КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психических измерений
ЕЖЕГОДНИК (Mental Measurements Yearbook) — реферативно-справочное издание по психологическим тестам, публикуемое в США с 1938 г. (ранее, с 1933 по 1936 г. выходило в свет аналогичное издание под названием «Образовательные, психологические и личностные тесты). Последний, одиннадцатый выпуск, осуществлен в 1992 г. Издатель — Институт психических измерений Оскара Буроса (Линкольн университет штата Небраска). П. и. е. публикует: а) краткие сведения о новых или пересмотренных тестах, предназначенных для англоязычного пользователя. Обычно указываются: цель, для обследования кого предназначен, дата публикации, акроним, название и количество шкал (субтестов), особенности проведения (групповое или индивидуальное), сведения о стоимости, время проведения, комментарий, касающийся спе-" цифических особенностей теста, сведения об авторе, сведения об издателе, б) критические обзоры каждого из упоминаемых тестов, подготовленные высококвалифицированными экспертами, в) библиогра- фия работ, в которых рассматриваются проблемы конструирования, валидности и т. п. сведения об описываемом тесте, г) классифицирующий указатель тестов, д) именной указатель, е) указатель шкал тестов, ж) указатель издателей тестов, з) указатель, расшифровывающий акронимы, и) указатель авторов критических обзоров. Каждый том П. и. е. организован подобно энциклопедии, тесты рассматриваются в алфавитном порядке. Количество упоминаемых тестов варьирует от тома к тому, в среднем составляя 400-500 наименований. На каждый тест приходится примерно по два критических обзора. Начиная с девятого выпуска к каждому тому издается Дополнение, являющееся логическим продолжением П. и. е. Начиная с 11 тома ежегодник распространяется также на магнитном носителе (CD-ROM). П. и. е. по праву считается наиболее авторитетным справочным изданием по психологическим тестам (см. также Тестов издательства (издатели)). ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ — проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989 г. Стимульный материал П. т. состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг (рис. 51). Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму* и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это — Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символического значения формы используемых в П. т. стимулов: «Квадраты» — люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально Рис. 51. Стимульный материал Психогеометри- ческого теста сдержанны. «Прямоугольники» — люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. «Треугольники» —люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их. «Зигзаги» — люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления — синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью. «Круги» — люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность — люди, их благополучие. Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной. В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе той науки, которую С. Деллингер определяет как психогеометрию, названы учение К. Юнга о психических типах и представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Сведения о валидности и надежности П. т. отсутствуют. Такая работа начата российскими психологами, попытавшимися установить связь П. т. с показателями ряда опросников личностных и Раве-на прогрессивных матриц. Сообщается о том, что почти все результаты сравнительного анализа «подтверждают психологические характеристики геометрических форм личности» (А. А. Алексеев, Л.А.Громова, 1991). П. т. рекомендуется использовать в практике психологического консультирования. ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ — совокупность приемов и методик, направленных на получение диагноза^ психологического особенностей и качеств внимания (устойчивости, пере-ключаемости, концентрации и т. д.). Исследование внимания имеет большое значение в школьной психодиагностике, в частности при анализе причин неуспеваемости, особенностей учебной деятельности, в целях выработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций. Различные по характеру и выраженности нарушения внимания и умственной работоспособности типичны для некоторых контингентов больных нервно-психическими и соматическими заболеваниями. Это объясняет важность и распространенность методик, направленных на психодиагностическое исследование особенностей внимания в клинической пси- пси ----------------------------- ходиагностике. Различные стороны внимания и их измерение являются важной задачей психодиагностики профессиональной, особенно при отборе персонала. Большинство специализированных тестов для оценки качеств внимания являются относительно простыми по процедуре проведения тестами скорости (напр., корректурная проба и ее варианты, тест Тулуза—Пьерона и т. д.). Для исследования особенностей внимания, работоспособности и утомляемости больных Э. Крепелином (1895) предложено несколько простых проб, напр, испытуемому дают бланк с записанными на нем однозначными числами, которые нужно складывать в уме. Результат оценивают по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Другое задание заключается в последовательном вычитании из 100 или 200 одного и того же числа. Испытуемый также считает в уме, называя вслух только промежуточные результаты. Возможен вариант проб для выявления особенностей переключения внимания. В этом случае отсчитывается не одно число, а два чередующихся, напр. 7 и 8. Распространенной методикой исследования внимания являются таблицы Шульте, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25 (рис. 52). Испытуемый отыскивает и показывает числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными'таблицами. Основной показатель — время выполнения. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике (см. Корректурная проба). Для оценки переключения внимания используется модификация таблиц Шульте, предложенная Ф. Д. Горбовым (1959, 1964 гг.). В такой таблице в случайном порядке расположены черные (от 1 до 25) и красные (от 1 до 24) числа. Испытуемый
Рис. 52. Таблицы Шульте должен вначале отыскать черные числа в возрастающем порядке, затем в убывающем порядке показать красные. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем порядке и красных чисел в убывающем порядке. В числе других примеров тестов внимания можно привести соответствующие наборы заданий из Россолимо «психологических профилей». Общих способностей батареи тестов. В диагностике особенностей внимания важное место всегда должно отводиться наблюдению за деятельностью испытуемого. Суждение о развитии и состоянии характеристик внимания может быть вынесено на основании работы испытуемого над любым по характеру экспериментальным заданием. Распространенным в загадной психодиагностике тестом внимания является Konzentratkm—Leistung-Test (KLT), заключающийся в выполнении простых счетных операций. Продолжительность теста 20 мин, результат оценивается по проценту ошибок от количества решений. Коэффициент надежности теста — 0,86-0,92, валидности коэффициент по связи с критерием школьной успеваемости— 0,20-0,30 (0,39 — по успешности изучения математики). Для изучения индивидуальных особенностей внимания используется тест на импульсивность/рефлексивность (Matching Familiar Figures Test). Значительное внимание западные психологи уделяют диагностике поддерживаемого внимания (процесс, обеспечивающий в течение длительного времени внимание к редким, непредсказуемым сигналам, иначе говоря, «состояние готовности»). Для этого используют тест непрерывной деятельности (Continious Performance Test) и пробу парно-ассоциативного заучивания (Paired-Associated Learning). В первом тесте 12 букв последовательно появляются на экране (или назы-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |