КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прекрасен. Пушкинская композиция,
наш союз» Пушкинская композиция, составленная для поездки в Пушкинские Горы летом 1994 года. Песня «19 октября»
¾ Что такое лицея? ¾ Этого никто не знает. ¾ Я доподлинно знаю, что лицея - это новое, особенное заведение для детей из самых знатных семейств, где учить будут лучшие профессора... ¾ И где, по слухам, будут воспитываться великие князья, младшие братья самого государя императора... ¾ И лицея будет находиться в Царском Селе, рядом с дворцом... ¾ Нет, почти в самом дворце! Каково! ¾ Правда, у этой лицеи один недостаток: учить будут не по-французски, а по-русски. ¾ Ну и что ж, мы, чай, машер, не французы! Довольно отдавать детей в руки французских шалопаев да иезуитов. Кескевудит? ¾ Но, моншер, а вдруг не примут? Ведь это будет ридикюль! Срам! ¾ А долгое ли учение? ¾ Шесть лет. ¾ Прошу заметить - в записке министра его величеству задан вопрос: "Будет ли лицея равняться с университетами или занимать среднее место между ними и гимназиями? Царский ответ был: "С университетами"... ¾ Это для мальчишек-то десяти годов? ¾ Да ведь курс - шесть лет. А далее служба без промедления. ¾ Да, служить надобно с молодых лет. А как не возьмут? Что тогда? ¾ Надеюсь, что Вы не откажете замолвить слово министру... Бал. 4-6 пар танцуют. ( Остальные стоят сбоку).
¾ Слух о Лицее пронесся по столицам и губерниям, заволновались старинные фамилии, бросились искать влиятельных заступников, чтобы устроить сыновней в невиданное заведение. ¾ Летом 1811 года образовался конкурс, потому что на 30 мест было куда больше желающих. ¾ Одним поможет звучный титул (скажем, Горчаков - князь Рюрикович), ¾ другим - важные посты, занимаемые родственниками: ¾ у Модеста Корфа отец-генерал, видный чиновник юстиции; ¾ десятилетий Аркадий Мартынов ещё мал для лицея, но зато он крестник самого Сперанского, а отец его литератор, директор департамента народного просвещения; ¾ Ивану Малиновскому 15 лет, но отец его, Василий Федорович назначен директором лицея и хочет "испытать" новое заведение на собственном сыне. ¾ У Феди Матюшкина мать пользуется покровительством вдовствующей императрицы. ¾ Так же как родственники Вильгельма Кюхельбекера. ¾ Семья Есаковых совсем небогатая: владеет лишь одним крепостным человеком, но сын Семён надеется на протекцию наследника престола. ¾ Козырем многочисленной семьи петербургского чиновника Пущина (10 детей!) является ходатайство престарелого деда - генерала. ¾ В новгородской глуши скромная семья капитана Тыркова тоже мечтает, определить своё чадо в новое заведение, - поддерживает же просьбу сосед по губернии, да какой: Гаврила Романович Державин. ¾ А, скажем, Владимир Вольховский, сын бедного гусара из Полтавской губернии, идёт в Лицей вообще без протекции, а только как первый ученик Московского университетского пансиона. ¾ Каждого мальчика привозит в Лицей и представляет кто-либо из близких или дальних родственников. ¾ Сашу Пушкина привозит в Лицей и представляет его дядя Василий Львович Пушкин - известный поэт. Но основную благодарность мы должны отдать Александру Ивановичу Тургеневу. Это он первый произнес в доме Пушкиных слово "лицей". ¾ Родственники были похожи друг на друга, хотя одеты были по-разному. ¾ Мальчики были вовсе друг на друга не похожи, хотя одеты почти одинаково. Ходит взволнованный и извивающийся Кюхельбекер, подставляя своему собеседнику правое ухо. Появляются Пущины Иван и Петр. Иван: Он что, глухой? И почему извивается как угорь? (Петр прыскает и прикрывает рот рукой. Яковлев проходится возле своего гувернёра, точно изображая извивающегося угрём Кюхельбекера. Кюхля не видит, но все кругом заулыбались). Гувернёр (шипя): Послушайте, Мишель, это невыносимо! Вы здесь не дома! (К адмиралу подходит В.Л.Пушкин). Адмирал: О! Василий Львович! Рад, рад! А вы-то кого привели? Василий Львович: Племянника, Ах, Саша, подожди же! Дикарь! Но совершеннейший дикарь! Позвольте вам представить... Александр Пушкин, Сергея Львовича сын. Пушкин неловко поклонился и отвел глаза в сторону. (Адмирал глянул и улыбнулся). В.Л.: Рассеян, рассеян, как старая дева... Впрочем, в искусстве поэтическом мой ученик... Но... Увы... Бездельничает. Адм.: Что ж, возьмут в службу, там отделают, а тут и мои Иван да Пётр. Познакомьтесь, молодцы, без церемоний. (Смотрят исподлобья. Пушкин широко улыбается, протягивает руки и крепко трясёт). Пушкин: Пущин да Пушкин. Наверно, и комнаты наши рядом будут. Адм.: Комнаты? Разве каждому мальчишке своя комната? В.Л.: Ах, дорогой Петр Иванович, ведь это просвещенное заведение! Нынче ведь не то, что кого-то было. Предложим, кому-либо из воспитанников захочется сочинить послание или сонет - нельзя же при всех! Я ещё понимаю эпиграмма. Адм.: Разве сия лицея есть школа стихотворцев? В.Л.: Гм... "Лицея"... Пожалуй, вернее, было бы "Лицей". Впрочем, там видно будет. Жанно (шепотом к Пушкину): А бить будут? Пушкин: Бить? Ну, нет, мой друг, мы этого не допустим! Выходит чиновник с бумагой в руках и начинает выкликать фамилии: - Князь Горчаков. ¾ Выступил вперёд самоуверенный с гордым выражением и грациозно поклонился красивый юноша высокого роста. - Барон Дельвиг, Антон. ¾ Пухлый, как булка, барон двинулся к министру с таким невозмутимым видом, словно у себя дома шёл к столу. При этом он осматривался кругом близорукими глазами, как будто его только что разбудили ото сна. - Александр Пушкин. ¾ Вперёд выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый. Пушкин (обернувшись к Пущину): Вы говорите "бить", а мне доподлинно известно, что в Лицее телесные наказания воспрещаются. Это ведь не... - Пущин, Иван. ¾ В сходстве фамилий послышалось что-то сближающее. И Пушкин про себя назвал крепкого, спокойного мальчика по-французски "Жанно". - Фёдор Матюшкин ¾ Вперёд вышел маленький мальчик и улыбнулся во весь рот. - Яковлев, Михаил! - Малиновский, Иван! - Комовский, Сергей! - Илличевский, Алексей! (Продолжает выкликивать фамилии. Но всё уже смешалось). Музыка.
¾ В середине октября лицеисты собрались. ¾ В 11-ом номере появился Володя Вольховский, мальчик смуглый и черноволосый похожий на галку, никогда не улыбающийся. ¾ Он привёз с собой груду книг, всё больше про великих людей. ¾ Рядом с Жанно поселился Фёдор Матюшкин, небольшого роста, тихоня. ¾ Дальше по коридору жил долговязый Илличевский, юноша болтливый и сварливый ¾ Весь коридор знал уже, что Илличевский сочиняет стихи и рисует картинки и собирается после лицея стать знаменитым поэтом. ¾ По другую сторону коридора, в 33-й номер, вселился Дельвиг, который сразу по приезде лег спать. ¾ В 38-й номер внесли вещи Кюхельбекера. ¾ Вильгельм пошёл знакомиться с соседями, на ходу поссорился с Дельвигом, но тут же помирился, одолжил у Жанно мелок и написал на двери над своей фамилией: "студент". ¾ Инспектор Пилецкий велел эту надпись стереть. ¾ Пушкин приехал одним из последних. Его каморка была под номером 14. ¾ Мальчики покинули свои дома - теплицы, оделись в синие мундиры, белые панталоны и треугольные шляпы, познакомились - и началось их время, отмеренное датой 19-ое октября. Музыка. Песня «19 октября»
¾ 19-ое октября 1811 года - первый, самый первый лицейский праздник. ¾ Они уже познакомились, пригляделись. ¾ За лето и осень 1811 года "милый лицейский народец" уже немало "принюхался" друг к другу, так что им и не страшно 19 октября в Екатерининском дворце на торжественной церемонии открытия их лицея. Пушкин: Вы помните, когда возник лицей, Наш царь для нас открыл чертог Царицын. И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием царственных гостей. Тогда гроза 12 года ещё спала. Ещё Наполеон не испытал великого народа – Ещё грозил и колебался он. Вы помните... Музыка. Пущин: 19 октября вечером Жанно потушил свечку и лег. За стеной слышался скрип и шорок. Кто-то царапал стенку ногтем. Кто там? Пушкин: Это я, Пушкин. Послушай, Жанно, сходим во дворец? Пущин: Сходим, только сапог не надевай, а то услышат. Пушкин: Как ты думаешь, есть там кто-нибудь? Пущин: Караул стоит у наружных дверей. А в зале Екатерины могут быть только приведения. Пушкин: Например? Пущин: Мало ли кто? Может быть, сама покойная императрица - в белом парике и бальном платье с лентой... И не ходит, а плавает по воздуху. (Пушкин смеётся отрывисто). Пушкин: Послушай, Жанно, неужто ты веришь в приведения? Пущин: Нет. Пушкин: И я не верю. Старушка мирно спит в Петропавловском соборе. Так что бояться нечего... (Замолчал) Пушкин: Жанно...Кто там ходит по коридору? Пущин: Наверно, дежурный дядька Фома. Пушкин: Жанно, это не дядька. У дядьки сапоги скрипят. А этот ходит неслышно. Пущин: Как же ты знаешь, что он ходит! Пушкин: Он шуршит возле дверей. (Пущин встает, открывает дверь и видит Пилецкого. Тот говорит, не оборачиваясь. Стоит, опустив голову и сложив ладони перед лицом, словно молится). Пилецкий: Закройте дверь, Пущин, и ложитесь спать. (Закрыл. Но не удержался и снова чуть приоткрыл. Пилецкий стоял возле двери Пушкина. Снова выглянул. Возле двери Саврасова. И дальше). Пущин: Саша, это Пилецкий, он ходит от одной двери к другой и молится. Пушкин: Молится? Как бы ни так! Он подслушивает. Аракчеевский шпион. Пущин: Полно, Саша, спи. Подъём по звонку, в шесть утра. А там снова классы. Класс русской словесности. Мальчики устраиваются на стульях. Кошанский (бросает лист со своими записями): Итак, господа! Повторяю, что ничто столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова. Сие прошу отметить в записях ваших. ¾ Кошанский был человек приятный, но близорукий, сидя за кафедрой, он не мог издали разглядеть учеников, которые каждый за своей конторкой занимались разными делами: ¾ Одни читали книги. ¾ Это были Кюкельбекер и Вольковский. ¾ Другие дремали. ¾ Дельвиг и сын директора Малиновский. ¾ Третьи рисовали. ¾ Илличевский. ¾ Четвертые смотрели по сторонам и перешёптывались. ¾ Пущин и Пушкин. ¾ Слушали профессора немногие, и те позёвывали, вежливо прикрывая, рот рукой. Записок не вел никто. Кошанский: А теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами! (Гул голосов). ¾ Ново! ¾ Интересно! ¾ Смотри, что выдумал. ¾ А что, и попробуем. Илличевский (громко): Роза. (Всё стихло. Кошанский прохаживается. Останавливается возле Илличевского) Кошанский: Ода ваша, Илличевский, недурна, если выправить указанные места, будет прекрасна. Ваш счастливый дар, мсье, приносит честь лицею. (Аплодируют). Кошанский: Тише, мсье. Уважаю ваш порыв, но напоминаю о благопристойном поведении в классе. (Мясоедов встаёт). Мясоедов: Я тоже пишу оду, Николай Фёдорович! Яковлев: Мясоедов пишет оду! Вот ново! Ну-ка, прочти! Мясоедов (с пафосом): Уж с запада встает румяный царь природы... Яковлев: Как с запада? Вот это, в самом деле, ново! Ай да Мясожоров! Кошанский: С востока, мсье, с востока встает солнце. Пушкин (заливаясь хохотом): А мне нравится! Ей-богу нравится. А как дальше? Уж с запада встает румяный царь природы… Илличевский: И удивленные народы Не ведают, что им начать: Ложиться спать или вставать! Пушкин (аплодирует): Браво, Олосенька, браво! Илличевский: Цветок прекрасен, коим днесь украшен... Кошанский: Прекрасен, — украшен, тяжеловато, друг, мой! Повторение схожих звуков в одной строке не способствует украшению стиха. Днесь — слово старое. А впрочем, продолжайте... Пущин, что же вы! Жанно (встаёт): У меня ничего, господин профессор. Кошанский: Напрасно, друг мой. Я не жду от воспитанников сочинений, равных по таланту стихам Державина. Но умение излагать свои мысли начинается именно с сочинений. Впрочем, неволить никого не стану. Пушкин, что у Вас! Пушкин (рассеяно, грызя перо): Пока ничего. Пущин: Неужто и у тебя не выходит. (Пушкин пишет, свесив левую руку). Пушкин: Вот, господин профессор. Кошанский: О! Как скоро! Читайте, прошу Вас! Пушкин: Где наша роза, Дитя зари! Увяла роза, Друзья мои Не говори Вот жизни младость! Не повтори: Так вянет радость! В душе скажи Прости, жалею И на лилею Нам укажи. Кошанский: Прелестно, мой друг! Не по вашему возрасту прелестно... хотя и напоминает некоторые создания легкой французской поэзии. Впрочем, к разбору сочинения вашего мы вернемся на следующей лекции. Илличевский (хмуро): Я не успел дописать, господин профессор. (Звенит звонок). Кошанский (уходя): Не отделано, но... любопытно. Пушкин: Наставникам, хранившим юность нашу Всем честию — и мертвым и живым, К устам, подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим. Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжжена... Класс права.
¾ Куницын поднимался на кафедру стремительно и сразу же начинал лекцию. ¾ На его уроках никто не читал, не дремал и не рисовал. ¾ Он был ещё совсем молод. ¾ Длинные волосы, свободные жесты - всё напоминало немецкого студента недавно из Геттингена. Стремительно выходит Куницын. Куницын: В праве естественном - права и обязанности людей, как разумных существ, равны и одинаковы... Кто поступает с другими людьми как с вещами, тот противоречит понятиям собственного разума... Пущин: "С людьми как с вещами"? Это он про крепостных мужиков? Пушкин: Да! Похоже на Радищева! Пущин: Ты видел книгу Радищева? Пушкин: Не шуми... Есть у дяди моего Василия Львовича. Переписано от руки. Пущин: И тебе Василий Львович позволил её читать? Пушкин: Да нет, не то, что позволил... Но шкап его не запирается... Пущин: И ты все прочитал? Пушкин: Не всё. Почерк неразборчивый. Куницын: Сохранение свободы есть общая цель всех людей. Кто нарушает свободу другого, тот поступает против его природы. Пущин: Видишь? А Пилецкий вчерась молвил на прогулке, что свобода есть бесчинство и вред, наносимый другим. Пушкин (пожав плечами): Я свободный человек и до других мне дела нет. Пущин: Да что ты всё про себя? (Звонок, перемена. Вольховский несет в руках две тяжелые книги). Кюхля: Ты чего книги таскаешь? Легко ли? Вол.: Для упражнения терпения. Кюхля: Да это подлинный Суворов! Все кричат: Суворчик. Суворчик. (Молчит один Малиновский) Пущин (к Малиновскому): Ты сегодня в ссоре с Кюхлей, Казак? Малиновский: С утра помирился. Пущин: А с Дельвигом? Малин.: С Тосинькой? Я нынче с ним ещё не ссорился. Пущин: Вот и не ссорься. А то к вечеру придется вас мирить. (Малиновский смеётся). Малин.: Ах ты, Жанно! Да ты всем приятель! Пущин: Ну, не всем.... Но это скучно каждый день бешеных мирить! Пушкин: Жанно - прелесть. В зал входит Малиновский Василий Федорович. Мальчишки окружают его. ¾ Сначала лицеисты боялись этого сутулого, насупленного человека. Потом они осмелели. ¾ Директор никогда не кричал и не сердился. ¾ Он выслушивал любого мальчика и отвечал ему тихо, глядя вдаль, как будто сам с собой беседовал. Малиновский: Россия ждет Вас. Не балованные дети ей надобны, а люди сильные духом и мыслью. Присмотритесь к наукам, коим учат вас в сём заведении. Кюхельбекер: Позвольте спросить, являются ли поклоны частью науки? Малиновский.: Я знаю ваше мнение о сём предмете, сударь. Но суть не в поклонах, а в том, чтоб, кланяясь ради вежливости, не становиться притом рабом. Ибо раб не может быть гражданином! Корф (смеясь): Гордись, директор назвал тебя "сударем"! Пущин: И это всё, что ты заметил? Корф: Я ещё заметил, что говорит он по-французски, как семинарист. Он и по-русски-то говорит мудрёно. Пущин: Но суть слов его в том, что мы не должны быть рабами. Корф (презрительно): Не понимаю, зачем нам об этом знать, уж мы, конечно, не рабы... Кюхля: Однако рабами владеем, а это ведь почти одно и то же! (Корф посмотрел на Кюхлю, на Жанно, на Пушкина, фыркнул и отошёл в сторону). Кюхля: Спасибо, Пущин, за то, что поддержал меня! Ты преотличный малый! Пушкин: Смотрите, комета! Говорят это дурной знак. Пущин: Кто знает? А может быть это знак надежды. (Входит Малиновский, все лицеисты собираются в зале). Малин.: Господа! Я должен поведать Вам новость чрезвычайную. Мужайтесь, господа! Неприятель вступил в пределы наши! Пущин: Наполеон? Мал.: Увы, Наполеон. Враг рода человеческого. Пущин: Что же делать? Мал.: Вам спокойно и с надеждой оставаться в лицее. Каждый из вас, господа, незримо присутствует на полях сражений. Кюхля (Дельвигу): Я пойду в армию! Дельвиг: Ты будешь только в тягость. Кюхля: Я старше вас. Я выше ростом. Я смоленский дворянин. Меня возьмут добровольцем. Малиновский мл.: Жаль, что мы ещё не можем быть военными. Пущ.: Не можем? Отчего же? Мы можем быть вестовыми или посыльными. Мал.: Ты думаешь, Жанно? Ведь для этого надобно уметь верхом ездить? Пущ.: Армия отступает. Что же будет с Москвой? (отходит, пишет). Малиновский (Яковлеву): Что же твой родственник Барклай? Кюх.: О! Что ты хочешь этим сказать! Малин.: Ничего! Кюх.: О! Я понимаю! Ты думаешь, что Барклай изменник! Я готов дать тебе удовлетворение. Малин.: В военное время дуэли запрещены. Если хочешь, я тебя просто поколочу вместо Яковлева. Кюх.: Невежа и Глупец! Пущ.: Хватит вам, оба вы ослы! Вдалеке слышен звук трубы. Гвардейский полк уходит. Совсем не так, как на параде. Идут в сраженье! Пушкин: Вы помните: текла за ратью рать Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, завидуя тому, Кто умирать шёл мимо нас.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |