Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-технологические основы игровой деятельности 8 страница




· совершенствование личного профессионального уровня;

· создание условий безопасности здоровья участников любительского коллектива во время репетиционных, концертных выступлений и концертных поездок, поддержание положительного морально-психологического микроклимата, обеспечение дисциплины и порядка в коллективе.

Для постановочной и консультационной работы в любительском коллективе руководитель любительского коллектива с согласия учредителя любительского коллектива имеет право приглашать балетмейстеров, хормейстера, концертмейстеров, режиссеров, композиторов, художников и других специалистов.

Также руководитель любительского коллектива несет ответственность за соблюдение и рациональное использование материальных ценностей, используемых в любительском коллективе.

В объеме рабочего времени руководителя любительского коллектива учитывается:

- проведение индивидуальных, групповых и коллективных репетиционных занятий,

- учебно-творческая, организационно-творческая, концертно-сценических работа с коллективом, выставочная деятельность,

- самоподготовка, работа со специальной литературой,

- подбор репертуара, музыкального, драматургического материала, аранжировка, обработка, перевод музыкальных произведений, выписка партий, подготовка партитур, сценариев, составление композиций танцев,

- участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках и другое.

Условия оплаты труда руководителя любительского коллектива определяются законодательством.

Формой самоуправления в любительском коллективе выступает художественный совет, который действует с целью координации организационной, учебно-творческой и концертной деятельности и состоит из участников этого коллектива. Художественный совет любительского коллектива избирается путем голосования на общем собрании членов любительского коллектива большинством голосов от общего числа участников любительского коллектива. Следовательно, необходимо ход общего собрания протоколировать и протокол хранить вместе со всей документацией.

Любительский коллектив представляет собой самостоятельную художественно-организованную систему, неотъемлемой частью которой (для подготовки концертных программ, спектаклей, выставок, других культурных мероприятий и художественно-эстетического развития личности) является учебно-творческая и репетиционная деятельность любительского коллектива. Учебно-творческая и репетиционная деятельность в любительском коллективе строится с учетом специфики жанра и вида художественной деятельности, степени развития исполнительского мастерства членов коллектива, уровня их творческого потенциала, особенностей репертуара и др. Содержание учебно-творческой и репетиционной деятельности любительского коллектива носит плановый характер, определяется целеустремленностью, сочетанием различных видов занятий (индивидуальных, групповых, коллективных) и заключается в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками в определенном виде искусства.

План учебно-творческой и репетиционной деятельности любительского коллектива готовится, как правило, на период с сентября по август.

Коллективные репетиционные занятия в любительском коллективе проводятся систематически, как правило, не реже двух раз в неделю и не менее чем по два учебных часа (учебный час - 45 минут).

Результатом учебно-творческой и репетиционной деятельности является концертная и выставочная деятельность, которая состоит из:

· проведения концертных выступлений, выставок, показа спектаклей, фильмов, участия в других мероприятиях с целью демонстрации творческих достижений участников коллектива;

· участия любительского коллектива в районных, городских, областных, региональных, республиканских и международных смотрах, конкурсах, фестивалях и выставках.

Среди показателей положительной итоговой учебно-творческой, репетиционной, концертной и выставочной деятельности любительского коллектива определяют:

для любительских коллективов первого года существования:

- активное участие в мероприятиях, проводимых учредителем;

- проведение отчетного концерта, спектакля, представления, демонстрация фильма, выставки за год;

для любительских коллективов второго и последующих лет существования:

- активное участие в мероприятиях, проводимых учредителем;

- проведение концертной и выставочной деятельности не реже одного раза в два месяца, при этом для взрослых коллективов продолжительность концертного выступления, спектакля, фильма, представления должно быть не менее 30 минут, для детских коллективов – не менее 15 минут;

- проведение отчетного концерта, спектакля, представления, демонстрация фильма, выставки за год с учетом восстановления репертуара или выставки не менее чем на 15-20% ежегодно.

По итогам концертного и выставочной деятельности любительский коллектив может награждаться дипломами, грамотами, ценными призами, подарками, премироваться, выдвигаться на присвоение звания «народный (образцовый) любительский коллектив Республики Беларусь», звания «Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь" в соответствии с законодательством [1, 2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Аб зацвярджэннi Палажэння аб народным (узорным) непрафесiйным (аматарскiм) калектыве мастацкай творчасцi ў Рэспублiцы Беларусь. Пастанова Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь ад 6 лістапада 2008 г. № 38 Режим доступа: http://www.kultura.by/page/narmaty-nyya-pravavyya-akty-m-n-sterstva-kultury-respubl-k-belarus. – Дата доступа: 01.12.2012.

2. Аб зацвярджэннi Палажэння аб парадку надання звання “Заслужаны аматарскi калектыў Рэспублiкi Беларусь”. Пастанова Савета Міністраў Рэспублікі Беларусь ад 2 лістапада 2001 г. № 1609 ” – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001 г. – № 105 – 5/9332.

3. Громов, А.В. Неформалы: кто есть кто? / А.В.Громов, О.С. Кузин. – М.: Мысль, 1990. – 271 с.

4. Клубы по интересам и любительские объединения в публичных библиотеках: от замысла к воплощению: информационно-методический обзор / ГУ «Витебская областная библиотека им. В. И. Ленина», Отдел библиотековедения; [сост. М. В. Анегдина]. – Витебск, 2012. – 27 с.

5. Культуротворческие технологии: учебно-методическое пособие для студентов отделений очного и заочного обучения / сост. Ф.Х. Попова. – Тюмень, РИЦ ТГАКИ, 2008. – С. 74-100.

6. Об утверждении Положения о непрофессиональном (любительском) коллективе художественного творчества в Республике Беларусь: Постановление Министерства культуры Республики Беларусь, 26 сентября 2008 г., № 34 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – №2008 г. – № 252. – 8/19650.

7. Положение о любительском объединении, клубе по интересам: Утв. 13.05.1986 г.; № 05/15-38 // Культурно-просветительная работа. – 1986. – № 8. – С. 26-28.

8. Сайт Мир словарей. – Режим доступа: http://mirslovarei.com. – Дата доступа: 01.12.2012

9. Сафонова, Л.В. Социальные технологии в сфере сервиса и туризма: учеб. пособие для вузов / Л.В. Сафонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 128 с.

10. Смирнова, Е.И. Клубные объединения: учеб. пособие для институтов культуры / Е.И. Смирнова. – М.: Просвещение, 1977. – 158 с.

11. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие /под. науч. ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина, 2007. – 512 с.

12. Триодин, В. Клубные объединения, клуб, клубное учреждение. /В. Триодин // Культурно-просветительная работа. – 1981. – №2. – С. 29-32.

13. Туев, В.В. Технология организации инициативного клуба: учеб. пособие для вузов искусств и культуры / В.В. Туев. – М.: МГУКИ, 1999. – 250 с.

14. Куприянов, Б.В. Роль и место клуба в дополнительном образовании / Б.В. Куприянов //Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 5. – С. 3-8.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В работах каких авторов понятия «любительский коллектив» и «клуб по интересам» рассматриваются как культурологические и педагогические феномены?

2. Какое родовое понятие объединяет дефиниции «любительское объединение» и «клуб по интересам»?

3. Какие цели деятельности непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества можно выделить?

4. Какие основные классификации любительского творчества можно назвать?

5. Назовите этапы технологии создания любительского коллектива художественного творчества?


СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Сегодня значительная часть населения (как взрослых, так и детей и подростков) испытывает различного рода социальные и физические трудности – экономические проблемы, падение интереса к учебе, саморазвитию и самосовершенствованию, отставание в психическом и физическом развитии, проблемы в сфере коммуникации, хронические заболевания, инвалидность. Наличие различного рода ограничений и проблем, связанных со старением и инвалидностью, нередко сопровождаются снижением уровня культурной активности человека. Это касается всего многообразия ее проявлений: культуры правовой и коммуникативной, личностной и общественной, эстетической и нравственной, экологической, физической, сексуальной.

Поэтому социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер в общественной практике СКД.

Социокультурная реабилитация рассматривается как деятельность в свободное время, учитывающая психофизиологические проблемы личности и направленная на разрешение этих проблем.

Основным объектом социально-культурной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети и взрослые инвалиды, лица пожилого возраста и одинокие пенсионеры, дети-сироты и воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи и другие.

Значительную часть этих людей объединяет принятое по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанное с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты с окружающей социальной средой, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально- культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально- культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально- демографических характеристик.

Когда говорят о социально ослабленных или незащищенных слоях населения, имеются в виду не только ограничения, по разным причинам, трудоспособности этих людей, но и ограничения или отклонения от норм их доступа к духовным благам, их социально – культурного функционирования, постоянная или временная утрата ими возможности или способностей к активному участию в многообразных видах социально--культурной деятельности. Следовательно, в основе социально – культурной деятельности общества должна постоянно находиться забота о реабилитации и поддержке этой внушительной массы людей, о преодолении, компенсации существующих в их повседневной жизни ограничений и отклонений.

Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц с ограниченными возможностями - это комплекс мероприятий и процесс, направленный на помощь этим группам населения в достижении оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, необходимого уровня культурной компетенции и удовлетворения культурно – досуговых потребностей. Профессионально организованная социально-культурная реабилитация обеспечивавет им возможность для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.

В более узком смысле под социально-культурной реабилитацией личности подразумевается адресная, личностная помощь этому человеку, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого человека резервов и возможностей, в конечном счете помогут ему интегрироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве.

В отличие от процесса первоначального формирования социально-культурных умений и навыков у людей с ограниченными возможностями, который называют абилитацией, социально – культурная реабилитация означает восстановление, возмещение утраченных ими способностей и возможностей самоутверждения и самореализации в различных видах досуга и творчества.

В стране функционирует разветвленная инфраструктура учреждений и организаций, предназначенная для социальной, и в частности социально – культурной, реабилитации людей с нарушениями и ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Она включает в себя службы социальной защиты и социального обеспечения, входящие в систему исполнительных органов власти, центры социального обслуживания и социальной, в том числе экстренной психологической, помощи, реабилитационные центры, центры восстановительного лечения и творчества, специализированные учреждения интернатного типа – интернаты и пансионаты, детские дома и специализированные школы; советы ветеранов и общественные объединения и организации инвалидов (общества инвалидов, общественные фонды и ассоциации социальной поддержки; клубы, Дома культуры и библиотеки).

Содержание социально-культурной реабилитации составляет целый ряд компонентов, имеющих важное значение для преодоления социальной недостаточности инвалидов, людей пожилого возраста, детей с ограниченными возможностями и других категорий населения [1].

Информационно-познавательную, просветительную составляющую характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружающего мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни. Одновременно это означает и устранение недостатков как существующего отношения общества к инвалидам и лицам пожилого возраста, так и их отношения к обществу, изменение нравов, политики, быта, менталитета в сфере межличностных и социальных отношений.

Досуговая и творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечение их книгами, журналами, газетами, социальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещение театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

В зависимости от индивидуальных возможностей целесообразно создать все необходимые условия для творческой самореализации и самоутверждения лиц пожилого возраста, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей и взрослых с выраженным и полным физическим бессилием.

Коррекционная составляющая предполагает полное или частичное устранение или компенсацию с помощью социально-культурных занятий ограничений жизнедеятельности и развития личности, преодоление возможных педагогических, воспитательных упущений.

Здесь речь идет о целом ряде позитивных факторов, влияющих на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности. Это и коррекционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности индивида в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды.

Лечебно-оздоровительная составляющая рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижения соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья.

Эмоционально-эстетическая составляющая включает эстетическое освоение человеком с ограниченными возможностями окружающего мира, формирование у него способности творить по законам красоты, положительное эмоциональное воздействие среды и занятий на его чувства и переживания, что приносит ему большое удовлетворение и существенно изменяет образ его жизни.

Социально-культурные технологии, входящие в систему духовной реабилитации личности включают в себя три взаимосвязанных компонента:

1. компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как полноправному представителю той или иной социокультурной досуговой общности;

2. компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся микросоциальным окружением;

3. компонент, обеспечивающий включенность личности в образовательные информационные, творческие, оздоровительные и другие социально-культурные процессы.

Принципы реабилитационной работы:

1. Принцип единства диагностики и реабилитации.

Началу осуществления реабилитационной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического исследования, который проводится психологом. Психолог составляет первичное заключение и формулирует цели и задачи реабилитационной работы. На основании заключения психолога социальный работник (педагог) определяет необходимые методы работы.

2. Принцип дифференцированного подхода к отдельным лицам и социальным группам.

Дифференциация подходов к разрешению социокультурных проблем различных групп людей и инвалидов проводится на основе учета целого ряда факторов: индивидуальные и культурные потребности, адресность предоставления образовательных, развлекательных, оздоровительных и других услуг, обеспечение информированности всего населения о положении инвалидов и пожилых людей, об их правовых гарантиях и возможности получения ими необходимой помощи и услуг.

3. Принцип системности.

Реализация принципа системности в реабилитационной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в развитии личности. Он предполагает всестороннюю проработку решений и предпринимаемых действий, анализ возможных альтернатив, координацию усилий специалистов различного профиля, оценку возможных последствий осуществляемых культурно-терапевтических, реабилитационных технологий.

4. Деятельностный принцип реабилитации.

Суть его заключается в том, что генеральным способом реабилитационного воздействия является организация активной деятельности личности, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности.

Методы реабилитационной работы:

Одним из самых распространенных методов социокультурной реабилитации является арттерапия.

В последние годы арт-терапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных уч­реждениях и дает положительные результаты. Многочисленные научные работы, связанные с изучением терапии искусством и показывающие ее эффективность, перспектив­ность в области медицины, общей, специальной пси­хологии, придают ей статус целого научного направления.

Таким образом, сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструи­ровании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельно­сти, а также создании новых позитивных переживаний, рождении творческих потребностей и способов их удовлетворения.

Основными функциями арт-терапии являются:

1. катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);

2. ре­гулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

3. коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки) [2, c. 24-25].

В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразитель­ном, театрализованно-игровом, художественно-речевом).

Следовательно, целью арт-терапии является — гармоническое развитие индивида; расши­рение возможностей его социальной адаптации посредством искус­ства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде [3].

Очевидными преимуществами арт-терапии является то, что:

1. Каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

3. Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявляются в повседневной жизни.

4. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Музыкотерапия представляет собой метод, в котором музыка используется в качестве средства реабилитации [4]. Музыкотерапия активно используется в реабилитации эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении и при коммуникативных затруднениях.

Выделяют два вида музыкальной терапии – активную и пассивную музыкотерапию.

Активная музыкотерапия – терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность, проявляющаяся в виде:

• сочинения музыки (фантазирования);

• воспроизведения музыки;

• импровизации с помощью голоса;

• импровизации с помощью музыкального инструмента.

Пассивная музыкотерапия – терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющаяся в виде:

• музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки);

• музыкального реагирования (направленного па достижение катарсиса);

• музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение).

Библиотерапия рассматривается как специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Выделяют три основные функции библиотерапии:

1) библиоведческая(библиотерапия для больных должна играть роль фактора, отвлекающего от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания);

2) психотерапевтическая (библиотерапия является компонентом психотерапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психических больных; проводится врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря);

3) вспомогательная, а в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).

Сказкотерапия – метод, в котором для интеграции личности, развития ее творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром используется сказочная форма. Сказкотерапия в реабилитационной деятельности является одним из ведущих видов и способов психотерапевтического, психологического и педагогического влияния на личность ребенка. Это лечение сказкой, книгой, образом, искусством. Через сказку ребёнок познаёт мир. Метод сказкотерапии основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации.

Выделяется несколько направлений, особенно актуальных в реабилитационной работе с детьми:

  • психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;
  • обретение свободного опыта общения через ролевое действие сказочного героя у детей-инвалидов с трудностями общения;
  • формирование творческого потенциала ребенка через сказки;
  • преодоление чувства страха и неуверенности через сочинение сказочных сюжетов и их драматическое проигрывание.

Сказкотерапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Она учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.
Использование сказок для коррекции негативных состояний и проявлений у детей направлено на формирование отношения к персонажу, действие на эмоциональном уровне; проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации; идентификацию собственного «я» с тем или иным персонажем; удовлетворение потребности в познании волшебных загадочных явлений жизни; коллективное участие в совместном действии; приобщение к жанрам народной художественной культуры.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии.

Природотерапия – это направление в реабилитации детей посредством общения с природой. В настоящее время доказано, что общение с природой оказывает терапевтическое воздействие на человека. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья.

Выделяют также близкий по содержанию к природотерапии метод гарденотерапии.

Гарденотерапия – от англ. garden (сад, растения), терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями. Это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.

Коррекционные возможности гарденотерапии:

• развитие познавательной активности;

• коррекция эмоциональной сферы;

• расширение функциональных возможностей кистей рук;

• развитие элементов трудовых навыков.

• элементы гарденотерапии в различных видах деятельности:

• работа с растениями в кабинете гарденотерапии и на участке;

• специально организованные занятия с детьми в отделениях (5-16 лет);

• ИЗО деятельность с использованием растительных материалов.

В настоящее время при реабилитации пациентов, страдающих психоневрологическими заболеваниями, очень перспективной является анималотерапия (animal [англ.] – животное + терапия) - направление терапии, использующее животных и их образы для оказания психотерапевтической и медицинской помощи. Этот вид терапии известен людям уже не одну тысячу лет. Особенно распространенными являются ипотерапия (терапия при помощи лошадей) и дельфинотерапия.

Перечень заболеваний, по которым проводится реабилитация посредством верховой езды, не ограничен:

• нарушения опорно-двигательного аппарата (детский церебраль-ный паралич, травмы спины и др.),

• остеохондрозы, радикулиты;

• сколиозы 1 - 2 степени;

• нарушения умственного развития различной этимологии (задерж-ка психического развития, олигофрения, синдром Дауна и др.);

• речевые нарушения;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.