Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие коммуникатора разными социальными группами




Эмпирические исследования восприятия коммуникатора в СМИ

Для выявления особенностей восприятия коммуникатора в различных видах массовой коммуникации систематически проводились ис-следования на кафедре социальной психологии МГУ. В серии эмпирических исследований использовался общий блок методик, который включал шкалы полярных профилей и тест «свободных ответов». Последний явился модификацией так называемого «теста 20 высказываний» («20 statements test»), разработанного американскими исследова-телями М. Куном и Т. Макпартлендом для выявления представлений человека о самом себе [34]. Суть этого теста заключалась в том, что опрашиваемых просили быстро дать письменно 20 различных ответов на вопрос: «Кто я такой?» (What ат I?).

Модификация данной методики была применена для выявления представлений человека не о самом себе, а о другом индивиде. Опрашиваемых просили быстро дать от не менее 10 различных ответов на один вопрос «Имя, фамилия коммуникатора — кто он, какой он?» и записывать ответы в том порядке, как они приходят в голову, не задумываясь об их логичности и важности. Время на ответы было ограничено 8 минутами, так как предварительная апробация показала, что испытуемые за это время в основном исчерпывают весь свой запас ответов. Ответы обрабатывались при помощи контент-анализа, в котором были выделены основные категории и подкатегории. Кроме того, они также анализировались по двум факторам социально-психологической модели коммуникатора: компетентности — убежденности и уважения — привлекательности, а также по общему отношению реципиентов к коммуникатору: положительному, отрицательному, нейтральному (см. приложение 6).

 

В других исследованиях попользовались также и другие дополнительные методики с использованием различных количественных и качественных методов.

 


 

Одно из первых исследований в данной серии было осуществлено в 1976 г. Л. Олейником на основе 3 телезрителей и восприятия ими двух дикторов советского телевидения. Исследование проводилось па однородной ограниченной выборке (64 студента обоего пола с различных факультетов МГУ). Результаты опроса по тесту свободных ответов показали явное преобладание упоминаний индивидуальных харак-теристик коммуникатора по сравнению с его социально-демографиче-скими (ролевыми) характеристиками в 3 — 4 раза и даже больше. Эта тенденция сохранилась и во всех последующих социально-психологических исследованиях коммуникатора СМИ.

Реципиенты особенно большое внимание уделяют внутренним, личностным характеристикам коммуникатора (40% ответов и более). На втором месте идут упоминания внешности и далее с большим отрывом упоминания коммуникативных характеристик. Исследование так-же показало, что телезрители высоко оценивали дикторов по обоим факторам социально-психологической модели коммуникатора, кото-рые, как уже указывалось, особенно важны для эффективности комму-никативного воздействия. Однако при этом у каждого диктора был обнаружен свой индивидуальный профиль, который отражал присущее ему количественное и качественное своеобразие сочетания этих факторов. У диктора-мужчины несколько преобладали характеристики по фактору «компетентности — убежденности», а у диктора-женщины - по фактору «уважения — привлекательности».

Весьма показательными в серии исследований по данной тематике явились результаты комплексного проекта «Психологические факторы эффективности телевидения», осуществленного на факультете пси-хологии МГУ в 1985 г. по заказу ГОСТЕЛЕРАДИО исследовательской группой в составе Л. В. Матвеевой, О. Т. Мельниковой, Н. Н. Богомоловой, Е. Е. Прониной. Конкретные задачи этого исследования заключались в том, чтобы выявить отношение различных групп молодежной аудитории к информационным телепрограммам и, в частности, к телекоммуникаторам этих программ, а также наиболее значимые для данной аудитории характеристики телекоммуникаторов. Исследование проводилось на аудитории, в которой были представлены: студенты, рабочие, учащиеся старших классов, учащиеся ПТУ, учащиеся медицинского училища. Общий размер выборки составил около 100 человек. Объектом восприятия выступали дикторы программы «Время» (мужчина и женщина).

В этом исследовании при обработке результатов «теста свободных ответов» на вопрос «Коммуникатор (фамилия) — кто он?» подсчитывались средние значения, процентные соотношения, а также применялся корреляционный анализ. В последнем использовались следующие переменные:

1) общее число ответов испытуемых;

2) ролевые характеристики;

3) внешние характеристики;

3) коммуникативные характеристики;

4) личностные характеристики;

5) фактор «компетентности — убежденности»,

6) фактор «уважения — привлекательности»

7) положительное отношение к коммуникатору;

8) нейтральное отношение к коммуникатору;

9) отрицательное отношение к коммуникатору.

Данные опроса показали большое разнообразие в количестве и содержании полученных ответов. Количество ответов у испытуемых варьировало от 4 до 23. Среднее количество ответов на одного испытуемого составляло около 14 (среднее значение 13,81 при стандартном отклонении 5,16), что может рассматриваться как показатель достаточно высокой активности испытуемых.

Контент-анализ ответов телезрителей по категории «отношение к коммуникатору» показал, что у испытуемых преобладали ответы с нейтральным отношением к коммуникатору (54% всех ответов, среднее значение 7,41 при стандартном отклонении 4,00); затем идут ответы с положительным отношением (40,8%, среднее значение 5,65 при стан-дартном отклонении 3,45). Весьма незначительную часть составили ответы с отрицательным отношением к коммуникатору (всего 5,2%, среднее значение 0,74 при стандартном отклонении 1,92).

Данные по всей выборке свидетельствуют о том, что процент индивидуальных характеристик коммуникатора в ответах телезрителей более чем в 3 раза превосходит процент ролевых характеристик (76% к 24%). Выявленная тенденция соотношения вышеуказанных категорий согласуется с данными, полученными в предшествующих и последу-ющих исследованиях на кафедре социальной психологии МГУ. Это еще раз эмпирически подтверждает, что телезрители воспринимают ком-муникатора, выступающего по телевидению, как общающуюся с ним личность, а не просто как источник информации.


 


В ролевых характеристиках абсолютное большинство телезрителей отмечают такие очевидные характеристики, как пол коммуникатора и его профессию. Вместе с тем телезрители отмечают и другие их ролевые характеристики, например те, которые относятся к семейному положению (например, имеет детей, жена хозяйка, хороший семьянин и др.).

В индивидуальных характеристиках на первое место по всей выборке выходит категория «личностные характеристики» (39%, среднее значение 5,21 при стандартном отклонении 3,78). Личностные характеристики (женщин и мужчин) весьма разнообразны. Они относятся к интеллектуальным, деловым, моральным и другим качествам, например, эрудированный(ая), добросовестный(ая), добрый(ая), компетентный(ая), во многих вопросах, интересный собеседник, любит детей (эта характеристика встречалась почти у всех) и т.п. Не-редко телезрители отмечали и поведенческие характеристики дикторов в повседневной жизни, например: не курит, увлекается детективами, танцует только медленные танцы, душится духами (Мисс Диор), живет на широкую ногу, любит свою работу и т.п. Абсолютное большинство личностных характеристик положительны. Вместе с тем встре-чаются и такие характеристики, как «сухарь», «человек-машина», которые не вникают в то, что читать, «слишком строгий(ая)», «скучный человек» и т.д.

На втором месте были характеристики внешние (30%, среднее значение 4,34 при стандартном отклонении 3,07). Большое внимание молодежной аудитории к внешности является закономерным по возрастным причинам. По категории внешность больше всего получено ответов, касающихся ношения очков (в очках, без очков), затем идет цвет волос и характер одежды (блондинка, белая кофта, черная брошка, в галстуке и др.), имеется много оценочных ответов (красивая, одета со вкусом, приятная внешность и т.п.).

На третьем месте с большим отставанием идут коммуникативные характеристики (7%, среднее значение, 1,06 при стандартном отклонении 1,20). В этом случае телезрители, больше всего обращают внимание на голос (приятный, хороший, резкий, строгий, грубоватый и т.д.), на дикцию и на умение читать текст (четко, внятно, мало заглядывает в текст и пр.).

Результаты контент-анализа по факторам «компетентности — убежденности» и «уважения — привлекательности» по всей выборке говорят о том, что в целом удельный вес этих факторов достаточно высок и близок друг другу. Однако при этом у каждого диктора обнаружилось присущее ему количественное и качественное своеобразие сочетаний этих факто-ров, т.е. свой индивидуальный профиль по этим показателям.

Если обратиться к данным корреляционного и факторного анализа, то заслуживают внимания следующие результаты. Нейтральные характеристики коммуникатора в ответах реципиентов положительно коррелируют с характеристиками внешности (уровень значимости 0,77), а положительные оценки — с личностными характеристиками коммуникатора вообще (уровень значимости 0,69) и по фактору «компетентности — убежденности» в особенности (уровень значимости 0,72). Следовательно, хотя молодежная аудитория и уделяет большое внимание характеристикам внешности коммуникатора, но восприятие внешности не носит у нее в данном случае оценочного характера, внешность коммуникатора, в частности его одежда, в основном просто фиксируется как таковая. В то же время восприятие личностных характеристик коммуникатора имеет ярко выраженный оценочный характер, причем явно превалируют положительные характеристики. На основе вышеуказанных результатов можно сделать вывод о том, что для аудитории большее значение имеют именно личностные характеристики коммуникатора и что телезрители воспринимают телекоммуникатора как общающуюся с ними личность, а не просто как источник информации.

Примененная в исследованиях методика «теста свободных ответов» проста, экономична и положительно воспринимается респондентами. Число ответов в зависимости от ситуации исследования может быть сокращено, например, до 10 или 7 ответов. Эта методика может быть использована практически в любых условиях и в сочетании с другими методиками дать интересные результаты о различных социально-психологических аспектах массовой коммуникации.

Обнаруженные в этом исследовании тенденции восприятия телекоммуникаторов в целом совпадают с большинством результатов в предыдущих и последующих исследованиях по данной проблеме. Анализ различных аспектов стиля взаимодействия телеведущего прямого эфира со зрителем, а также подробное описание использованных психосемантических методик представлены и в других исследованиях [50, с 163 — 185].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.