Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стабильный




Эмоциональная выра­зительность отсутству­ет, диапазон эмоцио­нальных проявлений мал,сохраняет спокой­ствие даже в эмоцио-генных ситуациях

В результате факторизации L-данных (см. Факторный анализ) было получено от 12 до 15 факторов. В дальнейшем Р. Кэттелл осуществил переход (обуслов­ленный трудностями экспертного оцени­вания) к Q-данным (questionnaire data), т. е. данным, полученным с помощью оп­росников. При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данны-ми. Р. Кэттеллом созданы разные модифи­кации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной является 16-фактор-ная, соотнесенная с «Ш. л. ф.» о.

Факторы личности, диагностируемые «Ш. л. ф.» о., обозначаются буквами ла­тинского алфавита, причем буква «Q» ис­пользуется только для тех факторов, ко­торые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют «бытовые» и «техничес­кие» названия. Первые представляют со­бой общедоступные определения, ориен­тированные на непрофессионалов. Напр., фактор А — «сердечность, доброта — обособленность, отчужденность». Техни­ческие названия предназначены для спе­циалистов и тесно связаны с научно уста­новленным значением фактора. При этом часто используются искусственно создан­ные названия: напр., тот же фактор А бу­дет определяться как «аффектотимия— сизотимия». Как бытовые, так и техничес­кие названия факторов даются в биполяр-

ной форме, чем устраняется двусмыслен­ность в определении их содержания. Сле­дует иметь в виду, что определение кон­цов оси фактора как положительных (+), так и отрицательных (-) условно и не име­ет ни этического, ни психологического смысла. Обычно описание каждого факто­ра у Р. Кэттелла состоит из разделов: а) буквенный индекс фактора; разработа­на также система универсальной индекса­ции, включающая сведения о принципе выделения того или иного фактора и его порядковом номере; б) техническое и бы­товое название; в) список наиболее значи­мых характеристик в L-данных; д) интер­претация фактора. Напр., фактор С, выде­ленный на основе L- и Q-данных (по В. М. Мельникову и Л. Т. Ямпольскому, 1985, с сокращениями):

Положительный -полюс (С+)

Сила «Я»

Эмоциональная

устойчивость

Свободный от невроти­ческих симптомов

Неипохондричен, не проявляет заботы о со­стоянии здоровья

Интересы постоянны

Спокойный

Реалистичен в отноше­нии к жизни

Настойчив, упорен

Умеет держать себя в руках

Безмятежный

Отрицательный

полюс (С-)

Слабость «Я»

Эмоциональная

неустойчивость

Имеется много невро­тических симптомов

Итюхондричный, бес­покоится о состоянии здоровья

Переменчив, неустой­чив в интересах

Легко расстраивается

Уклоняется от ответ­ственности

Не доводит дело до конца

Невыдержан Тревожный

Некоторые вопросы по фактору С:

— У меня всегда хватает сил, чтобы спра­виться с трудностями.

— Мне часто приходилось менять планы из-за состояния здоровья.

Этот фактор характеризует способ­ность управлять эмоциями и настроени­ем, особенно умение найти им адекватное

объяснение и реалистическое выражение. Высокие оценки обнаруживаются у лиц эмоционально зрелых, уверенных в себе, не поддающихся случайным колебаниям настроения. Низкие оценки бывают у лю­дей, которые не способны контролировать эмоции и импульсивные влечения и выра­зить их в социально-допустимой форме. Внешне это проявляется как плох,ой эмоциональный контроль, отсутствие чув­ства ответственности, уклонение от ре­альности.

Полный перечень факторов, измеряе­мых «Ш. л. ф> о., следующий:

  Техническое и бытовое название
Буквен- факторов
ныи------------------------------------------■ индекс Положительный Отрицательный
  полюс полюс
А АффектотимияЫр- Сизотимия (обосо-
  дечность, доброта) бленность, отчуж-
    денность)
В Высокий интеллект Низкий интеллект
  (умный) (глупый)
С Сила «Я» (эмоцио- Слабость «Я» (эмо-
  нальная устойчи- циональная неус-
  вость) тойчивость)
Е Доминантность (на- Конформность (по-
  стойчивость, напо- корность, зависи-
  ристость) мость)
F Сургенсия (беспеч­ность) Десургенсия (оза-бочйнность)
G Сила «Сверх-Я» (вы- Слабость «Сверх-Я»
  сокаясовестливость) (недобросовест­ность)
И Пармия (смелость) Тректия (робость)
I Премсия (мягкосер- Харрия (суровость,
  дечность, нежность) жестокость)
L Протенсия (подозри- Алаксия (доверчи-
  тельность) вость)
М Аутия (мечтатель- Праксерния (прак-
  ность) тичность)
  Искусственность Безыскус ственность
  (проницательность, (наивность, прос-
  расчетливость) тота)
  Гипотимия (склон- Гипертимия (само-
  ность к чувству ви­ны) уверенность)
  Радикализм (гиб- Консерватизм (ри-
  кость) гидность)

О2 Самодостаточность Социабельность (самостоятельность) (зависимость от группы)

Q3 Контроль желаний Импульсивность (высокий самоконт- (низкий самоконт­роль поведения) роль поведения)

Qa Фрустрированность Нефрустрирован-(напряженность) ность (расслаблен­ность)

Рассмотренные выше факторы — пер­вого порядка. В итоге их дальнейшей фак­торизации были выделены более общие факторы второго порядка. Р. Кэттелл неоднократно «извлекал» вторичные фак­торы из корреляций между первичными. В разных работах автора представлено от четырех до восьми вторичных факторов.

Наиболее важными из них являются «эксвия—инвия» и «тревожность-*-при-способленность» (см. Айзенка личност­ные опросники). Эти факторы описыва­ются следующим образом:

Фактор первого

Индек- „. порядка в составе

сация Название фактора сф£рмированного

фактора

Q! Эксвия—инвия (экс- А+, Е+, F+, Н+, траверсия—интро- Q2- версия)

QII Тревожность—при- С-, Я-, £+, О+,

способленность <23-, Q4?

Предпринимались попытки получения факторов третьего порядка, однако прак­тического значения результаты не имеют (рис. 79).

Подход Р. Кэттелла к исследованию личности достаточно уязвим. Отметим лишь наиболее слабые «точки». Прежде всего это выраженный эмпиризм, пренеб­режение какими-либо исходными теоре­тическими положениями о содержании и количестве определяемых черт личности. При избранной автором технике сбора данных ничего не известно о функцио­нальных связях между переменными; эти связи выражаются лишь в виде корреля­ций — меры степени линейной зависимо-

Рис. 79. Исследовательская стратегия, использо­ванная при разработке «Шестнадцать личностных факторов* опросника

сти между переменными. Не удалось ве­рифицировать и исходную гипотезу об идентичности структурных элементов в факторах, выделенных на основе L-дан-ных и тех, которые выделены на основе Q-данных. В факторах, выделенных из L-данных, обнаруживаются те, которым нет соответствия в факторах, выделенных из Q-данных, и наоборот. Исключительно низки интеркорреляции переменных, яко­бы характеризующих один и тот же фак­тор, но полученных из разных источников (L- и Q-данные). Сказанное позволяет сде­лать вывод о том, что Р. Кэттелл принял факторный анализ за гораздо более эф­фективный инструмент познания личнос­ти, чем он фактически является.

Коэффициент надежности шкал-фак­торов «Ш. л. ф.» о., определенный путем расщепления, находится в пределах 0,71 — 0,91. Коэффициент надежности ретес-товой через двухнедельный промежу­ток — 0,36-0,73. Автор также сообщает о достаточно высокой валидности опрос­ника.

Р. Кэттеллом и его сотр., помимо двух основных форм «Ш. л. ф.» о. и В), раз­работаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназ­начены для лиц, имеющих более низкий

уровень образования. Форма Е использу­ется для обследования тех, кто малогра­мотен (в 1985 г. опубликованы нормы для заключенных, культурно неприспособ­ленных и т. п. лиц). Б. Брианом в 1987 г. на основе формы Е предложен компью­терный (см. Тесты компьютерные) «Профессионально-личностный отчет» (Vocational Personality Report), предназ­наченный для использовании в консульта­циях по выбору работы и службах плани­рования для малограмотных. Известны варианты опросника для детей и подрост­ков. Существует специальное «патологи­ческое» дополнение к «Ш. л. ф.» о., кото­рое состоит из 12 клинических факторов-шкал. Возможно групповое обследование.

Опросник нашел достаточно широкое распространение в психодиагностических исследованиях стран СНГ. Однако адап­тация «Ш. л. ф.» о. не завершена, не­смотря на проведенную проверку соответ­ствия зарубежных и отечественных нор­мативных данных. Анализ воспроизводи­мости факторов опросника на русско­язычных выборках (Ю. М. Забродин с со-авт., 1987) показывает, что нельзя счи­тать гомогенными факторы А, С, /, L, М, N, Qii QiT одной четверти до одной тре­ти вопросов отечественного варианта «Ш. л. ф.» о. не коррелируют значимо с соответствующим фактором). Это требу­ет переформулирования вопросов (утвер­ждений) или отказа от диагностических категорий Р. Кэттелла.

В 1990 г. В. М. Русаловым и О. В. Гу­севой на основе выделенных гомогенных шкал предложен сокращенный вариант опросника под названием 8 PF (70 вопро­сов).

ШКАЛА ВЕРБАЛЬНАЯ — форма фик­сации данных в шкалах измеритель­ных, опирающаяся на набор суждений о наличии или степени выраженности изу­чаемого признака. Такие суждения могут

быть представлены в виде полярных оп­ределений (свернутая Ш. в.), напр.; ла­бильность—ригидность; активность— пассивность; общительность—замкну­тость (см. Семантический дифференци­ал). Развернутая Ш. в. включает опреде­ления степени выраженности признаков, напр.: результат операции — отличный (хороший), удовлетворительный (слабо­удовлетворительный), неудовлетвори­тельный. Другим примером может послу­жить шкалирование ответа на пункт оп­росника:

— Обведите кружком номер ответа, ко­торый в наибольшей степени соответ­ствует Вашему мнению.

— Многие готовы совершить непригляд­ный поступок, если уверены, что их не ожидает ответственность.

1. Целиком совпадает с моим мнением.

2. В общем согласен с этим суждением.

3. Не знаю.

4. Вряд ли с этим можно согласиться.

5. Совершенно не согласен.

Ш. в. могут быть монополярными и биполярными (см. Шкалы измеритель­ные).

Критерии Ш. в. не всегда однозначно интерпретируются испытуемыми, при­надлежащими даже к группам, сходным по возрастным, половым, социокультур­ным и другим признакам. Такая неопреде­ленность понимания и истолкования зат­рудняет применение Ш. в. в качестве точ­ного психометрического инструмента. Ре­зультаты Ш. в. неустойчивы во времени, поэтому в чистом виде такие шкалы при­меняются редко. Психологические зако­номерности, действующие при использо­вании Ш. в., аналогичны с появляющими­ся при ответе на вопросы опросника лич­ностного.

Недостатки Ш. в. могут быть уменьше­ны за счет использования определенных приемов оптимального построения пунк­тов шкалы, а именно: -

1. Необходимость согласования суж­дений с особенностями объекта. Напр.,

оценивая память, лучше пользоваться по­нятиями «хорошая—плохая» или «высо­кий уровень развития—низкий уровень развития», чем «сильная—слабая», «вы­сокая развитость—низкая развитость».

2. Четкость вербальных обозначений шкал (полюсов и промежуточных града­ций); как можно меньше неточности, рас­плывчатости, двусмысленности в сужде­ниях и понятиях. Напр.; «сильный—сла­бый» лучше, чем «очень сильный—очень слабый» или «значительный—незначи­тельный».

3. Вербальные обозначения не долж­ны пересекаться, чтобы в одном понятии не содержалась часть другого.

4. Вербальные обозначения не долж­ны содержать оценок, напр.: «очень изве­стный—малоизвестный».

5. Вербальные обозначения должны четко указывать на один признак, а не на ряд свойств объекта. Напр., неудачной является шкала с полюсами: «желание учиться — нежелание учиться». Лучше разбить ее на несколько однозначных шкал: «интерес к учебе, трудолюбие в ос­воении предметов, успешность учебы».

Для Ш. в. желательна небольшая дли­на (от двух до девяти градаций-суждений).

ШКАЛА ГРАФИЧЕСКАЯ — форма

фиксации данных по шкалам измери­тельным при помощи наглядного отобра­жения развития признака в виде непре­рывной линии или определенной фигуры. Графические способы отображения изме­ряемых признаков обычно используются в комплексе со шкалой вербальной и (или) со шкалой числовой.

Ш. г. могут быть горизонтальными и вертикальными. Примером горизонталь­ной Ш. г. может явиться группа заданий методики исследования самооценки (САН):

Здоровый 3 2 10 12 3 Больной

Свежий 3 2 10 12 3 Усталый

Выносливый 3 2 10 12 3 Истощенный

Бодрый 3 2 10 12 3 Вялый

Напряженный 3 2 10 12 3 Расслабленный и т.д.

Инструкция испытуемому: «Точку, со­ответствующую степени проявления дан­ного качества у Вас, обозначьте на шкале вертикальной черточкой. Не обязательно ставить отметку на месте одной из цифр. В Вашем распоряжении вся шкала. Циф­ры на шкалах означают следующее: 0 — поровну одного и другого качества; 1 — качество проявляется редко; 2 — каче­ство заметно, проявляется часто; 3 — ка­чество выражено, проявляется всегда».

В данном примере горизонтальная Ш. г. применяется в сочетании с вербаль­ной и числовой.

Пример вертикальной Ш. г. приведен на рис. 80. Благодаря непрерывности Ш. г. появляется возможность получать более дробные, дифференцированные оценки измеряемых показателей по срав­нению с чисто числовыми шкалами. При­менение такого типа фиксации данных удобно для испытуемых, облегчает задачу выбора оценки, что субъективно более сложно в случае необходимости указания точного числового значения или града­ции. Особенно полезно применение тако­го типа шкалирования в методиках, пред-

Оцвните эффективность работы вашей бригады

(участка), обведя кружком

соответствующий

уровень Больше

Рис. 80. Пример задачи, оформленной в графи­ческой шкале

назначенных для обследования испытуе­мых детского возраста. Эмпирически ус­тановлен оптимальный диапазон длины шкалы (8-18 см). Короткая Ш. г. не все­гда позволяет вместить индивидуальный масштаб оценок, в то же время слишком длинная шкала ослабляет впечатление континуальности оценок.

ШКАЛА СБАЛАНСИРОВАННАЯ

опросник, построенный таким образом, что количество утверждений или вопро­сов с положительными «ключевыми» от­ветами («да», «согласен») примерно соот­ветствует числу таковых с отрицательны­ми «ключевыми» ответами («нет», «не со­гласен»). Ш. с. разрабатывается с целью минимизации влияния установки на ут­вердительные (отрицательные) ответы (см. Установки на ответ).

ШКАЛА ЧИСЛОВАЯ — форма фикса­ции данных в шкалах измерительных по­средством их числовых значений. Ш. ч. представляют собой ограниченное мно­жество последовательных чисел. Этот вид шкал наиболее удобен для последующего учета результатов и статистической обра­ботки данных исследования.

Для испытуемого оценивание и фор­мулировка ответов по Ш. ч. представля­ются субъективно более сложной зада­чей, чем по шкале вербальной и шкале графической. Поэтому в чистом виде Ш. ч. почти не применяется. Она, как пра­вило, объединяется с вербальными и гра­фическими шкалами. В любом случае Ш. ч. требует пояснений в вербальной форме относительно числовых градаций или обозначения полюсов шкалы. При­мер:

— Оцените успешность усвоения мате­матики в Вашем классе по пятибалль­ной шкале.

Примером смешанного вербально-чис-лового оценивания может служить орга-

низзция тестового материала Бекмана— Рихтера личностного опросника:

Мне кажется, что 3 2 10 12 3...скорее

по характеру я выдержан

скорее несдержан...

Рассматриваемый тип шкалирования распространен в методиках исследования самооценки, построенных по принципу семантического дифференциала, тестах интересов, опросниках, анкетах и некото­рых др. Числовые формы представления результатов тесно связаны с оценками шкальными в стандартизированных чис­ловых шкалах. В этом аспекте Ш. ч. — наиболее важный и распространенный способ оценивания результатов психомет­рических тестов.

ШКАЛИРОВАНИЕ (англ. scaling — оп­ределение масштаба, единицы измере­ния) — метод моделирования явлений с помощью числовых систем. Способ орга­низации в шкалах измерительных дан­ных эмпирических, экспериментальных, тестовых исследований, анализа объек­тивной информации.

Процесс Ш. состоит в конструирова­нии шкалы по определенным правилам и,, включает два этапа. На первом из них — этапе сбора данных — проводится созда­ние эмпирической системы проявлений исследуемых объектов и фиксация типов отношений между ними. Второй этап — анализ данных, в зависимости от резуль­татов которого строится числовая систе­ма, составляющая основу одного из видов шкал (номинативной, интервальной, по­рядка или шкалы оценок) (см. Шкалы из­мерительные).

Существуют два типа задач, решаемых' с помощью Ш.: 1) числовое отображение показателей распределения испытуемых внутри группы, характеристика выборки с последующей статистической обработкой (процедура, наиболее распространенная в практической психодиагностике и психо-

метрии), напр, при получении и анализе экспертных оценок (см. Валидность кри­териальная); 2) отражение характерис­тик объекта путем установления их чис­ловых отношений к какому-либо явлению. В первом случае применяется шкала оце­нок, во втором — шкала установок. Шка­лы установок лежат в основе диагности­ки личности в исследованиях самооценки, выражении испытуемым субъективного отношения к чему-либо, в котором про­ецируются внутреннее содержание, моти­вы, тенденции личности (см. Опросники личностные),

ШКАЛЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ (лат.

scala — лестница) — форма фиксации со­вокупности признаков изучаемого объек­та с упорядочиванием их в определенную числовую систему. Ш. и. представляют собой метрические системы, моделирую­щие исследуемый феномен путем замены прямых обозначений изучаемых объектов числовыми значениями и отображение пропорций континуального состава эле­ментов объекта в соответствующих чис­лах. Каждому элементу совокупности проявлений свойств изучаемого объекта соответствует определенный балл или шкальный индекс, количественно уста-' навливающий положение наблюдаемой единицы на шкале, которая охватывает всю совокупность или ее часть, суще­ственную с т. з. задач исследования. Опе­рация упорядочивания исходных эмпири­ческих данных в шкальные носит назва­ние шкалирования.

Ш. и. являются главным средством сбора и анализа статистического матери­ала как в прикладных, так и в теоретичес­ких исследованиях. Они различаются в зависимости от характера функции, лежа­щей в основе их построения. В качестве такой функции могут служить: сравнение по признаку убывания или возрастания, ранжирование, оценка интенсивности

признака или оценка пропорциональных отношений между признаками.

Наиболее общая классификация Щ. и. предложена С. Стивенсон. В ее основу положен признак метрической детерми­нированности. Согласно этому признаку, шкалы делятся на метрические (интер­вальные и шкалы отношений) и неметри­ческие (номинативные, шкалы порядка).

Номинативные шкалы (шкалы наи­менований) устанавливают соответствие признака тому или иному классу. Объек­ты объединяют в классы на основании какого-либо общего свойства (классы эк­вивалентности) либо символа (обозна­чения). Не обязательно, чтобы между выявленными классами существовала внутренняя взаимосвязь. Само название «шкала наименований» указывает на то, что значения по шкале играют роль лишь названий классов.

Одним из распространенных видов но­минативной шкалы является классифика­ция объектов на две группы по принципу «А — не-А& (альтернативные признаки в дихотомической шкале наименований). Конкретными примерами применения та­кой шкалы являются оценивание ответа испытуемого на пункт опросника в виде утверждения или отрицания, соответ­ствие или несоответствие полученного вида ответа «ключу» (коду) измеряемого свойства (см. Опросники личностные).

Примером оценивания в номинатив­ной шкале могут служить классификация решений тестовой задачи или пункт оп­росника с задачей закрытого типа:

— Из названных городов северней распо­ложен город... а) Чернигов, б) Шостка,

в) Киев, г) Нежин, д) Черкассы.

— Противоположностью значения «ве­ликодушный» является... а) расточи­тельный, б) упрямый, в) малодушный,

г) скупой, д) щедрый.

Другой простейшей разновидностью номинативной шкалы является перечень

или набор каких-либо признаков, группи­руемых при сборе информации или ее об­работке:

— Вы предпочитаете проводить досуг... а) с товарищами и приятелями, б) на лоне природы, в) в занятиях спортом, г) в кругу семьи и т. д. Распределение признаков в классах шкалы наименований можно охарактери­зовать путем определения абсолютных и относительных частот встречаемости, возможно также определение модальных и центральных значений в классах. Оцен­ка статистической связи между группами признаков возможна с помощью анализа корреляции (см. Корреляция качествен­ных признаков). Если один из рядов пе­ременных представлен в дихотомической шкале наименований, а другой — в любой иной (интернальной, отношений или по­рядковой), то применяются коэффициен­ты корреляции бисериальной. Перемен­ные в дихотомической шкале могут рас­пределяться по нормальному закону или иначе. В зависимости от этого выбирают способ расчета коэффициентов корреля­ции.

В строгом смысле номинативная шка­ла не является шкалой измерения. Она допускает лишь операцию равенства и не­равенства и более или менее дифференци­рованную классификацию признаков. Вместе с тем в психологических исследо­ваниях и психологической диагностике этот вид Ш. и. имеет достаточно большое значение, особенно при фиксации каче­ственной информации (напр., данных про­ективных методик при сборе психологи­ческого анамнеза и т. д.).

Порядковые шкалы (ординальные) предназначены для расчленения совокуп­ности признаков на элементы, связанные отношением «больше»—«меньше», и до­пускают отнесение переменных к груп­пам, упорядоченным (ранжированным) друг относительно друга и представляю-

щим некое системное единство. Порядко­вые шкалы дают возможность оценить степень выраженности признака. Они со­держат не менее трех классов с установ­ленной последовательностью, не допуска­ющей перестановку. Так, между двумя по­казателями объектов An В, обладающих признаком X, возможны три вида отноше­ний: ХА = Хв; ХА < Хв\ Хд > Хв. Если име­ются три объекта Л, В, С и между ними ус­тановлены отношения ХА < Хв, Хв < Хс, из этого следует, что ХА < Хс. При этом зна­чения разностей между признаками не ус­танавливаются (шкала неметрическая, единицы измерения отсутствуют). Упоря­дочивание признаков в ординальной шка­ле может быть униполярным (при опреде­лении классов исходят из степени выра­женности измеряемого свойства) и бипо­лярным (в основе разделения лежит ранг степени приближения к одному из проти­воположных полюсов свойства).

В качестве примера униполярного упо­рядочивания может быть приведена шка­ла оценивания качеств внимания: весьма устойчивое/устойчивое/лабильное/ рассеянное. Примером оценивания по би­полярному принципу может служите идентификация выраженности свойств между полярными антонимическими ха­рактеристиками свойств личностных про­явлений (см. Семантический дифферен­циал):

Уравновешенный././././././. Нестабильный Общительный././././././. Замкнутый Подвижный ././././././. Медлительный

Порядковые шкалы относятся к числу распространенных в психологической ди­агностике. В качестве одного из практи­ческих приемов оценивания результатов испытуемого по порядковой шкале можно привести модификацию теста Равена прогрессивные матрицы, в котором каж­дый ответ включает три варианта, после­довательно приближающихся к правиль-

ному. Вариантом применения порядковой шкалы может быть закрытый дифферен­цированный ответ на пункт опросника: — Бывает, что я никак не могу принять какое-то окончательное решение и упускаю возможность сделать что-то своевременно...

1. Полностью согласен.

2. Пожалуй, могу согласиться.

3. Не уверен.

4. Скорее не согласен.

5. Совершенно не согласен. Порядковая шкала допускает опера­ции равенства—неравенства и сравнения по интенсивности. По сравнению со шка­лой наименований здесь возможны опре­деление медианы распределения, исполь­зование коэффициентов корреляции ран­говой и сопряженности (см. Корреляция качественных признаков).

Шкала интервалов относится к мет­рическим шкалам, в которых элементы упорядочены не только по принципу выра­женности измеряемого признака, но и на основе ранжирования признаков по раз­меру, что выражается интервалами меж­ду числами, приписываемыми степени вы­раженности измеряемого признака.

В шкале интервалов нулевая точка от-' счета может устанавливаться произволь­но, а величины единиц и направление от­счета могут определяться по избираемым константам.

К разряду шкалы интервалов отно­сятся шкалы IQ-показателя стандарт­ного, Т-баллов, процентилей и др. (см. Стандартизация, Оценки шкальные). Шкалирование в интервальной шкале со­ставляет основу психометрических изме­рений.

В шкалах отношений (пропорцио­нальных) числовые значения присваива­ются объектам таким образом, чтобы между числами и объектами соблюдалась пропорциональность. Начало отсчета в

такой шкале фиксировано. Шкала предус­матривает операции равенства—неравен­ства, больше—меньше, равенства интер­валов и равенства отношений.

Примером использования такой шка­лы в психологических измерениях может служить шкала порогов абсолютной чув­ствительности анализатора.

Наряду с делением шкал на метричес­кие и неметрические существует класси­фикация по признаку формы фиксации эмпирических данных, а именно: шкалы вербальные, шкалы числовые и шкалы графические.

В психологической диагностике важ­ным практическим вопросом является оценка надежности, одномерности и обо­снованности Ш. и. Надежность шкалы оп­ределяется на основе анализа устойчиво­сти повторных измерений.

Под валидностью понимается обосно­вание гипотезы о приспособленности дан­ной шкалы для измерения критериально­го качества, о полноте его отражения и техническом соответствии самой проце­дуры шкалирования. Под одномерностью или соразмерностью шкалы понимаются сопоставимость шкалируемых парамет­ров, отсутствие их смещений или пропор­циональность между положительными и отрицательными полюсами шкалы, равен­ство интервалов шкалы или симметрич­ность различных позиций.

ШКАЛЫ КОНТРОЛЬНЫЕ — вспомо­гательные диагностические средства, по­зволяющие оценить достоверность инфор­мации, получаемой с помощью тех или иных психодиагностических методик. Наиболее широко Ш. к. применяются в опросниках личностных.

Недостоверность диагностических данных, полученных в результате обсле­дования, можно обнаружить, опираясь на анализ различного рода специальных по­казателей. В качестве примера можно

привести комплекс Ш. к. Миннесотско-го многоаспектного личностного оп­росника, включающий четыре специали­зированные шкалы:

1. Шкала «?» учитывает количество пунктов опросника, оставленных испыту­емым без ответа. Превышение определен­ного критического числа таких незапол­ненных пунктов является основанием для суждения о недостаточной мотивиро­ванности испытуемого на обследование, возможном низком культурном уровне и недостаточном понимании содержания формулировок пунктов опросника. С уче­том данных шкалы «?» оцениваются дос­товерность и диагностическая ценность результата обследования.

2. Шкала «/.» —один из наиболее распространенных типов Ш. к. Направле­на на оценку тенденции испытуемого к социально положительным ответам. В со­держание пунктов шкалы включены во­просы, предусматривающие однозначный ответ в ситуации, отражающей житейски реальное поведение, которое внешне мо­жет показаться осуждаемым строгой мо­ралью. Испытуемый, желающий показать себя в максимально выгодном свете, мо­жет отвечать на вопросы не в соответ­ствии с истинными поведенческими про­явлениями или качествами, а отражать свое представление о «нужных» (с т. з. моральных норм или образцов «здоровой» либо высокоценимой окружающими лич­ности) реакциях, качествах характера, требованиях культуры поведения, уста­новках и т. д.

В том случае, если значения оценок по шкале «L» превышают критические, счи­тается, что испытуемый отличается уста­новкой на ответы: «не так, как есть», а «как должно понравиться» или «как будет правильно».

Шкалы, подобные «L», наряду с мето­дикой MMPI используются в опросниках EPI, MAS (см. Айзенка личностные on-

росники, «Проявления тревожности* шкала) и ряде др.

3. Шкала валидности («F») на­правлена на анализ тенденции к намерен­ному или неосознанному ухудшению ре­зультата обследования (симуляция, аггра­вация). В состав пунктов шкалы включе­ны утверждения, касающиеся проявлений психической и физической сферы, кото­рые весьма редко встречаются в клини­ческой практике, однако внешне соответ­ствуют житейским представлениям о яв­лениях, которые могут возникнуть при психических расстройствах, стрессе и т. д. В том случае, если испытуемый отме­чает у себя большое количество таких «симптомов», есть основания предпола­гать упомянутую выше тенденцию или на­личие выраженной мнительности, внуша­емости, ипохондричности, склонности к оценке своего состояния в мрачных тонах. -Оценки по шкале «F» значительно выше критических могут возникнуть и при слу­чайных (наугад) ответах, невнимательной

или поверхностной работе испытуемого, тенденции давать эксцентричные ответы. 4. Шкала коррекции («А"») направ­лена на изучение противоположной пре­дыдущей установки испытуемого к наме­ренному или неосознанному улучшению результата обследования (диссимуля-ция). В шкалу включены утверждения, ка­сающиеся часто встречающихся в жизни проявлений, которые могут восприни­маться испытуемым как признаки болез­ни, какого-либо личностного недостатка. Субъект, желающий показаться макси­мально «здоровым» или «благополучным» в личностном или жизненном плане, мо­жет часто отрицать наличие у себя таких симптомов, привычек, реакций на окру­жающие обстоятельства. При повышен­ных /С-показателях можно ожидать, что и на вопросы других шкал испытуемый бу­дет стремиться ответить в более «пригла­женном», чем в реальности, виде. В зави­симости от степени выраженности иссле­дуемой тенденции делается поправка к

Рис. 81. Наиболее распространенные варианты соотношений контрольных шкал Миннесотского мно­гоаспектного личностного опросника

результату ряда основных клинических шкал методики MMPI.

Высокий ^-показатель может означать защитную реакцию на ситуацию тестиро­вания или попытку казаться хорошим. Низкий ^-показатель может указывать на чрезмерную честность или самокритич­ность либо на нарочитую попытку пока­заться плохим.

Различные варианты показателей Ш. к. методики ММР! могут интерпретиро­ваться комплексно, давая информацию о возможном характере конкретных данных (рис.81).

Существующий комплекс Ш. к. явля­ется ценным психодиагностическим инст­рументом. Ш. к. могут использоваться от­дельно от основной методики в сочетании с любым другим приемом диагностики личности в целях контроля достовернос­ти сообщаемых испытуемым данных, ана­лиза установок, искажающих информа­цию, полученную на основе самооценки.

«ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕННО­ГО РАЗВИТИЯ» (ШТУР) — тест ин­теллекта. Разработан сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ для диагностики уровня интел­лектуального развития учащихся VI-VIII классов.

*ШТУР» состоит из 6 субтестов:

1. Осведомленность (2 субтеста);

2. Аналогии (1 субтест); 3. Класси­фикация (1 субтест); 4. Обобщение (1 субтест); 5. Числовые ряды (1 суб­тест).

Состав субтестов типичен для боль­шинства вербальных тестов интеллекта. Включаемые в субтест пункты отобраны на основе психологического анализа учеб­ных программ и учебников VI—VIII клас­сов общеобразовательной школы. Поня­тия, включенные в задачи, подбирались по основным циклам учебных дисциплин: естественному, гуманитарному и физико-

математическому. По мнению авторов, эти понятия являются необходимыми для общего развития, формирования миропо­нимания у детей. Выборка стандартиза­ции теста составила 400 человек. Опреде­лены надежность и валидность теста (количественные данные не приведены). Отмечена корреляция успешности выпол­нения «ШТУР» с Амтхауэра интеллек­та структуры тестом.

Опыт применения «ШТУР», по предпо­ложению авторов, позволяет использо­вать тест в школьной психодиагностике для определения уровня интеллектуаль­ного развития учащихся.

ШМИШЕКА ОПРОСНИК (Schmie-schek Fragebogen) — опросник личност­ный. Предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализа­цией типологического подхода к ее изуче­нию. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Ш. о. состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да* или «нет». Разра­ботан также сокращенный вариант опрос­ника. С помощью Ш. о. определяются сле­дующие 10 типов акцентуации личности:

1. Демонстративный тип. Характе­ризуется повышенной способностью к вы­теснению.

2. Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригиднос­тью, инертностью психических процес­сов, неспособностью к вытеснению трав­мирующих переживаний.

3. «Застревающий» тип. Характер­на чрезмерная стойкость аффекта.

4. Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

5. Гипертимический тип. Повы­шенный фон настроения в сочетании с оп­тимизмом и высокой активностью.

6. Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация те­невых сторон жизни, заторможенность.

7. Тревожно-боязливый. Склон­ность к страхам, робость и пугливость.

8. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.

9. Аффективно-экзальтирован­ный. Легкость перехода от состояния во­сторга к состоянию печали. Восторг и пе­чаль — основные сопутствующие этому типу состояния.

10. Эмотивный тип. Родственен аф­фективно-экзальтированному, но прояв­ления не столь бурны. Лица этого типа от­личаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Примеры вопросов Ш. о. по шкале «де-монстративности» с указанием «ключево­го» ответа:

— Охотно ли Вы в школьные годы декла­мировали стихи?(да)

— Трудно ли Вам выступить перед боль­шой аудиторией?(нет)

По шкале «педантичности»:

— Случалось ли, что, уйдя из дома, Вы возвращались, чтобы проверить, все ли в порядке?(да)

— Проверяете ли Вы перед сном или при выходе из дома, закрыт ли газ, выклю­чен ли свет, заперты ли двери? (да)

Максимальный показатель по каждо­му типу акцентуации — 24 балла. При­знаком акцентуации считается показа­тель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профи­ля личностной акцентуации».

Теоретической основой Ш. о. является концепция «акцентуированных личнос­тей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополни­тельные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоро­вье. При значительной выраженности ос-

новные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагопри­ятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая струк­туру личности. Личности, у которых ос­новные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. Ак­центуированные личности не следует рас­сматривать в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особеннос­тей. По К. Леонгарду, в акцентуирован­ных личностях потенциально заложены как возможности социально положитель­ных достижений, так и социально отрица­тельный заряд.

К. Леонгардом выделены 10 типов ак­центуированных личностей (см. выше), которые достаточно произвольно разделе­ны на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застре­вающий, возбудимый) и акцентуации тем­перамента (гипертимический, дистими-ческий, тревожно-боязливый, циклотими­ческий, аффективно-экзальтированный, эмотивный). Концепция акцентуирован- ных личностей К. Леонгарда оказала за­метное влияние на разработку Патоха-рактерологического диагностического опросника.

Валидностъ и надежность Ш. о. нуждаются в дополнительном изучении. По данным самого автора, сокращенный вариант опросника не является достаточ­но валидным и надежным для диагности­ки типа акцентуации личности. В советс­кой психологии Ш. о. использовали в кли-нико-психологических исследованиях (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986). В ис­следовании Л. Ф. Бурлачука и В. Н. Дух-невича (1998) проведено психометричес­кое изучение методики, предложены нор­мативные данные для студенческой вы­борки.

ЭДВАРДСА ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕД­ПОЧТЕНИЙ СПИСОК (Edvards Perso nal Preference Schedule, EPPS)опрос­ник личностный. Разработан А. Эдвард-сом в 1959 г. Предназначен для оценки мо-тивационных тенденций личности.

Опросник создан на основе классифи­кации основных социогенных потребнос­тей Г. Мюррея (см. Тематической ап­перцепции тест). В Э. л. п. с. реализован принцип попарных сравнений отдельных высказываний. Выявление личностных предпочтений на основе сравнения двух высказываний, из которых нужно выбрать то, которое лучше всего характеризует обследуемого, с точки зрения автора предполагает отнесение количественных показателей к пласту потенциально осоз­наваемого в мотивационной сфере лично­сти. Процедура попарных сравнений по­зволяет не сводить задачу диагностики к сопоставлению индивидуальных показа­телей с нормативными, хотя это и воз­можно, но также прибегнуть к ипсатив-ному оцениванию.

Российскими психологами проведен анализ теоретических конструктов оп­росника. При этом подчеркивается, что термин «мотивационная тенденция» яв­ляется более адекватным для интерпре-

тации индексов мотивации, чем авторс­кая их маркировка в терминах «потреб­ностей». Измеряемые индексы рекомен­дуется трактовать как индикаторы пред­ставленных в самосознании личности предпочитаемых взаимодействий с окру­жением, а не как показатели внутренних побудительных сил (Т. В. Корнилова, 1997).

Опросник состоит из 225 пар сравне­ний, образующих 15 шкал: 1. Мотивация достижения. 2. Принятие авторитетов. 3. Любовь к порядку. 4. Демонстратив-ность. 5. Автономия (независимость).

6. Аффилиация (терпимость к другим).

7. Самовосприятие. 8. Принятие опеки.

9. Доминирование (самоутверждение).

10. Чувство вины. 11. Готовность опекать других. 12. Радикализм (толерантность к новому). 13. Стойкость в достижении це­лей. 14. Гетеросексуальность. 15. Агрес­сивность.

Пример задания (необходимо выбрать из пары наиболее соответствующее себе высказывание):

51. А. Я люблю делать то, что мне удает­ся наилучшим образом, Б. Мне доставляет удовольствие по­могать другим, тем, кто менее удачлив, чем я.

Э. л. п. с. включает шкалу «лжи?, ос­нованную на сравнении идентичности вы­боров в одних и тех же парах высказыва­ний под разными номерами. В получаемом личностном профиле представлена коли­чественно степень выраженности диагно­стируемых мотивационных тенденций.

Опросник адаптирован на российских выборках (Т. В. Корнилова, Г. В. Пара-мей, С. Н. Ениколопов, 1995). Сообщает­ся о достаточно высокой валидности и надежности, получены нормативные по­казатели.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПСИХОДИАГ­НОСТИКИ — комплекс норм и принци­пов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста с целью обеспечения интересов обследуемого. Э. н. п. включа­ют наиболее общие правила обследова­ния, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование мето­дик психологической диагностики (см. Тестовая компетентность), а также являются кодексом профессиональной этики психолога, занимающегося диагно­стическими исследованиями.

Этические принципы деятельности психолога-диагноста в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблю­дение прав человека, обязательства по от­ношению к обществу, гуманизм и т. д.).

Народу с этими требованиями, предъ­является и ряд специфических, вытекаю­щих из особенностей взаимодействия в системе «психолог—обследуемый». Пси­холог-диагност выступает в качестве экс­перта личности обследуемого, его про­фессиональная деятельность нередко зат­рагивает наиболее интимные стороны жизни другого человека, содержание его сложных межличностных отношений, конфликтов, наконец, объектом изучения в ряде случаев являются болезненные проявления личности, отклонения в пове-

дении, последствия тяжких соматических или психических заболеваний. В таких, достаточно типичных для работы психо­лога ситуациях значение норм професси­ональной этики в психодиагностике срав­нимо лишь с их значимостью в области ме­дицинской деятельности. # Одним из важнейших требований про­фессиональной этики является предпоч­тение в любой ситуации интересов обсле­дуемого. От психолога требуется нема­лый такт и терпение, создание условий, в которых невозможна психологическая травма, безусловное уважение личности испытуемого. В случае нарушения психо­логом профессиональной этики, нанесе­ния морального ущерба любые «позитив­ные» результаты сводятся к нулю, подры­вается авторитет науки. Несоблюдение этических норм может привести к серьез­ным социальным последствиям, как это случилось в 70-е гг. в США при тестиро­вании уровня интеллектуального разви­тия (см. Тесты интеллекта) чернокоже­го населения этой страны. Обнаруженное исследователями отставание в уровне ин­теллектуального развития негров (сравни­тельно с белым населением), ошибочно объявленное как генетически обусловлен­ное, затронуло интересы значительного числа людей, внезапно оказавшихся не­полноценными, инициировало акты соци­ального противодействия.

Практическая направленность психо­логической диагностики, необходимость ее широкого внедрения в различные обла­сти общественной практики обусловлива­ют возможность проведения отдельных обследований лицами без специальной психологической подготовки: педагогами, врачами, другими специалистами. Однако это распространяется, как правило, на ди­агностику, осуществляемую с помощью узконаправленных специализированных диагностических методик с высоким уров­нем стандартизации проведения и

обработки результатов (простые функци­ональные пробы, тесты достижений, разработанные для применения педагога­ми, отдельные тесты групповые). И в этих случаях разработкой программы, оценкой полученных эмпирических дан­ных, подготовкой заключения должен за­ниматься консультирующий такие иссле­дования профессиональный психолог.

На предупреждение некомпетентного использования тестов направлено и тре­бование их ограниченного распростране­ния. Широкое и бесконтрольное распрос­транение тестов среди неспециалистов неизбежно приводит к их дискредитации, может нанести определенный ущерб лич­ности того, по отношению к кому они ис­пользуются. Распространение тестов во внепрофессиональной сфере крайне не­желательно и потому, что многие методи­ки (напр., тесты интеллекта, опросники личностные, проективные методики) частично или полностью теряют свою ди­агностическую ценность, валидность, если их содержание и измеряемые показа­тели известны испытуемым. Наконец, са­мотестирование (за исключением тестов, специально предназначенных для этого) может травмировать психику индивидуу­мов, относящихся к определенным типам личности.

Важнейшим этическим требованием является конфиденциальность результа­тов исследования. Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводи­мого обследования, объеме и характере информации, которая может быть сообще­на заинтересованным в ней лицам и уч­реждениям. Участие испытуемого в об­следовании должно быть сознательным и, как правило, добровольным (см. Психоди-

агностические ситуации). В любом пси­ходиагностическом обследовании у испы­туемого должна формироваться установ­ка, основным содержанием которой явля­ется идея о том, что исследование пред­принимается исключительно с целью ока­зания помощи. При проведении эксперти­зы, профессионального и других видов от­бора, особенно в случае применения тес­тов интеллекта и специальных способно­стей, неправильное субъективное толко­вание результатов которых может причи­нить ущерб личности испытуемого, необ­ходимо соблюдение индивидуального под­хода к выбору формы и объема сообщае­мой информации.

Во многих странах национальными ■ психологическими сообществами принят ряд нормативных документов, касающих­ся общих и специальных вопросов Э. н. п. Широко известны «Этические принципы проведения исследований с участием лю­дей» (1973), разработанные Американс­кой психологической ассоциацией. Значи­тельный вклад в разработку принципов тестирования, в том числе этических норм, вносит Международная тестовая комиссия. В отечественной психодиагно­стике этические требования, соблюдение которых необходимо при конструирова­нии и использовании психодиагностичес­ких методик, нашли отражение в ряде проектов нормативных предписаний к разработчикам и пользователям психоди­агностических методик (см. Приложение II). Э. н. п. не являются жестким, раз и на­всегда данным сводом правил и предписа­ний, определяющих деятельность психо­лога, они изменяются в соответствии с из­менениями, происходящими в обществен­ном сознании и культуре общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.