Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий комментарий 13 страница




6. Часть 3 комментируемой статьи возлагает на начальника места содержания подозреваемого под стражей обязанность соблюдать 48-часовой срок содержания подозреваемого под стражей без судебного решения. Если срок истек, а требуемое ч. 2 комментируемой статьи судебное решение не поступило, начальник места содержания подозреваемого обязан немедленно его освободить.

7. Части 4 и 5 комментируемой статьи возлагают на начальника места содержания подозреваемого обязанность выдать лицу при его освобождении копию процессуального документа о его освобождении, если имеется соответствующее постановление или определение, а также справку, форма которой приводится в Приложении 40 ст. 476.

 

Статья 95. Порядок содержания подозреваемых под стражей

 

1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей регулируются ФЗ "О порядке содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений")

2. Местами содержания под стражей подозреваемых являются: 1) следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы МЮ РФ; 2) следственные изоляторы ФСБ; 3) изоляторы временного содержания ОВД; 4) изоляторы временного содержания Пограничных войск РФ; 5) тюрьмы или специально оборудованные помещения исправительных учреждений, если подозреваемым является осужденный, отбывающий наказание в исправительном учреждении; 6) гауптвахты, если подозреваемым является военнослужащий; 7) медицинское учреждение, если в отношении подозреваемого назначена СЭ (ст. 7, 10, 11 и 24 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

3. Следует иметь в виду, что к подозреваемым, задержанным в порядке, предусмотренном ст. 91 и 92, применяется режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц. В связи с этим они должны помещаться отдельно от лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (принцип 8 Свода принципов защиты задержанных).

4. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает порядок допуска к подозреваемому оперативного сотрудника в целях осуществления им оперативно-розыскных мероприятий по УД.

5. В случае, когда оперативный сотрудник выполняет письменное поручение прокурора, следователя (дознавателя) по расследуемому ими УД, специального разрешения на свидание с подозреваемым для производства СД не требуется. В этом случае оперативный сотрудник предъявляет администрации места содержания подозреваемого под стражей письменное поручение лица или органа, в производстве которого находится данное УД. В остальных случаях он должен предъявить письменное разрешение прокурора, следователя (дознавателя), расследующего то УД, по которому проходит подозреваемый.

 

Статья 96. Уведомление о задержании подозреваемого

 

1. Комментируемая статья является новой для УПК. В УПК РСФСР правил об обязательном уведомлении родственников задержанного не содержалось.

2. Под "уведомлением" в комментируемой статье понимается передача сведений о задержании подозреваемого, а именно: о дате, времени и месте задержания, месте нахождения задержанного, номере телефона места содержания подозреваемого под стражей или должностного лица, в производстве которого находится УД.

3. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает общие правила уведомления, к которым относятся: 1) срок, в течение которого должно быть произведено уведомление, - не позднее 12 часов с момента задержания. При этом следует иметь в виду, что под моментом задержания понимается момент фактического задержания лица (см. об этом комментарий к п. 15 ст. 5); 2) перечень лиц, обязанных произвести уведомление: следователь (дознаватель), прокурор. При этом следует иметь в виду, что право уведомления родственников может быть предоставлено самому задержанному (например, по телефону); 3) перечень родственников, подлежащих уведомлению: близкие родственники (см. об этом п. 4 ст. 5), а при их отсутствии - другие родственники (см. об этом комментарий к п. 37 к ст. 5).

4. Части 2 и 3 комментируемой статьи дополняют перечень лиц, которые должны быть уведомлены о задержании, если задержание производится в отношении военнослужащего (ч. 2) либо гражданина или подданного другого государства (ч. 3).

5. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то не позднее 12 часов с момента задержания следователь (дознаватель) или прокурор обязаны уведомить посольство или консульство этого государства путем направления сообщения о задержании подозреваемого. При необходимости наряду с таким сообщением может быть сделано соответствующее уведомление телефонограммой или любым иным способом доступной связи. Обязанность уведомлять кого-либо из родственников такого задержанного на следователя (дознавателя) или прокурора УПК не возлагает.

6. В случае задержания гражданина или подданного другого государства, посольство или консульство которого находится за пределами территории субъекта РФ, где осуществлено задержание, следователь (дознаватель) или прокурор выясняют дислокацию указанных учреждений и направляют туда доступными средствами связи и способами соответствующее уведомление.

7. УПК умалчивает, каким способом (по почте, факсом, телефону и т.д.) может быть передано уведомление о задержании подозреваемого. Во всяком случае в материалах УД должны быть сведения о содержании уведомления и способе уведомления. Форма письменного уведомления - "Сообщения о задержании подозреваемого" содержится в Приложении 27 ст. 476.

8. Часть 4 комментируемой статьи допускает возможность не производить уведомление. Однако при этом следует иметь в виду, что, во-первых, санкция прокурора должна быть получена до истечения 12 часов, так, чтобы в случае неполучения такой санкции оставалось время для уведомления, во-вторых, во всяком случае срок сохранения в тайне факта задержания не может быть продолжительным и составлять более 48 часов. О факте задержания становится известно защитнику, в случае реализации требования на свидание с ним, не позднее 24 часов с момента задержания, а также суду при реализации требования о доставлении задержанного в суд в срок не позднее 40 часов с момента задержания.

 

Глава 13. Меры пресечения

 

Статья 97. Основания для избрания меры пресечения

 

1. Комментируемая статья предусматривает исчерпывающий перечень оснований для избрания меры пресечения. Это означает, что если таких оснований нет, мера пресечения избираться не должна.

2. Мера пресечения избирается тем следователем (дознавателем), судом, в производстве которого находится УД. Прокурор вправе избрать меру пресечения по УД, как принятому им к своему производству, так и находящемуся в производстве следователя (дознавателя). Прокурор также вправе дать указание следователю (дознавателю) об избрании конкретной меры пресечения.

3. Используемые в ч. 1 комментируемой статьи слова "в пределах предоставленных им полномочий" означают, что: 1) судья по собственной инициативе вправе при принятии решения о назначении судебного заседания в соответствии со ст. 231 избрать в отношении обвиняемого (подозреваемого) любую меру пресечения, кроме домашнего ареста или заключения под стражу. Принятие решения об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу допускается только в порядке, предусмотренном ст. 108, т.е. по инициативе прокурора, а также следователя (дознавателя) с согласия прокурора; 2) прокурор вправе избрать любую меру пресечения, кроме тех, избрание которых требует получение согласия суда, т.е. домашнего ареста и заключения под стражу; 3) следователь вправе избрать любую меру пресечения, кроме тех, избрание которых требует получение согласия прокурора либо суда, т.е. залога (требуется согласие прокурора), домашнего ареста и заключения под стражу (требуется согласие суда); 4) дознаватель вправе избрать любую меру пресечения, кроме залога, а также тех мер пресечения, избрание которых требует получение согласия суда, т.е. домашнего ареста и заключения под стражу.

 

Статья 98. Меры пресечения

 

1. Комментируемая статья является новой для УПК и содержит исчерпывающий перечень мер пресечения.

2. Под мерами пресечения понимаются средства воздействия на обвиняемого (подозреваемого), заключающиеся в лишении или ограничении его свободы (заключение под стражу или домашний арест), угрозе имущественного взыскания (залог) либо отдаче обвиняемого под присмотр (личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым).

3. Каждая из указанных в комментируемой статье мер пресечения может быть избрана в отношении обвиняемого (подозреваемого) на любой стадии уголовного судопроизводства. Избрание меры пресечения в отношении других участников уголовного процесса, например в отношении свидетеля, не допускается.

4. В отличие от УПК РСФСР перечень мер пресечения расширился за счет включения в него новой меры пресечения в виде домашнего ареста.

5. Следует иметь в виду, что к обвиняемому (подозреваемому) может быть применена только одна из мер пресечения, предусмотренных комментируемой статьей. УПК не допускает избрание в отношении одного обвиняемого (подозреваемого) одновременно нескольких мер пресечения.

 

Статья 99. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения

 

Комментируемая статья почти полностью воспроизводит положения ст. 91 УПК РСФСР. При этом к "другим обстоятельствам", которые следует учитывать при избрании меры пресечения, могут быть отнесены обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, состояние здоровья членов семьи обвиняемого (подозреваемого) и др.

 

Статья 100. Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого

 

1. Комментируемая статья устанавливает общее правило о недопустимости избрания в отношении подозреваемого меры пресечения. Исключение из этого правила допускается при соблюдении ряда условий, к которым относятся: 1) установление предельного срока применения меры пресечения: не более 10 суток, а по УД о преступлениях, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, не более 30 суток с момента применения меры пресечения, а в случае задержания и последующего применения меры пресечения в виде заключения под стражу - в тот же срок с момента задержания; 2) введение обязанности предъявления обвинения в те же сроки. Если в обычном порядке обвинение предъявляется в течение трех суток со дня вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, а сроки вынесения постановления ограничены лишь общими сроками производства предварительного следствия (ст. 172), то в данном случае и на вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, и на предъявление ему обвинения отводится 10, а в случаях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи - 30 суток.

2. В тех случаях, когда подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено УД, либо лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, необходимость избрания ему меры пресечения может быть вызвана тем, что имеющихся на этот момент доказательств недостаточно для предъявления обвинения, а промедление с избранием меры пресечения может негативно сказаться на эффективности расследования. Очень важно отметить, что такие случаи должны носить действительно исключительный характер, а мотивация такой исключительности должна быть подробно изложена в постановлении об избрании меры пресечения.

3. Срок 10 либо 30 суток, в течение которого обвинение должно быть предъявлено подозреваемому, начинает течь с момента вынесения постановления, определения об избрании меры пресечения, а в случае задержания - с момента фактического задержания. См. об этом комментарий к ст. 92.

4. ФЗ от 22 апреля 2004 г. N 18-ФЗ комментируемая статья дополнена частью второй, допускающей предъявление обвинения подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, по УД о преступлениях, связанных с терроризмом, в срок не позднее 30 суток. Перечень преступлений, указанных в ч. 2 комментируемой статьи, является исчерпывающим.

 

Статья 101. Постановление и определение об избрании меры пресечения

 

1. Комментируемая статья основывается на положении ч. 2 ст. 5 Конвенции о защите прав человека, провозглашающем право быть незамедлительно уведомленным об основаниях и характере предъявляемого ему обвинения. Образцы постановления следователя (дознавателя) об избрании меры пресечения, постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, а также в виде домашнего ареста приведены соответственно в Приложениях 96 к ст. 476, 1 и 6 к ст. 477.

2. Обвиняемый (подозреваемый) вправе знать, в совершении какого именно преступления он обвиняется (подозревается), поэтому указание об этом в постановлении (определении) об избрании меры пресечения является гарантией осуществления его права на защиту.

3. По смыслу комментируемой статьи копия постановления (определения) об избрании меры пресечения должна быть вручена обвиняемому (подозреваемому) немедленно после его вынесения. В отличие от УПК РСФСР, ч. 2 комментируемой статьи предусматривает вручение такой копии также защитнику или законному представителю обвиняемого (подозреваемого) по их просьбе.

4. О порядке обжалования постановления (определения) об избрании меры пресечения см. комментарии к ст. 123-127.

 

Статья 102. Подписка о невыезде и надлежащем поведении

 

1. В отличие от УПК РСФСР (ст. 93) комментируемая статья содержит перечень обязательств, которые берет на себя лицо, в отношении которого избирается данная мера пресечения.

2. Под местом жительства в п. 1 комментируемой статьи понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором обвиняемый (подозреваемый) постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). Вряд ли допустимо избрание данной меры пресечения в случае, если обвиняемый (подозреваемый) не имеет места жительства.

3. Комментируемая статья не ограничивает во времени срок действия подписки о невыезде и надлежащем поведении, таким образом, она действует вплоть до ее отмены. См. об этом комментарий к ст. 110.

4. Форма подписки о невыезде и надлежащем поведении приведена в Приложении 97 к ст. 476.

 

Статья 103. Личное поручительство

 

1. В отличие от УПК РСФСР (ст. 94) комментируемая статья допускает избрание данной меры пресечения при наличии письменного обязательства одного заслуживающего доверия лица.

2. В основе этой меры пресечения лежит нравственный и общественный авторитет поручителя, который несет довольно существенную материальную ответственность в случае невыполнения обвиняемым (подозреваемым) взятых на себя обязательств.

3. Части 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают перечень условий, соблюдение которых необходимо для избрания личного поручительства в качестве меры пресечения: 1) письменное ходатайство одного или нескольких поручителей; 2) согласие обвиняемого (подозреваемого); 3) разъяснение поручителю существа обвинения (подозрения), его обязанностей и ответственности; 4) дача поручителем письменного обязательства.

 

Статья 104. Наблюдение командования воинской части

 

1. Комментируемая статья предусматривает порядок и условия применения меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части, к которым отнесены: 1) наличие статуса военнослужащего или лица, проходящего военные сборы; 2) согласие обвиняемого (подозреваемого) на избрание данной меры пресечения.

2. Под "военнослужащим" понимается гражданин, проходящий военную службу в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". К военнослужащим Вооруженных Сил РФ относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта (ч. 1 ст. 2 ФЗ "О статусе военнослужащих").

3. Под "лицом, проходящим военные сборы" понимается гражданин, пребывающий в запасе и призванный для подготовки к военной службе в соответствии со ст. 54 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

4. Под Вооруженными Силами РФ понимаются центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ (ст. 11 ФЗ "Об обороне"). Под воинской частью понимается самостоятельное подразделение Вооруженных Сил РФ, имеющее наименование и состоящее под командованием военного должностного лица.

5. Новый УПК, в отличие от УПК РСФСР, позволяет применять эту меру пресечения только с согласия обвиняемого (подозреваемого).

6. Уставы Вооруженных Сил РФ предусматривают целый ряд ограничений к военнослужащему, в отношении которого избрана данная мера пресечения: запрет доступа к оружию; запрет покидать территорию воинской части; постоянное наблюдение со стороны непосредственного начальника, запрет несения караульной службы и некоторые другие.

7. Следует иметь в виду, что при применении данной меры пресечения обеспечивается выполнение обвиняемым (подозреваемым) двух обязательств: являться в назначенный срок по вызовам следователя (дознавателя), прокурора и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по УД.

8. Часть 4 комментируемой статьи возлагает на командование воинской части обязанность немедленно сообщать органу, избравшему данную меру пресечения, о факте совершения обвиняемым (подозреваемым) действий, свидетельствующих о невыполнении им обязательств, с которыми было связано избрание данной меры пресечения. В случае неисполнения командованием воинской части указанной обязанности, к нему могут быть применены меры процессуальной ответственности в соответствии со ст. 117 и 118.

 

Статья 105. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

 

1. В отличие от УПК РСФСР (ст. 394) комментируемая статья рассматривает "присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым)" в качестве основной, а не дополнительной меры пресечения. Отсюда следует, что все остальные меры пресечения, перечисленные в ст. 98, могут быть избраны лишь в случае, если невозможно избрание данной меры пресечения.

2. К "другим заслуживающим доверия лицам" (ч. 1 комментируемой статьи) могут быть отнесены те лица, которые обладают хорошей репутацией, способны оказывать на несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) позитивное воздействие, в т.ч. обеспечивать его надлежащее поведение (например, иной, помимо родителей, родственник, учитель и др.). Отдача под присмотр "другого заслуживающего доверия лица" допускается, если: 1) у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) отсутствуют родители, опекун или попечитель; 2) родители, опекун или попечитель возражают против взятия несовершеннолетнего под свой присмотр; 3) в случае, когда у следователя (дознавателя), прокурора, суда есть достаточные основания полагать, что родители, опекун, попечитель не способны обеспечить присмотр за несовершеннолетним (например, в силу болезни, престарелого возраста, предшествующего отрицательного воздействия на поведение несовершеннолетнего или жестокого обращения с ним).

3. Из смысла ч. 1 комментируемой статьи следует, что избрание данной меры пресечения возможно при наличии согласия лица, под присмотр которого отдается несовершеннолетний. Представляется, что в равной мере получение согласия распространяется и на должностных лиц специализированного детского учреждения. В случае если никто из перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи лиц не желает дать письменное обязательство о присмотре, должна избираться иная мера пресечения.

4. Присмотр за несовершеннолетним включает две группы обязанностей: 1) по надлежащему поведению в соответствии со ст. 102 - для самого несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого); 2) по присмотру, т.е. обеспечению надлежащего поведения несовершеннолетнего, - для лица, которое дает обязательство.

5. О "специализированном учреждении" см. комментарий к п. 44 ст. 5.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает обязанность разъяснения лицу, под присмотр которого отдается несовершеннолетний, существа обвинения (подозрения) и ответственности. Невыполнение этой обязанности может послужить основанием для признания незаконности избрания данной меры пресечения, а также для освобождения лица, под присмотр которого отдан несовершеннолетний, от ответственности.

7. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность лица в случае невыполнения им взятого на себя обязательства в виде денежного взыскания в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.

 

Статья 106. Залог

 

1. Залог может быть внесен как самим обвиняемым (подозреваемым), так и любым другим лицом, физическим или юридическим.

2. Следователь (дознаватель) вправе избрать эту меру пресечения только с согласия прокурора.

3. Законодатель не установил низший и верхний пределы суммы залога. При решении вопроса о сумме залога следует исходить из того, что эта сумма должна быть достаточной для того, чтобы риск ее потери заставил обвиняемого (подозреваемого) выполнять все законные требования следователя (дознавателя) или суда, а с другой стороны - сумма залога не должна быть чрезмерной для залогодателя.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает внесение залога только на депозитный счет суда.

5. Помимо постановления об избрании данной меры пресечения, о принятии залога составляется также протокол, копия которого вручается залогодателю. Формы указанных процессуальных документов приведены в Приложениях 96 и 98 к ст. 476.

6. В отличие от УПК РСФСР в комментируемой статье четко регулируется не только порядок и условия обращения залога в доход государства, но и возвращения залога залогодателю. В случае нарушения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей и (или) невыполнения обязательств, связанных с внесенным залогом, прокурор, следователь (дознаватель) составляет протокол, форма которого приведена в Приложении 99 к ст. 476.

7. Залог возвращается залогодателю в случае выполнения обвиняемым (подозреваемым) обязательств, связанных с внесенным за него залогом: 1) при прекращении УД; 2) при вынесении приговора.

 

Статья 107. Домашний арест

 

1. В отличие от УПК РСФСР комментируемая статья впервые вводит такую меру пресечения, как домашний арест. Эта мера пресечения является альтернативной заключению под стражу. О порядке и основаниях ее применения см. комментарий к ст. 108.

2. Домашний арест может применяться всякий раз, когда определенная изоляция обвиняемого (подозреваемого) нужна, однако реальная необходимость в такой крайней мере пресечения, как заключение под стражу, судом не усматривается.

3. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает исчерпывающий перечень ограничений, с которыми может быть связано применение домашнего ареста.

4. В зависимости от характера преступления, личности обвиняемого (подозреваемого) и других обстоятельств, перечень которых может быть весьма обширен, суд вправе установить одно или несколько конкретных ограничений, установленных комментируемой статьей, которым он подвергает обвиняемого (подозреваемого).

5. Если лицо, в отношении которого избирается домашний арест, имеет постоянное или временное место работы, то в постановлении о применении домашнего ареста должен быть решен и вопрос о возможности продолжения трудовой деятельности по месту работы.

6. Надзор за обвиняемым (подозреваемым), в отношении которого избран домашний арест, осуществляет тот орган или должностное лицо, на которые суд возложит эту обязанность. Такими органами и должностными лицами могут быть органы внутренних дел либо судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ч. 1 ст. 11 ФЗ "О судебных приставах").

 

Статья 108. Заключение под стражу

 

1. Комментируемая статья основывается на положениях ч. 2 ст. 22 Конституции РФ и в отличие от УПК РСФСР предусматривает возможность заключения под стражу только на основании судебного решения.

2. В отличие от УПК РСФСР, допускавшего возможность заключения под стражу по мотивам одной лишь опасности преступления, ч. 1 комментируемой статьи связывает применение заключения под стражу с невозможностью применения иной, более мягкой меры пресечения. Стало быть, при вынесении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь (дознаватель) должен не только указать на одно из оснований, предусмотренных ст. 97, но и обосновать, почему в данном случае невозможно применение другой, более мягкой меры пресечения.

3. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу суд обязан указывать конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение. Необходимость такого дополнения УПЗ была вызвана складывающейся судебной практикой, когда суд при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу по-прежнему руководствуется мотивами одной лишь тяжести преступления, в котором обвиняется (подозревается) обвиняемый (подозреваемый), не учитывая при этом отсутствие фактических обстоятельств, подтверждающих такое решение. Законодатель учел при этом толкование положений Конституции РФ, данное КС РФ. Отказывая в принятии к рассмотрению в связи с их недопустимостью жалоб граждан Москалева И.А., Соловьева В.В. и Стоякина В.В. на нарушение их конституционных прав ч. 7 ст. 2391 УПК РСФСР, КС РФ в опр. от 15 мая 2002 г. N 164-О разъяснил следующее. Мера пресечения в виде заключения под стражу служит указанным в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ целям, если она направлена на воспрепятствование обвиняемым в том, чтобы они могли скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины по УД или продолжить преступную деятельность. Следовательно, суд может принимать решение об избрании меры пресечения, о ее отмене или изменении, а также о продлении срока содержания под стражей только в зависимости от подтверждения достаточными доказательствами указанных в УПЗ оснований применения этой меры пресечения. Всякий раз при принятии решений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении срока содержания под стражей суд должен - с учетом положений УПК в их конституционном истолковании, ст. 5 Конвенции о защите прав человека и решений ЕСПЧ - исходить не только из обоснованного обвинения (подозрения), что лицо совершило особо тяжкое преступление, но и, главным образом, из обстоятельств, оправдывающих его содержание под стражей (возможность оказания давления на свидетелей, опасение, что обвиняемый (подозреваемый) скроется от правосудия, может совершить новое преступление, и др.), а также важности предмета разбирательства, сложности УД, поведения обвиняемого и других факторов.

4. Часть 3 комментируемой статьи обязывает следователя (дознавателя) согласовывать ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу с прокурором. Ходатайство оформляется постановлением, форма которого приведена в Приложении 101 к ст. 476. К материалам, подтверждающим обоснованность ходатайства, относятся заверенные копии постановления о возбуждении УД, протокола задержания, постановления о привлечении в качестве обвиняемого, протоколов допросов обвиняемого (подозреваемого), а также другие материалы, которые по мнению следователя (дознавателя) подтверждают необходимость заключения под стражу.

5. К ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 3 ст. 108 УПК РФ) следует прилагать копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, справки о судимости, данные о возможности лица скрыться от следствия, об угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.). В тех случаях, когда в уголовном деле защитник не участвует и об этом не сделана запись в протоколе допроса в качестве подозреваемого или обвиняемого, к материалам дела прилагается письменное заявление подозреваемого, обвиняемого об отказе от защитника (п. 4 пост. ПВС РФ от 5 марта 2004 г. N 1).

6. Части 4 и 6 комментируемой статьи устанавливают порядок рассмотрения ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу.

7. Ходатайство об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу рассматривается судьей единолично, как правило, в открытом судебном заседании, с обязательным участием обвиняемого (подозреваемого), его защитника и прокурора. О месте производства предварительного расследования см. комментарий к ст. 152. О месте задержания подозреваемого см. комментарий к ч. 2 ст. 92.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.