КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тестов конструирования 3 страница
Ограничение времени выполнения не является абсолютным критерием отнесения данной методики к группе Т. с. Так, при составлении рассказов в тематической апперцепции тесте продолжительность работы испытуемого регламентирована в целях сокращения времени обследования, интенсификации работы тестируемого. Вместе с тем при оценке и интерпретации результатов обследования временной показатель малосуществен. ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В этом отличие Т. с. с. от тестов интеллекта, направленных на измерение общего уровня интеллектуального развития и валидизируемых по отношению к наиболее широким сферам деятельности. Валидизация Т. с. с. осуществляется по отношению к конкретным областям деятельности, и этим они близки к тестам достижений. Разработка Т. с. с. за рубежом была связана прежде всего с необходимостью решения практических задач в области профотбора и профориентации. Так, измерение способностей к конкретным видам деятельности дополняло данные, полученные с помощью тестов интеллекта. Значительный прогресс в области измерения специальных способностей был достигнут за счет широкого применения факторного анализа, позволившего их более точно определить и классифицировать. В зарубежных психодиагностических исследованиях обычно различают следующие группы способностей: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные"(счет-ные, музыкальные, скорости чтения и понимания прочитанного и др.). Соответственно осуществляется и разработка Т. с. с. Наибольшее распространение за рубежом получили комплексные батареи способностей (см. Общих способностей батарея тестов). В СССР Т. с. с. широко использовались в 20-ЗО-е гг. для профотбора, расстановки кадров, в профориентационной работе. Затем, вплоть до 60-х гг., исследования в этом направлении были единичными. Советскими психологами достигнуты определенные успехи в изучении музыкальных, математических, психомоторных и других специальных способностей (В. А. Крутецкий, 1968; Н. С. Лейтес, 1960; Б. М. Теплов, 1961; Б. В. Кулагин, 1984 и др.). ТЕСТЫ ФАКТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ — психодиагностические методики, конструирование которых осуществляется в соответствии с факторно-аналитическим принципом. ТОМСКИЙ ОПРОСНИК РИГИДНОСТИ (ТОР) — опросник личностный. Направлен на диагностику психической ригидности. Предложен Г. В. Залевским в 1987 г. для выявления психической ригидности как трудности корректировки отдельных элементов или программы поведения в целом в соответствии с объективными требованиями ситуации при различной степени их осознанности и принятия. Т. о. р. состоит из 159 заданий, сформулированных в виде вопросов и утверждений, содержание которых достаточно широко отражает те ситуации, где находит проявление психическая ригидность, т. е. в которых от человека требуется изменить программу поведения — образ жизни, стереотипы, отношения, установки, привычки, навыки, темп и ритм жизни и деятельности, средства достижения какой-либо цели, саму цель и т. д. Возможны 4 варианта ответов («да», «скорее да», «нет» и «скорее нет»). Количественная оценка ответов по каждому пункту: «О» — психическая ригидность отсутствует, «1» — слабо выражена, «3» — сильно выражена, «4» — очень сильно выражена. С помощью Т. о. р. диагностируется психическая ригидность по 6 шкалам, эмпирическая однородность которых подтверждена дисперсионным анализом данных, полученных при исследовании здоровых лиц (/=" = 21,08; р < 0,01). 1. Шкала общей ригидности, или СКР (склонности к широкому спектру фиксированных форм поведения) т. н. «симпто-мокомплекс ригидности» (62 задания) — склонность к персеверациям, навязчи-востям, стереотипиям, упрямству, педантизму и собственно ригидности (в узком смысле: неспособности при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы и т. п.). Имеется субшкала актуальной личностной ригидности (18 пунктов), выявляющая ригидность в узком смысле. 2. Шкала сензитивной ригидности, или СР (19 заданий), отражает эмоциональную реакцию человека на ситуации, требующие от него каких-либо изменений, возможно страх перед новым, своего рода неофобию. Основой для разработки опросника явилось предположение о том, что психическая ригидность как в норме, так и в патологии, входя в структуру личности, характеризуется следующими параметрами: — интенсивностью (силой, глубиной) и экстенсивностью (широтой или спектром охвата структуры личности по вертикали и по горизонтали — вдоль ее подструктур); — устойчивостью или стойкостью (реакция—состояние—черта); — генерализованностью и доминированием (черта—симптомокомплекс—тип); — мотивированностью (принятием—непринятием). По мере углубления патологии, как полагает автор, должны увеличиваться показатели интенсивности и экстенсивности психической ригидности в сторону ее чрезмерной выраженности и тотальности охвата личности, а также возрастать количество случаев проявления психической ригидности как черты, генерализующейся в направлении к типу акцентуации личности, для которого чаще всего и в высокой степени характерно непринятие требований объективной ситуации. Имеются данные о достаточно высокой валидности и надежности Т. о. р. Опросник рекомендуется использовать для дифференциальной диагностики психической ригидности у психически здоровых лиц, для уточнения прогноза реабилитации, в т.ч. психотерапии психически больных, для дифференциальной внутри-нозологической диагностики пограничных состояний и шизофрении в процессе психодиагностического обследования, экспресс- и скрининговых исследований, а также в семейных консультациях. ТРЕВОЖНОСТЬ ТЕСТОВАЯ — состо яние испытуемого, обусловленное действием разной степени выраженности мотива экспертизы, возникающего в психодиагностической ситуации, Т. т. более выражена у лиц с проявлением реактивной или личностной тревожности (см. Спилбергера тревоги и тревожности шкалы), у испытуемых с повышенной мотивацией на обследование, а также в случаях неадекватно высокой валидности очевидной выполняемого теста. Т. т. может явиться следствием неквалифицированного, неэтичного поведения экспериментатора, ошибочно составленной инструкции, стрессогенных факторов ситуации обследования (жесткое лимитирование времени выполнения, групповое выполнение заданий в условиях «открытости» результатов и т. п.). Характер влияния Т. т. на результаты обследования в полной мере не выяснен. В большинстве случаев это влияние признается негативным. Так, по данным И. Годри и Ч. Спилбергера (1974), Ч. Спилбергера (1972), С. Саразона и со-авт. (I960), К. Хилла и соавт. (1964, 1966) и др., существует обратно пропорциональная связь между уровнем тревожности и показателями тестов достижений и тестов интеллекта, отмечающаяся как у взрослых, так и у детей. С дру- гой стороны, Д. Френч (1962) не обнаружил различий в результатах тестирования студентов колледжа в напряженной и спокойной ситуации. По мнению А. Анас-тази (1982), отношения между тревожностью и качеством выполнения теста нелинейные. Для индивидов с невысоким уровнем тревожности являются благоприятными условия, вызывающие состояние незначительной тревоги, в то аремя как людям, имеющим высокий уровень тревожности, лучше выполнять тест в более спокойных условиях. Т. т., таким образом, является дополнительным фактором, оказывающим воздействие на достоверность психодиагностического обследования. Поэтому необходимо принимать меры к снижению уровня напряженности в ситуации тестирования. Это особенно важно в клинической психодиагностике, где обследование имеет не только диагностическое значение, но и в определенной степени выполняет психотерапевтическую функцию. Интерпретация результатов обследования должна проводиться с учетом индивидуального уровня Т. т. конкретных испытуемых. Сведения о Т. т. могут быть получены как из данных опроса и наблюдения, так и при использовании специаль--ных диагностических методик. Профилактика Т. т. опирается на неукоснительное следование этическим нормам психодиагностики, тщательную подготовку тестового материала, особенно инструкции, правильный выбор тактики индивидуальных и групповых обследований, условий тестирования. ТРЕХМЕРНОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ (Three Dimensional Apperception Test) — проективная методика исследования личности. Опубликована Д. Твит-чел-Аллен в 1947 г. Стимульный материал Т. а. т. состоит из 28 стандартных, объемных, не обладающих четкой формой предметов — от гео- метрических форм в виде шара, цилиндра и т. д. до форм, близких человеку и животным. Обследование проводится в два этапа. На первом («психодраматическом») этапе испытуемому предлагают из всех разложенных в определенном порядке предметов выбрать.те, которые необходимо использовать для составления истории. При желании обследуемого'к ранее отобранным предметам разрешается добавлять новые. Регистрируется стиль обращения с предметами и рассказанная история. Принципы интерпретации данных, полученных на психодраматическом этапе обследования, сходны с используемыми в тематической апперцепции тесте. На втором этапе просят описать, что собой представляет каждый предмет, поочередно предъявляемый экспериментатором, назвать его. Известная неопределенность, пластичность предметов, которые нужно назвать, сближают этот этап с обследованием по Роршаха тесту. Автор полагает, что, в отличие от традиционных проективных методик, работа с Т. а. т. требует вовлечения тактильных, кинестетических и гаптических ощущений, которые способствуют большей неопределенности стимулов и как бы создают новые области для проекции. Валид-ность и надежность Т. а.' т. нуждаются в дополнительном изучении. Тест может быть использован для обследования слепых (оригинальная модификация процедуры обследования — наложение зрячим на глаза повязки). Т. а. т. широкого распространения в психодиагностических исследованиях не нашел. Сведений об использовании в СНГ не имеется. ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ ТЕСТА — характеристика задачи (пункта) теста, отражающая статистический уровень ее решаемости в данной выборке стандартизации. Вместе с анализом дискримина- тивности пунктов, внутренней согласованности, характера распределения тестовых оценок анализ Т. з. т. является одной из базовых процедур разработки и проверки диагностических качеств тестовой методики. В психологии разделяются субъективно-психологическая и статистическая (объективная) трудности. Субъективная трудность задачи связана с индивидуально-психологическим барьером, величина которого определяется как обстоятельствами (лимитом времени, доступностью инструкции и т. д.), так и уровнем формирования необходимых для решений знаний, умений и навыков, психическим состоянием испытуемого и рядом других факторов. Воздействие комплекса этих факторов на результат выполнения теста снижает надежность и достоверность данных, поэтому принимаются меры для выравнивания их воздействия с помощью направленного комплектования выборки и стандартной процедуры проведения. Показателем Т. з. т. как статистической трудности является доля лиц выборки, решивших и не решивших задание. Напр., если только 20% испытуемых решили задачу, ее можно оценить как трудную для данной выборки, если 80% — как легкую. Т. з. т. является относительной характеристикой, поскольку зависит от особенностей выборки (возрастные, профессиональные, социокультурные различия). Т. з. т. является в первую очередь характеристикой интеллектуальных задач, для которых правомерно применение критерия «правильного* и «неправильного» решений. Для вопросов или задач, входящих в состав личностных методик, статистическое понятие Т. з. т. неприемлемо. Подбор заданий по показателям Т. з. т. важен для успешного применения психодиагностической методики. Так, при выборе слишком трудных заданий валид- ность и надежность теста резко снизятся (ухудшение статистических характеристик оценивания из-за небольшого количества правильных решений, вероятность случайной оценки, влияние неудач на работу испытуемых). Слишком простые задания приведут к однообразию результатов (большинство справляется со всем набором пунктов теста), их незначительной вариативности, затрудняющей оценивание, могут вызвать негативное отношение к тесту (см. Валидность очевидная). Основная задача анализа Т. з. т. сводится к выбору оптимальных по сложности пунктов теста, а значит, и упорядочиванию отдельных заданий в нем. Обычно если задачу решает большинство испытуемых, ее (как легкую) помещают в начале теста, если задачу решает незначительный процент, испытуемых, то ее (как трудную) помещают в конце теста. Одну-две самые легкие задачи ставят перед основными задачами теста и используют в качестве примера. Расположение заданий по возрастанию ступеней трудности, выраженных долей или процентом лиц данной выборки, решивших соответствующую задачу, позволяет примерно определить порог трудности для конкретного испытуемого, характеризующий его место в группе. Такой принцип был заложен в основу измерений первых тестов интеллекта (напр., шкалы Бине—Симона), где показателем «умственного возраста» являлось выполнение задания средней трудности для данной возрастной группы. Принцип расположения заданий по нарастающей трудности сохраняется и для большинства современных психометрических тестов, направленных на исследование общих способностей, профессиональной успешности, тестов достижений и ряда других. В тестах скорости, в отличие от тестов результативности (см. Тест), Т. з. т. обычно невысока и практически неизменна. Количество задач в таких методиках заведомо делают таким, чтобы никто из испытуемых в заданное время не успел решить все. Основным показателем Т. з. т. является индекс трудности где NH — число испытуемых, не решивших задачу, m — количество вариантов ответа. В тех случаях, когда выборка и количество проверяемых пунктов велики, имеется возможность определить индекс трудности с помощью контрастных (крайних) подгрупп. В каждую из подгрупп входят по 27% лиц от численности выборки, имеющих лучшие и худшие результаты по тесту в целом. Индекс Т. з. т. вычисляется как среднее арифметическое индексов трудности для групп с максимальным и минимальным результатом Если предположить, что частоты распределения оценок испытуемых, выпол- Рис. 74. Пороговые частоты случаев правильного и ошибочного решения при отборе задач по индексу трудности нивших задание, подчиняются нормальному закону, то в пределах М ± с находятся около 68% всех испытуемых, за этими пределами — по 16% испытуемых. Эти величины принимаются за пороговые при отборе задач из первичной формы теста. Таким образом, после расчета индексов трудности в первую очередь исключаются задачи, которые решили более 84% (М - а) и с которыми не справились 84% испытуемых (М + а) (рис. 74). Более дифференцированным способом анализа Т. з. т. является использование в качестве принципа разделения испытуемых на группы внешнего критерия валид-ности, напр, продуктивности в реальной деятельности. Отбор заданий по показателям трудности может производиться параллельно расчетам коэффициентов корреляции (см. Корреляции коэффициенты дихотомические).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |