Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение Божией заповеди и осквернение Церкви считалось тягчайшим




преступлением. Источником Стоглава стала Кормчая так называемая Софийской (русской) редакции начала ХIV века книга, где есть «правило Святых отец» V Вселенского Собора «Об обидящих церкви Божьиа и священные власти их». Оно повелевает лиц, наносящих обиды священному сану или посягающих на церковное имущество, «огнем сжещи; домы их святым Божиим церквам вдати, их же обидеша».

Составы преступных деяний против православной веры, определённые на Московском соборе 1551 года, были ещё более чётко сформулированы в Соборном Уложении 1649 года «О богохульниках и о церковных мятежниках». Уложение развивало нормы 53 главы Стоглава, формулировало понятие богохульства, то есть поношение, оскорбление словом или действием, также неверие, отрицание Бога и Богородицы, Честного Креста и Святых. Несомненно и то, что хула на Царя-помазанника Божия тоже считалась богохульством, за что полагалась смертная казнь через сожжение.

«Стоглав» – это единственная книга, на которую опираются старообрядцы, где, как им кажется, выводится учение о двуперстном сложении. Хотя подлинника «Стоглава» не сохранилось, и под оставшимися рукописями нет нигде подписи Царя или хотя бы епископов, а остальные копии изобилуют разночтением и явно апокрифическими вставками, однако попробуем разобраться.

Глава 31 повествует о крестном знамении: «како подобает архиереом и иереом рукою благословляти и знаменатися прочим православным христианом и поклонятися». Уже из самого названия этой главы видно, что в ней две части: о благословении святительском и простом крестном знамении. Простое же крестное знамение чётко описывается как трёхперстие! «Три персты имети я вкупе, по образу троическому, Бог Отец, Сын, Бог Дух Святый, не три бози, но Един. Бог в Троице имены разделяется, а Божество едино…

Два персты иметь наклонна, а не простёрта, а тех указ тако во, две естестве – Божество, и человечество, Бог по Божеству, а человек по человечению, а во обоем совершен, вышний перст образует Божество, а нижний человечество, онеже сошед от вышнии спасения нашего, тоже гбение протолкуется: преклон бо небеса сниде нашего спасения». «Два перста имети наклонна, а не простёрта» – эта фраза явно свидетельствует о том, что простёртыми, то есть обращёнными вверх должно иметь три перста, а два наклонна. То есть здесь речь идёт о привычном нам трёхперстии.

Сам же святой Царь Иоанн Грозный, который в конце жизни принял постриг и стал схимонахом, после своей смерти навсегда запечатлел для нас истину, на которую указывал и Стоглавый Собор: когда нашли его мощи уже в недавнее время, то пальцы его десницы были сложены в трёхперстие.

Не зря старообрядцы так не любят Царя Иоанна Грозного, впрочем, как и всех царей и царскую власть в особенности.

Преподобный Иосиф Волоцкий в «Просветителе» (№ 13) писал «Если придётся и побить его (еретика), не отвращайся – ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной. Если схватят и повлекут на суд – иди… говори с дерзновением, что того, кто хулит земного царя, подобает предавать мучениям; тем более относится это к хулящему Царя Небесного».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.