Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематической апперцепции 3 страница




ТЕННЕССИ «Я-КОНЦЕПЦИИ»

ШКАЛА (Tennessee Self Concept Scale, TSCS)опросник личностный. Разра­ботан У. Фиттсом в 1965 г. (переработан­ное издание — 1988). Предназначен для

исследования самооценки у подростков (начиная с 12-летнего возраста) и взрос­лых.

Методика состоит из 90 утверждений, характеризующих «Я-концепцию», и 10 утверждений, образующих шкалу лжи. Испытуемый отвечает на задания опрос­ника по 5-балльной шкале: от «полностью согласен» до «абсолютно не согласен*. Утверждения отбирались с помощью экс­пертов — клинических психологов. Во­семь диагностических показателей полу­чают при сочетании трех переменных, представленных по строкам (1. Самокри­тичность. 2. Самоудовлетворенность.

3. Поведение), и пяти показателей, пред­ставленных по столбцам (1. «Физическое Я», 2. «Моральное Я». 3. «Личностное Я».

4. «Семейное Я*. 5. «Социальное Я»), До­полнительно вычисляются два показате­ля: 1) «вариабельность» — мера согласо­ванности восприятия себя в различных областях; 2) «распределение» — мера распределения субъектом своих ответов по 5-балльной шкале. Выбор преимуще­ственно средних значений (низкий пока­затель распределения) свидетельствует об интенсивном включении защитных ме­ханизмов, выбор лишь крайних значений встречается у больных шизофренией.

Опросник имеет две формы: С — т. н. консультативная форма и C&R — клини­ческая и исследовательская.

Надежность ретестоеая колеблется от 0,75 до 0,92 для разных шкал. Фактор­ная структура опросника недостаточно ясна. Первые данные о еалидности полу­чены при сравнении показателей паци­ентов психиатрических клиник, лиц с делинквентным поведением и больных ал­коголизмом с показателями психически здоровых испытуемых. В 1988 г. сведения о валидности существенно дополнены ав­тором. Результаты исследований свиде­тельствуют о достаточной надежности и валидности методики. У. Фиттс (1988)

также сообщает о корреляциях опросника со шкалами Миннесотского многоаспек­тного личностного опросника, Эдвард-са личностных предпочтений списком и другими известными методиками.

С помощью Т. «Я-к.» ш. стремятся вы­явить особенности глобального самоотно­шения (самоудовлетворенности и специ­фических форм самоотношения к своему телу, к себе как к моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т. д.)

Сведений об использовании в СНГ нет.

ТЕРСТОУНА ШКАЛЫ — разновид ность опросников установок (аттитю-дов). Названы по имени автора — Л. Тер-стоуна, предложившего их совместно с Е. Чейвом в 1929 г. Основной метод кон­струирования Т. щ. состоит в последова­тельном выполнении четырех этапов.

1. Выбор установки, подлежащей из­мерению.

2. Отбор значительного количества утверждений (высказываний), относя­щихся к данному аттитюду.

3. Экспертная оценка утверждений обычно по 11-балльной шкале от «очень расположен» до «очень нерасположен» к объекту установки. Напр., Л. Терстоун и Е. Чейв предложили 130 отобранных ими утверждений (отношение к религии) 300 экспертам для распределения по рубри­кам, обозначенным буквами латинского алфавита от А до К. В рубрику А должны быть отнесены утверждения, в которых давалась наиболее высокая позитивная оценка объекта установки, в рубрику F — нейтральные, а в К — с крайне отрица­тельной оценкой. В остальные рубрики вводились утверждения соответственно степени выраженного в них благожела­тельного или отрицательного отношения.

4. Выбор тех утверждений, относи­тельно которых мнения экспертов не ра­зошлись. Установление шкалы с равно-распределенными единицами измерения.

Показателем выраженности установ­ки у испытуемого является медианная шкальная цена высказывания, выражен­ная в 11-балльной оценке. При этом учи­тываются утверждения, с которыми испы­туемый согласен. Медианная оценка рас­считывается на основании усредненных показателей экспертной группы.

Вместе с Лайкерта шкалами Т. ш. являются распространенным методом психологической диагностики установок. Исследования с помощью Т. ш. компакт­ны, на их основе возможна разработка оп­росников, ориентированных на исследова­ние широкого круга аттитюдов. Недостат­ком Т. ш. является сложность формирова­ния выборки, которая должна точно отра­жать ту выборочную совокупность, для которой предназначается инструмент из­мерения. Помимо этого необходимо око­ло 100 экспертов для создания надежной Т. ш. Наконец, нельзя исключать влияния собственных установок экспертов на классификацию утверждений.

ТЕСТ (англ. test — проба, испытание, проверка) — в психологии — фиксиро­ванное во времени испытание, предназна­ченное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психо­логических различий. Т. — основной ин­струмент психодиагностического обсле­дования, с помощью которого осуществ­ляется диагноз психологический.

Термин Т., получивший в последнее время чрезвычайно широкое распростра­нение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет дав­нюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово Т. происходит из старофран­цузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из гли­ны). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использо­вавшиеся алхимиками для проведения опытов. В русском языке слово Т. долгое

время имело два значения: 1) испытатель­ная присяга, английская религиозная клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик; 2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или серебра (Русский эн­циклопедический словарь, 1877). Совре-. менное содержание термин Т. получает в конце XIX — начале XX в. В психологи­ческие исследования введен Дж. Кэттел-лом (1890), а создателем первых Т. следу­ет считать Ф. Гальтона.

В психодиагностике существуют раз­нообразные классификации Т. Они могут подразделяться по особенностям исполь­зуемых задач тестовых на тесты вер­бальные и тесты практические, по формам процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты интеллек­та и тесты личности, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ог­раничений — на тесты скорости и тес­ты результативности. Также Т. разли­чаются по тестов конструирования принципам. В последние десятилетия ак­тивно разрабатываются тесты компью­терные.

Используемая в настоящем словаре-справочнике классификация опирается на реализуемый в Т. диагностический подход (см. Психодиагностический метод). Эта классификация учитывает, наряду со спе­цификой диагностического подхода, уро­вень стандартизации Т. Поэтому, напр., по отношению к проективным методи­кам, характеризуемым как недостаточно стандартизированные, термин Т. не ис­пользуется.

Т., как и любому другому инструмен­ту познания, присущи особенности, кото­рые в конкретных обстоятельствах иссле­дования могут рассматриваться в каче­стве его достоинств или недостатков. Эф-

фективное использование Т. зависит от учета многих факторов, среди которых важнейшими являются: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной Т., область применения, весь комп­лекс сведений, обусловленных стандарт­ными требованиями к психологическим тестам (см. Тестов стандарты), психо­метрические характеристики процедуры, весь комплекс сведений о надежности и валидности (см. Теста стимульный ма­териал, Тестовая модель).

Распространенные представления о «простоте» и доступности Т. не соответ­ствуют действительности. Являясь сред­ством исследования сложнейших психи­ческих явлений, Т. не может толковаться упрощенно как предложение задания и регистрация его решения. Научное ис­пользование Т. возможно лишь при усло­вии опоры на общепсихологические зна­ния, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагно­стических исследований (см. Тестовая компетентность). Не менее существен­но следование этическим нормам психо­диагностики (см. Приложение II).

В 1974 г. создана Международная тес­товая комиссия, объединяющая усилия ученых разных стран в области разработ­ки, оценки эффективности и распростра­нения психологических и учебно-образо­вательных тестов.

ТЕСТА ЗАДАНИЙ ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ — гипотетическое множество заданий теста, связанных об­щим фактором.

Каждый тест теоретически представ­ляет собой выборку из Т. з. г. с, которая релевантна исследуемой психологичес­кой переменной. Так, если разрабатывает­ся тест для диагностики тревожности, то предполагается, что он является выбор­кой из всех возможных заданий, с помо­щью которых может быть обнаружена эта

особенность личности. Тестовые резуль­таты будут искажаться, если отобранные задания не репрезентируют на удовлетво­рительном уровне Т. з. г. с. (см. Валид-ность конструктная). Степень связи выборки заданий, включенных в конкрет­ный тест, во многом определяет надеж­ность теста (см. Надежность по внут­ренней согласованности). В тесте, связанном с разными Т. з. г. с, наблюда­ется снижение показателей по внутрен­ней согласованности.

ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИ­АЛ — объекты живой и неживой приро­ды, искусственно созданные объекты, их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступаю­щие в качестве заданий психологических тестов.

Особую роль играет степень структу­рированности Т. с. м. Слабоструктуриро­ванные, неоднозначные стимулы способ­ствуют актуализации личностно значи­мой продукции испытуемых, но этим создаются и дополнительные трудности при интерпретации полученных результа­тов. Наиболее богат Т. с. м. в проектив­ных методиках: «чернильные пятна» (см. Роршаха тест), многозначные сю­жетные картины (см., напр., Тематичес­кой апперцепции тест), цветовые стиму­лы (см., напр., Лютера цвета выбора тест), фигурки людей и животных (см., напр., Мира тест) и др.

Вербальные стимулы главным обра­зом используются в опросниках, анкетах, тестах вербальных. Геометрические фи­гуры, символы наиболее типичны как Т. с. м. для тестов практических. Иногда в качестве Т. с. м. используются трансфор­мируемые материалы, например пласти­лин, проволока (см. Сгибания проволоки тест). В практических тестах можно встретить объекты, требующие опреде­ленного оформления (кубики", разрезан-

ные картинки, пирамиды для складыва­ния; см., напр., Векслера измерения ин­теллекта шкалы). Реже используется специальное оборудование (см. Тауто-фон).

Выбор Т. с. м. определяется в первую очередь направленностью методики, ва-лидностью содержательной, заклады­ваемой при разработке теста. Другим важным фактором является возраст испы­туемых, их индивидуальные особенности (напр., тесты для слабовидящих, лиц с на­рушениями моторики, инвалидов и т. д.). Тип Т. с. м. может существенно повлиять на валидность очевидную, интерес и мо­тивированность испытуемых.

ТЕСТОВ ИЗДАТЕЛЬСТВА (ИЗДАТЕ­ЛИ) — специализированные издатель­ства, осуществляющие выпуск и распрос­транение тестов психологических, а также тестов для нужд системы образова­ния (educational tests). При издании обя­зательно следование тестов стандар­там (см. также Приложение II). Крупные Т. и. обычно являются дистрибьюторами тестов, опубликованных другими изда­тельствами. Большинство Т. и. периоди­чески выпускает каталоги предназначен­ных для продажи тестов. Полные перечни Т. и. публикуются в «Психических изме­рений ежегоднике». Наименования и ад­реса основных Т. и. см. в Приложении VI.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.