КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подписано в печать 24. 06. 07 г. Формат 70xl001/32 Печать офсетная. Тираж 2000 экз. Заказ № 3049
Редактор, корректор Ирина Маркарян Переводчик Леонид Истомин Технический редактор, верстка Лусине Коджиброян http: //longin. ru Издательство «Лонгин». 375078, Ереван ул. Башинджагяна, 189-12 Отпечатано с готовых диапозитивов заказчика в ОАО»ИПК Звезда». 614990, г. Пермь, ГСП-131, ул. Дружбы, 34.
RUDOLF STEINER DAS WESEH DER FARBEN RUDOLF STEINER VERLAG DORNACH/SCHWEIZ УДК 1/14 БВК 87 Ш-871 Штайнер Рудольф Ш 871 Сущность цвета и тайна радуги/ Перев. с нем. Леонида Истомина– Ереван: Лонгин, 2008. – 160 с. Б отличие от современной науки, досконально изумившей внешние, физические, проявления феномена цвета, Р. Штайнер объясняет, как прийти к его объективному познанию, ибо в восприятии цвета отражается духовно-душевное. Наряду с цветами-образами, являющимися отражением царств природы – мертвого, живого, душевного и духовного, – автор рассматривает и цвета-свечения, посредством которых сущностное являет себя в сиянии. Он раскрывает загадку, почему материя является нам в цвете и как цвет фиксирует себя на объекте. На этой основе Р. Штайнер делает экскурс в историю изобразительного искусства и дает некоторые рекомендации по технике живописи. Отдельная лекция посвящена духовной тайне радуги и связанному с ней кругообороту элементарных существ. ББК 87 Перевод осуществлен по изданию Das Wesen Der Farben опубликованному Rudolf Steiner Verlag, Dornach (Schweiz) как том 291 в Собрании трудов Рудольфа Штайнера (Rudolf Steiner Gesamtausgabc). Публикации данного перевода согласована с Управлением наследием Рудольфа Штайнера (Rudolf Steiner-Nachla/Sverwaltiing, Dornoch) © Rudolf Steiner NaehlassverwalUmg. 1973 Леонид Истомин, перевод, 2008 ISBN 978-99941-984-5-0 Лонгин. 2008
СОДЕРЖАНИЕ Сущность цвета Лекция первая, 6 мая 1921 г., Дорнах Переживание цвета. Четыре цвета-образа Чтобы прийти к познанию цвета, необходимо войти в само существо цвета и поднять рассмотрение в жизнь ощущений. – Непосредственное переживание цвета на примере взаимоотношений зеленого с красным, инкарнатом и синим. – Объективность цветов: зелень растений, человеческий инкарнат, белое, черное. – Черное, зеленое, инкарнат и белое в цветовом круге. – Мир мертвого, мир живого, мир душевного и мир духовного. Лекция вторая, 7 мая 1921 г., Дорнах Сущности цвета: цвет-образ и цвет-свечение Цвета-образы: белый, черный, зеленый и инкарнат. – Светящее и отбрасывающее тень. – Как получить зеленый цвет и инкарнат. – Цвета-свечение: желтый, синий и красный. – Лента цветов преобразовывается в круг. – Сияние духа, сияние душевного, сияние живого. – Неподвижные звезды Зодиака и подвижные планеты, их соответствия в мире цвета. – Значение учения о цвете для искусства. – Как писали старые мастера. – Цвет поднимает человека из материального в духовное. Лекция третья, 8 мая 1921 г., Дорнах Цвет и материя. Живописание из цвета Великая загадка: как материя стала цветной? – Воздействие Пуны и Солнца на окраску растений. – Как запечатлеть в живописи минералы, растения, животных и человека? – Когда начали писать пейзажи? – Живописать из цвета. – Душевно жить с цветом. – Нераздельное единство Я и астрального тела с миром цвета. – Задачи и перспективы.
Тайна радуги Лекция, 4 января 1924 г., Дорнах Иерархии и тайна радуги Деятельность духовных иерархий: Сатурн, Солнце, Луна. – Что такое воздух. – Как возникли цвета. – Духовный кругооборот в радуге. – Четвертая иерархия. – Рождение жизни. – Как читать старые книги.
Приложение Георг Кюлевинд. Свет Земли Медитативное рассмотрение
[1] См. прочитанные незадолго до этого два естественнонаучных курса «Духовнонаучные импульсы к развитию физики»: Первый курс (Учение о свете), ПСС. Т. 320; второй курс (Учение о теплоте), ПСС. Т. 321. [2] B: «Изречения в прозе».
[3] Во время лекции Рудольф Штайнер рисовал на черной доске или на черной бумаге. [4] В квадратных скобках дополнения дорнахского издательства. — Прим. перев.
[5] Фраза не вполне понятна, возможна неточность в стенограмме. — Прим. перев.
[6] Оглядитесь в мире вокруг, и вы обнаружите... Этот пассаж содержится в записях лишь в неполном виде. B лекции от 18 мая 1923 г. в Христиании об этом цвете сказано следующее: «Если мы посмотрим в природу, то цвет, ближайший к здоровому цвету человеческого лица, мы найдем весной, в свежем персиковом цветке. Другого подобного инкарнату цвета в природе не существует». Ср. ПСС. Т. 276 «Художественное в его мировой миссии».
[7] Относится и к посегодня повсеместно царящему в науке ньютоновскому механистическому пониманию учения о цвете, с которым боролся Гёте. Штайнер целиком разделял гётевское понимание цвета. Б открытой лекции 25 февраля 1916 г. в Берлине он сказал: «Тридцать пять лет я стараюсь представлять перед миром всё значение гётевского учения о цвете, всю борьбу немецкого мировоззрения, которое в отношении мира цвета выступает в Гёте, против механистического понимания Ньютона, имеющего свои корни в британском народе. Статья „Гёте против Ньютона" станет однажды актуальной...» Имеется в виду работа Фридриха Грефелля «Гёте против Ньютона» (Берлин, 1857), она переиздана Гюнтером Bаксмутом в 1922 г. в изд. «Kommende Tag». См. также главу «Гёте, Ньютон, и физики» в: «Введение к естественнонаучным трудам Гёте», (Дорнах, 1973) как и два курса, указанные в прим. к стр. 9.
[8] Здесь Штайнер сделан некоторые замечания к одной статье, которые были застенографированы лишь фрагментарно.
[9] Так в тексте. — Прим. перев.
[10] Эту фразу удалось записать лишь неполно, почему она и была опущена в издании 1959 г. Здесь она вновь воспроизводится в дополненном виде.
[11] См. «Рудольф Штайнер как философ и теософ», Тюбинген, 1919 г.
[12] В ранних изданиях вместо «исконный характер (Urcharakter)» было «происхождение (Ursprung)». Б стенограмме, однако, слово это неразборчиво. Более вероятным представляется «исконный характер», нежели «происхождение». [13] «Очерк тайноведения» (ПСС. Т. 13).
[14] Вместо прежнего «... жизни растений...». Исправлено по стенограмме.
[15] Для росписи куполов первого Гётеанума по указаниям Штайнера изготовлялись растительные краски в собственной лаборатории. "Anthea-Институтом исследований растительных красок по Рудольфу Штайнеру», Дорнах, в тридцатых годах было изготовлено и пущено в производство 16 художественных и одна малярная краска. Уже несколько лет, как в «Мастерской растительных красок при Гётеануме» вновь производятся растительные краски.
[16] Переведено по смыслу. Б оригинале стоит 'vom Ausserkosmischen' = 'внекосмическим'. — Прим. перев.
[17] В смысле сказанного эти лекции не увидели своего продолжения. [18] Перевод И. И. Канаева. Цитируется по: «Очерк учения о цвете» в: Иоганн Вольфганг Гёте «Избранные сочинения по естествознанию», Академия Наук СССР, 1957. — Прим. перев. [19] ... то... разбегаются прочь желтое, фиолетовое... На месте точек в стенограмме стоит слово, не поддающееся расшифровке. [20] См. пояснения Штайнера в его «Введении к естественнонаучным трудам Гёте» (глава «Гёте как мыслитель и исследователь в «Прафеномене»), ПСС. Т. 1.
[21] Имеются в виду лекции «Мировая история в свете антропософии как фундамент познания человеческого духа», ПСС. Т. 233. Москва: Новалис, 2002.
[22] См. Аристотель «О чувственных восприятиях", малые естественнонаучные сочинения. Ср. также: Гёте "Материалы к истории учения о цвете».
[23] Альберт Великий (Albertus Magnus) или А. фон-Больштадт, (1193?—1280), в 1223 г. вступил в орден доминиканцев, в 1260—1262— регенсбургский епископ. Комментировал Аристотеля, обладал большими познаниями в химии и механике. Был учителем Фомы Аквинского. Соч. изданы в 21 тт. См. также: Штайнер Р. «Философия Фомы Аквинского», ПСС. Т. 74.
[24] Теодор Сведберг, шведский химик. Нобелевская премия— 1926, «Материя» (1912).
[25] Василий Валентин (Basilius Valentinus), с 1415 г. — бенедектинский монах в Эрфурте. Его алхимические труды впервые изданы в 1600 г. Иоганном Тольде (Tholde) в Франкенхаузене (Тюринген). Ок. 1413 г. открыл соляную кислоту, ввел многие сурьмяные препараты в медицину. Соч. в 3 т. На русск. яз.: «Двенадцать ключей мудрости», Москва: Беловодье, 1999.
[26] Перевод осуществлен при творческом участии Мартына Оганесяна. [27] В переводе сохранены особенности пунктуации оригинала.
[28] Здесь и далее библейские тексты приводятся в авторской интерпритации, не совпадающей с кононическим текстом.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |