Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тестов конструирования 3 страница




Ограничение времени выполнения не является абсолютным критерием отнесе­ния данной методики к группе Т. с. Так, при составлении рассказов в темати­ческой апперцепции тесте продолжи­тельность работы испытуемого регламен­тирована в целях сокращения времени обследования, интенсификации работы тестируемого. Вместе с тем при оценке и интерпретации результатов обследования временной показатель малосуществен.

ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБ­НОСТЕЙ — группа психодиагности­ческих методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, преимущественно обеспечива­ющих эффективность в конкретных, дос­таточно узких областях деятельности. В этом отличие Т. с. с. от тестов ин­теллекта, направленных на измерение общего уровня интеллектуального раз­вития и валидизируемых по отношению к наиболее широким сферам деятельнос­ти. Валидизация Т. с. с. осуществляется по отношению к конкретным областям деятельности, и этим они близки к тес­там достижений.

Разработка Т. с. с. за рубежом была связана прежде всего с необходимостью решения практических задач в области профотбора и профориентации. Так, изме­рение способностей к конкретным видам деятельности дополняло данные, получен­ные с помощью тестов интеллекта. Значительный прогресс в области измере­ния специальных способностей был дос­тигнут за счет широкого применения факторного анализа, позволившего их более точно определить и классифициро­вать. В зарубежных психодиагностичес­ких исследованиях обычно различают следующие группы способностей: сенсор­ные, моторные, технические (механичес­кие) и профессионализированные"(счет-ные, музыкальные, скорости чтения и по­нимания прочитанного и др.). Соответ­ственно осуществляется и разработка Т. с. с. Наибольшее распространение за рубежом получили комплексные батареи способностей (см. Общих способностей батарея тестов).

В СССР Т. с. с. широко использова­лись в 20-ЗО-е гг. для профотбора, расста­новки кадров, в профориентационной ра­боте. Затем, вплоть до 60-х гг., исследова­ния в этом направлении были единичны­ми. Советскими психологами достигнуты

определенные успехи в изучении музы­кальных, математических, психомотор­ных и других специальных способностей (В. А. Крутецкий, 1968; Н. С. Лейтес, 1960; Б. М. Теплов, 1961; Б. В. Кулагин, 1984 и др.).

ТЕСТЫ ФАКТОРНО-АНАЛИТИЧЕС­КИЕ — психодиагностические методики, конструирование которых осуществляет­ся в соответствии с факторно-аналити­ческим принципом.

ТОМСКИЙ ОПРОСНИК РИГИДНО­СТИ (ТОР) — опросник личностный. Направлен на диагностику психической ригидности. Предложен Г. В. Залевским в 1987 г. для выявления психической ригид­ности как трудности корректировки от­дельных элементов или программы пове­дения в целом в соответствии с объектив­ными требованиями ситуации при различ­ной степени их осознанности и принятия.

Т. о. р. состоит из 159 заданий, сфор­мулированных в виде вопросов и утверж­дений, содержание которых достаточно широко отражает те ситуации, где нахо­дит проявление психическая ригидность, т. е. в которых от человека требуется из­менить программу поведения — образ жизни, стереотипы, отношения, установ­ки, привычки, навыки, темп и ритм жизни и деятельности, средства достижения ка­кой-либо цели, саму цель и т. д.

Возможны 4 варианта ответов («да», «скорее да», «нет» и «скорее нет»). Коли­чественная оценка ответов по каждому пункту: «О» — психическая ригидность отсутствует, «1» — слабо выражена, «3» — сильно выражена, «4» — очень сильно выражена.

С помощью Т. о. р. диагностируется психическая ригидность по 6 шкалам, эмпирическая однородность которых под­тверждена дисперсионным анализом данных, полученных при исследовании здоровых лиц (/=" = 21,08; р < 0,01).

1. Шкала общей ригидности, или СКР (склонности к широкому спектру фикси­рованных форм поведения) т. н. «симпто-мокомплекс ригидности» (62 задания) — склонность к персеверациям, навязчи-востям, стереотипиям, упрямству, педан­тизму и собственно ригидности (в узком смысле: неспособности при объективной необходимости изменить мнение, отноше­ние, установку, мотивы и т. п.). Имеется субшкала актуальной личностной ригид­ности (18 пунктов), выявляющая ригид­ность в узком смысле.

2. Шкала сензитивной ригидности, или СР (19 заданий), отражает эмоцио­нальную реакцию человека на ситуации, требующие от него каких-либо измене­ний, возможно страх перед новым, своего рода неофобию.

Основой для разработки опросника явилось предположение о том, что психи­ческая ригидность как в норме, так и в па­тологии, входя в структуру личности, ха­рактеризуется следующими параметрами:

— интенсивностью (силой, глубиной) и экстенсивностью (широтой или спект­ром охвата структуры личности по вертикали и по горизонтали — вдоль ее подструктур);

— устойчивостью или стойкостью (реак­ция—состояние—черта);

— генерализованностью и доминировани­ем (черта—симптомокомплекс—тип);

— мотивированностью (принятием—не­принятием).

По мере углубления патологии, как полагает автор, должны увеличиваться показатели интенсивности и экстенсивно­сти психической ригидности в сторону ее чрезмерной выраженности и тотальности охвата личности, а также возрастать ко­личество случаев проявления психичес­кой ригидности как черты, генерализую­щейся в направлении к типу акцентуации личности, для которого чаще всего и в вы­сокой степени характерно непринятие требований объективной ситуации.

Имеются данные о достаточно высо­кой валидности и надежности Т. о. р. Опросник рекомендуется использовать для дифференциальной диагностики пси­хической ригидности у психически здоро­вых лиц, для уточнения прогноза реабили­тации, в т.ч. психотерапии психически больных, для дифференциальной внутри-нозологической диагностики погранич­ных состояний и шизофрении в процессе психодиагностического обследования, эк­спресс- и скрининговых исследований, а также в семейных консультациях.

ТРЕВОЖНОСТЬ ТЕСТОВАЯ — состо яние испытуемого, обусловленное дей­ствием разной степени выраженности мотива экспертизы, возникающего в пси­ходиагностической ситуации, Т. т. более выражена у лиц с проявлением реактив­ной или личностной тревожности (см. Спилбергера тревоги и тревожности шкалы), у испытуемых с повышенной мо­тивацией на обследование, а также в слу­чаях неадекватно высокой валидности очевидной выполняемого теста. Т. т. мо­жет явиться следствием неквалифициро­ванного, неэтичного поведения экспери­ментатора, ошибочно составленной ин­струкции, стрессогенных факторов ситу­ации обследования (жесткое лимитирова­ние времени выполнения, групповое вы­полнение заданий в условиях «открытос­ти» результатов и т. п.).

Характер влияния Т. т. на результаты обследования в полной мере не выяснен. В большинстве случаев это влияние при­знается негативным. Так, по данным И. Годри и Ч. Спилбергера (1974), Ч. Спилбергера (1972), С. Саразона и со-авт. (I960), К. Хилла и соавт. (1964, 1966) и др., существует обратно пропор­циональная связь между уровнем тревож­ности и показателями тестов достиже­ний и тестов интеллекта, отмечающа­яся как у взрослых, так и у детей. С дру-

гой стороны, Д. Френч (1962) не обнару­жил различий в результатах тестирова­ния студентов колледжа в напряженной и спокойной ситуации. По мнению А. Анас-тази (1982), отношения между тревожно­стью и качеством выполнения теста нели­нейные. Для индивидов с невысоким уров­нем тревожности являются благоприят­ными условия, вызывающие состояние не­значительной тревоги, в то аремя как лю­дям, имеющим высокий уровень тревож­ности, лучше выполнять тест в более спо­койных условиях. Т. т., таким образом, является дополнительным фактором, ока­зывающим воздействие на достоверность психодиагностического обследования. Поэтому необходимо принимать меры к снижению уровня напряженности в ситу­ации тестирования. Это особенно важно в клинической психодиагностике, где об­следование имеет не только диагностичес­кое значение, но и в определенной степе­ни выполняет психотерапевтическую функцию. Интерпретация результатов об­следования должна проводиться с учетом индивидуального уровня Т. т. конкретных испытуемых. Сведения о Т. т. могут быть получены как из данных опроса и наблю­дения, так и при использовании специаль--ных диагностических методик. Профилак­тика Т. т. опирается на неукоснительное следование этическим нормам психоди­агностики, тщательную подготовку тес­тового материала, особенно инструкции, правильный выбор тактики индивидуаль­ных и групповых обследований, условий тестирования.

ТРЕХМЕРНОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ (Three Dimensional Apperception Test) — проективная методика иссле­дования личности. Опубликована Д. Твит-чел-Аллен в 1947 г.

Стимульный материал Т. а. т. состоит из 28 стандартных, объемных, не облада­ющих четкой формой предметов — от гео-

метрических форм в виде шара, цилиндра и т. д. до форм, близких человеку и живот­ным. Обследование проводится в два эта­па. На первом («психодраматическом») этапе испытуемому предлагают из всех разложенных в определенном порядке предметов выбрать.те, которые необходи­мо использовать для составления исто­рии. При желании обследуемого'к ранее отобранным предметам разрешается до­бавлять новые. Регистрируется стиль об­ращения с предметами и рассказанная ис­тория. Принципы интерпретации данных, полученных на психодраматическом эта­пе обследования, сходны с используемы­ми в тематической апперцепции тесте.

На втором этапе просят описать, что собой представляет каждый предмет, по­очередно предъявляемый эксперимента­тором, назвать его. Известная неопреде­ленность, пластичность предметов, кото­рые нужно назвать, сближают этот этап с обследованием по Роршаха тесту. Ав­тор полагает, что, в отличие от традици­онных проективных методик, работа с Т. а. т. требует вовлечения тактильных, кинестетических и гаптических ощуще­ний, которые способствуют большей нео­пределенности стимулов и как бы созда­ют новые области для проекции. Валид-ность и надежность Т. а.' т. нуждаются в дополнительном изучении. Тест может быть использован для обследования сле­пых (оригинальная модификация процеду­ры обследования — наложение зрячим на глаза повязки). Т. а. т. широкого распро­странения в психодиагностических иссле­дованиях не нашел.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ ТЕСТА

характеристика задачи (пункта) теста, отражающая статистический уровень ее решаемости в данной выборке стандарти­зации. Вместе с анализом дискримина-

тивности пунктов, внутренней согласо­ванности, характера распределения тес­товых оценок анализ Т. з. т. является од­ной из базовых процедур разработки и проверки диагностических качеств тес­товой методики.

В психологии разделяются субъектив­но-психологическая и статистическая (объективная) трудности. Субъективная трудность задачи связана с индивидуаль­но-психологическим барьером, величина которого определяется как обстоятель­ствами (лимитом времени, доступностью инструкции и т. д.), так и уровнем форми­рования необходимых для решений зна­ний, умений и навыков, психическим со­стоянием испытуемого и рядом других факторов. Воздействие комплекса этих факторов на результат выполнения теста снижает надежность и достоверность данных, поэтому принимаются меры для выравнивания их воздействия с помощью направленного комплектования выборки и стандартной процедуры проведения.

Показателем Т. з. т. как статистичес­кой трудности является доля лиц выбор­ки, решивших и не решивших задание. Напр., если только 20% испытуемых ре­шили задачу, ее можно оценить как труд­ную для данной выборки, если 80% — как легкую. Т. з. т. является относитель­ной характеристикой, поскольку зависит от особенностей выборки (возрастные, профессиональные, социокультурные раз­личия).

Т. з. т. является в первую очередь ха­рактеристикой интеллектуальных задач, для которых правомерно применение кри­терия «правильного* и «неправильного» решений. Для вопросов или задач, входя­щих в состав личностных методик, стати­стическое понятие Т. з. т. неприемлемо.

Подбор заданий по показателям Т. з. т. важен для успешного применения психо­диагностической методики. Так, при вы­боре слишком трудных заданий валид-

ность и надежность теста резко снизятся (ухудшение статистических характерис­тик оценивания из-за небольшого количе­ства правильных решений, вероятность случайной оценки, влияние неудач на ра­боту испытуемых). Слишком простые за­дания приведут к однообразию результа­тов (большинство справляется со всем набором пунктов теста), их незначитель­ной вариативности, затрудняющей оцени­вание, могут вызвать негативное отноше­ние к тесту (см. Валидность очевидная).

Основная задача анализа Т. з. т. сво­дится к выбору оптимальных по сложнос­ти пунктов теста, а значит, и упорядочи­ванию отдельных заданий в нем. Обычно если задачу решает большинство испыту­емых, ее (как легкую) помещают в начале теста, если задачу решает незначитель­ный процент, испытуемых, то ее (как труд­ную) помещают в конце теста. Одну-две самые легкие задачи ставят перед основ­ными задачами теста и используют в ка­честве примера. Расположение заданий по возрастанию ступеней трудности, вы­раженных долей или процентом лиц дан­ной выборки, решивших соответствую­щую задачу, позволяет примерно опреде­лить порог трудности для конкретного ис­пытуемого, характеризующий его место в группе. Такой принцип был заложен в ос­нову измерений первых тестов интел­лекта (напр., шкалы Бине—Симона), где показателем «умственного возраста» яв­лялось выполнение задания средней труд­ности для данной возрастной группы. Принцип расположения заданий по нара­стающей трудности сохраняется и для большинства современных психометри­ческих тестов, направленных на исследо­вание общих способностей, профессио­нальной успешности, тестов достиже­ний и ряда других.

В тестах скорости, в отличие от те­стов результативности (см. Тест), Т. з. т. обычно невысока и практически

неизменна. Количество задач в таких ме­тодиках заведомо делают таким, чтобы никто из испытуемых в заданное время не успел решить все.

Основным показателем Т. з. т. являет­ся индекс трудности

где NH — число испытуемых, не решив­ших задачу, m — количество вариантов ответа.

В тех случаях, когда выборка и коли­чество проверяемых пунктов велики, име­ется возможность определить индекс трудности с помощью контрастных (край­них) подгрупп. В каждую из подгрупп вхо­дят по 27% лиц от численности выборки, имеющих лучшие и худшие результаты по тесту в целом. Индекс Т. з. т. вычисляет­ся как среднее арифметическое индексов трудности для групп с максимальным и минимальным результатом

Если предположить, что частоты рас­пределения оценок испытуемых, выпол-

Рис. 74. Пороговые частоты случаев правильно­го и ошибочного решения при отборе задач по индексу трудности

нивших задание, подчиняются нормально­му закону, то в пределах М ± с находятся около 68% всех испытуемых, за этими

пределами — по 16% испытуемых. Эти величины принимаются за пороговые при отборе задач из первичной формы теста. Таким образом, после расчета индексов трудности в первую очередь исключа­ются задачи, которые решили более 84% - а) и с которыми не справились 84% испытуемых (М + а) (рис. 74).

Более дифференцированным способом анализа Т. з. т. является использование в качестве принципа разделения испытуе­мых на группы внешнего критерия валид-ности, напр, продуктивности в реальной деятельности. Отбор заданий по показате­лям трудности может производиться па­раллельно расчетам коэффициентов кор­реляции (см. Корреляции коэффициен­ты дихотомические).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.