КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематической апперцепции 3 страница
ТЕННЕССИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ШКАЛА (Tennessee Self Concept Scale, TSCS) — опросник личностный. Разработан У. Фиттсом в 1965 г. (переработанное издание — 1988). Предназначен для исследования самооценки у подростков (начиная с 12-летнего возраста) и взрослых. Методика состоит из 90 утверждений, характеризующих «Я-концепцию», и 10 утверждений, образующих шкалу лжи. Испытуемый отвечает на задания опросника по 5-балльной шкале: от «полностью согласен» до «абсолютно не согласен*. Утверждения отбирались с помощью экспертов — клинических психологов. Восемь диагностических показателей получают при сочетании трех переменных, представленных по строкам (1. Самокритичность. 2. Самоудовлетворенность. 3. Поведение), и пяти показателей, представленных по столбцам (1. «Физическое Я», 2. «Моральное Я». 3. «Личностное Я». 4. «Семейное Я*. 5. «Социальное Я»), Дополнительно вычисляются два показателя: 1) «вариабельность» — мера согласованности восприятия себя в различных областях; 2) «распределение» — мера распределения субъектом своих ответов по 5-балльной шкале. Выбор преимущественно средних значений (низкий показатель распределения) свидетельствует об интенсивном включении защитных механизмов, выбор лишь крайних значений встречается у больных шизофренией. Опросник имеет две формы: С — т. н. консультативная форма и C&R — клиническая и исследовательская. Надежность ретестоеая колеблется от 0,75 до 0,92 для разных шкал. Факторная структура опросника недостаточно ясна. Первые данные о еалидности получены при сравнении показателей пациентов психиатрических клиник, лиц с делинквентным поведением и больных алкоголизмом с показателями психически здоровых испытуемых. В 1988 г. сведения о валидности существенно дополнены автором. Результаты исследований свидетельствуют о достаточной надежности и валидности методики. У. Фиттс (1988) также сообщает о корреляциях опросника со шкалами Миннесотского многоаспектного личностного опросника, Эдвард-са личностных предпочтений списком и другими известными методиками. С помощью Т. «Я-к.» ш. стремятся выявить особенности глобального самоотношения (самоудовлетворенности и специфических форм самоотношения к своему телу, к себе как к моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т. д.) Сведений об использовании в СНГ нет. ТЕРСТОУНА ШКАЛЫ — разновид ность опросников установок (аттитю-дов). Названы по имени автора — Л. Тер-стоуна, предложившего их совместно с Е. Чейвом в 1929 г. Основной метод конструирования Т. щ. состоит в последовательном выполнении четырех этапов. 1. Выбор установки, подлежащей измерению. 2. Отбор значительного количества утверждений (высказываний), относящихся к данному аттитюду. 3. Экспертная оценка утверждений обычно по 11-балльной шкале от «очень расположен» до «очень нерасположен» к объекту установки. Напр., Л. Терстоун и Е. Чейв предложили 130 отобранных ими утверждений (отношение к религии) 300 экспертам для распределения по рубрикам, обозначенным буквами латинского алфавита от А до К. В рубрику А должны быть отнесены утверждения, в которых давалась наиболее высокая позитивная оценка объекта установки, в рубрику F — нейтральные, а в К — с крайне отрицательной оценкой. В остальные рубрики вводились утверждения соответственно степени выраженного в них благожелательного или отрицательного отношения. 4. Выбор тех утверждений, относительно которых мнения экспертов не разошлись. Установление шкалы с равно-распределенными единицами измерения. Показателем выраженности установки у испытуемого является медианная шкальная цена высказывания, выраженная в 11-балльной оценке. При этом учитываются утверждения, с которыми испытуемый согласен. Медианная оценка рассчитывается на основании усредненных показателей экспертной группы. Вместе с Лайкерта шкалами Т. ш. являются распространенным методом психологической диагностики установок. Исследования с помощью Т. ш. компактны, на их основе возможна разработка опросников, ориентированных на исследование широкого круга аттитюдов. Недостатком Т. ш. является сложность формирования выборки, которая должна точно отражать ту выборочную совокупность, для которой предназначается инструмент измерения. Помимо этого необходимо около 100 экспертов для создания надежной Т. ш. Наконец, нельзя исключать влияния собственных установок экспертов на классификацию утверждений. ТЕСТ (англ. test — проба, испытание, проверка) — в психологии — фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Т. — основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется диагноз психологический. Термин Т., получивший в последнее время чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово Т. происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов. В русском языке слово Т. долгое время имело два значения: 1) испытательная присяга, английская религиозная клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик; 2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или серебра (Русский энциклопедический словарь, 1877). Совре-. менное содержание термин Т. получает в конце XIX — начале XX в. В психологические исследования введен Дж. Кэттел-лом (1890), а создателем первых Т. следует считать Ф. Гальтона. В психодиагностике существуют разнообразные классификации Т. Они могут подразделяться по особенностям используемых задач тестовых на тесты вербальные и тесты практические, по формам процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты интеллекта и тесты личности, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности. Также Т. различаются по тестов конструирования принципам. В последние десятилетия активно разрабатываются тесты компьютерные. Используемая в настоящем словаре-справочнике классификация опирается на реализуемый в Т. диагностический подход (см. Психодиагностический метод). Эта классификация учитывает, наряду со спецификой диагностического подхода, уровень стандартизации Т. Поэтому, напр., по отношению к проективным методикам, характеризуемым как недостаточно стандартизированные, термин Т. не используется. Т., как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эф- фективное использование Т. зависит от учета многих факторов, среди которых важнейшими являются: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной Т., область применения, весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам (см. Тестов стандарты), психометрические характеристики процедуры, весь комплекс сведений о надежности и валидности (см. Теста стимульный материал, Тестовая модель). Распространенные представления о «простоте» и доступности Т. не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, Т. не может толковаться упрощенно как предложение задания и регистрация его решения. Научное использование Т. возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований (см. Тестовая компетентность). Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики (см. Приложение II). В 1974 г. создана Международная тестовая комиссия, объединяющая усилия ученых разных стран в области разработки, оценки эффективности и распространения психологических и учебно-образовательных тестов. ТЕСТА ЗАДАНИЙ ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ — гипотетическое множество заданий теста, связанных общим фактором. Каждый тест теоретически представляет собой выборку из Т. з. г. с, которая релевантна исследуемой психологической переменной. Так, если разрабатывается тест для диагностики тревожности, то предполагается, что он является выборкой из всех возможных заданий, с помощью которых может быть обнаружена эта особенность личности. Тестовые результаты будут искажаться, если отобранные задания не репрезентируют на удовлетворительном уровне Т. з. г. с. (см. Валид-ность конструктная). Степень связи выборки заданий, включенных в конкретный тест, во многом определяет надежность теста (см. Надежность по внутренней согласованности). В тесте, связанном с разными Т. з. г. с, наблюдается снижение показателей по внутренней согласованности. ТЕСТА СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ — объекты живой и неживой природы, искусственно созданные объекты, их изображения разной степени точности, цвета, слова, звуки и символы, выступающие в качестве заданий психологических тестов. Особую роль играет степень структурированности Т. с. м. Слабоструктурированные, неоднозначные стимулы способствуют актуализации личностно значимой продукции испытуемых, но этим создаются и дополнительные трудности при интерпретации полученных результатов. Наиболее богат Т. с. м. в проективных методиках: «чернильные пятна» (см. Роршаха тест), многозначные сюжетные картины (см., напр., Тематической апперцепции тест), цветовые стимулы (см., напр., Лютера цвета выбора тест), фигурки людей и животных (см., напр., Мира тест) и др. Вербальные стимулы главным образом используются в опросниках, анкетах, тестах вербальных. Геометрические фигуры, символы наиболее типичны как Т. с. м. для тестов практических. Иногда в качестве Т. с. м. используются трансформируемые материалы, например пластилин, проволока (см. Сгибания проволоки тест). В практических тестах можно встретить объекты, требующие определенного оформления (кубики", разрезан- ные картинки, пирамиды для складывания; см., напр., Векслера измерения интеллекта шкалы). Реже используется специальное оборудование (см. Тауто-фон). Выбор Т. с. м. определяется в первую очередь направленностью методики, ва-лидностью содержательной, закладываемой при разработке теста. Другим важным фактором является возраст испытуемых, их индивидуальные особенности (напр., тесты для слабовидящих, лиц с нарушениями моторики, инвалидов и т. д.). Тип Т. с. м. может существенно повлиять на валидность очевидную, интерес и мотивированность испытуемых. ТЕСТОВ ИЗДАТЕЛЬСТВА (ИЗДАТЕЛИ) — специализированные издательства, осуществляющие выпуск и распространение тестов психологических, а также тестов для нужд системы образования (educational tests). При издании обязательно следование тестов стандартам (см. также Приложение II). Крупные Т. и. обычно являются дистрибьюторами тестов, опубликованных другими издательствами. Большинство Т. и. периодически выпускает каталоги предназначенных для продажи тестов. Полные перечни Т. и. публикуются в «Психических измерений ежегоднике». Наименования и адреса основных Т. и. см. в Приложении VI.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |