Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темперамента оценочная батарея 2 страница




Более эвристичной представляется классификация, разработанная В. Н. Дру­жининым (1990)в связи с введением по­нятия валидности экологической.

Он выделяет четыре варианта П. с:

1. Добровольное участие в обследовании, самостоятельный выбор дальнейшего поведения.

2. Принудительное участие в обследова­нии, самостоятельный выбор дальней­шего поведения.

3. Принудительное участие в обследова­нии, выбор дальнейшего поведения на­вязан.

4. Добровольное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан. В соответствии с этими вариантами

П.с. определена их типология:

Тип 1. Ситуация добровольной психо­логической консультации, напр., по про­блемам семьи и брака. Другой вариант си­туаций этого типа — психологическая профессиональная консультация школь­ников, третий — консультирование руко­водителей по проблемам стиля руковод­ства и общения.

Тип 2. Ситуации профессионального отбора (за исключением тех случаев, ког­да отбор осуществляется без желания об­следуемого).

Тип 3. Ситуации массовых обследова­ний, от участия в которых нельзя укло­ниться.

- Тип 4. Множество ситуаций, характе­ризующихся высоким уровнем социально­го контроля за поведением обследуемого, принуждением его к участию в обследо­вании.

Понятно, что в разного типа ситуаци­ях будет по-разному проявляться мотив на социальное одобрение, что, в свою оче­редь, будет оказывать влияние на резуль­таты обследования (см. Установки на ответ). Не следует считать, что учет П. с, который несомненно важен для пси-. ходиагноста, решает проблему ситуацион­ной изменчивости—устойчивости свойств личности; для ее решения необходимо развитие такого направления, как психо­логия ситуаций (см, Валидность эколо­гическая).

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕ­ТОД — исследовательский метод пси­хологической науки. П. м. имеет опре­деленную специфику по отношению к тра­диционным исследовательским методам психологии, неэкспериментальному (опи­сательному) и экспериментальному. Ос­новной особенностью П. м. является его измерительно-испытательная направлен­ность, за счет которой достигается коли­чественная (и качественная) оценка изу­чаемого явления. Это становится возмож­ным в результате выполнения определен­ных требований.

Одно из важнейших требований — стандартизация инструмента измере­ния, в основе которой лежит понятие нор­мы, поскольку индивидуальная оценка, напр, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена толь­ко путем сопоставления с результатами других обследуемых. Не менее суще­ственны для П. м. требования к надежно­сти и валидности инструмента измере­ния, а также жесткая регламентация про­цедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные спосо­бы представления стимульного материа­ла, невмешательство исследователя в де­ятельность обследуемого и др.). Задача, стоящая перед П. м., не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обя­зательным является его интерпретация (см. Диагноз психологический).

П. м. конкретизируется в трех основ­ных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик {тестов).

1. «Объективный» подход — диаг­ностика осуществляется на основе успеш­ности (результативности)и способа(осо­бенностей) выполнения деятельности.

2. «Субъективный» подход — ди­агностика осуществляется на основе све­дений, сообщаемых о себе, самоописания

особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях.

3. «Проективный» подход — ди­агностика осуществляется на основе ана­лиза особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его из­вестной неопределенности (слабострук-турированности) объектом проекции.

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуально­сти привел к образованию двух типов ме­тодик (тестов), противопоставление кото­рых стало традиционным. Это тесты личности и тесты интеллекта. Первые направлены на измерение неинтеллекту­альных особенностей индивида, вто­рые — на установление уровня его интел­лектуального развития. Несомненно, что такое «обособление* сфер личностных проявлений и интеллекта имеет ограни­ченный, но тем не менее важный для пси­ходиагностики смысл. Сохранение за лич­ностными проявлениями, с одной сторо­ны, и интеллектом — с другой, относи­тельной самостоятельности позволяет бо­лее глубоко проникнуть в сущность этих психических образований, а известное ак­центирование их функционального свое­образия способствовало разработке пси­ходиагностических методик, ценность ко­торых неоспорима.

Тесты личности, относимые в насто­ящей классификации к объективному подходу, можно подразделить на тесты действия (целевые личностные тесты) и тесты ситуационные. Диагностика уров­ня интеллектуального развития пред­ставлена многочисленными тестами ин­теллекта. Кроме того, в рамках объек­тивного подхода выделяются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей и тесты до­стижений. Субъективный подход пред­ставлен многочисленными опросниками, а проективный — разнообразными про-

ективными методиками исследования личности.

Внутри каждого из подходов могут быть легко выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик (тестов). В то же время некоторые из кон­кретных психодиагностических методик трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение. Между рассматриваемыми диагностическими подходами нет и не мо­жет быть непроходимых границ, которые отсутствуют и в исследовательских мето­дах психологической науки.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБ­СЛЕДОВАНИЕ — деятельность психо­лога, конечным результатом которой яв­ляется диагноз психологический. Выде­ляют три основных этапа П. о.: сбор дан­ных в соответствии с задачей исследова­ния; переработка и интерпретация полу­ченных данных; вынесение решения (ди­агноз или прогноз).

Сбору данных с помощью психодиаг­ностических методик (тестов) должен предшествовать период ознакомления с некоторым комплексом объективной и субъективной информации об обследуе­мом (напр., история болезни, заключения других специалистов и т: д.). С этой целью могут быть использованы и опросники-анкеты. Авторы всех известных тестов обращают особое внимание на предвари­тельное изучение обследуемого. Этим со­здается основной фон П. о., намечаются элементы рабочей картины личности, не­обходимые для диагноза и прогноза.

Поскольку П. о. всегда образует систе­му взаимодействия «экспериментатор— обследуемый», необходимо учитывать влияние различных переменных, вклю­ченных в эту систему (ситуационные пе­ременные, к которым в первую очередь относятся психодиагностические ситу­ации, переменные цели обследования и

задания, переменные исследователя и об­следуемого). При выборе психодиагности­ческих методик следует руководствовать­ся сведениями об их надежности и валидности по отношению к диагности­ческой задаче (см. Область применения теста). Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики (построение «профиля личности», пере­вод «сырых» оценок в стандартные вели­чины, расчет интеллекта коэффициен­та и т. д.).

В процессе переработки и интерпрета­ции диагностических данных традиционно выделяют два пути: клинический и ста­тистический. Клинический подход ориен­тирован прежде всего на опыт исследо­вателя, интуицию; его особенностью яв­ляется доверие к «субъективному сужде­нию» (А. Анастази, 1982). Статисти­ческий подход предусматривает учет объективных (количественных) показате­лей, их статистическую обработку в виде, напр., уравнения регрессии. В зарубеж­ной литературе неоднократно проводи­лось сравнительное изучение клиничес­ких и статистических прогнозов. Во мно­гих исследованиях была продемонстриро­вана более высокая эффективность стати­стического прогноза. Однако вопрос об эффективности этих подходов не может быть решен альтернативно. В полноцен­ном П. о. необходимо гармоничное сочета­ние клинического и статистического под­ходов, а не их противопоставление.

На определенном этапе П. о. нередко возникает необходимость упорядочения диагностических показателей, сведение их в систему. Эта задача многократно ус­ложняется в случае, когда используемые диагностические методики опираются на различные теоретические положения, а полученные результаты выражаются не в общепринятых терминах. Интеграция раз­нородных данных может осуществляться

на эмпирическом и теоретическом уров­нях. В первом случае разрабатывается ка­кая-либо схема сопоставления результа­тов отдельных методик без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, напр., пятибалльная шкала, край­ние значения которой характеризуют «вы­сокий* и «низкий» показатели каждой ме­тодики. Теоретический уровень обобще­ния диагностических данных значительно сложнее. Здесь требуется систематиза­ция полученных результатов на основе какой-либо теории и выражение их в по­нятиях этой теории.

На этапе принятия решения выделяют три уровня диагностических заключений (см. Диагноз психологический). П. о. за­вершается разработкой программы дей­ствий, которые необходимо осуществить применительно к данному случаю, напр., дополнительные занятия по развитию тех или иных способностей у учащегося, на­правленное терапевтическое воздействие с учетом личностных особенностей паци­ента и т. д., для осуществления связи с по­лученными результатами. Итоги П. о. дол­жны быть представлены в психологичес­ких понятиях, доступных неспециалисту.

В организации и проведении П. о. обя­зательно соблюдение этических норм психодиагностики. Психолог, проводя­щий П. о., должен иметь соответствую­щий цели и задачам обследования уровень тестовой компетенции.

ПСИХОДРАМА (греч. чшхл' — душа и 5раца — действие, представление) про­ективная методика исследования лич­ности. Предложена Дж. Морено в 1946 г. на основе его предшествующих разрабо­ток в области социометрии и социодрамы. П. осуществляется в виде импровизи­рованного театрального представления, в котором обследуемый играет роль самого себя или воображаемого лица. Считается,

что в специально созданных драматичес­ких ситуациях, созвучных переживаниям обследуемого, проявляются (проектиру­ются) его личностные особенности, а путем аффективного отреагирования (иг­ровой катарсис) достигается терапевти­ческий эффект.

Стандартной процедуры обследования нет, однако автором разработана общая схема, в которой' т. н. «вспомогательные Я» (специально подготовленные актеры) создают в игровой форме необходимые стимульные условия. Для интерпретации (исключительно качественной) конфлик­тов и переживаний, проявляющихся в иг­ровой деятельности, широко привлекают­ся положения психоанализа. Данные о ва-лидности и надежности П. как проек­тивной методики отсутствуют. П. широко­го распространения в психодиагностичес­кой практике не получила прежде всего в силу значительной сложности осуществ­ления. В нашей стране П. в.качестве ис­следовательской методики не приме­нялась, но ее определенные элементы ши­роко используются в групповой психоте­рапии (см. Кукол тест).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИ­КА (греч. yujcn' — душа и бшууоост-■uicoq — способный распознавать) — об­ласть психологической науки, разрабаты­вающая принципы, пути и приемы распоз­нания, оценки и измерения ииндивидуаль-но-психологических особенностей лично­сти.

Структура современной П. д.: а) об­щая теория психологического измерения, б) частные теории и методики измерения свойств и поведения личности, в) теории и методики оценивания, или внетестовая диагностика (сравни: Психологическая оценка),

Понятие П. д. появляется в 1921 г. и принадлежит Г. Роршаху (см. Роршаха

тест), назвавшему так обследование с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста». Со­держание этого понятия вскоре суще­ственно расширяется, и под П. д. начи­нают понимать все то, что связано с изме­рением индивидуально-психологических различий. Впоследствии, в 30-40-е гг., в связи с возникновением проективной пси­хологии личности и отнесением теста Роршаха к проективным методикам, за по­нятием П. д. закрепляется достаточно об­ширная, но тем не менее ограниченная об­ласть исследований, связанных с теорией и практикой этих методик, являющихся в известном смысле антиподами традицион­ных психометрических. Тем самым П. д. отделяется от психологического тестиро­вания,

Сегодня в зарубежной литературе по­нятие П. д. используется: 1) как синоним психологического тестирования, 2) как получение данных о личности с помощью проективных методик (а также их разра­ботка), 3) как теория и практика оценки психического состояния больных с помо­щью психологических тестов (в данном случае исходят из предложения ряда ав­торов, напр. С. Розенцвейг (1949), сохра­нить термин «диагноз» исключительно для обозначения каких-либо расстройств, отклонений). В советской психологии по­нятие П. г. для обозначения соответству­ющей области исследований появляется в конце 60-х гг.

Предыстория П. д. исчисляется многи­ми веками. Первые «тесты», предназна­ченные для определения индивидуальных психологических различий, были извест­ны более 4000 лет назад. История древ­нейших цивилизаций дает тому немало свидетельств. Достаточно вспомнить о том, что в Древнем Китае за 2200 лет до Рождества Христова была создана систе­ма отбора чиновников, которая охватыва-

ла весьма широкий спектр «проявлений личности» — от умения писать до поведе­ния в быту (подобной нет и по сей день!). Уже Платон хорошо понимал значение природных задатков, делающих людей не только отличающимися друг от друга, но влияющих и на их способности к тому или иному делу.

В конце XIX века в психологию прони­кает и быстро завоевывает популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствует зарождению П. д., оформление которой в качестве самосто­ятельной области исследований заверша­ется в 20-е гг. нашего столетия. Значи­тельный вклад в становление П. д. внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кэттелла, Г. Эб-бингауза, Э. Крепелина, А. Бине и его сотр., других пионеров измерения индиви­дуальных различий.

Начавшись с попыток «охватить чис­лом операции ума» (Ф. Гальтон, 1879), с первых тестов интеллекта П, д. под не­посредственным воздействием обще­ственной практики пробует, и небезус­пешно, свои силы в измерении других ин­дивидуально-психологических особеннос­тей. Уже в 20-е гг. появляются прообразы тех инструментов исследования личнос­ти, которые позднее будут названы проек­тивными методиками и опросниками. Однако этот период знаменуется и обра­зованием постепенно углубляющегося в П. д. разрыва между практикой и теорией. Заметное отставание теоретического уровня осмысления явлений, на измере­ние которых направлена П. д., от ее методического оснащения сохраняется и сегодня. Развитие П. д. с самого начала теснейшим образом связано с появлением и совершенствованием математико-ста-тистического аппарата, и прежде всего корреляционного анализа и фактор-

ного анализа. С помощью психометрии и психометрии дифференциальной П. д. обосновывает требования, предъявляе­мые к измерению индивидуально-психо­логических различий.

В 40-50-е гг. в мировой П. д. сфор­мировались основные диагностические подходы (см. Психодиагностический ме­тод), была в той или иной степени завер­шена разработка всех наиболее извест­ных тестов (см. Векслера интеллекта измерения шкалы, Роршаха тест, Те­матической апперцепции тест, «Шес­тнадцать личностных факторов» оп­росник). В создаваемых в последующие годы за рубежом тестах, несмотря на не­уклонное возрастание их количества, нет принципиально новых идей и решений. Период временного «затишья» в П. д. пре­кращается в 60-е гг. обращением исследо­вателей к анализу ситуаций, в которых осуществляется поведение.

Стимулом послужили работы, в кото­рых обосновывалось положение о том, что вариативность поведения объясняет­ся не индивидуально психологическими различиями, на которые прежде всего на­целена П. д., а ситуационными (В.Ми­шель, 1968 и др.). Хотя дискуссии продол­жаются и поныне, большинство исследо­вателей считают необходимым учет взаи­модействия индивидуально-психологичес­ких и ситуационных переменных. Это ста­вит перед П. д. задачу разработки новых инструментов исследования, более на­дежных и валидных, нежели имеющиеся сегодня.

В развитии П. д. в СССР можно выде­лить два периода. Первый следует отнес­ти к началу 20-хt— до середины 30-х гг. Это годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации. Для того уровня разви­тия П. д. характерным является широкое заимствование зарубежных тестов. Со­здавались и собственные методики, но им, как правило, не хватало серьезного теоре-

тического и экспериментального обосно­вания. Результаты тестовых обследова­ний нередко рассматривались в качестве решающих, абсолютизировались. В то же время советскими учеными был выдвинут ряд прогрессивных идей, разработка кото­рых могла бы способствовать развитию П. д. в нашей стране.

В эти годы в области П. д. плодотвор­но работали М. Я. Басов, М. С. Бернш-тейн, П. П. Блонский, С. Г. Геллерштейн, Н. Д. Левитов, А. М. Мандрыка, Г. И. Рос-солимо, М. Ю. Сыркин, И. П. Шпильрейн, А. М. Шуберт и др. Особо хотелось бы сказать о вкладе в развитие советской П. д. крупнейшего психолога Л. С. Выгот­ского. Его идея о диагнозе психологичес­ком в работе «Диагностика развития и пе­дагогическая клиника трудного детства», вышедшей в свет в 1936 г., сохраняет свое значение и сегодня.

Постановлением ЦК ВКП(б) «О педо­логических извращениях в системе нар-компросов» (1936) был наложен запрет на применение бессмысленных (как там от­мечалось) тестов. По существу, данным постановлением были прекращены все психодиагностические исследования. По­надобилось около 40 лет, чтобы это на­правление исследований было полностью восстановлено в своих правах.

В конце 60-х гг. начинается второй пе­риод развития советской П. д., отмечен­ный бурными дискуссиями о месте ее в си­стеме психологического знания, принци­пах и методах, об отношении к зару­бежному опыту. Постепенно дискуссии уступают место взвешенному научному анализу существующих проблем, поиску их решения (В. М. Блейхер и Л. Ф. Бурла-чук, 1978;Бурлачук, 1979; Е. Т. Соколова, 1980; Психологическая диагностика: Про­блемы и исследования, 1981; М. М. Ка­банов,А. Е. ЛичкоиВ. М. Смирнов, 1983; Б.В.Кулагин, 1984; В.М.Мельников и Л. Т. Ямпольский, 1985; Общая психоди­агностика, 1987 и др).

Задачи, стоящие ныне перед П. д., сложны и многообразны. Нет такой обла­сти практического приложения психоло­гического знания, которая не нуждалась бы в помощи со стороны П. д. В то же вре­мя требуют безотлагательного решения методологические проблемы П. д., связан­ные с разработкой как общей теории, так и отдельных направлений исследований.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА (psy­chological assessment) — результат ис­следований, целью которых является рас­крытие индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для понимания различных форм ее жизнедея­тельности в норме и патологии.

В последнее десятилетие понятие П. о. получило широкое распространение и ча­сто заменяет повсеместно использовав­шееся ранее психологическое тестиро­вание. Закреплено в названии ряда веду­щих периодических изданий, посвящен­ных психологической диагностике (напр., «European Journal of Personality Assessment», «Journal of Personality As­sessment» и др.). П. о. — понятие более широкое, нежели психологическое тести­рование, поскольку оценка может прово­диться не только с помощью тестов. По­явление и распространение на Западе дан­ного понятия, однозначное определение которого отсутствует, вероятно, связано со стремлением исследователей подчерк­нуть существование внетестовых психо­логических оценок личности. Понятие П. о. иногда употребляется как синоним психологического тестирования.

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕ­НИЯ»опросник личностный. Пред­ложен Т. Л. Романовой в 1992 г. Предназ­начен для экспресс-диагностики уровня субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей.

«П. з» состоит из 33 утверждений, ко­торые обследуемый должен оценить как

«верные» или «неверные» по отношению к себе, напр.:

— Часто я ссорюсь с людьми из-за того, что у меня трудный характер;

— Я постоянно думаю о том, что мешает нашей семейной жизни;

— Меня очень волнует то, что я посте­пенно теряю контакт с моим ребенком. При формулировании утверждений

опросника автор исходил из содержания жалоб, с которыми обращаются клиенты психологических консультаций. Боль­шинство жалоб затрагивали четыре сфе­ры жизнедеятельности (что и было отра­жено в утверждениях). Это неудовлетво­ренность: 1) собой, своей жизнью в це­лом; 2) общением, межличностными кон­тактами; 3) отношениями с супругом; 4) отношениями с детьми.

Валидность опросника устанавлива­лась на основе сравнения результатов, полученных в контрастных группах (в каждой группе по 30 человек). Различия достоверны с высоким уровнем значимос­ти. Коэффициент корреляции (см. Корре­ляционный анализ) с внешним критери­ем — 0,526. Надежность по внутренней согласованности (по результатам обсле­дования 200 человек) достаточно высока (г = 0,71). Надежность ретестовая{ш- тервал 2 нед) — 0,63. Сообщается о нор­мативных данных, полученных на выбор­ке из 280 обследованных.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВА­НИЕ (psychological testing) — 1) процесс обследования с помощью психологическо­го теста (тестов), 2) направление иссле­дований, связанных с разработкой и ис­пользованием тестов как инструментов измерения индивидуально-психологичес­ких различий.

Понятие П. т. (2) близко понятию пси­хологическая диагностика в том смыс­ле, как оно используется в настоящем словаре-справочнике. Однако объем поня­тия «психологическая диагностика» шире,

нежели П. т., поскольку первая включает область внетестовой диагностики. В пос­леднее время за рубежом, наряду с поня­тием П. т., все шире используется поня­тие психологической оценки,

ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬ­НАЯ — направление психологических исследований, которое «занимается изу­чением поведения и свойств личности, имеющих значительный разброс» (П. Хоф-сттатер, 1971). Понятие П. д. введено В. Штерном в 1900 г.

Поскольку предметные области П. д. и психологической диагностики совпада­ют, нет необходимости в выделении соб­ственно дифференциально-психологичес­ких исследований. Предпринимались попытки отделить П. д. от психологи­ческого тестирования. При этом ука­зывалась ориентация П.д. на познание, проникновение в сущность, природу инди­видуальных различий, а за психологичес­ким тестированием оставляли исключи­тельно их измерение. Такая позиция ведет к разрыву между теорией и практикой из­мерения индивидуально-психологических особенностей личности.

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ ПАРА­ДОКС — явление, возникающее при ис­пользовании опросников личностных; его сущность состоит в том, что вопросы (утверждения), имеющие высокий пока­затель дискриминативности (см. Дискри-минативность заданий теста), явля­ются неустойчивыми по отношению к повторяемости результата и, наоборот, стабильность ответа часто отмечается у тех вопросов, которые обладают низкой дискриминативностью.

П. Айзенбергом (1941) было показано, что вопросы, которые позволяют отли­чать больных неврозом от других больных или здоровых, являются ненадежными; иначе говоря, мала вероятность получе-

ния того же самого ответа при повторном обследовании. В то же время с помощью вопросов, определяемых как надежные, различение изучаемых групп не достига­лось или было неудовлетворительным. Позднее изучению этого явлений, полу­чившего название П. п., были посвящены работы Л. Голдберга(1963)иМ. Новаков-ской (1975).

П. п. не может быть объяснен без психологического анализа процесса фор­мирования ответов на вопросы личност­ных опросников. Согласно М. Новаковс-кой, вопросы, оставаясь формально не­изменными, подвержены семантическим (психологическим) преобразованиям как в плане интериндивидуальном, так и ин-траиндивидуальном. Интериндивидуаль­ная изменчивость обусловлена двумя причинами: различия в выраженности измеряемой черты (свойства) у разных обследуемых и различия в понимании значения вопросов. Интраиндивидуаль-ная изменчивость обусловлена вариа­бельностью значения, трудностью при­нятия решения об ответе и флуктуацией выраженности черты (последний источ­ник изменчивости можно не учитывать, если интервал между повторными иссле^ дованиями невелик).

Для психологической интерпретации П. п. М. Новаковская предлагает разли­чать три детерминанты ответов: выражен­ность черты у обследуемого; значение, придаваемое вопросу; степень легкости принятия решения об ответе. Она подчер­кивает также необходимость отличать вопросы однозначные от многозначных, которые в известном смысле могут быть уподоблены проективным стимулам.

М. Новаковская предлагает различать два вида П. п. — типа А и типа В — и ис­ходить из следующих гипотез их возник­новения. Парадокс типа А возникает при вопросах, поддающихся различному ис­толкованию (многозначных), а также в

том случае, когда трудно принять реше­ние об ответе. Такие вопросы имеют вы­сокий показатель дискриминативности при значительной вариабельности ответа. Парадокс типа В возникает при однознач­ных вопросах, для которых легко подо­брать ответ. Сюда же должны быть отне­сены т. н. односторонние диагностичес­кие вопросы, или те вопросы, для которых только один тип ответа является диагнос­тически значимым. Подобные вопросы характеризуются слабой дискриминатив­ностью и незначительно выраженной ва­риабельностью.

Необходимо учитывать П. п. при кон­струировании (адаптации) личностных опросников.

ПСИХОМЕТРИЯ (психометрика) (греч. х|/ихл' — душа и цетроу — мера) — об­ласть психологии,связанная с теорией и практикой измерения психических явле­ний.

Понятие П. введено в 1734 г. Христиа­ном Вольфом, впервые указавшим на воз­можность измерения в психологии. Од­ним из первых измерений в психологии было измерение времени реакции. Поэто­му первоначально под П. понималось из­мерение временных характеристик психи­ческих процессов. Впоследствии, по мере развития психологического эксперимен­та, строящегося по образцу и подобию ес­тественных наук, к П. начинают относить все то, что связано с количественным оп­ределением психических явлений. При таком понимании, весьма распространен­ном и сегодня, П. включает в~себя весь спектр психологических измерений — от психофизических до личностных.

Создание любого психологического инструмента измерения требует соблюде­ния определенных требований. Эти требо­вания касаются точности, достоверности и адекватности методики измерения, со-

поставимости получаемых с ее помощью результатов. Соответствие этим требова­ниям устанавливается путем применения специальных математико-статистичес-ких процедур (см. Валидность, Надеж­ность). Совершенствование математико-статистического аппарата, его разработ­ка, в свою очередь, прежде всего связаны с конструированием психологических те­стов. Подтверждением сказанного явля­ется то, что ряд современных'статисти­ческих методов созданы в ходе решения психологических задач (см., напр., Фак­торный анализ). П., таким образом, по­лучает преимущественное развитие в пси­хологическом тестировании, поэтому не­удивительно, что в некоторых работах они отождествляются. Т. о., во многом благодаря развитию тестирования, в 20-30-е гг. формируется особая область психометрии, которая имеет дело с ин­дивидуальными психологическими разли­чиями, — психометрия дифференци­альная.

ПСИХОМЕТРИЯ ДИФФЕРЕНЦИ­АЛЬНАЯ (психометрика дифференци­альная) — область психометрии, опреде­ляющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологиче­ских различий в психологической ди­агностике.

П. д., как особое направление психо­метрии, возникла в связи с появлением и развитием психологических тестов и окончательно оформилась в конце 20-х — начале 30-х гг. нашего века. Основными направлениями П. д. являются: общая те­ория измерения психологических феноме­нов, конструирование на ее основе средств измерения, их психометрическая адаптация к новым условиям пользова­ния, а в связи с этим анализ задач тес­товых, обеспечение их валидности, на­дежности и стандартизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.