КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретико-технологические основы игровой деятельности 10 страница
Методические основы эколого-культурной деятельности, представляющие собой систему идей, средств, форм и методов ее организации и осуществления в условиях досуга, призваны обеспечить устойчивость развития такого сложного и многогранного явления, как формирование экологической культуры личности в учреждениях социокультурной сферы. Методы. Эффективное и рациональное формирование экологической культуры личности в условиях эколого-культурной деятельности предполагает разработанность совокупности обоснованных способов, приемов совместных действий организаторов и участников этой деятельности, направленных на информационное и идейно-эмоциональное воздействие, т.е. методов СКД. Среди множества методов, используемых в деятельности учреждений социокультурной сферы, которые проистекают из самой природы социально-культурной деятельности, специалисты отмечают три родовых метода: театрализация, иллюстрирование и игра (все остальные методы взяты из других областей знаний). В эколого-культурной деятельности также активно применяются методы просвещения и воспитания, апробированные педагогической теорией и практикой и модифицированные в соответствии с особенностями данных учреждений. На этом основании методы эколого-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: 1. Информационно-просветительные методы. 2. Методы воспитания. 3. Методы вовлечения в эколого-культурную деятельность. 4. М етоды стимулирования эколого-культурной активности. 5. Исследовательские методы. 1. Суть и назначение информационно-просветительных методов состоит в передаче смысловой и эмоциональной информации о современных экологических, проблемах, их актуальности и необходимости принятия эффективных решений; в содействии целенаправленному и последовательному усвоению данной информации. К названной группе методов относятся: изложение (сообщение в словесной форме фактов, идей, требований и т. п., касающихся актуальных проблем экологии); разъяснение сути экологических проблем и явлений; неразрывно связано с сообщением материала, руководством по его активному усвоению (комментирование и обобщение); демонстрация (целенаправленный, упорядоченный показ предметов, явлений либо их изображений в целях создания конкретно-образных представлений об экологических реалиях); упражнения – предметные или мыслительные действия, специально направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков, на получение объективно известных, но новых для аудитории выводов. Группа информационно-просветительных методов, как правило, специалистами – организаторами эколого-культурной деятельности используется, прежде всего, для развития когнитивного компонента экологической культуры личности. 2. В эколого-культурной деятельности ведущую роль играют методы воспитания. Данная группа методов представляет собой научно обоснованные способы педагогически целесообразного воздействия на личность, психолого-педагогического воздействия на сознание и эколого-сообразное поведение личности, стимулирование её эколого-направленной деятельности и самовоспитания. Эти методы весьма разнообразны и охватывают все звенья воспитательного процесса: утверждение социально признанных норм и образцов в качестве личностных ориентаций; обучение их практическому претворению; корригирование поведения. Суть реализации данной группы методов предполагает формирование системы представлений об окружающем мире, для которой характерны: – ориентация на экологически целесообразное поведение и взаимоотношение с миром природы; отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; – баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой; – восприятие природы как объективной ценности. Из характерных для данной группы методов назовем: - убеждение (вовлечение личности в размышление об экологических проблемах, для того чтобы превратить рассматриваемые идеи, взгляды, нормы в личные принципы); - пример (увлекательный показ реального живого воплощения лучших качеств человека, живущего в гармонии с окружающим миром); - поощрение (публичное признание заслуг, одобрение высоконравственного поведения) и его антипод – порицание. 3. Методы вовлечения в эколого-культурную деятельность направлены на добровольное включение личности в систему эколого-ориентированной деятельности (например, организация клуба природолюбов). Добровольное включение в эколого-культурную деятельность способствует тому, что участник экологического клубного объединения сознательно сам принимает установленные организационные правила, нормы, требования. По этой причине просвещение и воспитание в рамках экологического клуба органично накладываются на процесс самовоспитания и саморазвития личности. 4. Следующая группа методов – методы стимулирования эколого-культурной активности личности. Эколого-культурная активность – это качество личности, отражающее её жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в различного рода эколого-ориентированной деятельности. Умение стимулировать, направлять деятельность личности, включать ее в творческий процесс в наиболее активной форме, создавать условия для самоутверждения и творческий самореализации и т.д. – основа педагогического мастерства специалиста – организатора эколого-культурной деятельности. Существует множество приёмов, способствующих активизации творческого потенциала личности. Основные из них правомерно назвать методами организации и стимулирования творческой деятельности (общественное мнение, критика и самокритика, поощрение, конкурс, соревнование и др.). Среди этих методов универсальным характером выделяется метод игрового соревнования, которое может быть организовано в рамках проведения самых разных экологических мероприятий и акций (коллективный сбор мусора, посадка деревьев в сквере, акция в защиту окружающей среды и т.п.). 5. Специальная группа исследовательских методов: наблюдение; анкетирование; интервью; изучение специальной литературы и документации; наконец, специально организованный педагогический эксперимент – в практике эколого-культурной деятельности позволяет изучать и устанавливать уровни состояния тех или иных фактов, явлений (например, уровень развития базовых компонентов экологической культуры личности). Данные методы способствуют получению опережающей информации об изучаемом объекте, а также проведению оценочной процедуры, направленной на выявление соответствия исследуемого объекта определенным требованиям. Средства. Рассматривая далее организационно-методический потенциал эколого-культурной деятельности, отметим, что принятые на вооружение методы могут реализоваться лишь в единстве с ведущими её средствами. Под основными средствами эколого-культурной деятельности следует понимать виды деятельности, предметы и приспособления, необходимые для усвоения и развития базовых компонентов экологической культуры личности. Так, к ведущим средствам эколого-культурной деятельности в первую очередь следует отнести: 1. Средства массовой коммуникации: · живое слово; · книги (художественная, документальная, учебная литература); · искусство (театр, кино, музыка, живопись, хореография); · средства массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет) 2. Визуальные (наглядные)средства: · рисунок; · плакаты; · экспонаты; · реликвии; · репродукции; · фотоснимки. 3. Технические средства · звукозаписывающая аппаратура · звуковоспроизводящая аппаратура · видеоаппаратура · проекционная аппаратура; · мультимедийная аппаратура Формы эколого-культурной деятельности. Утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных методов и средств организации эколого-культурной деятельности осуществляется в виде её организационных форм. Форма эколого-культурной деятельности – это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция экологической направленности, ставящая целью развитие базовых компонентов экологической культуры личности. Классификацию форм эколого-культурной деятельности можно представить следующим образом: массовые, групповые, индивидуальные. К массовым формам можно отнести экологические форумы-фестивали, театрализованные представления, праздники, экологические олимпиады, конференции и т.п. К групповым формам относятся семинары, диспуты и дискуссии по экологической проблематике, круглые столы, деловые и ролевые игры, кружки, клубные объединения, экологический театр, экологическая тропа и т.д. Индивидуальные формы работы представляют собой индивидуальные беседы, консультации, интерактивные компьютерные и имитационные игры и т.п. Кроме представленной классификации можно также выделить стабильные и эпизодические формы эколого-культурной деятельности. Стабильные формы: · клубы любителей природы, ландшафтного дизайна и т.д.; · любительские объединения (аквариумистов, орнитологов, пчеловодов, садоводов-любителей и т.д.); · общественные экологические организации («ЭкоДом», «Зеленый мир», «Дети Чернобыля» и др.); · кружки (комнатного цветоводства, флористики, кактусоводства и т.д.); · лектории («Человек и природа», «Экология и мы», «Естественные системы оздоровления» и др.). Эпизодические формы: · тематические вечера («Как прекрасен этот мир!», «Природа в твореньях прекрасных»; «То было раннею весной…»); · информационо-дискуссионные программы («Мы в ответе за тех, кого приручили», «Природные системы оздоровления: «за» и «против»»); · сюжетно-игровые программы («Путешествие в царство лесное», «Кто-кто в теремочке живет?», «По тропе Берендея», «Вердикт природы»); · фестивали (экологического фильма, авторской песни о природе и т.д.); · видеопоказы/фотовыставки («Природы дивный мир», «Остановись, мгновенье…», «Природа в творениях белорусских художников»); · лекции («В.И. Вернадский: учение о ноосфере», «Непознанное в природе»); · праздники («День Земли», «Купалье», «В гостях у Нептуна», «Осень золотая», Праздник урожая и др.); · экскурсии и походы (по экологической тропе, в заказник, заповедники, зоопарк, Национальный парк и т.д.). Знакомство с практикой работы культурно-досуговых и научно-просветительных учреждений по формированию экологической культуры личности, беседы со специалистами позволяют определить предпочтительные,какстабильные, так и эпизодические формы эколого-культурной деятельности, а также выделить те базовые компоненты экологической культуры личности, развитие которых наиболее характерно для того или иного учреждения (табл. 1,2). Таблица 1.
Формы эколого-культурной деятельности (научно-просветительные учреждения)
Таблица 2 Формы эколого-культурной деятельности (культурно-досуговые учреждения)
Основные направления эколого-культурной деятельности в учреждениях культуры РБ.
Библиотеки. Несомненным приоритетом в развитии когнитивного (познавательного) компонента экологической культуры личности обладает такое социокультурное образование, как библиотека. В последнее время в нашей стране библиотека становится важнейшим эколого-информационным центром, со своими специфическими возможностями и особенностями деятельности. Традиционно Министерством культуры, Министерством образования, а также Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь проводятся республиканские смотры-конкурсы, которые акцентируют внимание библиотек на проблемах экологического просвещения, воспитания и информирования населения страны. На сегодняшний день определены основные ориентиры, а также придан целенаправленный характер работе библиотек по этому направлению. Так, с 2003 г. при Центральной научной библиотеке НАН Беларуси открыт экологический информационный центр «Эко-Инфо», главной задачей которого является оперативное и максимально полное удовлетворение информационных потребностей ученых, специалистов, преподавателей, студентов, а также всех, кто нуждается в экологической информации. Центр «Эко-Инфо» осуществляет: справочно-библиографическое обслуживание в режиме «запрос – ответ»; подготовку списков новых поступлений, аналитических обзоров мероприятий по экологической проблематике; организацию тематических выставок и выставок новых поступлений и др. Характерной особенностью последнего времени является то, что библиотеки все чаще выполняют такие функции, которые до сих пор были свойственны в основном клубным учреждениям. На базе городских и сельских библиотек Беларуси нередко объединяются любители природы, инициируя создание детских экологических общественных объединений. Как правило, участники таких объединений активно включаются в деятельность по охране и восстановлению природы родного края, организуют различного рода экологические акции. Часто библиотеками организуются Дни экологической культуры (например, «Земли моей лицо живое»); информационно-познавательные программы («Охранять природу – значит, охранять Родину!», «Земле поклонись, человек»); городские фотовыставки «Путешествие по родному краю»; выставки декоративно-прикладного искусства с использованием природного материала («Рождественская сказка», «Природа и фантазия», «Мусор в рамке»). Музеи. Наряду с библиотеками большими возможностями в деле формирования экологической культуры личности обладают музеи, которым присуще единство как исследовательских, так и просветительно-образовательных функций. В силу своей специфики музей, как никакое иное учреждение социально-культурной сферы, способствует сохранению не только культурного наследия, но также и природной среды. Особый интерес в этом отношении представляют организуемые еще с конца XIX в. музеи под открытым небом – «скансены». Сущность самой новаторской идеи состоит в выходе музея за границы здания – создании музеев, гармоничных с окружающей средой, в которых образовательная функция дополняется досуговой – предложением посетителям отдыха на свежем воздухе. В англоязычном мире музеи такого направления называются «музеями народной жизни» (folk-life) или «музеями под открытым небом» (open air). В Америке используют термин «outdoor» – «музеи на улице». Французскому музеологу Жоржу Анри Ривьеру принадлежит приоритет в теоретическом обосновании термина «экомузей». Он использовал модель музея под открытым небом («скансена») с одним отличием – строения должны оставаться в их оригинальном контексте, без перемещения в специально отведенное место. Одним из фундаментальных принципов экомузея является возвращение в живую среду утраченных явлений, элементов культуры, восстановление связей между прошлым и современностью, жителями и окружающей средой. И главное – сохранение памятника культуры в контексте всего природного и культурного окружения. На постсоветском пространстве экомузеи начали возникать к концу 70-х гг. XX ст. Целью их деятельности явилось отражение развития региона в непосредственной связи с натуральным окружением (первую часть «эко» можно трактовать как связь с природным и одновременно социальным окружением). Основная задача музеев данного направления – разбудить и активизировать интерес людей к социально-экологическим проблемам, в последнее время так остро стоящим перед обществом. По утверждению шведского ученого Ч. Энгстрема, экомузей должен создаваться с учетом экологии – отражать развитие экономической и культурной жизни конкретного региона и ее связи с природным окружением. Работа должна строиться на основе междисциплинарного подхода, поскольку, чтобы выявить и охарактеризовать отношения между природными условиями и техническими, между экономическим и культурным развитием, необходимо использовать достижения различных наук. Работа экомузея также должна носить региональный характер – его деятельность, как правило, охватывает конкретную территорию (регион), которая является одним целым с единством традиций, природного окружения и производственной деятельности. И главное – эта работа должна притягивать к сотрудничеству жителей региона и отражать их стремления к изучению, документированию и интерпретации истории своего края, активному участию в эколого-восстановительной деятельности. Парки. Парк как природно-культурное образование аккумулирует культурный опыт, приобщая к нему людей, он активизирует чувство заботы о природных объектах, формирует адекватное поведение в природной среде. На сегодняшний день при решении острейших экологических проблем парки могут сыграть очень важную, если не решающую, роль, ибо они являются основными стабилизаторами экологической ситуации в городах, представляя собой деятельностную модель системы, которая наиболее близка человеку и наиболее устойчива в экологическом смысле. Эта система служит местом не только воспитания заботливого отношения к окружающей природной среде, но и самым непосредственным образом помогает включиться в конкретную деятельность по сохранению, защите, восстановлению этой среды. Парк отличается от иных учреждений социокультурной сферы тем, что его функции самым непосредственным образом связаны с природной основой. В целях рекреационных процессов функции парка реализуются через включенность человека в природную среду, ландшафт, парковую архитектуру. Принимаются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности: рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, месторасположение, – оцениваемые с позиций как оздоровления человека, так и его обращения к чувству прекрасного. Структурно парк культуры и отдыха как социально-культурный центр – это множество зон и секторов: площадка для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зона аттракционов, детский городок, игровая площадка, спортивный сектор, танцевальная площадка, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни и др.), зеленый парковый и лесной массив, водоемы. Данный потенциал позволяет паркам вести активную работу по формированию экологической культуры личности, предоставляя широкие возможности для реализации богатейшего арсенала форм, средств и методов социально-культурной деятельности экологической направленности. Так, на парковой эстраде организуются концерты мастеров искусств, конкурсы и фестивали авторской песни о природе; в зеленом театре – представления экологических театров или выступления агитбригад; в выставочных павильонах – выставки экологической фотографии, детских тематических рисунков или выставки произведений и поделок из природного материала; в детском городке разыгрываются экологические викторины, конкурсы загадок, пословиц и поговорок, стихов и песен о природе; на игровых площадках организуются экологические сюжетно-игровые программы; в киноцентре – демонстрация документальных, научно-популярных, а также художественных фильмов на экологическую тему. Учреждения клубного типа. Клубные учреждения являются в первую очередь социальными учреждениями. Это означает, что их деятельность направлена на решение различных социальных вопросов (в том числе социально-экологических), имеющихся в регионе, предложение новых моделей образа жизни. Клуб, клубность рассматривается как особый способ общения, взаимоотношения людей с целью удовлетворения потребности в получении экологических знаний, приобретения навыков рационального природопользования, изучения этических и нормативно-правовых основ взаимодействия человека с миром природы и т.п. В этом качестве клубные учреждения в последнее время в Беларуси активно трансформируются в региональные Центры культуры, Центры народного творчества, Дома ремесел и т.п. Ярким примером такой трансформации может служить создание первого в республике (и пока единственного) эколого-культурного центра д. Козенки, который находится в ведении отдела культуры Мозырского районного исполнительного комитета (Гомельская обл.). Спектр деятельности центра достаточно разнообразен. Это прежде всего музейная и выставочная работа по созданию естественнонаучных коллекций с целью экологического просвещения детей и подростков, направленного на сохранение эколого-культурного наследия Полесского региона; формирование основ экологической культуры посетителей центра; пропаганда охраны и сохранения региональных природных ресурсов, развитие экологического туризма и т.д. В отчетной документации центра представлено более 120 тематических экологических программ, акций, семинаров, конкурсов, фестивалей и праздников, в которых ежегодно принимают участие более 2000 человек. Осуществляется международное сотрудничество по обмену опытом в области экологии и культуры; к активному сотрудничеству привлекаются деловые партнеры региона в лице различных организаций и учреждений. Эффективной формой эколого-культурной деятельности является создание экологических клубных объединений. Определение «клубное» связано не просто с указанием места действия, но заключает в себе информацию о клубном характере самой детской (подростковой, молодежной) организации: ее культурном назначении, добровольности, общедоступности, самодеятельности и других признаках именно клубного характера. В свете сказанного клубными оказываются объединения, созданные не только при клубах (Домах, Дворцах, центрах культуры), но и при музеях, библиотеках, учебных заведениях, общественных организациях.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |