КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тематической апперцепции 1 страница
I А-м). Ш СКЛАДЫВАНИЯ ОБРАЗЦОВ ТЕСТ — тест специальных способностей. Предназначен для исследования пространственных комбинаторных способностей. Разработан Г. Линертом в 1958 г. Материал теста состоит из 20 заданий. Испытуемый должен заполнить изображенную в тестовой тетради фигуру с помощью четырех фрагментов, выполненных из твердого материала (рис. 68). Инструкция предъявляется словесно. Совместно с испытуемым выполняется пробное задание. Время выполнения теста ограничено 25 мин. Сумма правильных решений, выраженная в баллах, составляет оценку первичную, которая может быть переведена в стэны, IQ-показа-тели стандартные или в процентили (см. Оценки шкальные). Нормы разработаны для возраста 12-16 лет. Имеются отдельные нормы для умственно отсталых детей того же возраста. -Кроме количественного оценивания возможен и качественный анализ результатов. Он опирается на данные наблюдения за работой испытуемых и оценивания
Рис. 68. Тест-объекты Складывания образцов теста способов решения, которые можно характеризовать как: — решение методом проб и ошибок; — использование или не использование «зубчатого» фрагмента; — осознанный систематический подход к решению. Надежность частей теста, определенная методом расщепления, оказалась высокой (форма А — г = 0,92, форма В — г = 0,91). Коэффициент надежности параллельных форм — г - 0,74; надежности ретестовой — г = 0,87 (при интервале перед повторным исследованием 6 мес).. Для факторной валидизации С. о. т. была использована «Батарея механических способностей» Терстоуна. Было установлено, что тест С. о. т. связан с факторами: способности комбинировать и дополнять изображения (г = 0,80), пространственного восприятия и понимания (г = 0,48), способности к наглядному мышлению (г - 0,36). Г. Линерт полагает, что результаты анализа валидности кон-структной подтверждают насыщенность С. о. т. факторами практического интеллекта. Валидность критериальная анализировалась на основании связи результатов С, о. т. со средней успеваемостью в школе, а также оценками по физике, математике, языку. {Валидности коэффициенты по приведенным критериям распределяются в диапазоне 0,33-0,46.) Следует обратить внимание на отсутствие значимой статистической связи между результатами С. о. т. и успеваемостью по рисованию и труду. С. о. т. переведен и рестандартизиро-ван в Словакии (В. Главенка, 1982). При этом в оригинальную версию добавлены дополнительные задания, количество которых доведено до 25. Опыт применения этого варианта указывает на то, что С. о. т. является надежным, достаточно валидным тестом практического интеллекта (В. Черны, Т. Колларик, 1988). Тест можно использовать изолированно и в составе батареи. Наиболее широко применяется в профконсультации, однако может оказаться эффективным в психодиагностике клинической, поскольку обращает на себя внимание близость к тестовой модели Сегена доске форм. Тест допускает индивидуальное или групповое обследование. Имеются две параллельные формы теста (А и В). Сведений о применении в СНГ не имеется. СЛЕПОЙ АНАЛИЗ (blind analysis) — оценка и интерпретация результатов, полученных в психодиагностическом обследовании без какого-либо контакта с испытуемым, т. е. вслепую. Степень соответствия данных С. а. с каким-либо внешним критерием, напр, клиническим диагнозом, позволяет судить о валидности той или иной диагностической методики. С. а. предложен С. Розенцвейгом в 1935 г. для изучения валидности проективных методик исследования личности (см. также Валидность критериальная). СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической диагностики, экспертизы, консультации в различных сферах производства, культуры, образования, медицины, правоохранительной деятельности общества и др. В организационном отношении С. п. оформляется наиболее часто как служба профессионального консультирования, консультации по вопросам семьи и брака, медико-психологические лаборатории и консультации и т. п. Развитие и укрепление С. п., широкое внедрение методов психологической диагностики в общественную практику, повышение эффективности психологического диагноза и прогноза — насущная задача как теоретической психодиагностики, так и прикладных отраслей психологии (социальной, промышленной, медицинской, педагогической, спортивной и т. д.). СЛУХОВОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ (Auditory Apperception Test, ААT) — проективная методика исследования личности. Опубликован Д. Стоуном в 1950 г., сходен с ранее разработанным таутофо- ном. Обследуемому предлагают прослушать звукозаписи (стук пишущей машинки, звук рожка, завывания ветра и т. п.). После прослушивания каждого из наборов звуков (10 наборов по 3 типа звуков в каждом) нужно придумать историю, связанную с этими звуками. В ней требуется рассказать о том, какие события привели к появлению звуков, что происходит в данный момент, чем все закончится. Теоретическая основа С. а. т. такая же, как в тематической апперцепции тесте. Автор рекомендует использовать С. а. т. прежде всего для обследования незрячих лиц. Данные о валидности и надежности отсутствуют.. Сведений об использовании в СНГ не имеется. СОВОКУПНОСТЬ ВЫБОРОЧНАЯ — часть элементов совокупности генеральной, отобранная с помощью специальных методов. Главной особенностью С. в. является то, что она репрезентативна по отношению к генеральной совокупности, хотя ее объем меньше. Отбор С. в. является важнейшим этапом проведения экспериментальных и других исследований. В психологической диагностике анализ характеристик С. в., выбор методов ее комплектования имеют ведущее значение при работе по стандартизации и характеристике валидности тестовой методики, разработке тестовой программы. Формирование (комплектация) С. в. включает несколько этапов: — обоснование структуры С. в. в соответствии с характером задач и гипотез исследования; — уточнение структуры С. в. с учетом информации, полученной при анализе первичных результатов исследований, данных пробных и пилотажных исследований, доработки на их основе гипотез; — определение типа и объема выборки. В наиболее общем виде по типу С. в. делят на целенаправленные (из генеральной совокупности выбираются типичные элементы, воспроизводящие ее структуру) и случайные (вероятностные). Чисто случайная выборка — основная форма вероятностной выборки, когда все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую вероятность попадания в С. в. Для комплектации такой выборки существует несколько приемов: отбор по принципу лотереи; отбор с помощью случайных чисел; систематический отбор, в основу которого положена определенная схема (напр., выбор по заданному интервалу). Для организации чисто случайной выборки требуется большой объем информации. Выборочные исследования имеют существенные преимущества перед сплошными с т. з. эффективности, трудовых и временных затрат на решение той или иной проблемы. СОВОКУПНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНАЯ — множество элементов, объединенных общей характеристикой, указывающей на их принадлежность к определенной системе. С. г. может быть качественной или количественной в зависимости от того, являются ли свойства единиц отбора признаками или переменными. Соответственно статистическое описание континуума С. г. принимает форму либо средних арифметических (см. Меры центральной тенденции), либо частот распределения и процентов. С. г. может быть конечной или бесконечной в зависимости от того, ограничено число элементов выборки или нет. Понятие бесконечной С. г. применяется в тех случаях, когда нет надобности ограничивать ее размер. Формулы расчета выборки объема для бесконечной С. г. бодее просты, чем для конечной, поэтому к ним прибегают всякий раз, когда размеры конечной совокупности достаточно велики. При определении С. г. обычно оговариваются ее пространственные и временные границы. СОНДИ ТЕСТ (Szondi Test) — проективная методика исследования личности. Опубликована Л. Сонди в 1939 г. Стимульный материал С. т. состоит из 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей (гомосексуализм, садизм, эпилепсия, истерия, катато-ническая шизофрения, параноидная шизофрения, депрессия и мания). Большинство используемых в С. т. портретов больных заимствованы из известных немецких учебников по психопатологии. Карточки-портреты разделены на 6 серий по 8 в серии (по одному портрету от каждой категории больных). Обследуемому предлагают во всех сериях портретов выбрать по два наиболее и наименее понравившихся. Для получения устойчивых показателей обследование рекомендуется проводить не менее шести раз. При интерпретации полученного материала исходят из того, что если четыре или более портретов одной категории больных получили благоприятную или неблагоприятную оценку, то данную «диагностическую область» следует признать значимой для обследуемого. Считается, что выбор портретов зависит прежде всего от инстинктивных потребностей. Отсутствие выбора свидетельствует об удов- летворенных потребностях, а неудовлетворенные, действующие с большой динамической силой, приводят к позитивному или негативному выбору. В случае позитивного выбора речь идет о потребностях, которые признаются, а негативный выбор указывает на задержанные, подавленные потребности. Теоретическая позиция Л. Сонди — генетический детерминизм. Основное назначение С. т. видится его автору в исследовании родовых бессознательных черт, связанных с организацией рецессивных генов. Родовое бессознательное, согласно Л. Сонди, расположено как бы между индивидуальным и коллективным бессознательным, а «подавленные предки» направляют поведение индивидуума. Умозрительность этой концепции критикуется как отечественными, так и зарубежными исследователями. Однако стимульный материал С. т. можно использовать вне связи с теоретической позицией его автора. Данные зарубежных исследований показывают, что С. т., как правило, не позволяет выделить клинические группы. Изучение валйдности привело к неоднозначным или отрицательным результатам. В советской психологии на основе стимульного материала С. т. разработан «социально-перцептивный интуитивный тест», авторы которого исходили из развиваемых в 70-80 гг. психологических концепций о восприятии человека человеком (О. Н. Кузнецов с соавт., 1986). Этот тест использовали для выявления трудностей межличностных отношений в зоне социальной перцепции и изучения особенностей ценностных ориентации. «СОСТАВЬ КАРТИНУ-ИСТОРИЮ» ТЕСТ (Make-A-Picture-Story Test, MAPS) — проективная методика исследования личности. Предложена Э. Шнейдманом в 1947 г. По существу, «С. к.-и.» т. является вариантом тематической апперцепции теста. Стимульный материал «С. к.-и.» т. состоит из 21 стандартного изображения «фона» (жилая комната, спальня, улица, пейзаж и т. д.) и 67 различных вырезанных из картона фигурок соответствующего масштаба (взрослые люди, дети, животные, легендарные персонажи и т. д.). Картины фона предъявляются обследуемому по одной, в то время как все фигурки постоянно находятся перед ним. Задача обследуемого заключается в том, чтобы к предложенному фону подобрать фигурки, расставить их как бы на сцене и рассказать историю о созданной им ситуации. Помимо записи истории регистрируется выбор фигурок в каждом отдельном случае. Интерпретация полученных данных проводится так же, как в тематической апперцепции тесте. Предусмотрен количественный анализ выбора и размещения фигурок. Э. Шнейдманом опубликованы результаты исследований, показывающие возможность на статистически достоверном уровне отличить психически больных от здоровых с помощью «С. к.-и.» т. Допускается обследование как взрослых, так и детей. Сведений об использовании в СНГ не имеется. СПИЛБЕРГЕРА ТРЕВОГИ И ТРЕВОЖНОСТИ ШКАЛЫ —группа опросников личностных, разработанных Ч. Д. Спилбергером в 1966-1973 гг. Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реак- цию на вполне определенную опасность. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. С точки зрения автора, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями: 1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личнос-тно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности; 2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги; 3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно; 4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты. Концепция Спилбергера формировалась под влиянием психоанализа. В возникновении тревожности как черты ведущую роль он отводит взаимоотношениям с родителями на ранних этапах развития ребенка, а также определенным событи- ■ям, ведущим к фиксации страхов в детском возрасте. Наиболее широко распространенной является шкала State-Trate-Anxiety-Inventory (STAI), представляющая собой комбинацию трех известных тестов: шкалы тревожности Кэттелла и Шайера, «Проявлений тревожности» шкалы (MAS) Тейлор и шкалы тревожности Вел-ша (1964). Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала (STAI:X-I) предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задания второй шкалы (STAI.X-2) направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно, то есть диагностируется тревожность как свойство личности. Примеры утверждений для диагностики тревоги-состояния и тревожности-свойства: Х-1: — Я чувствую себя свободно. — Я слишком возбужден и мне не по себе. — Я чувствую себя отдохнувшим. — Я нервничаю. Х-2: — Я обычно быстро устаю. — Обычно я чувствую себя в безопасности. — Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть. — Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник,оценивается респондентами по 4-балльной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и второй частяхопросника различ- на. Для STAI-.X-1: «совершенно верно» (4 балла), «верно» (3 балла), «пожалуй, верно» (2 балла), «совершенно неверно» (1 балл). Для STAI:X-2; «почти никогда» (1 балл), «иногда» (2 балла), «часто» (3 балла), «почти всегда» (4 балла). Оценка первичная переводится в процентильные показатели (см. Оценки шкальные). Процентили приводятся отдельно для мужчин и женщин. Кроме этого, Спилбергер приводит средние показатели тревожности и тревоги для отдельных контингентов испытуемых (операторов, таможенников, диспетчеров железной дороги, рабочих,студентов, руководящих работников, алкоголиков, шизофреников). При анализе валидности обнаружены положительные коэффициенты корреляции результатов STAI с такими опросниками, как «Шестнадцать личностных факторов» опросник и EPQ (см. Айзен-ка опросники личностные). Результаты факторного анализа подтверждают ва-лидность шкалы STAI. Надежность определялась методом расщепления (см. Надежность частей теста); в разных выборках г = 0,38-0,32. Внутренняя согласованность утверждений опросника находится на достаточно высоком уровне. Надежность ретестовая при интервале ретеста 14 дней для STAI:X-2 составила г, = 0,77, для STAIiX-1 rt = 0,59, что в данном случае является еще одним подтверждением ориентированности опросников Х-1 и Х-2 на ситуативные и относительно постоянные черты. Опросник допускает индивидуальное и групповое использование. Наряду со шкалой STAI в 1973 году была разработана шкала STAIC (State-Trait-Anxiety-Inventory for Children). Окончательная версия STAIC явилась продолжением работы над STAI с целью создания опросника для подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Также как и в шка- ле STAI, в подростковой версии содержится 20 вопросов и опросник делится на две части: A-state, A-trait. Обработка и интерпретация аналогична STAI, с той только разницей, что в опроснике для подростков количество позиций шкалы рейтинговых оценок уменьшено до трех. Шкала характеризуется высокой стабильностью результатов во времени (см. Надежность ретестовая). Коэффициенты корреляции при повторном тестировании спустя 2 нед. для всей выборки стандартизации имели значение rt = 0,27 (для A-state) и rt = 0,83 (для A-trait) у мальчиков и соответственно г, = 0,22 и г, = 0,82 у девочек. Внутренняя согласованность подтверждается корреляцией заданий с общим результатом по каждой из частей шкалы и коэффициентом альфа Кронбаха. При исследовании A-state rxy = 0,26-0,52, коэффициент альфа имеет значение 0,80; при исследовании A-trait rxy = 0,13-0,52, коэффициент альфа— 0,916. Корреляция между шкалой свойства и шкалой состояния гху = 0А1. Анализ валидности STAIC осуществлялся по описанной выше модели ва-лидизации STAI. Однако имелось и оригинальное исследование валидности критериальной путем оценивания различий в состоянии тревожности у десятилетних девочек и мальчиков во время пребывания в школе и перед посещением стоматолога. Имеются сведения о положительной связи STAIC с Детской проявлений тревожности шкалой (CMAS). Проведение обследования с помощью STAIC аналогично работе со взрослой версией шкалы, выполнение обеих частей занимает от 8 до 12 мин. Рекомендуется первой предъявлять шкалу состояний, а второй шкалу свойств. В отличие от опросника STAI, в подростковой форме оценки первичные могут быть переведены как в процентили, так и в стэны (см. Оценки шкальные) отдельно для мальчиков и девочек. Разница между возрастными категориями испытуемых была настолько малой, что авторы отказались от разработки отдельных норм. Возможно индивидуальное и групповое обследование. Опросники широко распространены в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики, и высоко оцениваются за компактность и достоверные диагностические данные. Получил широкое распространение русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера—Ханина (1976, 1978). Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 до 34 баллов — низкий уровень тревожности, от 35 до 44 баллов — средний уровень тревожности и выше 46 баллов — высокий уровень тревожности. СПОСОБНОСТИ КРИСТАЛЛИЗОВАННЫЕ (crystallized abilities, gc) — группа факторов интеллекта, формирующаяся в результате научения. С. к. выделены Р. Кэттеллом и Дж. Хорном (1974) с помощью факторного анализа как компонент фактора G. В модели Р. Кэттелла С. к. — конденсат жизненного опыта, формирующийся на основе природно обусловленных способностей текучих под влиянием культуры, к которой принадлежит человек, активности, интересов личности. По мнению Р. Кэттелла, генетические факторы не оказывают на С. к. непосредственного воздействия, а возрастное снижение может не проявляться до глубокой старости. С. к. измеряются с помощью стандартных психометрических тестов интеллекта. СПОСОБНОСТИ ТЕКУЧИЕ (Fluid abilities, gf) — группа факторов интеллекта, связанных с врожденными основами общих способностей. С. т. выделены с помощью факторного анализа Р. Кэттеллом и Дж. Хорном как компонент фактора G на материале тестов, минимизирующих индивидуальные различия в образовательном и культурном уровнях. Индивидуальные природно обусловленные С. т., в основе которых, как полагается, лежит способность отыскивать связи, выявлять отношения и зависимости, являются основой для реализации в условиях конкретной культуры способностей кристаллизованных. Р. Кэттелл считает, что генетические факторы оказывают на С. т. непосредственное воздействие, а их возрастное снижение начинается сравнительно рано (в третьем десятилетии жизни). Предполагается, что С. т. могут быть измерены с помощью т. н. культурно-свободных тестов интеллекта (см. Культурно-свободный интеллекта тест. СТАВЕЛА ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ПРОВЕРКА — тест интеллекта. Разработан Й. Ставелом в 1928 г., издан под названием «Братиславский тест». Позднее редактировался несколько раз и переводился на многие языки, Название С. о. п. получил авторский вариант 1950 г. Методика представляет собой тестовую батарею, включающую 7 субтестов. Общее количество заданий— 170. Состав субтестов: Субтест А. Арифметическое мышление. Содержит 21 задание. Успешность его выполнения зависит от усвоения основных арифметических операций и способности решить простые математические задания. Субтест Б. Обобщение. Содержит 32 задания, выявляет уровень ориентировки в окружающем мире. Решение заданий заключается в выборе правильного отве- та из предлагаемых альтернативных решений. Субтест В. Выполнение инструкций. Содержит 19 заданий, выполнение которых требует правильного понимания письменной инструкции, удержания всех ее элементов в памяти и верного применения. Требуются также анализ и структурирование стимульного материала, достаточный объем памяти и концентрация внимания. Субтест Г. Практическая осведомленность. Содержит 12 заданий, с помощью которых оценивается уровень понимания повседневных жизненных ситуаций. Правильный ответ выбирается из 3-х предлагаемых решений. Субтест Д. Исключение. Содержит 28 заданий, решение которых требует понятийного анализа, сравнения понятий. Испытуемому необходимо исключить одно из пяти слов, четыре из которых логически связаны. Субтест Е. Овладение понятиями. Содержит 29 заданий, решение которых требует сопоставления, осознания сходства и различия между понятиями разного уровня и абстракции. Выполнение задания заключается в подборе к определенному понятию логически противоположного из пяти предлагаемых вариантов. Субтест Ж. Аналогии. Содержит 29 заданий. Проверяется понимание отношений между понятиями. Решение заключается в выборе понятия, аналогичного заданному. Тест предназначен для обследования детей школьного возраста начиная с 8 лет и допускает индивидуальное и групповое проведение. Время выполнения ограничено. За каждый правильный ответ испытуемому начисляется 1 балл. Суммарный показатель по всем субтестам переводится в стэны или показатель IQ (см. Оценки шкальные). Стандартизация, а также оценка психометрических характери- стик проводилась Й. Ставелом на выборке более чем 2000 детей. По мнению В. Черны и Т. Колларик (1988), С. о. п. пригодна для изучения уровня общих способностей, получения предварительной информации об учащихся в связи с выбором профессии. Сведений об использовании в СНГ нет. СТАНДАРТИЗАЦИЯ (англ. standard — типовой, нормальный) — унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста. Благодаря С. методики достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность выражения тестовых оценок в относительных к выборке С. показателях (см. Оценки шкальные), сопоставления таких оценок в разных тестовых методиках. В психологической диагностике различают две формы С. В первом случае под С. понимаются обработка и регламентация процедуры проведения, унификация инструкции, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования, характеристика контингентов испытуемых (см. Область применения теста, Модераторы). Строгая периодичность процедуры обследования — обязательное условие обеспечения надежности теста и определения тестовых норм для оценки результатов обследования. Во втором случае под С. понимается преобразование нормальной (или искусственно нормализованной) шкалы оценок в новую шкалу, основанную уже не на количественных эмпирических значениях изучаемого показателя, а на его относительном месте в распределении результатов в выборке испытуемых. Наиболее распространенными преобразованиями оценок первичных в психометрике являются центрирование и нормирование посредством среднеквадра- тических отклонений. Под центрированием понимается линейная трансформация величин признака, при котором средняя величина распределения становится равной нулю (Z.xix<j) = Zxix > j)). Так, если при обследовании группы испытуемых с помощью вновь разрабатываемого теста получено значение х = 17 «сырых» баллов, то это величина может быть выбрана в качестве центра отсчета шкалы, в обе стороны от которой симметрично (если подтверждена нормальность распределения оценок (см. Оценка типа распределения) располагаются показатели х <хи х > х. Процедура нормирования заключается в переходе к другому масштабу (единицам) измерения, который осуществляется по формуле: где / (х) — теоретические частоты в эмпирической выборке, п — число членов выборки стандартизации, h — ширина интервала группирования данных в эмпирическом распределении, а — стандартное отклонение в выборке, / (X) — функция нормирования значений х{. В качестве функции нормирования обычно выступает г-показатель (стандартный показатель), выражающий отклонение индивидуального результата xt в единицах, пропорциональных стандартному отклонению единичного нормального распределения. Удобство пользования любой нормальной кривой заключается в том, что ее можно совместить со стандартной (единичной) кривой с параметрами Мн - О и он = 1 путем вычитания х эмпирического распределения (при этом центр нормальной кривой эмпирического распределения смещается от М = х кМ = х н =0) и делением на стандартное отклонение Таблица 24 Перевод тестовых оценок в стандартные Используя эти равенства, можно перевести любое нормальное распределение в другое нормальное распределение, в том числе и единичное. Как видно из табл. 24, оценки 2-шкалы могут принимать как отрицательное (выполнение индивидом теста на уровне ниже среднего), так и положительное значение. К недостаткам шкалы следует отнести слишком крупный масштаб единиц измерения (а= 1). Для удобства простую г-шкалу можно трансформировать, выбрать другие значения Mi и ст(-. Новые е-показатели (zt) будут определяться по формулам:
* М^ = 41,7; **ол = 3,12.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |