Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПСИХИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ





ЕЖЕГОДНИК(Mental Measurements Yearbook) — реферативно-справочное из­дание по психологическим тестам, публи­куемое в США с 1938 г. (ранее, с 1933 по 1936 г. выходило в свет аналогичное изда­ние под названием «Образовательные, психологические и личностные тесты). Последний, одиннадцатый выпуск, осуще­ствлен в 1992 г. Издатель — Институт психических измерений Оскара Буроса (Линкольн университет штата Небраска). П. и. е. публикует: а) краткие сведе­ния о новых или пересмотренных тестах, предназначенных для англоязычного пользователя. Обычно указываются: цель, для обследования кого предназна­чен, дата публикации, акроним, название и количество шкал (субтестов), особенно­сти проведения (групповое или индивиду­альное), сведения о стоимости, время про­ведения, комментарий, касающийся спе-" цифических особенностей теста, сведения об авторе, сведения об издателе, б) крити­ческие обзоры каждого из упоминаемых тестов, подготовленные высококвалифи­цированными экспертами, в) библиогра-

фия работ, в которых рассматриваются проблемы конструирования, валидности и т. п. сведения об описываемом тесте,

г) классифицирующий указатель тестов,

д) именной указатель, е) указатель шкал тестов, ж) указатель издателей тестов, з) указатель, расшифровывающий акро­нимы, и) указатель авторов критических обзоров.

Каждый том П. и. е. организован по­добно энциклопедии, тесты рассматрива­ются в алфавитном порядке. Количество упоминаемых тестов варьирует от тома к тому, в среднем составляя 400-500 наи­менований. На каждый тест приходится примерно по два критических обзора. На­чиная с девятого выпуска к каждому тому издается Дополнение, являющееся логи­ческим продолжением П. и. е. Начиная с 11 тома ежегодник распространяется так­же на магнитном носителе (CD-ROM). П. и. е. по праву считается наиболее авто­ритетным справочным изданием по психо­логическим тестам (см. также Тестов из­дательства (издатели)).

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ

проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989 г.

Стимульный материал П. т. состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, пря­моугольник, треугольник, зигзаг и круг (рис. 51). Обследуемому предлагают «по­чувствовать свою форму* и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это — Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжиру­ются в порядке предпочтения.

При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символическо­го значения формы используемых в П. т. стимулов: «Квадраты» — люди трудолю­бивые, усердные, выносливые, ценят по­рядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально



Рис. 51. Стимульный материал Психогеометри-

ческого теста

сдержанны. «Прямоугольники» — люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопреде­ленности в отношении себя на данный мо­мент времени. «Треугольники» —люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, дости­гают их. «Зигзаги» — люди-творцы с раз­витой интуицией, доминирующий стиль мышления — синтетический, они устрем­лены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью. «Круги» — люди доброжелательные, ис­кренне заинтересованные в хороших меж­личностных отношениях, их высшая цен­ность — люди, их благополучие.

Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной. В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе той на­уки, которую С. Деллингер определяет как психогеометрию, названы учение К. Юнга о психических типах и представ­ления о функциональной асимметрии по­лушарий головного мозга.

Сведения о валидности и надежнос­ти П. т. отсутствуют. Такая работа нача­та российскими психологами, попытавши­мися установить связь П. т. с показателя­ми ряда опросников личностных и Раве-на прогрессивных матриц. Сообщается о том, что почти все результаты сравни­тельного анализа «подтверждают психо­логические характеристики геометричес­ких форм личности» (А. А. Алексеев, Л.А.Громова, 1991). П. т. рекомендуется использовать в практике психологическо­го консультирования.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМА­НИЯ— совокупность приемов и мето­дик, направленных на получение диагно­за^ психологического особенностей и качеств внимания (устойчивости, пере-ключаемости, концентрации и т. д.).

Исследование внимания имеет боль­шое значение в школьной психодиагнос­тике, в частности при анализе причин не­успеваемости, особенностей учебной деятельности, в целях выработки индиви­дуальных психолого-педагогических ре­комендаций. Различные по характеру и выраженности нарушения внимания и ум­ственной работоспособности типичны для некоторых контингентов больных нервно-психическими и соматическими заболева­ниями. Это объясняет важность и распро­страненность методик, направленных на психодиагностическое исследование осо­бенностей внимания в клинической пси-

пси -----------------------------

ходиагностике. Различные стороны вни­мания и их измерение являются важной задачей психодиагностики профессио­нальной, особенно при отборе персонала. Большинство специализированных те­стов для оценки качеств внимания явля­ются относительно простыми по процеду­ре проведения тестами скорости (напр., корректурная проба и ее вариан­ты, тест Тулуза—Пьерона и т. д.).

Для исследования особенностей вни­мания, работоспособности и утомляемос­ти больных Э. Крепелином (1895) предло­жено несколько простых проб, напр, ис­пытуемому дают бланк с записанными на нем однозначными числами, которые нуж­но складывать в уме. Результат оценива­ют по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Другое задание зак­лючается в последовательном вычитании из 100 или 200 одного и того же числа. Ис­пытуемый также считает в уме, называя вслух только промежуточные результаты.

Возможен вариант проб для выявления особенностей переключения внимания. В этом случае отсчитывается не одно число, а два чередующихся, напр. 7 и 8.

Распространенной методикой иссле­дования внимания являются таблицы Шульте, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25 (рис. 52). Ис­пытуемый отыскивает и показывает чис­ла в порядке их возрастания. Проба по­вторяется с пятью разными'таблицами. Основной показатель — время выполне­ния. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчи­вость внимания и работоспособность в ди­намике (см. Корректурная проба).

Для оценки переключения внимания используется модификация таблиц Шуль­те, предложенная Ф. Д. Горбовым (1959, 1964 гг.). В такой таблице в случайном порядке расположены черные (от 1 до 25) и красные (от 1 до 24) числа. Испытуемый

14 18 7 24 21   25 7 21 11   5 14 12 23 2
22 1 10 9 6 б 2 10 3 23 18 25 7 24 13
16 5 8 20 11 17 12 15 5 18 11 3 20 4 16
23 2 25 15 1 16 20 9 24 6 10 19 22 1
19 13 17 12 4 19 13 4 14 8 21 15 9 17 8
21 12 7 1 20  
6 15 17 3 18  
19 4 8 25 13  
24 2 22 10 5  
9 14 11 23 16  
9 5 п 23 20  
14 25 17 19 13  
3 21 7 16 1  
18 12 24 4  
8 15 10 2 22  
                                     

Рис. 52. Таблицы Шульте

должен вначале отыскать черные числа в возрастающем порядке, затем в убываю­щем порядке показать красные. Третье за­дание заключается в попеременном поис­ке черных чисел в возрастающем порядке и красных чисел в убывающем порядке.

В числе других примеров тестов вни­мания можно привести соответствующие наборы заданий из Россолимо «психоло­гических профилей». Общих способнос­тей батареи тестов.

В диагностике особенностей внимания важное место всегда должно отводиться наблюдению за деятельностью испытуе­мого. Суждение о развитии и состоянии характеристик внимания может быть вы­несено на основании работы испытуемого над любым по характеру эксперименталь­ным заданием.

Распространенным в загадной психо­диагностике тестом внимания является Konzentratkm—Leistung-Test (KLT), зак­лючающийся в выполнении простых счет­ных операций. Продолжительность теста 20 мин, результат оценивается по процен­ту ошибок от количества решений. Коэф­фициент надежности теста — 0,86-0,92, валидности коэффициент по свя­зи с критерием школьной успеваемос­ти— 0,20-0,30 (0,39 — по успешности изучения математики). Для изучения ин­дивидуальных особенностей внимания ис­пользуется тест на импульсивность/реф­лексивность (Matching Familiar Figures Test). Значительное внимание западные психологи уделяют диагностике поддер­живаемого внимания (процесс, обеспечи­вающий в течение длительного времени внимание к редким, непредсказуемым сиг­налам, иначе говоря, «состояние готовно­сти»). Для этого используют тест непре­рывной деятельности (Continious Perfor­mance Test) и пробу парно-ассоциативно­го заучивания (Paired-Associated Lear­ning). В первом тесте 12 букв последова­тельно появляются на экране (или назы-





Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.