Согласно легендам, во второй половине второго тыся- челетия до н. э. в Северную Индию вторглись племена, которые называли себя арийцами (благородными). Позд- нее они смешались с другими индийскими племенами. Считается, что арийцы создали самую древнюю индий- скую литературу — Веды. Эта литература содержит как поэзию, так и прозу. Основные философские, этиче- ские и религиозные концепции Вед комментируются в Упанишадах, представляющих собой «тайные» знания, передаваемые учителем ученику. Известны более 100 Упа- нишад. Последняя из них написана в XVI веке. 13 наиболее важных составлено в период между VII и IV вв. до нашей эры. Они представляют попытку осознания и при- чинного объяснения мира. В них ставились следующие философские вопросы: Откуда мы? Куда идем? Какая неизменяемая сущность стоит за непрерывно меняющимся миром? Упанишады не сводятся только к описанию результатов созерцания внешнего мира и анализу его конкретных и абстрактных форм, но указывают пути физического и духовного совершенствования личности.
«Легкость, здоровье, невозмутимость, чистый цвет лица, благозвучный голос, приятный запах... — вот, гово- рят, первые проявления йоги».
(Шветашватара упанишада) '
С точки зрения системы йоги Упанишады представляют собой философско-этическое руководство. Основные тех- ники упомянуты и в книге «Бхагавадгита», представляю- щей собой часть грандиозного древнеиндийского эпоса «Махабхарата», который предположительно составлен в предбуддийский период (до V века до н. э.) 2. Большая
' Упанишады. М., 1967, с. 119.
2 Автор здесь не совсем точен, так как первые свидетельства
об эпосе «Махабхарата» относятся к IV—II вв. до н. э., а «оформле- ние» — к IV в. н. э. — Прим. ред.
заслуга в систематизации йоги принадлежит Патанджали. В своей книге «Йога-сутра» ' он излагает основные принципы философии, психологии и этики йоги, а также правила медитации. Патанджали различает 8 ступеней в структуре практики йоги. Это: яма, нияма, асана, пранаяма, пратъяхара, дхарана, дхиана и самадхи.
1. Яма запрещает практикующему воровство, ложь, применение насилия, принятие подарков, а также поступ- ки, продиктованные неконтролируемыми эмоциональными импульсами. Эти пассивные моральные ограничения ста- вят целью прежде всего достижение эмоциональной уравновешенности йога для уменьшения возможных негативных социальных проявлений.
2. Нияма включает внешнее и внутреннее телесное очищение, достижение с помощью аскетизма устой- чивости к влиянию внешних природных и социальных условий, изучение философии, религиозные занятия.
3. Асана выражается в выполнении специфических поз (статических физических упражнений).
4. Пранаяма содержит упражнения по йоговскому дыханию, а также некоторые процедуры, связанные с приемом пищи. В йоговском дыхании специально выде- ляются четыре фазы: вдох (пурака), задержка (кумб- хака), выдох (речана) и пауза после выдоха. Особое внимание уделяется задержке дыхания, во время кото- рой, как считают йоги, в организм усиленно посту- пает жизненная энергия — прана. Во время этой фазы йоги обычно выполняют ряд процедур самовнушения. Йоги полагают, что прана также поступает на язык и нёбо во время еды. Поэтому они внимательно и долго про- жевывают пищу, превращая акт питания в своеобразный ритуал. Таким образом, увеличивая время нахождения пищи во рту, они максимально извлекают из нее прану.
5. Пратъяхара является «негативной» концентрацией. С ее помощью достигается полное физическое и психи- ческое расслабление. При глубоком расслаблении дости- гается выключение работы органов чувств. Подобное расслабление достигнуть нелегко. Его можно получить только при помощи активного самовнушения во время процедуры расслабления тела и только в результате
многократных тренировок. С течением времени происходит автоматическое достижение этого состояния.
6. Дхарана представляет собой активную концентра- цию внимания на объекте (внешнем или внутреннем) с удержанием его как минимум в течение 12 секунд.
7. Дхиана рассматривается как процесс проникнове- ния в сущность объекта сосредоточения. Если концентрация внимания на объекте держится в течение 144 секунд, что равно 12 дхаранам, считается, что достигнута дхиана.
8. Самадхи — это конечная цель йоги. Если состояние концентрации длится 1728 секунд, что составляет 12 дхиан, или 144 дхаран, то самадхи достигнуто 1. Йоги считают, что в состоянии самадхи происходит полное проникновение в объект концентрации. В этот момент йог не в состоянии разграничить свою личность и объект. Вот как Госвами описывает внешнее состояние йога, нахо- дящегося в самадхи: «Он лежал на спине в кровати, руки, были раскинуты. Его тело постепенно становилось полностью безжизненным, исчезали дыхание и пульс, не было никаких признаков сознательной деятельности» 2.
Хёниг описывает эксперимент, проведенный в Индии в Институте изучения психики, где исследовались физи- ологические показатели йога 49 лет в состоянии самадхи 3. Он был помещен в ящик объемом 1 м3 и зарыт довольно глубоко в землю. Благодаря сильному замедлению всех жизненных процессов ему удалось провести в таком поло- жении 9 часов 4.
Карлинс и Левис сообщают о случаях, когда люди в состоянии медитации могли увеличить на продолжитель- ное время частоту пульса до 300 ударов в минуту или же замедляли его до полной остановки, а также о случаях
1 В данное время мы не располагаем фактами о физиологи- ческом значении такой продолжительной концентрации.
2 Goswami S. S. Laya Yoga. Routledge and Kegan Paul. London, Boston and Henli, 1980, p. 27.
3 См.: Hoenig J. Medical Research on Yoga. Confinia Phsychiat- rica, 11, 1968, p. 69—89.
4 Сами йоги не считают, что всякое искусственно вызванное состояние безжизненности является подлинным самадхи. Если после него человек приобретает новое непосредственное знание—это под- линное самадхи. Самадхи же, достигаемое только физическими манипуляциями (хатха-йога), как правило, не дает таких приобретений и похоже по физиологическим показателям на зимнюю спячку живот- ных. — Прим. ред.
контролируемого повышения и понижения температуры тела, причем в различных его частях '.
Некоторые авторы включают в понятие медитации последние три ступени йоги — дхарану, дхиану и самадхи, другие авторы — только седьмую ступень — дхиану.
Переход от одной ступени медитации к другой не нуждается в применении специальной техники. Он связан только с увеличением глубины концентрации и с продол- жительными и упорными тренировками. В зависимости от использованных специфических техник существуют различные виды систем йоги. Основными из них являются: мантра-йога, хатха-йога, лайя-йога и раджа-йога. В мант- ра-йоге концентрация осуществляется на особых словах и выражениях (мантрах), которые при непрерывном повторении (джапа) оказывают определенное воздей- ствие на некоторые процессы в центральной и вегета- тивной нервной системе. Корни этой техники уходят в глубокое прошлое — к племенным колдунам и заклина- телям. С помощью процесса джапа, при удачном подборе мантры, можно освободить нервную систему от некоторых блокирующих ее процессов торможения.
Третья и четвертая ступени в структуре йоги — асана и пранаяма — составляют основу хатха-йоги. Считается, что существует более 500 поз, из которых 50 являются основными.
Асаны можно разделить на три группы:.
1. Позы для медитации и релаксации.
2. Позы для укрепления тела (практикование этих поз нормализует работу внутренних органов и позвоноч- ника).
3. Позы для очищения пищеварительной системы.
Практикование асан приводит к расслаблению мышц грудной клетки, что со своей стороны уменьшает усилия при дыхании. Вот почему они рассматриваются как этап, предшествующий пранаяме. Эта последователь- ность соблюдается и в рамках отдельно взятой трени- ровки. Йоги считают, что существует связь между дыханием и психическим состоянием, и поэтому придают пранаяме большое значение. Считается, что ритмизация дыхательного процесса приводит к психической релак- сации. И наоборот — психическая релаксация приводит
1 См.: К а г I i n s M., L e w i s A. Biofeedback. Warner Books Inc., N. Y., 1973.
к ритмизации дыхания. Йоги рекомендуют различные соотношения циклов вдоха, задержки и выдоха, в част- ности следующие— 1: 4: 2 или 1: 4: 1 '.
По мнению некоторых авторов, хатха-йога является начальной формой йогизма, которая достигает четвертой ступени по схеме Патанджали. Другие авторы считают, что хатха-йога отличается от остальных систем только по своей практике и в ней также есть переходы к различ- ным степеням медитации.
Вначале исполнение асан может вызывать неприятные ощущения в теле практикующего. Со временем асаны превращаются в позы, удобные для медитации. Поза считается усвоенной, когда выполняется без усилия. Тогда начинается концентрация на различных частях тела или на биологических процессах (пульсе, дыхании и т. д.). После продолжительной практики йоги в состоянии оказывать позами определенное воздействие на крово- обращение, на процессы в пищеварительной системе и т. п. Высшим проявлением самоконтроля в хатха-йоге является замедление процессов жизнедеятельности и достижение состояния анабиоза 2.
Лайя-йога является системой, цель которой — про- буждение «латентной» психической энергии в вегетативной нервной системе. Ее основным средством является меди- тация. Объекты концентрации представляют собой спе- цифические слова (мантры), геометрические фигуры (янтры) и картины (даяты).
У йогов существует представление, что в основании позвоночника находится важный жизненный центр — муладхара, в котором хранится латентная нервная энер- гия, называемая кундалини; символом ее является змея, свившаяся в спираль. Основной момент в лайя-йоге — это так называемое пробуждение и освобождение кун- далини, что достигается путем психической концентрации на центре муладхара.
Системы йоги представляют собой совокупность раз- личных учений, отличающихся друг от друга не только в отношении используемых техник, но и в отношении исповедуемых морально-этических и мистико-религиозных
1 Практика пранаямы требует тщательного контроля со стороны опытного руководителя и специфических ограничений образа жизни. Без них она может принести вред здоровью. — Прим. ред.
2Анабиоз — временное замедление или сведение к минимуму жиз- ненных процессов вследствие изменения внешних условий.
норм. Самой древней системой йоги Госвами считает вайдику '. Она считается оригинальной системой. Со- гласно вайдике, для освобождения кундалини надо соблю- дать половое воздержание (брахмачария). Существует и другая школа йоги, называемая тантрика. Она также имеет древнюю историю и связана с тантристской лите- ратурой. Согласно легендам, ее создателем был бог, Шива, который упростил ряд сложных процедур из вайдики, добавил некоторые новые, отменил ограничение брахма- чарии и таким образом сделал ее доступной для широкого круга людей. В противоположность вайдике в тантрике считается, что пробуждение и освобождение кундалини может произойти и при сексуальных контактах. Последние, однако, связаны с определенными моральными ограниче- ниями и не являются самоцелью. Тантрика была очень популярна на Тибете.
В раджа-йоге используются процедуры и техники, аналогичные лайя-йоге. Но объекты концентрации связаны с высшими проявлениями сознательной деятельности человека. Раджа-йога является системой этико-философ- ских принципов и религиозных норм, а также правил медитирования на них. Некоторые интерпретаторы систем йоги считают, что с помощью практикования раджа-йоги создается мост между сознательными и некоторыми бессознательными процессами человека. Существует мне- ние, что перед практикованием раджа-йоги необходимо обязательно пройти через практику хатха-йоги и лайя- йоги. Мамфорд, например, отмечает, что прямое занятие раджа-йогой таит в себе опасность душевных деформаций и расстройств 2.
В ряде оригинальных литературных источников, связанных с философией и практикой йоги, высказывается мнение, что системы йоги являются средством раскре- пощения или «освобождения» личности от всех ее проблем и развития ее латентных возможностей. Это мнение разделяют и большинство современных западных авторов. Подобные представления бытуют и в Болгарии.
Системы йоги формировались в течение тысячелетий. В их традициях, религиозных и философских концепциях заложены специфические для Востока (в историческом
1 См.: Goswarni S. S. Laya Yoga. Routledge and Kegan Paul, London, Boston and HenIi, 1980.
2 См.: Mumford J. Psychosomatic Yoga. The Aquarian Press, Wellingborough, Northhamptonshire, 1979.
2 Зак. 596
плане) формы взаимодействия личности и общества. Внимательное рассмотрение основных принципов йоги- ческой этики недвусмысленно показывает, что способы достижения «освобождения» в оригинальных- йоговских системах в современном обществе полностью неприме- нимы. В большинстве случаев речь идет об осознанном бегстве от общества и общественных форм личного пове- дения. Так, например, согласно Бюхлеру (в серии «Свя- щенная книга Востока»): «Йог должен всегда быть один, избегая общества, чтобы достичь конечного освобожде- ния... быть полностью независимым от чужой помощи. Йог должен быть полностью свободен от эмоциональных переживаний. В обществе самого себя он достигнет конечного освобождения» '.
Согласно мнению выдающегося интерпретатора систе- мы йоги Вивекананды, «йог должен жить один; общество других людей дисбалансирует его сознание» 2.
Из этих примеров становится видно, что практикую- щий системы йоги в их оригинальном виде добровольно подвергает себя социальной изоляции. Это один из аспек- тов, с позиций которого надо рассматривать характер- ный для йоги аскетизм. Уменьшение личных потреб- ностей и необходимости поддерживать межличностные контакты освобождает личность от ее социальных обязан- ностей.
Согласно учению Махавира 3 (в серии «Священная книга Востока»): «Иногда йог пропускает пять приемов пищи или семь, или девять или одиннадцать, но не заболевает, спасаясь медитацией» 4.
Йог почти ничего не получает от общества и почти ничего ему не дает. Он достигает состояния абсолютной изоляции (кайвалья), которая в некоторых случаях является целью его социального существования. Элиаде отмечает: «Йог пассивен в своих интеллектуальных стремлениях, исключение составляют только объекты его концентрации» 5.
1 Sacred books of East. Oxford
2 Vivekananda S. Complete Works. Advaita Ashrama Cal- cutta, 1922—1951, vol. VIII, p. 175.
5 Eliade M. Significations de la Lumiere interieure. «Eranos — Jahibuch». N. XXV, 1957.
С помощью медитации йоги могут значительно умень- шать скорость протекания процессов жизнедеятельности в организме и таким образом как бы замедлять течение «биологического времени». В этом и состоит один из феноменов системы йоги — большая хронологическая продолжительность жизни некоторых ее приверженцев. Согласно легендам, некоторые йоги жили до трехсот лет. Достижение долголетия у йогов воспринимается как что-то обыкновенное. Но если мы попытаемся измерить жизнь совершенного йога с помощью количества пере- житых им эмоций, то придем к парадоксальному выводу: он умирает крайне молодым.
Изолируя себя от внешнего окружения, йог замы- кается в своем внутреннем мире, в котором, с помощью техник самовнушения, создает состояния медитативного экстаза. С течением времени он теряет чувство реаль- ности и не может отличить внутренний мир от внешнего. Согласно раджа-йоге, внешний мир является только грубой формой внутреннего. Замыкаясь в самом себе, йог предается созерцанию, при котором до высшей сте- пени эстетизирует объекты своей концентрации. В со- стоянии медитации у него возникает иллюзия, что он сливается со всем мирозданием и достигает высшей степени интуитивного прозрения, с помощью которого прямо осознает скрытую сущность вещей. В наивыс- шей форме йогизма — маха-йоге — йог идентифицирует себя и весь Универсум с абсолютным духом. Согласно Слободянику, с медицинской точки зрения в медитации йогов нет ничего сверхъестественного. Это, вероятно, своеобразный аутогипноз... Функции дыхания и крово- обращения достигают своего минимума, а сильные внеш- ние раздражители не вызывают никаких реакций. Для достижения подобного состояния, несомненно, необхо- димы безупречное здоровье, целеустремленность и силь- ная воля.
Погружение в свой мир является характерной чертой индийцев еще с незапамятных времен. Гримм пишет: «Подобно христианству, в Ведах и Упанишадах все в полумраке и располагает ко сну»2. Это в значительной степени влияет на интуитивное представление о времени.
' См.: Слободяник А. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев, 1977, с. 280.
* Grimm G. The Doctrine of the Buddha. The Religion of Reason and Meditation. Akademic Verlag, Berlin, 1958, p. 5.
2*
К этому располагает и санскрит — язык, в котором вре- мена свободно взаимозаменяются. Можно, например, использовать настоящее время для обозначения событий в прошлом или будущем. Одно и то же слово «кала» может обозначать и вчерашний день и завтрашний. Накамура отмечает, что «исторические факты в старых индийских книгах очень редко сопровождаются конкрет- ными датами» '. Разрыв между интуитивным и рациональ- ным познанием присущ основным философским школам древней Индии, которые не обозначают истину как соответствие между субъективным познанием и объектив- ной реальностью, а определяют ее только в этическом аспекте.
Исключением из этой традиции йоги являются кон- цепции, изложенные в книге «Бхагавадгита» эпоса «Махабхарата» 2. В противоположность другим подобным учениям в «Бхагавадгите» йог непрерывно подталкива- ется к действиям. Здесь под йогической практикой понимается совокупность приемов, с помощью которых достигается контроль над чувствами. Необходимо отме- тить, что в понятие «свобода» в «Бхагавадгите» вкла- дывается содержание, отличное от Упанишад. Так, напри- мер, предназначение человека состоит в совершенном исполнении социального долга, вследствие чего он при- обретает безграничную свободу по отношению к условиям существования, поскольку способен совершать все дей- ствия с полным отсутствием негативных эмоциональных проявлений, в переживании которых и коренится ощу- щение личной несвободы.
Системы йоги являются уникальным явлением куль- туры, содержащим опыт многих поколений, и совершенно необходимо этот опыт изучать и осваивать. Но при этом важно, чтобы соответствующие практики были пересмот- рены, а йогическая этика переосмыслена и соотнесена с современными условиями.
1 Nakamura H. Ways of Thinking of Eastern Peoples. University Press of Hawai, Honolulu, 1974, p. 121.
2 См.: Философские тексты «Махабхараты». Выпуск I, книга 1. Бхагавадгита, Ашхабад, 1977.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление