КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маленькое
Великий Пушкин - дитя!» Пушкинская композиция, составленная для поездки в Пушкинские Горы зимой 1991 года. Песня «Былое нельзя воротить...»
¾ Пушкин... бесспорно, унес с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем ¾ А не в наших ли силах выявить, оживить, воссоздать живой образ поэта? ¾ В самом деле, не можем ли мы в меру своей проницательности представить себе личность поэта? ¾ Привлекая при этом на помощь воспоминания его современников: друзей и врагов, приятелей и знакомых. Проникая в дух эпохи, в дух времени, которым дышал поэт. ¾ Прослеживая ход его размышлений, становясь его современником, другом его друзей и врагом его врагов. ¾ "Великий Пушкин, маленькое дитя!" - воскликнул Дельвиг в одном из писем к поэту. ¾ "Удивительный Александр Сергеевич" - называл его задушевно Павел Войнович Нащокин. ¾ Прежде всего, каким он был внешне? Как он выглядел? ¾ Сохранилось несколько портретов поэта, написанных с натуры при его жизни: ¾ это рисунок Вивьена, ¾ литография Финтуса, ¾ акварель Соколова, ¾ наконец, портреты прославленных мастеров Тропинина и Кипренского. ¾ Пушкину нравился портрет, выполненный Кипренским. ¾ Но он воспринимал его скорее как свой поэтический облик, нежели реальное изображение. ¾ В послании к Кипренскому он писал: ¾ "Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит..." ¾ Насчет своей внешности Пушкин не очень обольщался, что видно по многочисленным автопортретам на страницах его рукописей. ¾ Он часто утрирует характерные особенности своего негроидного лица: ¾ приплюснутый нос, заостренный наподобие гусиного пера, ¾ толстые губы, ¾ несколько скошенный, убегающий назад подбородок, ¾ все это обычно в ореоле кудрей и бакенбард. ¾ Пушкин внимательно всматривается в свое преображение. ¾ Всмотримся и мы. ¾ Он рисует юношеский профиль с длинными кудрями, ¾ На другом рисунке он изображает себя бритоголовым, каким был в 1818-1819 годах. ¾ Мы видим его то в папахе черкеса, ¾ то в костюмах эпохи Великой французской революции. ¾ то монахом, искушаемым чертом, ¾ то придворным арапом, ¾ то в лавровом венке; ¾ Наконец, поэт изображает себя в глубокой старости: с лицом, покрытым морщинами, с лысой головой, кое-где сохранившей жалкие остатки волос. ¾ Все же портреты, автопортреты, зарисовки с натуры, скульптурные памятники не могут удовлетворить нашего желания увидеть Пушкина не в виде шаржа и не статуей полубога с хрестоматийным глянцем, а живым, обычным человеком, увидеть как двигается, улыбается, грустит, гневается, шутит. ¾ Кинокамеры, увы, тогда не существовало. ¾ Но своего рода "кинокамеры" о Пушкине до нас дошли. ¾ Это "кинокадры" воспоминания современников о нем. ¾ Мы видим поэта глазами этих людей, ¾ слышим его, ¾ ощущаем. ¾ Мы отдаем себе отчет, что в этих воспоминаниях, впечатлениях, конечно же, много субъективного, личного, так что нередко эти живые свидетельства явно друг другу противоречат. ¾ А в результате достигается "эффект присутствия": ¾ облик поэта начинает оживать в нашем воображении, ¾ становится земным и объемным. ¾ Первые "кадры" переносят нас в раннее детство поэта. Входит няня со свечой «Песня няни» (1 куплет)
¾ Няня - Арина Родионовна или бабушка его Мария Алексеевна - эти чудесные женщины любили нелюбимого в семье Сашу. ¾ "Он был толст, неповоротлив, молчалив - увалень, но, достигнув семилетнего возраста, изменился, стал резв и шаловлив" - вспоминала сестра поэта Ольга Павлищева. ¾ По ее же воспоминаниям в доме Пушкиных собиралось немало блестящих, интересных людей. ¾ Однажды целый вечер пятилетний Александр Пушкин сидел напротив Карамзина и "вмешивался" в его разговоры. ¾ Пушкин-отец позже утверждал, будто ребенок "уже понимал, что Карамзин - не то, что другие". ¾ Девятилетнему мальчику, естественно, хочется попробовать себя в искусстве подражания и сделаться автором не хуже тех, которых слышал. ¾ Появляется тетрадка. ¾ А в нее заносятся первые басни. ¾ И вот первое... ¾ если бы последнее! ¾ наказание за поэзию: ¾ гувернантка похищает тетрадку и, отдавая ее гувернеру Шеделю, жалуется, что месье Александр не знает никогда своего урока именно потому, что "занимается таким вздором". ¾ В самом деле, мальчик уроков решительно не учил, но обладая изумительной памятью, успевал на ходу запомнить все, что отвечала перед ним усердная сестра. ¾ Хуже бывало, однако, когда учитель спрашивал его раньше сестры... ¾ И вот - корень зла обнаружен. Гувернер изучает конфискованную тетрадь и хохочет. ¾ Маленький автор плачет и в пылу оскорбленного самолюбия отправляет стихи в печку. ¾ Другой француз, ученый и образованный господин Жилле, наблюдая за мальчиком, заметил: ¾ "Чудное дитя! Как он рано все начал понимать! Дай бог, чтобы этот ребенок жил и жил: вы увидите, что из него будет". ¾ "Не знаю, матушка, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко, когда урок свой сдаст порядком, то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходиться, что его ничем и не уймешь. Из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем все это кончится, ежели он не переменится". ¾ Бабушка, как видно, больше других его любила, но журила порядком: "Ведь экой шалун ты какой, помяни мое слово, не сносить тебе своей головы". «Песня няни» (со слов «Сорока неполных лет…»)
- Александра необходимо поместить в Иезуитский коллегиум... - пансион... - Да-да, душа моя, пансион в Петербурге. Он известен своим строгим педагогическим режимом - в нем, дай Бог памяти, пятью годами раньше обучался князь Петр Андреевич Вяземский, но курса не окончил... - Вы что, сударь, хотите, чтобы и наш сын не закончил? Надобно что-то другое... - А как вы смотрите на Ликею в Царском Селе? - Ликею? Не слышала никогда о таком учебном заведении. - Немудрено. Правительство недавно оповестило, что в России будет вскоре открыто совершенно новое привилегированное учебное заведение - Ликея. Лицей. - Так надобны рекомендации! Покровительство! - Я думаю, душа моя, что при содействии Александра Ивановича Тургенева мы сможем определить Александра в Царскосельский лицей. - Пожалуй, вы правы, сударь мой. - Конечно! Вы только себе представьте, что Сашка воспитывается в Царском Селе, чуть ли не во дворце - это же случай единственный! - А мы не опоздали? Ведь, верно, надобны какие-то документы. - Я уже все послал, матушка: прошение и к нему справку о древности нашего рода, свидетельство о рождении. - Так уж все решено! Ну, дай бог! Музыка
¾ Вероятно, между 16 и 20 июля 1811 года дядя Василий Львович отправляется с племянником Александром в Петербург определять его в это престижное учебное заведение. ¾ Следующие "кадры" знакомят нас с Пушкиным-лицеистом. Песня «На пороге наших дней» (1 куплет)
¾ Мы видим Пушкина глазами его будущего друга Ивана Пущина на вступительных экзаменах в Царскосельский лицей: ¾ "Вышел какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликать по фамилиям. Я слышу: "Александр Пушкин!" - выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный... " ¾ "Порывистый, импульсивный, неожиданный в своих реакциях, вспыльчивый до бешенства... ничего не имел любезного и привлекательного в своем обращении. Беседы ровной, систематической, сколько-нибудь связной, - у него совсем не было, как не было и дара слова, были только вспышки..." - таков Пушкин в воспоминаниях лицеиста Корфа. ¾ Вяземский, однако, защитит память поэта от Корфовой атаки и ответит прямо на только что приведенные строки: ¾ "Был он вспыльчив, легко раздражен - это правда, но со всем тем он, напротив, в общем обращении своем, когда самолюбие его не было задето, был особенно любезен и привлекателен, что доказывается многочисленными приятелями его. Беседы систематической, может быть, и не было, но все прочее сказанное о разговоре его, - несправедливо и преувеличено. Ум его вообще был здравый и светлый". ¾ Тогда же появились первые прозвища: ¾ француз, ¾ обезьяна, ¾ иногда в минуту острой стычки, ему бросали еще из Вольтера: "Помесь тигра с обезьяной". ¾ И еще одну кличку Пушкин придумал себе сам - под коллективным письмом инспектору лицея он однажды подписался премило: "Егоза Пушкин". Звучит музыка. Бал. Кюхельбекер безуспешно пытается попасть в такт вальса. Входят Малиновский и Куницын. Куницын: Вы Пушкина не видели, Вильгельм? Кюхля: Что? Пушкина? Он в зале. Куницын: Позовите. (Кюхельбекер убегает) Куницын: Скажите мне, а что за эпиграмма? Малиновский: На графа Разумовского черкнул: год красовалась в нумере на спинке, по счастью мне попалась на глаза. (Подает эпиграмму) Куницын: Он остроумен. Малиновский: Да куда уж дальше. (Забирает эпиграмму) Не понимаю этого юнца...Он егоза, он ерник, он повеса! Куницын: Вы не излишне им раздражены? Малиновский: Он легкомыслен! В общем, не Вольховский. (Танцуя полонез, входят Пушкин и Кюхельбекер) Пушкин: Ты слушай музыку! Кюхля: Опять укоры. (Малиновскому и Куницыну) Вот он, двоюродный брат Терпсихоры. (уходит) Малиновский: Да застегните ворот, наконец. (Пушкин, застегнув ворот, вытягивается перед директором. Музыка заканчивается). Куницын: Оскорблено высокое лицо, о коем в списках ходит эпиграмма. Вы знаете ее? Пушкин: Как "Отче наш..." Ах, боже мой, какую Какую слышал весть смешную: Разумник получил ведь ленту голубую. Бог с ним! Я недруг никому: Дай бог и царствие небесное ему. Малиновский: Я вижу, знаете... Но эпиграмма, все говорят, привнесена в лицей? Пушкин: Лицейская. Куницын: Но я надеюсь, Пушкин, никто не может прямо указать на автора сего четверостишья? Пушкин: Мне неизвестен автор эпиграммы. Малиновский: И слава богу... Скоро вальс. Ступайте. Музыка. (Пушкин убегает)
¾ Преподаватели приглядываются к Пушкину. Одна из первых характеристик, записанная Куницыным: "Пушкин - весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне неприлежен. Он способен только к таким примерам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики..." ¾ И один из последних отзывов Энгельгардта - директора лицея: "Высшая и конечная цель Пушкина - блестеть, а именно поэзией; но едва ли найдет она у него прочное основание, потому что он боится всякого серьезного учения, и его ум, не имея ни проницательности, ни глубины, совершенно поверхностный, французский ум". ¾ Учитель чистописания Калинич, когда его впоследствии расспрашивали о Пушкине, в сердцах воскликнул: "Да что он вам дался, шалун был, и больше ничего!" ¾ Пока же француз, оправдывая прозвище, преподносил друзьям свой портрет. Не живописный, но словесный, притом по-французски. ¾ Переводя его дословно, познакомимся с первой исповедью юного поэта. Вы просите у меня мой портрет, Но написанный с натуры, Мой милый, он быстро будет готов, Хотя и в миниатюре. Я молодой повеса, Еще на школьной скамье; Не, говорю не стесняясь, И без желанного кривлянья Никогда не было болтуна, Ни доктора Сорбонны- Надоедливее и крикливее, Чем собственная моя особа. Мой рост с ростом самых долговязых Не может равняться: У меня свежий цвет лица. Русые волосы. И кудрявая голова. Я люблю свет и его шум. Уединение я ненавижу: Мне претят ссоры и препирательства, А отчасти и учение. Спектакли, балы мне очень нравятся, И если быть откровенными, Я сказал бы, что я еще люблю... Если бы не был в Лицее. По всему этому, мой милый друг, Меня можно узнать. Да, таким, как Бог меня создал; Я и хочу всегда казаться – Сущий бес в проказах, Сущая обезьяна лицом, Много, слишком много ветрености - Да, таков Пушкин. Музыка.
¾ Май 1817 года. ¾ "Санкт-Петербургские ведомости" приглашают "публику и родителей" на выпускные экзамены Царскосельского лицея. ¾ 17 дней, ¾ 15 экзаменов! ¾ 31 мая - последний экзамен. ¾ Свобода! ¾ Наступают дни прощанья. Музыка. Сцена бала. Дельвиг с дамой. Дама: Мы условились проэкзаменовать каждого из вас одним вопросом: кем вы хотите стать, барон? Я жду ответа. Чуточку быстрее, Антон Антонович. (Дельвиг торопливо танцует, обгоняя музыку) Дама: Нет, быстрее головой, не ногами. Дельвиг: Говорят, я больше всего люблю спать, не верьте, пожалуйста (роняет очки, которые держал в руке). Дама: Ответ, ответ. Дельвиг: (поднимает очки) Я хотел бы больше всего быть Дон - Жуаном. (Дама, прыснув, убегает. Дельвиг, танцуя один.) Что вы сказали? Ах, вас уже нет! (Надевая очки.) Вероятно, я должен был сказать Дон - Кихотом. Женское сердце не доступно моему пониманию. Следующая пара - Кюхельбекер с дамой. Дама: Неужели вы об этом не думали, не поверю. Кюхельбекер (сбиваясь с такта): Я сам удивляюсь. Дама: Но вас же что-нибудь влечет в жизни? Кюхельбекер (наступает ей на ногу): Простите, я, кажется... Дама: Я не могу вернуться без ответа. Кюхельбекер: Да! Да! (вдруг смеется) Дама: Будьте серьезны. Чему вы смеетесь? Кюхельбекер: Я вспомнил, кем я хочу быть. Я больше всего хотел бы стать танцором. (дама смеется) Нет, серьезно... Иван Пущин и дама Дама: Я вас видела вчера у Энгельгардта. Вы совсем не обращали на меня внимания. Все говорили с каким-то гусаром. С Семеновым, кажется? О чем вы с ним говорили? Пущин: О государстве, о предметах общественных, о зле существующего у нас распорядка вещей... Дама: Тише, тише... кажется, нас слышат. Как можно говорить о таком! Пущин: Что же делать? Вы сами задали мне вопрос! Дама: Вы, наверное, станете дипломатом или директором департамента? Пущин: О, нет - никогда! Я просто хочу быть честным человеком и приносить пользу своему отечеству. А сие с этими должностями несовместимо... Яковлев и дама Дама: Мы условились... Яковлев: Я знаю, о чем вы условились, миледи. Я котел бы на всю жизнь остаться паяцем, как меня здесь окрестили, сохраняя при этом только свой возраст. Дама: Вы не шутите, Яковлев? Яковлев: Я не умею шутить, миледи, потому что, если серьезно, то я просто никем не хочу быть. Оставьте мне мою веселость, и я ничего не прошу у господа Бога. Дама: Вы останетесь на всю жизнь холостяком, предрекаю вам. Яковлев: Готов и на такую потерю. Появляются Горчаков и дама Дама: Мы условились проэкзаменовать каждого из вас одним вопросом: кем вы хотите стать, Горчаков? Горчаков: О, мои мечты очень скромны, Екатерина Павловна. Дама: Все- таки? Горчаков: Ну, скажем, не больше, чем министром иностранных дел. Дама: А что же можно желать большего? Горчаков: Быть поэтом, например. Им везет в любви. Дама (рассмеялась): О-о! Горчаков: Подозреваю, что сбудется первое мое... (Уходят. Появляется Пушкин. Он что-то ищет. Голоса из-за сцены).
- Пушкин! - Француз! - Пушкин! Пушкин: Последний раз в сени уединенья Моим стихам внимает наш пенат. Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья. Прости, где б ни был я, В огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья - Святому братству верен я! И пусть (услышит ли судьба мои молитвы) Пусть будут счастливы все, все мои друзья! - Пушкин! - Отзовись! - Ау! Пущин: И здесь его нет. Горчаков: Он с кем-нибудь в уединении. Или же, грозно насупив брови и надув губы, с искусанным от досады пером во рту, усиленно борется с прихотливою кокеткой музой. Дельвиг: Я знаю средство найти Пушкина, господа! Пущин: Пожалуйста, Дельвиг! Что-нибудь невероятное? Дельвиг: Да! Есть одно тайное слово, вычитанное мною в некромантии, науке о гробах, которым я могу вызвать его. (У него в руках журнал. Громко.) Пушкин! Твои "Измены" напечатаны в журнале "Музеум". Ты слышишь меня? Вот журнал! Яковлев: Увы, барон Дельвиг. Разрешите, я испытаю более земной секрет. (Громко.) Кто это идет, господа? Позвольте, это же... Катюша! Она бесподобна! Екатерина Павловна, пожалуйте к нам. Здравствуйте. (Подражая.) Господа, как я рада. А где же Пушкин? Малиновский (Почти басом): Разрешите тогда мне испробовать, друзья, нечто, что на языке военных называется высоким словом "маневр". А мы назовем просто обманом. (Громко.) Идемте, друзья! Очень жаль, что самого ловкого друга, самого смышленого товарища с нами не будет. А яблоки за царским забором так сочны, воровать их так заманчиво. А вы все трусы. Я пойду сегодня один, без Француза, решено! Дельвиг: Больше ничего мы не сможем придумать, господа мудрецы? Яковлев (Незаметно выдернул книгу у Кюхли, бросает ее на землю.): Кюхель, по-моему, это ваша книга на земле? Ну конечно, это немецкие стихи Шиллера. Кюхля: Вы наглец, Яковлев. Я слышал, как вы выдернули ее у меня. Извольте ее поднять. Яковлев: Это просьба или приказание? Если просьба, то я с удовольствием, милый Кюхель-Бекер, подниму для вас любую дрянь (Поднимает). Если же приказание, то я не имею ни малейшего желания поднимать что бы то ни было (Бросает. Кюхля в ярости наклоняется. Раздается крик Пушкина.) Пушкин: Кюхель! Замри! Не поднимайся! (Перепрыгивает через него. Обращается к товарищам) Пушкин: Без слез, друзья! Сердце бьется радостно! Впереди у каждого своя дорога. Чтобы она ни сулила каждому из нас, прощай, кельи, впереди воля. Больше в Лицейском парке не будет мной прочитано ни строчки. Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля. Разлука ждет нас у порога, 3овет нас дальний света шум, И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых юных дум. Прощайте, друзья! Звучит песня «Девятнадцатое октября». Выходят девочки.
¾ Эту безудержную веселость, способность к розыгрышам, ¾ мгновенные перемены настроенья; ¾ нескончаемые остроты, слетавшие с кончика его пера... ¾ Все это и многое другое, что он увидел в себе в Лицее, и что заметили в нем его товарищи, наставники, сохранится у Пушкина и в более позднем возрасте. ¾ Одни называли его стрекозой, сверчком, искрой, ¾ другие, менее доброжелательные, - обезьяной, мартышкой, смесью обезьяны с тигром. ¾ Одним он казался прекрасным; - другим, - чуть ли не уродцем. ¾ Пушкин и сам был готов поверить в свое безобразие и тяжело, болезненно переживал это, иногда, впрочем, посмеиваясь над своей внешностью. ¾ Он говорил, что им можно "стращать как букою". ¾ "А я, повеса вечно-праздный, Потомок негров безобразный..." Музыка. ¾ Следующие "кадры" знакомят нас с Пушкиным в Петербурге, Москве, на Кавказе. ¾ Он среди женщин, которых любил, и которые любили его. ¾ Он среди товарищей, друзей, случайных попутчиков, и недругов. ¾ Каким его видели? Воспринимали? Понимали? ¾ Молоденькая петербургская красавица Аннет Оленина, которая едва не стала невестой Пушкина, увидела его в 1827 г. на балу. ¾ "Бог, даровав ему гений, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который был виден в голубых, или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арабский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица". ¾ Юная Екатерина Смирнова увидела Пушкина почти в тоже время, что и юная Оленина: "Пушкин был очень красив, рот у него был очень прелестный, с тонко красиво очерченными губами и чудные голубые глаза. Волосы у него были блестящие, густые и кудрявые. Ходил он в черном сюртуке. На туалет обращал он большое внимание". ¾ А вот впечатление, вынесенное мужчиной: "Как теперь вижу его, живого, простого в обращении, хохотуна, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился..." ¾ А Вера Андреевна Нащокина, жена друга поэта восхищалась его удивительными глазами: "Это были особые, поэтические, задушевные глаза... Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала. Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов..." ¾ Дарья Федоровна Фикельмон, описывая жену поэта - красавицу Наталью Николаевну, замечает: "Он очень в нее влюблен, рядом с ней его уродливость еще более поразительна, но когда он говорит, забываешь о том, чего ему не достает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства". ¾ Одни мемуаристы пишут: "лицом настоящая обезьяна" ¾ другие - "необыкновенно красив." ¾ Третьи замечают, что некрасивое само по себе, лицо поэта преображается, одухотворенное мыслью и сильным чувством, положительными эмоциями. Вероятно, они ближе всего к истине. ¾ А как он умел смеяться! ¾ Известный живописец Брюллов, знавший поэта, заметил как-то даже с завистью: "Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны". ¾ Другой современник Пушкина, Хомяков; вспоминал: "Когда Пушкин хохотал, звук его голоса производил столь же чарующее впечатление, как и его стихи". ¾ Все добродушие Пушкина, вся его сердечная и искренняя натура выплескивались в этом смехе. ¾ Смех его был потребностью. ¾ Он был мастером на веселые розыгрыши и подшучивания. ¾ Рассказы о его выходках и проделках ходили по всей России. ¾ Директор Лицея Энгельгардт - Горчакову (в Лондон): "Пушкин в Бессарабии и творит там то, что творил всегда: прелестные стихи, и глупости, и непростительные безумства..." ¾ Раз, проезжая по одной из многолюдных улиц Кишинева, Пушкин увидел в окне хорошенькую головку, тут же дал лошади шпоры и въехал на самое крыльцо. Девушка упала в обморок, родители пожаловались генералу Инзову, наместнику Бессарабии. Тот оставил Пушкина на два дня без сапог. Тогда Пушкин стал демонстративно разгуливать по городу в национальных костюмах: то оденется турком - в широчайших шароварах, в сандалиях и с феской на голове, важно покуривая трубку, то явится греком, евреем, цыганом... ¾ Какой ты шалун, Пушкин, - сетовал добрейший Инзов, - мне с тобою одним больше хлопот, чем всех забот по службе. ¾ А однажды, играя в карты, он публично обвинил одного из офицеров - Зубова - в том, что тот играл "наверное", то есть нечестно. Была назначена дуэль. Пушкин явился наместо поединка с горстью черешен и картинно поплевывал косточками, пока Зубов целился. Зубов стрелял первым и не попал. ¾ Довольны ли вы? - спросил его Пушкин, которому пришел черед стрелять. Вместо того чтобы требовать выстрела, Зубов бросился с объятиями. - Это лишнее, - заметил ему Пушкин и, не стреляя, удалился. ¾ Подобных дуэлей у Пушкина было несколько. И даже бывалые офицеры удивлялись спокойной храбрости и самообладанию поэта. Полковник Старов после дуэли сказал ему: - Вы так же хорошо стоите под пулями, как хорошо пишете. Песня «О дуэлях»
¾ Пушкин обладал способностью отдаваться всему с упоеньем и без остатка, от всей полноты судьбы. ¾ Всегда - "дитя настроения", ¾ всегда - во власти "мимо текущей минуты", он, если попадал на дружескую, то веселился больше всех, на балах он с тем же азартом предавался танцам, что и игре за карточным столом, ¾ проигрывался без сожаления в пух и прах. ¾ Если ревновал, то мог пробежать несколько часов под палящим солнцем, ¾ влюблялся он, как сам признавался, "более или менее во всех хорошеньких женщин". ¾ Однажды он побывал в цыганском таборе, ¾ заслушался цыганских песен, ¾ влюбился без памяти в "дикую красавицу" Земфиру да недолго думая и ушел с этим табором недели на две. ¾ Поэма "Цыганы" во многом автобиографична. ¾ Как и в поэме, дело кончилось трагически, только зарезал Земфиру не гордый пришелец, а молодой ревнивец - цыган. ¾ За многочисленные бессарабские истории Вяземский очень точно прозывал своего друга "Бес Арабским Пушкиным".
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |