Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий




Т


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25____________________________________________ Статья 248.

ный образец (см. п. 3 ст. 1001 ГК, ст. 36 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы*). Ввиду этого копирование промыш­ленного образца конкурента признается оконченным с момента его производ­ства.

Отличительный признак использования объектов промышленной собствен­ности в соответствии со статьей 248 — смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурентов, выступающее как следствие использования этих объектов. Так, например, в статье 13 Закона «О географических указаниях» предусмотрен специальный запрет на использо­вание сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. При незаконном использовании деловой репутации конкурента противоправно не само использование объектов промышленной собственности конкурента, а такое их использование, которое связано с указанным результатом — смешением продук­ции (товаров работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, наносящим вред установленному порядку осуществления добросо­вестной конкуренции.

4. Для ответственности за незаконное использование деловой репутации
конкурента не имеет значения, продукция какого качества (более высокого либо
худшего, чем у конкурента) была предложена на рынке с использованием товарно­
го знака (знака обслуживания) и других средств и способов индивидуализации
продукции или деятельности конкурента, указанных в статье 248. Так, например,
является преступлением введение в гражданский оборот малоизвестным потреби­
телю субъектом экономической деятельности продукта более высокого качества,
чем у конкурента, с использованием фирменного наименования предприятия, про­
дукция которого пользуется устойчивым спросом. Незаконным использованием
деловой репутации конкурента признаются также действия, связанные с выпуском
на рынок (см. п. 8 коммент. к ст. 245) продукции заведомо худшего качества, чем у
конкурента, но с использованием применяемой им маркировки товара. Если в
первом случае сбыт продукции виновного облегчается за счет эксплуатации
доброго имени и хорошей репутации конкурента, то во втором — благоприятные
условия для сбыта продукции виновного создаются посредством компрометации
конкурента в глазах потребителя.

5. Не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 248, действия
лица, копировавшего промышленный образец либо применившего товарный знак
(знак обслуживания), фирменное наименование, маркировку субъекта экономи­
ческой деятельности на товарах, которые не вводились им в гражданский оборот, а
предназначались для собственного использования.

6. С субъективной стороны данное преступление совершается умышленно.
Поскольку состав анализируемого преступления включает признак администра­
тивной преюдиции (см. коммент. к ст. 32), оно может быть совершено только с
прямым умыслом.


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 248


7. Субъект преступления, предусмотренного статьей 248,— специальный: инди­
видуальный предприниматель или должностное лицо (см. ч. 4 ст. 4) юридического
лица, которые ранее привлекались к административной ответственности за такие
же действия по статье 15519 КоАП (административная преюдиция).

8. Ответственность по статье 248 наступает за использование как охраняемого,
так и не охраняемого в республике объекта промышленной собственности, не сов­
местимое с правилами осуществления добросовестной конкуренции и влекущее
смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или
деятельностью конкурентов. Для ответственности по статье 248 не важно, был ли
использован виновным чужой объект промышленной собственности, охраняемый
в Республике Беларусь
(например, зарегистрированный другим лицом товарный
знак с получением соответствующего свидетельства) или же не охраняемый в
республике
(например, товарный знак, не прошедший регистрацию в патентном
органе, либо промышленный образец конкурента, скопированный после истечения
срока действия патента, предусмотренного ст. 1002 ГК, ст.1 Закона «О патентах на
изобретения, полезные модели, промышленные образцы»).

Главная особенность действий, предусмотренных статьей 248, состоит в том, что они осуществляются в ситуации, когда на рынке, в гражданском обороте уже находится продукция, изготовленная с использованием объекта промышленной собственности, а виновное лицо выходит на тот же рынок, вводит в гражданский оборот аналогичную продукцию с использованием того же объекта промышлен­ной собственности, который был правомерно использован объективно конкури­рующим с ним на рынке владельцем объекта промышленной собственности. Вво­дя в гражданский оборот аналогичную продукцию с применением чужого объек­та промышленной собственности, виновный совершает действия, влекущие сме­шение его продукции (товаров, работ, услуг) либо деятельности с продукцией или деятельностью конкурента.

Если при этом виновный использует чужой товарный знак (знак обслужива­ния), фирменное наименование, наименование места происхождения товара кон­курента, либо копирует промышленный образец конкурента, охраняемые в Рес­публике Беларусь, то наряду с незаконным использованием деловой репутации конкурента с его стороны имеет место и незаконное использование объектов про­мышленной собственности. Подобное незаконное использование объектов про­мышленной собственности является преступлением, влекущим уголовную ответ­ственность по части 2 статьи 201 при условии наличия административной прею-диции или получения дохода в крупном размере, а при наличии иных обстоятель­ств, указанных в уголовном законе,— по части 3 статьи 201. В рассматриваемой ситуации действия лица по незаконному использованию деловой репутации конку­рента, сопряженные одновременно с незаконным использованием объекта про­мышленной собственности, охраняемого в Республике Беларусь, образуют сово­купность преступлений и виновный подлежит ответственности одновременно и по статье 248, и по частям 2 и 3 статьи 201.


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 249


Статья 249. Дискредитация деловой репутации конкурента

Распространение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента,—

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

1. Распространением заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой
репутации конкурента (о понятии «конкурент» см. п. 9 коммент. к ст. 245 и п. 1
коммент. к ст. 247),
или, другими словами, дискредитацией деловой репутации
конкурента, является сообщение информации, не соответствующей действитель­
ности, потребителю и лицам, осуществляющим экономическую деятельность, с
использованием рекламных средств (на стендах, световых табло и др.), в сред­
ствах массовой информации (в печати, по радио, телевидению и др.) или иным
способом (в публицистических изданиях, с использованием факсимильного аппа­
рата и др.).

Распространение заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репу­тации конкурента, в силу статьи 142 Закона «О противодействии монополисти­ческой деятельности и развитии конкуренции» является недобросовестной кон­куренцией, среди форм которой, в частности, называются:

—распространение хозяйствующим субъектом непосредственно или через дру­
гих лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через
любые электронные средства массовой информации и иными способами лож­
ных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельнос­
ти, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможнос­
тях, товарах конкурента;

—распространение хозяйствующим субъектом непосредственно или через
других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат
информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его
учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подор­
вать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.

В статье 2 Закона от 18 февраля 1997 г. «О рекламе» под рекламой понима­ется распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или под­держивать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и спо­собствовать реализации последних.

2. Преступление признается оконченным с момента сообщения третьим лицам
любым способом сведений, не соответствующих действительности. При этом ко­
личество этих лиц не имеет уголовно-правового значения.

Для квалификации действий виновного в качестве оконченного преступле­ния также не имеет значения и то обстоятельство, привело ли распространение заведомо ложной информации к дискредитации деловой репутации конкурента,


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25


Статья 250


т.е. к подрыву доверия к нему, умалению его авторитета как субъекта экономи­ческой деятельности, или же в глазах общественного мнения деловая репутация конкурента осталась неизменной.

3.С субъективной стороны дискредитация деловой репутации конкурента ха­
рактеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Как правило, перечис­
ленные действия виновного продиктованы желанием получить преимущества в
конкурентной борьбе. Иные мотивы не имеют значения для квалификации. Одна­
ко в силу части 1 статьи 62 мотивы, которыми лицо руководствовалось при рас­
пространении заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации
конкурента, подлежат учету при назначении наказания.

4.Субъектом анализируемого преступления может быть индивидуальный
предприниматель или должностное лицо (см. ч. 4 ст. 4) юридического лица.

5.Распространение заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой ре­
путации субъекта экономической деятельности, не являющегося конкурентом для
виновного — индивидуального предпринимателя или юридического лица, если та­
кие действия совершены его должностным лицом, не может влечь ответственности
по статье 249.

6.Распространение заведомо ложных сведений, касающихся личностных качеств
самого конкурента, а не его деловой репутации, при наличии обстоятельств, приве­
денных в законе, влечет либо административную ответственность по статье 156 КоАП,
либо уголовную ответственность по статье 188.

7.Должностное лицо юридического лица, которое вопреки интересам службы
отдало указание о распространении указанной информации либо довело ее до сведе­
ния третьих лиц путем использования своих властных или служебных полномочий, в
силу части 1 примечаний к главе 35 подлежит ответственности только по статье 249.

8.В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 33 действия, предусмотренные
статьей 249, влекут уголовную ответственность лишь при наличии требования
лица, пострадавшего от преступления, или его законного представителя либо
представителя юридического лица о привлечении виновного к такой ответствен­
ности, выраженного в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом
(см. ч. 4 ст. 26 УПК). В силу части 2 статьи 33 УК и части 5 статьи 26 УПК проку­
рор вправе возбудить уголовное дело о таком преступлении и при отсутствии тре­
бования указанных лиц, если это преступление затрагивает существенные интере­
сы государства и общества или совершено в отношении лица, находящегося в слу­
жебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способ­
ного самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

Порядок возбуждения и производства по уголовному делу о преступлении, предусмотренном статьей 249, регламентирован главой 44 УПК.

Статья 250. Распространение ложной информации о товарах и услугах

1. Распространение заведомо ложной информации либо применение рекламы, вводящих в заблуждение потребителей относительно качества, количества, состава, способа изготовления и иных характеристик продукции (товаров, работ, услуг),—


РАЗДЕЛ VIII. Глава 25__________________________________________ Статья 250

наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Те же действия в отношении продукции (товаров, работ, услуг), могущей причи­нить вред здоровью потребителей,—

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свобо­ды на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью или без лишения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.