Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арбитражный процессуальный кодекс 12 страница




--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2007. N 7.

<2> Утратил силу. Ныне - положения п. 1 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.

 

- с основных и зависимых организаций, если на их счета в банках поступает выручка соответственно зависимых или основных организаций (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, п. п. 2, 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ);

- с организаций и индивидуальных предпринимателей, если взыскание обусловлено изменением юридической квалификации соответствующего правоотношения контролирующим органом (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, п. 4 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ);

- истек установленный федеральным законом срок для принятия контролирующим органом решения о взыскании во внесудебном порядке (п. п. 3, 9, 10 ст. 46 и другие положения НК РФ, ч. 5 ст. 19 и другие положения Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ);

- в других случаях <1>.

--------------------------------

<1> Взыскание обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также с индивидуальных предпринимателей вне связи с осуществляемой ими предпринимательской деятельностью (как с граждан) в любом случае производится в судебном порядке (п. 2 ст. 45, ст. 48 НК РФ, ч. 3 ст. 18, ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ), что для арбитражной судебной юрисдикции с учетом подведомственности дел арбитражному суду неактуально.

 

6. Пунктом 5 ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено рассмотрение арбитражным судом других (помимо прямо указанных в п. п. 1 - 4 ч. 1 данной статьи) дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и отнесенных к компетенции арбитражного суда федеральным законом.

Речь идет о возможности отнесения к подведомственности арбитражного суда такого рода дел в будущем путем как внесения дополнений в АПК РФ (например, в комментируемую статью), так и принятия отдельного (отраслевого), дополняющего АПК РФ федерального закона.

Например, в соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1> требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

<2> Между тем, учитывая, что в силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, и вне зависимости от того, кто обратился в суд с соответствующим заявлением (прокурор, уполномоченный государственный орган, организация или гражданин), и что требование заявлено в интересах неопределенного круга граждан и вне связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, представить ситуацию, при которой такого рода дело подведомственно арбитражному суду, практически трудно. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ 7 марта 2007 г. (Бюллетень ВС РФ. 2007. N 8), на вопрос, каким судам - общей юрисдикции или арбитражным - подведомственны заявления прокурора о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, о сносе строений, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, за совершение ими экологических правонарушений, дан следующий ответ: "Экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"... В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона... каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера... Требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80 того же Закона). Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Как следует из ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Поскольку дела по заявлениям прокуроров о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, о сносе строений, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, за совершение ими экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции" (вопрос 1).

 

Статья 30. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

 

Комментарий к статье 30

 

1. Установление фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, по АПК РФ 1995 г. также производилось арбитражным судом (ч. 3 ст. 22).

2. В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 31 октября 1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" <1> установление юридически значимых фактов арбитражным судом возможно при наличии в совокупности следующих условий:

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1997. N 1.

 

1) если согласно закону устанавливаемый факт порождает юридические последствия, т.е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности <1>;

--------------------------------

<1> Постановления Президиума ВС РФ от 30 ноября 2005 г. N 237пв05, 245пв05.

 

2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;

3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие устанавливаемый юридический факт;

4) если действующим законодательством РФ не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

Перечисленные условия в настоящее время предусмотрены ст. ст. 217 - 219 АПК РФ.

Отсутствие какого-либо из указанных условий исключает возможность установления юридического факта арбитражным судом в порядке особого производства (гл. 27 АПК РФ), а отсутствие условий, поименованных в п. п. 1, 3, 4, - возможность установления такого факта арбитражным судом вообще (в порядке как искового, так и публичного производства).

Президиум ВАС РФ в информационном письме от 17 февраля 2004 г. N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" <1> информировал арбитражные суды о том, что по делам такой категории заявитель должен доказать отсутствие возможности получить или восстановить удостоверяющие факт документы (п. 1).

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2004. N 4.

 

Статья 31. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов

 

Комментарий к статье 31

 

1. В комментируемой статье речь идет о рассмотрении арбитражным судом дел, предметом которых являются решения третейских судов, образованных и действующих на территории России, двоякого рода:

- об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (§ 1 гл. 30 АПК РФ);

- о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (§ 2 гл. 30 АПК РФ).

В любом случае такие дела подведомственны арбитражному суду при условии, что:

1) участниками третейского разбирательства являлись организации и (или) индивидуальные предприниматели;

2) спор, разрешенный третейским судом, возник в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей.

Указанные условия должны быть в совокупности. Отсутствие какого-либо из них свидетельствует о неподведомственности дела арбитражному суду.

2. Дела об оспаривании решений третейских судов - новая для арбитражных судов категория дел. Такие дела не относились к компетенции арбитражного суда ни АПК РФ 1995 г., ни Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. N 3115-1 <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1790. Данное Постановление утратило силу с 27 июля 2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (п. 2 ст. 47 данного Закона) (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019).

 

Возможность оспаривания решения третейского суда для участников третейского разбирательства предусмотрена Законом о третейских судах (гл. VII).

Под третейским судом понимается постоянно действующий на территории РФ третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора на территории РФ (п. 1 ст. 1, ст. 2 Закона о третейских судах).

Решение третейского суда может быть оспорено участвовавшей в третейском деле стороной путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в компетентный суд.

В связи с этим возникает вопрос о компетентном суде для оспаривания решения Международного коммерческого арбитражного суда, образуемого в соответствии с Законом о МКАС, в том числе Международного коммерческого арбитражного суда (далее - МКАС) и Морской арбитражной комиссии (далее - МАК) при Торгово-промышленной палате РФ (ст. 2 Закона о МКАС). Дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 6, п. п. 1, 2 ст. 34 названного Закона ходатайство об отмене арбитражного решения подлежит рассмотрению региональным судом общей юрисдикции - Верховным судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, городским судом, судом автономной области и судом автономного округа - по месту арбитража. В литературе справедливо отмечено, что с введением в действие АПК РФ 2002 г. оспаривание решения МКАС должно производиться в арбитражный суд, если спор, разрешенный таким третейским судом, возник между организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку положения п. 2 ст. 6, п. п. 1, 2 ст. 34 Закона о МКАС в части, устанавливающей, что компетентным государственным судом по данному вопросу является только суд общей юрисдикции, вступили в противоречие с АПК РФ (ч. ч. 1, 2 ст. 27, см. также комментируемую статью), а потому не подлежат применению с введением в действие § 1 "Подведомственность" гл. 4 АПК РФ (ст. 3 Вводного закона к АПК РФ) <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Арбитражный процесс" (отв. ред. В.В. Ярков) включен в информационный банк согласно публикации - Инфотропик Медиа, 2010 (4-е издание, переработанное и дополненное).

 

<1> См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Ф. Яковлева, М.К. Юкова. М., 2003. С. 108 (автор комментария к главе - Т.К. Андреева); Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М., 2003. С. 100, 101 (автор главы - В.В. Ярков).

 

В пользу этого свидетельствует и практика Верховного Суда РФ <1>.

--------------------------------

<1> Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 22 октября 2002 г. N 5-Г02-138.

 

3. Дела о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейских судов новыми для арбитражных судов не являются. Такие дела и ранее относились к компетенции арбитражного суда Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров (ч. 1 ст. 25), Вводным законом к АПК РФ (ст. 7).

По общему правилу решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении. Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению. Однако если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению (ст. 44, п. 1 ст. 45 Закона о третейских судах).

Принудительное исполнение решения третейского суда подлежит санкционированию компетентным судом путем выдачи им исполнительного листа <1>.

--------------------------------

<1> Это прямо следовало из нормы подп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591), в соответствии с которым с учетом положения п. 3 ст. 6 данного Закона исполнительными документами являются, в частности, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании решений МКАС и иных третейских судов. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849) говорит об исполнительных листах, выдаваемых "судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов" (п. 1 ч. 1 ст. 12), что, однако, иное, чем следовало из Закона об исполнительном производстве 1997 г., и речь идет лишь о "сужении" понятия "судебные акты" в контексте данного Закона.

 

Возможность выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда для участников третейского разбирательства прямо предусмотрена Законом о третейских судах (п. п. 1, 2 ст. 45).

Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основании выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Заявление о выдаче исполнительного листа подается в компетентный суд стороной, в пользу которой было вынесено решение.

В соответствии со ст. 2 Закона о третейских судах под компетентным судом понимается национальный (государственный) суд:

1) соответствующей юрисдикции:

- арбитражный суд субъекта РФ - по спорам, подведомственным арбитражным судам;

- районный суд - по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции;

2) соответствующей подсудности, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством РФ.

Таким образом, с учетом положений ч. ч. 1, 2 ст. 27, комментируемой статьи АПК РФ вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору, возникшему между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Этот вопрос подлежит рассмотрению арбитражным судом и в том случае, когда речь идет о принудительном исполнении решения Международного коммерческого арбитражного суда, образуемого в соответствии с Законом о МКАС, в том числе МКАС и МАК при ТПП РФ, несмотря на то, что в ст. 2, п. 1 ст. 35 этого Закона компетентным судом по вопросу выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение МКАС до сих пор указан суд общей юрисдикции (см. п. 2 комментария к настоящей статье).

 

Статья 32. Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

 

Комментарий к статье 32

 

1. В комментируемой статье речь идет о рассмотрении арбитражным судом дел об экзекватуре судебных решений, вынесенных за рубежом, двух видов:

1) решений государственных судов других государств;

2) решений негосударственных (третейских) судов (арбитражей), принятых на территории других государств.

В любом случае такие дела подведомственны арбитражному суду при условии, что:

1) спор, разрешенный иностранным судом или арбитражем, возник в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей;

2) возможность экзекватуры иностранного судебного решения предусмотрена международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ч. 1 ст. 241 АПК РФ).

2. Ранее такие дела арбитражному суду были неподведомственны ввиду отсутствия федерального закона, который бы относил их рассмотрение к компетенции арбитражного суда. АПК РФ 1995 г. такие дела к ведению арбитражного суда не относил.

В то же время до введения в действие АПК РФ 2002 г. на территории России сохранял в полном объеме юридическую силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. N 9131-XI "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей" <1>. В силу ст. 2 данного Указа вопрос о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда рассматривался по ходатайству взыскателя региональным судом общей юрисдикции - Верховным судом автономной республики, краевым, областным, городским судом, судом автономной области и судом автономного округа. С введением в действие АПК РФ 2002 г. этот Указ подлежит применению в части, не противоречащей данному Кодексу (ст. 3 Вводного закона к АПК РФ).

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1988. N 26. Ст. 427.

 

С введением в действие ГПК РФ 2002 г. и АПК РФ 2002 г. вопросы о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений компетентны рассматривать как суды общей юрисдикции (гл. 45 "Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)" ГПК РФ), так и арбитражные суды (гл. 31 "Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений" АПК РФ). Разграничение компетенции между общими и арбитражными судами производится по характеру спора, разрешенного иностранным судом (носит ли он экономический характер или нет), и статусу участника такого спора (организация и (или) индивидуальный предприниматель или нет) <1>.

--------------------------------

<1> Примечательно, что ГПК РФ содержит норму следующего содержания: "Под решениями иностранных судов понимаются решения по гражданским делам, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, приговоры по делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением" (ч. 2 ст. 409). См.: Определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 29 ноября 2002 г. N 56-Г02-32; от 4 апреля 2003 г. N 5-Г02-22, N 5-Г03-22.

 

3. К числу международных договоров Российской Федерации, предусматривающих признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных решений, относятся:

- Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.). В соответствии с п. п. 1, 2 ст. I, ст. III данной Конвенции она применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства, иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица. Она применяется также к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение. Каждое Договаривающееся Государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений. Термином "арбитражные решения" охватываются не только арбитражные решения, вынесенные арбитрами, назначенными по каждому отдельному делу, но и арбитражные решения, вынесенные постоянными арбитражными органами;

- Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.). В соответствии со ст. ст. 1, 2, 7, 8 данного Соглашения оно регулирует вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений с государственными и иными органами, а также вопросы исполнения решений по ним. Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), и их объединения. Государства - участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Решения, вынесенные компетентными судами одного государства - участника СНГ, подлежат исполнению на территории других государств - участников СНГ. Решения, вынесенные компетентным судом одного государства - участника СНГ в части обращения взыскания на имущество ответчика, подлежат исполнению на территории другого государства - участника СНГ органами, назначенными судом либо определенными законодательством этого государства. Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной стороны;

- другие международные договоры (соглашения).

4. Следует иметь в виду, что Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь (Москва, 17 января 2001 г.) <1> предусмотрено, что судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения. Под компетентными судами понимаются арбитражные суды РФ и хозяйственные суды РБ. Исполнительные документы, подписанные судьей и скрепленные гербовой печатью компетентного суда, представляются на русском языке и не требуют легализации. Исполнительный документ на взыскание денежных средств направляется взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую должника, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Банк или иная кредитная организация на основании исполнительного документа производят списание присужденной суммы со счета должника в таком же порядке, что и при получении указанных документов от организации, находящейся с таким банком или кредитной организацией на территории одного государства. Если взыскатель такими сведениями не располагает или на счете должника недостаточно средств для погашения всей присужденной суммы долга, а также в иных случаях исполнительный документ направляется взыскателем (или по его указанию банком либо иной кредитной организацией) судебному приставу-исполнителю (судебному исполнителю) для исполнения в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой необходимо произвести исполнение (ст. ст. 1 - 3) <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 550.

<2> По вопросам применения данного Соглашения см. информационное письмо Минюста России от 28 января 2004 г. N 06/899-ЮЧ, ВАС РФ от 1 июня 2004 г. N С1-7/МО-627, ЦБ РФ от 4 июня 2004 г. N 01-31/2020 // Вестник Банка России. 2004. N 47.

 

Указанное Соглашение по сути исключает компетенцию российского арбитражного суда на рассмотрение вопроса о признании и приведении в исполнение решений хозяйственных судов Республики Беларусь <1>.

--------------------------------

<1> Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17 марта 2003 г. N 20-Г03-3.

 

Статья 33. Специальная подведомственность дел арбитражным судам

 

Комментарий к статье 33

 

1. В комментируемой статье приводится перечень дел исключительной подведомственности арбитражного суда. АПК РФ называет их делами специальной подведомственности.

Необходимость прямого указания категорий таких дел в федеральном законе (в частности, в комментируемой статье) связана с тем, что общие критерии определения подведомственности дел арбитражному суду - характер спорного правоотношения и субъектный состав участников спора (ч. ч. 1, 2 ст. 27 АПК РФ) - неприменимы. Однако по своей сути такие дела связаны с экономической деятельностью основного участника спора, права и обязанности которого непосредственно затрагиваются судебным актом по делу. Часть 2 комментируемой статьи прямо оговаривает, что дела, указанные в ч. 1 данной статьи, подлежат рассмотрению в арбитражном суде независимо от субъектного состава участников заявленного спора - являются ли его участниками юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели либо в число таких участников входят граждане, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя.

Дела, предусмотренные комментируемой статьей, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (п. 5) // Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.

 

Под исключительной (специальной) подведомственностью арбитражного суда следует понимать полномочие арбитражного суда на рассмотрение и разрешение дел определенной категории, прямо отнесенных к ведению арбитражного суда федеральным законом, при недопустимости рассмотрения и разрешения таких дел иным судом, в том числе судом общей юрисдикции.

2. Дела о несостоятельности (банкротстве) подлежат рассмотрению исключительно в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 комментируемой статьи). Аналогичные нормы содержатся и в п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 33 Закона о банкротстве.

Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд (п. 3 ст. 33 Закона о банкротстве).

На подведомственность дел данной категории не влияет ни статус заявителя (предъявлено ли требование о признании должника несостоятельным (банкротом) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, не обладающим таким статусом, уполномоченным государственным органом или самим должником), ни статус должника (является он юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином, не обладающим таким статусом).

В соответствии с п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 65 ГК РФ, п. п. 2, 3 ст. 1 Закона о банкротстве вопрос о несостоятельности (банкротстве) может быть поставлен в арбитражном суде в отношении:

1) юридического лица:

- коммерческой организации - ООО, АО, производственного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия (за исключением казенного предприятия), банка или иной кредитной организации и др. <1>;

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (под ред. В.В. Витрянского) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2003

 

<1> См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М., 2004. С. 53, 54 (автор комментария - В.В. Витрянский).

 

- некоммерческой организации (за исключением учреждения, политической партии и религиозной организации) - потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда и др.;

2) гражданина:

- индивидуального предпринимателя;

- гражданина, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя <1>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.