Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По модулям и циклам в условиях кредитной технологии обучения




Методика и организация занятий физического практикума

Права, ответственность и обязанности студента

Права, ответственность и обязанности преподавателя

Преподаватель несет ответственность за организацию и проведение лабораторных занятий в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, относящихся к содержанию и методике проведения лабораторных занятий.

Преподаватель имеет право определять содержание лабораторных работ, выбирать методы и средства проведения лабораторных исследований, обеспечивающих высокое качество учебного процесса.

Студент обязан посещать все аудиторные занятия и СРСП, имеет право на дополнительные занятия с преподавателем.

Студент обязан прибыть на лабораторное занятие во время, установленное расписанием, и с необходимой предварительной подготовкой.

Во время занятия студент обязан соблюдать требования ТБ и ОТ, правила пользования лабораторией, приборами, техническими средствами.

По окончании проведения лабораторной работы студент обязан оформить отчет и представить его преподавателю для проверки последующей защитой.

Студент имеет право выполнить лабораторную работу, пропущенную по уважительной причине, в часы, согласованные с преподавателем.

Студент несет ответственность за:

- пропуск лабораторного занятия по неуважительной причине;

- неподготовленность к лабораторной работе;

- несвоевременную сдачу отчетов по лабораторной работе и их защиту;

- порчу имущества и нанесение материального ущерба лаборатории.

Списывание и плагиат: Любое списывание или плагиат (использование, копирование готовых заданий и решений других студентов) будет пресекаться в виде исключения из аудитории и/или наказания оценкой «неудовлетворительно».

Поведение: Систематическое нарушение дисциплины во время занятий будет наказываться исключением из аудитории и/или наказанием оценкой «неудовлетворительно» за весь семестр.

Сотовые телефоны: Отключать во время проведения занятий.

В настоящее время традиционными формами проведения лабораторных занятий являются, так называемые, кольцевые и фронтальные. При кольцевой форме организации лабораторных занятий каждая бригада студентов на одном занятии выполняет разные лабораторные работы. Последовательность выполнения этих работ определяется заранее составляемым преподавателем графиком. Несмотря на то, что такая форма является в настоящее время наиболее распространённой, она обладает рядом недостатков: это опережение лабораторными работами лекционных тем, отсутствие связи между хронологически последовательно выполняемыми работами, повторение теоретического материала в разных лабораторных работах. И как следствие, лишняя трата времени при приёме близких по содержанию работ (которые студент может сдавать в разное время по отдельности).

Преимуществом фронтальных работ является возможность достижения полной синхронизации лекционных и лабораторных занятий, в этом случае общепринятая последовательность процесса обучения - лекция, практическое и лабораторное занятия - становится логически непротиворечивой. Фронтальный метод, при котором все студенты одновременно имеют возможность вслед за лекцией выполнить лабораторную работу на ту же тему, позволяет не только подкрепить теоретический материал, но и углубить и расширить его без дополнительных временных затрат.

Разумеется, сама идея фронтальности сомнении не вызывает, однако технические сложности её осуществления привели к тому, что фронтальный метод проведения лабораторных занятий по курсу общей физики до сих пор не нашел широкого применения. Это, прежде всего, обусловлено тем, что вся группа делает одну и ту же лабораторную работу, поэтому число лабораторных установок, как правило, определяется как произведение числа лабораторных работ на число студентов в учебной группе.В связи с последним главным недостатком фронтального метода- потребность в большом количестве однотипных приборов и, как следствие этого чрезмерная дороговизна современных лабораторных комплексов.Кроме того,при выполнении экспериментов на готовых лабораторных комплексах студенты не имеют возможность видеть и творчески осмыслить структурно-логическую схему эксперимента, самостоятельно работать руками, что приводит к неполному пониманию основы метода, технику и детали экспериментов.

Итак, традиционные формы и методы проведения физического практикума не в состоянии ликвидировать противоречие, которое наметилось в настоящее время между качеством вузовского обучения и потребностями современной науки и техники в условиях научно- технической революции.

Таким образом, средства и методы обучения должны соответствовать уровню теоретической подготовки студентов, а согласно основным требованиям кредитной системы обучения еще и их индивидуальным траекториям обучения.

Все этоисовременные тенденций соединения образования и науки с практикой требует, чтобы курс физики не ставил своей целью сообщить студентам максимум знаний по физике, а давал бы основы методов физики и методологию познания этой науки и обучал правильной постановке технической задачи – выделению из этой задачи ее физического контура.

Поэтому в современных условиях физический практикум для студентов инженер­но-технических специальностей должен содержать:

- минимальный объем сведений, необходимый современному инженеру в зависимости от его специальности и специализации;

- широкий набор конкретных практических задач и примеров, демонстри­рующих методов и методологию их постановки и решения.

Кроме того, сложность физической науки требует широкого применения диалектического метода процесса познания, который позволяет осуществить переход от одного его уровня к другому, более глубокому, более общему. В существующих практикумах этот принцип нарушен. Поэтому на наш взгляд, физический практикум, адекватный сегодняшней ситуации в науке и технике, необходимо строить в такой последовательности, чтобы уровень сложности эксперимента изменялся введением в него новых и новых атрибутов и средства процесса познания, связанные с будущей деятельностью студента.

Следовательно, перечень необходимых знаний, навыков и умений должна выявляться исходя из квалификационной характеристики обучаемого данной специальности, программы курса, по которому, планируется проведение лабораторной работы по кредитной технологии и исходя из современных требований высшей школы о задачах обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов.

Решение этих проблем заключается в принципиально ином подходе к повышению эффективности физического практикума, а именно в переходе к модульно-цикловым методам проведения лабораторных занятий с учетом квалификационных характеристик специальностей и широким привлечением достижения современной компьютерной технологии обучения, которые обладают уникальными возможностями, способными заметно влиять на характер преподавания физики.

Такие модули не только позволяют наглядно представить физическую сущность изучаемого явления, его характеристики, связь с другими явлениями, видеть раздел или тему в целом, но и позволяют обнаружить ту реальную органическую связь между физикой и другими дисциплинами, изучаемые по специальности, а также позволяют осуществить рациональный отбор учебного материала. На наш взгляд, именно в этих условиях студенты, могут глубоко понять всю значимость фундаментальных законов физики и, будут решать современные инженерно- технические задачи.

Уместно отметить, в предлагаемом подходе не отвергается полностью все старые формы и методы. Многие из них вполне приемлемы, но их надо осмыслить в новых условиях и совершенствовать с целью интенсификации и повышения эффективности, лабораторных занятий. И прежде всего мы имеем в виду самостоятельную работу студентов, на которой, собственно, базируется кредитная система обучения и на которую в определенной степени ориентируется сейчас вся дидактика инженерно-технических вузов.

Определение круга фундаментальных физических задач практикума с учетом квалификационной характеристики специальности – это только одна сторона дела. Другая сторона - установление органической связи со всеми видами занятий по физике, а так же другими дисциплинами специальности.

Сейчас во всех вузах семинары, домашние контрольные задания и лабораторные работы по физике по своему содержанию и по методике их реализации, как правило, весьма автономны. Если в дневных отделениях отсутствие логической связи между теоретическими и экспериментальными задачами в какой-то степени восполняется аудиторными занятиями и общением студентов с преподавателем, то в заочных отделениях этот пробел практически неустраним. Важно учесть и еще одно: установление более тесной связи между контрольными заданиями и лабораторным экспериментом позволит решить многие проблемы, связанные с бюджетом учебного времени, контролем выполнения заданий, подготовкой к лабораторным занятиям и содержанием эксперимента.

Чтобы реализовать идею такого комплексного построения физического практикума, требуется пересмотреть содержание задач домашних контрольных заданий. Основная часть задач следует отбирать так, чтобы они отражали содержание конкретных лабораторных работ, развивающие профессиональные качества студентов. А остальные задачи должны содержать наряду со стандартными вопросами также и специальные, способствующие оригинальному решению задач по индивидуальной траектории обучения студента. Фактически решение задачи должно быть подготовкой к конкретной проблеме курсовой работы и дипломного проекта студента.

С позиции технологии обучения только при таком комплексном подходе к содержанию лабораторного практикума позволяет установить внутренней логической связи не только между всеми видами занятий по курсу физики, но и внешней связи курса физики с другими дисциплинами выпускающей кафедры.

Широкое применение ЭВМ в практикуме как для автоматизированной обработки результатов измерений, моделирования и численного эксперимента, так и для консультационных целей во время самостоятельной занятий студентов ещё больше расширяет возможности лабораторных занятии по физике. Компьютеризация учебного процесса – это не дань моде, а насущная необходимость, которая, кроме всего прочего, в последнее время становится ещё и объективной реальностью. Поэтому сегодняшних студентов, которые фактически будут решать задачи уже третьего тысячелетия, к этому нужно готовить не откладывая.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.