КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В улыбке прятать нож
Когда ваши про тивники борю тся друг с другом, не время вмешива ться, а время выжидать и разглядыва ть си туацию, ч тобы своевременно ею воспользова ться. Наблюдать за пожаром с противоположного берега Нич то так эффективно не помогае т при тупи т ь бди тельнос т ь и замаскирова ть приго товление неожиданного, как совершение обычных, вполне ожидаемых про тивником дейс твий.
Суть стратагемы состоит в том, чтобы не вмешиваться в междоусобицу противников, дистанцируясь от их борьбы, подождать, когда они взаимно ослабят друг друга, после чего выступить и воспользоваться ситуацией.
Государства Хань и Вэй воевали друг с другом. Правитель царства Цинь хотел вмешаться в их усобицу и спросил совета у своего военачальника Чэнь Чжэня. Тот ответил государю: "Знаете ли вы историю о том, как Бянъ Чжаунцзы охотился на тигра? Однажды он увидел двух тигров, которые пожирали буйвола. Он уже вынул из-за пояса свой меч, чтобы напасть на тигров, но его спутник схватил его за руку и сказал: "Эти два тигра еще только приступили к трапезе. Подожди, пока алчность сполна разгорится в них. Они начнут драться между собой, большой тигр загрызет маленького, но и сам ослабеет в бою. Тогда ты сможешь без особого труда добыть сразу двух тигров". Так и получилось. Царства Ханьи Вэй воюют друг с другом уже целый год. Сильное царство Вэй непременно одолеет маленькое Хань, но и само потерпит урон в этой войне. Вот тогда можно будет воспользоваться благоприятным случаем и захватить сразу оба государства".
Смысл стратагемы: добиваться доверия противника и внушать ему спокойствие для того, чтобы неожиданно нанести ему хорошо подготовленный и точный удар. Это мягкое снаружи и жесткое внутри.
Сунь Цзы говорит: "Если противник держится робко, но ведет приготовления, значит, последует нападение. Если он предлагает заключить мир без предварительной договоренности, значит, он определенно задумал подвох".
Г oy Цзянъ, прави тель царс тва Юэ, был наголову разби т Фу Чжаем - прави телем соседнего царс тва. Поначалу Г oy Цзянь задумал было бежа т ь с ос т а т к а ми войска, но его сове тник убедил его сда т ься Фу Чжаю и, разыгрывая полную покорнос ть, жда ть удобного момен т а, ч тобы о томс т и т ь за поражение.
Фу Чжай, опьяненный победой, согласился приня ть у себя Гоу Цзяня вмес т е с его родичами и назначил поверженного царя смо т ри т е лем своей конюшни. Гоу Цзянь сам подводил Фу Чжаю коня и каждый раз благодарил его за оказанные ему милос ти.
Со временем Фу Чжай решил, ч то т о т и вправду с т ал его верным слугой. Он разрешил Гоу Цзяню верну ться на родину, где Гоу Цзянь спал на соломе и хворос т е, ч тобы не забы т ь о своих планах о т м щения. С э той же целью он ежедневно съедал за обедом кусок желчного пузыря. Одновременно он т айно го т овил поход про тив Фу Чжая и однажды внезапно в торгся в его земли и наголову разгромил его войско.
Как видим, эта стратагема - стратагема отъявленного коварства. Ее сила и слабость - именно в этом. Сила - потому что степень коварства предельна. Слабость - потому что не до конца поверженному врагу прибавляет ощущение моральности его дела, а также уменьшает возможности мирного завершения конфликта.
Князь У из княжес тва Чжэн намеревался захва ти т ь княжес тво Ху, но в военном о тношении его возможнос ти были ограничены, поэ тому он не решился предприня ть прямое нападение. Он решил воспользова т ься э той с тра т а г емой и предложил князю Ху в жены свою прекрасную дочь. То т согласился и, т аким образом, породнился с князем У. Кроме т о го, ч тобы князь Ху оконча тельно по терял бди тельнос т ь, он собрал своих минис тров и сказал:
- Я подумываю захва ти т ь какое - нибудь государс т во. с т раны легче всего увенчае т ся успехом? К то скаже т мне: захва т какой
Минис тр Гуань Цисы предположил, ч то успешнее всего было бы напас т ь на Ху. В при творном гневе князь У вскричал:
- Как ?! Вы предлагае т е воева т ь про тив княжес тва Ху, ко торое связано с нами родс твенными узами ?! И он приказал обезглави т ь минис тра. Об э том узнал князь Ху. Последние его сомнения в искреннос ти дружбы с Чжэн испарились, и о тныне он о тложил попечение о границах с государс т вом Чжэн. Неожиданно князь У коварно напал на Ху и унич тожил его. Долгое время после э того Чжэн ос т авалось весьма могущес т венным княжес твом - т олько через т ри века оно было унич тожено Хань.
Мы сказали, что эта стратагема предельно коварна. Но есть ли предел коварству?
Прави тель Вэй подарил царю Чу юную красавицу. Она т ак понравилась царю, ч то царица была не на шу тку вс тревожена и решила избави т ься о т соперницы. Царица сама с т ала ухажива ть за фавори ткой: помес тила ее в лучшую комна ту гарема, посылала ей дорогие одежды и осыпала ее всяческими милос т ями. Царь был доволен. " Моя супруга знае т, ч то мне нрави тся моя новая наложница, и хоче т мне угоди т ь, - говорил он. - Во т образец преданнос ти своему господину !*
Однажды царица сказала наложнице: * Государь находи т вас очарова т ельной, но ему не нрави тся ваш нос. Лучше каким - т о образом спря та т ь его *. - К следующему свиданию с царем наложница уку тала свой нос в шелковых пла тках. Царь удивился и спросил о причинах э той перемены у царицы.
- Не знаю, как и сказа т ь ... В общем, ей ... не нрави т ся запах, исходящий о т государя.
- Ну, т ак пус т ь ей о трежу т нос! - вскричал в гневе царь. Его приказание было т о т ч а с исполнено.
Обратим внимание на чистоту ходов царицы. Чистота ходов означает такое поведение, в котором твердое и пустое внятно различаются в картине мира действующего лица:
Если делать, то делать.
Если не делать, то не делать.
Если да, то да.
Если нет, то нет,
Царица решила избавиться от соперницы, и она не находится в процессе попыток избавления, попыток с негодными средствами, закатывая царю скандалы (пустое) и прочее, а избавляется. У нее нет задачи портить отношения с царем, а есть задача избавиться от соперницы. И она не путает эти задачи.
Но пустое и твердое являются таковыми только на определенном отрезке времени. Со временем твердое может стать пустым, а пустое затвердеть. Поэтому чистота ходов невозможна без учета и расчета времени. И мы видим, что необдуманный приказ царя, отданный им в гневе, тотчас был исполнен. Очевидно, быстрота реализации приказа тоже не обошлась без предусмотрительной заботы царицы, различающей обратимое и необратимое.
Эффективное управление рисуется чистыми красками, подобно импрессионистской картине: издали выглядит написанной сложными смешанными цветами, а вблизи видно, что это просто маленькие пятнышки чистых цветов.
И еще один вопрос, который следовало бы обсудить. Так что? Брать пример с этой царицы?!
Никколо Макиавелли говорил по аналогичному поводу примерно следующее "Если любишь цель, полюби и средства, к ней ведущие".
Это значит, что безнравственность средств порождается безнравственностью цели. Только безнравственность цели не столь очевидна, сколь очевидна безнравственность средств.
Макс Вебер уточняет: "3а разногласиями по поводу средств нередко скрываются разногласия по поводу целей".
Может возникнуть сомнение: часто люди объединяются именно вокруг цели, но тем не менее с пеной у рта спорят о средствах...
Разъясним возникшую невнятность следующим гипотетическим примером.
Супруги собрались дружно готовить обед, но обнаружили, что в доме нет соли. Муж отправился в супермаркет, который находится в этом же квартале. Он купил соль, а заодно набрал корзину других продуктов на сумму, многократно превышающую стоимость соли.
Жена, не заметившая исчезновения мужа, также решила отправиться за солью и также набрала помимо соли корзину других продуктов. Супруги не заметили друг друга в супермаркете и встретились лишь дома.
Разумеется, содержимое их корзин оказалось различным.
Обратим внимание на то, что оба отправились в магазин под лозунгом покупки соли. Внешне целью похода обоих была, действительно, покупка соли. Но по умолчанию каждый из них подразумевал, что если уж он пойдет за солью, то прикупит и еще кое-что. Вот это-то кое-что и есть та разница в целях, которая подталкивает к разнице в средствах. И оно как раз и может быть безнравственным, в отличие от цели-лозунга.
Люди нередко ставят внешне нравственные цели, а затем, вздыхая, обращаются к безнравственным средствам: что, мол, поделаешь, жизнь уж так устроена, что нравственными средствами ничего не добьешься... Как пошутил Бертольд Брехт:
"Мы б все, конечно, были бы добры, да обстоятельства, увы, не таковы!"
Обстоятельства, на самом деле, "вполне таковы", да только вздыхающий по поводу вынужденных недобрых средств человек ставит под видом целей нравственных - цели безнравственные. Он говорит о соли, а идет за корзиной всякого другого.
Это - один из самых коварных самообманов.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |