Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символа разработки тест




(Symbol Elaboration Test) — проектив­ная методика исследования личности. Опубликован Д. Кроут в 1950 г. С. р. т.

предназначен для обследования лиц в воз­расте от 6 до 69 лет, возможно групповое обследование.

В качестве стимульного материала в С. р. т. используются 11 графических зна­ков, которым придается символическое значение: 1) полукруг; 2) две полуокруж­ности, располагающиеся одна против дру­гой; 3) пара полуокружностей, одна из ко­торых меньшего диаметра и находится внутри большей; 4) одна прямая линия (вертикаль); 5) перекрещивающиеся пря­мые линии; 6) прямая вертикальная линия «накрыта» полуокружностью; 7) две пря­мые линии и полуокружность; 8) знак в виде буквы V с небольшим разрывом вни­зу; 9) аморфная заштриховка; 10) разбро­санные по белому полю знаки в виде пе­ревернутой буквы V; II) знак в виде линии с зубцами («молния»).

Сначала обследуемому предлагают выполнить рисунок на свободную тему. Затем он получает 11 листов с графичес­кими знаками. Его просят изобразить что-либо, используя по возможности эти сти­мулы. После того как рисунки завершены, нужно письменно ответить на следующие вопросы: Что нарисовано? Трудно или легко было рисовать? Нравится ли полу; чившиися рисунок? Какое настроение он выражает? Также требуется описать в де­талях особенности изображенных людей или животных и указать, что они делают, думают или чувствуют. Наконец, обследу­емый рассказывает о том, какие чувства испытывает, глядя на рисунок, и что он ему напоминает.

Интерпретация полученных данных осуществляется на основе учета особен­ностей рисунка, его содержания и сло­весного отчета обследуемого. При этом решающее значение придается анализу содержания, которое раскрывается во взаимосвязи с символикой, приписывае­мой графическим знакам. Напр., первый стимул «женское начало» — заимствован

автором у 3. Фрейда, предположившего, что округлые формы ассоциируются с женственностью. Четвертый стимул — «мужское начало». Седьмой стимул, как предполагается, символизирует особен­ности взаимодействия женского и мужс­кого начал.

Теоретические положения, на которые опирается автор теста, подразумевают су­ществование некоторых достаточно об­щих (хотя бы для одной культуры) симво­лов. Последние влияют на поведение ин­дивидуума, актуализируя в памяти эле­менты опыта, являющегося, с одной сто­роны, индивидуальным, а с другой — час­тью общего опыта многих людей. Такой стимул-символ обычно действует как сво­его рода намек, ибо он, как правило, далек от реальности. Приписываемое Д. Кроут символическое значение стимулам теста следует рассматривать исключительно в качестве гипотезы.

Данные в валидности теста, приводи­мые автором, неубедительны в силу субъ­ективности критериев валидизации (см, Валидизации критерии).

Сведений об использовании в СНГ нет.

СИМВОЛИЧЕСКОЙ АРАНЖИРОВ­КИ ТЕСТ (Symbol Arrangement Test) —

проективная методика исследования личности. Предложена Т. Каном в 1955 г, Стимульный материал С. а. т. состоит из 16 пластмассовых предметов, таких, напр., как сердце, звезда, собака, якорь, крест, круг и др. Обследуемому предлага­ют разложить их по ячейкам, каждая из которых имеет определенное обозначе­ние, напр., «любовь», «ненависть», «пло­хое», «хорошее» и т. д. После этого необ­ходимо высказать ассоциации, возникаю­щие в связи с присвоением определенно­го символического значения используе­мым предметам. Автором С. а. т. разрабо­тана система оценочных критериев, кото­рая, по его мнению, позволяет объектив-

но характеризовать бессознательный про­цесс символизации. Данные о валиднос­ти и надежности отсутствуют.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.