Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повестка дня. Москва, четверг, 15/28 февраля 1918 г




ДЕЯНИЕ 85

Москва, четверг, 15/28 февраля 1918 г. 16.00—20.00.

Источники: ГАРФ № 86, л. 65—114, машинопись (Ср. РГИА

№ 6 протокол; Деяния НМ VII. С. 53—77, «Церковные ведомости»

1918, № 9—10. С. 342—358).

Заседание, посвященное памяти митр. Владимира (Богояв-

ленского).

1—2. При открытии заседания Патриарх Тихон соборно со-

вершает панихиду по убиенному митр. Владимиру при общем пе-

нии всех присутствующих.

3. Патриарх Тихон: «Преосвященные архипастыри, отцы и

братие. То ужасное кошмарное злодеяние, которое совершено бы-

ло по отношению к высокопреосвященному митрополиту Влади-

миру, конечно, еще долго будет волновать и угнетать наш сму-

щенный дух. И еще, надеемся, много и много раз православный

русский народ будет искать себе выхода из тяжелого состояния

духа в молитве и других сладостных воспоминаниях о почившем

убиенном митрополите. Поэтому вполне естественно, достойно и

праведно Освященный Поместный Собор почти сей час же после

получения известия об убиении митрополита решил, чтобы ему, в

Бозе почившему митрополиту, посвятить особенное печально-

торжественное заседание. <...> Мы глубоко верим, как верно вы-

сказал на прошлом заседании высокопреосвященный митр. Анто-

ний (Храповицкий), что эта мученическая кончина владыки Вла-

димира была не только очищением вольных и невольных грехов

его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою

благовонною во очищение грехов Матушки России» 61.

4. Речи, посвященные памяти митр. Владимира:

4а. Митр. Арсений (Стадницкий) рассказывает о своем зна-

комстве с митр. Владимиром, которое началось еще в 1896 году, а

затем характеризует духовный облик митрополита. «Основной

стихией его духовной жизни являлось смирение, смирение еван-

гельское, смирение мытаря, а не фарисея. <...> Это смирение ска-

зывалось в постоянной скромности его бытовой домашней жизни.

61 Л. 65—66, ср. Деяния НМ VII. С. 53—54.

<...> Затем это смирение выражалось в застенчивости в отноше-

ниях к людям. <...> Она вредила ему в мнении людей. Он казался

сухим, жестким, безучастным, и о нем составлялось неправильное

понятие у людей, мало знавших его. Эта застенчивость была од-

ним из поводов к огорчению от перевода его из Петербурга в Мо-

скву. <...> На мой недоуменный вопрос по поводу этого назначе-

ния в столичный тогда город, Владыка со свойственным ему сми-

рением ответил: “Я привык бывать там в качестве гостя, но я чело-

век не этикетный, могу не прийтись там ко двору; там разные те-

чения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера при-

способляемости”. И действительно мы знаем, что он <...> не при-

шелся ко двору. Следствием этого, равно как и других обстоя-

тельств, о которых я не считаю благовременным говорить, и было

перемещение его в Киев. Эта застенчивость была причиной того,

что на новых местах служения встречали его и относились к нему

сначала очень сдержанно. Так и Москва отнеслась к нему сначала.

Но я был свидетелем того, как та же Москва через 14 лет провожа-

ла своего уже горячо любимого архипастыря в Петербург. <...> В

ноябре 1915 года состоялся неожиданный перевод его в Киев, о

чем Владыка сам поведал мне первому. <...> Несколько минут мы

молчали. Я прервал это молчание словами: “Владыко, а не лучше

ли теперь уйти на покой?” <...> Владыка как будто ожидал от меня

такого совета, но тут же совершенно спокойно ответил: “Да, судя

по человеческим соображениям, я с Вами согласен. Пора и честь

знать. А по Божьему как? Удобно ли испытывать и предупреждать

волю Божию? А долг, который мы клятвенно обещались испол-

нять? Скажут, что ушел из оскорбленного самолюбия. Нет, видно

такова воля Божия. А умереть все равно, где бы то ни было”».

Недолго он святительствовал в Киеве. Присутствуя то в Си-

ноде, то на Соборе, он не мог проявить в Киеве тех качеств души,

которые, как я сказал, вследствие природной застенчивости, могли

быть узнаны после некоторого промежутка времени. Он был толь-

ко гостем в Киеве, и его не узнали. В конце ноября прошлого года,

когда на Украине произошли известные политические и церковные

события, и когда явился оттуда преосвященный викарий с прось-

бой идти спасать Церковь от разделения, он, верный своему долгу,

правда после некоторого колебания, решил туда пойти, чтобы

умиротворить свою паству и не допустить отделения Украинской

Церкви от Российской. Может быть, он уже предвидел свою Гол-

гофу. <...> Наступивший период гонения на Церковь Божию уже

ознаменовался мученическими кончинами священнослужителей, а

теперь и такою же кончиною Архипастыря. Но история показыва-

ет, что сила гонений всегда слабее духа исповедничества и муче-

ничества» 62.

4б. Члены Собора поют «Со святыми упокой».

4в. Архиеп. Кишиневский Анастасий (Грибановский) расска-

зывает о церковном служении митр. Владимира: «Его мысль и

сердце стремились назад, в глубь седой старины. Но это, однако,

не препятствовало ему с особою чуткостью следить за вопросами

современности и отзываться на них всем сердцем, а по некоторым

вопросам даже и опережать свое время. Так будучи принципиаль-

ным сторонником союза Церкви с государством, он, однако, был

решительным противником того, чтобы она продавала свое перво-

родство за чечевичную похлебку в виде тех или других земных

благ. <...> Он, один из первых иерархов Русской Церкви, громко

заявил о высокой миссии, ожидающей женщину-христианку в ус-

ловиях современной церковной жизни. <...> Его заветной мечтой

было восстановление института диаконисс. <...> За несколько дней

до кончины им по этому вопросу был составлен доклад Священ-

ному Собору. <...> Он радел о духовном просвещении народа, в

особенности рабочей среды, он всегда напоминал себе и другим,

что мы в долгу у рабочих, что мы должны “дать им ясти”, выска-

зывал очень смелую по своему времени мысль, что Церковь долж-

на выступить посредницей между предпринимателями и трудящи-

мися, чтобы предотвратить кровавые столкновения между ними.

<...> Мы не будем долго останавливаться на обстоятельствах его

кончины, которые не ясны для нас, но мы ни на одну минуту не

сомневаемся, что он принес себя в жертву <...> за единую недели-

мую Россию и единую Русскую Православную Церковь. <...>

Священный Собор выработал правила чествования памяти нового

священномученика митрополита Владимира: на сороковой день

совершить по всей России заупокойное служение, таковым же

служением почитать ежегодно день его мученической кончины, 25

января, составить его жизнеописание, кроме того, издать его в

кратком виде, в форме листков для раздачи народу, повесить его

портрет здесь, в епархиальном доме, и создать особый фонд имени

митр. Владимира, имеющий своим назначением: 1) сооружение

часовни на месте его мученической кончины и 2) образование осо-

62 Л. 67—75, ср. Деяния НМ VII. С. 54—58.

бого капитала, из которого будут выдаваться пособия семьям свя-

щеннослужителей, убиенных в настоящее безвременье и лихолетье

и 3) создание народного дома его имени, который должен будет

служить духовным очагом для рабочих по всей России» 63.

4г. Еп. Черниговский Пахомий (Кедров) рассказал о послед-

них днях митр. Владимира: «Как известно, там <в Киеве> пред

Рождеством шли спешные приготовления к Украинскому Церков-

ному Собору. Некоторые неразумные ревнители блага Украинской

Церкви возымели смелость предложить владыке митрополиту,

тормозившему, как им казалось, дело созыва Украинского Собора,

оставить г. Киев в трехдневный срок. Владыка сказал им: “В чем

вы меня обвиняете? Если я действительно в чем-либо виноват, то

оставлю Киев, оставлю навсегда”. И действительно, Владыка ми-

трополит готов был уйти на покой, и только желание до конца ис-

полнить свой долг побуждало его оставаться на своем посту до

времени. <...> Но вот 7 января сего года открылся Всеукраинский

Церковный Собор в г. Киеве. Владыка митрополит с полною го-

товностью шел навстречу всем нуждам и желаниям Собора. Так,

владыка изыскал до 60 тыс. рублей на содержание членов Собора,

постоянно являлся на заседания Собора, тщательно вникая в его

дела. <...> Но дни бытия Украинского Собора были уже сочтены: в

пятницу следующей седмицы (19 января), вследствие неблагопри-

ятно сложившихся обстоятельств жизни в Киеве, первая сессия

Собора была прервана до мая. Ни почивший Владыка, ни преос-

вященный председатель Собора еп. Пимен (Пегов), пребывавшие в

отрезанной от города военными действиями Лавре, не могли быть

на последнем заседании Собора. Председательство на нем было

поручено мне. О результатах заседания я почитал себя обязанным

доложить как Владыке митрополиту, так и преосвященному пред-

седателю Собора. Вот я на другой день по закрытии собора ре-

шился ехать в Лавру, хотя __________обстрел находящегося вблизи Лавры

арсенала еще не прекратился. <...> Митрополит Владимир был

весьма утешен моим сообщением о мирном окончании работ пер-

вой сессии Собора. Он предложил мне послужить с ним и с преос-

вященным Пименом (Пеговым) в воскресенье 21 января в Великой

Лаврской церкви. Это было последнее соборное служение Влады-

ки. После литургии мы с преосвященным Пименом (Пеговым) бы-

ли приглашены разделить с Владыкой его трапезу. <...> По окон-

63 Л. 79—82, ср. Деяния НМ VII. С. 59—60.

чании трапезы я простился с Владыкой, думая на другой день от-

правиться лошадьми в Чернигов. Но сделать этого мне не удалось:

на другой день снова начался артиллерийский обстрел города.

24 января я был ранен в живот осколком снаряда, упавшего в со-

седнюю комнату и наповал убившего там одного черниговского

депутата (церковного старосту В. А. Островянского). Благодаря

горячему участию в моей судьбе митр. Платона (Рождественского)

и еп. Екатеринославского Агапита (Вишневского) вечером в тот же

день я был доставлен в Софийский госпиталь, где мне была оказа-

на надлежащая медицинская помощь. <...> Господь спас меня от

смерти: через два дня мне стало лучше. Но каким ужасом омра-

чись моя радость о собственном моем спасении, когда я узнал о

мученической кончине Владыки Киевского... Мне было разрешено

врачами принять участие в погребении нового священномученика.

Похороны почившего состоялись в понедельник 29 января. Народ

во множестве шел в священную Лавру отдать последний долг ее

мученически скончавшемуся священно-архимандриту. Совершено

было изнесение тела почившего святителя из Нижней Крестовой

церкви в Великую Лаврскую. Литургию отслужило пять архипас-

тырей: митр. Платон (Рождественский), я, еп. Пимен (Пегов) и ви-

карии Киевские Никодим (Кротков) и Димитрий (Вербицкий). На

отпевание вышли еще еп. Агапит (Вишневский) и ректор Киевской

духовной академии еп. Василий (Богдашевский). Надгробные речи

говорили прот.-проф. Ф. И. Титов, инспектор __________академии архим. Ти-

хон (Лященко) и митр. Платон (Рождественский). Последний за-

кончил свою речь земным поклоном почившему от лица Его Свя-

тейшества и всего епископата Российской Церкви. Бренные остан-

ки Владыки взяли на рамена архимандриты и иеромонахи и понес-

ли на дальние пещеры для погребения. День был изумительно теп-

лый. Но вот торжественно-печальное шествие приблизилось к

храму, устроенному при входе в дальние пещеры Лавры. Народ

расступился на две стороны, не входя в самый храм — весьма ма-

лый по размерам. В храм пошли лишь священнослужители, вслед

за коими был затем внесен гроб с телом почившего. Отслужена

была заключительная лития, и гроб был опущен в землю»64.

4д. Еп. Челябинский Серафим (Александров) говорит о хри-

стианских добродетелях почившего и вспоминает о том времени,

когда митр. Владимир был епископом Самарским.

64 Л. 84—87, ср. Деяния НМ VII. С. 61—63.

5 65. Митр. Анастасий (Грибановский) оглашает предложе-

ния Соборного Совета о мероприятиях по увековечиванию памяти

митр. Владимира.

6. Производится сбор пожертвований на образование благо-

творительного фонда имени митр. Владимира.

7. Во время сбора народный хор храма Воскресения в Када-

шах поет духовные песнопения.

8. Продолжаются выступления, посвященные памяти митр.

Владимира.

8а. Прот. П. А. Миртов рассказывает о работе митр. Влади-

мира по борьбе с народным пьянством.

8б. Настоятель Покровского собора в Москве прот. И. И. Вос-

торгов делится личными воспоминаниями о митрополите Влади-

мире, о его служении в Закавказье и Москве, а затем говорит о

значении этой смерти: «Народ совершил грех... А грех требует ис-

купления и покаяния. А для искупления прегрешений народа и для

побуждения его к покаянию всегда требуется жертва. А в жертву

всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичест-

ва старца-митрополита. Чистый и честный, церковно настроенный,

праведный, смиренный митрополит Владимир в мученическом

подвиге сразу вырос в глазах верующих. Мученичество его ведомо

теперь всему нашему народу. <...> Смерть человека менее всего

причастного к прегрешениям этого образованного общества, столь

много и тяжко и долго грешившего против народа, развязывающе-

го в нем зверя и подавляющего человека и христианина — эта

смерть есть воистину жертва за грех» 66.

8в. Прот. П. Н. Лахостский выступает с личными воспоми-

наниями о митрополите Владимире.

8г. Священник московской церкви Воскресения в Кадашах

Н. И. Смирнов говорит, что его задачей является «не широкое по-

вествование о московском периоде священнослужения почившего

Владыки, а только воспоминание конкретных фактов, которые до-

вольно ярко характеризуют, как он болел душою и сердцем о ве-

рующем народе, как он стремился войти с ним в ближайшее со-

прикосновение, как он отечески любовно шел навстречу всем ре-

лигиозным порывам народной души» 67.

65 №№ 5—6 приводятся по протоколу. Стенограмма этих действий не

фиксирует.

66 Л. 106, ср. Деяния НМ VII. С. 72—73.

67 Л. 111, ср. Деяния НМ VII. С. 74.

9. Архиеп. Анастасий (Грибановский) зачитывает список ме-

роприятий по увековечиванию памяти митр. Владимира (Богояв-

ленского), выработанный Религиозно-просветительским совеща-

нием при Соборе.

10. Заседание закрыто в 20.00.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.