КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гипотеза
Актуальность. С портивный отбор в волейболе представляет собой комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к игровой соревновательной деятельности и свойствами организма, обеспечивающими успешное овладение навыками игры, высокую степень конкурентоспособности и надежную эффективность соревновательной деятельности, выполнение всех требований многолетней подготовки. Качественно видоизменяясь, отбор как таковой, органически входит в систему многолетней подготовки волейболистов, от ее начального этапа и на всем протяжении, включая команды высших разрядов. Таким образом, отбор играет большую роль на всех уровнях системы подготовки волейболистов: массовые формы занятий, подготовка спортивных резервов, спорт высших достижений. С учетом целевых установок системы многолетней подготовки волейболистов в отборе можно выделить такие ступени: первая – начальный отбор для выявления способностей к волейболу в целом (обобщенно); вторая – определение перспективности и дифференциация (отбор) спортсменов по игровым функциям; третья – отбор в команду высших разрядов: четвертая – отбор в сборные команды разного уровня и для участия в соревнованиях. В своей работе мы попытаемся сопоставить быстрое логическое мышление игроков амплуа «связующий» с их предстоящей игровой деятельностью. Объект исследования: соревновательная деятельность и тренировочный процесс игроков амплуа «пасующий». Предмет исследования: содержание методики отбора на этапе спортивного совершенствования игроков амплуа «пасующий». Практическая значимость: Полученные результаты исследования дополняют существующую методику отбора на всех периодах подготовки спортсменов в ДЮСШ и позволяют рекомендовать для применения в практике научно-обоснованную методику выявления оперативного мышления.
Глава I. Состояние вопроса по литературным данным. Важным вкладом в дело популяризации волейбола и теоретические обоснования многих положений о законах развития тактики этой увлекательной игры является специальная спортивная литература. Литература по волейболу у нас в стране впервые стала выпускаться с 1926 года, и в большей части она носит описательный характер. Соревновательная деятельность в волейболе имеет свои особенности. Двигательная активность волейболистов характеризуется высокой интенсивностью, однако почти полностью исключены «беговые» нагрузки. Многократные перемещения на больших скоростях с резкими остановками и сменой направлений осуществляются преимущественно на незначительных по расстоянию отрезках. Интенсивность и продолжительность соревновательных нагрузок в игре зависит от таких факторов, как уровень технико-тактического мастерства, силы соперничающих команд, количества партий. Высокие спортивные показатели и возрастающее мастерство ведущих команд мира в настоящее время постоянно требуют перехода от упрощённо-утилитарного толкования особенностей соревновательной и тренировочной деятельности волейболистов к интерпретации их с позиций психологии, биомеханики и теории спортивной тренировки. Необходимо подчеркнуть, что отечественная школа волейбола одна из передовых в мировом волейболе - всегда отличалась высокими достижениями наших сборных команд на мировой арене, чему в немалой степени способствовали практическая деятельность тренеров и теоретические обобщения учёных. Понятие «техническая подготовка» можно рассматривать как педагогический процесс, направленный на своевременное овладение техническими приёмами игры и обеспечивающий надёжность игровых действий. Эффективная техника, отличаясь высокой координированностью движений, их устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсменам достичь наивысших результатов на соревнованиях. Уровень технического мастерства во многом определяет тактические схемы ведения игры и успех игры команды в целом. Под технико-тактическим действием следует понимать систему движений, которая одновременно с тактической программой реализуется в ходе соревнований. Исследования игровой деятельности волейболистов и, в частности, изучение биомеханических характеристик, выполняемых в различных условиях соревнований, показывают неравнозначность условий, а вместе с тем и своеобразный характер изменчивости (вариативности) самих движений. Приспособительная изменчивость точных движений волейболистов обусловлена характером внешней ситуации. Так, игровая ситуация сопряжена с условиями, в которых соперник осуществляет атакующие действия, поэтому игроки обороняющейся команды вынуждены действовать по принципу множественного альтернативного выбора оптимального решения в зависимости от конкретно сложившихся условий. Такие действия наиболее сложны, так как протекают в жёстком лимите времени. Анализ соотношения технико-тактических сторон (нападение - защита) в отечественном и мировом волейболе показывает постоянное усиление нападающих действий в командах. Это главная тенденция мирового волейбола. В тактическом плане игры сильнейшим командам свойственно увеличение в стартовом составе команды числа нападающих игроков (система 4 - 2 или 5 - 1). Ведущие команды мира используют комбинационную игру, как средство активного противодействия блоку, кроме того, отмечается тенденция повышения скорости выполнения технических приёмов с целью ослабления защитных действий соперников. Так, нападающие удары со скоростных передач составляют 50% и более. Отмечается определённая универсализация в игровых функциях и специализация в отдельных действиях. Общие требования к универсализации игроков говорят о том, что пробелов ни в одном техническом приёме быть не должно. Неуклонно возрастающая универсализация игроков, их умение в случае необходимости действовать эффективно в любой зоне площадки и в любой игровой ситуации требует поиска объективных данных критериев оценки их игровой деятельности. Технико-тактические действия - один из важнейших факторов спортивного успеха в волейболе. Без объективной информации о степени владения различными технико-тактическими действиями команды в процессе соревнований трудно осуществлять оптимальное управление тренировочным процессом. На основе глубокого изучения соревновательной деятельности возможны не только оптимизация многолетней и круглогодичной подготовки спортсменов, но и своевременная, обоснованная корректировка стратегии и тактики команды непосредственно в ходе игры. Значительное распространение в практике волейбола получило обследование соревновательной деятельности (ОСД). Можно выделить два основных направления контроля игровой (соревновательной) деятельности. регистрация объёма эффективности и рациональности технико-тактических действий волейболистов в играх и определение «физиологической нагрузки». В настоящее время количество регистрируемых показателей технико-тактического мастерства волейболистов различается довольно сильно: от5 - 7 до нескольких десятков. Обширная информация полезна для углублённого понимания структуры игры, формулирования её закономерностей, глубокого и разностороннего контроля за действиями каждого игрока в матчах. Однако, для спортивного контроля (в случаях, когда необходима срочная информация) большой арсенал показателей соревновательной деятельности не всегда целесообразен. Необходимо использовать не все необходимые показатели, а только самые информативные из них. В этом случае их легко измерить в ходе матча, а после него сопоставить с другими показателями (двигательных и волевых качеств, нагрузки и т.д.). Эффективность игры волейболиста складывается из выполнения большого количества сложных действий, из которых, тем не менее, весьма важным является игра в нападении и на блоке. Но всё-таки из большого многообразия технико-тактических действий нами была выбрана вторая передача. Вопросам методики обучения приёмам игры в волейбол в современной спортивной литературе уделяется первостепенное значение, так как «техника физических упражнений - это наиболее эффективный способ выполнения двигательного акта». Большое значение в методике обучения техническим приёмам имеют подготовительные и подводящие упражнения, об этом пишут многие авторы. «Тренировочные упражнения волейболистов призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать их надёжности и эффективности. Они складываются из общеразвивающих и специальных упражнений. Сложные упражнения делятся на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических способностей, необходимых в волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой технических приёмов. К подводящим упражнениям относятся имитационные - упражнения (выполнение технических приёмов без мяча)». «Становление навыков начинается с технической, а особенно с физической подготовки, которая непосредственно связана со спецификой волейбола (развитие физических качеств и способностей). Подводящее упражнение позволяет овладеть структурными элементами технических приёмов игры. На этой базе с помощью упражнений по технике продолжается овладение основой структуры приёмов игры». «Первая фаза становления навыка требует от педагога максимально облегчить занимающемуся овладение основой технического приёма, создать ему такие условия, чтобы при первых попытках выполнить приём его ощущения соответствовали таковым при правильном выполнении приёма вообще, исключить возможность появления ошибок, оградить от влияния факторов, всякого рода помех и т.д. Здесь первостепенное значение имеют подводящие упражнения». «Рациональная техника игры в волейбол доступны уже детям 10 - 12 лет. Первое условие успешного обучения - хороший отбор занимающихся, второе развитие специальных физических качеств и способностей, от которых зависит успешное овладение техникой. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений. Подводящие упражнения делают сложную технику доступной для новичков, не исключая, при этом её сущность. Примером может служить нападающий удар по мячу в держателе, блокирование стоя на подставке с ластами в руках и т.д. Эти упражнения позволяют занимающимся сразу видеть реальный результат своих действий. Подводящие упражнения на последующих этапах обучения служат для исправления ошибок, а также для совершенствования отдельных частей технических приёмов». «Средства, с помощью которых решают задачи технической подготовки, весьма разнообразны и выходят за пределы собственно технической подготовки. Ведущее место занимают подводящие упражнения, упражнения по технике и двусторонняя игра в волейбол. Однако для успешного решения этих задач необходимы подготовительные упражнения и упражнения по тактике».
«Подготовительные упражнения позволяют создать благоприятные условия для правильного овладения техническими приёмами, а также их совершенствования в дальнейшем. Сюда входят упражнения для развития способности тонко согласовывать движения,, учитывая при этом направление и скорость полёта мяча, для развития силы и быстроты, для развития прыгучести и специальной выносливости (прыжковой, скоростно-силовой, игровой). Подготовительные упражнения по способу выполнения делятся на упражнения без предметов и с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными мячами, со скакалками, резиновыми амортизаторами, гантелями и другими отягощениями. Большое место должны занимать специально подобранные подвижные игры и эстафеты». «При обучении занимающихся и студентов волейболу наряду с общеразвивающими упражнениями, предусмотренными программой, используют подготовительные упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств, подводящие упражнения, применяемые для обучения игровым приёмам в облегчённых условиях. Очень важно при обучении, чтобы, выполняя подготовительные упражнения, учащиеся знали, какие качества они воспитывают. Тогда они серьёзнее, с большим интересом относятся к некоторым «неинтересным» упражнениям. Подводящие упражнения учащиеся воспринимают, как правило, с большим интересом, но часто допускают ошибки, которые в дальнейшем могут исказить технику. Поэтому, преподающему надо своевременно обратить внимание на технику выполнения этих упражнений и своевременно вносить необходимые коррективы». Подготовительные и подводящие упражнения важны также и для обучения техническим приёмам игры и в других видах спорта «Существенное значение в технической подготовке имеют подготовительные (специальные) упражнения. Они по структуре движений имеют сходство с основными упражнениями и одновременно развивают необходимые физические качества. Весьма полезны и имитационные упражнения, применяемые с целью облегчения условий для разучивания сложных по координации движений. В баскетболе, как и в ряде других видов спорта, в выполнении технических приёмов принимают участие мышечные группы всех областей тела. Поэтому новичку трудно координировать движения всех звеньев. Отсюда следует, что на начальном этапе обучения техническому приёму целесообразно выбрать наиболее простой способ - выделить работу одного звена, которая и является подготовительным упражнением. Однако не следует долго задерживаться на одних подводящих упражнениях, они должны постоянно сочетаться с выполнением приёма в целом». «Каждая спортивная игра имеет свои особенности, и в то же время характер действий играющих в той или иной мере имеет много общего: ацикличность, разнообразность, переменность и интенсивность нагрузок. Продолжительная деятельность в таких условиях требует развития специфической выносливости, быстроты, силы, ловкости, гибкости, прыгучести. С этой целью используют специальные подготовительные упражнения, сходные по своей структуре с основными игровыми действиями, а также другие упражнения по технике и тактике данной игры». «При разучивании нового материала основным в занятиях с детьми должен быть метод целостного обучения, применяемый в сочетании с подводящими упражнениями». «Для достижения спортивной формы большое значение имеет правильный подбор средств спортивной тренировки. Различные упражнения применяются в качестве средств в процессе подготовки, их можно разделить по значению для специализации на основные (соревновательные) и вспомогательные, которые включают в себя специально-подготовительные упражнения. Специально-подготовительные упражнения, в свою очередь, подразделяются на упражнения, развивающие основные физические качества (с учётом специфики вида спорта), подготовительные и подводящие, необходимые для формирования и совершенствования спортивной техники. Подводящие упражнения должны применяться с конкретными методическими целями и по своей структуре соответствовать изучаемому движению или элементам; они должны быть более простыми и легко выполнимыми, чем элементы основных упражнений; они не должны создавать условий для отрицательного переноса двигательных навыков. На различных этапах тренировки подводящие упражнения приобретают различное значение, если в начале их удельный вес велик, то в последующем они применяются меньше главным образом как средство исправления ошибок». «Подготовительные упражнения (физические) применяются для развития опорно-двигательного аппарата и двигательных качеств, на развитие которых они преимущественно воздействуют. К подготовительным упражнениям относятся также дыхательные. Подводящие упражнения используются для создания представления об изучаемом движении, облегчая овладение его структурой, исправления ошибок, овладения техническими навыками». «Вспомогательные упражнения принято делить на: подготовительные и подводящие. Подготовительные упражнения применяют с целью повышения уровня физической подготовленности, развития физических качеств и двигательных качеств. Общая физическая подготовленность особенно важна для растущего организма, она обеспечивает гармоничное развитие основу здоровья и высокой работоспособности. В плане биомеханики это совершенствование биомеханической системы с заранее заданными свойствами. В этом отношении для правильной реализации задачи должны быть выяснены и уточнены требования к характеру специальной физической подготовки (на базе общей). Эту задачу решают путём подбора, как общеразвивающих упражнений, дающих разностороннюю подготовку, так и специально-подготовительных упражнений, соответствующих специфическим требованиям подготовки. При подборе подготовительных упражнений ориентируются на требования к физической подготовленности и на достигнутый ею уровень у занимающихся. Учитывая соотношение базы общей физической подготовки и вырастающей на её основе специальной. Подводящие упражнения применяются с целью совершенствования процесса овладения техникой физических упражнений. Возможны два пути овладения сложными действиями. Первый - аналитический (расчленённый): вычисляют составные части сложного действия, овладевают этими частями в отдельности, а потом «связывают» из этих частей целое. Второй - синтетический (целостный): выполняют все действия в целом, не расчленяя их на части, но по мере овладения действием уточняют его детали, работают, обращая внимание на элементы в составе всего целого. В настоящее время эти методы не противопоставляют друг другу, а рассматривают как дополняющие один другой. Подготовительными упражнениями могут служить выделенные составные части целого действия. Иногда выделяют ряд частей, а потом их последовательно соединяют. Так, в гимнастике из изученных элементов составляют «связки», а затем завершённые комбинации. Можно подобрать упражнения так, чтобы они образовали ряд постепенно усложняющихся действий («лестница навыков»). Этот ряд приводит к более совершенному выполнению упражнения в целом. Особое место среди подводящих упражнений занимают имитационные упражнения. Они содержат характерные особенности упражнений, но выполняются в изменённых условиях (упражнения для лыжников на роликовых коньках, упражнения для пловцов на суше и т.д.). При подборе таких упражнений важно не столько однообразие внешней картины, сколько сходство механизма движений, его динамической структуры. Имитационные упражнения в главном похожи на основные упражнения. Они могут даже вызывать проявления больших усилий, скорости, темпа, чем в основном упражнении. В этом их положительная сторона». Процесс овладения техникой является важнейшим звеном спортивной тренировки. Для того, чтобы процесс проходил успешно, необходимо глубокое изучение самой техники и путей её совершенствования. Спортивная техника вырабатывается в виде наиболее эффективной структуры движений спортсмена, направленных на достижение намеченной цели в спортивном соревновании. Чтобы узнать, насколько эффективно использовать данный вариант движения и насколько рационально спортсмен использует свои возможности, необходимо очень хорошо изучить этот способ движения, уточнить его двигательный состав. Не менее важно определить, как они взаимодействуют в организационной структуре. Эта структура технического приёма или вообще спортивного движения представляет собой закономерности взаимодействий (связи и отношений), упорядочение расположенных относительно выделенных подсистем и их компонентов. Эти закономерности определяют форму структуры движения, течение внутренних процессов, появление новых свойств, её поведение и развитие. Организационная структура складывается из: кинематической, динамической, ритмовой, смысловой структур. Кинематическая структура способа выполнения движения раскрывает форму и характер движений с помощью кинематических характеристик, они устанавливают сам факт движений, измеряют их, делают их сравнительными в количественном отношении. Наиболее значимыми кинематическими характеристиками являются: пространственные (координаты, перемещения, траектории движений двигательной системы), временные (момент времени, длительность движений, мгновенная скорость, ускорение). Формирование и оптимизация ритмов соревновательных действий представляют, по существу, центральную проблему всей технической подготовки спортсмена, связанную одновременно с задачами воспитания координационных способностей, совершенствуя точности движений во времени и пространстве, способности оптимально регулировать мышечные напряжения и расслабления. Смысловая структура технического приёма, как составная часть всей организационной структуры, представляет собой особый интерес, проявление отражения индивидуальных тактических действий спортсмена. Таким образом, на основе детального изучения технической и тактической подготовки спортсмена, а, также опираясь на биомеханические исследования спортивной техники, регистрируя характеристики движений, выделяя по этим характеристикам отличающиеся друг от друга элементы движений, осуществляют анализ сложного двигательного акта, изучение связей этих элементов, их взаимной зависимости, влияние на них условий, к которых выполняются движения, позволяют осуществить синтез, создать правильное целостное представление о двигательном акте и роли всех его частей, и только после этого возможно правильно разработать методику обучения определённого технического приёма, подобрать оптимальные, целесообразные средства и методы обучения. В целом, под техникой игры в спорте понимают систему рациональных действий, направленных на достижение высоких спортивных показателей. Иными словами, техника в любом виде спорта это манера, в которой выполняют движение, сам процесс его выполнения, построенный на комплексе специальных правил. В волейболе эти правила играют при формировании техники игры особенно важное значение. Спортивная техника характеризуется хорошей координацией движений, их точностью и экономичностью. На современном высоком уровне развития волейбола выполнение необходимых индивидуальных технических действий, составляющих основу командной техники, возможно лишь при условии совершенного владения техникой. Даже при наличии большого опыта и при умении правильно тактически мыслить волейболист не сможет добиться значительных успехов без отличного владения всеми техническими приёмами. Поэтому уделяется много времени и внимания, особенно в начале обучения формированию у занимающихся правильных навыков в технике игры. Из практики известно, что именно недостаточно углублённые знания техники игры в начале обучения в дальнейшем влекут за собой ошибки, которые потом с большим трудом поддаются исправлению. Большинство авторов методических пособий, говоря о технике волейбола, рассматривают, главным образом, внешнюю форму движений, при этом редко упоминая о «внутренней» скоростно-силовой характеристике. Так при анализе того или иного технического приёма можно встретить лишь такие краткие указания, как, например, «рука в момент удара должна быть напряжена», «в момент отталкивания от опоры необходима максимальная концентрация усилий» и т.д. Тем не менее, очевидно, что наличие представлений только о внешней форме движений технического приёма при отсутствии понимания соответствующей ему скоростно-силовой структуры не способствует дифференцировке мышечных ощущений в различных фазах и моментах целостного действия. Это вторая, малоизученная сторона техники, а именно скоростно-силовая структура движений, лежит в основе успешного выполнения технического приёма. В результате многократного выполнения технического приёма в упражнениях с облегчёнными условиями и использования методой показа и объяснения, а также применение срочной информации происходит концентрация нервных процессов в двигательных центрах коры головного мозга у занимающихся. Рассматривая технику и тактику как взаимосвязанные и целенаправленные действия, следует, однако, подчеркнуть, что техника игры может совершенствоваться как изолированно, так и в сочетании с тактикой. Ведение игры на высоком уровне и осуществление различных тактических задач требует от игроков и высокого владения техникой. В процессе самой игры и в упражнениях с тактической направленностью трудно добиваться необходимого повышения тренировочных нагрузок, на фоне которых наиболее успешно могло бы осуществляться совершенствование техники. При изолированном выполнении технического приёма обычно достигается необходимая многократность и интенсивность упражнения, что позволяет совершенствовать технику игры в сочетании с развитием таких физических качеств, как ловкость, быстрота, сила и выносливость. Советский тренер по футболу Аркадьев говорил: «Команда никогда не играет быстрее и действенней, чем это позволяет техническое мастерство её игроков. И никакая тактическая идея, как бы нова она не была, не способна оживить игру больше, чем это в состоянии сделать с мячом игроки данной команды». Только владение техникой даёт возможность уделять должное внимание игровым ситуациям. Наконец, хорошая техника способствует экономию времени и сохранению сил. Связующий игрок должен обладать качествами организатора командных действий и, главным образом, в нападении, быть всесторонне технически подготовленным, особенно хорошо владеть мастерством выполнения второй передачи в различных ситуациях. Рассудительный и спокойный, наблюдательный, быстро ориентирующийся в игровой обстановке, обладающий исключительным периферическим зрением, связующий игрок призван направлять комбинационную игру. Основные его обязанности в нападении: точно по адресу направлять передачу для удара в простых и сложных тактических комбинациях, учитывая особенности каждого нападающего; разыгрывать комбинации с учётом расположения блокирующих противника; умело выходить с задней линии (из различных зон) для передачи на удар не только при приёме подач, но и по ходу игры, в контратаках; обладать нападающим ударом и проявлять инициативу в нападении. В защитных действиях на связующих игроков возлагаются следующие обязанности: при блокировании владеть одиночным блоком и групповым, быть быстрым и подвижным на страховке и при приёме нападающих ударов; на задней линии, если это необходимо, брать на себя большой район действий и цепко играть в защите, поддерживая боевой дух команды. Планирование учебно-тренировочной работы и распределение средств осуществляется в соответствии с принятыми в советской методике принципами периодизации спортивной тренировки. За основу объёма работы в годичном цикле берётся процентное его соотношение, предусмотренное для команд мастеров. Удельный вес специализированной работы составляет 40% и определяется с учётом задач, стоящих перед командой, уровня подготовки связующих игроков, логикой поэтапной периодизации тренировочного процесса, а также целей основного педагогического эксперимента. Учитывая круглогодичность тренировочного процесса, как обязательное условие для всестороннего развития волейболиста, укрепление его здоровья и достижение высоких результатов в составе команды, годичный цикл включает два микроцикла: 1) осенне-зимний (основной); 2) весенне-летний, которые в свою очередь делятся на этапы и периоды учебно-тренировочной работы. Последовательность реализации средств (упражнений) осуществляется в соответствии с логикой поэтапного планирования, закономерностями формирования двигательного навыка и спецификой волейбола. На первом этапе (этап общей физической подготовки) решение основной задачи по созданию и развитию предпосылок для приобретения спортивной формы осуществляется по всем разделам подготовки (физической, технической, тактической, теоретической), однако удельный вес каждого из них неодинаков. Физическая подготовка является доминирующей на этом этапе, на неё отводится 50% времени (одна треть выделяется на специальную подготовку), из которых, около 20% на специализированную. Преследуя цель поднять функциональные возможности организма и расширить фонд двигательных навыков и умений путём восстановления и развития основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости (средства лёгкой атлетики, гимнастики и др.). Широкое место уделяется упражнениям, отвечающим характеру нервно-мышечных усилий и структур движений связующих игроков (развитие групп мышц, принимающих активное участие в выполнении основных технических приёмов, а также скоростных качеств и быстроты ответных действий). Технической подготовке на этом этапе уделяется 30% времени, из По тактической подготовке (20%) основное внимание уделяется созданию предпосылок для развития тактических действий. а) быстрота ответных действий; б) привитие навыка вести наблюдение в процессе выполнения второй передачи мяча, а также подготовительных упражнений. Теоретическая подготовка включает в себя изучение специальной литературы и наиболее общих закономерностей командной игры и функций связующего игрока. Большое внимание уделяется просмотру игр с участием связующих мастеров, с последующим их обсуждением и анализом. На втором этапе (этап специальной физической подготовки) главной задачей специализированной работы является доведение специальных навыков до совершенства и их связь в процессе выполнения второй передачи мяча. Удельный вес специализированной работы на этом этапе составляет около 45%. Специальная физическая подготовка (специализированная - 45%) предусматривает дальнейшее развитие скоростно-силовых качеств, однако уже в условиях, приближённых к специфическим при выполнении игровой функции (круговая тренировка, эстафеты в структуре перемещений, выполнение специальных упражнений в строгом временном режиме). Серьёзное внимание уделяется совершенствованию сложной координации действий (броски набивных мячей в ответ на условные сигналы, действия партнёров и т.д.) в специфических условиях действий. На техническую подготовку отводится 50% специализированного времени. Основное внимание уделяется здесь углублённому освоению техники передачи мяча в условиях, близких к игровым: совершенствование передач после быстрых перемещений со всех зон площадки в структуре специфических «выходов», взаимодействие с игроками нападающего амплуа во всех зонах, индивидуальная работа с мячом в усложнённых условиях (передачи в безопорном положении, в падении после выполнения серии других игровых приёмов, после выполнения упражнений, вызывающих утомление). В тактической подготовке удельный вес специализированной работы составляет более 30%. Основной задачей в этом направлении является воспитание технических навыков и умений в процессе выполнения второй передачи мяча. Наряду с широким применением средств индивидуального характера (отвлекающие действия, выполнение передач в стандартных условиях в ответ на условные раздражители, действия партнёров и др.), основное внимание уделяется выполнению упражнений в условиях, приближённых к игровым (распределение передач по условным сигналам и в ответ на действия партнёров после быстрых перемещений и выходов из различных зон. Особое значение придаётся целенаправленному воспитанию умения вести наблюдения при взаимодействии с конкретным партнёром или группой игроков (в линиях и звеньях). В теоретической подготовке предусматривается изучение особенностей игры лучших связующих игроков, анализ своих действий (кинозаписи), а также особенностей игры своих партнёров по команде. Необходимым условием этого раздела работы является усвоение общего тактического плана игры команды, а также умения моделировать с помощью схем и макета основные игровые моменты своих действий. На третьем этапе (этап предсоревновательной подготовки) специализированная работа составляет 40%. Наряду с основной задачей этана приобретение спортивной формы и втягивание игроков в специфическую командную предсоревновательную работу решаются задачи по всем направлениям подготовки, но уже в несколько другом отношении. Специфической физической подготовкой предусматривается сохранить общую тренированность и усилить те её стороны, которые наиболее тесно связаны с ростом специальной тренированности. Основное внимание в специализированной работе, на которую выделяется 4 часа (50%), уделяется развитию выносливости, специфической Для деятельности связующего. Она выражается в совершенствовании навыков быстрых и точных действий после сравнительно длительного выполнения игровых приёмов (блокирования, нападающих ударов, падений), а также участие в учебных контрольных играх. Основной задачей специализированной работы в технической подготовке (42%) является доведение навыка второй передачи мяча до определённого уровня мастерства. Критерием решения этой задачи служат результаты взаимодействия связующего в группах (звеньях, линиях) и в команде, выражающиеся в стремлении к оптимальному поиску решения тактических задач при минимальных технических потерях (ошибки, неточности передач и др.). В частности, серьёзное внимание на этом этапе уделяется совершенствованию техники владения мячом при передачах из трудных положений под различными углами по отношению к сетке. Тактическая подготовка составляет более 30% объёма работы специализированной направленности и включает упражнения, моделирующие отдельные моменты игры в рамках применяемой системы технических действий в нападении. Особое внимание уделяется совершенствованию групповых и командных взаимодействий пи переходе от защиты к нападению, наиболее типичные варианты. В теоретической подготовке на этом этапе важное внимание уделяется анализу и разработке тактических вариантов взаимодействия в звеньях, команде. С целью развития оперативного мышления используются различные схематические и фотографические экспозиции игровых действий, анализ и решение которых осуществляются и жёстких временных условием. Широко используется лентопротяжное устройство с серией схематических изображённых вариантов тактических действий. Задачей связующих является определить как можно быстрее наиболее оптимальный вариант решения («твоё действие»). Следует отметить, что данные методы и средства формирования качественных сторон игрового мышления воспринимаются испытуемыми с большим интересом. Особое внимание на данном этапе подготовки уделяется выработке специфического навыка управлять игровыми действиями (в основном без мяча) нападающих. Соревновательный период представляет время участия команды в календарных соревнованиях. В этой связи его внутренняя структура иногда нарушается. Тем не менее, удельный вес специализированной работы поддерживается здесь на уровне 40%, в основном, за счёт тактической подготовки. Специальная физическая подготовка в этот период направлена на достижение максимальной тренированности, сохранение (поддержание) её на достаточном уровне. Удельный вес специализированной работы остаётся на уровне предсоревновательного периода - 50%, половины выделяемого на этот период (20%) в общем плане подготовки команды. Основными средствами являются упражнения связующего, способствующие успешной подготовке к предстоящим соревнованиям. Техническая подготовка включает в себя повторные выполнения передач мяча в условиях, моделирующих игровые, а также совершенствование техники владения мячом в положениях, характеризующихся как слабые по результатам участия в соревнованиях. В тактической подготовке (40%) основное внимание уделяется совершенствованию взаимодействия связующего в определённых звеньях команды с учётом игры конкретного противника и с учётом устранения недостатков, выявленных в предыдущих играх. В теоретической подготовке главное внимание уделяется разбору проведённых игр, разработке тактических планов предстоящих встреч, анализу игр конкретных команд-соперников. Подведём итоги всего вышеизложенного. На волейболистов вообще и связующего, в частности, выпадает очень большая как физическая, так и психическая нагрузка. Целью данной работы является оценка соревновательной деятельности связующего игрока и разработка комплекса упражнений, который поможет более качественно подготовить игрока данного амплуа.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |