Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегии эмоционального типа




Образы и символы часто оказывают более сильное мотивационное
воздействие и дают более мощный толчок к покупке, нежели «разумные»
доводы. В современном мире все больше покупок совершается не в силу
жизненной необходимости, и они направлены не на удовлетворение «ре­
альных» потребностей, а потребностей иного, психологического свойства.;
Как заявляет в одном своем интервью всемирно известный итальянский
модный «император» Лучано Бенеттон (Benetton): «Мы делаем одежду для
людей, которые в ней не нуждаются»2.;

В таких случаях реклама может помочь реципиенту найти «место» для определенного продукта в своем мире, в своей ценностной системе, ассо­циировать рекламируемый товар или услугу с объектом, имеющим положи­тельную психологическую значимость. Она способствует эмоциональному распознаванию продукта среди его конкурентов. С помощью образов и ас­социаций она формирует определенные символьные характеристики предметов, которые в психической реальности имеют не меньшую значи­мость, чем физические характеристики.

Применение такого типа рекламы уместнее всего в тех случаях, когда желанный выбор того или иного продукта, той или иной марки не может быть обоснован рационально, а только эмоциональными или эстетически­ми пристрастиями. Иногда она с успехом применяется как «контра­пункт» — когда реклама конкурентов строится исключительно на рацио­нальной основе. (Так выстроена, например, реклама Prit в которой спор трех «граций», кому мыть посуду, разрешается красивым молодым челове­ком — любителем мыть посуды с помощью данного средства. В отличие от конкурентов, стремящихся убедить домохозяек в «своих» моющих и цено­вых, иными словами, разумных преимуществах, создатели данного реклам­ного клипа пытаются продать им надежду, что найдется такой домашний рыцарь, который сделает за них нудную работу.)

Бывают ситуации, когда реципиента не надо убеждать, когда нужно только внушающее действие. Это происходит в тех случаях, когда продукт не обладает реальными полезными для потребителя качествами или они не выделяют его на фоне конкурентов, а также когда на рынке у товара нет конкурентов или производитель (рекламирующий товар персонаж) обла­дает бесспорным авторитетом (например, рекламы компьютеров с процес­сором Pentium IV, где заявляется, что если для работы вам нужен мощный компьютер, то он должен быть на базе процессора Pentium), или же сам ре­ципиент плохо или вовсе не знаком с данной продуктовой категорией и не имеет четкого мнения о ней.

Таким образом, ситуации, когда реципиента не надо убеждать, когда нужно только внушающее действие, возникают:

• когда на рынке продвигаемого товара отсутствует конкуренция,

• когда потребителям мало знаком продукт,

• когда продукты из категории часто покупаемых стоят очень дешево и человек приобретает их на основе «пробы»,

• когда у потребителя нет прочно сложившегося отношения к товару,

• когда потребитель просто не думает о товаре,

• когда изображенный на иллюстрации персонаж пользуется чрезвы­чайным авторитетом,

• когда компания-производитель имеет высокий престиж,

• когда потребитель представляет менее развитые слои общества (яв­ляется недостаточно грамотным или же привык исполнять приказа­ния без особых размышлений),

• когда потребителем является женщина (в отличие от мужчин, их от­ношение к товару, как правило, формируется не центральным, а пери­ферийным путем),

• когда потребителем является молодежь (обычно падкая на эмоцио­нальную форму, а не на-«разумное» содержание).

Среди эмоциональных стратегий можно выделить: стратегию «имиджа марки», стратегию резонанса, аффективную стратегию.

Стратегия «имидж марки»

Когда речь идет о рекламе, основывающейся на эмоциональных меха­низмах воздействия, «классики» рекламы (Д. Огилви1, Р. Ривс2, П.Мартино3 и др.) используют термин «имидж марки». Но в наши дни все больше скла­дывается мнение, что имидж марки — всего лишь один из методов созда­ния рекламы, воздействующей на чувства реципиента, наряду с резонан­сом и аффективной рекламной стратегией. Разница между ними не так яс­но очерчена, как между стратегиями рационального типа. Со значительной долей условности их можно определить как стратегии, фокусирующие вни­мание, соответственно, на образ жизни (действительный или желанный), на образ мысли и на образ чувствования реципиента.

Стратегия «имидж марки» рассчитывает превратить предмет рекламы!

в символ определенного социального или психологического типа людей, создать устойчивую связь рекламируемой марки с ярким человеческим об­разом (с его стилем жизни, поведения, с его средой и кругом общения и т.д.), который должен быть привлекателен для потенциального потребите­ля, соответствовать его представлениям о себе самом или о том, кем он хо­тел бы быть. Продавая вместе с рекламируемым продуктом и желанный об­раз, реклама помогает потребителю посредством продукта подчеркнуть свою индивидуальность и свою принадлежность к определенному соци­альному слою или психологическому типу. Но с помощью рекламируемого продукта потребитель не только выражает себя, он самоидентифицирует себя с неким эстетизированным или психологически значимым образом, каковым он в действительности, как правило, не является. В этом смысле реклама — это фабрика иллюзий, которые человек покупает себе вместе с рекламируемым товаром.

Многие исследователи4 доказывают, что приверженцы той или иной марки сигарет, спиртных или безалкогольных напитков, косметических средств и прочего очень часто при тестовом употреблении не могут от­личить свой любимый продукт от конкурентных марок или распознают его ошибочно. Например, в исследовании, осуществленном пивоваренной компанией Anheuser-Bush, респонденты были заранее классифицированы по их аргументации употребления пива, после чего они были ознакомлены с отрывками из рекламных роликов четырех вроде бы новых сортов пива с выдуманными названиями. Герой каждого клипа олицетворял один из ус­тановленных потребительских стереотипов. Респонденты не подозревали, что все сорта пива идентичны. «Процент выбравших марку, соответствую­щую их типу личности, оказался гораздо выше, чем можно было бы предпо­ложить. Большинство из них даже были убеждены, что хотя бы одна из ма­рок вообще не годится к употреблению...»1

Это показывает, что предпочтения к определенному роду продуктов часто формируются не на базе действительных различий в потребитель­ских качествах, а на основе внушенных представлений. То есть выбор той или иной марки в значительной степени определяется тем, чей имидж ока­зался привлекательнее для данного потребителя — добродушного толстя­ка (пиво «Толстяк»), ответственного бизнесмена («Солодов»), беззаботно­го тусовщика («Клинское»), изобретателя-романтика («ПИТ») или белого медведя («Белый медведь») и пр.

Таким образом, при покупке ряда продуктов потребитель делает свой
выбор на основании не столько осязаемых польз, которые можно из про­
дукта извлечь, а в ожидании психологического (эмоционального, эстети­
ческого) удовлетворения от употребления товара или обладания им. Для
миллионов людей HarLey-Davidson — не просто мотоцикл и Marlboro — не
просто сигареты. Любое такое наименование означает для них определен­
ное сочетание качеств, которые в их мыслях и чувствах сливаются в цело­
стный и уникальный образ, называемый имиджем марки. Таким образом,
продукт может восприниматься как мужественный или женственный, мо­
лодежный или старомодный, аристократический или плебейский и т.д.
«Идеальный образ марки — тот, который поднимает продукт над его кон­
курентами; тот, который соответствует и продукту, и рынку; тот, который
можно поддерживать годами. И в этом состоит одна из функций анализа
продукта — определить, насколько образ марки отвечает этим критериям»г.

Некоторые потребительские категории с «представительскими» функ­циями (одежда, аксессуары, косметика, сигареты и напитки, автомобили и т.д.) почти обречены быть полем реализации эмоций и воображения по­требителей. Реклама Sprite, например, однозначно делает ставку именно на психологически значимые факторы при выборе продукта, обыгрывая их, конечно, с молодежной (какова и ее аудитория) дерзостью: «Что пьют великие сноубордисты? То же, что и все остальные, — Sprite!..» или «Что пьют красивые, очень красивые люди? То же, что и все остальные, — Sprite!..» и т.д.

Именно эмоциональный порыв, создаваемый рекламой, имеет решаю­щее значение в подобных ситуациях. Она придает продукту психологиче­ски важные отличительные особенности и способствует дифференциации марок, особенно когда между ними нет или почти нет осязаемой разницы.

Стратегия резонанса

Другой эффективной стратегией для создания рекламы продукта, при!

покупке которого ведущими оказываются иррациональные мотивы, явля­ется резонанс. В таких рекламных сообщениях обыгрываются актуальные проблемы общественной, политической, экономической или культурной жизни страны в данный момент. Резонанс могут вызывать и вечные темы, и непреходящие общечеловеческие ценности.

Данный тип рекламы ставит своей целью придать продукту психологи­чески значимый смысл, связав его с некими важными для индивида цен­ностными понятиями или волнующими его идеями (а не с определенным социальным или психологическим образом, как в имиджевой стратегии). Ярким примером может служить реклама различных общественных орга­низаций и институтов, например, фондов охраны дикой природы и эколо­гии. Но этот же механизм применяется и в торговой рекламе. Например, реклама Pizza Hut конца 90-х годов с Михаилом Горбачевым превращала вкушение пиццы чуть ли не в причастность к свободе. Любой призыв ку­пить отечественный товар рассчитывает вызвать своеобразный патриоти­ческий резонансу потребителя. Нередко косметические фирмы специаль­но отмечают, что их дезодоранты не содержат фреона и не вредят озоново­му слою атмосферы или что продукт не испытывался на животных.

В марте 2006 г. компания Lumix провела рекламную кампанию, резо­
нирующую с солнечным затмением. Накануне на телевидении была пока­
зана реклама «Завтра впервые в 21-м веке полное затмение. Спонсор сол­
нечного затмения Lumix». После затмения вышла реклама «Надеемся, вам
понравилось полное солнечное затмение. Спонсор солнечного затмения
Lumix».!

Аффективная стратегия

Аффективная стратегия рассчитывает вызвать эмоциональную сопри­частность у реципиента с помощью юмора, неожиданных сюжетных ходов, игры слов и образов и т.п. Данный тип рекламы тоже стремится перенести приятные чувства, возникшие от контакта с рекламным сообщением, на рекламируемый продукт. Но она, в отличие от предыдущих двух типов, не стремится придать продукту некую социальную или психологическую зна- чимость, приобщить потребителя к некому стилю жизни или ценностной позиции, а просто старается доставить ему удовольствие, рассмешить его, взбодрить, произвести на него впечатление каким-либо способом. Таким образом — с возгласом незадачливого электрика: «Е-мое! Что же я на­дел-то!» — на российский рынок ворвался Twix.

В последние годы аффективная реклама уже не стремится быть обяза­тельно приятной — важно быть шокирующей. Классическим примером та­кого рекламного подхода стала реклама фирмы Benetton: ее послания до­вольно вызывающи, часто идут вразрез с «хорошим тоном», даже отталкивающи, но всегда впечатляющи. (Примечательно, что так вызывающи бывают пока только рекламные изображения. Может быть, мы скоро ста­нем свидетелями и скандального вербального текста.)

Многие рекламисты отдают предпочтение аффективной стратегии, по­тому что она предоставляет большую творческую свободу, которой они нередко злоупотребляют, реализуя свои неудовлетворенные творческие амбиции за счет финансовых средств рекламодателей. В результате, да­же если само «произведение» вышло удачным, потребитель запоминает рекламу, а не сам продукт или конкретную торговую марку.

Стоит иметь в виду, что реклама, основывающаяся на аффективной стратегии, устаревает морально гораздо быстрее — что может быть досад­нее пересказывания старых анекдотов, например. В ней тяжело поддержи­вать преемственность между различными «поколениями» рекламных посланий, теряется внутренняя логика в развитии рекламной темы, а это грозит потерей кумулятивного эффекта от серии рекламных сообщений.

. * *

В целом деление рекламы на рациональную и эмоциональную во мно­гом искусственно и условно. Так, практически все объявления, даже ис­ключительно информативные, основанные на жесткой логике, могут вызы­вать проявление чувств («очень своевременная информация», «какая по­лезная реклама», «как хорошо сделана», «как убедительно» и т.д.). И наоборот, эмоциональная реклама, не имеющая существенной информа­ционной нагрузки, вполне способна побуждать человека к мыслительному

процессу («да, пожалуй, пора отдохнуть», «может, стоит попробовать это

средство», «давно не испытывал ничего подобного» и т.д.).

Со времен Россера Ривса самой удачной принято считать ту рекламу, которая воздействует и на разум, и на чувства, в которой рациональное ут­верждение обернуто в эмоции. Скажем, реклама шампуня может соблаз­нять «головокружительным объемом», который он создает (Shamtu); она может доказывать, что его состав (с точным названием химического соединения) обладает исключительной эффективностью (Nizoral); она может сочетать утилитарную и психологическую мотивацию, объяснять пользу от его применения с помощью «микроскопических» картинок и обаяния Ми­лы Йовович, красивой женщины, выдающейся актрисы, «высшего сущест­ва» из фильма «Пятый элемент» (L'Oreal).

И, конечно, соотношение рациональных и эмоциональных элементов в
различных ситуациях будет разным. Например, реклама крема для лица
RevitaLift фирмы L'Oreal рассчитывает убедить реципиента прежде всего
силой разума. Несмотря на то что продукт опять представляет очень при­
влекательная женщина и актриса с мировым именем (Энди Макдауэл), ко­
торая, как древнегреческая богиня Диана, луком и стрелой достигает своей
цели (в данном случае — вечной молодости), акцент ставится на рацио­
нальные доводы: подробно, с графиками, описывается многостороннее
действие компонентов крема, приводится статистика и результаты различ­
ных тестов, а также опросов француженок, признавших его в 2000 г. луч­
шим кремом от морщин.;

Принято считать, что вербальный текст является основным носителем рациональной информации в рекламном сообщении, а иконический эф­фективнее в передаче эмоциональной. Поэтому же многие разделяют мне­ние, что печатные СМИ лучше подходят для изложения логических доводов и сведений, а электронные (аудиовизуальные) медиа — для передачи ре­ципиенту чувств и настроений.

Сточки зрения данной работы важно отметить возможности вербаль­ного текста сообщать как «сухие» сведения и аргументы, так и глубокие психологические внушения и создавать стойкий эмоциональный настрой. Например, печатная реклама Les Grands Chais de France весьма успешно ис­пользовала материалы из личного архива великого французского виноде­ла Луи Эшенауера, таким образом закрепляя за маркой удивительную ат­мосферу интимности, нежности и доверительности.

Любимая, ты дала мне больше, чем я просил у неба...

(из письма великого французского винодела Луи Эшенаузра к невесте)

. А нгел мой, жизнь моя! Сколько в тебе красоты и любви...

Помню, в твоей маленькой комнатке была дивная тишина. Снаружи доно лось веселье ликующего Парижа. Среди жуткого парижского празднества скромно укрылись в стороне и перенесли в тень наш светлый праздник... Я чувс вовал нежный запах твоих волос.

Я очень скучаю. Мне кажется, что тот, кто уезжает, меньше страдает, * тот, кто остается, В иные минуты я чувствую, что если бы Вы, друг мой, по кому-нибудь волшебству вдруг оказались возле меня, я умер бы от счастья...

Любимая, ты дала мне больше, чем я просил у неба; ты можешь отнять это у меня, если захочешь, но я всегда буду любить тебя.

До свидания, моя Лаура, мой милый, нежный ангел, мое сокровище...

At, как тянется время с тех пор, как ты уехала, а прошло всего десять часов.

Louis Eschenawer Лион, 1835 г.

Материалы из личного архива Луи Эшепауэра предоставлены французской винодельческой фирмой «Les Grands Chais de France» и Торговым Домом «Русъим-порт», эксклюзивно представляющим в России торговую марку *Луи Эшепауэр».

Считается, что в своих действиях люди редко руководствуются только одним мотивом. Человек покупает себе одежду не только для того, чтобы согреться, но также чтобы не отстать от моды и от своих коллег и знакомых, чтобы продемонстрировать свою принадлежность к определенной соци­альной или профессиональной группе, чтобы подчеркнуть свой вкус или финансовые возможности, чтобы выглядеть привлекательно для окружаю­щих и т.д.

Можно заключить, что мотивация зависит от многих факторов. Кроме того, различные мотивы могут иметь различный «вес» не только для раз­личных людей, но и для одного и того же человека в различных ситуациях и в разное время. В наши дни господствующим в умах рекламистов уже становится представление, что степень воздействия рациональных и ир­рациональных мотивов в потребительском поведении и принятии реше­ний может колебаться в широких рамках: от крайнего рационализма (обычно в выборе дорогой техники, например оборудования для пред­приятия) до предельного иррационализма (чаще при покупке товаров необременительной для кошелька потребителя стоимости), и что нельзя исходить из своих личных представлений о том, что может волновать лю­дей.

Также не следует превращать рекламу в инструкцию по применению, где перечислены все свойства продукта. Из них следует выбрать одно, са­мое важное, которое превратится для потребителя из «внешнего» довода во «внутреннюю» мотивационную силу. Оптимальным решением будет од­новременное использование рационального и эмоционального начал. Иначе реклама получается слишком сухой или бездоказательной. К тому же эмоциональные объявления запоминаются лучше нейтральных. Но при рекламе сложных товаров воздействие на чувства должно носить доста­точно умеренный характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.