Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самовнушение в системе йоги




Согласно легендам, во второй половине второго тыся-
челетия до н. э. в Северную Индию вторглись племена,
которые называли себя арийцами (благородными). Позд-
нее они смешались с другими индийскими племенами.
Считается, что арийцы создали самую древнюю индий-
скую литературу — Веды. Эта литература содержит как
поэзию, так и прозу. Основные философские, этиче-
ские и религиозные концепции Вед комментируются
в Упанишадах, представляющих собой «тайные» знания,
передаваемые учителем ученику. Известны более 100 Упа-
нишад. Последняя из них написана в XVI веке. 13 наиболее
важных составлено в период между VII и IV вв. до
нашей эры. Они представляют попытку осознания и при-
чинного объяснения мира. В них ставились следующие
философские вопросы: Откуда мы? Куда идем? Какая
неизменяемая сущность стоит за непрерывно меняющимся
миром? Упанишады не сводятся только к описанию
результатов созерцания внешнего мира и анализу его
конкретных и абстрактных форм, но указывают пути
физического и духовного совершенствования личности.

«Легкость, здоровье, невозмутимость, чистый цвет
лица, благозвучный голос, приятный запах... — вот, гово-
рят, первые проявления йоги».

(Шветашватара упанишада) '

С точки зрения системы йоги Упанишады представляют
собой философско-этическое руководство. Основные тех-
ники упомянуты и в книге «Бхагавадгита», представляю-
щей собой часть грандиозного древнеиндийского эпоса
«Махабхарата», который предположительно составлен в
предбуддийский период (до V века до н. э.) 2. Большая

' Упанишады. М., 1967, с. 119.

2 Автор здесь не совсем точен, так как первые свидетельства

об эпосе «Махабхарата» относятся к IV—II вв. до н. э., а «оформле-
ние» — к IV в. н. э. — Прим. ред.

 


заслуга в систематизации йоги принадлежит Патанджали.
В своей книге «Йога-сутра» ' он излагает основные
принципы философии, психологии и этики йоги, а также
правила медитации. Патанджали различает 8 ступеней
в структуре практики йоги. Это: яма, нияма, асана,
пранаяма, пратъяхара, дхарана, дхиана и самадхи.

1. Яма запрещает практикующему воровство, ложь,
применение насилия, принятие подарков, а также поступ-
ки, продиктованные неконтролируемыми эмоциональными
импульсами. Эти пассивные моральные ограничения ста-
вят целью прежде всего достижение эмоциональной
уравновешенности йога для уменьшения возможных
негативных социальных проявлений.

2. Нияма включает внешнее и внутреннее телесное
очищение, достижение с помощью аскетизма устой-
чивости к влиянию внешних природных и социальных
условий, изучение философии, религиозные занятия.

3. Асана выражается в выполнении специфических
поз (статических физических упражнений).

4. Пранаяма содержит упражнения по йоговскому
дыханию, а также некоторые процедуры, связанные с
приемом пищи. В йоговском дыхании специально выде-
ляются четыре фазы: вдох (пурака), задержка (кумб-
хака), выдох (речана) и пауза после выдоха. Особое
внимание уделяется задержке дыхания, во время кото-
рой, как считают йоги, в организм усиленно посту-
пает жизненная энергия — прана. Во время этой фазы
йоги обычно выполняют ряд процедур самовнушения.
Йоги полагают, что прана также поступает на язык и нёбо
во время еды. Поэтому они внимательно и долго про-
жевывают пищу, превращая акт питания в своеобразный
ритуал. Таким образом, увеличивая время нахождения
пищи во рту, они максимально извлекают из нее прану.

5. Пратъяхара является «негативной» концентрацией.
С ее помощью достигается полное физическое и психи-
ческое расслабление. При глубоком расслаблении дости-
гается выключение работы органов чувств. Подобное
расслабление достигнуть нелегко. Его можно получить
только при помощи активного самовнушения во время
процедуры расслабления тела и только в результате

' См.: Patanjali. Aphorisms of Yoga. Whitstable Litho Ltd.,
Whitstable, Kent, 1973.

 


многократных тренировок. С течением времени происходит
автоматическое достижение этого состояния.

6. Дхарана представляет собой активную концентра-
цию внимания на объекте (внешнем или внутреннем)
с удержанием его как минимум в течение 12 секунд.

7. Дхиана рассматривается как процесс проникнове-
ния в сущность объекта сосредоточения. Если концентрация
внимания на объекте держится в течение 144 секунд,
что равно 12 дхаранам, считается, что достигнута
дхиана.

8. Самадхи — это конечная цель йоги. Если состояние
концентрации длится 1728 секунд, что составляет
12 дхиан, или 144 дхаран, то самадхи достигнуто 1. Йоги
считают, что в состоянии самадхи происходит полное
проникновение в объект концентрации. В этот момент
йог не в состоянии разграничить свою личность и объект.
Вот как Госвами описывает внешнее состояние йога, нахо-
дящегося в самадхи: «Он лежал на спине в кровати,
руки, были раскинуты. Его тело постепенно становилось
полностью безжизненным, исчезали дыхание и пульс,
не было никаких признаков сознательной деятельности» 2.

Хёниг описывает эксперимент, проведенный в Индии
в Институте изучения психики, где исследовались физи-
ологические показатели йога 49 лет в состоянии самадхи 3.
Он был помещен в ящик объемом 1 м3 и зарыт довольно
глубоко в землю. Благодаря сильному замедлению всех
жизненных процессов ему удалось провести в таком поло-
жении 9 часов 4.

Карлинс и Левис сообщают о случаях, когда люди
в состоянии медитации могли увеличить на продолжитель-
ное время частоту пульса до 300 ударов в минуту или
же замедляли его до полной остановки, а также о случаях

1 В данное время мы не располагаем фактами о физиологи-
ческом значении такой продолжительной концентрации.

2 Goswami S. S. Laya Yoga. Routledge and Kegan Paul.
London, Boston and Henli, 1980, p. 27.

3 См.: Hoenig J. Medical Research on Yoga. Confinia Phsychiat-
rica, 11, 1968, p. 69—89.

4 Сами йоги не считают, что всякое искусственно вызванное
состояние безжизненности является подлинным самадхи. Если после
него человек приобретает новое непосредственное знание—это под-
линное самадхи. Самадхи же, достигаемое только физическими
манипуляциями (хатха-йога), как правило, не дает таких приобретений
и похоже по физиологическим показателям на зимнюю спячку живот-
ных. — Прим. ред.

 


контролируемого повышения и понижения температуры
тела, причем в различных его частях '.

Некоторые авторы включают в понятие медитации
последние три ступени йоги — дхарану, дхиану и самадхи,
другие авторы — только седьмую ступень — дхиану.

Переход от одной ступени медитации к другой не
нуждается в применении специальной техники. Он связан
только с увеличением глубины концентрации и с продол-
жительными и упорными тренировками. В зависимости
от использованных специфических техник существуют
различные виды систем йоги. Основными из них являются:
мантра-йога, хатха-йога, лайя-йога и раджа-йога. В мант-
ра-йоге концентрация осуществляется на особых словах
и выражениях (мантрах), которые при непрерывном
повторении (джапа) оказывают определенное воздей-
ствие на некоторые процессы в центральной и вегета-
тивной нервной системе. Корни этой техники уходят
в глубокое прошлое — к племенным колдунам и заклина-
телям. С помощью процесса джапа, при удачном подборе
мантры, можно освободить нервную систему от некоторых
блокирующих ее процессов торможения.

Третья и четвертая ступени в структуре йоги —
асана и пранаяма — составляют основу хатха-йоги.
Считается, что существует более 500 поз, из которых
50 являются основными.

Асаны можно разделить на три группы:.

1. Позы для медитации и релаксации.

2. Позы для укрепления тела (практикование этих поз
нормализует работу внутренних органов и позвоноч-
ника).

3. Позы для очищения пищеварительной системы.

Практикование асан приводит к расслаблению
мышц грудной клетки, что со своей стороны уменьшает
усилия при дыхании. Вот почему они рассматриваются
как этап, предшествующий пранаяме. Эта последователь-
ность соблюдается и в рамках отдельно взятой трени-
ровки. Йоги считают, что существует связь между
дыханием и психическим состоянием, и поэтому придают
пранаяме большое значение. Считается, что ритмизация
дыхательного процесса приводит к психической релак-
сации. И наоборот — психическая релаксация приводит

1 См.: К а г I i n s M., L e w i s A. Biofeedback. Warner Books Inc.,
N. Y., 1973.

 


к ритмизации дыхания. Йоги рекомендуют различные
соотношения циклов вдоха, задержки и выдоха, в част-
ности следующие— 1: 4: 2 или 1: 4: 1 '.

По мнению некоторых авторов, хатха-йога является
начальной формой йогизма, которая достигает четвертой
ступени по схеме Патанджали. Другие авторы считают,
что хатха-йога отличается от остальных систем только
по своей практике и в ней также есть переходы к различ-
ным степеням медитации.

Вначале исполнение асан может вызывать неприятные
ощущения в теле практикующего. Со временем асаны
превращаются в позы, удобные для медитации. Поза
считается усвоенной, когда выполняется без усилия. Тогда
начинается концентрация на различных частях тела или
на биологических процессах (пульсе, дыхании и т. д.).
После продолжительной практики йоги в состоянии
оказывать позами определенное воздействие на крово-
обращение, на процессы в пищеварительной системе и т. п.
Высшим проявлением самоконтроля в хатха-йоге является
замедление процессов жизнедеятельности и достижение
состояния анабиоза 2.

Лайя-йога является системой, цель которой — про-
буждение «латентной» психической энергии в вегетативной
нервной системе. Ее основным средством является меди-
тация. Объекты концентрации представляют собой спе-
цифические слова (мантры), геометрические фигуры
(янтры) и картины (даяты).

У йогов существует представление, что в основании
позвоночника находится важный жизненный центр —
муладхара, в котором хранится латентная нервная энер-
гия, называемая кундалини; символом ее является змея,
свившаяся в спираль. Основной момент в лайя-йоге —
это так называемое пробуждение и освобождение кун-
далини, что достигается путем психической концентрации
на центре муладхара.

Системы йоги представляют собой совокупность раз-
личных учений, отличающихся друг от друга не только
в отношении используемых техник, но и в отношении
исповедуемых морально-этических и мистико-религиозных

1 Практика пранаямы требует тщательного контроля со стороны
опытного руководителя и специфических ограничений образа жизни.
Без них она может принести вред здоровью. — Прим. ред.

2Анабиоз — временное замедление или сведение к минимуму жиз-
ненных процессов вследствие изменения внешних условий.

 


норм. Самой древней системой йоги Госвами считает
вайдику '. Она считается оригинальной системой. Со-
гласно вайдике, для освобождения кундалини надо соблю-
дать половое воздержание (брахмачария). Существует
и другая школа йоги, называемая тантрика. Она также
имеет древнюю историю и связана с тантристской лите-
ратурой. Согласно легендам, ее создателем был бог, Шива,
который упростил ряд сложных процедур из вайдики,
добавил некоторые новые, отменил ограничение брахма-
чарии и таким образом сделал ее доступной для широкого
круга людей. В противоположность вайдике в тантрике
считается, что пробуждение и освобождение кундалини
может произойти и при сексуальных контактах. Последние,
однако, связаны с определенными моральными ограниче-
ниями и не являются самоцелью. Тантрика была очень
популярна на Тибете.

В раджа-йоге используются процедуры и техники,
аналогичные лайя-йоге. Но объекты концентрации связаны
с высшими проявлениями сознательной деятельности
человека. Раджа-йога является системой этико-философ-
ских принципов и религиозных норм, а также правил
медитирования на них. Некоторые интерпретаторы систем
йоги считают, что с помощью практикования раджа-йоги
создается мост между сознательными и некоторыми
бессознательными процессами человека. Существует мне-
ние, что перед практикованием раджа-йоги необходимо
обязательно пройти через практику хатха-йоги и лайя-
йоги. Мамфорд, например, отмечает, что прямое занятие
раджа-йогой таит в себе опасность душевных деформаций
и расстройств 2.

В ряде оригинальных литературных источников,
связанных с философией и практикой йоги, высказывается
мнение, что системы йоги являются средством раскре-
пощения или «освобождения» личности от всех ее проблем
и развития ее латентных возможностей. Это мнение
разделяют и большинство современных западных авторов.
Подобные представления бытуют и в Болгарии.

Системы йоги формировались в течение тысячелетий.
В их традициях, религиозных и философских концепциях
заложены специфические для Востока (в историческом

1 См.: Goswarni S. S. Laya Yoga. Routledge and Kegan Paul,
London, Boston and HenIi, 1980.

2 См.: Mumford J. Psychosomatic Yoga. The Aquarian Press,
Wellingborough, Northhamptonshire, 1979.

2 Зак. 596


плане) формы взаимодействия личности и общества.
Внимательное рассмотрение основных принципов йоги-
ческой этики недвусмысленно показывает, что способы
достижения «освобождения» в оригинальных- йоговских
системах в современном обществе полностью неприме-
нимы. В большинстве случаев речь идет об осознанном
бегстве от общества и общественных форм личного пове-
дения. Так, например, согласно Бюхлеру (в серии «Свя-
щенная книга Востока»): «Йог должен всегда быть один,
избегая общества, чтобы достичь конечного освобожде-
ния... быть полностью независимым от чужой помощи.
Йог должен быть полностью свободен от эмоциональных
переживаний. В обществе самого себя он достигнет
конечного освобождения» '.

Согласно мнению выдающегося интерпретатора систе-
мы йоги Вивекананды, «йог должен жить один; общество
других людей дисбалансирует его сознание» 2.

Из этих примеров становится видно, что практикую-
щий системы йоги в их оригинальном виде добровольно
подвергает себя социальной изоляции. Это один из аспек-
тов, с позиций которого надо рассматривать характер-
ный для йоги аскетизм. Уменьшение личных потреб-
ностей и необходимости поддерживать межличностные
контакты освобождает личность от ее социальных обязан-
ностей.

Согласно учению Махавира 3 (в серии «Священная
книга Востока»): «Иногда йог пропускает пять приемов
пищи или семь, или девять или одиннадцать, но не
заболевает, спасаясь медитацией» 4.

Йог почти ничего не получает от общества и почти
ничего ему не дает. Он достигает состояния абсолютной
изоляции (кайвалья), которая в некоторых случаях
является целью его социального существования. Элиаде
отмечает: «Йог пассивен в своих интеллектуальных
стремлениях, исключение составляют только объекты его
концентрации» 5.

1 Sacred books of East. Oxford

2 Vivekananda S. Complete Works. Advaita Ashrama Cal-
cutta, 1922—1951, vol. VIII, p. 175.

3 Махавира (Великий герой) — прозвище Вардхаманы, основателя
джайнизма. — Прим. ред.

4 Sacred books of East. Oxford

5 Eliade M. Significations de la Lumiere interieure. «Eranos —
Jahibuch». N. XXV, 1957.

 


С помощью медитации йоги могут значительно умень-
шать скорость протекания процессов жизнедеятельности
в организме и таким образом как бы замедлять течение
«биологического времени». В этом и состоит один из
феноменов системы йоги — большая хронологическая
продолжительность жизни некоторых ее приверженцев.
Согласно легендам, некоторые йоги жили до трехсот лет.
Достижение долголетия у йогов воспринимается как
что-то обыкновенное. Но если мы попытаемся измерить
жизнь совершенного йога с помощью количества пере-
житых им эмоций, то придем к парадоксальному выводу:
он умирает крайне молодым.

Изолируя себя от внешнего окружения, йог замы-
кается в своем внутреннем мире, в котором, с помощью
техник самовнушения, создает состояния медитативного
экстаза. С течением времени он теряет чувство реаль-
ности и не может отличить внутренний мир от внешнего.
Согласно раджа-йоге, внешний мир является только
грубой формой внутреннего. Замыкаясь в самом себе,
йог предается созерцанию, при котором до высшей сте-
пени эстетизирует объекты своей концентрации. В со-
стоянии медитации у него возникает иллюзия, что он
сливается со всем мирозданием и достигает высшей
степени интуитивного прозрения, с помощью которого
прямо осознает скрытую сущность вещей. В наивыс-
шей форме йогизма — маха-йоге — йог идентифицирует
себя и весь Универсум с абсолютным духом. Согласно
Слободянику, с медицинской точки зрения в медитации
йогов нет ничего сверхъестественного. Это, вероятно,
своеобразный аутогипноз... Функции дыхания и крово-
обращения достигают своего минимума, а сильные внеш-
ние раздражители не вызывают никаких реакций. Для
достижения подобного состояния, несомненно, необхо-
димы безупречное здоровье, целеустремленность и силь-
ная воля.

Погружение в свой мир является характерной чертой
индийцев еще с незапамятных времен. Гримм пишет:
«Подобно христианству, в Ведах и Упанишадах все
в полумраке и располагает ко сну»2. Это в значительной
степени влияет на интуитивное представление о времени.

' См.: Слободяник А. Психотерапия, внушение, гипноз. Киев,
1977, с. 280.

* Grimm G. The Doctrine of the Buddha. The Religion of Reason
and Meditation. Akademic Verlag, Berlin, 1958, p. 5.

2*


К этому располагает и санскрит — язык, в котором вре-
мена свободно взаимозаменяются. Можно, например,
использовать настоящее время для обозначения событий
в прошлом или будущем. Одно и то же слово «кала»
может обозначать и вчерашний день и завтрашний.
Накамура отмечает, что «исторические факты в старых
индийских книгах очень редко сопровождаются конкрет-
ными датами» '. Разрыв между интуитивным и рациональ-
ным познанием присущ основным философским школам
древней Индии, которые не обозначают истину как
соответствие между субъективным познанием и объектив-
ной реальностью, а определяют ее только в этическом
аспекте.

Исключением из этой традиции йоги являются кон-
цепции, изложенные в книге «Бхагавадгита» эпоса
«Махабхарата» 2. В противоположность другим подобным
учениям в «Бхагавадгите» йог непрерывно подталкива-
ется к действиям. Здесь под йогической практикой
понимается совокупность приемов, с помощью которых
достигается контроль над чувствами. Необходимо отме-
тить, что в понятие «свобода» в «Бхагавадгите» вкла-
дывается содержание, отличное от Упанишад. Так, напри-
мер, предназначение человека состоит в совершенном
исполнении социального долга, вследствие чего он при-
обретает безграничную свободу по отношению к условиям
существования, поскольку способен совершать все дей-
ствия с полным отсутствием негативных эмоциональных
проявлений, в переживании которых и коренится ощу-
щение личной несвободы.

Системы йоги являются уникальным явлением куль-
туры, содержащим опыт многих поколений, и совершенно
необходимо этот опыт изучать и осваивать. Но при этом
важно, чтобы соответствующие практики были пересмот-
рены, а йогическая этика переосмыслена и соотнесена
с современными условиями.

1 Nakamura H. Ways of Thinking of Eastern Peoples.
University Press of Hawai, Honolulu, 1974, p. 121.

2 См.: Философские тексты «Махабхараты». Выпуск I, книга 1.
Бхагавадгита, Ашхабад, 1977.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.