Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-технологические основы игровой деятельности 9 страница




• психические заболевания (шизофрения, аутизм, поведенческие расстройства и др.);

• сердечно-сосудистые заболевания;

• комплексные нарушения развития и др. заболевания.

Дельфинотерапия имеет два способа взаимодействия:

1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов. В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и дельфинов.

2. Специально организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста, где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется поставленной цели.

В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - все зависит от конкретного запроса клиента и специалиста, который будет помогать клиенту реализовать его запрос и управлять терапевтическим процессом.

Понятие и виды игротерапии.

Важное значение для сохранения здоровья человека имеет психоэмоциональное равновесие, избавление от чрезмерных отрицательных эмоций. Поэтому целесообразно проводить активизацию психоэмоциональной сферы человека методами рациональной психотерапии, основное назначение которой - в формировании позитивного, оптимистичного отношения к жизни.

Мощным регулятором эмоций являются контакты с друзьями, общение с природой, искусством, включение личности в интеллектуальную, двигательно-оздоровительную деятельность, занятие художественным и техническим творчеством, зрелищно-игровые действия. Игра способствует выравниванию эмоционального состояния, оказывает благотворное воздействие на личность, формирует бодрое настроение, раскрывает и совершенствует индивидуальную особенность человека, ведет к самовыражению, самоутверждению и предотвращает развитие нервно-психических нарушений.

Смягчение и ослабление отрицательных эмоций достигается с помощью эмоционального переключения, что возникает в результате любимого занятия. Кроме того, благодаря участию в игровой деятельности происходят накопление опыта, знаний, умений, совершенствование творческих сил, приобщение человека к культурным ценностям и формирование у него полезной мотивации, а также мнений, взглядов. Игровая терапия не только усиливает и продолжает положительные эмоции, но и дает человеку возможность в будущем самостоятельно предупреждать возникновение психологических срывов.

Все вышесказанное позволяет выделить игру как важное средство реабилитации и коррекции личности в социокультурной сфере. Игротерапия - специально направленная система игр, которая позволяет корректировать развитие личности и препятствовать формированию в ее развитии негативных психических состояний.

Директивная и недирективная игротерапия

Директивная (направленная) игротерапия предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм.

В направленной игротерапии взрослый — центральное лицо в игре — берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения. Примером директивной терапии можно считать облегчающую психотерапию Леви (1933). Для такого подхода характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.

Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

1. Расширение репертуара самовыражения ребенка.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Коррекция отношений в системе «ребенок — взрослый».

В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации.

Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.

Цель игры в недирективном подходе — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи. Существуют следующие принципы такой игротерапии:

— непринужденные дружеские отношения с ребенком;

— игротерапевт принимает ребенка таким, какой он есть;

— игротерапевт добивается того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более открыто и раскованно;

— игротерапевт должен в кратчайшее время понять чувства ребенка и попытаться обратить его внимание на себя самого;

— ребенок — хозяин положения;

— нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

— терапевт вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

— терапевт — зеркало, в котором ребенок видит самого себя.

Выделяют два уровня участия игротерапевта в коррекционном процессе: пассивный и активный.

Пассивное участие игротерапевта:

· Безусловное принятие клиента игротерапевтом.

· Установление доверия между ними.

· Следование игротерапевтического процесса за ребенком.

· Неускорение этого процесса.

Активное участие игротерапевта:

· Формирование отношений.

· Рефлексия собственных ощущений.

· Внесение определенных ограничений и запретов.

Последнее особенно важно, так как эта система ограничений необходима, чтобы обеспечить ребенку максимальную свободу. Ведь помимо заранее оговоренных запретов, он не подвергается никаким ограничениям. Прежде всего ребенку запрещается наносить вред другим детям и себе.

Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии.

Одной из наиболее существенных причин все более широкого распространения этой игровой терапии является неудовлетворенность психологов-практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного метода. Синтез наиболее удачных приемов игротерапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

В процессе игровой терапии решаются следующие конкретные задачи:

— вызываются у ребенка новые формы переживаний;

— воспитываются позитивные чувства к взрослым, сверстникам, самому себе;

— развиваются система самооценки и самосознание, повышается уверенность в себе;

— развиваются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности.

В процессе игровой терапии ребенок должен получить необходимый для его эмоционального благополучия опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, отношений, основанных на уважении и признании авторитета и самооценки ребенка.

Характеристика этапов процесса игротерапии.

Необходимо выделить несколько этапов в коррекционной работе. На первом этапе проведения коррекционной работы средствами игротерапии нужно изучить особенности социума, т.е. провести его диагностику. Программа исследования разрабатывается в зависимости от особенностей социума. Кроме того, изучаются и учитываются культурные интересы и потребности личности, динамика ее ценностных ориентаций в сфере отдыха. На данном этапе работы необходимо консультироваться с родителями, воспитателями, классными руководителями, медиками, психологами по выяснению индивидуальных особенностей личности.

На втором этапе идет процесс определения приоритетных целей и содержания деятельности в каждом конкретном социуме, отбор игр, раздаточных материалов, магнитофонных записей, изготовление необходимого реквизита. Часто обособленные игры собираются в специальные игровые сценарии, игровые спектакли, зрелищно-игровые действия.

В разработке таких сценариев принимают участие представители социума, то есть молодые люди, дети, семья. Иногда сценарии адресуются 2-3 человеком, то есть создаются индивидуальные сценарии, учитывающие конкретные ситуации. Следует заметить, что большую роль в обеспечении совместного творческого процесса в социуме играет начальный этап работы - установление контакта с людьми (внимание, такт, выдержка). Работать рекомендуется в группе, насчитывающей 6-8 человек; это позволяет терапевту более дифференцированно подойти к каждому из них.

В коррекционной работе можно использовать следующие виды игр: подвижные, интеллектуальные; особенно следует обратить внимание на игры-драматизации или ролевые игры, которые дают возможность их участникам опробовать себя в разных ролях. В ролевых играх можно проявить больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, при использовании игрового реквизита, предметов-символов. В процессе игры происходит столкновение разных замыслов и взглядов, а также вырабатывается умение сочетать свои интересы с интересами тех, кто играет. Выступая в той или иной роли, участник должен иметь довольно четкие представления о персонаже, которого он представляет, о его действиях, поступках, моральных качествах. В соответствии с этим у него возникают мотивы определенного поведения. В процессе игры можно поменяться ролями.

В семье, например, можно разыграть с членами семьи различные жизненные ситуации, не навязывая им готовых схем поведения, а попытаться вместе с ними искать самый удачный выход из тех или иных ситуаций. Это будет содействовать установлению здорового психологического климата в семье, поддержанию которого способствует игровая деятельность.

Третий этап - проведение игровых коррекционных занятий. На данном этапе важным моментом является психологический настрой человека на участие в игре. Поэтому особое внимание следует уделить оформлению игрового пространства, музыкальному сопровождению, стилю работы терапевта. Необходимо подчеркивать при этом, что алгоритм любой игры включает следующие моменты: начало игры, вступление в игру, ход игры, подведение ее итогов. Игротерапевт, ведущий игры на всех четырех стадиях игры, создает условия для выявления самодеятельности, активности, творчества тех, кто играет. Творчество в игре - это изменение ее сюжета, придумывание новых игровых комбинаций. Очень важными моментами в проведении сеансов игровой терапии являются игровая задача, игровое действие. Игровая задача в конкретных играх должна быть построена на умении наблюдать, слышать, прислушиваться к звукам, запоминать цвет, чувствовать запахи, то есть давать толчок для развития участников игры. В игровых сценариях необходимо чередовать игры умственной активности с играми подвижными, т.е. максимально расширять разнообразные формы игры. Во время проведения игротерапии рекомендуется использовать сюрпризные моменты, т.е. неожиданное появление любимых героев, оригинальный реквизит, призы, вознаграждение. Атмосфера юмора, шутки, веселья в игре помогает улучшить психическое состояние, избежать отрицательных эмоций. Объяснение игры должно быть простым и четким. В зависимости от аудитории игра моделируется, то есть упрощаются или усложняются ее содержание, правила, игровое действие. Степень сложности выполнения игрового действия является важным моментом в проведении игротерапии. Условием избавления от некоторых психических состояний является внушение участнику игры уверенности, веры в свои силы, в свою способность преодолеть препятствия в игре. Педагог должен постоянно отмечать любой, даже самый незначительный успех участника игры. Всякое новое игровое действие не должно оставаться незамеченным. Все это обязательно нужно поощрять, особенно у людей неуверенных в себе, застенчивых, обидчивых и т.д. И наконец, следует обращать внимание на продолжительность игры. Нельзя резко прерывать, заканчивать игру. Важно учесть реакцию, увлеченность тех, кто играет, постепенно выводить их из игрового взаимодействия и общения.

Четвертый этап - анализ результатов практического проведения игротерпии. Обзор проделанной работы по игротерпии проводится на каждом из перечисленных этапов. Это позволяет организаторам, социальным педагогам вносить изменения в организацию терапевтических сеансов, обновлять содержание игры, по-новому конструировать сценарии, менять музыкальное сопровождение, темы проведения игр, сочетать игры с другими художественными средствами, регулировать взаимодействие между партнерами, избегать конфликтных ситуаций во время непредвиденного прохождения игрового процесса.

В ходе подготовки и проведения игровых занятий надо учитывать следующее:

I. Специфичность обстановки. Ребенок попадает в не совсем обычную для него обстановку, хотя занятия проводятся в типичной комнате для игр, где имеется набор знакомых игрушек, столы, стулья, краски, пластилин. Необычность состоит в том, что все это поступает в полное распоряжение ребенка. Выбор остается за ним, отсутствуют нормативы, инициатива принадлежит ребенку.

2. Специфичность контакта. Ребенок попадает в совершенно новую ситуацию: меняется отношение к нему со стороны взрослого; никто его не поучает, не оценивает.

3. Безоговорочная симпатия и участие к ребенку. Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрыться, "выплеснуть" наружу свои проблемы. Ему необходимо эмоциональное тепло и поддержка, которые являются важнейшим условием работы.

Основная задача терапевта — развивать в группе психологический климат безопасности, в котором постепенно проявляется свобода выражения личности и усиливается ее защищенность. В таком психологическом климате проявляются многие чувственные реакции каждого ребенка в отношении других и в отношении себя самого. Из этой свободы выражения реальных чувств — как позитивных, так и негативных,— развивается взаимное доверие. Дети могут слушать друг друга, в большей степени учиться друг у друга. Развивается обратная связь от одной личности к другой, так что каждый участник узнает, каким его видят другие и каково его влияние в межличностных отношениях. С этой большей свободой и улучшенной коммуникацией возникают новые идеи, понятия, направления. Новшество становится желаемой, а не угрожающей возможностью. А все приобретенное в групповом опыте имеет тенденцию к временному или постоянному переносу на отношения в послегрупповом опыте.

Ярко окрашенные переживания создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную ситуацию, на самого себя, на близких людей, на всю систему своих отношений, на свою деятельность. Переворот в сознании, распределение и перестройка элементов сознания и самосознания, достраивание сознания — все это результат острых эмоциональных переживаний, которые достигаются в игротерапевтическом процессе.

Сегодня в психологической и педагогической науках идет поиск конкретных технологий, способствующих нормализации психоэмоционального здоровья людей. Не претендуя на абсолютную истину в решении этой проблемы, мы обозначили только некоторые ее аспекты, а именно нормализацию психоэмоционального состояния личности средствами социокультурной реабилитации.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Дайте определение понятию «Социокультурная реабилитация».

2. Охарактеризуйте принципы реабилитационной работы.

3. Назовите и охарактеризуйте методы реабилитационной работы.

4. Каковы были основные предпосылки развития современной арт-терапии?

5. Определите сущность и содержание понятия «арт-терапия».

6. Определите терминологическое поле арт-терапи.

7. Перечислите основные цели и задачи арт-терапии.

8. Назовите основные функции арт-терапии.

9. Раскройте сущность индивидуальной и групповой арт-терапии.

10. Назовите и охарактеризуйте виды музыкальной терапии.

11. Дайте определение понятия "игротерапия".

12. Дайте определение и характеристику основных видов игротерапии. 13. Охарактеризуйте этапы проведения игротерапевтических занятий.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга /Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. – 256 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская.– М.: Академия, 2001.– С. 23-28, 165-179, 183-188

3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / Пер. с англ. М. Злотник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с.

4. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия: история и перспективы/ С.В.Шушарджан. – М.: Владос, 2005. – 192 с.

 

ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ

В настоящее время назрела необходимость создания новой модели педагогического пространства, обеспечивающего эффективность процесса формирования экологической культуры личности на основе принципиально новых образовательных и методических установок. Так, огромным потенциалом кумуляции и трансляции экологических знаний, формирования ценностных ориентаций личности и её эколого-нравственных установок располагает социокультурная деятельность как специфическая отрасль педагогических знаний. В настоящее время несомненную актуальность приобретает экологическая направленность социокультурной деятельности, ориентированная на поиск интерактивных технологий в организации процесса формирования экологической культуры личности в учреждениях социокультурной сферы.

Сущность понятия. Сущность эколого-культурной деятельности состоит в развитии эколого-познавательных потребностей и запросов личности, актуализации ее социально-экологической активности и творческого потенциала, создании условий для наиболее полной самореализации.

Однако прежде чем представить специфические особенности эколого-культурной деятельности, ее сущность, основные принципы, методы, а также формы и средства её организации в условиях деятельности учреждений социокультурной сферы, рассмотрим само понятие «экологическая культура личности».

Понятие «экологическая культура» вошло в общественную науку и практику в конце 80-х гг. XX в. и отражало определенный вид общественных отношений, а именно отношения между человеком (обществом) и природой. Экологическая культура сегодня выступает условием осмысления человеком своего места в мире, определяет характер и качественный уровень связей между человеком и социоприродной средой, проявляющихся в системе ценностных ориентаций, мотивирующих экологически обоснованное поведение и реализующихся во всех видах человеческой деятельности, связанных с познанием, использованием и научно обоснованным преобразованием природы и общества.

В структуре экологической культуры личности выделяются шесть основных компонентов:

- когнитивный (познавательный) (приобретение и усвоение знаний об окружающей среде);

- аксиологический (признание самоценности любого члена биотического сообщества);

- морально-нравственный (отражение нравственного императива – представлений, социальных нормы и правил, регулирующих поведение личности в окружающем мире);

- нормативно-правовой (усвоение правовых (юридических) норм природопользования, правил поведения в окружающей среде);

- эмоционально-чувственный (развитие чувственности и эмоциональной отзывчивости как главной характеристики внутренних процессов, способствующих превращению общечеловеческих норм во взаимоотношении с природой в личные убеждения);

- деятельностный (готовность к эколого-сообразному типу поведения и деятельности в условиях социоприродной среды).

Специфические особенности эколого-культурной деятельности.

Специфические особенности эколого-культурной деятельности, организуемой в учреждениях социокультурной сферы:

а) многообразие эффективных подходов, методов, средств и форм;

в) недерективный характер обучения и воспитания;

г) приоритет личности обучающегося, его внутреннего мира, запросов и интересов с целью индивидуализации и дифференциации процесса формирования экологической культуры;

д) неразрывная связь обучения с практикой социокультурной деятельности (проверка полученных результатов обучения на практике в условиях социоприродной среды);

е) достижение быстрых практических результатов и решение конкретных социально-экологических проблем.

Функции эколого-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как научная теория обладает определенными функциями; через них она реализует свою социальную сущность. Если исходить из положения, что теория социально-культурной деятельности сформировалась и сложилась на стыке многих социально-гуманитарных наук, среди которых особенно выделяются прикладная культурология и педагогика, то и функции этой деятельности, их содержание и проявления также определяются влиянием этих научных дисциплин.

Не останавливаясь на общей характеристике функций социально-культурной деятельности, которые достаточно глубоко исследованы и представлены в специальной научной литературе, рассмотрим, каким образом функции СКД регулируют эффективность формирования экологической культуры личности. Каждую из функций мы будем рассматривать с точки зрения того, каким образом она влияет на развитие базовых компонентов экологической культуры личности в учреждениях социокультурной сферы. Данный подход позволяет нам рассматриваемые функции представлять как функции эколого-культурной деятельности.

1. Информационно-просветительная функция. В основе информационно-просветительной функции лежит накопление, хранение и распространение экологической информации; удовлетворение разнообразных индивидуальных интересов, запросов и предпочтений личности в области экологии; формирование эколого-познавательных потребностей; приобретение определенной системы знаний, а также их обновление.

2). О бразовательно-развивающая функция. Реализация данной функции предоставляет возможность решения эколого-развивающих, образовательных и воспитательных задач в ходе освоения человеком как социокультурной, так и природной среды. Благодаря использованию богатого психолого-педагогического потенциала специфических форм, средств и методов работы, практически обеспечивается развитие всех выделенных нами компонентов экологической культуры личности: когнитивного, аксиологического, морально-нравственного, эмоционально-чувственного, нормативно-правового, деятельностного.

3) Рекреационно-оздоровительная функция. По сути, она состоит в разработке и осуществлении множества оздоровительных досуговых программ, организуемых специалистами культурно-досуговых учреждений в условиях «живой» природы для различных групп населения с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, и одновременно развивающего воздействия. Такая деятельность предполагает активное «сотрудничество» с объектами и предметами природы. Как справедливо отмечают С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, вза имодействие человека с миром природы обладает большим психолого-педагогическим, реабилитационным и рекреационным потенциалом [1]. Так, взаимодействие с животными и растениями:

– помогает человеку снимать стресс, нормализовать работу центральной нервной системы и психики в целом (прогулки на свежем воздухе, организация рекреационных культурно-досуговых программ в лесу, на берегу реки или озера; экскурсии в зоопарк или заповедные зоны и т.п.);

– существенным образом способствует гармонизации межличностных отношений (например, забота детей о питомцах зооуголка, растениях зимнего сада сближает их между собой, способствует развитию сочувствия, сопереживания);

– является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что способствует как психологической, так и социальной ее реабилитации. Во многих случаях данная функция направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими (особенно это проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации: инвалиды, осужденные и т.д.);

Осуществление рекреационно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими, психолого-реабилитационными учреждениями.

4) Адаптивно-нормативная функция. Данная функция обеспечивает уяснение условий окружающей среды, способов и образцов поведения в ней, а также усвоение ценностных ориентаций и норм экологически целесообразного сосуществования с природой. Она дает возможность понять и принять особенности взаимодействия человека и природы, а также формы предметно-практической деятельности. Целью этой функции также является формирование общегуманистических эколого-нравственных качеств личности.

5) Коммуникативная функция предполагает реализацию потребности человека в общении, непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в сфере социально-экологической практики (экологические кружки, клубы путешественников и любителей природы, любительские объединения экологической направленности, вечера встреч с учеными-натуралистами, экологические праздники, диспуты и дискуссии и т.п.).

6) Культурно-творческая функция предполагаетвовлечение личности в различные формы художественного творчества и связана с активной целенаправленной творческой деятельностью: организация экологических фестивалей, олимпиад, смотров, конкурсов (экологического рисунка, фитодизайна, поделок из природного материала и т.п.), экологических викторин, экотеатров, туристических походов и т.п.

Принципы эколого-культурной деятельности.

Наряду с осмыслением сущности функций эколого-культурной деятельности необходимо обоснование основных её принципов. Именно принципы являются той руководящей идеей, основными правилами и требованиями, на основе которых строится социально-педагогический процесс по формированию экологической культуры личности в социокультурном учреждении.

1) Принцип ответственности и компетентности организаторов эколого-культурной деятельности. Уровень педагогической компетентности определяется готовностью специалиста к организации эколого-культурной деятельности. Структурообразующим компонентом такой готовности является мотивационно-ценностный компонент, который предполагает осознание личной и социальной значимости данной деятельности. Важным критерием при оценке уровня эколого-педагоги­ческой компетентности специалиста, несомненно, являются знания в области экологии, методики экологического образования и воспитания и др.

2) Принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия. Педагогически правильное применение средств эмоционального воздействия в процессе эколого-культурной деятельности влияет не только на обогащение чувственной основы познания, но и значительно повышает качество рационального познания в процессе формирования экологической культуры личности.

3) Принцип развития творческой инициативы и самодеятельности. Реализация данного принципа предполагает способность самостоятельно оценивать экологическую ситуацию и принимать экологически целесообразные решения; гибкость, динамичность, способность к изменчивости; творческую адаптивность (постоянный поиск оптимального решения проблем, возникающих в окружающем мире).

4) Принцип единства культурно-исторического, национально-этнического опыта, традиций и инноваций. В соответствии с данным принципом в организации эколого-культурной деятельности важно поддерживать баланс между изучением глобальных, региональных и локальных экологических аспектов жизнедеятельности человека. Такой подход призван отражать дветенденции: становление своеобразных национальных, региональных представлений о взаимодействии человека с миром природы, с одной стороны, и развитие общемировых экологических тенденций – с другой.

Данный принцип реализуется в содержании экологического образования и воспитания через региональный компонент.

5) Принцип непрерывности, преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир природы и культуры. Вновь получаемые экологические знания, навыки и умения должны органически объединяться с ранее приобретенными в условиях школы и далее последовательно расширяться и углубляться с помощью внешкольных средств, которые предоставляют социокультурные учреждения. Учет этого обеспечивает логическую последовательность перехода на более высокий уровень сформированности экологической культуры.

6) Принцип всеобщности, добровольности и общедоступности. Предполагается доступность эколого-культурной деятельности для человека любого возраста, любого социального статуса в любом месте, в любое время, любого уровня в соответствии с потребностями, интересами человека в области экологии, а также его возможностями. Работа по формированию экологической культуры личности должна отличаться многообразием содержания, форм и методов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей аудитории.

Организационно-методический потенциал эколого-культурной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.