КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Розенберга самоуважения 1 страница
ШКАЛА (Rosenberg's Self-Esteem Scale) — опросник личностный. Предназначен для оценки самоотношения у подрос- тков. Предложен М. Розенбергом в 1965 г. Опросник состоит из 10 утверждений, предусматривающих 4 варианта ответов («полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен»). Примеры утверждений: — Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере не менее, чем другие. — Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться. — Иногда я думаю, что я во всем нехорош. При факторном анализе результатов исследования с помощью Р. с. ш. выявлены два независимых фактора, влияющих на ответы: самоуважение и самоунижение. Имеются данные о надежности и валидности конструктной данного опросника. Показатели, измеряемые с его помощью, могут быть связаны с депрессивным состоянием, тревожностью, наличием психосоматических симптомов, активностью в общении, лидерством, отношением к испытуемому со стороны родителей. Сведений об использовании в СНГ нет. РОЗЕНЦВЕЙГА РИСУНОЧНОЙ ФРУСТРАЦИИ МЕТОДИКА (Rosenz- weig Picture-Frustration Study, PF Study) — проективная методика исследования личности. Предложена С. Розен-цвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации (ла"7 frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство). Стимульный материал Р. р. ф- м. со стоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрацион-ной ситуации переходящего типа. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обсле- Рис. 58. Образцы рисунков Розенцвейга рисуночной фрустрации теста дуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют (рис. 58). Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две группы: 1) ситуации-препятствия, или, по терминологии С. Розенцвейга, «эгоблокинговые». Здесь какое-либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фруст-рирует любым прямым способом персонаж, находящийся на рисунке справа; 2)ситуации обвинения, или «суперэго-блокинговые». В этих ситуациях персонаж, нарисованный справа, обвиняется в чем-либо или его привлекают к ответственности. Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осу- ществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу. По направленности реакции подразделяются на: а) экстрапунитивные (extra-punitive) — реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; б) интропу-нитивные (intropunitive) — реакция направлена на самого себя с'принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирую-щая ситуация не подлежит осуждению; в) импунитивные (impunitive) — фруст-рирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Для обозначения экстрапунитивной, инт-ропунитивной и импунитивной направленности в общем, без учета типа реакции, используются буквы Е, I, M соответственно. Кроме того, существует деление по типу реакции, а именно: а) препятствен-но-доминантные (Е\ /', ЛГ) — препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные; б) самозащитные (£, /, М) — активность в форме порицания кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека; направлена на защиту своего «я»; в) потребностно-настойчивые (е, i, m) — постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению. Помимо количественной и качественной оценок направленности и типа реакции во фруст-рирующих ситуациях на основе стандарт- ных ответов (ответ, который дали не менее 40% обследуемых) рассчитывается «показатель групповой конформности», позволяющий судить о степени социальной адаптации индивидуума. Дополнительную информацию о поведении в ситуациях фрустрации дают индексы Раухфмейша (1971), позволяющие оценить специфику фрустрационных реакций по соотношению величин отдельных факторов. К ним относятся: — индекс «направленности агрессии» — E/I; — индекс «трансформации агрессии» — Е/е; — индекс «решения проблем» i/e. В соответствии с теорией С. Розенцвейга фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрус-трирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях: клеточном (действие фагоцитов, антител и т. п.), автономном — защита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страдания, а в физиологическом — изменениям, происходящим в организме при стрессе), кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности. Хотя теории С. Розенцвейга присуща расширенная трактовка фрустрации, вбирающая в себя понятие стресса, Р. р. ф. м. предназначена прежде всего для диагностики особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели. Р. р. ф. м., будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительно объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик. По имеющимся в зарубежной литературе данным, коэффициент надежности ретестовой составляет 0,60-0,80. Достаточно высока валидность, например по параметру экстрапунитивности, выявленному независимо по Р. р. ф, м., и тематической апперцепции тесту, она составляет 0,747. Разработан вариант Р. р. ф. м. для обследования детей в возрасте от 4 до 14 лет (С. Розенцвейг с соавт., 1948). Возможно групповое обследование. Имеются модификации Р. р. ф. м., предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам, проблемам сохранения мира и др. В СССР Р. р. ф. м. использовался для дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психически больных (Н. В. Тарабрина, 1973). Имеются нормативные данные (см. Нормы тестовые), полученные на выборке студентов вузов (К. Д. Шафранская, 1976). В настоящее время в СНГ тест является весьма популярным инструментом изучения личности. РОРШАХА ТЕСТ (Rorschach Test) — проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. Р. т. по своей популярности в психодиагностических исследованиях личности занимает ведущее место среди других проективных методик (библиография включает около 11000 работ). Стимульный материал Р. т. состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т. н. «пятна» Роршаха) (рис. 59, 60). Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента Рис. 59. Таблицы V и VII Роршаха теста предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации и т. д.). Иногда дополнительно применяется процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам. Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям: 1) локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей); 2) детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы Рис. 60. Таблицы IV и I Роршаха теста форма изображения, цвет, форма совместно с цветом.и т.д.; 3) уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом" в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто); 4) содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.); 5) оригинальность— популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых). Эти счетные категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются «суммарные оценки», т. е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную струк- туру взаимосвязанных особенностей личности. Основным теоретическим предположением Г. Роршаха является то, что активность индивидуума определяется как внутренними, так и внешними побуждениями. Сообразно такому пониманию причин активности (в ко'торой личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны вызывающие ее стимулы), автор Р. т. вводит понятия интроверсии и экст-ратенсии, соответствующие совокупности определенных черт, связанных с преобладающим видом активности. Экстратен-сивный тип — это такой тип личности, который преимущественно обусловливает свое поведение причинами, лежащими вне его «Я», а интровертированный строит свою деятельность, исходя из внутренних, присущих его «Я» интенций. Здесь следует заметить, что содержание рорша-ховских понятий экстратенсии и интроверсии не полностью совпадает с таковым у других психологов, использовавших их в своих работах (напр., К. Юнг, Г. Айзенк и др.). Соотношением между параметрами интроверсии и экстратенсии определяется «тип переживания* — важнейший показатель Р. т. Тип переживания указывает на то, «как», а не «что» переживает индивидуум, как он взаимодействует с окружением. Помимо установления общей направленности личности («тип переживания») Р. т. позволяет получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность индивидуума (Л. Ф. Бурлачук, 1979). Диагностические показатели Р. т. не имеют строго однозначного психологического значения. Однозначность достигается непосредственным контактом с обследуемым, его углубленным изучением. Диф- ференциально-диагностическое значение данных, получаемых при использовании Р. т., тем определеннее, чем большая совокупность показателей, относящихся к конкретной задаче, изучается. Несмотря на то что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, ва-лидность Р. т. доказана многочисленными исследованиями. Специальными исследованиями 80-90 гг. подтверждена и высокая надежность ретестовая как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом (Дж. Экснер, 1980, 1986 и др). Развитие Р. т. привело к появлению шести наиболее известных в мировой психодиагностической практике сх"ем анализа полученных результатов, которые имеют как формальные, так и интерпретативные различия. Известны тесты «чернильных пятен», разработанные по образцу Р. т., его модификации для прове-дения группового обследования. В советской психологии Р. т. исполь-зовался преимущественно в клинико-пси-хологических исследованиях личности (Л. Ф. Бурлачук, 1979; И. Г. Беспалько, 1983 и др.). Велась значительная работа по стандартизации теста (Б. И. Белый, 1982; И. Г. Беспалько, 1983), которая позднее не получила дальнейшего развития. В работах советских психологов результаты, получаемые с помощью Р. т., анализировались не только на личностном уровне, но и на уровне более элементарном — перцептивном. По настоящее время сфера использования теста в СНГ весьма узка, профессиональная работа с Р. т. все еще остается уделом незначительного числа специалистов-психологов. РОССОЛИМО «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ» —тест интеллекта. Представляет собой психометрическую шкалу измерения уровня раЗВИ- тия общих способностей. Разработан Г. И. Россолимо в 1909 г. Р. «п. п.» включает 11 тестов. Сущность метода, согласно Г. И. Россолимо, «сводится к определению "высоты" II психологических процессов, максимум силы которых оценен в 10 единиц, причем в основу определения высоты каждого процесса положен принцип положительных и отрицательных ответов (нужно ответить на 10 вопросов, относящихся к каждой задаче). "Высота" каждого процесса выражается в высоте ординаты, определяемой числом десятых долей максимальной ее величины, одинаковой для всех процессов... В конце исследования все точки графика могут быть соединены линиями, и тогда получится кривая высот всех отдельных опытов, т. е. детальный психологический профиль, облегчающий обзор данных» (Г. И. Россолимо, 1910). Таким образом, оценка каждого теста определялась по числу удач и неудач при выполнении 10 аналогичных заданий одного теста (правильное выполнение задания оценивалось в I балл). Тестовые задания объединяются в 9 групп, направленных на изменение отдельных психологических способностей: I. Внимание. Исследование включает использование серий заданий, ориентированных на измерение отдельных характеристик внимания. Для измерения его устойчивости служит проба внимания по Россолимо, заключающаяся в прокалывании отверстий в листе бумаги с нанесенными на нем кружками. Второе задание выполняется так же, но в условиях создания помех испытуемому в виде показа различных предметов, звуковых сигналов, требования отвечать на задаваемые вопросы. Объем внимания выявляется в пробе с избирательным прокалыванием отверстий в кружках, помеченных крестами. Для оценки распределения внимания используется серия заданий: одновременное вычерчивание простых фигур правой и левой руками; непроизвольное запоминание событий, происходящих во время выполнения несложной работы (напр., подсчет точек на листе бумаги); непроизвольное внимание при оценке деталей изображения; перечерчивание изображений по образцу в прямом и обратном порядке, другие пробы на выполнение параллельных действий. П. Воля. В группу тестов включены задания, представляющие собой пробы на сопротивление автоматизму и внушению («ложное» внушение тепла, массы, представлений о величине и т. д.). III. Точность восприятия. Восприятие объектов, предъявляемых с помощью тахистоскопа. IV. Память. Задания разделены на три группы по видам памяти: запоминание зрительных образов (простых и сложных штриховых или цветных фигур, предметов); запоминание элементов речи (букв, слов, ассоциативных пар слов, предложений); запоминание чисел (зрительное и слуховое). Эти группы оцениваются на профиле в виде отдельных показателей. V. Осмысливание. Задания заключаются в объяснении содержания сюжетных картин, составлении по ним рассказа. Имеются различные задания для детей и взрослых, а также задания дифференцированной сложности для лиц с нормальным и сниженным интеллектом. VI. Комбинаторные способности. Складывание разрезанных рисунков, составление фигур из элементов по образцу. VII. Сметливость. Решение головоломок. VIII. Воображение. Дополнение слов и изображений. IX. Наблюдательность. Определение сходства и различий на предлагаемых картинках. На «профиль» выносятся оценки (от 0 до 10) по каждой из приведенных групп заданий (всего 11 показателей (рис. 61)). Профиль оценок шкалы в виде суммарно- Шкала валидизировалась автором на основании критериев школьной успеваемости, оценок и мнений педагогов и родителей. Существуют два варианта Р. «п. п.» Первый вариант (1909 г.) состоял в общей сложности из 38 тестов (время выполнения— 4,5 ч). Исследование с помощью шкалы рекомендовалось проводить в течение трех дней. Во втором варианте 1911г. количество тестов было сокращено до 27, а время выполнения — до 2 ч. Основной целью Р. «п. п.» являлась разработка критериев отличия нормальных детей от детей с различными степенями умственной отсталости. Г. И. Россолимо (1911, 1917) была предложена классификация «типов умственной отсталости» в соответствии с преимущественной представленностью тех или иных показателей профиля (табл. 23). где Я — средняя высота профиля, т.е. среднее арифметическое 11 показателей, входящих в состав шкалы, / — «психический тонус» (средняя оценка по группам тестов «внимания» и «воли»), т — точность и прочность восприятия (средняя оценка тестов точности восприятия, запоминания зрительных образов, элементов речи и чисел), г% — процент сохранения в памяти, «ретенция», а — оценка по высшим ассоциативным процессам (средняя оценка по осмысливанию, комбинаторным способностям, сообразительности, воображению и наблюдательности). Интерпретация результатов Р. «п. п.* проводилась сопоставлением полученного профиля с нормативным, а также сравнением с нормами средней высоты профиля (Р). Нормы Р определены для возрастных групп от 7 до 18 лет с интервалом в 1 год. Нормативные данные определялись дифференцированно для испытуемых разного пола с учетом учебно-воспитательных условий. Таблица 23 Классификация типов умственной отсталости по Г. И. Россолимо
Р. «п. и.» широко применялись для исследования больных с различными заболеваниями (неврозы, синдром Корсакова, прогрессивный паралич, травмы мозга, эпилепсия, дементные расстройства, моторные афазии и др.). Изучалась динамика течения заболевания, выделялись средние профили, типичные для отдельных групп расстройств (Г. И. Россолимо, 1917). Был получен положительный опыт применения методики в школе. На основании результатов обследования Г. И. Россолимо (1910) выделил специфические группы слабоуспевающих учащихся (рис. 61). Шкала Р. «п. и.» являлась одним из первых тестов интеллекта и пользовалась большим успехом не только в России, но и в других странах. В настоящее время шкала представляет интерес главным образом как исторически важная веха развития тестов интеллекта. В ином аспекте следует воспринимать накопленные с помощью Р. «п. п.» данные об особенностях интеллектуальной сферы больных и различных групп здоровых учащихся. Необходим детальный анализ наследия Г. И. Россолимо в этой области. РУКИ ТЕСТ (Hand Test) — проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения. Стимульный материал Р. т. — стандартные 9 изображений кистей рук (рис. 62) и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия, Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, деист- вие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа. Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям: 1) агрессия — рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет; 2) указания — рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми; 3) страх — рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе; 4) привязанность — рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; 5) коммуникация — ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты; 6) зависимость — рука выра- Рис. 62. Тест Руки жает подчинение другим лицам; 7) эксгибиционизм — рука разными способами выставляет себя напоказ; 8) увечность — рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям; 9) активная безличность — ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия; 10) пассивная безличность — также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения; 11) описание — ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует. Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям, т. е. X («агрессия* + «указания») — Z («страх + «привязанность» + «коммуникация* + «зависимость»). Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм» и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения. В теоретическом обосновании Р. т. его 'авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых. Э. Вагнер (1978) на основе изучения работ, выполненных с помощью Р. т., сделал вывод о его высокой валидности и надежности. На основе Р. т. В. Белшне-ром с соавт. (1971) разработан тест, состоящий из 34 фотографий руки. В 90-е гг. тест приобрел популярность в СНГ, русскоязычный адаптированный вариант издан ГП ИМАТОН (Санкт-Петербург). РЫБАКОВА ФИГУРЫ — тест специальных способностей, направленный на определение уровня развития пространственного воображения. Разработан русским психиатром Ф. Е. Рыбаковым в 1910 г. В первоначальной форме тест представлял собой набор рисунков гео* метрических фигур, из каждой можно было сложить квадрат. Позднее принцип фигур Рыбакова был положен в основу многих сходных методик. В 1922 г. методика Рыбакова была использована В. Штерном, а в 1930 г. появилась редакция Р. ф., подготовленная Р. Лайкертом. Одним из последних вариантов методики является версия Р. Мейли (1955), используемая и в настоящее время. Материал теста состоит из 45 заданий, размещенных на карточках или на специальном бланке. Каждое задание представляет собой замкнутую фигуру из соединенных под различным углом прямых линий. По периметру фигуры нанесе- ны точки, две из которых, соединенные прямой линией, приведут к правильному решению. Все точки пронумерованы. Правильным является такое решение, когда отсеченная от общей фигуры часть, повернутая в воображении и вновь соединенная с оставшейся частью, образует квадрат (см. рис. 63). Рис. 63. Пример правильного решения и образцы заданий Рыбакова Время выполнения заданий ограничено. В протоколе испытуемый самостоятельно записывает номера точек, между которыми он провел бы условную линию (работа испытуемого по комбинированию частей фигуры проводится только в воображении). Оценка первичная образуется путем подсчета количества правильно выполненных заданий. В различных редакциях теста используются разные варианты оценок шкальных. Напр., в версиях Р. ф., разработанных в Польше и Чехословакии (1966, 1976), индивидуальные первичные показатели переводятся в процен-тили, станайны, пятибалльную рейтинговую шкалу. Возрастные категории испытуемых, для которых стандартизированы различные версии Р. ф., — 15-18 лет. Надежность по внутренней согласованности г = 0,812. Надежность ре-тестовая устанавливалась для трех временных интервалов: спустя 24 часа г = 0,986, спустя 14 дней г = 0,988, спустя 6 недель г- 0,965. Имеются сведения о валадности конструктной Р. ф. Как показывает факторный анализ, выполнение теста зависит главным образом от уровня развития пространственного воображения, однако результаты теста в высокой степени насыщены фактором G. Исследования показали, что испытуемые с высокими показателями по тестам интеллекта и недостаточно развитым уровнем пространственного воображения часто достигают высоких результатов по Р. ф. Успешность выполнения теста в значительной степени зависит от уровня ригидности мышления. Испытуемые, с трудом изменяющие тактику решения и придерживающиеся стереотипных подходов, получают брлее низкие результаты. В то же время количественные показатели связи результатов Р. ф. с данными тестов интеллекта не столь существенны, как можно было бы ожидать. Так, с тестом WAIS (см. Векслера измерения интеллекта шкалы) корреляция на уровне г - 0,28, с результатами теста Проверка G г = 0,221. Однако связь Р. ф. с практическими тестами общих способностей оказывается более значимой. При сопоставлении с Равена прогрессивными матрицами г = 0,382-0,596, с тестом PFB Вонкомера г = 0,408-0,700. Имеются сведения о наличии высоких связей Р. ф. с практическими тестами конструктивных способностей, задания которых требуют выполнения комбинаторных пространственных задач. Валидность критериальная Р. ф. оценивалась на основании сопоставления с академической успеваемостью, а также с экспертными заключени- ями об уровне овладения испытуемыми различными специальностями. Валидность прогностическая по критерию успешности обучения арифметике с интервалом прогноза 5 лет составила г = 0,438, по прогнозу овладения специальностью г = 0,489-0,501. Валидность текущая устанавливалась путем сопос- тавления с оценками на выпускных экзаменах (г = 0,26-0,37). Наиболее широко используется Р. ф. в психологии труда, в диагностике технических способностей. Рекомендуется использование теста в виде элемента тестовой батареи. В отечественной психодиагностике Р. ф. оказался забытым. САМООТНОШЕНИЯ ОПРОСНИК — опросник личностный. Направлен на исследование комплекса факторов отношения к себе. Предложен В. В. Столиным в 1985 г. Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений. Примеры утверждений: — Иногда я сам себя плохо понимаю. — Случайному знакомому я скорее покажусь человеком приятным. Используются два варианта ответов («согласен» и «не согласен»). На этапе разработки результаты опросника были подвергнуты факторному анализу. В результате были отобраны и интерпретированы 7 факторов, которые легли в основу четырех шкал опросника:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |