Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юмористических фраз тест




(ТЮФ) — тест для диагностики личнос­тных особенностей, связанных с понима­нием юмора. Относится к тестам оцен­ка юмора, может рассматриваться как проективная методика диагностики мо-тивационной сферы личности. Предложен А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой в 1982 г.

Стимульный материал теста представ­ляет собой 80 юмористических фраз (афо­ризмов), из которых 40 однозначно отно-,, сятся к одной из десяти тем (по четыре фразы на каждую), а остальные являются многозначными (испытуемые, исходя из собственной апперцепции, усматривают в них ту или иную тему из числа основных десяти). Соотнесенность фраз с основ­ными темами проверена нормативными экспериментами. В предлагаемых фразах отражены следующие темы: 1) садизм; 2) секс; 3) пагубные пристрастия (пьян­ство); 4) деньги; 5) мода; 6) карьера; 7) семейные неурядицы; 8) социальные неурядицы; 9) бездарность в искусстве; 10) человеческая глупость.

Процедура проведения теста достаточ­но проста. Испытуемому предлагают классифицировать набор карточек с фра­зами таким образом, чтобы в одной груп­пе находились карточки с фразами на

одну тему. Закончив классификацию, ис­пытуемый дает названия выделенным им классам. По этим названиям эксперимен­татор идентифицирует одну из десяти тем, которой соответствует выделенный испытуемым класс. Если испытуемый не­ясно формулирует интерпретируемые на­звания, то идентификация стандартной темы производится по однозначным фра­зам, попавшим в состав класса (так, если в выделенную группу карточек попадают три и более фразы, однозначно относящи­еся к основной теме, то к ней же относит­ся и вся группа).

Проективный потенциал методики Ю. ф. т. заключается в том, что субъект зачисляет в один класс как однозначные, так и многозначные стимулы. Составите­ли методики полагают, что чем большее количество многозначных стимулов объе­диняет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость со­ответствующей темы. Появление сверх­крупного класса является свидетельством сверхзначимой (доминирующей) мотива­ции, предметное содержание которой со­ответствует предметному содержанию этого класса.

Подсчет тестовых баллов, отражаю­щих «напряженность» отдельных мотива-ционных тем, сводится к подсчету кар-

точек в соответствующих им группах. По­казатели могут быть представлены в виде профиля (см. Оценки профильные). При интерпретации сравниваются показатели, выявляющие порядковую структуру инди­видуального профиля мотивационных тем, их доминирование, «притягивание» (апперцептирование) стимульного мате­риала одних тем другими. При интерпре­тации данных могут анализироваться не только изолированные темы, но и их ком­бинации. Возможно проведение сложного содержательного анализа семантических отношений между карточками, включае­мыми испытуемым в темы.

Следует отметить, что, по мнению ав­торов Ю. ф. т., показатели напряженнос-

ти мотивационной темы могут отражать не только силу мотива, но и силу прегра­ды (фрустратора) потребности (см. Ро-зенцвейга рисуночной фрустрации ме­тодика).

Характеристика валидности конст-руктной Ю. ф. т. проводилась на основе сравнения данных теста с критериальной информацией, полученной с помощью ме­тодики групповой оценки личности (ГОЛ), а также по методу конвергентной валидизации (см. Валидность конструк-тная) с результатами тематической ап­перцепции теста и другими методиками.

Тест рекомендуется авторами для вне­дрения в практику психологического кон­сультирования.

«Я» СОЦИАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕ­СКИЕ ЗАДАНИЯ (The Self Social Symbols Tasks) — проективная методи­ка исследования личности. Разработана Б. Лонгом, Р. Зиллером, Р. Хендерсоном в 1968 г, Направлена на измерение самоот­ношения и самоидентичности. Использу­ется для обследования детей старше 3-х лет н взрослых.

Испытуемому предлагают следующие задания:

1. На листе бумаги предъявляется строка, состоящая из восьми кружков. Испытуемый должен выбрать кружок для себя и для людей из своего окружения.

2. На листе бумаги предъявляется кружок, обозначающий «Я» в окружении полукольца, состоящего из других круж­ков. Нужно выбрать кружок, обозначаю­щий другого человека.

3. Предъявляется бланк с размещен­ными на нем в случайном порядке круж­ками, обозначающими других людей; вни­зу размещаются два кружка, штриховка одного из них совпадает со штриховкой остальных кружков. Необходимо указать, какой из двух кружков означает «Я».

4. Предъявляется лист бумаги с изоб­раженным на нем треугольником, верши­нами которого являются кружки, обозна-

чающие других людей. Нужно разместить кружок, обозначающий «Я».

5. Предъявляются горизонтальные ряды кружков, крайние слева кружки обо­значают конкретных людей. Необходимо выбрать кружок, обозначающий «Я»'в каждом ряду.

6. Нарисовать в любом месте листа два кружка, обозначающих «Я» и другого человека.

7. Расположить кружок, обозначаю­щий «Я», и кружок, обозначающий друго­го человека, внутри большого круга.

8. Предъявляются десять горизон­тальных рядов геометрических фигур раз­личной степени сложности. Необходимо выбрать фигуру, обозначающую «Я».

Считается, что символические зада­ния соответствуют различным аспектам «я»-концепции. С их помощью диагности­руются особенности самооценки {воспри­ятие субъектом его ценности в сравнении с другими), «силы» (положение относи­тельно авторитетных фигур), «индивиду­ализации* (переживаемого сходства или отличия от других людей), социальной за­интересованности (восприятие себя час­тью группы или отдельным от них), иден­тификации (степени включения себя в «Мы»), эгоцентричности (восприятия

себя фигурой или фоном), сложности (степени дифференцированности «Я-кон-цепции»).

Физическая дистанция на листе бума­ги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других, интерпретирует­ся как психологическая дистанция, пози­ция левее других — как переживаемая ценность «Я», позиция выше — как пере­живаемая «сила» «Я», внутри фигуры, со­ставленной из кружков («других»), — как включенность и зависимость, вне — как независимость «Я».

Авторы методики привлекали для ее обоснования положения различных пси­хологических теорий, что послужило при­чиной обвинений в эклектизме и неразра­ботанности собственного теоретического фундамента. Вероятно, «символические пробы» охватывают некоторые суще­ственные аспекты строения «я»-концеп-ции. Так, «самооценка» и «сила» отража­ют, по-видимому, глобальное самоотно­шение, выражающееся посредством срав­нения с другими. «Индивидуализация», «идентификация», «социальная заинтере­сованность» отражают т. н. «присоединя­ющий» аспект «я»-концепции, связанный с принадлежностью человека к группе людей. Показатель «сложность» отража-

ет т. н. «дифференцирующий» аспект «Я»-концепции, характеризующий пере­живание уникальности своей личности.

Имеются сведения об удовлетвори­тельной надежности ретестовой мето­дики (0,58-0,84 при исследовании под­ростков). В целом подтверждается ва-лидность конструктная задания на вы­явление самооценки (№ 1): обычно дети располагают «лучших» детей слева, «пло­хих» — справа, родителей — слева и т. д.; психически больные левее себя ставят ле­чащий персонал и других больных. Пока­затели самооценки и «силы» оказались связанными с широким кругом перемен­ных (социоэкономический уровень, школьные успехи, потребность в достиже-, нии и др.). Есть данные и о валидности других показателей, среди которых, одна­ко, имеются и противоречивые. Данные о конвергентной валидности (см. Валид-ность конструктная) не совсем ясны: с рядом опросников по выявлению особен­ностей самоотношения получены незна­чимые корреляции, в то же время само­оценка значимо коррелирует с показате­лями контрольных списков прилагатель­ных, а «сила» — с показателями семан­тического дифференциала.

Сведений об использовании в СНГ нет.

Краткие биографические сведения об авторах психодиагностических методик

АЙЗЕНК Ганс Юрген (Eysenck H. J.; 1916-1997)*. Английский психолог (ро­дился в Германии), профессор Лондонс­кого университета, руководитель пси­хологической лаборатории Института психиатрии (Лондон). Один из основате­лей клинико-психологического направле­ния исследований в Великобритании. Из­вестен многочисленными работами в об­ласти исследования расстройств лич­ности, ее структуры, факторов развития. Г. Айзенк внес значительный вклад в раз­работку психодиагностических методов (см. Айзенка личностные опросники), поведенческих методов лечения неврозов и других расстройств личности, проблем исследования интеллекта. Г. Айзенк явля­ется а'втором оригинальной модели лич­ности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной тео­рии памяти. Основные работы: «Dimention of Personality» (1947); «Dynamic of Anxiety and Hysteria» (1957); «The Biological Basis of Personality» (1967); Psychoticism as a dimention of personality (1976); «The structure and measurement of intelligence (1979).

* Данные о датах жизни приводятся по со­стоянию на июнь'1998 г. '

АМТХАУЭР Рудольф (Amthauer R.; р. 1920). Немецкий психолог, специалист в области прикладной психологии, про­фессиональной психодиагностики. В ис­следованиях Р. Амтхауэра большое вни­мание уделяется анализу структуры ин­теллекта, связи ее с профессиональной де­ятельностью. Существенным вкладом в практику психологической диагностики явилась разработка Амтхауэра интеллек­та структуры теста, получившего широкое /распространение. Основные работы: «In-telligez und Berub (1953); «Zum Problem der Produktiven Begabung» (1961); bber die Prbfung der Zuverlnssigkeit von Tests — ernrtetamIST(1957).

АНАСТАЗИ Анна (Anastasi A.; p. 1908).

Американский психолог, профессор, руко­водитель психологического факультета Университета Фордхам. Президент Аме­риканской психологической ассоциации (1971-1972). Внесла значительный вклад в психологическую диагностику решени­ем широкого круга проблем конструирова­ния тестов и разработкой теории психоло­гических измерений, факторного анализа, диагностики психического развития де­тей, фундаментальных вопросов диффе­ренциальной психологии. Основные рабо-

ты: «Differential Psychology» (1937); «Psy­chological Testing» (1954, 1968); «Filds of Applied Psychology» (1964). На русский язык переведен фундаментальный труд «Психологическое тестирование» (1982).

БЕЛЛАК Леопольд (Bellak L; р. 1916). Американский психиатр, психолог и пси­хоаналитик, почетный профессор психи­атрии медицинского колледжа им. А. Эйн­штейна, профессор Нью-Йоркского уни­верситета. Лауреат многих премий за вы­дающийся вклад в развитие психологии, психиатрии и психоанализа. Автор более чем 200 статей и 30 книг. Создатель ши­роко известных проективных методик, та­ких как Пожилых апперцепции техника и Детской апперцепции тест. Основные ра­боты в области психодиагностики: «The Childrens Apperception Test» (Revised 1980), «The Senior Apperception Techni­que» (Revised 1985), «The Broad Scope of Ego Function Assessment» (1984), «The Dysphorimeter» (1991). На русском языке опубликовано руководство и стимульный материал детской апперцепции теста (1995).

БЕНДЕР Лауретта (Bender L.; р. 1897). Американский детский психиатр, работа­ла в Нью-Йоркском психиатрическом гос­питале для детей. Ее исследования посвя­щены проблемам шизофрении у детей, влиянию воспитания и особенностей ок­ружающей среды на умственное развитие ребенка, разработке методов психотера­пии. Создатель Бендер визуально-мо­торного гештальт теста. Основная работа: «A visual motor Gestalt test and its clinical use» (1938).

БЕНТОН Артур (Benton A. L, p. 1909). Американский психолог, профессор пси­хологии Медицинской школы Луисвил-льского университета, профессор пси­хологии и неврологии, руководитель не-

врологического отдела Клиники Универ­ситета Айова (лаборатория нейропсихоло­гии названа ныне именем А. Бентона). Президент Нейропсихологического обще­ства США (1970-1972 гг.). Председатель исследовательской группы по афазии Все­мирной неврологической федерации. Яв­ляется автором более 200 научных работ. Исследования А. Бентона связаны с раз­личными аспектами клинической нейро­психологии, включая проблемы' латерали-зации психических функций, адаптации, расстройств восприятия и памяти. Широ­кую известность получил Бентона визу­альный ретенции тест, опыт применения которого.обобщен в работе «La signigi-cation des tests de retention visuelle dans la diagnostic clinique» (1952).

БИНЕ Альфред (Binet A.; 1857-1911).

Французский психолог, доктор медицины и права (Парижский университет). Осно­ватель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии (Сорбон­на, Париж). Известен исследованиями в области изучения способностей, психи­ческого развития, индивидуально-психо­логических различий. А. Бине совместно с Т. Симоном разработал первый психо­метрический тест интеллекта (Бине—Си­мона умственного развития шкала). Ос­новные работы: «La Psyhologie du raison-nement» (1886); «Les alterations de la per-sonalite» (1891); «L'etude experimentale de l'intelHgence» (1903); «Les enfants anor-maux»(1907).

БЛЕЙХЕР Вадим Моисеевич (1930 -1998). Украинский психиатр и психолог, доктор медицинских наук, профессор, за­служенный врач Украины. С 1968 г. заве­довал лабораторией клинической психо­логии Киевской психоневрологической больницы им. И. П. Павлова. В течение ряда лет преподавал курс клинической психологии в Киевском университете

им. Т. Г. Шевченко. Одним из первых в Украине в начале 70-х гг. возобновил ис­пользование психологических тестов в клинической практике. Автор свыше 150 научных работ, посвященных психи­атрии, медицинской психологии и психо­диагностике. Соавтор (совместно с Л.Ф. Бурлачуком) первой в СССР монографии по психодиагностике: «Психодиагностика интеллекта и личности».

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (18841941). Один из основоположников совет­ской психологической науки. Образова­ние получил во П-й киевской классичес­кой гимназии и Киевском университете. С 1908 г. преподает психологию и педагоги­ку в гимназиях Москвы. В 1913 г. стано­вится приват-доцентом, позднее — про­фессором Московского университета. Вел научно-исследовательскую работу в Ин­ституте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политех­нического образования, возглавлял Ака­демию социалистического воспитания. Последние десять лет жизни работал в Институте психологии, в котором руково­дил лабораторией мышления. Исследова­ния П. П. Блонского посвящены изучению процессов памяти, восприятия, воли, фор­мированию мышления, проблемам дет­ской сексуальности, воспитанию и обуче­нию детей, психодиагностике развития. Основные работы: «Очерк научной психо­логии» (1921); «Педология»(1925); «Педа­гогическое тестирование» (1927); «Крат­кий способ измерения умственного разви­тия детей» (1929); «Память и мышление» (1935).

БУРЛАЧУК Леонид Фокнч (р. 1947 г.)

украинский психолог. Закончил Киевский национальный университет им. Т. Г. Шев­ченко (1970), в котором начал преподава­тельскую деятельность с 1970 г., занимая должности ассистента, доцента, заведую-

щего кафедрой. С 1992 г. — заведующий кафедрой психодиагностики и медицинс­кой психологии, созданной по его иници­ативе. Доктор психологических наук (1990), профессор (1992), член-коррес­пондент АПН Украины (1992), действи­тельный член Международной академии акмеологических наук (1993), действи­тельный член Нью-Йоркской академии наук (1995). Член Редакционных Советов зарубежных периодических изданий («Журнал практикующего психолога*, Украина; «Психосоматическая медици­на», Болгария; «Клиническая и проектив­ная психология», Франция). Координатор международных проектов в области про­фессионального (психологического) обра­зования. Член Международной Комиссии по психологическим тестам. Основные труды в области медицинской психологии, психодиагностики и психологии личнос­ти: «Психодиагностика интеллекта и лич­ности» (1978); «Исследование личности в клинической психологии» (1979); «Сло­варь-справочник по психологической ди­агностике» (1989); «Психодиагностика личности» (1989); «Психодиагностика»

БУЯС Зоран (Bujas Z.; р. 1910). Юго­славский психолог, профессор экспери­ментальной психологии и психофизиоло­гии Загребского университете. Начал ис­следовательскую работу в Психофизиоло­гической лаборатории А. Пьерона в Пари­же. Основные направления работы — сен­сорная психофизиология, психометрия, теория и практика разработки когнитив­ных тестов и теста достижений. Является разработчиком модификации Равена про­грессивных матриц. Долгие годы являет­ся редактором журнала «Acta Instituti Psy­chological Universitatis Zagrabiensis».

ВЕКСЛЕР Дэвид (Wechsler D.; 1896-1981). Американский психолог и психи-

атр, профессор клинической психологии Университетского медицинского коллед­жа (Нью-Йорк), главный психолог Госпи­таля Бельвью (Нью-Йорк). Автор широко известных методик исследования интел­лекта (см. Векслера измерения интел­лекта шкалы, Векслера памяти шка­ла). Первым объединил в батарее тесты вербального и практического интеллекта. Выдвинул концепцию внеинтеллектуаль-ных факторов. Д. Векслером предложен один из вариантов «детектора лжи» (psychogalvanograph). Основные работы посвящены проблемам теории интеллек­та, динамики, возрастных изменений ин­теллекта и памяти у взрослых: «Wechs­ler—Bellevue Intelligence Scale» (1939); «The Measurements of Adult Intelligence» (1944); «Wechsler Intelligence Scale for Children» (1949); «Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence» (1967).

ВУДСВОРТС Роберт Сессион (Wood-worth R. S.; 1869-1962). Американский психолог, отдавший экспериментальной, педагогической и научно-издательской де­ятельности более 70 лет. Профессор Ко­лумбийского университета (с 1903 г.). В годы Первой мировой войны разработал в целях профотбора прототип личностных опросников (Woodworth Personal Data Sheet — методика исследования эмоцио­нальной неустойчивости). Основные рабо­ты: «Dynamic Psychology» (1917); «Psy­chology» (1921) — выдержала 5 изданий; «Contemporary Schools of Psychology» (1931, 1948); «Dynamics of Behavior* (1958).

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934). Один из основоположников совет­ской психологии. В области психологиче­ской диагностики наибольшее значение имеют работы Л. С. Выготского по генети­ческой психологии, формированию и раз­витию высших психологических функций,

способностей. Идеи Л. С. Выготского лег­ли в основу традиционных отечественных направлений диагностики психического развития (см. Диагностический обучаю­щий эксперимент, Выготского—Саха­рова тест). Основные работы: «История развития высших психических функций» (1930-1931); «Мышление и речь» (1934); «Психология искусства» (1987); «Методи­ка рефлексологического и психологиче­ского исследования» (1924); «Педагоги­ческая психология» (1926); «Педология школьного возраста» (1928); «Диагности­ка развития и педологическая клиника трудного детства» (1936).

ГАЛЬТОН Френсис (Galton F.; 1882-1911). Английский антрополог, психолог. Почетный доктор Оксфордского и Кем­бриджского университетов. Один из ос­нователей евгеники. Двоюродный брат Ч. Дарвина. В исследовании «Heredity Genies» (1869) реализовал попытку при­ложить эволюционную теорию к решению проблем индивидуальных различий чело­веческих способностей. Одним из первых использовал вариационно-статистические методы в области экспериментальной пси­хологии. Пионер применения психологи­ческих тестов, анкет и вопросников. Внес существенный вклад в развитие корре­ляционного анализа. Основные работы «Heredity Genies: an inguriry into its laws and consequences» (1869); «English Men of Science». Their Nature and Nurture» (1874); «Psychometric experiment» (1879); «Human Faculty» (1883); «Essays in en-genics»(1909).

ГЕЗЕЛЛ Арнольд Луций (Gesell A. L.; 1880-1961). Американский психолог, ру­ководитель Йельской клиники детского развития. Специалист в области экспери­ментальных исследований развития пси­хических функций у детей, норм психичес­кого развития ребенка. Разработал одну

из наиболее известных и широко приме­нявшихся шкал измерения умственного развития детей раннего возраста. Основ­ные работы: «The Mental growth of the pre-scholl child* (1925); «Infant and Child in the Culture of Today» (1942).

ГИЛФОРД Джо Пауль (Gilford J. P.; 1897-1987). Американский психолог, профессор университетов штатов Канзас, Небраска, Южно-Калифорнийского (Лос-Анджелес). В годы Второй мировой войны работал в исследовательских учреждени­ях военной авиации США. Исследования посвящены изучению памяти, внимания, мышления, творческой деятельности, тем­перамента. Наибольшую известность по­лучила его модель структуры интеллекта. Совместно с В. Циммерманом разработал Гилфорда—Циммермана «темперамента обозрение*. Основные работы «Psycho­metric Methods» (1936, 1940); *Forteen Dimentions of Temperament» (совместно с W. Zimmermann) (1950); «Fundamental Statistics in Psychology and Education» (1950); «The Structure of Intellect» (1956); «The Nature of Human Intelligence» (1960); «Intelligence Creativity and their Educa­tional Implications» (1969).

ГОДДАРТ Генри Герберт (God-dardH. H.; 1866-1957). Американский психолог, профессор психологии универ­ситета штата Огайо, руководитель Школы для детей, отстающих в развитии (Vi-neland Training School for Fiebleminded Children) — первого учреждения такого профиля в США. Известен исследования­ми психологии умственно отсталых. Раз­работал адаптированную версию Бине— Симона умственного развития шкалы, применявшуюся в США. Предложил клас­сификацию уровней задержки психичес­кого развития. Придерживался т. з., что в возникновении ретардации ведущую роль играют факторы наследственности. Ос­новные работы: «Feeblemimdednes, It's

Cause and Consequences», (1914); «School Training of Defective Children» (1915); «The Kallikak Family» (1912).

ГУДИНАФ Флоренс Лаура (Gode-nough F. L.; 1886-1959). Американский психолог, профессор Миннесотского уни­верситета. Известна своим вкладом в раз­витие детской психологии, разработку проблем интеллектуального тестирова­ния. Создатель известного Гудинаф «На­рисуй человека» теста. Инициатор и уча­стник разработки широко известной в США методики «Minnesota Preschool Scale» (1932). Основные работы: «The Measurement of Intelligence by Drawing» (1926); «Developmental Psychology (1934); «Mental Testing» (1949).

ДАЛСТРОМ Вильям Грант (Dahlst-romW. G.;p. 1922). Американский психо­лог, профессор университета штата Айо­ва, профессор-исследователь Института исследований в социальных науках. Науч­ные разработки связаны с вопросами эт­нопсихологии. Принял активное участие в создании Миннесотского многоаспект­ного личностного опросника. Совместно с Г. С. Уэлшем (Welsh G. S.) выпустил в ci**T «An MMPI Handbook» (1960).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.