Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольные мероприятия по курсу




С методическими указаниями к ним

Темы, выносимые для самостоятельного изучения

Занятие 11

Тема: «Клинический подход к изучению умственных способностей: функция мышления»

План:

1. Принципиальный подход к изучению психической деятельности (по работам С.Я. Рубинштейна, М.С. Роговина).

2. Дифференциация понятия «тест» и «функциональная проба» (по работе В.М. Блейхера).

3. Общая характеристика диагностических возможностей методов изучения мышления:

— «классификация предметов»

назначение;

стимульный материал;

область применения;

этапы эксперимента;

анализ нарушений мышления (по работе Б.В. Зейгарник);

— «исключение 4 лишнего предмета»

назначение;

стимульный материал;

анализ мыслительных операций;

признаки снижения или нарушения мышления (по работе С.Я. Рубинштейн);

— «выделение существенных признаков»;

— «исключение понятия»;

— «построение аналогий»

Литература

1. Блейхер В.М. Клиническая психология. Ташкент, 1976 г.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология -М, МГУ, 1976 г.

3. Лучшие психологические тесты. Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск, Петроком, 1992 г. стр. 17-18.

4. Роговин М.С. Введение в психологию М.,Высшая школа, 1969 г.

5. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии М., 1970 г.



Вопросы к экзамену по учебной дисциплине
«Психодиагностика»

1. Предмет психодиагностики и ее виды. Основные задачи психодиагностического тестирования.

2. История развития психодиагностики (имена).

3. Основные источники развития психодиагностики как науки и как практической деятельности.

4. История и особенности развития психодиагностики в России.

5. Классификация психодиагностических процедур по операциональному признаку. Влияние роли психодиагноста на результаты измерения.

6. Этические принципы работы психодиагноста.

7. Нормы взаимоотношений психодиагноста с клиентом, подэкспертным, специалистом-смежником, административным лицом.

8. Определение психологического теста. Отличие теста от эксперимента, признаки «хорошего» теста.

9. Общая характеристика метода теста. Достоинства и недостатки теста.

10. Основные статистические понятия, используемые в психодиагностике: меры центральной тенденции, меры разброса, корреляция рядов и т.д.

11. Понятие надежности психологического теста (в широком и узком смысле).

12. Ретестовая надежность, надежность параллельных форм и способы их определения.

13. Надежность по однородности и методы ее определения.

14. Надежность относительно экспериментатора и способы ее повышения.

15. Понятие валидности психологического теста. Виды валидности.

16. Критериальная валидность. Определение, виды. Основные требования к критериям. Контаминация критерия.

17. Метод контрастных групп как способ оценки критериальной валидности.

18. Нормирование как вид стандартизации. Его цели, задачи и способы.

19. Понятие «сырой» балл и стандартный показатель. Примеры стандартных показателей.

20. Достоверность стандартизированных самоотчетов и факторы, снижающие уровень достоверности.

21. Способы и приемы повышения достоверности субъективного шкалирования.

22. Влияние культурного фактора на коэффициент интеллектуальности.

23. Проблема межкультурных различий при адаптации методик и интерпретаций результатов.

24. Интерпретация тестовых показателей в психодиагностике.

25. Психодиагностика эмоциональных расстройств. Клинические и психологические шкалы изучения тревоги и депрессии в детской и взрослой выборке.

26. Классификация проективных методов Л. Френка. Отличительные черты проективных методов.

27. Назначение рисуночных заданий. Диагностические возможности рисунков-тестов. Ошибка интерпретации. Ошибка диагноста.

28. Концепция методики «Кинетический рисунок семьи». Правила и схема интерпретации по модели Г.Т. Хоментаускаса.

29. Теория черт личности. Классификация методик, направленных на изучение личности.

30. Общая характеристика концепции и методики М. Люшера «Тест цветовых ощущений».

31. Общая характеристика теста интеллекта Р. Амтхауэра. Форма группового тестирования.

32. Общая характеристика теста интеллекта Д. Векслера.

33. Общая характеристика теста Д. Равена.

34. Личностный тест-опросник 16-РF Р. Кеттела. История создания факторной модели черт личности.

35. Методологические проблемы психодиагностики самосознания.

36. Проблемы изучения и психодиагностики межличностных отношений.

37. Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ). Общая характеристика методики в рамках типологического подхода к изучению личности.

38. Методика субъективного шкалирования «семантический дифференциал» в изучении самооценки личности.


Приложения: методические разработки практических занятий, тесты контрольных работ, компьютерные программы, указания к самостоятельной работе по курсу.

Тестовые задания по проверке знаний студентов по первой части дисциплины:

Задание 1.

Вариант 1.

Испытуемый придерживается «индивидуальной тактики» реагирования на диагностические задания при работе ………………………………………...

Ответы:

С тестами

С проективными заданиями

Со стандартизированными сомоотчетами +

 

 

Вариант 2.

Испытуемый должен правильно решить как можно больше правильных заданий за ограниченное время. Это называется……………………………

Ответы:

Тесты +

Проективные задания

Стандартизированные самоотчеты

 

Вариант 3.

Испытуемый сам организует диагностическое пространство при помощи своих чувств, оценок действий, реакций. Это называется…………………

Ответы:

Тесты

Проективные задания +

Стандартизированные самоотчеты.

 

 

Задание 2.

Вариант 1.

Психодиагностика – это………………………………………………………..

Ответы:

Наука +

Практическая область деятельности психолога +

Процесс получения знания о человеке

Способы фиксации и описания поведения человека

 

Вариант 2.

С какими областями практической деятельности психолога пересекается деятельность психодиагноста:

Ответы:

Образовательная область +

Медицинская область +

Трудовая деятельность +

Менеджмент +

Космическая психология +

 

Вариант 3.

Психологическая диагностика изучает…………………………………….

Ответы:

Индивидуальные особенности личности

Способы распознавания индивидуально-психологических особенностей человека +

Природу и выражение индивидуальных особенностей человека

Правила построения диагностических выводов +

Способы фиксации и описание поведения человека

 

 

Задание 3.

Вариант 1.

Назовите три основных источники возникновения и развития психодиагностики как нового направления психологии:

 

 

 

Ответы:

Психология развития

Экспериментальная психология +

Детская психология

Психология индивидуальных различий +

Математическая статистика

Психометрия +

Дифференциальная психология +

Вариант 2.

Работы каких известных исследователей послужили источниками возникновения психодиагностики как нового направления психологии

 

 

 

Ответы:

Р.Кеттелл

Ч.Дарвин

Ч.Спирмен

В.Вундт +

Ф.Гальтон +

Д.Кеттелл +

А.Бине +

 

Вариант 3.

Найти соответствие между именем известного исследователя и его вкладом в развитие психодиагностики как науки:

 

1.Френсис Гальтон (1883 г.) А.впервые употребил термин тест как «проба»,как «испытание»; сравнил эксперимент и тест
2.Альфред Бине (1908 г.) Б.впервые формулируется структурное представление о психологии как науке и определяется метод познания внешних проявлений психики
3.Джеймс Кеттелл ((1898 г.) В.измерение умственного возраста индивида
4.Вильгельм Вундт (1862 г.) Г. Впервые применяются стандартизированные испытания для оценки сенсорных и психомоторных способностей, речевых ассоциаций
5.Россолимо Г.И. (1910 г.) Д.впервые оценка умственных способностей осуществляется путем построения «психологического профиля» индивида

 

 

Задание 4.

Вариант 1.

В рамках какого психодиагностического подхода происходит рост тревожности испытуемого?

 

 

Ответы:

Тестирование +

Опрос

Проективные задания

 

Вариант 2.

В рамках какого психодиагностического подхода испытуемый стремится к искажению и фальсификации оценки себя как личности?

 

 

Ответы:

Тестирование

Опрос +

Проективные задания

 

Вариант 3.

Рамках какого психодиагностического подхода испытуемый стремится к перенесению ответственности за структурирование диагностического поля на психолога?

 

 

Ответы:

Тестирование

Опрос

Проективное задание +

 

 

Задание 5.

Вариант 1.

Что принято считать критериями качества психологических тестов?

 

 

 

Ответы:

Объективность +

Надежность +

Валидность +

Удобство использования +

 

Вариант 2.

Что выступает предметом критики в проективном методе (снижает измерительные возможности)?

 

 

 

 

Ответы:

Неизвестная Валидность +

Низкий уровень стандартизации +

Трудности интерпретации +

 

Вариант 3.

Назовите факторы, снижающие Валидность стандартизированного самоотчета?

 

 

 

 

Ответы:

Фактор знания методики +

Фактор «социальной желательности» +

«позиционное поведение» испытуемого +

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.