Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 119. Оставление в опасности 12 страница




Статья 170. Призывы к насильственному свержению
или изменению конституционного строя
либо насильственному нарушению единства
территории Республики Казахстан

1. Публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти, подрыву безопасности государства или насильственному изменению конституционного строя, а равно к насильственному нарушению целостности Республики Казахстан и единства ее территории, а также распространение с этой целью материалов такого содержания —
наказываются штрафом в размере от трехсот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до десяти месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Те же действия, совершенные с использованием средств массовой информации или организованной группой, а равно лицом, ранее судимым по настоящей статье, —
наказываются штрафом в размере от одной до пяти тысяч месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от десяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан посягают на основы конституционного строя и безопасность государства.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступает политическая система Республики Казахстан, нормальное функционирование конституционных органов власти, ее законно избранных представителей.
Объективную сторону преступления характеризуют следующие виды деяний:
1) публичные призывы к насильственному захвату власти;
2) публичные призывы к насильственному удержанию власти;
3) публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя;
4) публичные призывы к подрыву безопасности государства;
5) публичные призывы к насильственному нарушению целостности Республики Казахстан и единства ее территории;
6) распространение материалов, содержащих вышеуказанные призывы.
Призыв — это обращение, зовущее к непосредственному действию; это такая форма воздействия на сознание людей, при которой путем непосредственного обращения к ним формируются побуждения к определенному виду деятельности.
Важнейшим признаком уголовно-наказуемых призывов является их публичность. Это означает, что призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу лиц, так как преследуют цель организации массовых выступлений против законной власти. В этом и заключается различие, с одной стороны, между призывом и подстрекательством, предполагающим склонение конкретного человека к совершению определенного преступления, а с другой — между призывом и агитацией (пропагандой), не содержащей обращения, призывающего к непосредственному действию.
Содержание первых трех действий (насильственный захват власти, насильственное удержание власти и насильственное изменение конституционного строя), к совершению которых призывает виновный, совпадает с содержанием действий, описанных нами при анализе объективной стороны преступления, предусмотренного в ст. 168 УК РК (насильственный захват власти или насильственное удержание власти).
Публичные призывы к подрыву безопасности государства — это призывы к совершению других преступлений против основ конституционного строя и безопасности Республики Казахстан (например, публичные призывы к совершению государственной измены, посягательства на жизнь Президента РК, диверсии и т.д.).
Рассматривая публичные призывы к насильственному нарушению целостности Республики Казахстан и единства ее территории как следующую разновидность данного преступления, необходимо отметить, что суверенитет республики в соответствии с Конституцией Республики Казахстан распространяется на всю ее территорию, и государство обеспечивает целостность и неотчуждаемость своей территории. Территория республики не может быть изменена без ее согласия, поэтому любые попытки изменения территории Республики Казахстан в нарушение изложенных конституционных положений, а также призывы к таким действиям влекут уголовную ответственность.
Под распространением материалов, содержащих указанные выше призывы, следует понимать распространение среди широкого круга лиц информации любой формы (литературные произведения, листовки, видеофильмы и тому подобное) с целью возбуждения у них отрицательного настроения к существующему конституционному строю и решимости действовать против данного строя.
Другим важным признаком состава рассматриваемого преступления являются призывы именно к насильственному удержанию власти, к изменению конституционного строя или нарушению целостности Республики Казахстан и единства ее территории.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъектом данного преступления является любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Часть 2 статьи 170 УК предусматривает повышенную ответственность за указанные публичные призывы, «совершенные с использованием средств массовой информации, организованной группой, а равно лицом, ранее судимым по настоящей статье».
В соответствии с Законом РК «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями) под средством массовой информации понимается «периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая WEB-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернет и другие)».
Организованная группа — это устойчивая, состоящая из двух или более лиц, группа, участники которой заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений.
Ранее судимым по настоящей статье является лицо, имеющее непогашенную и неснятую судимость по ст. 170 УК РК.

Статья 171. Диверсия

Совершение с целью подрыва безопасности и обороноспособности Республики Казахстан взрыва, поджога или иных действий, направленных на массовое уничтожение людей, причинение вреда их здоровью, разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения, а равно совершение в тех же целях массовых отравлений или распространение эпидемий и эпизоотий, —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.

Диверсия представляет серьезную угрозу экономической безопасности и обороноспособности РК, может привести к существенному экономическому ослаблению и политической дестабилизации государства и общества. Диверсия — направлена на подрыв безопасности и обороноспособности Республики Казахстан, что и обусловливает высокую степень общественной опасности данного посягательства.
Непосредственным объектом диверсии являются экономическая безопасность и обороноспособность Республики Казахстан.
Под экономической безопасностью понимается «состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешний условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость».
На основании Закона РК «Об обороне и Вооруженных Силах РК» от 7 января 2005 г. под обороной Республики Казахстан понимается «система государственных мер политического, военного, экономического, экологического, социально-правового и иного характера по обеспечению военной безопасности, вооруженной защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Республики Казахстан».
Предметом диверсии могут выступать предприятия, сооружения, пути и средства сообщения, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения (вне зависимости от формы собственности). Таковы линии электропередачи и связи; нефте- и газопроводы; шахты; мосты; плотины; системы тепло и водоснабжения; склады вооружения, горючего и продовольствия и т.п.
Объективная сторона диверсии характеризуется совершением действий, выраженных в одной из предусмотренных диспозицией форм:
1) взрыв, поджог или иное действие, направленное на массовое уничтожение людей, причинение вреда их здоровью;
2) действие, направленное на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения;
3) совершение массовых отравлений;
4) распространение эпидемий;
5) распространение эпизоотий.
Первая форма диверсии (взрыв, поджог или иное действие, направленное на массовое уничтожение людей, причинение вреда их здоровью) заключается в выведении из строя (умерщвлении, причинении вреда здоровью той или иной тяжести) значительного количества работников предприятий, учреждений и организаций с целью подрыва безопасности и обороноспособности Республики Казахстан.
В соответствии с медицинскими признаками (критериями) вреда здоровью, предусмотренными уголовным законодательством РК, а также методическими указаниями, эксперт при проведении судебно-медицинской экспертизы устанавливает тяжесть нанесенного вреда здоровью.
Под вредом здоровью понимают нарушение анатомической целостности органов (тканей) или их физиологических функций (телесные повреждения), либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, химических, биологических, психических.
В зависимости от степени тяжести вреда, причиненного здоровью, уголовный закон устанавливает ответственность за причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, которые определяются Приказом Министра здравоохранения РК от 20 декабря 2004 г. «Об утверждении Правил организации и производства судебно-медицинской экспертизы».
Диверсия во второй форме характеризуется совершением действий, которые направлены на разрушение или повреждение перечисленных в законе народно-хозяйственных объектов.
Под предприятием понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности – например, заводы, комбинаты.
Сооружение – построенные объекты, имеющие различное хозяйственное назначение (постройки, мосты, каналы и т.п.).
Под путями сообщения следует понимать линии, на которых расположены объекты железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, предназначенные для транспортировки, приема и выдачи грузов, обслуживания пассажиров.
Средства сообщения – транспортные средства всех видов.
Средства связи – составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации (см. Закон РК «О связи» от 5 июля 2004 г.).
Объекты жизнеобеспечения населения – это любые предприятия, учреждения, сооружения, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность населения (водоочистные сооружения, линии электропередачи, склады продовольствия и т.п.).
Под разрушением следует понимать приведение объектов в полную негодность, что означает невозможность или экономическую целесообразность их восстановления.
Под повреждением понимается причинение такого вреда объектам диверсионной деятельности, который значительно снижает их народно-хозяйственную значимость, но может быть устранен путем ремонта и восстановления.
Способами первых двух форм диверсии являются не только взрывы и поджоги, прямо выделенные законодателем, но и иные действия, направленные на массовое уничтожение людей, причинение вреда их здоровью, или на разрушение или повреждение объектов, перечисленных в диспозиции ст. 171 УК. К иным действиям относятся, например, устройство аварий и катастроф, обвалов и затоплений и так далее.
Состав диверсии в данных формах — считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий. Наступившие последствия не влияют на квалификацию содеянного, а учитываются при установлении степени вины и назначении наказания.
Третья форма диверсии заключается в совершении массовых отравлений, то есть выведение из строя людей путем отравления ядовитыми веществами пищи, воды, медикаментов и тому подобным.
Отравление — это болезненное состояние, вызванное попаданием в организм человека ядовитых веществ. Опасность отравления состоит в том, что от него может наступить смерть.
По данной форме диверсия считается оконченным с момента массового отравления людей.
Четвертая форма диверсии заключается в распространении эпидемий. В соответствии с Законом РК «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 4 декабря 2002 г. под эпидемией понимается «массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превышающее обычно регистрируемый уровень заболеваемости».
Диверсия в этой форме считается оконченной с момента массового заболевания людей инфекционной болезнью.
Пятая форма диверсии выражается в распространении эпизоотий. На основании Закона РК «О ветеринарии» от 10 июля 2002 г. под эпизоотией понимается «массовое распространение особо опасных и других инфекционных болезней животных на территории соответствующей административно-территориальной единицы».
Субъективная сторона диверсии характеризуется прямым умыслом. Мотивы диверсии могут быть разными, которые не влияют на квалификацию содеянного.
Субъектом диверсии является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
По объективной стороне диверсия сходна с некоторыми общеуголовными преступлениями, например такими как, убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих людей (п. «е» ч. 2 ст. 96 УК), умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 187 УК), умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 299 УК). Их отличие от диверсии состоит в том, что они наносят ущерб другим сферам общественных отношений. Кроме того, при их совершении у виновного отсутствует указанная в ст. 171 УК РК специальная цель — подрыв экономической безопасности и обороноспособности РК.
От терроризма (ст. 233 УК) диверсия отличается главным образом по целям преступления: террорист преследует цель нарушить общественную безопасность, устрашить население; диверсант направляет свои усилия на уничтожение людей, причинение вреда их здоровью, разрушение важных сооружений в целях подрыва безопасности и обороноспособности страны.

Статья 172. Незаконное получение, разглашение
государственных секретов

1. Собирание сведений, составляющих государственные секреты, путем похищения документов, подкупа или угроз в отношении лиц, владеющих государственными секретами, или их близких, перехвата в средствах связи, незаконного проникновения в компьютерную систему или сеть, использования специальных технических средств, а равно иным незаконным способом при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа -
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.
2. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому эта тайна была доверена или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены -
наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Разглашение сведений, составляющих служебную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены, если это повлекло наступление тяжких последствий, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли наступление тяжких последствий -
наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что незаконно собранные или разглашенные сведения, составляющие государственные секреты, могут стать достоянием иностранных спецслужб и причинить ущерб национальной безопасности Республики Казахстан.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие сохранность государственных секретов.
Предметом преступления являются сведения, составляющие государственные секреты.
Порядок обращения с государственными секретами осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Объективная сторона преступления характеризуется совершением одного из следующих деяний:
1. собирание сведений, составляющих государственные секреты;
2. разглашение сведений, составляющих государственную тайну;
3. разглашение сведений, составляющих служебную тайну.
Собирание сведений, составляющих государственные секреты, влечет ответственность по данной статье, если в деянии виновного отсутствуют признаки государственной измены или шпионажа. Это означает, что у виновного при сборе сведений, составляющих государственные секреты, не устанавливается наличие цели подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета РК или цели передачи указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
Порядок обращения с документами и предметами, содержащими секретные сведения, осуществляется в соответствии с Законом РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. (с посл. изм. и доп.) и регламентируется Инструкцией по обеспечению режима секретности в РК от 24 марта 1993 г.
Под собиранием сведений, составляющих государственные секреты понимаются действия, направленные на незаконное получение этих сведений. В ч.1 ст.172 УК перечислены наиболее распространенные способы собирания сведений, составляющих государственные секреты:
- похищение документов;
- подкуп или угроза в отношении лиц, владеющих государственными секретами или их близких;
- перехват в средствах связи;
- незаконное проникновение в компьютерную систему или сеть;
- использование специальных технических средств.
Данный перечень способов собирания сведений, составляющих государственные секреты, не является исчерпывающим, поскольку закон допускает использование любых иных способов собирания указанных сведений. Например, в форме обмена информацией, получения этих сведений путем злоупотребления доверием и т.п.
Преступление, предусмотренное ч.1 ст.172 УК считается оконченным с момента получения виновным сведений, составляющих государственные секреты.
С субъективной стороны ч. 1 ст. 172 УК РК характеризуются виной в форме прямого умысла, т.е. виновное лицо осознает, что в результате совершенных действий становиться обладателем сведений, составляющих государственные секреты, к которым он не имеет законного доступа.
В части 2 ст. 172 УК РК предусмотрена ответственность за «разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены».
Предметом ч. 2 ст. 172 УК РК являются сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии Закон Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. (с изм. от 16.03.2001 г., 10.07.2002 г.) под государственной тайной понимаются «сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан».
Часть 2 ст.172 УК предусматривает ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение определяется как «сообщение о чем-нибудь». В Законе РК «О государственных секретах» в ст.1 указано, что под разглашением государственных секретовпонимается сообщение, передача, предоставление, пересылка, публикация, или доведение государственных секретов любыми другими способами до юридических и физических лиц, которым не предоставлено право ознакомления с ними. Таким образом, под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственные секреты, при котором они становятся достоянием посторонних лиц.
Обязательным признаком разглашения сведений, составляющих гос.секреты, является восприятие указанных сведений посторонними лицами, не имеющими права на ознакомление с ними. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям, составляющим государственную тайну. Под государственной тайной понимаются сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности РК. При этом, посторонними лицами признаются и близкие родственники, если они не имеют допуска к данным сведениям. Допуск к секретным сведениям оформляется в порядке, установленной Инструкцией по обеспечению режима секретности.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием.
Путем действия разглашение совершается, например, в доверительном разговоре, публичном выступлении, утрате неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну и тому подобное.
Путем бездействия разглашение может быть совершено, например, при непринятии мер к маскировке режимного объекта, оставлении виновным документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица; не соблюдении требований по хранению, передаче, пересылке, транспортировке документов, грузов, изделий, материалов и так далее.
Преступление считается оконченным в момент когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали общий смысл.
При этом не требуется восприятия всей совокупности разглашенных сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации.
Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется виной в форме прямого и косвенного умысла.
При совершении преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).
При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известным посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора в общественном месте).
Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство с целью показать постороннему лицу свою осведомленность, компетентность и тому подобное.
Субъектом преступления является специальный субъект — физическое вменяемое, достигшее 16 лет лицо, которому сведения, составляющие государственные секреты были доверены или стали известны по службе или работе.
В части 3 ст. 172 УК РК предусмотрена ответственность за «разглашение сведений, составляющих служебную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены, если это повлекло наступление тяжких последствий».
На основании Закона РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. под служебной тайной понимаются «сведения, имеющие характер отдельных данных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан».
Состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 172 УК РК считается оконченным с момента причинения тяжких последствий. Этот признак имеет оценочный характер и устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела.
Разглашение сведений, составляющих государственную или служебную тайну, квалифицируется по ч. 2 или ч. 3 ст. 172 УК РК только при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 165 УК РК, в форме шпионажа или выдачи государственной тайны.
В части 4 ст. 172 УК РК предусмотрена ответственность за «деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли наступление тяжких последствий».
Тяжкие последствия – категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения переход сведений в обладание иностранного государства, срыв программы глобальных научных исследований, арест или гибель сотрудников спецслужбы.
Разглашение государственной тайны следует отличать от государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственную тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.

Статья 173. Утрата документов, предметов, содержащих
государственные секреты

1. Утрата документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе или работе, если утрата явилась результатом нарушения установленных правил обращения с указанными документами или предметами и повлекла наступление тяжких последствий, —
наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до десяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
1. Утрата документов, содержащих служебную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют служебную тайну, лицом, которому они были доверены по службе или работе, если утрата явилась результатом нарушения установленных правил обращения с указанными документами или предметами и повлекла наступление тяжких последствий, -
наказывается штрафом в размере от двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до двух месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что утраченные документы, предметы, содержащих государственные секреты, могут стать достоянием иностранных спецслужб и причинить ущерб национальной безопасности Республики Казахстан.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок обращения, и сохранности документов и предметов, имеющих государственную и служебную тайну.
Предметом преступления могут быть:
1) документы, содержащие государственную тайну;
2) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.
Документ — это письменный (графический, электронный) акт, имеющий реквизиты, гриф секретности, регистрационный номер органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, осуществляющих засекречивание, особый порядок хранения, выдачи и работы.
Предметы, сведения о которых образуют государственную тайну — это различные материалы и изделия, несущие в себе информацию указанного характера. К ним относятся: закрытые образцы техники, топлива, оборудования, сырья, вооружения, шифры, коды и так далее.
Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:
1) действием либо бездействием (нарушение установленных правил обращения с содержащими государственную тайну, документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну);
2) последствием (утрата последних и наступление тяжких последствий);
3) причинной связью между указанными действиями (бездействием) и последствиями.
Нарушение правил обращения с документами и предметами, содержащими государственную тайну, выражаются в отступлении либо полном игнорировании установленных правил, что создает условия для утраты документа или предмета.
Для наступления уголовной ответственности необходимо установить, какие конкретно правила обращения и какие конкретно пункты правил нарушены виновным.
Судебная практика свидетельствует, что нарушение чаще всего связаны с несоблюдением правил о месте и времени работы с документами, их хранения, пересылки, передачи и тому подобным.
Под утратой документов и предметов следует понимать их противоправный выход из владения ответственного лица, в результате которого наступили тяжкие последствия. Уничтожение предметов и документов, составляющих государственную или служебную тайну не образует утраты, поскольку в этом случае исключается возможность ознакомления с ними посторонних лиц.
Обязательным признаком объективной стороны преступления являются общественно опасные последствия в виде утраты рассматриваемых предметов и причинения вследствие этого тяжких последствий.
Тяжкие последствия – категория оценочная. Под ним могут пониматься произошедшее в результате утраты свертывание научно- технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную и служебную тайну иностранных государств и т.п.
Наличие причинной связи между нарушением правил обращения и утратой предметов и документов, повлекшей тяжкие последствия, заключается в прямой зависимости между фактом нарушения правил и фактами выхода предмета или документа из владения данного лица и наступлением указанных последствий. В противном случае состава рассматриваемого преступления не будет.
Состав преступления следует считать оконченным с момента наступления тяжких последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. При этом само деяние, выразившееся в нарушении лицом установленных правил обращения с документами или предметами, содержащими государственную тайну, может быть как умышленным, так и неосторожным. Отношение же лица к факту утраты (выхода документа или предмета из его владения) и наступлению тяжких последствий применительно к рассматриваемому составу, может быть только неосторожным. В целом данное преступление характеризуется неосторожной виной.
В соответствии с требованиями содержащимися в ч.4 ст. 19 УК законодателю на мой взгляд следовало указать в ч.1 и 2 ст. 173 УК на «неосторожное» наступление тяжких последствий.
Субъект преступления — специальный — лицо физическое, вменяемое, достигшее 16 лет и имеющее надлежаще оформленный допуск к государственной и служебной тайне.
В части 2 ст. 173 УК РК предусмотрена ответственность за «утрату документов, содержащих служебную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют служебную тайну, лицом, которому они были доверены по службе или работе, если утрата явилась результатом нарушения установленных правил обращения с указанными документами или предметами и повлекла наступление тяжких последствий».
Отличие ч. 1 ст. 173 УК РК от ч. 2 ст. 173 УК РК следует проводить прежде всего по предмету преступления. В части 1 ст. 173 УК РК, как мы уже указывали, речь идет «документах, содержащих государственную тайну, либо предметах, сведения о которых составляют государственную тайну». В части 2 ст. 173 УК РК предметом преступления являются «документы, содержащие служебную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют служебную тайну».
В соответствии с Законом РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. под служебной тайной понимаются «сведения, имеющие характер отдельных данных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.