Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие коммуникаторов в различных тематических телепередачах




 

Первые места в исследованиях восприятия коммуникатора часто занимают исследования представителей новостных телепередач. В этом отношении научный и практический интерес представляют результаты исследования образа ведущих новостных телепрограмм в экспертнннных оценках, осуществленного работниками Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компанией (ВГТРК) А. В. Шариковым, С. Г Давыдовым, О. Г. Ивашиной [106].

Предметом этого исследования явился образ ведущих программ «Время» (Первый канал), вечерних выпусков программ «Вести«(Россия) и «Сегодня» (НТВ), работавших в эфире в период исследования. В 2000 г. объектом исследования явились ведущие вышеупомянутых новостных телепрограмм. В образе ведущих выделялись два уровня характеристик: внешние (имиджевые) и внутренние (личностно-образные). В экспертную группу вошли сотрудники ВГТРК, представители региональных телекомпаний из 11 городов, а также университетские преподаватели, всего 26 человек.

Одна из задач исследования заключалась в том, чтобы выявить представления экспертов о двух типах идеальных ведущих — идеального диктора и идеального ведущего авторского типа. Исследование показало, что идеальный диктор ассоциируется у экспертов с такими характеристиками, как дружелюбие, обаяние, спокойствие. А идеальный ведущий — по их мнению должен обладать такими чертами, как самостоятельность, независимость и решительность. При этом идеальный ведущий любого типа не должен производить впечатление человека раздражительного, напряженного и уступчивого, а должен выглядеть добросовестным и уверенным в себе.

Из всех восьми оцениваемых ведущих не оказалось ни одного, чей образ бы абсолютно совпал с образом идеального ведущего. По внутренним, личностно-образным характеристикам все ведущие оказались ближе к идеалу диктора, чем к идеалу ведущего авторского типа. Последнее закономерно, поскольку все оцениваемые ведущие не были авторами, а лишь трансляторами новостных информационных программ. Это исследование показало связь между наиболее значимыми качествами коммуникатора и жанром телепередач, в частности являются ли они авторскими или режиссерскими, т. е. подготовленными другими людьми.

Наиболее явно связь жанра телепередач и необходимых качеств коммуникатора проявляется в информационных и развлекательных телепрограммах. Это, например, было обнаружено в исследовании М. Щербины в 1997 г В образах ведущих информационных программ большинство составили характеристики по фактору «компетентности— убежденности» (52%), а в образе ведущих развлекательных программ явно преобладали упоминания характеристик по фактору «уважения— привлекательности» (68%). Об этом же говорят и данные, полученные в других психосемантических исследованиях [50; 67].

Заслуживает внимания и такая проблема, как изучение особенностей восприятия популярных и непопулярных телекоммуникаторов. При использовании различных методик, таких как «тест свободных ответов» и семантический дифференциал [51; 106], было обнаружено, что при выявлении самого популярного и самого непопулярного коммуникатора большинство реципиентов выбирает наиболее ярких телекоммуникаторов. При этом в число самых популярных и самых непопулярных телекоммуникаторов у разных аудиторий нередко попадают одни и те же коммуникаторы.

Интересно отметить, что некоторые телеведущие получили сходные результаты в исследованиях разных авторов с применением разных методик и в разные годы. Так, например, в 1990 г. известному телеведущему В. Познеру было отдано 8 выборов как «самый лучший» и 2 выбора как «самый худший» [51] и через 7 лет в другом исследовании он же получил сходные результаты: 7 выборов как «самый лучший» и 1 выбор как «самый худший». При этом в исследовании Щербины в образе Познера 43% составили характеристики по шкале компетентности, 31% — по шкале уважения к аудитории и только 16% — по шкале привлекательности. Наиболее высоко его оценили телезрители более старшего возраста и наиболее низко — самые молодые телезрители. В этом же исследовании самое большое число положительных выборов (11) и одновременно отрицательных выборов (17) получил Якубович. В его образе 46% составили положительные характеристики по шкале привлекательности и 17% отрицательных характеристик по шкале уважения к аудитории. Большинство положительных выборов Якубовича принадлежит молодежной аудитории, а большинство отрицательных — более возрастной аудитории, представители которой отмечали его нетактичное с их точки зрения поведение в отношении гостей, приглашенных в студию.

В психосемантическом исследовании популярных и непопулярных телекоммуникаторов были выделены 4 фактора [50]:

1) «выразительность, артистизм, талант»;

2) «доброта, тактичность, культура общения»;

3) «эмоциональность, темперамент, активность»;

4) «оптимизм, раскрепощенность, сила воли»;

Наиболее значимые различия (высокие опенки у популярных теле-коммуникаторов и низкие у непопулярных) обнаружились по первым двум факторам: «выразительность, артистизм, талант» и «доброта, тактичность, культура общения». По двум последним факторам различия незначительны. Можно согласиться с авторами, что содержащиеся в двух последних факторах характеристики не являются определяющими для успеха у телеаудитории.

По существу результаты, полученные в психосемантическом исследовании, не расходятся с вышеуказанными результатам в социально – психологических исследованиях восприятия образа телекоммуникатора, которые базировались на социально-психологической модели коммуникатора с использованием других методов опроса аудитории. Первые два наиболее существенных фактора, выявленные в психосемантическом исследовании «выразительность, артистизм, талант» и «доброта, тактичность, культура общения», в целом соответствуют таким составляющим социально-психологической модели коммуникатора, как его «компетентность — искренность» и «уважение — привлекательность». Сам факт получения схожих результатов при использовании разных подходов и методов в исследованиях одних и тех же объектов в близких дисциплинах, вероятно, может свидетельствовать о надежности полученных в них результатов.

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.