КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
З. Коммуникативная ситуация и формы подачи коммуникатора
Кроме отдельных характеристик коммуникатора на формирование его образа у аудитории может повлиять, в положительную или отрицательную сторону, и коммуникативная ситуация, например показ на телеэкране реакции аудитории на выступление коммуникатора. Английскими психологами был проведен интересный эксперимент в рамках учебного телевидения. Двум сходным группам испытуемых отдельно по телевизору демонстрировались выступление одного и того же лектора с одним и тем же текстом лекции и реакции на него двух разных аудиторий. Аудиторию изображали приглашенные на этот эксперимент актеры. В первой серии эксперимента одной группе испытуемых показывали выступление лектора и реакцию на него аудитории, очень внимательно и одобрительно его слушающую. Во второй серии эксперимента во время выступления этого же лектора с тем же текстом другая группа испытуемых видела на телеэкране противоположную реакцию слушателей, которые всячески демонстрировали скуку и в целом весьма неодобрительное отношение к лектору. Результаты опроса двух групп испытуемых показали, что в первой серии личность коммуникатора и его выступление оценивались гораздо выше, чем во второй серии, хотя следует повторить, это был один и тот же человек, который произносил один и тот же текст. Показанная на телеэкране реакция аудитории значительно повлияла на оценку коммуникатора и его выступления [126]. Особенно сильно этот эффект проявляется в тех ситуациях, где задействована массовая аудитория Кроме показа того, как аудитория реагирует на выступление ком-муникатора на формирование его образа, могут повлиять и формы по-дачи его на экране, такие как размер плана (крупный, средний, общий), ракурс показа, монтаж кадров и др. Так, например, по данным немец-ких исследователей, опрос телеоператоров выявил, что, по их мнению вполне возможно чисто оптическими средствами добиться особо положительного или особо отрицательного впечатления о том или ином человеке в кадре. Так, две трети участников этого опроса заявили, что стали бы снимать политика, которого они высоко ценят, на уровне глаз (фронтальная съемка), потому что, по их мнению, это вызывает «сим-патию» и создает впечатление «спокойствия»», «непринужденности» Однако никто не стал бы снимать его с позиции сверху («перспектива птичьего полета») или с позиции снизу («перспектива лягушки»), так как это вызовет скорее «антипатию», создаст впечатление «слабости». «пустоты» [65, с. 233]. Следует также отметить особенности восприятия коммуникатора в весьма специфической ситуации «парасоциальных» отношений между коммуникатором и реципиентами СМИ. Как уже отмечалось (см. гл. 1), подобная ситуация возникает в тех случаях, когда коммуникатор начинает восприниматься реципиентом как его хороший реальный знакомый, хотя никто никогда с ним не встречался. Это чаще всего бывает у одиноких пожилых реципиентов по отношению к коммуникаторам, которые регулярно появляются на экране: к ведущим новостных программ или к известным персонам, поведение которых широко обсуждается реципиентами. Данное явление впервые описали и обозначили как «парасоциальное взаимодействие» психиатры Хортон и Уолл еще в 1952 г., однако наиболее интенсивно исследования по данной проблеме стали развиваться после публикации М. Леви «Телесмотрение новостей как парасоциальное взаимодействие» [151]. Леви обозначил па-расоциальное взаимодействие как отношения «интимности и дистанции» и разработал методики для их исследования. Сейчас такие исследования проводятся во многих странах. Большинство авторов исследуют парасоциальное взаимодействие преимущественно как «воображаемое общение» реципиента с отдельным коммуникатором СМИ, однако Д. Джайлс подробно рассматривает и такую форму парасоциальных отношений, как обсуждение реципиентами деятельности и личной жизни различных персонажей, известных им благодаря СМИ [135, р. 188 — 196].
7.3. Социально-психологические модели коммуникатора Для того чтобы лучше разобраться в сущности наиболее значимых для коммуникативного воздействия личностных качеств коммуникатора, целесообразно рассматриваешь их комплексно, в рамках определенной системы или модели. В рамках Йельской школы «экспериментальной риторики» П. Келман выделил три ключевые для коммуникативного воздействия характеристики коммуникатора, связав их с определенными психологическими механизмами: 1) «кредитность» (creditt) коммуникатора, т.е., способность вызывать свое доверие благодаря своей компетентности, профессионализму. 2) «привлекательность» коммуникатора, его способность вызывать у аудитории «чувство комфорта и безопасности» в сообщении с ним, когда он воспринимается «своим человеком, одним из нас». Эти характеристики коммуникатора связываются с психологическим механизмом идентификации; 3) «власть» коммуникатора, связанная с психологическим механизмом внешнего принятия реципиентами его сообщения [146], когда реципиенты внутренне не принимают его сообщения, но вынуждены в определенной ситуации делать вид, что согласны с ним. Теоретически выделенные Келманом характеристики коммуникатора нашли свое эмпирическое подтверждение соответственно в следующих трех факторах психосемантического исследования: «квалификация», «безопасность» и «динамизм» коммуникатора, выявленных позже другими американскими исследователями Берле, Лемертом и Мертцером [119]. Фактор «квалификация» схож с келмановским фактором «кредитность», фактор «безопасности» — с келмановским фактором «привлекательность» а фактор «динамизм» — с келмановским фактором «власть». По данным этих авторов, наибольшее значение для коммуникативного воздействия имеет фактор безопасности (добрый, отзывчивый, дружественно расположенный, приветливый, мягкий, один из нас). Выделяются характеристики «харизматической личности» коммуникатора по 5 шкалам: внешность, сексуальность, схожесть мнений с аудиторией, действия, профессиональное мастерство. Эти характеристики в определенной степени соотносятся с характеристиками коммуникатора, выделенными в Йельской школе. Внешность, сексуальность, схожесть мнений могут быть составляющей частью «привлекательности» коммуникатора. «Профессиональное мастерство», по сути, включает такие характеристики, как «кредитность» коммуникатора или «квалификация». Шкала «действия» соотносятся с фактором «динамизм». Не вдаваясь в конкретный анализ: харизматической модели коммуникатора, следует отметить, что в ней, как и в других упомянутых моделях коммуникатора характеристики и шкалы даются как некоторое перечисление отдельных качеств, иногда с выявленными эмпирическим путем корреляционными зависимостями, но без выделения их связи с определенным рядом коммуникативных отношений. Вместе с тем построение социально-психологической модели образа коммуникатора, выявление связи характеристик коммуникатора с соответствующим рядом отношений в коммуникативном процессе (коммуникатор — сообщение, коммуникатор — аудитория) даст возможность упорядочить их, систематизировать, глубже проникнуть в сущность этих характеристик и лучик понять их связь с эффективностью коммуникативного воздействия в массовой коммуникации. В литературе имеются многочисленные указания на большое значение вышеуказанных или сходных характеристик коммуникатора в плане коммуникативного воздействия в различных видах общения, и особенно в массовой коммуникации, выявленных с помощью использования различных методов. Так, В. Ф. Петренко и Е. Е. Пронина для исследования процесса восприятия телекоммуникатора его аудиторией применили метод семантического дифференциала [68]. Они исследовали влияние на этот процесс таких составляющих коммуникативной ситуации, как характеристики коммуникатора, его сообщения и самой аудитории. В восприятии характеристик коммуникатора наиболее значимым и оказались такие факторы, как общая привлекательность, сила личности, компетентность и эмоциональность. Эти результаты в целом подтвердились в исследованиях телевизионной коммуникации и в других психосемантических исследованиях массовой коммуникации [50; 106]. Однако большую сложность во многих таких исследованиях представляет процесс обозначения того или иного полученного в исследовании конкретного фактора и его интерпретации, особенно в содержание этого фактора попадают противоположные или несовместимые характеристики. Если попытаться создать социально-психологическую модель коммуникатора, то в ней следует выделить следующие два ряда отношений: — коммуникатор — сообщение (первый фактор); — коммуникатор — аудитория (второй фактор). Каждый ряд данных отношений содержит свою систему характеристик коммуникатора, которые можно объединить в соответствующие факторы, включающие когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты. Первый фактор объединяет характеристики коммуникатора, связанные с отношением коммуникатор — сообщение (К — С). Наиболее значимыми с точки зрения коммуникативного воздействия выступают такие характеристики коммуникатора, как его компетентность, т.е. адекватное знание им той действительности, о которой он говорит (когнитивный аспект), его искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит (эмоциональный аспект), и умение довести свои знания, мыс-ли, взгляды до аудитории (поведенческий аспект). В целом данный фактор можно обозначить как фактор «компетентности — убежденности». Важность качеств коммуникатора, связанных с его компетентностью (знания, эрудиция, опыт, умение доступно излагать материал и т.д.), является настолько очевидной, что это не требует специальных доказательств. Но как показывают исследования, такие качества коммуникатора, как его убежденность в правдивости и важности того, что он говорит, являются не менее значимыми для коммуникативного воздействия, хотя на практике этому не всегда придается должное значение. А ведь зачастую именно страстность, искренность коммуникатора оказываются решающими для того, чтобы вызвать доверие аудитории к своим словам и заразить ее своей убежденностью. При использовании технических средств массовой коммуникации важность таких качеств, как компетентность, убежденность, искренность коммуникатора, не уменьшается, ибо, согласно исследованиям [9 — 12], аудитория воспринимает коммуникаторов СМИ не просто как источник информации, а как партнеров по общению. Второй фактор включает характеристики, связанные с отношениями коммуникатор — аудитория (К — А) и аудитория — коммуникатор (А — К). В первом случае (К — А) наиболее значимыми с точки зрения коммуникативного воздействия выступают такие характеристики коммуникатора, как знание своей аудитории (когнитивный аспект), его искреннее уважение к аудитории (эмоциональный аспект) и умение объщаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и аудитории (поведенческий аспект). Иначе говоря, это те характеристики, которые присущи участникам субъектного, диалогического типа общения [102]. Во втором случае (A — K) значительную роль играют те характеристики коммуникатора, которые вызывают доверие и симпатию к нему со стороны аудитории. Сюда можно отнести известный аудитории престиж, авторитетность коммуникатора (когнитивный аспект), внутреннюю и внешнюю привлекательность коммуникатора, его принадлежность к значимой для аудитории группе, когда его считают «одним из нас» (эмоциональный аспект), и умение адекватно реагировать на обратную связь с аудиторией (поведенческий аспект). Аудитория СМИ очень тонко чувствует отношение к себе коммуникатора. Она отвечает доверием и симпатией лишь в том случае, когда видит, что коммуникатор общается с ней на равных, искренне стремясь поделиться с ней своими знаниями и убеждениями, не поучая аудиторию, но и не заискивая перед ней, не занимаясь самолюбованием, т. е. в целом данный фактор можно обозначить как фактор «уважения — привлекательности».
Многочисленные исследования образа коммуникатора в восприятии аудитории свидетельствуют о том, что популярные комментаторы, ведущие, журналисты и дикторы получают весьма высокие опенки зрителей именно по факторам «компетентности — убежденности» и «уважения — привлекательности».
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |