КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование чуда
"Поставить безумие на службу той деятельности, которая не бывает успешна без толики безумия", - говорит в вагнеровской опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" персонаж, которого зовут Ганс Сакс. Ничего подобного не могло произвести на свет трезвое сознание Сакса подлинного. Но если искать эпиграф к жизни и творчеству Рихарда Вагнера, то лучше слов не подобрать. Вагнер жил на триста лет позже, опираясь на все, что случилось за это время, А за эти годы в искусстве произошло, по сути, единственное, что вообще в искусстве произошло со времен тростниковой дудочки и наскального рисунка до сегодняшнего дня: личность творца стала равнозначна творческому произведению. Романтизм, он же модернизм. Движения души художника, выходя за пределы быта и социальности, полноправно включаются в ткань его художества и даже заслоняют собственно художественное ремесло. В Бетховене, которого он боготворил, Вагнер выделял способность выйти за пределы музыки - туда, где правит уже чистая эманация творца, его высокое безумие вне профессии. Может быть, главная драма Вагнера как раз в том, что он попытался спланировать безумие и чудо: в музыке и в жизни. Придуманный им для оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" Сакс произносит слова самого Вагнера, который отважно брал на себя все - в том числе и то, что не под силу. Он страшно гордился своей, как бы сейчас сказали, харизмой: восторженно описывая, как ему удалось принудить фабриканта фортепиано, дельца и скупердяя, отдать ему даром дорогой инструмент; как он едва ли не соблазнил невесту прямо при женихе; как убеждал и очаровывал банкиров и министров. По сути, это не харизма - то есть не обаяние, распространяющееся, как газ, рассеянно и повсеместно, а целенаправленный напор, способность сосредоточить все душевные и интеллектуальные силы сейчас и здесь. То же самое - в музыке. Вагнер написал мало. У оперных композиторов плодовитость-дело особое. Паизиелло сочинил больше ста опер, а кто их знает, тем более, что лучшая безнадежно названа "Севильский цирюльник"; у Доницетти из семидесяти - в мировом репертуаре осталось полдюжины; у величайшего из великих, Верди - две трети. У Вагнера - десять из одиннадцати. Он обладал умением обрушиваться на тему, идею, затею, человека - с колоссальной мощью отпущенного ему таланта и энергии. Если верно, что гений - это сложение дарования и характера, то Вагнер - один из самых несомненных гениев истории культуры. Вообще, Вагнер - не совсем музыка. Об этом догадываешься опасливо и с чужой помощью. Исступленный вагнерианец Людвиг Баварский, потративший на своего идола миллионы и рискнувший троном ради Вагнера, был музыкально глух. Его учитель утверждал, что мальчик не способен отличить вальс Штрауса от сонаты Бетховена. Сам Вагнер в письмах дважды говорит о Людвиге: "совершенно немузыкален". Дирижер Ганс фон Бюлов пишет, что короля не интересовала никакая музыка, кроме вагнеровской. Людвиг и был первым апологетом вагнеровского культа, с его широчайшим разбросом. Вагнер - не только и не столько музыка. Вагнер - явление, "Casus Wagner", как назвал Ницше одно из трех своих пламенных сочинений, посвященных ему: сперва кумиру, потом злодею. Вагнера кляли и Вагнером клялись. Он пытался управлять политикой целого государства - Баварии, и министры всерьез боролись с его могуществом. Десять страниц в статье Толстого "Что такое искусство?" посвящены издевательскому пересказу "Зигфрида". Вагнер был личным врагом "Могучей кучки", но их же козырем против итальянцев. Мусоргский с ненавистью писал о "немецком букефале, запряженном цукунфтистом" (намек на вагнеровскую статью "Das Kunstwerk der Zukunft" - "Произведение искусства будущего"), но если есть в русской культуре артефакт, сравнимый по масштабу и значению (еще не вполне оцененному, пожалуй) с "Кольцом Нибелунга" для культуры немецкой,- это "Хованщина". Вагнеровские отзвуки мощно слышны у Римского-Корсакова, который двусмысленно провозгласил свой "Град Китеж" - "славянским "Парсифалем". Можно предполагать, что из-за Вагнера шестнадцать лет молчал Верди, зазвучав лишь после смерти соперника гениальным "Отелло", в котором применил новый для себя - вагнерианский! - принцип непрерывности звука. Весь XX век Вагнер был то знаменем, то жупелом. Под траурный марш из "Заката богов" шел возлагать венок к памятнику героям III Интернационала Ленин, но за дальнейшие полвека вагнеровские постановки в СССР можно перечесть по пальцам. При нацистах его музыку превратили в шлягеры, и старшее поколение советских людей уверено в том, что Вагнер был у Гитлера министром культуры. В послевоенной Германии вагнеровские оперы очищали от ассоциаций до голых подмостков и условных балахонов, в Израиле же его музыку вовсе не исполняют по сей день. И, может быть, самый важный парадокс - сложный, непонятный, длинный, немелодичный, скучный Вагнер стал всемирным китчем. Блок в статье "Искусство и революция" задавал вопрос: "Почему Вагнера не удалось... опошлить, приспособить и сдать в исторический архив?" И объяснял, что Вагнер был революционер, ополчившийся на мещан и пошляков, умел и любить, и ненавидеть: "Вот этот яд ненавистнической любви, непереносимый для мещанина даже "семи пядей во лбу", и спас Вагнера от гибели и поругания". Блок ошибся, потому что не предвидел массового общества, о чем первым - лет через десять после смерти Блока - догадался Ортега. "Опошлить" - или все-таки лучше безоценочно сказать "освоить" - Вагнера конечно же удалось. Как освоены и приручены красующийся на майках Ван Гог, озаглавивший бары Джойс, превращенный в обои Малевич и прочие революционеры. Вагнера, может, не насвистывают в парке, но "Полет валькирий" звучит во вьетнамском фильме Копполы и в коммерческой телерекламе, а мюнхенская "скорая помощь" сигналит мелодией из "Золота Рейна". По аналогии с heavy metal - для привлечения молодежи к рынку серьезной музыки - продаются диски heavy classic с изображением смешной толстой Брунгильды и с подбором из Вагнера, Чайковского, Бетховена и других тяжеловесов. Poshlost - назвал бы это Набоков, и был бы прав. Но это пошлость кружки пива, хоровой песни, герани на окнах, подстриженного газона, доеной коровы, сытых детей. Взмыть до такой пошлости - мечта многих культурных народов. В Метрополитен-опере я видел сотни немцев и австрийцев, организованно приезжающих в Нью-Йорк, чтобы послушать традиционного Вагнера. В Европе, где а) опера финансируется государством, и оттого можно безоглядно экспериментировать, и б) после Второй мировой войны и компрометации Вагнера Гитлером классические постановки до сих пор вызывают идеосинкразию, если не прямой политический протест, - в Европе, даже в заповеднике Байройта, Вагнер, как правило, сильно видоизменен. В Штатах, где первый пункт отсутствует, а второй ослаблен, он идет таким, каким его одобрил бы сам автор. Оттого, когда в Метрополитен ставят "Кольцо нибелунга", из Мюнхена, Берлина, Вены снаряжаются рейсы. Народ это простой и сердечный, в автобусе по дороге из пригородного мотеля в театр стройно поют хором (не Вагнера), билеты берут дешевые, на галерку, за все четыре оперы выходит долларов сто двадцать, а поскольку Вагнер писал длинно ("Закат богов" с антрактами - почти шесть часов) и на театральный буфет не напасешься, с собой приносят обильную еду и вино, не пиво - от пива засыпаешь. Публика освоила и приручила Вагнера, но интересно - как Вагнеру удалось приручить публику. Не зря фон Бюлов говорил, что его предпринимательский гений еще выше поэтического и музыкального. Вагнера вряд ли когда-нибудь запоют, распахнув поутру окно, но и столь исступленного поклонения не знает ни один композитор. Он сумел внедрить и распространить свой сомнительный, с точки зрения ширпотреба, товар. Ведь ни одной автомобильной погони! С его ровесником и соперником Верди - все понятно: у Верди драйв, как у "Роллинг стоунз", и сердце колотится, как на послематчевых пенальти. Верди вне конкуренции, но Вагнер? Когда-то он писал товарищу молодых лет: "Я никому не предлагаю уюта и удовольствия, но распространяю ужас и волную сердца; иначе на нынешнее человечество и нельзя воздействовать..." Это относится, по многочисленным свидетельствам, и к жизни рядом с Вагнером, и к его операм, хотя волнует он скорее умы, чем сердца. Но расчет на воздействие - совершенно современный, ему бы писать сценарии для триллеров. В "Тристане и Изольде" гибнут все, кроме короля Марка и Брангены, в "Кольце нибелунга" из огромного числа действующих лиц выживают только Альберих и три русалки. Когда художник Земпер привел Вагнеру в пример Моцарта с его чередованием трагического и комического, тот высказал что-то вроде кредо, описав этот эпизод в своих мемуарах: "Я согласился с тем, что, конечно, было бы куда удобнее, если бы я к жизни относился серьезнее, а к искусству легкомысленнее, но у меня, должно быть, всегда будет наоборот". Так, в названных комедией "Нюрнбергских мейстерзингерах" - никакой комедии не получилось. Разве что драка во втором акте да чисто профессиональная, цеховая, насмешка над музыкально ограниченным педантом Бекмессером. Вся комедийность оперы - в отсутствии трупов; не зря же Вагнер как-то в минуту увлечения назвал комедией "Зигфрида", вероятно, оттого, что там всего два мертвых тела, и то в середине действия, а не в финале. Вагнер для комедии слишком страстен. Кстати, потому так интересно читать его литературные сочинения (а всего их у него, у композитора, 16 томов, плюс 17 томов писем). Как многие страстные люди, Вагнер легко проговаривается, несмотря на весь свой ум. Главные его враги в музыке - Мейербер и Оффенбах; оба - сочетание француза и еврея. Мейербер реально помогал Вагнеру в его первый парижский период - такое не прощается. Размаху его опер Вагнер подражал в начале ("Риенци") - это еще более непростительно, к тому же Мейербер безраздельно царил в Европе. Антисемитизм, есть основания думать, подогревался тайной собственного происхождения, о которой Вагнер подозревал: не был ли его подлинным отцом отчим Людвиг Гейер и не был ли Гейер евреем? Что до Оффенбаха, то его легомысленные штучки Вагнер поминал к месту и не к месту, называя "мерзостью". Старость не даровала Вагнеру мудрости - в последний год жизни он отозвался на пожар оперного театра в Вене, где на представлении "Сказок Гофмана" погибло девятьсот человек: "Люди на таком спектакле - самый пустой народ... Если столько-то светских людей гибнет во время представления оперетты Оффенбаха, в которой нет и малейшего намека на нравственное величие, - тут я совершенно равнодушен". Вагнер для комедии слишком основателен, слишком преисполнен сознания сверхзадачи, которую необходимо донести в первозданности замысла. Его персонажи, как фольклорные герои, все проговаривают до конца. Оттого в "Кольце нибелунга" получается что-то вроде "Рукописи, найденной в Сарагосе" - без конца одни и те же истории, прорастающие в новых эпизодах. Стремясь к полной ясности изложения, автор не боится (напрасно?) быть скучным. Это родовое свойство эпоса: у Гомера тоже никаких комплексов. Система семейных или дружеских отношений, ретроспективный взгляд на происхождение вражды, описание обстоятельств места, времени и образа действия - все излагается подробно и дотошно, несущественных деталей нет и не может быть в принципе. Так ведутся диалоги у Достоевского - на полный развернутый вопрос дается полный развернутый ответ, чего никогда не бывает в жизни, только в учебниках: "Вы пойдете завтра в кино? - Нет, мы завтра не пойдем в кино". Вагнер учебник и писал. Или, вернее сказать, - Учебник. Сочетание трагедии и комедии дано было Моцарту - в "Дон Жуане", в "Свадьбе Фигаро", особенно в "Cosi fan tutte". Верди обладал иным даром - не смешного, а веселого. Это разница - Зощенко смешон, Пушкин весел. Верди захватывает и тащит, так что спохватываешься и таращишься только потом: опять зарезали, а ты и не заметил, как не заметил, сколько горя и крови в "Онегине" за развеселым полетом музыки стиха. Поэтому "Фальстаф" для Верди - не экзотика, а логическое завершение пути: после полувекового сочинения трагедий написать комедию в возрасте 80 лет - это и есть явление мудрости. Вагнер начисто был лишен чувства и смешного, и веселого. Именно потому он обречен быть художником не массовым, а культовым. Так что же все-таки привлекает и взвинчивает служителей его культа? Если Сакс и его друзья рационализировали художественное творчество, выпуская музыкально-поэтические инструкции на манер "Памятки дежурному сантехнику" или "Справочника по котлонадзору" - иными словами, оставаясь в рамках ремесленнической идеи, - то Вагнер шел куда дальше. Его амбиции всеохватны и безмерны. Его цех - космос. Его сфера - не технология, а идеология. Он дает не советы, а ответы. Его Учебник соперничает с Книгой. В придуманной Вагнером вселенной теоретически можно жить. И такая попытка была сделана в масштабах целой страны. В 1936 году Юнг писал: "Демонстративное подчеркивание таких вещей, как германская раса, германское наследие, кровь и почва, "Вагалавейа", полет валькирий, Иисус как светловолосый и голубоглазый герой, греческая мать святого Павла, дьявол как международный Альберих в облике еврея или масона, северное сияние как свет цивилизации, низшие средиземноморские расы - все это служит необходимой декорацией для разыгрывающейся ныне драмы..." Подсчитаем: половина культурных признаков нацизма у Юнга - вагнеровские образы. Это мифологический уровень того существовавшего в реальности общества, где вопросов задавать настолько не надо, что и запрещено. Мы знаем, мы жили в подобном. Нацизм здесь - высшая практическая попытка рационализации бытия, его разумного, упорядоченного, правильного устройства. Теоретически, нотами и буквами, такую вселенную построил Вагнер - за полвека до того, как иллюзия обрела первые жизненные формы в Мюнхене, а еще через два десятилетия рухнула звучно и наглядно во всей стране. Неодолимая привлекательность этой идеи несомненна: мы знаем, мы прошли через подобное. Вооруженный просветительским рационализмом, Вагнер провалился исторически. По-детски скажем: он не виноват, он не знал. Он вырывался за пределы музыки, а там правят другие законы. В искусстве же Вагнер многое гениально предвосхитил, предвидел, предугадал. Ему принадлежит точнейший прогноз масскульта: "Кто же станет художником будущего? Поэт? Актер? Музыкант? Скульптор? Скажем без обиняков: народ". Толстой, который, попав на "Зигфрида", "выбежал из театра с чувством отвращения", тоже думал о народе: "...Не говоря о взрослом рабочем человеке, трудно себе представить даже и ребенка старше семи лет, который мог бы заняться этой глупой, нескладной сказкой". Тем не менее множество людей старше семи лет продолжают очаровываться сказками Вагнера - и уж точно, сотни миллионов послушно существуют в сфере масскульта, предсказанного им. Прогнозы Вагнера о будущем музыки не самодостаточной, а в синтетическом варианте - то есть в виде музыкального театра, - могли казаться сомнительными еще на пороге 80-х нашего века. Сейчас эти предсказания звучат хроникой дня: стоит включить телевизор - видеоклипы, MTV. Это - с поправкой на технические достижения конца XX столетия. Как раз то, что писал Шопенгауэр об опере: "Она вызвана чисто варварской склонностью усиливать эстетическое наслаждение разнообразными средствами..." Вагнер видел спасение музыки в союзе с поэзией. И наоборот: "Все, что недостойно пения, недостойно и поэтического творчества". Массовое рацио пошло еще дальше: на помощь звуку и слову пришла движущаяся картинка. Музыкальное телевидение - прежде всего, песенные видеоклипы - изменило характер музыки, которой изощренная образность тут не нужна по определению, и упор еще больше, чем в звукозаписи, переносится на ритм. Дальше - больше. Торжество визуальности коренным образом преображает вокальное исполнительство - причем вовсе не только в рок-, поп- и прочей легкой музыке, но и в опере, вагнеровской тоже. Попросту говоря, голоса недостаточно - надо хорошо выглядеть. Телевизор безжалостней, чем лорнет. Вывелась новая порода поджарых теноров и сопрано, что вообще-то удивительно и даже невероятно: всегда считалось, что высокий голос каким-то гормональным путем связан с полнотой. Неизменные атрибуты оперы, отвратившие столь многих от этого искусства, - чахнущая Виолетта с тремя подбородками и Ленский, в которого невозможно промахнуться, - постепенно исчезают. Не случайно на оперных видеокассетах подтянутый Доминго вытеснил толстяка Паваротти. Однако нарезка на клипы лишний раз убеждает в том, что Вагнер просчитался в главном. Речь уже не о музыке: на клипы нарезан весь мир. Вагнеровский тезис "звучание мира непрерывно" - позитивистская мечта. Мир и восприятие его - разорваны. Переводя на оперный язык, жизнь состоит скорее из подчиняющейся некоему Творцу (или творцу) комбинации арий, дуэтов, ансамблей, речитативов, разговорных диалогов, пауз и антрактов с посещением сортира и буфета, чем из ровного повествования, подчиненного четкому сценарию. Либо - существующий сценарий такую дискретность и предполагает, но текст его нам безнадежно неведом. И то, что господствующим жанром в любом виде искусства стала трагикомическая мелодрама, а не внежанровый эпос, говорит о том, что победил Верди. А Вагнер - грандиозный провал. Точнее - провал, но грандиозный. Этот эпитет - разгадка мощного накала вагнеровского культа. Разгадка его сути - в идее разумного устройства, идее неистребимой и вечной. Сейчас об этом можно говорить спокойно. В счастливые мы живем времена, если валькирии порхают в телерекламе, смешная толстая Брунгильда машет мечом на обложке компакт-диска, а в мюнхенской пивной не выдают ничего вреднее пива. Нынешним вагнерианцам достается Вагнер без социально-политических обертонов (рано или поздно его начнут играть и в Израиле), можно погрузиться в его музыку и еще более сложную партитуру его жизни, отправиться в паломничество по его местам. Разбираясь с неясной для самого себя тягой к Вагнеру, я тоже побывал в Лейпциге, где он родился; в Дрездене, где были премьеры трех его опер и баррикады, на которые он взобрался в 1849-м; в Венеции, в палаццо Джустиниан, где писался "Тристан", а сейчас университет, в палаццо Вендрамин, где он умер, а сейчас казино; в Байройте, где он построил себе театр и виллу "Ванфрид", под окнами которой похоронен. Я, наконец, родился и вырос в Риге, где два года он руководил оперным театром и откуда бежал, скрываясь от кредиторов, - в единственном советском городе, где регулярно ставили Вагнера. Помню в витринах гостиницы "Рига" напротив театра фотографии наших невыдающихся солисток с толстыми накладными косами и абстрактной для меня тогдашнего надписью "Reinas zelts". И конечно, я бывал, и подолгу, в самых главных вагнеровских местах - Мюнхене и окрестностях. В одно из них теперь ездят купаться и любоваться лебедями - на Штарнбергзее, где жил Людвиг Баварский, в пятнадцать лет услышавший оперу про рыцаря-лебедя "Лоэнгрин", а взойдя в восемнадцать на трон, начал монаршую деятельность с того, что послал за Вагнером, чтобы посвятить ему жизнь и казну. В январе не сезон, народу почти нет, так что к замку Берг вокруг озера идешь один по узкой тропке, по темно-желтым листьям, вмерзшим в снег. В лесу темно и скользко. Свет - от снежных альпийских вершин. Вдоль воды - виллы баварского барокко. Этот стиль, мало меняющийся от века к веку, дает больше, чем обещает: роскошь и уют внутри за сдержанной мощью экстерьера. Такова же часовня Людвига Баварского, неожиданно напоминающая русские православные соборы того же времени, конца XIX века, - некая фантазия на тему романских базилик. Монументальная часовня стоит в гуще деревьев на высоком обрыве, к озеру прорублена просека, и виден стройный каменный крест, а еще ниже - простой деревянный, прямо в воде, в том самом месте, где утонул Людвиг. Погода суровая, о крест бьет волна, слишком сильная для лоэнгринов, лебеди жмутся к берегу и выходят на снег. Людвиг утонул в июне, но Висконти в своем красивом тягучем фильме изобразил такую же январскую непогоду. Законы красоты важнее требований истины. Так жил и сам Людвиг, которого Верлен назвал "единственным подлинным королем столетия". Речь, разумеется, о королевском жесте - своевольном, неограниченном, безрассудном, которым Людвиг обладал, будучи вопиющим анахронизмом в эпоху конституций. Он кажется сказочным персонажем, которого сочинил и воплотил Вагнер для своих надобностей, себе под стать. Моту и сибариту, немедленно тратящему гонорары и пожертвования на садовников, бархатную обивку и вольеры с золотыми фазанами, жизненно необходим был постоянный и безусловный источник денег. Людвиг явился в момент одной из жесточайших финансовых катастроф, когда Вагнер ждал ареста за долги, прячась в гостинице в Штуттгарте, собираясь бежать оттуда при помощи друга, Вейссхеймера. И вот там 3 мая 1864 года - начало новой эры - его настиг личный секретарь Людвига. Вейссхеймер вспоминает: "Предо мной стоял Вагнер, совершенно ошеломленный радостным поворотом в своей судьбе; он показал мне кольцо с бриллиантами - подарок короля, фотографию на столе, от которой исходило чудесное свечение..." Не впадая в мистику более, чем требует здравый смысл, скажем, что Вагнер чудо не только прогнозировал, но и планировал. Людвиг не сам пришел к идее покровительства, а выполнил указание своего кумира. Тот писал в послесловии к тексту "Кольца нибелунга" в 1862 году: "...Средства предоставит один из немецких государей... Он обладал бы беспредельным влиянием на развитие немецкого художественного гения, на становление подлинного, а не высокомерно-ограниченного немецкого духа и мог бы снискать себе непреходящую славу. Есть ли такой немецкий государь?" Таким образом, Людвиг отозвался не на темный позыв души, а на конкретный публицистический призыв. В идиллии Штарнбергзее, живя в пяти километрах друг от друга, Вагнер и Людвиг еще и переписывались ежедневно. Опубликовано около шестисот писем - невероятно сентиментальных даже на родном, приспособленном к этому, немецком, в переводах же практически нецитируемых из-за слащавости и ненатуральности. Не знавший женщин Людвиг был страстно платонически влюблен до самоотождествления: "наш труд". А самым его выдающимся совместным трудом стал вагнерианский замок Нойшванштейн, еще дальше к юго-западу от Мюнхена, у австрийской границы, в отрогах Альп. Считается, что Людвиг чуть было не разорил Баварию, пока его не объявили невменяемым и заставили отречься (через пять дней после этого он и утонул). Что казну растрясли расходы на Вагнера и на строительство бессмысленных замков. Но примечательно, что безумства Людвига обернулись колоссальным инвестментом: козырную баварскую тройку, ради которой сюда валом валят туристы, и составляют - пиво, замки и Вагнер. Если бы мюнхенцы были еще послушнее своему королю, у них был бы театр, в итоге построенный в Байройте, куда каждое лето съезжаются вагнерианцы всего мира, и вес германского политика измеряется количеством билетов, которые он может достать на Байройтский фестиваль. Но Мюнхен для причуд Людвига и его фаворита оказался слишком респектабелен. Таков этот город был, таков и есть. Рижское дежа вю, которое всегда возникает у меня тут, разрушается быстро именно солидностью и богатством: в одном Швабинге - сотни домов, которых в Риге было десятка два, и я показывал их всем приезжим. Основательность, достаток, провинциальная чистота во всем, и я вдруг понял, что по-настоящему люблю здесь только вокзал - хотя бы за то, что там всегда все открыто и шумно. Аккуратная толчея - у ратуши, на Мариенплац, но уже недолгая дорога от вокзала к главной площади пустынна после шести. Идешь по Шютценштрассе вдоль ослепительных мертвых реклам, только с четвертого этажа из-под вывески Tanzshule доносится что-то ритмическое и молча крутится рыбка магазина Nordsee. Тут радует глаз лежащий бродяга, но и он не нью-йоркский, а в спальном мешке, рядом свежая газета. Побродив по здешним музеям, понимаешь, что место для Вагнера было подходящее. Его идеи ложились на подготовленные души и умы, на существовавшую эстетику. Мюнхенские живописцы того времени были под стать: они изображали что-то вроде скал Брунгильды и правильных Зигфридов в красивых ландшафтах - фон Швинд (вроде Васнецова), Бамбергер, фон Каульбах, Лир (чистый Шишкин, и название хорошее: "Бухенвальд осенью"). Совершенно вагнерианское сооружение Вилла Штук - югендштиль с помпейскими претензиями. Как-то я попал туда на выставку советского соцреализма ("Утро нашей родины" и пр.): Мюнхен - один из немногих городов мира, где в состоянии оценить этот сильный стиль. Вагнеровские вещи мюнхенцы ценили - здесь триумфально прошли премьеры четырех его опер, - но не приняли экстравагантности самого Вагнера. Прежде всего - открытого сожительства с Козимой Лист, женой фон Бюлова, которого даже не жалели, потому что он был пруссак. Кстати, и Вагнер в Мюнхене был иностранец, потому что Бавария - не Германия. Город, именовавший себя ars metropolis, поступал вполне провинциально. В итоге Вагнер был из Мюнхена изгнан (премьер-министр писал королю: "Я считаю Рихарда Вагнера самым вредным человеком на земле..."), и в самом городе немногое напоминает о нем. Зато есть окрестности, а в окрестностях - замки. Нойшванштейн знает каждый, даже тот, кто вообще не бывал в Германии и не слыхал о Вагнере и Людвиге. Нойшванштейн знает каждый, кто раскрывал сказки братьев Гримм или Шарля Перро, кто видел "Спящую красавицу" Уолта Диснея - там, как позже в Диснейленде, воспроизведен именно конкретный замок Нойшванштейн. Впервые увидев его сквозь густые ели, задрав голову, я не поверил своим глазам и не верил по мере приближения по аутентично сохраненной глинистой дороге круто вверх, с оперным кучером на козлах туристской колымаги, запряженной парой тяжеловозов. Медленно и трудно тащиться к сказке - странное комсомольское ощущение. Наверху - то, о чем мой спутник-американец сказал: "Сюда надо водить всех противников демократии". Дикая помесь готики, византийства и арт-нуво. Вальхалла самовластия. Ореховый балдахин королевской спальни полтора года вырезали семнадцать мастеров. И все - ради и во имя Вагнера. Грот Тангейзера, ладья Лоэнгрина, зал мейстерзингеров, гобелены нибелунгов, фрески Парсифаля, портреты Тристана и Изольды. Даже медные дверные ручки - в виде лебедей. Самая большая игрушка в мире - многократно больше всего нюрнбергского Музея игрушек. Ее можно провести по разряду образовательных, но лишь для одного человека, Людвига Баварского, выдающегося произведения Рихарда Вагнера. Вагнер создал себе замечательного двойника: если сам он - гений на грани безумия, то Людвиг - безумие без гения. Вагнер сколачивал самые заоблачные замыслы обдуманно и прочно, как башмаки, - в том числе и воздушные замки Людвига. Фигуру Вагнера не понять, если забыть, что он не только мифотворец, но и ремесленник. Несколько лет, во времена "Нюрнбергских мейстерзингеров", Людвиг начинал письма к Вагнеру: "Дорогой Сакс". Тот и сам писал своей романтической любви, Матильде Везендонк: "Держитесь, а то влюбитесь в старика Сакса!" И ей же: "Моя работа станет совершенным шедевром". Эту горделивую уверенность принесло как раз отождествление себя с Саксом - и как выдающимся ремесленником со всех больших букв, и как человеком, принесшим великие жертвы. Вагнер без конца твердит о самоотречении, об отказе от любви к Матильде, при этом принимая у ее мужа деньги и домик с садом. Ключевое слово - отречение - из философии Шопенгауэра. Сомнительно, конечно, отречение с домиком и садом - если не погружаться в чистую духовность, где домики не имеют цены, но Вагнер никогда в такую идеальную субстанцию не погружался, даже в музыке, неизменно стройно и жестко организованной. Матильда, как и Людвиг, была просто еще одним его произведением, и тоже гениальным. Есть ли еще женщина, которая бы вдохновила великого художника на создание таких совершенно различных по теме, жанру и стилю шедевров - "Тристан и Изольда" и "Нюрнбергские мейстерзингеры"? Может, Анна Петровна Керн - если иметь в виду "Я помню чудное мгновенье" и письмо к Соболевскому? Единственная "комическая" опера Вагнера есть его самое лирическое сочинение. При этом - его самое выразительное концептуальное заявление о судьбах немецкого искусства. Уникальность "Нюрнбергских мейстерзингеров" - как раз в сочетании бытовой драмы, лирического исповедального жеста и манифеста. Вагнеровский Сакс, отрекаясь от любви, уходит в творчество. И вот тут Вагнер снова выступает провозвестником XX века, с его преклонением перед профессионализмом. Творчество - вовсе не обязательно поэтическое, божественное. Фигуру Вагнера не понять, если забыть, что исторический и оперный Сакс - сапожник. Главный идейный пафос Вагнера - поиск положительного героя. Отрицательные его не занимали, да по недостатку чувства юмора и мастерства гротеска он и не умел их создавать: злодеи в вагнеровских операх откровенно ходульны. Он, как всегда, брался за самое трудное: еще Тангейзер - амбивалентен, но Лоэнгрин, Зигфрид, Парсифаль - идеальны. Однако совсем особое место занимает Ганс Сакс. То есть - сам автор. Вагнеровский нарциссизм нашел обоснование и успокоение в этом герое и его прототипе. Тут смыкаются миф с фольклором. Среди мастеровых Сакса и богов Вагнера нет места моральной невнятице. Где добро и где зло - ясно сразу, как в вестерне. В конечном счете, и Вагнер и Сакс писали басни - внятные иносказания с крепкой нравственной подоплекой. Только (только!) в отличие от Сакса у Вагнера было - величие замысла. Неисполнимость не пугала, расходы не смущали, как и его пародийного двойника, обставившего Мюнхен разорительными тогда и доходными теперь замками. Творческие и идейные затраты Вагнера тоже обернулись колоссальным инвестментом через сотню лет, предопределив облик современного искусства. Всю свою жизнь Вагнер перемещался между Мюнхеном-Людвигом и Нюрнбергом-Саксом: между мифотворчеством - и ремеслом. Между безумным самодержцем и трезвым сапожником. Впрочем, не такая уж меж ними разница. Это всегда - уверенность в возможности воплощения мечты. Попытка практической рационализации бытия. И попробуй забудь об этом в городе, где есть перекресток улицы Райской и улицы Царства Небесного. Попробуй забудь о чем-нибудь в пивных вальхаллах Мюнхена.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |