Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный 3 страница




оценке, социальной среде, в которой он находится. Подобно тематической аппер­цепции тесту, проводится не только ана­лиз содержания историй, но и формаль­ный анализ — с целью изучения валидно-сти теста. Выделены формальные кри­терии, позволяющие успешно прогнози­ровать на основе «Ч. к.» т. достижения в профессиональной деятельности. Другие данные о валидности и надежности от­сутствуют. Широкого распространения в психодиагностических исследованиях «Ч. к.» т. не получил. Представляется перспективным и целесообразным даль­нейшее усовершенствование теста.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ЧУЖИЕ РИСУНКИпроективная методика исследования личности. Разра­ботана Г. Е. Романовой, опубликована в 1993 г./Предназначена для обследования лиц в возрасте от 5 до 80 лет.

Стимульный материал Ч. р. — черно-белые фотокопии (18 х 24) непрофессио­нально выполненных рисунков (рис. 78), которые предлагаются испытуемому под видом «семейного альбома», собранного неким лицом в течение всей его жизни. Рисунки подобраны с опорой на возраст-

Рис. 78. Образцы теста «Чужие рисунки»

а —табл. 1,6— табл.6

ные особенности т. н. наивного рисунка на базе оригинальной изопродукции по результатам пилотажного исследования с привлечением экспертных оценок по сле­дующим критериям:

— вероятный проективный потенциал изображения;

— опознаваемость в качестве реальной изопродукции, соответствующей при­писываемому возрасту;

— вероятность тематического соответ­ствия изображения значимым пережи­ваниям соответствующего возраста;

— частота присвоения данного изобра­жения совокупно с другими одному и тому же автору;

— общая композиция стимульного ряда. Всего предлагается 7 рисунков и два

монохромно окрашенных листа, не имею­щих изображений («белый* и «черный»). Содержание рисунков, возраст «ис­полнителя» и диагностическая направлен­ность:

1. Два «головоногих существа». 2,5 года «Первые воспоминания».

2. Рисунок семьи. 5 лет. «Детство», «праздник», «отношения с родителями», «отношения со сверстниками».

3. Бытовая сцена, фигуры детей, взрослых. 7 лет. «Школа», «отношения с авторитетом», «отношения со сверстника­ми».

4. Портрет подростка с бритой голо­вой. 14 лет. «Созревание», «внешность», «познание внутреннего мира», «значимые отношения».

5. Женский портрет (подобный графи­ке Пикассо или Матисса). 16 лет. «Взрос­ление», «внешность», «познание внутрен­него мира», «значимые отношения».

6. Два профиля, набросок. 22 года. «Значимые отношения», «отношения по­лов», «брак», «конфликт», «сомнение», «познание внутреннего мира».

7-6. Белая. Воображаемый рисунок. Возраст и любые подробности об авторе на усмотрение обследуемого.

7-ч. Черная. Аналогично 7-6. Рисунки 7-6 и 7-ч занимают онтогенетическую нишу взрослого человека.

8. Надгробие, набросок. 75 лет. «Итог жизненного пути», «потеря близких», «страх смерти», «мистика и оккультизм».

Испытуемый должен реконструиро­вать предполагаемую ситуацию создания рисунка от имени анонимного «автора» и

составить рассказ по картине в виде био­графической ремарки устно или письмен­но. Возможна вариация процедуры об­следования в зависимости от его целей. В структуре процедуры обследования с помощью Ч. р. выделяется содержатель­но-диагностический блок (блок интерпре­тации) и поведенческий блок. Последний включает различные спонтанно возника­ющие и поддерживаемые эксперимента­тором формы отреагирования на возника­ющие в ходе обследования ситуации. Пре­дусмотрены специальные варианты про­цедуры с привлечением дополнительных методических средств. К ним относятся: «Автор» — углубленная проработка обра­за «автора» рисунков как самостоятель­ная проективная процедура, напр. описа­ние личности автора с помощью стандар­тных опросников личностных; «Настро­ение» — уточнение коннотативного зна­чения для обследуемого эксперименталь­ной ситуации и отдельных ее параметров, напр, описание настроения «автора» с по­мощью Лютера теста; «Мои рисун­ки» — прямая инструкция представить себя автором рисунков, рассказать о ри­сунках как о своих, реконструировать си­туации, в которых они могли быть созда­ны; «Пасьянс» — построение условной модели человеческой жизни (напр., жиз­ни «автора») с помощью уменьшенных (7 х 10 см) копий стимульного материала, раскладываемых испытуемым в произ­вольных комбинациях с последующим рассказом-комментарием.

Ч. р. создавались по подобию извест­ных проективных техник (см. Гудинаф «Нарисуй человека» тест, Несуще­ствующее животное, Тематической апперцепции тест). По мнению создате­ля теста, фантазирование на темы из жиз­ни анонимного автора рисунков, а также «неумелость», нечеткость графики наи­вного рисунка актуализирует реакции от-

ношения, оценочные суждения. Это спо­собствует возникновению эффекта пси­хологической защищенности у обсле­дуемого и делает его поведение более спонтанным, а диагностическую процеду­ру — открытой диалоговому взаимодей­ствию.

При разработке интерпретационных схем рекомендуется выстраивать несколь­ко линий анализа, имеющих автономную диагностическую ценность: близость рас­сказа собственному опыту, собственным переживаниям испытуемого; адекват­ность сюжета условно приписанному воз­расту «автора» картинки; соответствие действующих персонажей изображенным на рисунке; степень их действительного пересечения; степень реальности взаимо­действия в едином жизненном простран­стве; преемственность в развитии сюже­тов и персонажей от картинки к картинке и т. д.

Допускается групповое обследование с помощью слайдов. С помощью Ч. р. об­следовано 254 человека (студенты, пред­ставители разных профессий, пациенты психиатрических клиник) в возрасте от 5 до 80 лет. Отмечается отсутствие ка­ких-либо серьезных ограничений в при­менении и легкость идентификации ри­сунков как «своих». Процедура обследо­вания провоцирует эмоциональную вклю­ченность обследуемых, возникновение катартического эффекта. Автор считает, что Ч. р. позволяют очертить круг значи­мых переживаний личности, составить представление об особенностях мотива-ционно-потребностной сферы, психоло­гическом возрасте и поле обследуемого, выявить предположительные зоны конф­ликта и психологического комфорта. Данные о валидности и надежности не сообщаются. Ч. р. рекомендуются к при­менению в клинической и консультатив­ной практике.

«ШЕСТНАДЦАТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ» ОПРОСНИК (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF)опросник личностный. Впер­вые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., последнее переработанное руководство «Ш. л. ф.» о. вышло в 1970 г. (Р. Кэттелл с соавт.). Предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализаци­ей подхода к ее исследованию на основе черт.

Разработаны две основные эквивален­тные формы опросника {Л и В, причем Л считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже чем 8-9 классов). В обеих формах «Ш. л. ф.» о. по 3 «буферных* вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждо­му из измеряемых факторов. Обследуемо­му предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да&, «нет», «не знаю» (или «а», «s», «с»); при этом его предупреждают о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно мень­ше. Полученные результаты выражаются в шкале стэнов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным — 10 и средним 5,5 балла (см. Оценки шкальные). Стро­ится «профиль» личности, при интерпре-

тации которого руководствуются степе­нью выраженности каждого фактора, осо­бенностями их взаимодействия, а также нормативными данными.

В разработке «Ш. л. ф.» о. Р. Кэттелл первоначально исходил из т. н. L-данных (life record data), т. е. данных-, полученных путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Выде­ленные Г. Олпортом и X. Олдберг 4500 слов, ясно обозначающих черты личности и особенности поведения (на базе слова­ря из 18000 слов), Р. Кэттелл разбил на синонимичные группы и отобрал в каждой из них по одному слову, выражающему ос­новное смысловое содержание соответ­ствующей группы. Это позволило сокра­тить список личностных черт до 171. За­тем каждая из этих характеристик лично­сти оценивалась экспертами с целью вы­бора наиболее значимых. Взаимная кор­реляция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных плеяд, внут­ри которых расположились высококорре-лирующие характеристики. Все плеяды содержали пары членов, имеющие значи­мые отрицательные корреляции, напр.: веселый—печальный, разговорчивый— молчаливый и т. д. Так был получен набор из 36 биполярных названий, который был

расширен до 46 за счет включения специ­альных терминов, найденных в работах других исследователей. Для всех бипо­лярных пар были составлены рабочие оп­ределения. Напр.:

Всегда аффектирован­ный, возбужденный, много смеется, часто бывает сердит, прояв­ления эмоций отлича­ются чрезмерной выра­зительностью




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.