Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Бурное развитие технического прогресса и связанные с этим социальные преобразования и изменения природной среды зачастую ставят человека в ситуации




ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Бурное развитие технического прогресса и связанные
с этим социальные преобразования и изменения природной
среды зачастую ставят человека в ситуации, требующие
предела его адаптационных возможностей. Современный
горожанин подвергается вредному воздействию уличного
шума, загрязненного воздуха, малоподвижного образа
жизни, характерных для городской жизни психических
напряжений. Несмотря на меры, предпринимаемые обще-
ством для охраны окружающей среды и уменьшения вред-
ных для здоровья факторов, связанных с современной
технологией, перед каждым человеком стоит проблема —
каким образом и с помощью каких индивидуальных
средств помочь самому себе оптимально адаптироваться
к окружающей среде. В связи с этим в ряде стран в течение
последних 20 лет вырос интерес к некоторым древним
аутосуггестивным техникам и практикам '. Особой попу-
лярностью пользуются древние практики йоги, дзен-буд-
дизма и даосизма.

В Болгарии также интересуются этими практиками.
Но, к сожалению, в качестве методических руководств
используются в основном источники, воспроизводящие
техники в том виде, в каком они существовали в прош-
лом — переплетенные с религиозно-мистическими пред-
ставлениями. Вероятно, в свое время эти техники имели
положительное воздействие. Но с тех пор прошли тысяче-
летия, за которые общество шагнуло далеко вперед.
Именно поэтому применение техник в их оригинальном
виде не только бесполезно, но и вредно.

Цель этой книги — познакомить читателей с упомя-
нутыми древними техниками и предупредить о возможных
последствиях, которые может нанести современному чело-
веку их некритичное применение.
________ Автор

' Аутосуггестивные техники и практики — приемы и методы само-
внушения. — Прим. ред.


Религия является одной из самых древних форм
общественного сознания. В основе религии лежит мисти-
ческое отношение к миру. Вероятно, уже в далекой
древности человек чувствовал, что за видимым миром
скрываются законы, управляющие этим миром. Сложность
объяснения рациональными средствами мышления при-
родных, социальных и психических явлений явилась основ-
ной причиной возникновения мистического отношения
к реальному миру. Человек постоянно подвергался
угрозе со стороны различных природных и «социальных»
факторов. Религия помогала первобытному человеку
преодолеть свой страх через иллюзорное «заключение
договора» со стоящими вне наблюдаемого мира силами.

Из истории религии известно, что человек был склонен
к обожествлению всех существенных в его трудовой жизни
факторов. На самом низком уровне человеческого раз-
вития основной трудовой деятельностью была охота.
В соответствии с этим божества, которым поклонялись,
символизировались животными. В своих ритуальных тан-
цах примитивные племена не только имитировали пове-
дение животных, но и разговаривали с ними, просили
даже прощение за то, что должны их убить. С появлением
и развитием земледелия человек по-прежнему остается
зависимым от природных условий. Его боги олицетво-
ряют природные силы и стихии — Солнце, Землю, воду,
ветер и т. п. Укрепление и развитие государства при-
водит к увеличению степени социального взаимодействия
между людьми. Постепенно государство превращается
в средство, с помощью которого оформившийся господ-
ствующий класс держит в подчинении определенную
часть населения. Главным врагом угнетенного человека
становится человек-эксплуататор. Вот почему в христиан-
стве, буддизме, исламе и других религиях божествен-
ное начало символизируется совершенным в этическом
отношении человеком, а целью существования становится

 


достижение присущих этому совершенному человеку
качеств.

Энгельс отмечал, что «христианство возникло как дви-
жение угнетенных: оно выступало сначала как религия
рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных,
покоренных или рассеянных Римом народов» '. Такие
религии, как иудаизм, христианство, буддизм, ислам,
возникают в ситуации деградации обществ определенного
типа. Их появление кажется спонтанным, однако оно
обусловлено исторически и связано с людьми, непосред-
ственно выражавшими тенденции в развитии обществен-
ного сознания. Характерным моментом было создание
легенд о совершенных личностях — Христе, Будде, Мои-
сее, Магомете. Основные доктрины соответствующих ре-
лигиозных учений принимались верующими как боже-
ственные откровения, как «божий дар», реализующийся
с помощью видений, снов или других пограничных психи-
ческих состояний 2 у лиц, являющихся «божьими избран-
никами». В этом отношении известное исключение
составляет буддизм, в котором боги играют второсте-
пенную роль и не связаны с легендой о Будде.

Исследования религиозных учений с позиций диалек-
тического материализма, как форм общественного созна-
ния, демонстрируют значительную историческую преем-
ственность и обусловленность их основных этических
норм. Еще работы Бруно Бауэра 3 показали имеющуюся
преемственность и связь христианской этики с этическими
аспектами александрийской философской школы Филона
и стоической философской школы Сенеки. Согласно
Энгельсу, «некоторые места из Нового завета как будто
списаны почти дословно с его сочинений...» 4. Появление
нового религиозного учения представляет собой противо-
поставление новых моральных ценностей существующим
формам социальной несправедливости. С течением вре-
мени происходят социальные изменения и возникают новые
господствующие классы, поэтому основные принципы
новой религии теряют свое демократическое и гуманное

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 467.

2 Пограничные психические состояния — нервно-психические со-
стояния, находящиеся вблизи условной границы между психическим
здоровьем и выраженной патологией. — Прим. ред.

3 Бауэр Б. (1809—1882) —немецкий философ-идеалист, младо-
гегельянец. — Прим. ред.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 9.

 


звучание и превращаются в догмы. С их помощью
церковь всегда осуществляла контроль над общественным
сознанием. Известно, что основная часть христианских
догм была принята на Никейском соборе (325 г.) при
соединении христианской религии с государством.

В основе религиозного воздействия на массы лежит
применение различных техник медитации ', формирование
и эффективность которых связаны с тысячелетним
опытом. Уже в примитивных религиях используются
заклинания и различные культовые ритуалы, которые
с точки зрения суггестии (внушения) могут рассматри-
ваться как способ волевого воздействия. Известно, что
шаманы с помощью специальных «магических» слов _
и движений вызывали массовый экстаз. Ряд обрядов
в современных религиях ведет свое начало от первобытной
магии, при помощи которой древние люди пытались
«войти в контакт» с силами природы. Типичным примером
этого могут служить и таинства христианской церкви
(католической и православной). Полумрак, огоньки све-
чей, спонтанная концентрация сознания на блестящих
культовых предметах, расслабляющее воздействие музыки
и повторения одних и тех же слов, запах ладана и т, п.
многократно повышают внушаемость верующих. Харак-
терной особенностью почти всех религий является исполь-
зование определенных жестов, особой манеры прогова-
ривания, употребление «священных слов» мягкого И рас-
слабляющего звучания, таких, например, как аминь,
амито, амида 2 и т. д. Все это приводит к созданию
тесного эмоционального контакта между священником
и верующими. Опираясь на политическую и мировоззрен-
ческую отсталость верующих, современная церковь
использует разнообразные психологические средства воз-
действия на человека: цвет, форму, музыку, интонации
человеческой речи, «чудеса», исповедь, милосердие,
благотворительность и т. д. В католическом и восточно-
православном христианстве особое значение придается
внутреннему оформлению храмов. Очень часто внутренняя

1 Медитация — созерцание, концентрация Согласно Большой Со-
ветской Энциклопедии (т 15, М., 1974, с 562), медитация есть умствен-
ное действие, направленное на приведение психики человека к
состоянию углублённой сосредоточенности. — Прим. ред.

2 «Амито» и «амида» являются соответственно китайской и япон-
ской транскрипциями одного и того же имени — Будды Амитабхи. -
Прим. ред.

 


обстановка, личные качества священника и предраспо-
ложенность верующих приводят к массовой экзальтации.
Известно много случаев массового гипноза во время
проповеди. «Магия» форм и цветов настолько сильна,
что даже неверующие люди переживают приятное ощу-
щение спокойствия при соприкосновении с церковным
интерьером.

Из ритуала протестантской церкви исключено употреб-
ление ряда культовых обрядов и предметов, а внутренний
интерьер церкви значительно упрощен. Зато там в гораздо
большей степени используется воздействие человеческой
речи. Применяемые медитативные техники сильно отли-
чаются от «первобытной магии» (по сравнению с като-
лической и восточноправославной церковью). Наибольшее
внимание уделяется качествам пастора. Между ним
и верующими существуют прямые контакты. Использу-
ются звуковые и другие эффекты, оказывающие сильное
эмоциональное воздействие. Поощряется прямое эмоцио-
нальное содействование верующих во время религиозной
службы. Это особенно сильно выражено в методистской
секте, где проповеди напоминают в некотором отношении
шоу-программы.

Эмоциональный транс в некоторых сектах проявляется
не только как сопутствующее явление, но может быть
даже целью религиозной церемонии. Вот как В. Е. Рожнов
описывает богослужение в христианской секте хлыстов:

«Верующие переодеваются в специальные длинные
белые радельные рубахи. В руки берут полотенца
и зеленые ветки. Молитвенное собрание начинается
спокойно и сдержанно: с взаимных приветствий, пения
религиозных песен, молитв, чтения текстов «священных
книг». Затем все встают и медленно начинают ходить
друг за другом в такт пению, образуя таким образом
круг. Скоро медленное хождение переходит в более бы-
строе, шаг — в бег и прыжки, пение и молитвы и воющие
призывы к духу — в крики, визги и стоны. Темп все
время нарастает и нарастает. Членораздельная речь утра-
чивается» '.

В некоторых сектах хлыстов сильное эмоциональное
возбуждение приводило к ослаблению самоконтроля и
к усилению полового возбуждения, что превращало ре-
лигиозные службы в оргии.

' Рожнов В. Пророки и чудотворцы. М., 1977, с. 98.

 


Аналогичным образом обстоит дело и с достижением
пограничных психических состояний в сектах пятидесят-
ников, где, кроме крещения водой, совершалось и кре-
щение «духом». Члены этой секты верят, что после кре-
щения «духом» они получают дар божий — «говорение
на божественном языке». По существу, речь идет о погра-
ничном психическом состоянии, при котором в результате
сильного процесса возбуждения нарушена деятельность
речевого анализатора и временно потерян контроль над
понятийной речью.

Фанатизм и экзальтация очень часто приводят к не-
устойчивости эмоций и взаимной трансформации их поляр-
ных состояний. Это можно проиллюстрировать отрывком
из письма Святителя Феофана Затворника: «Теплота,
сопровождающая сосредоточенную в сердце молитву,
нередко соединяется со сладостью похотною» '.

В некоторых случаях религиозная экзальтация транс-
формируется в стремление мучить, ранить себя, при кото-
ром преодолевается предохранительное действие инстинк-
та самосохранения. Нередки случаи тяжелых физических
повреждений и самоубийств. Так, например, в 325 году
консул Никеи был вынужден под угрозой смертной казни
запретить мужчинам-христианам самокастрацию, которую
они производили с целью «освобождения тела от страстей».
В России подобная кастрация имела место до XX века 2.

Б. Рассел отмечал, что в основе религии лежит страх,
«а так как страх является прародителем жестокости,
то неудивительно, что жестокость и религия шагали рука
об руку»3. И действительно, история христианства
в Европе доказывает верность этого утверждения. Уже
в наши дни (в 1966 г. в Швейцарии) была убита девушка
фанатиками-верующими, хотевшими изгнать из нее
дьявола.

Христианская религия проявляет нетерпимость ко всем
другим вероисповеданиям. Она противопоставляет себя
своим идейным противникам силой всех возможных
средств: убеждением, угрозой (Страшный суд), физиче-
скими мучениями и физическим уничтожением (инкви-
зиция и религиозные войны). Любовь, которая находится
в основе христианской морали, по существу является

1 Цит. по: Р о ж и о в В. Пророки и чудотворцы. М., 1977, с. 130.

2 См.: Волков М. Секта скопцов. Л., 1931.

3 Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1958, с. 28.

 


любовью к догме, а не к людям. Например, в Евангелии
от Матфея Христос говорит: «Кто любит отца или мать
более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына
или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня».

Во имя любви к богу церковь требовала от верующих
смиренно переносить страдания и не выступать против
существующей социальной несправедливости.

Сложная социальная ситуация в ряде западных стран
и неверные мировоззренческие установки не позволяют
отдельному человеку правильно ориентироваться и вскры-
вать истинные причины своего неудовлетворительного
существования, в результате этого многие люди находят
иллюзорное спасение в лоне религии.

Существование религии в XX веке в значительной
степени связано с мировоззренческим невежеством масс.
Освобождение ряда отсталых стран из-под ига колониа-
лизма и империализма дало возможность их народам стать
на новый путь развития. Безусловно, религии обречены
на вымирание, но они все еще играют активную роль
в социальных взаимоотношениях между людьми на боль-
шей части нашей планеты. Задачей современного общества
является непримиримая борьба с религиозным сознанием
и направление людей по пути реалистического миро-
воззрения. Тем не менее следует признать, что в неко-
торых религиях накоплен опыт, который необходимо
объяснить с помощью современных научных средств
и использовать для потребностей прогрессивного обще-
ственного развития.

В соответствии с возросшими материальными возмож-
ностями социалистического общества и долгосрочной
программой Болгарской коммунистической партии о гар-
моничном развитии личности в Болгарии появились
условия целенаправленного стимулирования всесторон-
него духовного развития трудящихся. Наша культурная
общественность все чаще начинает обращать внимание
на европейское и мировое прошлое в целях поиска
ценностей, которые в силу исторических особенностей
были скрыты от нас временем. Особенно высок интерес
к древним учениям Индии, Японии и Китая. Огромно
число энтузиастов, желающих изучать древние практики
физического и духовного самоусовершенствования —
йогу, дзен-буддизм, даосские методы и т. д. К сожалению,
за исключением нескольких книг по хатха-йоге и даосской
философии, у нас полностью отсутствует литература по

 


этим вопросам. Существующая ситуация создает благо-
приятную почву для проникновения и распространения
у нас ряда западных изданий, которые не очищены
от оккультных и религиозных представлений. В ряде
случаев мистический элемент в них не только не исключен,
но даже усилен или же адаптирован к местным формам
религиозного мировоззрения. Это становится причиной
не только отсутствия положительных элементов при
использовании древних практик, но в определенных слу-
чаях — многих отрицательных последствий. При этом
у практикующих могут появиться симптомы мировоззрен-
ческой деградации.

В связи с этим необходимо брать из древних техник
только их рациональное зерно, очищенное от какой бы
то ни было мистики, с тем чтобы они действительно
могли стать реальной помощью в физическом и духовном
развитии личности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.