одинаковые или противоположные значения, напр.: 1) а) старый; б) молодой; в) практичный; г) родственный; 2) а) открытый; б) горячий; в) холодный; г) сухой. V тест. Сравнение изображений. Испытуемый должен определить, какое из четырех приведенных справа изображе" ний предметов полностью соответствует образцу в левом поле (рис. 47, б). VI тест. Арифметические задачи (50 заданий). VII тест. Сравнение геометрических фигур. Испытуемому предлагают два набора одинаковых по размеру и форме фигур, отличающихся лишь расположением фигур и их разворотом. Необходимо отыскать сходные фигуры (рис. 48, а). VIII тест. Воспроизведение линий рисунка по образцу (рис. 48, б). IX тест. Психомоторная ловкость. Оборудование для проведения теста представляет собой прямоугольную доску из двух частей с отверстиями, в которые
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |