ВВЕДЕНИЕ. Бурное развитие технического прогресса и связанные с этим социальные преобразования и изменения природной среды зачастую ставят человека в ситуации
Бурное развитие технического прогресса и связанные с этим социальные преобразования и изменения природной среды зачастую ставят человека в ситуации, требующие предела его адаптационных возможностей. Современный горожанин подвергается вредному воздействию уличного шума, загрязненного воздуха, малоподвижного образа жизни, характерных для городской жизни психических напряжений. Несмотря на меры, предпринимаемые обще- ством для охраны окружающей среды и уменьшения вред- ных для здоровья факторов, связанных с современной технологией, перед каждым человеком стоит проблема — каким образом и с помощью каких индивидуальных средств помочь самому себе оптимально адаптироваться к окружающей среде. В связи с этим в ряде стран в течение последних 20 лет вырос интерес к некоторым древним аутосуггестивным техникам и практикам '. Особой попу- лярностью пользуются древние практики йоги, дзен-буд- дизма и даосизма.
В Болгарии также интересуются этими практиками. Но, к сожалению, в качестве методических руководств используются в основном источники, воспроизводящие техники в том виде, в каком они существовали в прош- лом — переплетенные с религиозно-мистическими пред- ставлениями. Вероятно, в свое время эти техники имели положительное воздействие. Но с тех пор прошли тысяче- летия, за которые общество шагнуло далеко вперед. Именно поэтому применение техник в их оригинальном виде не только бесполезно, но и вредно.
Цель этой книги — познакомить читателей с упомя- нутыми древними техниками и предупредить о возможных последствиях, которые может нанести современному чело- веку их некритичное применение. ________ Автор
' Аутосуггестивные техники и практики — приемы и методы само- внушения. — Прим. ред.
Религия является одной из самых древних форм общественного сознания. В основе религии лежит мисти- ческое отношение к миру. Вероятно, уже в далекой древности человек чувствовал, что за видимым миром скрываются законы, управляющие этим миром. Сложность объяснения рациональными средствами мышления при- родных, социальных и психических явлений явилась основ- ной причиной возникновения мистического отношения к реальному миру. Человек постоянно подвергался угрозе со стороны различных природных и «социальных» факторов. Религия помогала первобытному человеку преодолеть свой страх через иллюзорное «заключение договора» со стоящими вне наблюдаемого мира силами.
Из истории религии известно, что человек был склонен к обожествлению всех существенных в его трудовой жизни факторов. На самом низком уровне человеческого раз- вития основной трудовой деятельностью была охота. В соответствии с этим божества, которым поклонялись, символизировались животными. В своих ритуальных тан- цах примитивные племена не только имитировали пове- дение животных, но и разговаривали с ними, просили даже прощение за то, что должны их убить. С появлением и развитием земледелия человек по-прежнему остается зависимым от природных условий. Его боги олицетво- ряют природные силы и стихии — Солнце, Землю, воду, ветер и т. п. Укрепление и развитие государства при- водит к увеличению степени социального взаимодействия между людьми. Постепенно государство превращается в средство, с помощью которого оформившийся господ- ствующий класс держит в подчинении определенную часть населения. Главным врагом угнетенного человека становится человек-эксплуататор. Вот почему в христиан- стве, буддизме, исламе и других религиях божествен- ное начало символизируется совершенным в этическом отношении человеком, а целью существования становится
достижение присущих этому совершенному человеку качеств.
Энгельс отмечал, что «христианство возникло как дви- жение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов» '. Такие религии, как иудаизм, христианство, буддизм, ислам, возникают в ситуации деградации обществ определенного типа. Их появление кажется спонтанным, однако оно обусловлено исторически и связано с людьми, непосред- ственно выражавшими тенденции в развитии обществен- ного сознания. Характерным моментом было создание легенд о совершенных личностях — Христе, Будде, Мои- сее, Магомете. Основные доктрины соответствующих ре- лигиозных учений принимались верующими как боже- ственные откровения, как «божий дар», реализующийся с помощью видений, снов или других пограничных психи- ческих состояний 2 у лиц, являющихся «божьими избран- никами». В этом отношении известное исключение составляет буддизм, в котором боги играют второсте- пенную роль и не связаны с легендой о Будде.
Исследования религиозных учений с позиций диалек- тического материализма, как форм общественного созна- ния, демонстрируют значительную историческую преем- ственность и обусловленность их основных этических норм. Еще работы Бруно Бауэра 3 показали имеющуюся преемственность и связь христианской этики с этическими аспектами александрийской философской школы Филона и стоической философской школы Сенеки. Согласно Энгельсу, «некоторые места из Нового завета как будто списаны почти дословно с его сочинений...» 4. Появление нового религиозного учения представляет собой противо- поставление новых моральных ценностей существующим формам социальной несправедливости. С течением вре- мени происходят социальные изменения и возникают новые господствующие классы, поэтому основные принципы новой религии теряют свое демократическое и гуманное
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 467.
2 Пограничные психические состояния — нервно-психические со- стояния, находящиеся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. — Прим. ред.
звучание и превращаются в догмы. С их помощью церковь всегда осуществляла контроль над общественным сознанием. Известно, что основная часть христианских догм была принята на Никейском соборе (325 г.) при соединении христианской религии с государством.
В основе религиозного воздействия на массы лежит применение различных техник медитации ', формирование и эффективность которых связаны с тысячелетним опытом. Уже в примитивных религиях используются заклинания и различные культовые ритуалы, которые с точки зрения суггестии (внушения) могут рассматри- ваться как способ волевого воздействия. Известно, что шаманы с помощью специальных «магических» слов _ и движений вызывали массовый экстаз. Ряд обрядов в современных религиях ведет свое начало от первобытной магии, при помощи которой древние люди пытались «войти в контакт» с силами природы. Типичным примером этого могут служить и таинства христианской церкви (католической и православной). Полумрак, огоньки све- чей, спонтанная концентрация сознания на блестящих культовых предметах, расслабляющее воздействие музыки и повторения одних и тех же слов, запах ладана и т, п. многократно повышают внушаемость верующих. Харак- терной особенностью почти всех религий является исполь- зование определенных жестов, особой манеры прогова- ривания, употребление «священных слов» мягкого И рас- слабляющего звучания, таких, например, как аминь, амито, амида 2 и т. д. Все это приводит к созданию тесного эмоционального контакта между священником и верующими. Опираясь на политическую и мировоззрен- ческую отсталость верующих, современная церковь использует разнообразные психологические средства воз- действия на человека: цвет, форму, музыку, интонации человеческой речи, «чудеса», исповедь, милосердие, благотворительность и т. д. В католическом и восточно- православном христианстве особое значение придается внутреннему оформлению храмов. Очень часто внутренняя
1 Медитация — созерцание, концентрация Согласно Большой Со- ветской Энциклопедии (т 15, М., 1974, с 562), медитация есть умствен- ное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углублённой сосредоточенности. — Прим. ред.
2 «Амито» и «амида» являются соответственно китайской и япон- ской транскрипциями одного и того же имени — Будды Амитабхи. - Прим. ред.
обстановка, личные качества священника и предраспо- ложенность верующих приводят к массовой экзальтации. Известно много случаев массового гипноза во время проповеди. «Магия» форм и цветов настолько сильна, что даже неверующие люди переживают приятное ощу- щение спокойствия при соприкосновении с церковным интерьером.
Из ритуала протестантской церкви исключено употреб- ление ряда культовых обрядов и предметов, а внутренний интерьер церкви значительно упрощен. Зато там в гораздо большей степени используется воздействие человеческой речи. Применяемые медитативные техники сильно отли- чаются от «первобытной магии» (по сравнению с като- лической и восточноправославной церковью). Наибольшее внимание уделяется качествам пастора. Между ним и верующими существуют прямые контакты. Использу- ются звуковые и другие эффекты, оказывающие сильное эмоциональное воздействие. Поощряется прямое эмоцио- нальное содействование верующих во время религиозной службы. Это особенно сильно выражено в методистской секте, где проповеди напоминают в некотором отношении шоу-программы.
Эмоциональный транс в некоторых сектах проявляется не только как сопутствующее явление, но может быть даже целью религиозной церемонии. Вот как В. Е. Рожнов описывает богослужение в христианской секте хлыстов:
«Верующие переодеваются в специальные длинные белые радельные рубахи. В руки берут полотенца и зеленые ветки. Молитвенное собрание начинается спокойно и сдержанно: с взаимных приветствий, пения религиозных песен, молитв, чтения текстов «священных книг». Затем все встают и медленно начинают ходить друг за другом в такт пению, образуя таким образом круг. Скоро медленное хождение переходит в более бы- строе, шаг — в бег и прыжки, пение и молитвы и воющие призывы к духу — в крики, визги и стоны. Темп все время нарастает и нарастает. Членораздельная речь утра- чивается» '.
В некоторых сектах хлыстов сильное эмоциональное возбуждение приводило к ослаблению самоконтроля и к усилению полового возбуждения, что превращало ре- лигиозные службы в оргии.
' Рожнов В. Пророки и чудотворцы. М., 1977, с. 98.
Аналогичным образом обстоит дело и с достижением пограничных психических состояний в сектах пятидесят- ников, где, кроме крещения водой, совершалось и кре- щение «духом». Члены этой секты верят, что после кре- щения «духом» они получают дар божий — «говорение на божественном языке». По существу, речь идет о погра- ничном психическом состоянии, при котором в результате сильного процесса возбуждения нарушена деятельность речевого анализатора и временно потерян контроль над понятийной речью.
Фанатизм и экзальтация очень часто приводят к не- устойчивости эмоций и взаимной трансформации их поляр- ных состояний. Это можно проиллюстрировать отрывком из письма Святителя Феофана Затворника: «Теплота, сопровождающая сосредоточенную в сердце молитву, нередко соединяется со сладостью похотною» '.
В некоторых случаях религиозная экзальтация транс- формируется в стремление мучить, ранить себя, при кото- ром преодолевается предохранительное действие инстинк- та самосохранения. Нередки случаи тяжелых физических повреждений и самоубийств. Так, например, в 325 году консул Никеи был вынужден под угрозой смертной казни запретить мужчинам-христианам самокастрацию, которую они производили с целью «освобождения тела от страстей». В России подобная кастрация имела место до XX века 2.
Б. Рассел отмечал, что в основе религии лежит страх, «а так как страх является прародителем жестокости, то неудивительно, что жестокость и религия шагали рука об руку»3. И действительно, история христианства в Европе доказывает верность этого утверждения. Уже в наши дни (в 1966 г. в Швейцарии) была убита девушка фанатиками-верующими, хотевшими изгнать из нее дьявола.
Христианская религия проявляет нетерпимость ко всем другим вероисповеданиям. Она противопоставляет себя своим идейным противникам силой всех возможных средств: убеждением, угрозой (Страшный суд), физиче- скими мучениями и физическим уничтожением (инкви- зиция и религиозные войны). Любовь, которая находится в основе христианской морали, по существу является
1 Цит. по: Р о ж и о в В. Пророки и чудотворцы. М., 1977, с. 130.
2 См.: Волков М. Секта скопцов. Л., 1931.
3 Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1958, с. 28.
любовью к догме, а не к людям. Например, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня».
Во имя любви к богу церковь требовала от верующих смиренно переносить страдания и не выступать против существующей социальной несправедливости.
Сложная социальная ситуация в ряде западных стран и неверные мировоззренческие установки не позволяют отдельному человеку правильно ориентироваться и вскры- вать истинные причины своего неудовлетворительного существования, в результате этого многие люди находят иллюзорное спасение в лоне религии.
Существование религии в XX веке в значительной степени связано с мировоззренческим невежеством масс. Освобождение ряда отсталых стран из-под ига колониа- лизма и империализма дало возможность их народам стать на новый путь развития. Безусловно, религии обречены на вымирание, но они все еще играют активную роль в социальных взаимоотношениях между людьми на боль- шей части нашей планеты. Задачей современного общества является непримиримая борьба с религиозным сознанием и направление людей по пути реалистического миро- воззрения. Тем не менее следует признать, что в неко- торых религиях накоплен опыт, который необходимо объяснить с помощью современных научных средств и использовать для потребностей прогрессивного обще- ственного развития.
В соответствии с возросшими материальными возмож- ностями социалистического общества и долгосрочной программой Болгарской коммунистической партии о гар- моничном развитии личности в Болгарии появились условия целенаправленного стимулирования всесторон- него духовного развития трудящихся. Наша культурная общественность все чаще начинает обращать внимание на европейское и мировое прошлое в целях поиска ценностей, которые в силу исторических особенностей были скрыты от нас временем. Особенно высок интерес к древним учениям Индии, Японии и Китая. Огромно число энтузиастов, желающих изучать древние практики физического и духовного самоусовершенствования — йогу, дзен-буддизм, даосские методы и т. д. К сожалению, за исключением нескольких книг по хатха-йоге и даосской философии, у нас полностью отсутствует литература по
этим вопросам. Существующая ситуация создает благо- приятную почву для проникновения и распространения у нас ряда западных изданий, которые не очищены от оккультных и религиозных представлений. В ряде случаев мистический элемент в них не только не исключен, но даже усилен или же адаптирован к местным формам религиозного мировоззрения. Это становится причиной не только отсутствия положительных элементов при использовании древних практик, но в определенных слу- чаях — многих отрицательных последствий. При этом у практикующих могут появиться симптомы мировоззрен- ческой деградации.
В связи с этим необходимо брать из древних техник только их рациональное зерно, очищенное от какой бы то ни было мистики, с тем чтобы они действительно могли стать реальной помощью в физическом и духовном развитии личности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление