Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуально-личностные характеристики коммуникатора




Гендерные (полоролевые) характеристики коммуникатора.

B пepвые годы функционирования телевидения вплоть до конца 1990-x в зарубежном телевидении среди коммуникаторов явно господствовали мужчины, особенно в новостных, политических, экономических и других серьезных передачах. Женщинам отводилась предпочтение в женских (кулинария, мода, рукоделие), детских и в передачах по искусству. На такое разделение ролей в профессиональной деятельности мужчин и женщин на телевидении и радио исследователи приводят следующие аргументы: женщины недостаточно компетентны и профессиональны, они слишком эмоциональны, и у них слишком высокий голос. Bce это якобы отвлекает внимание аудитории от содержания серьезности сообщения. Однако женщины в зарубежных СМИ стали все шире привлекаться в качестве дикторов и ведущих самых разнообразных передач. На отечественном телевидении и радио с первых дней их функционирования женщины дикторы и ведущие занимали в передачах равноправное с мужчинами положение.

Возраст. Основная тенденция заключается в том, что любая аудитория скорее склонна доверять коммуникаторам схожего с ней возраста. Поэтому молодым ведущим предпочтительней вести передачи, предназначенные для молодежи, а людям, умудренным жизненным опытом, — для аудитории более старшего возраста.

 


Аудитория оценивает для себя не только социально-демографические характеристики коммуникатора, но домысливает и оценивает его индивидуально-личностные качества. Эти характеристики весьма разнообразны. Среди них можно выделить следующие наиболее общие категории.

Характеристики внешности (физические данные и «оформление» внешности). Они могут оказывать влияние на оценку привлекательности коммуникатора, которая немаловажна для создания его положительного или, наоборот, отрицательного образа, что особенно ценно для телекоммуникаторов.

Как показывают исследования и отмечают сами телекоммуникаторы, аудитория обращает внимание прежде всего на лицо и глаза, в которых отражаются мысли и эмоции человека в кадре. После этого — на оформление внешности коммуникатора, характер одежды, прическу, ношение очков и т.д. Нередко внешний облик и манера одеваться популярных телекоммуникаторов вызывает стремление некоторых слоев аудитории подражать им в этом в своей реальной жизни.

Коммуникативные характеристики (вербальное и невербальное поведение, тембр голоса, дикция, манера говорить, умение держаться, вести диалог и т.п.). Аудитория обычно обращает большое внимание на голос коммуникатора. При этом предпочтение обычно отдается тем коммуникаторам, и мужчинам, и женщинам, которые обладают тембром голоса средних тонов. Так, например, согласно данным американских исследователей, при оценке мужских голосов работников радио и телевидения предпочтение в первую очередь отдается баритону (62% опрошенных), затем тенору (31%) и басу (7%) [73, с. 146]. Эту тенденцию, вероятно, можно объяснить тем, что слух человека более восприимчив к звукам средних частот. Естественно, что наиболее значимы характеристики голоса для радиопередач, где нет зрительного образа коммуникатора, который бы мог в определенной степени компенсировать отдельные недостатки голоса.

Большой интерес представляет исследование, проведенное в 1960 г. по восприятию выступлений в первой предвыборной «дуэли» кандидатов в президенты США Дж. Кеннеди и Р. Никсона, передававшейся в то время в одних штатах по радио, в других — по телевидению. Результаты показали, что Никсон явно производил более благоприятное впечатление на тех, кто слушал его по радио, и главным образом из-за своего приятного голоса. По мнению психологов, Кеннеди значительно проигрывал перед радиослушателями из-за своего слишком высокого тембра голоса и «бостонско-гарвардского» акцента. Однако на телеэкране более эффектен был Кеннеди. Его мимика, скупая и вместе с тем выразительная жестикуляция, речевые особенности выступления практически компенсировали звуковые дефекты голоса и произношения. Поэтому как считают исследователи, телезрители отдали предпочтение Кеннеди, а радиослушатели — Никсону. Это исследование, проводившееся в середине прошлого века практически в условиях естественного эксперимента, до сих пор упоминается в большинстве зарубежных учебников по массовой коммуникации [103; 135].

Внутренние, личностные характеристики (знания, интеллект, эмо-циональное и профессиональное мастерство, моральные ценности и т.д.). Эта группа характеристик коммуникатора наиболее важна для социально-психологических исследований, и она будет подробно рассмотрена в данной главе (см. 7.2.3).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.