Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меня мой 1 страница




Храни

Много

В мире

сказок»

Пушкинская композиция,

составленная для поездки в Пушкинские Горы зимой 1992 года. В композиции участвовало 15 человек.


Песня «В мире много сказок»

1. В мире много сказок (2 р.)

Грустных и смешных (2 р.)

Нам прожить на свете (2 р.)

Нам нельзя без них (2 р.)

Лампе Алладина в сказку нас веди

Башмачок хрустальный помоги в пути.

2. Пусть герои сказок (2 р.)

Дарят нам тепло (2 р.)

Пусть добро на свете (2 р.)

Побеждает зло (2 р.)

 

Под песню участники композиции выносят на сцену сундук, раскрывают его и достают предметы, рассматривают их, примеряют, удивляются, восхищаются. Керосиновая лампа, башмачок, зеркальце, платки, кокошник, свеча в подсвечнике и т. д.

Ведущий (выходя из толпы): Теперь я снова, как в детстве, собираюсь поселиться в царстве сказки и рассказать вам о её чудесах. Вообще - то я жду знакомого гнома, но его почему - то нет.

 

В это время раздаётся стук. Все прислушиваются, переглядываются. Стук повторяется. Он доносится из сундука. Наконец открывается крышка сундука и появляется гном. (кукла - марионетка) Он чихает.

 

Ведущий: Будь здоров! А вот и мой знакомый гном. Слушай, сказочная страна существует?

Гном: Конечно! Тебе не следовало бы сомневаться в этом. Сказочная страна есть, и не одна.

В: Где же она?

Г: Не знаю, как понятно объяснить...

(Гном шагает по столу. На столе находится глобус, настольная лампа, бумага...)

Гном (показывая на глобус): Что это?

В: Земля.

Г: Ты уверен? (прыгает на глобус) Где я?

В: В Тихом океане.

Г: Почему же океан сухой?

(Ведущий не знает что ответить. Обращается к друзьям, но и они растеряны. Гном крутит глобус).

Г: Где я?

В: На вершине Кордильер.

Г: Твоя земля мне не нравится. Они отвратительны - сухие океаны и плоские горы. Они такие скучные, что я уезжаю и притом навсегда.

(Уходит за сцену. Ведущий огорчается. Пытается остановить гнома, но напрасно).

Друзья успокаивают ведущего:

- Не следует очень пугаться, потому что " навсегда " - любимое словечко гнома и не так уж много оно означает.

- Мне мой гном знакомый сказал давным-давно, когда появился в первый раз: "Я к тебе пришёл навсегда..."

- И мне мой знакомый гном сказал когда-то те же слова. Мне тогда было 4 года. Сказал, а на утро исчез.

- Но потом он всё-таки вернулся.

- Вернётся и твой гном. Вот увидишь!

В: Когда вернётся? Мне нужно расспросить его о сказке. И рассказать. Так, ясно. Ждать нельзя. Иду в главную библиотеку. (обращаясь к друзьям) Будьте настолько добры, дайте все книги сказок и все книги о сказочниках.

Ребята: Все? (переглядываются, улыбаются).

В: Разумеется все!

Ведущий подходит к столу, садиться, включает настольную лампу.

Под музыку ребята (они теперь библиотекари - в беретах и нарукавниках) вносят книги и кладут их на стол. Сначала ведущий радуется книгам, затем удивляется их количеству, в конце - концов – расстраивается.

 

В: Пожалуйста, не надо больше! Я и так, как будто в ущелье!

(Библиотекари пожимают плечами и соглашаются. Поток книг прекращается. К ведущему подходит библиограф).

Б: Простите, но, кажется, вы поторопились, поспешили со своим решением. Ведь обо всех сказках рассказать невозможно. Начните с самого начала.

В: А где оно начало?

Б: Открой вот эту книгу, страница...Читай!

В: (рассматривает книгу, называет её автора, а затем читает) Гончаров: "Я по летам своим старше всех современных писателей, принадлежу к лучшей поре расцветания пушкинского гения, когда он обаятельно действовал на общество, особенно на молодое поколение. Старики ещё ворчали и косились на него, тогда как мы все падали на колени перед ним... 15-16 - летним юношам приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озёровым, даже Херасковым... И вдруг Пушкин..."

(Все внимательно слушают то, что читает ведущий. Последнюю фразу повторяют вслед за ведущим " И вдруг Пушкин... ")

Музыка.

Ребята снова из библиотекарей превращаются в участников композиции. На сцену входит гном. Он выводит за собой человека, держащего свечу в руках.

Гном: Возьмёмся за руки, друзья! Медленно, а потом всё быстрей и быстрей пойдём к началу нашей сказки. (Обращается к человеку, которого держит за руку) Начинай!

 

¾ 26 мая 1799 года в Москве, во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова, у жильца его - майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня.

¾ И звон московских колоколов возвестил о рождении великого сына России.

(От свечи, которую вынесли гном с одним из участников композиции, зажигается свеча в подсвечнике, которую достали из сундука).

Музыка.

 

¾ Лев Толстой делил людей не на умных и глупых, а на понимающих и не понимающих.

¾ Понимающих, т.е. способных проникнуть в душу другого, одарённых талантом и нравственной щедростью, необходимыми для этого.

¾ Таких понимающих людей, вокруг Пушкина было немного, и ряд их редел с печальной быстротой.

¾ Строй друзей таял. В последние годы с бедственной неотвратимостью вырастала стена равнодушных и врагов.

¾ Трудно было приблизиться к Пушкину.

¾ "Чтобы полюбить его настоящим образом, - говорил Пущин, - нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все его неровности характера, другие недостатки, мириться с ними и кончает тем, что полюбит даже их".

¾ Гибельная вещь - непонимание. Оно могло изуродовать светлый гений Пушкина, если бы не оказалось рядом с поэтом и с самого рождения его, людей, преданных ему до самопожертвования. Первыми из них с благодарностью вспоминаются Мария Алексеевна Ганнибал - бабушка поэта, и Арина Родионовна - чудесная няня его.

¾ Образ этих двух любящих Пушкина женщин сливается в единый - мамушки, нянюшки, наперсницы волшебной старины, друга вымыслов.

Напёрстница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал в дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя, в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

 

Музыка.

(Кто - то из девочек подходит к сундуку, достаёт платок, одевает очки, берёт в руки вязанье - и становится бабушкой. Садится на стул. Говорит, обращаясь как бы к маленькому Пушкину).

Б: Ты, друг мой, отвернись к стене да по сторонам глазами не води, не то век не заснёшь. У тебя бессонницы быть не должно, ты ещё мал. Поживёшь с моё тогда, пожалуй, не спи. Я ничего тебе не стану рассказывать, всё пересказала. А в окошко не гляди - и того хуже не заснёшь. В городе хуже, не спится, в деревне лучше, летом в окно клён лапой влезет, и заснёшь, зимою тоже деревья. А здесь фонарь, и фонарь. Стоит и моргает. Спи. Спят все кругом и Лёвушка, и Николенька, тебе одному сна нет. Ну, уж я не слажу с тобой. Пусть Ирина сказку скажет или песню эту твою споёт. Мочи нет как надоел...

(Из группы участников выходит девочка. Подходит к "бабушке". Та передаёт ей платок, очки, вязанье. Теперь перед нами Арина Родионовна. Она садиться на место бабушки и говорит):

- Арина входила в комнату бесшумно и садилась у его постели в ногах. Не глядя на него, медленно покряхтывая, позёвывая и покачивая головой, рассказывала она о бесах. Бесов было великое множество. В лесу были лешие, в озере, что за господским домом в Михайловском у деда Осипа Обрамовича, у мельницы, внизу - водяной, девки его видели. В Тригорье жил леший, тот был простец, его все видели. Он мастер был аукаться. Вот в трубе тоненько он поёт: спите, мол батюшка, Александр Сергеевич, спите, мол, скорее, не то всех по ночам извели - и бабушку, и няньку, и меня, домового вашего, Михайловской округи.

«Песня Няни»

 

¾ Когда и как Пушкин начал сочинять сказки?

¾ В дневниковых записях лицейских лет есть заметка от 10 декабря 1815 года: "Вчера написал я третью главу Фатама или разума человеческого, читал его... и вечером с товарищами тушил свечки и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа".

¾ Была ли "Фатам" первой сказкой Пушкина!

¾ Вероятно, нет. Как-то мальчиком 11 или 12 лет он гостил в усадьбе знакомой семьи. Там жила девушка сошедшая с ума во время пожара. Она бродила по аллеям парка, как потерянная с распущенными по плечам волосами, и повторяла: "Я - пожар! Я - пожар! Залейте меня!" Чтобы успокоить девушку, её окатывали водой. Пушкин подошёл к ней и сказал: "Вы не пожар, вы - цветок, цветы ведь тоже поливают водой".

¾ Девушка затихла. Хочется верить, что она выздоровела. Во всяком случае, луч света в тот миг проник в ее померкшее сознание.

¾ А Пушкин удивил всех своим воображением и силой его воздействия на сознание человека.

¾ А его воображение было разбужено талантом дворового Никиты Козлова (будущего дядьки его), крестьян подмосковного Захарова, бабушки Марьи Алексевны и няни Арины Родионовны.

¾ Воистину художественный талант Пушкин открыл у своей няни во время ссылки в село Михайловское. Именно там мир устной народной поэзии наполнил Пушкина богатыми впечатлениями и самым ярким среди них была сказка.

¾ В декабре 1824 года в письме к одесскому знакомому он писал: "...вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны, вы, кажется, раз её видели, она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно".

¾ Вечернее слушание сказок, по - видимому, было традицией в Михайловской жизни Пушкина, т. к. раньше, в начале ноября 1824 года, он об этом же писал брату: "...вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостаток проклятого своего воспитания".

¾ И ещё: "Сказка сказкой, а язык наш сам по себе, и ему - то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказке".

¾ Пушкину даровано было среди важнейшего, что он свершил и завершил, дать это - "как в сказке" - "раздолье" родному языку.

¾ И когда это произошло, сказочное, естественно и гармонично проникло, вросло во всё творчество Пушкина, не только в сказки, но и в романы его, в трагедии, поэмы и песни.

¾ Оно растворилось в его творчестве, как извечно растворено в народной жизни.

¾ Пушкин восторженным удивлением записывает народные сказки, открывая в них новую прелесть. Но записью не кончалась работа. В сказке, когда её слушаешь, кроме повествования, есть ещё и музыка тихого и таинственного голоса, есть нежность, с этим голосом ниспадающая в твоё сердце.

Я трепетал - и тихо, наконец

Томленье сна на очи упадало.

 

¾ Как сберечь это в написанных словах, чем заменить?

Один из юношей - участников композиции, садиться за стол, берёт со стола листок, говорит, а затем читает.

 

¾ Вот одна запись Пушкина, как Султан Бултанович, турецкий государь, слышит рассказ об удивительном чуде: "...У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идёт - сказки сказывает, вниз идёт - песни поёт".

¾ А оживлённые пушкинским гением строки в прологе к "Руслану и Людмиле" выглядят так:

Все участники композиции рассказывают пролог, превращаясь в участников, героев инсценируя слова пролога (Русалка, витязь.

- У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом,

- Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

- Там чудеса.

- Там леший бродит.

- Русалка на ветвях сидит.

- Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

- Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

- Там лес и дол видений полный.

- Там о заре приходят волны

На брег песчаный и пустой.

- И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных

- И с ними дядька их морской.

- Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя,

- Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря.

- В темнице там царевна тужит,

- А бурый волк ей верно служит.

- Там ступа с бабою - ягой

Идёт - бредёт сама с собой.

- Там царь Кощей над златом чахнет.

- Там русский дух!

- Там Русью пахнет!

(Последние две строчки пролога участники композиции говорят хором).

 

¾ Незаметно и прекрасно пушкинская поэзия преобразила повествование.

¾ Чудесное является основой волшебной сказки. Оно даёт радость перехода от реальности к идеалу, к тайне. Словами "там чудеса" Пушкин сразу указал на самое главное: мир сказок прекрасен, а красота её в чудесном.

¾ Поэт как бы приглашает проникнуться "карнавальностью" его сказок, вступить в игру, т.е., войдя в условный, "замкнутый" мир сказки, в то же время не потерять чувство реальности.

¾ Свою первую сказку - поэму (после сказочной поэмы "Руслан и Людмила") Пушкин назвал в подчёркнуто лубочном стиле: "Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди".

 

Участники композиции начинают насчитываться детской считалочкой, как в детстве насчитываются дети, начиная какую - либо игру (стоят полукругом ведущий произносит слова считалочки:

 

В: На золотом крыльце сидели царь (тот, на кого попало, уходит, забирая из сундука мантию), царь, царевич, король, королевич, повар (та, на которую выпало быть поваром не соглашается, говорит, что эта роль не для нее).

В: Ну, это же игра, сказка. Ты как будто будешь поваром, а точнее поварихой. У тебя прекрасно получится!

Девочка: Ну, если ты так считаешь...

В: Итак, продолжаю. Повар (указывает на избранную еще раз, та подходит к сундуку, достает из него нечто характеризующее повариху, ведущий удовлетворенно кивает головой, продолжает), портной (та, на которую выпало, тоже против, но и ее ведущий успокаивает, убеждает сыграть свою роль, девочка направляется к сундуку и достает из сундука предмет, подходящий для ее роли), говори поскорей не задерживай добрых и честных людей (останавливается на девушке. Та, потупив глазки, говорит, что хочет быть девицей-красавицей. Ведущий соглашается и говорит, что эта роль ей очень подходит. Она подходит к сундуку и достает из него что нужно для ее роли).

 

(Все три девицы усаживаются на стулья, которые им приносят мальчики. Изображают: одна - прядущую, другая - шьющую, третья - вышивающую. Все остальные становятся за ними. Они - сказители. Прямую речь говорят девочки, на которых пал выбор, авторские слова ребята. Все обыгрывается).

 

-Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

-Кабы я была царица,

-Говорит одна девица,

-То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

-Кабы я была царица, -

-Говорит ее сестрица, -

-То на весь бы мир одна

Наткала б я полотна

-Кабы я была царица, -

-Третья молвила сестрица, -

-Я б для батюшки царя

Родила богатыря.

-Только вымолвить успела,

-Дверь тихонько заскрипела

(ребята как бы раскрывают двери, разделив шеренгу на две, открывая проход. В этот проход входит царь).

-И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

-Во всё время разговора

Он стоял позадь забора,

-Речь последней по всему

Полюбилася ему.

-Здравствуй, красная девица, -

-Говорит он.

-Будь царица!

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки - сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Звучит вальс Мендельсона. Царь идёт под руку с девицей - красавицей, проходит через ворота, и они за ними закрываются. Две оставшиеся девицы снимают с себя предметы роли. Они не довольны таким концом. Ведущий им объясняет, что это сказка, вымысел, они прекрасно сыграли свои роли в сказке Пушкина.

Музыка.

 

¾ "Сказка о царе Салтане" написана почти сразу после женитьбы, как своеобразное величание невесты - красавицы, выражение переполнявших поэта чувств. Незадолго до создания сказки в письме к Плетнёву он писал: "Я женат - и счастлив, одно моё желание, чтоб ничего не изменилось в моей жизни - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился".

¾ Семья, семейное счастье привлекает в эти годы Пушкина и остаётся его стремлением до конца.

¾ В письме к жене от 8 июня 1834 года он отметил: "Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. Зависимость, которую налагаем на себя из честолюбия или из нужды, унижает нас".

¾ Волшебная сказка опоэтизировала тему семейного счастья. Его герой достигает не только полной свободы, выразившейся в идеальном представление о царствовании, но и счастливого супружества.

¾ Путь его испытаний всегда завершается свадебным пирогом, он становится счастливым супругом прекрасной, сказочной невесты.

¾ "Я там был, мёд, пиво пил -

И усы лишь обмочил ":

¾ Поэт гордится тем, что Наталья Николаевна вызывала восхищение.

(Чтец с письмом в руках сидит за столом).

¾ "Слава твоя распространилась по всем уездам. Довольна ли ты?"

¾ Но он ценил в ней не только блистательную красавицу, а чуткую, понимающую женщину, в которой прекрасна не одна только внешность...

(Снова письмо - тот же чтец)

¾ "...жёнка моя прелесть не одной наружности", - писал он вскоре после венчания.

¾ А спустя два года в одном из писем к жене: "Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю я ещё более твоего лица".

¾ И вслед за этим создал "Сказку о мёртвой царевне..." с чудесным зеркальцем.

¾ Уж много веков жила сказка, когда люди научились делать зеркала. И кто-то впервые в воображении своём создал волшебное зеркальце.

¾ Оно поселилось в сказке, будто жило в ней вечно.

(Гном достаёт зеркальце. Кому из девочек отдаст, той и играть царицу).

¾ осевшись в сказке, зеркальце преображалось, пока череда сказителей не подарила ему самое главное свойство - правдивость.

¾ Это свойство зеркальца - основное в сказке Пушкина.

 

Девочка, играющая царицу, смотрится в зеркальце, что-то ей не нравится. Говорит, что зеркальце маловато, она не видит себя всю с ног до головы, что нужно другое зеркальце. И тогда зеркальце соглашается быть другая девочка. Достают из сундука раму, которую держат с двух сторон другие ребята. Они же - сказители. "Зеркальце "отражает (повторяет) движения царевны.

Сказители:

Вот царевна наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

Царица:

"Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее? "

Сказители:

Что же зеркальце в ответ?

Зеркальце:

"Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее".

Сказители:

Как царица отпрыгнёт,

Да, как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком - то, как прихлопнет!...

Царица:

Ах ты, мерзкое стекло,

Это врёшь ты мне назло.

 

¾ Да, нелегко быть правдивым. Но на то и сказка, чтобы научить нас преодолевать все испытания.

¾ Сейчас, даже трудно представить себе, с каким ожесточением были встречены сказки Пушкина, и не только врагами поэта, но и иными из друзей.

¾ Это продолжалось всю его литературную жизнь - от 1820 года, когда была опубликована сказочная поэма "Руслан и Людмила", и до 1835 года, когда за два года до гибели Пушкина появилась последняя и прекраснейшая его "Сказка о золотом петушке".

¾ 15 лет порицаний и настойчиво повторяемых советов свернуть с гибельного пути.

 

Музыка. Картинки бала. Сплетни. Все реагируют друг на друга. Каждая реплика как - бы отбивается музыкой.

 

¾ Они, конечно, решительно дурны, конечно, поэзия и не касалась их.

¾ Мы не можем понять, что за странная мысль овладела им и заставила тратить свой талант на поддельные цветы. Русская сказка имеет свой смысл, но только в том виде, как создала её народная фантазия. Переделанная же и прикрашенная она не имеет решительно никакого смысла.

¾ Появление поэмы "Руслан и Людмила" я бы сравнил с такой картиной: Если бы в Московское благородное собрание как-нибудь втёрся (предполагаю невозможное возможным) гость с бородою, в армяке, в лаптях и закричал бы зычным голосом: "Здорово ребята!". Неужели бы стали таким проказником любоваться! Бога ради, позвольте мне сказать публике посредством вашего журнала, чтобы она каждый раз глаза при появлении подобных странностей жмурила.

¾ И Пушкин стал нам скучен.

И Пушкин надоел.

И стих его не звучен.

И гений охладел.

¾ Я прочитал здесь "Царя Салтана". Это совершенно русская сказка, и в этом, мне кажется, её недостаток. Что за поэзия - слово в слово перевести в рифмы Руслана Лазаревича или жар - птицу? И что прибавляет это к литературному нашему богатству?

¾ Я смею вам возразить. На мой взгляд, чтобы обрести новую жизнь в книге, народная сказка непременно требует" гордого участия поэта".

 

Музыка

 

¾ Нам понятны гневные строки великой русской поэтессы Марины Цветаевой: Критик - ноя, нытик - вторя:

"Где же Пушкинское

Чувство меры? Чувство - моря

Позабыли - о гранит Бьющегося... "

¾ Вот этот образ - точный. Пушкинская гармония, мера - грани морской набережной. И само море - то будущее, девятибалльными штормами, то синеющее лучезарной голубизной, то хмурящееся, то искрящееся, то набегающее шаловливой волной - вечно изменчивое, вечно бунтующая, мечущаяся стихия.

¾ У Пушкина целая палитра эмоциональных красок, со всеми мельчайшими тонами, полутонами, оттенками.

¾ Он заметил, что в сказке господствует золотой, зелёный и синий цвет, и отразил это в своих сказках.

¾ Пушкин - мера?

¾ Пушкин - море!

Песня «Синий цвет»

1.Цвет небесный, синий цвет

Полюбил я с малых лет.

В детстве он мне означал

Синеву иных начал.

2.И теперь, когда достиг

Я вершины дней своих

В жертву остальным цветам

Голубого не отдам.

3.Он прекрасен без прикроя

Этот цвет любимых глаз

Этот взгляд бездонный твой

Напоённый синевой.

4. Этот цвет моей мечты.

Это краска высоты.

В этот голубой раствор

Погружён земной простор.

5.Этот лёгкий переход

В неизвестность от забот

И от плачущих родных

На похоронах моих.

6.Этот синий, негустой

Иней над моей местой.

Это сизый, зимней дым

Мглы под инеем моим.

¾ Пушкин не мог не написать свои сказки то, что с детства запало в сердце поэта рано или поздно должно было отозваться.

¾ И гений создаёт целый мир, а не обломки его; мир человеческий не мыслим без детства, как и детство не мыслимо без сказки.

¾ Сказки были особенно важны, потому, что из всей литературы они первыми проникают к людям разных сословий, и проникают рано, когда душе открыта всему высокому.

Ведущий: Помните, с чего начинали наше путешествие в сказку? С чего начинались чудеса? Со слов младшего современника Пушкина Ивана Александровича Гончарова, написанных более столетия назад: "...15-16-тилетним юношам приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озёровым и даже Херасковым... И вдруг Пушкин!"

¾ Мы счастливее школьника Гончарова. С детства к нам приходят лучшие писатели нашей страны и всего мира: от Андерсена и Диккенса до Толстого, от Сервантеса до Чехова.

¾ И всё-таки, вступая в пушкинскую поэзию, в начале в сказки его, потом, тоже на всю жизнь, в мир "Цыгане"...

¾ И "Бахчисарайского фонтана"

¾ "Бориса Годунова"

¾ "Евгения Онегина"

¾ В мир "Медного всадника"

¾ И пушкинской лирики

¾ Мы каждый раз заново испытываем ни с чем не сравнимое чувство восторга и благодарного преклонения перед светлым гением, то чувство, которое Гончаров выразил в простых словах:

Все: И вдруг Пушкин!

 

(Все поют песню "В мире много сказок". Берут что - то из предметов, которые использовались в композиции (эти предметы вынесли в сундуке), включая свечу, гнома и т. д. Предметы поднимают на вытянутых руках).

Музыка.


Талисман»

Пушкинская композиция,

составленная для поездки в Пушкинские Горы зимой 1993 года.


На сцену быстрым шагом входит режиссер.

Р.: Внимание! (хлопает в ладоши) Попрошу всех на сцену. По быстрей, пожалуйста! (На сцену выходят актёры.)

Р.: Ну, что все собрались?

1 актёр: Сашки нет.

2 актер: Сашка, ты где?

3 актер: Александр.

(Вбегает запыхавшийся Сашка, поправляет воротничок).

С.: Здесь я, здесь. Простите, задержался.

4 актер: А Натальи где?

1 актер: Они на концерт собирались, приводили себя в порядок.

Р.: Вы, что не сказали им, что мы сейчас срочно собираемся?

2 актер: Да мы им говорили, но наши Натальи такие упрямые, что непременно должны доделать начатое до конца.

(Входят Натальи (переодетые).

Н.: Ну, как мы вам?

Р.: Хороши, хороши. (Дружный возглас восторга) Итак, все в сборе! Великолепно! Позвольте мне, друзья, обратиться к вам с тронной речью.

Актёры: Да, да конечно!

Р.: Сегодня меня осенило - темой нашего разговора о Пушкине должна быть любовь.

Актёры: Вот так осенило! Да...

2 акт.: Как там у Пушкина: "Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты..." (Встаёт на колено перед какой-то дамой в надежде, что она его оцёнит)

3 акт.: И вот ещё: "Я вас любил любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем..."

Р.:...И тем её вернее губим средь обольстительных сетей, но эта важная забава достойна важных обезьян хвалёных дедовских времён." Уверен, вы и не знали, что у этих, ставших крылатыми строчек есть продолжение. Так, мне можно продолжать?

Актёры: Да, да, конечно!

Р.: Итак, любовная лирика Пушкина, в ней есть всё: любовные признания и шутливые уверения, страсть и ревность, боль и досада, какое - то особенное благородство чувств.

¾ Письма Пушкина, написанные к женщинам, которых любил, которыми восхищался поэт, пронизаны этими чувствами. "Натали моя 113 - я любовь!"

¾ писал Пушкин к жене своего друга княгине Вере Фёдоровне Вяземской. В другом письме Пушкин вспоминает: "Более или менее я был влюблен во всех хорошеньких женщин, которых знал. И все они изрядно посмеялись надо мной. Все они, за исключением одним, кокетничали со мной".

¾ Совершенно очевидно, что нельзя серьёзно любить 113 женщин, но каждая из них - часть жизни Пушкина, загадка. И неужели сия тайна не повлечёт нас в дорогу!

Акт.: О, да мы уже давно согласны, прониклись.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.203 сек.