Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прекрасен. Пушкинская композиция,




наш союз»

Пушкинская композиция,

составленная для поездки в Пушкинские Горы летом 1994 года.


Песня «19 октября»

 

¾ Что такое лицея?

¾ Этого никто не знает.

¾ Я доподлинно знаю, что лицея - это новое, особенное заведение для детей из самых знатных семейств, где учить будут лучшие профессора...

¾ И где, по слухам, будут воспитываться великие князья, младшие братья самого государя императора...

¾ И лицея будет находиться в Царском Селе, рядом с дворцом...

¾ Нет, почти в самом дворце! Каково!

¾ Правда, у этой лицеи один недостаток: учить будут не по-французски, а по-русски.

¾ Ну и что ж, мы, чай, машер, не французы! Довольно отдавать детей в руки французских шалопаев да иезуитов. Кескевудит?

¾ Но, моншер, а вдруг не примут? Ведь это будет ридикюль! Срам!

¾ А долгое ли учение?

¾ Шесть лет.

¾ Прошу заметить - в записке министра его величеству задан вопрос: "Будет ли лицея равняться с университетами или занимать среднее место между ними и гимназиями? Царский ответ был: "С университетами"...

¾ Это для мальчишек-то десяти годов?

¾ Да ведь курс - шесть лет. А далее служба без промедления.

¾ Да, служить надобно с молодых лет. А как не возьмут? Что тогда?

¾ Надеюсь, что Вы не откажете замолвить слово министру...

Бал. 4-6 пар танцуют. ( Остальные стоят сбоку).

 

¾ Слух о Лицее пронесся по столицам и губерниям, заволновались старинные фамилии, бросились искать влиятельных заступников, чтобы устроить сыновней в невиданное заведение.

¾ Летом 1811 года образовался конкурс, потому что на 30 мест было куда больше желающих.

¾ Одним поможет звучный титул (скажем, Горчаков - князь Рюрикович),

¾ другим - важные посты, занимаемые родственниками:

¾ у Модеста Корфа отец-генерал, видный чиновник юстиции;

¾ десятилетий Аркадий Мартынов ещё мал для лицея, но зато он крестник самого Сперанского, а отец его литератор, директор департамента народного просвещения;

¾ Ивану Малиновскому 15 лет, но отец его, Василий Федорович назначен директором лицея и хочет "испытать" новое заведение на собственном сыне.

¾ У Феди Матюшкина мать пользуется покровительством вдовствующей императрицы.

¾ Так же как родственники Вильгельма Кюхельбекера.

¾ Семья Есаковых совсем небогатая: владеет лишь одним крепостным человеком, но сын Семён надеется на протекцию наследника престола.

¾ Козырем многочисленной семьи петербургского чиновника Пущина (10 детей!) является ходатайство престарелого деда - генерала.

¾ В новгородской глуши скромная семья капитана Тыркова тоже мечтает, определить своё чадо в новое заведение, - поддерживает же просьбу сосед по губернии, да какой: Гаврила Романович Державин.

¾ А, скажем, Владимир Вольховский, сын бедного гусара из Полтавской губернии, идёт в Лицей вообще без протекции, а только как первый ученик Московского университетского пансиона.

¾ Каждого мальчика привозит в Лицей и представляет кто-либо из близких или дальних родственников.

¾ Сашу Пушкина привозит в Лицей и представляет его дядя Василий Львович Пушкин - известный поэт. Но основную благодарность мы должны отдать Александру Ивановичу Тургеневу. Это он первый произнес в доме Пушкиных слово "лицей".

¾ Родственники были похожи друг на друга, хотя одеты были по-разному.

¾ Мальчики были вовсе друг на друга не похожи, хотя одеты почти одинаково.

Ходит взволнованный и извивающийся Кюхельбекер, подставляя своему собеседнику правое ухо. Появляются Пущины Иван и Петр.

Иван: Он что, глухой? И почему извивается как угорь?

(Петр прыскает и прикрывает рот рукой. Яковлев проходится возле своего гувернёра, точно изображая извивающегося угрём Кюхельбекера. Кюхля не видит, но все кругом заулыбались).

Гувернёр (шипя): Послушайте, Мишель, это невыносимо! Вы здесь не дома!

(К адмиралу подходит В.Л.Пушкин).

Адмирал: О! Василий Львович! Рад, рад! А вы-то кого привели?

Василий Львович: Племянника, Ах, Саша, подожди же! Дикарь! Но совершеннейший дикарь! Позвольте вам представить... Александр Пушкин, Сергея Львовича сын. Пушкин неловко поклонился и отвел глаза в сторону.

(Адмирал глянул и улыбнулся).

В.Л.: Рассеян, рассеян, как старая дева... Впрочем, в искусстве поэтическом мой ученик... Но... Увы... Бездельничает.

Адм.: Что ж, возьмут в службу, там отделают, а тут и мои Иван да Пётр. Познакомьтесь, молодцы, без церемоний.

(Смотрят исподлобья. Пушкин широко улыбается, протягивает руки и крепко трясёт).

Пушкин: Пущин да Пушкин. Наверно, и комнаты наши рядом будут.

Адм.: Комнаты? Разве каждому мальчишке своя комната?

В.Л.: Ах, дорогой Петр Иванович, ведь это просвещенное заведение! Нынче ведь не то, что кого-то было. Предложим, кому-либо из воспитанников захочется сочинить послание или сонет - нельзя же при всех! Я ещё понимаю эпиграмма.

Адм.: Разве сия лицея есть школа стихотворцев?

В.Л.: Гм... "Лицея"... Пожалуй, вернее, было бы "Лицей". Впрочем, там видно будет.

Жанно (шепотом к Пушкину): А бить будут?

Пушкин: Бить? Ну, нет, мой друг, мы этого не допустим!

Выходит чиновник с бумагой в руках и начинает выкликать фамилии:

- Князь Горчаков.

¾ Выступил вперёд самоуверенный с гордым выражением и грациозно поклонился красивый юноша высокого роста.

- Барон Дельвиг, Антон.

¾ Пухлый, как булка, барон двинулся к министру с таким невозмутимым видом, словно у себя дома шёл к столу. При этом он осматривался кругом близорукими глазами, как будто его только что разбудили ото сна.

- Александр Пушкин.

¾ Вперёд выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый.

Пушкин (обернувшись к Пущину): Вы говорите "бить", а мне доподлинно известно, что в Лицее телесные наказания воспрещаются. Это ведь не...

- Пущин, Иван.

¾ В сходстве фамилий послышалось что-то сближающее. И Пушкин про себя назвал крепкого, спокойного мальчика по-французски "Жанно".

- Фёдор Матюшкин

¾ Вперёд вышел маленький мальчик и улыбнулся во весь рот.

- Яковлев, Михаил!

- Малиновский, Иван!

- Комовский, Сергей!

- Илличевский, Алексей!

(Продолжает выкликивать фамилии. Но всё уже смешалось).

Музыка.

 

¾ В середине октября лицеисты собрались.

¾ В 11-ом номере появился Володя Вольховский, мальчик смуглый и черноволосый похожий на галку, никогда не улыбающийся.

¾ Он привёз с собой груду книг, всё больше про великих людей.

¾ Рядом с Жанно поселился Фёдор Матюшкин, небольшого роста, тихоня.

¾ Дальше по коридору жил долговязый Илличевский, юноша болтливый и сварливый

¾ Весь коридор знал уже, что Илличевский сочиняет стихи и рисует картинки и собирается после лицея стать знаменитым поэтом.

¾ По другую сторону коридора, в 33-й номер, вселился Дельвиг, который сразу по приезде лег спать.

¾ В 38-й номер внесли вещи Кюхельбекера.

¾ Вильгельм пошёл знакомиться с соседями, на ходу поссорился с Дельвигом, но тут же помирился, одолжил у Жанно мелок и написал на двери над своей фамилией: "студент".

¾ Инспектор Пилецкий велел эту надпись стереть.

¾ Пушкин приехал одним из последних. Его каморка была под номером 14.

¾ Мальчики покинули свои дома - теплицы, оделись в синие мундиры, белые панталоны и треугольные шляпы, познакомились - и началось их время, отмеренное датой 19-ое октября.

Музыка.

Песня «19 октября»

 

¾ 19-ое октября 1811 года - первый, самый первый лицейский праздник.

¾ Они уже познакомились, пригляделись.

¾ За лето и осень 1811 года "милый лицейский народец" уже немало "принюхался" друг к другу, так что им и не страшно 19 октября в Екатерининском дворце на торжественной церемонии открытия их лицея.

Пушкин:

Вы помните, когда возник лицей,

Наш царь для нас открыл чертог Царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием царственных гостей.

Тогда гроза 12 года ещё спала.

Ещё Наполеон не испытал великого народа –

Ещё грозил и колебался он.

Вы помните...

Музыка.

Пущин: 19 октября вечером Жанно потушил свечку и лег. За стеной слышался скрип и шорок. Кто-то царапал стенку ногтем. Кто там?

Пушкин: Это я, Пушкин. Послушай, Жанно, сходим во дворец?

Пущин: Сходим, только сапог не надевай, а то услышат.

Пушкин: Как ты думаешь, есть там кто-нибудь?

Пущин: Караул стоит у наружных дверей. А в зале Екатерины могут быть только приведения.

Пушкин: Например?

Пущин: Мало ли кто? Может быть, сама покойная императрица - в белом парике и бальном платье с лентой... И не ходит, а плавает по воздуху.

(Пушкин смеётся отрывисто).

Пушкин: Послушай, Жанно, неужто ты веришь в приведения?

Пущин: Нет.

Пушкин: И я не верю. Старушка мирно спит в Петропавловском соборе. Так что бояться нечего... (Замолчал)

Пушкин: Жанно...Кто там ходит по коридору?

Пущин: Наверно, дежурный дядька Фома.

Пушкин: Жанно, это не дядька. У дядьки сапоги скрипят. А этот ходит неслышно. Пущин: Как же ты знаешь, что он ходит!

Пушкин: Он шуршит возле дверей.

(Пущин встает, открывает дверь и видит Пилецкого. Тот говорит, не оборачиваясь. Стоит, опустив голову и сложив ладони перед лицом, словно молится).

Пилецкий: Закройте дверь, Пущин, и ложитесь спать.

(Закрыл. Но не удержался и снова чуть приоткрыл. Пилецкий стоял возле двери Пушкина. Снова выглянул. Возле двери Саврасова. И дальше).

Пущин: Саша, это Пилецкий, он ходит от одной двери к другой и молится.

Пушкин: Молится? Как бы ни так! Он подслушивает. Аракчеевский шпион.

Пущин: Полно, Саша, спи. Подъём по звонку, в шесть утра. А там снова классы.

Класс русской словесности. Мальчики устраиваются на стульях.

Кошанский (бросает лист со своими записями): Итак, господа! Повторяю, что ничто столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова. Сие прошу отметить в записях ваших.

¾ Кошанский был человек приятный, но близорукий, сидя за кафедрой, он не мог издали разглядеть учеников, которые каждый за своей конторкой занимались разными делами:

¾ Одни читали книги.

¾ Это были Кюкельбекер и Вольковский.

¾ Другие дремали.

¾ Дельвиг и сын директора Малиновский.

¾ Третьи рисовали.

¾ Илличевский.

¾ Четвертые смотрели по сторонам и перешёптывались.

¾ Пущин и Пушкин.

¾ Слушали профессора немногие, и те позёвывали, вежливо прикрывая, рот рукой. Записок не вел никто.

Кошанский: А теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами!

(Гул голосов).

¾ Ново!

¾ Интересно!

¾ Смотри, что выдумал.

¾ А что, и попробуем.

Илличевский (громко): Роза.

(Всё стихло. Кошанский прохаживается. Останавливается возле Илличевского)

Кошанский: Ода ваша, Илличевский, недурна, если выправить указанные места, будет прекрасна. Ваш счастливый дар, мсье, приносит честь лицею.

(Аплодируют).

Кошанский: Тише, мсье. Уважаю ваш порыв, но напоминаю о благопристойном поведении в классе.

(Мясоедов встаёт).

Мясоедов: Я тоже пишу оду, Николай Фёдорович!

Яковлев: Мясоедов пишет оду! Вот ново! Ну-ка, прочти!

Мясоедов (с пафосом): Уж с запада встает румяный царь природы...

Яковлев: Как с запада? Вот это, в самом деле, ново! Ай да Мясожоров!

Кошанский: С востока, мсье, с востока встает солнце.

Пушкин (заливаясь хохотом): А мне нравится! Ей-богу нравится. А как дальше? Уж с запада встает румяный царь природы…

Илличевский:

И удивленные народы

Не ведают, что им начать:

Ложиться спать или вставать!

Пушкин (аплодирует): Браво, Олосенька, браво!

Илличевский: Цветок прекрасен, коим днесь украшен...

Кошанский: Прекрасен, — украшен, тяжеловато, друг, мой! Повторение схожих звуков в одной строке не способствует украшению стиха. Днесь — слово старое. А впрочем, продолжайте... Пущин, что же вы!

Жанно (встаёт): У меня ничего, господин профессор.

Кошанский: Напрасно, друг мой. Я не жду от воспитанников сочинений, равных по таланту стихам Державина. Но умение излагать свои мысли начинается именно с сочинений. Впрочем, неволить никого не стану. Пушкин, что у Вас!

Пушкин (рассеяно, грызя перо): Пока ничего.

Пущин: Неужто и у тебя не выходит.

(Пушкин пишет, свесив левую руку).

Пушкин: Вот, господин профессор.

Кошанский: О! Как скоро! Читайте, прошу Вас!

Пушкин:

Где наша роза,

Дитя зари!

Увяла роза,

Друзья мои

Не говори

Вот жизни младость!

Не повтори:

Так вянет радость!

В душе скажи

Прости, жалею

И на лилею

Нам укажи.

Кошанский: Прелестно, мой друг! Не по вашему возрасту прелестно... хотя и напоминает некоторые создания легкой французской поэзии. Впрочем, к разбору сочинения вашего мы вернемся на следующей лекции.

Илличевский (хмуро): Я не успел дописать, господин профессор.

(Звенит звонок).

Кошанский (уходя): Не отделано, но... любопытно.

Пушкин: Наставникам, хранившим юность нашу

Всем честию — и мертвым и живым,

К устам, подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжжена...

Класс права.

 

¾ Куницын поднимался на кафедру стремительно и сразу же начинал лекцию.

¾ На его уроках никто не читал, не дремал и не рисовал.

¾ Он был ещё совсем молод.

¾ Длинные волосы, свободные жесты - всё напоминало немецкого студента недавно из Геттингена.

Стремительно выходит Куницын.

Куницын: В праве естественном - права и обязанности людей, как разумных существ, равны и одинаковы... Кто поступает с другими людьми как с вещами, тот противоречит понятиям собственного разума...

Пущин: "С людьми как с вещами"? Это он про крепостных мужиков?

Пушкин: Да! Похоже на Радищева!

Пущин: Ты видел книгу Радищева?

Пушкин: Не шуми... Есть у дяди моего Василия Львовича. Переписано от руки.

Пущин: И тебе Василий Львович позволил её читать?

Пушкин: Да нет, не то, что позволил... Но шкап его не запирается...

Пущин: И ты все прочитал?

Пушкин: Не всё. Почерк неразборчивый.

Куницын: Сохранение свободы есть общая цель всех людей. Кто нарушает свободу другого, тот поступает против его природы.

Пущин: Видишь? А Пилецкий вчерась молвил на прогулке, что свобода есть бесчинство и вред, наносимый другим.

Пушкин (пожав плечами): Я свободный человек и до других мне дела нет.

Пущин: Да что ты всё про себя?

(Звонок, перемена. Вольховский несет в руках две тяжелые книги).

Кюхля: Ты чего книги таскаешь? Легко ли?

Вол.: Для упражнения терпения.

Кюхля: Да это подлинный Суворов!

Все кричат: Суворчик. Суворчик.

(Молчит один Малиновский)

Пущин (к Малиновскому): Ты сегодня в ссоре с Кюхлей, Казак?

Малиновский: С утра помирился.

Пущин: А с Дельвигом?

Малин.: С Тосинькой? Я нынче с ним ещё не ссорился.

Пущин: Вот и не ссорься. А то к вечеру придется вас мирить.

(Малиновский смеётся).

Малин.: Ах ты, Жанно! Да ты всем приятель!

Пущин: Ну, не всем.... Но это скучно каждый день бешеных мирить!

Пушкин: Жанно - прелесть.

В зал входит Малиновский Василий Федорович. Мальчишки окружают его.

¾ Сначала лицеисты боялись этого сутулого, насупленного человека. Потом они осмелели.

¾ Директор никогда не кричал и не сердился.

¾ Он выслушивал любого мальчика и отвечал ему тихо, глядя вдаль, как будто сам с собой беседовал.

Малиновский: Россия ждет Вас. Не балованные дети ей надобны, а люди сильные духом и мыслью. Присмотритесь к наукам, коим учат вас в сём заведении.

Кюхельбекер: Позвольте спросить, являются ли поклоны частью науки?

Малиновский.: Я знаю ваше мнение о сём предмете, сударь. Но суть не в поклонах, а в том, чтоб, кланяясь ради вежливости, не становиться притом рабом. Ибо раб не может быть гражданином!

Корф (смеясь): Гордись, директор назвал тебя "сударем"!

Пущин: И это всё, что ты заметил?

Корф: Я ещё заметил, что говорит он по-французски, как семинарист. Он и по-русски-то говорит мудрёно.

Пущин: Но суть слов его в том, что мы не должны быть рабами.

Корф (презрительно): Не понимаю, зачем нам об этом знать, уж мы, конечно, не рабы...

Кюхля: Однако рабами владеем, а это ведь почти одно и то же!

(Корф посмотрел на Кюхлю, на Жанно, на Пушкина, фыркнул и отошёл в сторону).

Кюхля: Спасибо, Пущин, за то, что поддержал меня! Ты преотличный малый!

Пушкин: Смотрите, комета! Говорят это дурной знак.

Пущин: Кто знает? А может быть это знак надежды.

(Входит Малиновский, все лицеисты собираются в зале).

Малин.: Господа! Я должен поведать Вам новость чрезвычайную. Мужайтесь, господа! Неприятель вступил в пределы наши!

Пущин: Наполеон?

Мал.: Увы, Наполеон. Враг рода человеческого.

Пущин: Что же делать?

Мал.: Вам спокойно и с надеждой оставаться в лицее. Каждый из вас, господа, незримо присутствует на полях сражений.

Кюхля (Дельвигу): Я пойду в армию!

Дельвиг: Ты будешь только в тягость.

Кюхля: Я старше вас. Я выше ростом. Я смоленский дворянин. Меня возьмут добровольцем.

Малиновский мл.: Жаль, что мы ещё не можем быть военными.

Пущ.: Не можем? Отчего же? Мы можем быть вестовыми или посыльными.

Мал.: Ты думаешь, Жанно? Ведь для этого надобно уметь верхом ездить?

Пущ.: Армия отступает. Что же будет с Москвой? (отходит, пишет).

Малиновский (Яковлеву): Что же твой родственник Барклай?

Кюх.: О! Что ты хочешь этим сказать!

Малин.: Ничего!

Кюх.: О! Я понимаю! Ты думаешь, что Барклай изменник! Я готов дать тебе удовлетворение.

Малин.: В военное время дуэли запрещены. Если хочешь, я тебя просто поколочу вместо Яковлева.

Кюх.: Невежа и Глупец!

Пущ.: Хватит вам, оба вы ослы! Вдалеке слышен звук трубы. Гвардейский полк уходит. Совсем не так, как на параде. Идут в сраженье!

Пушкин:

Вы помните: текла за ратью рать

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались, завидуя тому,

Кто умирать шёл мимо нас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.