Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самовнушение и конфуцианство




Почти одновременно с зарождением буддизма в Индии
в Китае появилось философско-этическое учение Кон-
фуция. Подобно всем древним учениям в центре всей
его философии стоял человек и представление о его
счастье и совершенстве.

Конфуций учил, что каждый пребывает в «пути»
Проходя путь от рождения до смерти, человек встре-
чается с различными радостями и невзгодами судьбы
Одной из причин несчастий человека, согласно учению,
является недостаточное эмоциональное совершенство
и неподготовленность к «пути» Конфуций считал, что,
хотя интеллектуальный рост личности исключительно
важен, это еще недостаточное условие того, чтобы
человек справился с проблемами «пути». Необходимо
установить контроль над эмоциями посредством их гар-
монизации. Культивированную личность Конфуций пред
ставлял как человека, владеющего своими эмоциями,
соответственно «пути», по которому он идет, так что
трудности, встречаемые на нем, не в состоянии заставить
его изменить своим принципам. Контроль над эмоциями —
это отнюдь не торможение их. Конфуций считал, что
насилие над собственной личностью или над другими
людьми приводит только к временным успехам — рано
или поздно образуется брешь. Согласно Конфуцию,
необходимо внимательно изучать свой «путь» и пользо-
ваться убеждением для воздействия как на собственную
личность, так и на других людей.

В центре учения Конфуция (как неотъемлемая часть
«пути») лежат межличностные контакты. Конфуций учил,
что природа человека социальна, что человек не может
существовать вне общества. Он подчеркивал, как важно
проявлять лояльность по отношению к другим людям:
«Прежде чем начать какие-либо действия по отношению
к другому человеку, подумай: справедливо ли будет, если
это случится со мной? В то же время, будучи отзыв-

 


чивыми, мы не должны приспосабливаться к другим людям
и слепо им следовать, но оставаться верными своим
собственным принципам. Если мое сердце говорит, что
я прав, то я должен идти вперед, даже если тысячи
и десятки тысяч против меня».

Конфуций крайне скептически относился к медитации:
«Изучение без мысли — напрасная трата времени, а
мышление без исследования опасно». Он отмечал, что
медитация как средство изучения мира бесполезна. Вместо
нее он рекомендовал «полное наблюдение и критичное
оценивание того, что происходит». Позднее (в период
династии Тан), один из его последователей придерживался
уже не столь крайних позиций, отмечая, что с помощью
медитации «можно получить просветление и превратиться
в мудреца. Но, делая это, не следует отделяться от
семьи, своих ежедневных и общественных обязанностей».

Важным средством гармонизации эмоций в учении
Конфуция являются правила «ли», устанавливающие
нормы личного поведения '. Оно регламентирует формы
поведения отдельной личности, виды межличностных кон-
тактов, взаимодействие между личностью и социальной
средой, а также взаимодействие между отдельными
социальными группами и классами. Правила «ли»
включают также разнообразные личные и групповые
ритуалы и церемонии: жесты, которыми люди обмени-
ваются в различных случаях, формы этикета при кон-
тактах между подчиненными и начальником, между взрос-
лыми и детьми, одежда членов семьи, ритуалы во время
религиозной службы и другие. В этом отношении был
достигнут очень строгий формализм, определявший в не-
которых случаях даже положение каждого отдельного
пальца руки.

Хотя Конфуций и не признавал медитацию как
средство гармонизации личности, на практике с помощью
правил «ли», особенно их ритуальной части, он создал
различные формы динамической медитации (концентра-
ция на движениях и жестах).

Этическая система Конфуция, представленная в учении
о правилах «ли», давала исключительно большие при-
вилегии личностям высокого социального положения.

1 В советской китаеведческой литературе правила «ли» интер-
претируются как нормы нравственного и культурного поведения. -
Прим. ред.

 


Предельно формализированные, казарменного типа
взаимоотношения между представителями различных
социальных прослоек и классов облегчали в значительной
степени установление феодальных институтов власти.
Лояльность Конфуция к династии Чжоу (которая,
согласно его мнению, демонстрировала образец обще-
ственного устройства) и этическое узаконивание суще-
ствующей социальной несправедливости стали причиной
благосклонного отношения к нему и его учению со стороны
господствующих классов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.