Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущественно страховая система здравоохранения




Хотя первые попытки платы за медицинскую помощь в виде не только непосредственных гонораров врачу от пациента, но и сумм, добровольно отчисляемых членами гильдий, ремесленных и дру­гих корпораций для страхования на случай болезни, от несчастных случаев, т.е. из создаваемых работающими касс взаимопомощи (больничных касс), были задолго до введения в законодательном порядке обязательного социального страхования, в том числе меди­цинского, медицинское страхование началось со во второй поло­вины XIX в. с так называемых страховых законов канцлера Герма­нии О.Бисмарка. «Закон о страховании рабочих по случаю болезни» был принят в 1883 г. С тех пор в Германии, а затем в ряде других стран, в том числе в России (1912), были приняты такие законы, положившие начало системе страховой медицины («система Бис­марка»). Эта система основывается на предоставлении медицин­ской помощи за счет отчислений из заработной платы, отчислений от доходов (налогов) предпринимателей и средств государственного бюджета.

Размер отчислений в разных странах разный, но обычно первые два источника обеспечивают большую часть расходов. Государство платит значительно меньше, чем застрахованные и предпринима­тели, и чаще всего эти средства идут на общенациональные меди­цинские программы, общегосударственные учреждения и другие цели. Страховыми средствами не исчерпываются все ресурсы: 20— 30% восполняются за счет добровольного страхования, из частных, благотворительных и других источников. Более того, обязательное медицинское страхование не обеспечивает всей оплаты за медицинскую помощь — часть расходов оплачивает сам застрахованный или за него доплачивают предприятия, организации и пр. Однако большую часть расходов на медицинскую помощь несут организа­ции социального, обязательного страхования. Система здравоох­ранения в странах с таким механизмом финансирования называ­ется страховой медициной.

В разных странах сложились различные организационные фор­мы (структуры) страховой медицины. Наряду с центральными ве­домствами здравоохранения (министерствами, департаментами) и их региональными подразделениями, отделами, инспекциями, му­ниципальными органами (отделами, советами здравоохранения), центральными, региональными (областными), районными госпи­талями, амбулаториями, учреждениями, частными врачами общей практики, семейными врачами, специалистами, действуют страхо­вые организации (страховые кассы, их объединения, инспекции и пр.), которые обеспечивают, обычно по договорам с медицински­ми учреждениями и отдельными врачами, медицинскую помощь застрахованным. Органы управления и контроля здравоохранения (министерства, департаменты и т.п.) обычно отделены от системы социального страхования, которое является самостоятельной орга­низацией, хотя контактирует с администрацией здравоохранения и с другими ведомствами. Более того, правительство, его органы, например министерства труда, социальной защиты, контролируют органы и организации социального, в том числе медицинского, страхования. Контроль осуществляют также профсоюзы и меди­цинские ассоциации.

Как правило, в странах со страховой медициной (как, впрочем, и в большинстве других стран) сложилась трехуровневая структура служб здравоохранения: 1) центральный уровень (федеральный, об­щегосударственный) — министерство (департамент, комитет, совет и пр.) здравоохранения и непосредственно подчиненные ему уч­реждения (крупные центры, больницы и др.); 2) региональный уро­вень (областной, провинциальный и т.п.), на котором работают му­ниципальные, общественные и частные медицинские учреждения; 3) местный уровень (районный, волостной, уездный и т.п.), на кото­ром действуют главным образом частные, благотворительные, не­которое число общественных, муниципальных (преимущественно сельских) учреждений и отдельные врачи или их группы (групповая практика). При медицинских учреждениях на этом, а подчас и на региональном уровне, помимо ведомственной и местной админи­страции, действуют и попечительские советы из представителей об­щественности, предпринимателей, профсоюзов, властей, населения. Обычно большая часть коечного фонда и медицинского персонала занята на 2-м и 3-м уровнях. В странах со страховой медициной, как и в большинстве экономически развитых стран, доврачебного уровня (медицинские пункты, посты и т.п. со средним и младшим персоналом) нет и вся медицинская помощь, в том числе первич­ная, осуществляется врачами и средним медицинским персоналом.

Германия. Страховая медицина развивается с 1883 г., с приня­тия соответствующих страховых законов («законов Бисмарка»). Ме­дицинское страхование является частью общегосударственной системы социального страхования и обеспечивает медицинскую по­мощь при болезни, уходе, профилактике, несчастном случае, ро­довспоможении, лечение у врачей общей практики, специалистов, в амбулаториях, на дому, стационарах, стоматологическую помощь, обеспечение медикаментами и др. На медицинское страхование идет более 8% валового продукта (из 13% всех расходов на здраво­охранение). Средства на медицинское страхование поступают из трех источников: 6,5% фонда оплаты труда платят застрахованные, столько же работодатели, остальные средства дотирует государство из бюджета. Финансирование здравоохранения, таким образом, обеспечивается на 60% и более за счет социального страхования, на 10% — из средств частного (добровольного) страхования, на 15% — государственными ассигнованиями и на 15% — личными средствами граждан. Таким образом, на одного человека из всех источников на здравоохранение тратится более 2000 долларов в год.

Все операции по страхованию здоровья осуществляют более 1200 страховых (больничных, как их называли) касс, объединенных в ассоциации, которые контролируют деятельность касс и расходо­вание средств врачами. Традиционно сохраняется несколько видов (форм) касс: местные (преимущественно для неработающих, чле­нов семей застрахованных), расположенные по месту жительства; производственные (по месту работы); морские, горняцкие, сельс­кохозяйственные, эрзацкассы (главным образом для служащих).

Таким образом, страхованием охвачено более 90% населения. Состоятельные граждане обычно пользуются добровольным стра­хованием, хотя они могут быть застрахованными и системой со­циального, государственного страхования (таких примерно 3%).

Представляет интерес простой и эффективный контроль исполь­зования страховых средств и деятельности медицинских учрежде­ний и отдельных нрачсй. Врачебными и страховыми ассоциаци­ями устаманлииается на конкретный срок своего рода тариф на оп­ределенные медицинские услуги в условных единицах или пунк­тах, который периодически пересматривается. Страховые врачи и организации не должны выходить за пределы тарифа.

Структура управления здравоохранением и организации меди­цинской помощи в Германии характерна для экономически разви­тых стран. Общенациональный контроль осуществляет Федеральное министерство здравоохранения и социальной помощи. В регионах («землях») имеются соответствующие министерства, их органы и учреждения. Муниципальные учреждения подведомственны мест­ным органам власти, соответствующим советам, комитетам и т.п. Все медицинские учреждения работают на федеральном, региональ­ном, местном административных уровнях. Медицинская админи­страция не распространяет свою юрисдикцию на страховые кассы и их ассоциации, хотя работает в тесном контакте с ними. Более того, помимо профсоюзов, врачебных ассоциаций, самих ассоциа­ций страховых касс, контроль над страховыми организациями осу­ществляют министерства труда, науки, здравоохранения и др.

Франция. Источниками обеспечения медицинской помощи яв­ляются взносы работодателей — 13,5% фонда оплаты труда, застра­хованные — 6,5% (итого 19% — самая большая доля отчислений на медицинское социальное страхование) и правительственные ассиг­нования из госбюджета.

Существует более 20 различных видов социального страхования, в том числе несколько видов страхования на случай болезни, вре­менной нетрудоспособности, несчастного случая, беременности и родам и др., на которые приходится не менее 75% всех расходов на здравоохранение. Остальные расходы компенсируются частными средствами, добровольным медицинским страхованием. Всего на здравоохранение в последние годы тратится более 500 млрд фран­ков. Система социального страхования, включающая в себя более 90 страховых кампаний, контролируется общенациональной орга­низацией, имеющей свои отделения в регионах (департаментах). С ней заключают договоры по страховому медицинскому обслужи­ванию врачи и медицинские учреждения. Цена медицинских услуг регулируется правительством и регулярно пересматривается. Затраты за медицинскую помощь в системе социального страхования компенсируются не полностью — примерно на 75%; этой системой охвачено 80% всего населения. Обычно пациент оплачивает все услуги или их часть; 75% платы за медицинскую помощь и 70-90% за медикаменты возвращаются пациенту страховыми организаци­ями. Контроль над ними и врачами системы осуществляют, как и в Германии, общенациональная страховая организация, ассоциации страховых компаний (касс) и врачебные профсоюзы, министерства труда, социальной защиты, здравоохранения и др.

Структура организации и управления в стране такая же, как и в других государствах: Министерство здравоохранения и семьи, де­партаменты здравоохранения в регионах, муниципальные органы, инспекции в районах. Медицинские учреждения расположены на трех административных уровнях: общенациональном, региональ­ном, местном. 2/3 всех учреждений, коек в них, медицинского пер­сонала работают в региональных и местных учреждениях, частной, индивидуальной или групповой практике. Основной фигурой здра­воохранения Франции считается частный врач общей практики — семейный врач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.