Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определению дальностей и целеуказанию




Методика обучения разведке целей наблюдением,

 

Одним из важных условий успешного решения огневых задач в бою является упреждение противника в открытии огня. Для этого личный состав подразделений должен своевременно обнаруживать цели, четко давать целеуказания и определять дальности до них.

Для выработки у студентов первоначальных навыков в наблюдении и определении расстояний следует занятия по таким вопросам, как выбор места для наблюдения и его оборудование, правила осмотра местности в секторе наблюдения, сначала чередовать с занятиями по глазомерному определению расстояний.

В дальнейшем, когда студенты приобретут первоначальные навыки в наблюдении и научатся определять расстояния до 200—300 м, все занятия нужно проводить комплексно, включая в них вопросы наблюдения и вопросы определения расстояний. Совершенствование навыков обучаемых в определении расстояний на большие дальности не только глазомерно, но и другими способами в последующем проводится одновременно с совершенствованием навыков в наблюдении, целеотыскании и целеуказании на занятиях по огневой и тактико-специальной подготовке.

Руководитель занятия накануне готовит выбранный участок местности, намечает на нем места, с которых будут определяться дальности, и точно измеряет дальности до целей, а также углы между ориентирами (местными предметами) и целями. На занятиях нужно обеспечить самостоятельность работы каждого обучаемого. В связи с этим руководитель располагает обучаемых на местности на удалении 2—3 м друг от друга и требует доклада или записи результатов наблюдения.

Прочные навыки в наблюдении и определении дальностей можно выработать у студентов лишь при условии систематической их тренировки. Руководитель должен всегда помнить об этом и использовать всякую возможность (при следовании подразделения на полевые занятия, при возвращении с них, а также на занятиях и учениях в поле) для совершенствования навыков студентов в определении дальностей.

При обучении выбору места для наблюдения руководитель объясняет, что это место должно обеспечивать возможность скрытного выдвижения к нему и хорошего обзора всей местности в заданном секторе наблюдения, причем наблюдатель должен оставаться невидимым для противника.

Занятие по обучению выбора места для наблюдения может быть проведено примерно следующим образом.

Прибыв на избранный для занятия участок местности руководитель располагает обучаемых в укрытии так, чтобы этот участок находился позади подразделения. В рассматриваемом нами примере подразделение можно остановить на южных скатах высоты «Малая» фронтом на юг.

Затем руководитель высылает в сторону «противника» одного наиболее успевающего наблюдателя с автоматом и холостыми патронами. Ему ставится задача наблюдать за выдвижением обучаемых на рубеж высоты «Малая» и, как только будет обнаружено передвижение какого-либо студента, производить выстрел холостым патроном. Во время оборудования обучаемыми мест для наблюдения на рубеже высоты «Малая» студент-наблюдатель должен внимательно наблюдать за этим рубежом и запомнить, в какой точке местности и какие действия он обнаружил.

Подав сигнал студенту-наблюдателю о начале действий обучаемых, он указывает обучаемым рубеж, на который они должны выдвинуться, предоставляет им 2—3 мин. для изучения местности и объясняет: «Сейчас каждый из вас поочередно по моей команде должен выдвинуться на избранное место для наблюдения так, чтобы не быть замеченным «противником», и оборудовать это место для ведения наблюдения в указанном секторе. Если «противник» во время вашего движения произведет выстрел (холостым патроном), необходимо возвратиться на исходное положение и повторить выдвижение».

После того, как обучаемые приобретут первоначальные навыки в выборе места для наблюдения и его оборудовании, руководитель обучает их правилам осмотра местности в заданном секторе наблюдения, указывает на сектор наблюдения, требует разбить его на зоны, осмотреть местность и доложить поочередно, в каком порядке они будут осматривать местность в заданном секторе. Если ответы обучаемых не удовлетворяют руководителя, он показывает недостатки и дополняет ответы. Далее руководитель решает с обучаемыми еще несколько подобных задач. При этом он обязательно располагает подразделение фронтом каждый раз в новом направлении и указывает обучаемым новые секторы наблюдения.

При обучении разведке целей наблюдением и целеуказанию вначале целесообразно рассказать обучаемым, какие могут быть демаскирующие признаки, и объяснить, какие из них являются характерными для той или иной цели. Желательно при этом практически на действительных дальностях показать демаскирующие признаки некоторых целей, например, блеск стекол оптического прицела, автоматическую стрельбу из пулемета, переползание в траве разведчика «противника» и т. д.

На первых занятиях цели должны демаскировать себя звуковыми признаками в сочетании со зрительными, чтобы обучаемым было проще их отыскать. На последующих занятиях степень маскировки целей следует усложнять, т. е. демаскировать их только зрительными (менее заметными) признаками. Цели вначале необходимо обозначать на небольших дальностях, затем дальности следует увеличивать.

Когда обучаемые научатся осматривать местность, руководитель кратко объясняет, каким образом военнослужащий может указать местоположение цели, — способы целеуказания: наводкой оружия (прибора) в цель, относительно ориентиров (местных предметов), трассирующими пулями и сигнальными патронами.

В учебной практике для целеуказания наводкой оружия (прибора) в цель можно воспользоваться визирами. С этой целью каждый обучаемый берет два визира и устанавливает один в 50—60 см впереди себя, второй — в створе с целью и первым визиром на удалении 10—20 см от глаза. Этот способ целеуказания очень прост, поэтому достаточно решить несколько подобных задач, чтобы все обучаемые приобрели необходимые навыки.

Чтобы отработать вопросы, связанные с целеуказанием относительно ориентиров (местных предметов), вначале надо научить военнослужащих измерению горизонтальных углов в тысячных с помощью пальцев руки и подручных предметов (учебного патрона, спичечной коробки, линейки, карандаша и т. д.). Это потребуется делать в тех случаях, когда цель будет смещена вправо или влево от ориентира (местного предмета).

При измерении углов руководитель обращает особое внимание на то, чтобы обучаемые руку с подручным предметом, с помощью которого измеряется угол, удерживали на удалении 50 см от глаза. В этом случае каждый миллиметр толщины (ширины) подручного предмета будет закрывать на местности угол, равный двум тысячным (0-02). Это ускорит расчеты в полевых условиях.

Сначала руководитель показывает, как измеряются углы с помощью подручных предметов в положении стоя и лежа, затем указывает на местности несколько предметов и приказывает измерить углы между ними. Руководитель советует запомнить удаление пальцев руки от глаза, пользуясь заранее подготовленными нитками длиной 50 см. Во время этой работы руководитель обходит обучаемых и поочередно помогает им.

Убедившись, что обучаемые правильно измеряют угловые величины с помощью пальцев руки, руководитель предлагает им решить еще несколько примеров, используя для измерения углов, например, учебные патроны или масштабную линейку. После этого руководитель начинает тренировать обучаемых в целеуказании от ориентира. Вначале цели показываются в непосредственной близости от ориентира (местного предмета) не только в сторону, но и по дальности, затем — путем постепенного наведения по местным предметам взгляда наблюдателя на цель. При этом руководитель соблюдает следующие правила. Сначала он кратко объясняет обучаемым сущность приема целеуказания, показывает на конкретном примере, как производится целеуказание (например, «Ориентир 2-й, дальше 200, у бугра пулемет» или «Ориентир 1-й, вправо 40, ближе 100-бронетранспортер в окопе» или «Ориентир 2-й, влево 80, дальность 500 – реактивное противотанковое ружье»), и только после этого требует, чтобы целеуказание выполнили обучаемые. Важно каждый раз помимо указания цели требовать от обучаемых доклада, на каком удалении она находится.

Обучение определению дальностей следует начинать с обучения изменения дальностей непосредственным промером местности парами шагов.

Сначала руководитель должен помочь каждому обучаемому определить величину его шага. Для этого руководитель на ровной местности обозначает флажками 200-метровый отрезок и приказывает обучаемым пройти его два—три раза обычным шагом, считая каждый раз под правую или левую ногу, сколько получается пар шагов.

Допустим, что при трехкратном измерении получено 135, 134 и 133 пары шагов. Среднее арифметическое этих чисел будет (135 + 134 + 133) 3 = 134 пары шагов. Следовательно, длина одной пары шагов этого обучаемого будет 200: 134 = 1,5 м.

После этого руководитель переходит к обучению измерению дальности непосредственным промером. Для этого он указывает одному из обучаемых какой-либо предмет и приказывает измерить до него дальность шагами, следующему обучаемому — другой предмет и т. д. При этом каждый обучаемый должен действовать самостоятельно, производить промер как при движении к предмету, так и при возвращении на наблюдательный пункт.

При обучении определению дальности глазомером по отрезкам местности, запечатлевшимся в зрительной памяти, рекомендуется следующий метод. Руководитель заранее на выбранном участке местности с помощью мерного шнура, рулетки или парами шагов отмеряет 100-метровый отрезок, в конце которого устанавливается указка размером 20X30 см с надписью «100 м». В других направлениях измеряются отрезки различной протяженности в пределах от 70 до 130 м. В конце каждого отрезка, если нет естественного местного предмета, устанавливается искусственная отметка. Придя с обучаемыми на подготовленное место, руководитель показывает обучаемым указку и сообщает, что она находится на удалении 100 м. Затем он приказывает тщательно изучить этот 100-метровый отрезок и запомнить его величину. Указав после этого на какой-либо предмет, например на куст, руководитель требует сравнить дальность до него с контрольным 100-метровым отрезком и доложить: «Столько-то метров до куста».

В последующем руководитель приказывает обучаемым отложить на глаз в выбранном направлении 100-метровый отрезок и заметить его с помощью какого-либо предмета. Затем разрешает им измерить этот отрезок шагами. Если обучаемый обнаружил движущегося человека и при этом различает движения рук и ног, то дальность до него составит до 700 м, черты лица становятся различимыми с дальности 150 м. и ближе. Такой способ наиболее приемлем при обучении на открытой местности, при наблюдении через водные пространства на берегах рек, озер и морей. В этих условиях дальность кажется сокращенной и предметы воспринимаются ближе, чем в действительности.

Определение дальности по угловым величинам заключается в использовании пропорциональной зависимости угловой величины предмета от дальности. При этом необходимо знать линейные размеры предмета — его длину, ширину или высоту (табл. 6.2). Для определения дальности необходимо по сетке оптического прибора или подручными средствами определить угловое значение (в тысячных) известного линейного размера предмета и произвести расчет по формуле:

,

где: Д — дальность в метрах;

В — линейный размер в метрах;

У — угол, под которым виден предмет, в тысячных.

Формула выражает зависимость дальности от угловой и линейной величины предмета, и ее часто называют формулой тысячной.

При обучении определению дальности по угловым величинам целей (местных предметов) руководитель сначала совершенствует ранее приобретенные навыки обучаемых по измерению угловых величин предметов (целей). Так, например, он предлагает измерить угловые величины двух—трех предметов при помощи пальцев и масштабной линейки.

Таблица 6.2.

Средние размеры некоторых местных предметов и целей

Местный предмет, объект, цель Размеры, м.
высоты ширины длины
Деревянный столб линии связи 5-7    
Опора высоковольтных линий электропередачи 12-15    
Расстояние между столбами линии связи     50-60
Расстояние между опорами высоковольтных линий электропередачи      
Одноэтажный дом 6-8    
Средняя высота дерева 12-15    
Товарный железнодорожный вагон 4,0-4,3    
Человек среднего роста 1,7    
Легковой автомобиль 1,5-1,8 1,5 4,0-4,5
Грузовой автомобиль 2,0 2,0-3,5 5,0-6,0
Бронетранспортер   2-2,4 5-6
Средний танк 2,5-3   6-7
Легкий танк 2-2,5 2,5 5-5,5

По мере приобретения обучаемыми навыка в определении дальности руководитель может усложнять задачи путем сокращения времени на измерение угловой величины. Кроме того, он может включать в занятие элемент соревнования. Сначала, например, задача ставится так: кто точнее измерит угловые величины большего количества предметов? Затем, усложнив условия, можно поставить другую задачу: кто точнее и быстрее определит угловые величины? Только после этого руководитель переходит к обучению определению дальности при помощи формулы тысячной, объясняя и практически показывая на примере, как это делается. Затем он указывает обучаемым местный предмет и приказывает определить дальность до него при помощи формулы тысячной.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 3143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.