Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темперамента оценочная батарея 1 страница




ПСИ

ваются вслух), одна из них является сиг­нальной, но реагировать на нее нужно только тогда, когда перед ней появляется буква А. Во втором тесте предъявляются от 4 до 10 (в зависимости от возраста) ри­сунков, как правило, животных. Обследу­емый должен поместить каждое животное в один из четырех зоопарков (южный, се­верный, западный и восточный), а при по­вторном предъявлении требуется сказать, в каком зоопарке оно находится.,

Сложилось так, что общепринятые в СНГ методики П. в. на Западе давно не используются, а те, которые наиболее по­пулярны там, неизвестны в странах Со­дружества.

ПСИХОДИАГНОСТИКА КОМПЬЮ­ТЕРНАЯ — направление психодиагнос­тических исследований, связанное с ис­пользованием средств вычислительной техники при проведении обследования или (и) анализе его результатов, а также разработкой и применением тестов ком­пьютерных.

Появление и развитие П. к. становит­ся возможным на определенном уровне развития информационных технологий. Первые упоминания о машинной обра­ботке данных психологического теста от­носятся к 30-м гг. Долгое время использо­вание вычислительной техники в психоло­гических (и психодиагностических) ис­следованиях ограничивалось предъявле­нием соответствующей информации об­следуемому и ее обработкой. В 70-80 гг. широкое распространение за рубежом по­лучают компьютерные тесты, в большин­стве своем представляющие модификации известных методик. В этот же период по­являются первые адаптивные тесты, отли­чительной особенностью которых являет­ся то, что управление процессом тестиро­вания частично, а в некоторых случаях и полностью, передается компьютеру. 80-е гг. — период наиболее активного

развития П. к. за рубежом, что связано с появлением достаточно мощных и доступ­ных персональных вычислительных ма­шин, а также господствующей в ряде стран Запада технократической парадиг­мой, навязываемой и психологической на­уке. В 90-е гг., наряду с определенными достижениями, проявляется неудовлетво­ренность компьютерными тестами, навя­зывающими алгоритмы интерпретации ре­зультатов тестирования. Наиболее остро эти тесты критикуются представителями клинической психологии и всеми теми, перед кем стоит задача постановки инди­видуального диагноза.

В СССР, а позднее в СНГ П. к., вплоть до настоящего времени, ограничивается применением компьютерных версий тес­тов; достаточно широко возможности вы­числительной техники используются при обработке результатов диагностических исследований, разработке новых тестов, создании банков данных (см, Тесты ком­пьютерные).

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ

совокупность приемов и методик, направ­ленных на получение диагноза психоло­гического особенностей памяти. Выявля­ются различные характеристики и виды памяти (объем и прочность долговремен­ной, оперативной,зрительной и слуховой памяти и т. д.).

Диагностика особенностей памяти важна для решения задач школьной пси­ходиагностики, в профессионально-психо­диагностических исследованиях. Наруше­ния памяти нередко являются патогно-мичными по отношению к различным ви­дам нервно-психических и соматических заболеваний. Состояние функций памяти в ряде случаев отражает динамику забо­левания. Отсюда ясна роль П. п. в облас­ти клинической психодиагностики.

В психодиагностике накоплен значи­тельный опыт разработки и применения

специализированных методик для иссле­дования памяти. Среди психометрических тестов памяти можно указать на Вексле-ра памяти шкалу. Ряд тестов памяти наряду с количественной оценкой предус­матривают качественный анализ резуль­татов исследования (см. Бентона визу­альной ретенции тест, Мейли памяти тест). В комплексные тестовые батареи для исследования интеллекта практичес­ки всегда включаются специальные субте­сты для оценки памяти (см. Векслера ин­теллекта измерения шкалы, Амтхауэ-ра интеллекта структуры тест, Станфорд—Бине умственного разви­тия шкала).

Специализированное тестовое обсле­дование памяти может быть дополнено различными пробами (определение объе­ма удержанного в памяти ряда, запомина­ние ассоциативных пар, пиктограммы, пробы опосредованного запоминания и многие др.) (С. Я. Рубинштейн, 1970).

ПСИХОДИАГНОСТИКА РАННЕГО ДЕТСТВА — совокупность методов и средств диагностики развития детей млад­шего возраста (новорожденных, младен­цев, младших дошкольников).

П. р. д. — важное и актуальное на­правление психодиагностики. В раннем детстве контроль за соответствием нор­мам психического развития необходим в целях раннего выявления возможных от­клонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направ­ленных на выравнивание отдельных сто­рон психического развития. Важность та­кой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благо­даря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или пока­завшиеся незамеченными отклонения от нормального развития подчас приводят к выраженным сдвигам в более зрелом воз-

расте. В раннем детстве, с другой сторо­ны, имеются более широкие возможности коррекции за счет большой «пластичнос­ти», чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психичес­кого развития ребенка.

Методики диагностики психомоторно­го, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), име­ют ряд особенностей. Большинство тес­тов для детей моложе 6 лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тестами выполнения уст­ных инструкций. Небольшое количество заданий включают элементарные дей­ствия с карандашом и бумагой. Большая часть тестов для младенцев предназначе­на для исследования сенсомоторного раз­вития (способность держсть головку, ма­нипулировать с предметами, сидеть, пово­рачиваться, следить за предметом глаза­ми и т. д.) (А. Анастази, 1982).

Тесты для раннего возраста, как пра­вило, построены по типу шкалы (см, Бине—Симона умственного развития шкала, Станфорд—Бине умственного развития шкала, Приложение IV), Та­кие методики включают определенный круг нормативов-критериев, являющихся опорой для наблюдения за проявлениями различных сфер психического развития ребенка (сенсомоторики, «эмоционально­го общения», «речевого развития» и т. д.). Оценка уровня развития базируется на фиксации выполнения нормативного зада­ния (напр., оперирование кубиками осо­бым образом) или обнаружении той или иной способности (напр., движение по на­правлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом об­наружения данной способности у нор­мальных детей в выборке стандартизации. На основе сопоставления определяемого таким образом «психического» и хроноло­гического (паспортного, биологического)

возраста рассчитываются количествен­ные и качественные показатели уровня психического развития.

Предпосылки для разработки норма­тивных шкал были созданы исследовани­ями и наблюдениями за психическим раз­витием детей (В. Штерна, Э. Клапареда, Ш. Бюлер и др.). Вторым важнейшим ус­ловием появления рассматриваемой груп­пы методик являлось создание психомет­рических шкал исследования интеллекта. Одним из первых тестов для младенцев явился вариант шкалы Вине—Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 г. В этом варианте были использованы задачи, близкие по характеру заданиям основной шкалы, а также показатели психомотор­ного развития. Шкала Бине—Кюльмана предназначалась для обследования детей с 3-летнего возраста (см. Приложение IV).

Одними из наиболее известных в исто­рии психологической диагностики шкал для исследования детей первых лет жиз­ни явились «Таблицы развития» А. Гезел-ла (1925) (последующая редакция А. Ге-зелла, К. Аматруда, 1947). Таблицы вклю­чают показатели-нормы по четырем сфе­рам поведенческих проявлений: «мотори­ка»* «язык», «адаптивное поведение», «личностно-социальное поведение». Ис­следование базируется на стандартизиро­ванной процедуре наблюдений за ребен­ком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. В проведении обследо­вания помогает подробное, снабженное ри­сунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разно­го возраста. Шкала предназначена для воз­растного диапазона от 4 недель до 6 лет.

Опыт исследований по диагностике развития в раннем детстве, накопленный школой А. Гезелла, был положен в осно­ву разработки весьма распространенной в 30-40-е гг. методики Ш. Бюлер и Г. Гет-цер (Тесты нервно-психического развития

дете'й 1-6 годов жизни, 1932, перевод на рус. язык—1935). На основе тестов А. Гезелла разработана и шкала психомо­торного развития в раннем детстве, пред­ложенная О. Брюне и И. Лезин (1951). Шкала предназначена для исследования детей в возрасте от-1 до 30 мес. Шкала со­держит 160 заданий, касающихся прояв­лений поведения в областях: «моторики», «зрительно-моторной координации», «ре­чевого развития», «социального разви­тия». Нормы-критерии развития по ука­занным областям расположены на шкале в соответствии с возрастными уровнями (всего выделено 16 уровней: от 1 до 10 мес, затем — уровни 12, 15, 18, 21, 24 и 30 мес — по 10 задач для каждого меся­ца). При оценивании за каждое выполнен­ное задание возрастных уровней первых 10 мес ставят 1 балл, уровня 12 мес — по 2 балла, уровней от 15 по 24 — 3 балла, за уровень 30 мес — по 6 баллов). При об­работке результатов сумма полученных ребенком баллов делится на 10. Получен­ный показатель отражает «глобальный возраст» развития исследуемого ребенка. Путем соотнесения глобального возраста с хронологическим определяется показа­тель «коэффициента развития» (QD). Шкала приспособлена для оценки четы­рех исследуемых областей поведения по отдельности. Результаты могут быть вы­ражены в виде оценок профильных.

В последнее время в области П. р. д. за рубежом широкое применение нашли шкалы Н. Бейли (Bayley Scales of Infant Development, 1969). Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов со­стоит из трех частей:

1. Умственная шкала (Mental Scale) направлена на оценку сенсорного развития, памяти, способности к науче­нию, зачатков развития речи. Результа­том измерения является «индекс умствен­ного развития» (MDI).

2. Моторная шкала (Motor Scale) измеряет уровень развития мышечной ко­ординации и манипулирования. Результа­том измерения является «индекс психомо­торного развития» (PDI).

3. Запись о поведении ребенка (The Infant Behavior Record) предназначе­на для регистрации эмоциональных и со­циальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т. д. (Я. Кох, 1978).

Нормы для шкал установлены на вы­борке из 1262 детей. Индексы развития, определяемые с помощью шкал умствен­ного и моторного развития, выражаются в шкале оценок IQ-показателя стан­дартного. Оценки шкальные устанавли­ваются для каждой возрастной группы (возрастные группы составлены с интер­валами в полмесяца для возраста от 2 до 6 мес и в месяц для детей от 6 до 30 мес). Коэффициенты надежности шкалы ум­ственного развития, полученные методом расщепления (см. Надежность частей теста), принимают значения 0,81-0,93. Коэффициент надежности шкалы мотор­ного развития 0,68-0,92 соответственно. Имеются данные, свидетельствующие о высокой валидности шкал. По мнению А. Анастази (1982), шкалы Бейли выгод­но отличаются от других имеющихся ме­тодик для детей раннего возраста и весь­ма полезны для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрица­тельных влияний окружающей среды на развитие ребенка.

Для диагностического обследования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 лет на Запа­де используется другая стандартизиро­ванная шкала, предложенная Мак-Карти (Mc-Carthy Scales of Childrens Abilities). Шкала представляет собой тестовую ба­тарею, включающую 18 тестов. Комплекс исследуемых показателей психического развития существенно шире, чем в рас-

сматриваемых ранее методиках. Тесты сгруппированы в 6 шкал («вербальную», «перцептивного действия», «количествен­ную», «общих познавательных способно­стей», «памяти» и «моторную»). В резуль­тате измерения определяется «индекс об­щих познавательных способностей» (GCI) в единицах IQ-показателя стан­дартного для каждой возрастной группы с интервалом в 3 мес. Имеется возмож­ность использования оценок профильных по отдельным шкалам. Шкала стандарти­зирована на выборке из 1032 испытуемых. Надежность методики весьма высока. Коэффициенты надежности, определен­ной методом расщепления для шкалы GCI, составляют 0,93, для остальных шкал — 0,79-0,88, коэффициенты на­дежности ретестовой составляют 0,90 и 0,69-0,89 соответственно. В отличие от шкал Бейли, предназначенных в основном для оценки текущего уровня развития, имеются данные о валидности прогнос­тической шкал Мак-Карти по отношению к критерию учебных достижений в конце обучения и в первом классе (А. Анастази, 1982).

В отечественной психологии значи­тельный вклад в становление П. р. д. вне­сли советские исследователи в 20-30-е гг. В это время в СССР использова­лись комплексы тестов и других приемов исследования психического развития де­тей, разработанные К. Корниловым (Ме­тодика исследования ребенка раннего воз­раста, 1921), А.П.Нечаевым (1925), А. А. Люблинской и А. И. Макаровой («Измерительная шкала ума для детей дошкольного возраста», 1926), методика исследования детей, предложенная Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. В 40-е гг. Н. М. Щеловановым разработаны «Показатели нервно-психического разви­тия детей в первый год их жизни». Разра­ботка содержала критерии для оценки уровня психического развития детей в

возрасте от 2 до 13 мес. Н. М. Аскариной (1969) комплекс нормативных критериев был дополнен, диапазон исследования расширен на возрастные группы от рож­дения до трех лет. Методика позволяет лишь качественно судить о психическом развитии в категориях соответствия или несоответствия норме развития. Анало­гичны в этом отношении «Показатели не­рвно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни» (Р. В. Тонкова-Ямпольс-кая, Г. В. Пентюхина, К.Л.Печора, 1984).

ПСИХОДИАГНОСТИКА ТЕМПЕРА­МЕНТА — совокупность приемов и ме­тодик, направленных на получение диаг­ноза психологического особенностей темперамента.

Для П. т. (особенностей темперамен­та) существует значительное число мето­дик, конструируемых как опросники (в данной статье не идет речь о психофизио­логических методиках диагностики тем­перамента). К достаточно известным за рубежом относятся (упоминаются по воз­растному принципу):

Младенца темперамента опрос­ник (Infant Temperament Questionnaire) В. Карея и С. Мак-Девит (1978) направ­лен на оценку у младенцев от 4 до 8 мес. таких особенностей, как активность, рит­мичность, приближение, адаптивность, интенсивность, настроение, настойчи­вость, отвлекаемость и порог;

День младенца (The Baby's Day) Ж. Балегеера (1986) направлен на выяв­ление свойств темперамента на ранних стадиях развития (от года до 36 мес). Со­стоит из 4 шкал (напряжение, контроль, ориентация, настроение);

Реактивности оценочная шкала (The Reactivity Rating Scale) E. Фриденс-бергиЯ. Стреляу,(1982) — измерение ре­активности у детей в возрасте от 3 до 6 лет;

(The Temperament Assessment Battery) P. Мартина (1984) позволяет оценить у детей от 3 до 7 лет такие свойства, как ак­тивность, адаптивность, приближение, отвлекаемость, настойчивость;

Измерений темперамента обозре­ние (Dimensions of Temperament Survey) M. Уиндл и Р. Лернер (1986) дает воз­можность оценить: общий уровень актив­ности, уровень активности во время сна, приближение, пластичность, настроение, ритмичность сна, ритмичность еды, рит­мичность навыков и ориентацию на зада­чу у детей 5-13 лет;

Среднего детского возраста темпе­рамента опросник (Middle Childhood Temperament Questionnaire) P. Хегвик, С. Мак-ДевитиВ. Карея(1982)даетоцен­ку темперамента детей от 8 до 12 лет по девяти шкалам: активность, адаптив­ность, приближение, отвлекаемость, ин­тенсивность, настроение, настойчивость, предсказуемость, порог;

Вандо уменьшенияувеличения шкала (The Vando R—A Scale) Г. Бар-неса (1985) направлена на измерение у подростков и взрослых только одного свойства темперамента — эффекта «уменьшения—увеличения»;

Темперамента опросник (Tempera­ment Inventory) P. Круизе, В. Блитчинг-тон и В. Футчер (1980) дает возможность определения классических типов темпе­рамента — флегматика, сангвиника, хо­лерика и меланхолика — у лиц от 18 до 35 лет;

Марке—Нимана темперамента шкала (Marke—Nyman Temperament scala) У. Бауманна и Й. Ангст (1972) предназначена для оценки т. н. поведен­ческих характеристик темперамента у взрослых (20-80 лет).

В СНГ (СССР) разработка опросников темперамента осуществлялась В. М. Ру-

саловым. Строго говоря, опросники, пред­назначенные для измерения свойств тем­перамента, к таковым могут быть отнесе­ны условно. В большинстве случаев речь идет об опросниках личностных, при разработке которых теоретический конст­рукт, называемый темпераментом, рас­крывается через его свойства, экспери­ментально обнаруженные в психофизио­логических исследованиях. Перенесение показателей (а точнее, их названий), ко­торые выделены с помощью физиологи­ческих аппаратурных методик, в описание конструкта, положенного в основу созда­ния тестов карандаша и бумаги, некор­ректно. В этой связи не вызывает удивле­ния отсутствие при описании многих тес­тов темперамента сведений об их валид-ности. К тому же следует помнить и о том, что в работах многих западных пси­хологов понятия «темперамент» и «лич­ность» нередко рассматриваются как си­нонимы (см. также Гилфорда—Циммер­мана «темперамента обозрение»).

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЧЕСТНОС­ТИ — совокупность приемов и методов, направленных на получение диагноза психологического честности как личное--

тной черты.

Наиболее широко в П. ч. используют­ся опросники личностные, разрабаты­ваемые в качестве альтернативы лжи детектору, использование которого запрещено законодательством отдель­ных стран. В США наиболее широко ис­пользуются опросники, представленные в табл. 21. В этой табл., наряду с описа­нием опросников, содержится информа­ция о значении коэффициента корреля­ции получаемых с их помощью показате­лей с: а) результатами обследования на детекторе лжи, б) признанием обследуе­мых в случаях воровства в прошлом, в) поведением на работе в будущем. Так-

же даны результаты изучения надежно­сти опросников.

В большинстве рассматриваемых оп­росников, используемых, как правило, при приеме на работу, обследуемые дол­жны отвечать на прямые вопросы об имеющихся склонностях к хищениям, подлогам и растратам. Общими, за ис-

ключением Personal Outlook Inventory, для этих методик являются вопросы, ка­сающиеся:

— частоты и распространенности воров­ства в обществе (напр., «Какой при­мерно процент людей берет ежене­дельно более одного доллара у своего работодателя?»);

Таблица 21 Основные характеристики опросников, предназначенных для диагностики честности

      Общее описание   Результаты сравне-  
        тестов     НИИ    
Тест ость ству ние стве я ав Другие о б "ОрОМ S3 X 2 СЕ ■ га « я я S£
  Склони к воров Призна в воров Шкала искаже шкалы Количс вопросе с детек: лжи «о и с с призн в кража Показа! надежн.
Keeler Рге-employment есть нет нет нет   0,48 ___ ___ 0.76
■ Opinion Survey             *    
London House Personnel есть есть есть наркотическая   0,56 0,28 0,41- 0,95
Selection Inventory       зависимость   0,48 0,23 0,81  
            0,27      
Milby Profile есть есть есть — продолжит, рабо-   0,82  
        ты на одном месте   (нет 0,68    
        — произв. труда   дан- 0,72    
        — враждебность   ных)      
        — алкоголь          
        — наркотики          
Personal Outlook нет нет нет нет   __ 0,48 0,58
Inventory             0,39    
Phase II Profile есть есть есть нет   0,77 0,64 0,97
Pre-employment Analysis есть есть есть нет   __ 0,45-
Questionnaire               0,53  
Reid Report есть есть нет нет   0,62 0,06 0,15- 0,92
            0,43   0,45  
Stanton Survey есть есть нет нет   0,80 0,86 0,91
              0,72    
Trustworthiness есть нет нет нет   0,53 0,53 0,95
Attitude Survey ■           0,76 0,76    
Wilkerson Pre-empioy- есть есть есть нет   0,75 0,75 0,63
ment Audit                  

— наказания за воровство (напр., «Сле­дует ли увольнять человека, который украл пять долларов?»);

— размышлений о воровстве (напр., «Ду­мали ли Вы когда-нибудь о том, чтобы взять себе какие-то товары, принадле­жащие компании, но на самом деле этого не делали?»);

— ощущения простоты воровства (напр.л «Насколько просто было бы нечестно,-му человеку украсть что-нибудь у ра­ботодателя?»);

— вероятности обнаружения воровства (напр., «Какой процент служащих, во­рующих у компании, попадается?»);

— рациональных оправданий воровству (напр., «Работодатель, который пла­тит людям слишком мало, заслужива­ет того, чтобы его обворовали?»);

— сведений о воровстве служащих (напр., «Знаете ли Вы наверняка, что некоторые из Ваших знакомых крадут у своих работодателей?»);

— утверждений о собственной честности (напр., «Вы честны по сравнению с другими работниками?»); Некоторые опросники также содержат

вопросы, побуждающие к признанию в во­ровстве (напр., «На какую сумму Вы взя­ли товаров у Вашего работодателя в про­шлом году?»). Наряду со шкалами, вопро­сы которых касаются воровства, в некото­рых опросниках используются и другие, «сочетающиеся» со «склонностью к хище­ниям». Это прежде всего шкалы, позволя­ющие оценить степень алкогольной и нар­котической зависимости обследуемых. Иногда в опросник включаются вопросы на социальную желательность ответа (см. Установки на ответ).

Как видно из табл. 21, большинство опросников высоко коррелируют с пока­зателями, полученными на детекторе лжи, имеют достаточно значимую валид-ность прогностическую. Данные опрос­ников устойчиво коррелируют с призна-

ниями в воровстве в прошлом, высоки оценки надежности. Имеются сведения о взаимосвязи London House Personnel Selection Inventory и Reid Report с «Шес­тнадцать личностных факторов» оп­росником. Так, лица с низкими показате­лями честности характеризуются слабос­тью Эго и Супер-эго, подозрительностью и напряженностью.

Тестирование на честность с помощью опросников в США — это индустрия, обо­роты которой оцениваются во многие мил­лионы долларов. По обобщенным данным проводящих тестирование организаций, в 80-е гг. в США по меньшей мере 5000 фирм использовали тестирование на чес­тность персонала и принимаемых на рабо­ту лиц. Как правило, эти опросники ис­пользуются при обследовании тех сотруд­ников, которые связаны с розничной тор­говлей, складскими операциями и работой в финансовых структурах. Как средство первичного отбора опросники применяют­ся для изучения лиц, принимаемых как на должности нижнего звена (кассиры, ин­кассаторы, операторы в банках), так и для претендентов на более высокие посты в учреждениях и даже полиции. Обычно тестирование на честность является зак­лючительным этапом отбора. Следует учитывать, что, хотя назначение всех рас­смотренных опросников и определяется как диагностика честности, в действи­тельности речь идет об измерении значи­тельно более узкого конструкта, который может быть обозначен как «склонность к хищениям, воровству».

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СИТУ­АЦИИ — ситуации, в которых осуществ­ляется совместная деятельность экспе­риментатора и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психологи­ческих тестов. П. с. описывались и клас­сифицировались многократно.

В русскоязычной психодиагностичес­кой литературе известны классификации, предложенные А. Г. Шмелевым и соавт. (1987). В основе первой классификации лежит критерий использования психоди­агностической информации. Выделены че­тыре основных типа П. с:

1. Диагностические данные используют­ся специалистом-смежником для по­становки психологического диагноза или формулировки административного решения. Психодиагност не несет от­ветственности за диагноз (диагноз в медицине, диагностика по запросу суда и др.).

2. Диагностические данные используют­ся психодиагностом для постановки психологического диагноза, но вмеша­тельство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля (напр., диагностика причин низкой успеваемости).

3. Диагностические данные используют­ся психодиагностом для постановки психологического диагноза в условиях психологической консультации,

4. Диагностические данные используют­ся самим обследуемым (в целях само­развития, коррекции и т. п.). Вторая классификация базируется на

условиях, в которых пр'оизводилась разра­ботка теста и «добровольности—принуди­тельности» участия в обследовании.

1. Добровольное участие обследуемых, бескорыстное сотрудничество.

2. Участие оплачиваемых обследуемых.

3. Использование теста в условиях запро­са обследуемого о помощи.

4. Использование теста в условиях при­нудительного административного об­следования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.