Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-технологические основы игровой деятельности 5 страница




 

8. Молодежные праздники и фестивали.

К группе молодежных праздников относятся:

1. Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

2. Олимпийские игры.

3. День молодежи.

4. День студентов.

5. Республиканский праздник выпускников ВУЗ.

6 Праздники студентов «Артсесія».

7. День святого Валентина (праздник влюбленных).

В последние два года в группу молодежных праздников вошёл новый праздник – Международный день мира, который с 2002 года 21сентября отмечает вся планета как день отказа от насилия.

Резолюция 55/282 Генеральной Ассамблеи ООН, в которой провозглашена эта дата, предлагает всем государствам и народам соблюдать прекращение военных действий в течение этого дня. В этот день люди собираются на главной площади своего города и запускают в небо мыльные пузыри. Уже два года минчане собираются на нулевом километре на Октябрьской площади в 19 часов и запускают мыльные пузыри – и мир становится чуточку лучше.

9.Праздники и фестивали искусств.

В эту группу входят следующие праздники:

- праздники песни;

- праздники песни и танца;

- праздники поэзии;

- праздники духовной музыки.

Праздники искусств – это традиционные массовые выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, чаще всего приуроченные к знаменательным датам.

Праздники этой группы бывают районные, городские, областные, республиканские и зональные. Программа праздников рассчитана на один или несколько дней и включает в себя произведения хоровой классики, современных композиторов, народные песни и танцы, народный юмор. Участники праздника – хоровые, танцевальные и другие коллективы, солисты, оркестры (духовые, симфонические, народные) и зрители, которые являются активными участниками праздника.

Праздник в своей структуре содержит три компонента:

1. Обрядово-ритуальное действие или церемониал открытия;

2. Представление или зрелище;

3. Народное гуляние.

Составляющие первого компонента были нами рассмотрены выше. Вторым основным компонентом праздника является представление (зрелище).

Представление – это система массовых действий, выстроенных по законам драматургии, с использованием средств театральной выразительности; своеобразный спектакль на сцене или иной площадке, имеющей четкую композиционную структуру [12, c.41]. Представления подразделяются на:

- литературно-музыкальная композиция;

- театр одного актера;

- публицистическое представление;

- театрализованное представление;

- представление-документ;

- сатирическое представление;

- представление-пантомима;

- фольклорное представление;

- театрализованный концерт;

- шоу-программа;

- эстрадное ревю.

Представление может выступать как автономное комплексное мероприятие и как один из элементов более масштабной социокультурной акции – олимпиады, массового гулянья и праздника.

Представление может являться театрализованной частью праздника и занимать важное место в его структуре.

Третьим компонентом праздника является народное гуляние. Народное гуляние - это массовое празднество под открытым небом, проходящее в парках культуры и отдыха, на улицах и площадях как в весенне-летний, так и в осенне-зимний периоды года. Народные гуляния уходят своими корнями в далекое прошлое, а в наше время они получили иное назначение и иные формы проведения [12, c.42]. Народные гуляния проводятся в различное время года и связаны со знаменательными датами, важнейшими событиями в политической, экономической и культурной жизни народа.

В программу народных гуляний включается большое разнообразие составляющих элементов: игры, конкурсы, аттракционы, лотереи, викторины. В дни гуляний в парках и садах выступают эстрадные, симфонические и духовые оркестры; профессиональные и любительские танцевальные, хоровые и театральные коллективы. Проводятся спортивные состязания и показательные выступления спортсменов. Ко дню гуляний развертываются кирмаши, организуются выставки-продажи народных умельцев. Народное гуляние обычно завершается фейерверком, карнавальным шествием. Но, несмотря на разнообразие составляющих элементов, народное гуляние воспринимается как единое целое. Оно вобрало в себя все лучшее из народного фольклора и сконцентрировало на небольшом пространстве, подчинив единому стилю и закону.

Особенность народных гуляний состоит в том, что главным действующим лицом здесь становятся сами люди, здесь нет разделения на артистов и зрителей, каждый может принять участие в мероприятиях, проявить активность, инициативу и найти себе занятие по интересам. Народное гуляние – сложная форма работы, она требует большой организаторской и творческой деятельности.

Методика подготовки и проведения праздника состоит из следующих этапов.

Первый этап – сбор материала и написание сценария. Особое внимание на этом этапе необходимо уделить сбору местного фольклорного и этнографического материала с целью сохранения региональных и местных особенностей. Собрав материал, можно увидеть полную картину традиций проведения конкретного праздника в той или иной местности, что дает возможность приступить к написанию литературной основы сценария.

Второй этап – организация подготовительных работ к проведению праздника. На этом этапе создается инициативная группа из творческих работников, которые в дальнейшем будут заниматься разработкой, организацией и проведением праздника. Инициативная группа разрабатывает общую концепцию праздника и на ее основе – положение о проведении праздника. В положении определяются цели, задачи, условия проведения праздника, состав организационного комитета. Положение о проведении праздника передается всем структурам, которые будут ответственными за проведение праздника.

Третий этап – создание организационного комитета праздника. Организационный комитет – это временное административно-творческое объединение, созданное для решения задач творческого, материально-технического, организационного и финансового обеспечения праздника в период его подготовки и проведения.

Состав структурных подразделений оргкомитета, в зависимости от масштабов праздника, может включать в себя от нескольких десятков до нескольких сотен человек. В праздниках, небольших по объему подготовительных работ, состав оргкомитета значительно уменьшается в соответствии с теми творческими задачами, которые решаются в празднике, и материальными возможностями, которые есть в распоряжении оргкомитета. Но в любом случае общая схема оргкомитета остается неизменной.

Организационный комитет по подготовке праздника состоит из:

- штаба, в который входят: председатель оргкомитета, заместители председателя оргкомитета, руководители структурных подразделений, секретарь;

- постановочной группы, в которую входят: художественный руководитель праздника, автор сценария, главный режиссер, главный художник, музыкальный руководитель, главный балетмейстер, звукорежиссер, режиссеры-постановщики различных праздничных мероприятий;

- творческая группа состоит из: ассистента главного режиссера, режиссеров, дирижера, балетмейстера, художника-реквизитора (декоратора, бутафора), руководителей творческих коллективов, отдельных исполнителей: ведущих, дикторов, артистов, культорганизаторов;

- художественно-постановочная часть состоит из: звукорежиссера, оператора светотехники, реквизитора, костюмера, гримера, бутафора, рабочих сцены;

- управления по материально- техническому обеспечению, которое состоит из: директора праздника, дирекции кирмаша, представители организаций, которые участвуют в подготовке праздника, отдел организации, транспортный отдел.

- организационного отдела, состоящего из: администратора праздника, группы рекламы праздника, транспортной службы, медицинской службы, службы пожарной безопасности, службы охраны порядка;

- бухгалтерия праздника состоит из: главного бухгалтера, бухгалтера, кассира [5,c. 9-10].

 

При разработке структуры отделов и служб организационного комитета важно определить функциональные обязанности всех работников. С функциональными обязанностями членов оргкомитета можно подробно ознакомиться в книге П.А. Гуда "Тэхналогія стварэння свята"[5].

Организационный комитет работает в течение всего времени подготовки и проведения праздника и заканчивает работу обсуждением его итогов и разработкой мер по улучшению работы над будущими праздниками. Общее обсуждение итогов работы происходит в присутствии руководителей всех групп организационного комитета праздника.

Итак, праздник – это многогранное социальное явление, отражающее исторические, экономические и художественные ценности народа. Появившись в глубокой древности, бытуя в каждом народе, развиваясь, перерождаясь, становясь зрелищнее и масштабнее, праздники никогда не теряют своей значимости для жизни общества и для каждого человека в отдельности.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Определите социальную значимость праздника.

2. Назовите основные этапы развития праздника.

3. Дайте несколько определений понятию "праздник".

4. Дайте определение понятиям "обряд", "обычай", "ритуал", "церемония".

5. Определите место праздника в системе воспитания.

6. Назовите наиболее распространенные в ХХ веке системы классификации праздников.

7. Дайте общую характеристику системе классификации праздников.

8. Дайте характеристику группам государственных и профессиональных праздников.

9. Дайте характеристику группе детских праздников и фестивалей.

10. Охарактеризуйте молодежные фестивали и праздники.

11. Определите структурные особенности каждой группы праздников.

12. Назовите праздники, которые входят в группу религиозных.

13. Дайте характеристику группе экологических праздников.

14. Дайте характеристику празднику города, села, улицы.

15. Дайте характеристику календарно-обрядовым праздникам.

16. Назовите основные компоненты праздника.

17. Дайте определение понятию "Представление".

18. Назовите основные отличия праздника от представления.

19. Дайте определение понятию "народное гуляние".

20. Назовите основные элементы народного гуляния.

21. Назовите этапы поготовки праздника.

22. Дайте характеристику организационному комитету праздника.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. – М., 1975г. Т. 20. – С.493.

2. Генкин, Д.М. Массовые праздники /Д.М. Генкин. – М., 1975. – С.57-58.

3. Гуд, П.А. Беларускі кірмаш /П.А. Гуд, Н.И. Гуд. – Мн., 1996. – 269с.

4. Гуд, П.А. Беларускае Купалле: кампазіцыя і семантыка абрадавых дзей/ П.А. Гуд. – Мн., 2006. – 135с.

5. Гуд, П.А. Тэхналогія стварэння свята/П.А. Гуд. – Мн., 2004. – 221с.

6. Жигульский, К. Праздник и культура /К. Жигульский. – М., 1985. – С. 30.

7. Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР /А.А. Конович. – М., 1990. – С.152-202.

8. Крук, Я. Следам за сонцам: Беларускі народны каляндар /Я. Крук. – Мн., 1998. – 210с.

9. Кухаренок, Т.И. Маскі ў каляндарнай абраднасці беларусаў /Т.И. Кухаренок. – Мн., 2001. – 238с.

10. Мелешко, А.А. Современные гражданские обряды и традиции /А.А. Мелешко. – Мн., 1985. – С.16-26.

11. Мизов, Н. Массовый праздник как общественное явление /Н. Мизов. – София, 1966. – С. 55-56.

12. Новаторов, В. Культурно-досуговая деятельность /В. Новаторов //Словарь-справочник. – Омск, 1992. – С.41-42.

13. Ожегов, С.И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов. – М., 1982. – С. 511-512.

14. Пиотровский, А.И. Празднества революции /А.И. Пиотровский //Жизнь искусства, 1927. - №45. – С. 18-19.

15. Православные праздники. – Мн., 2000. – С. 96.

16. Руднев, В.А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе /В.А. Руднев. – М., 1984. – С. 11-12.

17. Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Т.1. /И.М. Снегирев. – М., 1837. – С. 46-51.

18. Толковый словарь русского языка, под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1939. – Т.3. – Стб.699.

19. Угринович, Д.М. Обряды: за и против /Д.М. Угринович. – М., 1975. – С.6.

20. Черняк, Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю.М. Черняк. – Мн., 2004. – 217с.

21. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь /Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – СПб., 1898. – Т.24-А. – С. 940-941.

22. Энциклопедический словарь. – 7-е соверш. перераб. изд. – М., Т.33. – Стб.300.

23. Этнаграфія Беларусі. Энцыклапедыя. – Мн., 1989. – С. 453.

24. Фальклор Беларусі. Энцыклапедыя. – Мн., 2005. – С. 509.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ДИСКУССИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При осуществлении культурно-воспитательной работы в конкретном социуме специалисту социокультурной сферы необходимо сознавать, что любое воспитательное воздействие направлено на формирование осознанного отношения человека к объектам окружающей действительности. Человек стремится получить новые знания о том, как следует понимать современную жизнь, ориентироваться в ней и действовать. Эти знания приобретаются из различных источников, важнейшими из которых становятся современные информационные и телекоммуникационные технологии.

В современных условиях стремительного развития массовых информационных и телекоммуникационных средств происходит постоянное увеличение объема информации, поэтому от человека требуется умение ориентироваться в возрастающем информационном потоке, находить требуемую информацию в различных источниках, интерпретировать и систематизировать ее, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, т.е. использовать полученную информацию для успешного функционирования в социуме.

Однако в социализации личности средства информатизации и телекоммуникации имеют как положительный, так и отрицательный вектор. Поэтому актуальной педагогической задачей является формирование информационной культуры личности, которая проявляется в умении использовать полученную информацию в целях духовного самосовершенствования.

Информация об окружающей действительности аккумулируется в знание и приобретает самую различную форму: фактов, понятий, принципов, норм, закономерностей, законов. Но в любом виде истинные знания отражают объективное положение вещей и помогают личности лучше ориентироваться в жизни, выбирать рациональное, нравственно обусловленное поведение. Как отмечал профессор Ю. А. Стрельцов, воспитание имеет своей целью не просто обогащение человека знаниями, а концентрирование знаний в определенную систему взглядов на мир – в мировоззрение [7].

Подчеркивая важную роль информации в формировании личности, надо отметить, что она, даже будучи систематизированной, может влиять, а может и не влиять на практическое поведение человека. Вот почему одним из решающих показателей эффективности воспитания служит убежденность личности. А убежденность рождается тогда, когда знания приобретают личностно значимый характер и сливаются с такими психологическими компонентами как оценка, отношение к миру и готовность к активной практической деятельности. Поэтому важную роль в воспитании человека в условиях социума играет целенаправленная передача ему обобщенного, идеологически осмысленного опыта. В социокультурной сфере этот процесс осуществляется главным образом через информационно-дискуссионную деятельность (ИДД).

Как одна из социально-культурных технологий, информационно-дискуссионная деятельность представляет собой педагогическую систему последовательных организационно-управленческих действий, направленных на достижение планируемых результатов, важнейшим средством и системообразующим компонентом которой является информация, а ведущим механизмом и способом передачи информации – дискуссия. Рассмотрим более подробно ключевые категории данной технологии.

Понятие «информация» в буквальном смысле означает «сообщение», «изложение». Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо [3, с. 250]. Иными словами, информация – это не всё знание, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентирования человека в социуме, для активного действия.

Существует много различных видов информации. В зависимости от содержания знания информация может быть социальная, политическая, научная, художественная, техническая, экономическая и т.д. В содержании информационно-дискуссионной деятельности учреждений социокультурной сферы важной место занимает социальная информация.

Социальная информация – упорядоченное разнообразие элементов, связей, отношений объективного мира, включая общественную жизнь, отраженное субъектом (индивидуумом, социальной группой, обществом в целом). Данное определение используется в философско-социологическом смысле в тех случаях, когда требуется подчеркнуть отличие социологического подхода от сугубо инженерного, кибернетического определения информации как совокупности формирования сигналов в какой-либо системе [6, с. 166].

Информация может выступать на различныхуровнях:

1) фактографическом, событийном;

2) комментирования, интерпретации;

3) теоретического осмысления.

Взаимоотношение потребителя информации и информатора может рассматриваться как информационный процесс.Естественно, что учреждения культуры не могут составить конкуренцию в оперативности средствам массовой информации, но в этом нет и необходимости. Напротив, имея возможность непосредственного общения с аудиторией, прямого контакта с ней, оценивая ее реакцию, специалисты социокультурной сферы дополняют СМИ квалифицированными комментариями к фактам, событиям с учетом интересов конкретной аудитории. Таким образом, учреждения культуры становятся полноправными участниками информационного процесса. Кроме того, специфика ИДД учреждений культуры определяется взаимодействием с потребителем в рамках микроинформации, т.е. событий, происходящих в окружающей жизни потребителя информации.

Главная задача организаторов ИДД состоит в удовлетворении потребности человека в получении информации, но она не сводится лишь к передаче определенной суммы знаний и ее донесению до аудитории, а предлагает их слияние с имеющимися у человека знаниями, с его собственным жизненным опытом, формированием у него убеждений. Действенный характер информационно-просветительного взаимодействия субъектов социокультурной практики обеспечивается за счет использования в качестве ведущего способа распространения информации дискуссионного метода.

Дискуссия (лат. discussio – исследование, рассмотрение, разбор) – это способ творческого общения людей, предполагающий обмен различными мнениями по какому-либо вопросу, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение исчерпывающего ответа.

В процессе дискуссии имеет место не просто усвоение одними участниками мнения других, но и уточнение, исправление, улучшение их. Дискуссия объединяет в себе процессы накопления, увеличения информации по проблеме, порождения новой информации по той же проблеме. Во время дискуссии создается обстановка непринужденного обмена мнениями, гораздо легче комбинируются идеи и решения, высказываемые участниками. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

С педагогической точки зрения дискуссия выступает и как метод, и как форма трансляции знаний. Ее воспитательные возможности заключаются в том, что полученная в стенах учреждения культуры информация (нормы, ценности, законы) в процессе усвоения людьми уточняются, оцениваются, корректируются, становятся их собственностью.

Итак, в современных условиях развития общества информация превращается в наиболее эффективное средство формирования общественного сознания и развития социальной активности граждан. Информационно-дискуссионная деятельность, осуществляемая в различных социокультурных учреждениях, с одной стороны, направлена на реализацию конституционного права граждан на получение полной и достоверной информации о деятельности государственных органов, иных организаций, о политической, экономической, культурной и международной жизни страны. С другой стороны, информационно-дискуссионная деятельность способствует формированию информационной культуры личности как важнейшей составляющей общечеловеческой культуры на современном этапе.

Воспитательные возможности информационно-дискуссионной деятельности не проявляются стихийно. Организатор такой работы должен не только понимать ее внутреннюю психолого-педагогическую сущность, но и уметь практически реализовать ее в повседневной работе. Соответственно, и воспитание человека в условиях конкретного социума должно иметь своей сердцевиной педагогическое руководство отбором форм и методов информационно-дискуссионной деятельности для удовлетворения его разнообразных интересов.

Таким образом, информационно-дискуссионную деятельность следует рассматривать как целостный педагогический процесс, осуществляемый специалистами социокультурной сферы в конкретном социуме, направленный на распространение знаний об окружающей действительности и формирование сознательного отношения человека к объектам окружающего мира, убежденности личности.

При этом информационно-дискуссионная деятельность представляет собой деятельность целенаправленную, коллективную, самостоятельно или внешне организуемую. Она обеспечивает усвоение людьми научных знаний об окружающем мире, а также формирует умения и навыки их самостоятельного приобретения.

Сущность информационно-дискуссионной деятельности может быть раскрыта через уточнение ее социальных функций, определяющих основные направления:

1) информационно-просветительная функция – предоставление гражданам достоверной информации об актуальных проблемах современности, ее интерпретация и разъяснение;

2) функция пропагандирования – распространение политических, философских, научных, художественных и иных идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации практической деятельности граждан;

3) воспитательная функция – развитие познавательной активности, коммуникативных навыков личности, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века.

Направления информационно-дискуссионной деятельности учреждений социокультурной сферы:

1. Информационно-пропагандистская работа.

2. Массовое просвещение.

3. Организация досугового общения.

Как целостный педагогический процесс, информационно-дискуссионная деятельность представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, включая цели и задачи, содержание, субъекты деятельности, принципы организации, методы, средства и формы, алгоритм осуществления.

Цель информационно-дискуссионной деятельности – создание благоприятных условий для познавательного самодвижения личности, формирование умений и навыков самостоятельного, научно обоснованного анализа явлений окружающей действительности. Соответственно, задачи информационно-дискуссионной деятельности:

1. Распространение системы знаний (фактов, понятий, норм, законов, закономерностей и др.), лежащих в основе мировоззренческого развития личности.

2. Удовлетворение и обогащение познавательных и коммуникативных интересов и потребностей личности, содействие самообразованию личности.

3. Формирование общественного мнения, активной гражданской позиции и убежденности личности.

Цели и задачи информационно-образовательной деятельности реализуются через конкретное содержание. Содержанием информационно-дискуссионной деятельности является разнообразный материал, отобранный из таких источников, как наука, мораль, право, искусство, несистематизированный общественно ценный опыт. В конечном счете, любое содержание черпается из сферы культуры и кристаллизируется в духовном мире индивида в виде

системы знаний (гносеологический компонент),

оценочных отношений (аксиологический компонент),

совокупности способов нравственного поведения (праксеологический компонент).

По своему объему содержание информационно-дискуссионной деятельности может быть представлено как система знания человека о предметном мире, других людях и самом себе, о способах практической деятельности. Здесь находят отражения сведения из области общественных, естественных и технических наук, передача которых имеет своей целью формирование у людей новых понятий и суждений, новых образов и новых действий, необходимых для более совершенного участия в производственной, общественной, бытовой и досуговой деятельности.

Важной технологической задачей специалистов социокультурной сферы является умение отбирать из всего многообразия жизненных явлений наиболее значимые, действенные. Рассмотрим требования, предъявляемые к содержанию информационно-дискуссионной деятельности. Содержание должно быть:

– целенаправленным, т.е. соотнесенным и приведенным в соответствие с поставленными целями;

– мотивированным, т.е. отобранным и сконструированным с учетом потребностей и интересов человека;

– актуальным, т.е. взятым и выстроенным в соответствии с насущными задачами общественной жизни;

– посильным, т.е. дифференцированным применительно к реальным познавательным возможностям аудитории.

При разработке содержания ИДД необходимо учитывать логические сферы (объективные свойства отобранного материала), психологические факторы (особенности реальной аудитории) и педагогические факторы (характер планируемого взаимодействия).

В основе ИДД лежат субъект-субъектные отношения. Субъектами этой деятельности являются специалисты социокультурной сферы как организаторы ИДД и представители конкретного социума как участники и активные потребители научного знания, социальной информации. Для того, чтобы информационно-дискуссионная деятельность была избрана как одно из направлений досугового времяпрепровождения, она должна в полной мере соответствовать уровню духовных потребностей граждан, затрагивать их сущностные потребности.

В связи с этим специалистам социокультурной сферы необходимо умение дифференцированно подходить к различным группам потребителей информации. Типология потенциальных участников ИДД может быть разработана на основе предложенной А. Ф. Воловиком и В. А. Воловиком категорий слушателей популярных лекториев [1]. Первая категория – это люди с высоким образовательным уровнем и ярко выраженной установкой на получение новых знаний. Для этой категории характерно постоянное самообразование, они хорошо ориентируются как в специфических проблемах своей профессиональной деятельности, так и в общих вопросах политики, науки, культуры. Самостоятельно находят и используют разнообразные источники информации. Основную роль при выборе форм ИДД играет имя специалистов – участников информационно-дискуссионных программ, а побудительным мотивом послужит возможность общения с этим специалистом, получить ответ на интересующие вопросы.

Близка по своему отношению к характеру ИДД вторая, более многочисленная категория людей. Здесь имеет место не столько стремление получить новые знания, расширить свой кругозор, сколько удовлетворить потребность в знаниях чисто утилитарных: воспитание детей, здоровье, семейные отношения, ландшафтный дизайн, модные тенденции и т.д.

Третья категория, самая многочисленная, включает людей, которые относятся к ИДД как к источнику развлекательной информации, позволяющей отдохнуть. При выборе тематики программ для посещения представители данной категории ориентируются на отношение к ней окружающих, особенно если она связана с элементами сенсационности, «скандала», «интриги» (тем, что на телевидении связывают с рейтингами, а в журналистике – с «желтой прессой»).

Четвертая категория – люди инертные, без развитой потребности к активному получению информации. Именно эта категория более всего ориентирована на пассивное восприятие сообщений, поступающих по каналам средств массовой коммуникации.

Дифференцированный подход к аудитории обусловлен также ведущими принципами организации информационно-дискуссионной деятельности. К ним относятся:

дидактические принципы (научности, конкретности, доступности информации, наглядности, связанные с передачей и усвоением научных знаний в условиях разнообразных просветительно-воспитательных институтов;

– принцип тесной связи с жизнью, требующий обращения внимания к различным вопросам внутренней жизни республики и регионов в тесной связи с практической деятельностью социума, в котором разворачивается ИДД;

– принцип непосредственного участия, предполагающий такое взаимодействие субъектов деятельности на всех этапах ее организации, которое позволяет сделать процесс познания активным, заставить людей размышлять, сравнивать, анализировать, действовать;

– принцип синтеза информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание и поведение человека означает, что содержание ИДД должно быть наполнено не только смысловым содержанием, но и эмоционально образной привлекательностью;

– принцип единства рекреации и познания обусловливает одну из важнейших задач педагогики досуга – поиск таких путей, таких форм, средств и методов, которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.