КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феминистская кинокритика. 1 страница
Ф У Т ТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕРА В КИНО, см. Феминистская кинокритика. ТЕЛЕСНАЯ МЕТАФОРА {концептуальная метафора) - термин, введенный в научное описание представителями когнитивного направления в лингвистике М. Джонсоном и Дж. Лакоффом (Jonson, LakofT). Согласно когнитивной теории, изучающей способы хранения и обработки информации в сознании человека, метафора - один из основных способов познания мира, когда мы думаем об одной сфере в терминах другой, осуществляя таким образом классификацию реальности. Поскольку первой сферой человеческого опыта является собственное тело, в психике присутствуют образно-схематические понятия, которые осознаются как некоторые понятные и хорошо знакомые структуры, исходя из телесного опыта. Затем они применяются к абстрактным понятиям. Называние таких абстрактных сфер и происходит при помощи телесной метафоры, которая играет роль отсылки к знакомому, всем известному: рукой подать (недалеко), не видеть дальше своего носа (не обладать прозорливостью). Поскольку человеческое тело имеет пол, то ряд языковых выражений также играет роль отсылки к известному для называния сущностей, непосредственно с полом не связанных (ср. разг.-сниж.: оторвать кому-либо яйца /наказать/). В ряде случаев метафорически употребляются и слова, относящиеся к стереотипным представлениям о мужских и женских качествах и образцах поведения (Иван, что ты смущаешься, как девушка). В этом случае применяется гендерная метафора или сексуальная метафора. Corporal metaphor (англ.) Литература: Кирилина А. В. Тендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. 189 с. Кирилина А. В. Еще один аспект значения обсцен-ной лексики // Вестник тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 1998. N 4. С. 13-16. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. М: Советская энциклопедия, 1990. 685 с. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago, 1980. О А. В. Кирилина ТЕОРИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, см. Гендерная идентичность. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕНДЕРА, см. Тендер. ТЕРЕМНОЕ ЗАТВОРНИЧЕСТВО - термин, употреблявшийся в дореволюционной русской историографии (И. Е. Забелин, А. Б. Терещенко, В. Михневич, Н. И. Костомаров) для характеристики особенностей повседневности знатных русских женщин, типичной для XVI-XVII вв. Терема - высокие каменные хоромы - строились на Руси и раньше, но четкое деление внутренних помещений на "мужскую" половину и "женскую", гинекей, относится к XVI в. Знатным женщинам полагалось все время находиться на своей "половине", редко, лишь с разрешения мужа, показываясь на глаза гостям и соседям. Определенную роль в появлении затворничества женщин привилегированного класса сыграла церковь, которая объявляла такой образ жизни делом богоугодным. Некоторые исследователи за рубежом (С. Мак-Нелли) объясняют появление теремов и "теремной системы" стремлением уберечь жен и дочерей от набегов татар. Однако никаких свидетельств о существовании теремов для великих княжен и княгинь до XVI в. нет, хотя татаро-монгольское иго пало еще в 1480 г. Большинство современных западных (К. Герке, С. Леви и др.) и российских (Н. Л. Пушкарева, М. К. Цатурова) исследователей объясняют существование "теремной системы" как результат взаимодействия суеверий о "нечистоте женщины"; распространения женоненавистнических представлений византийских церковных авторов о женщине как о "сосуде греха"; бытования религиозных представлений о необходимости самоочищения уединением; развития патриархатных начал и стремления исключить возможность внебрачных интимных контактов; особенностей семейно-матримониальной политики (стремления выдать дочерей за "нужных" роду людей, то есть рассмотрения дочек в виде "живого товара"). Несмотря на то, что затворничество затронуло узкий слой социальных верхов и просуществовало всего около столетия, идея теремного уединения, запретов и ограничений как формы подавления социальной активности женщин оказалась жизнеспособной и повлияла на ментальность значительной части населения Московии. Seclusion in the terem (англ.) Литература: Забелин И. Е. Женщина по понятиям старинных книжников // Опыты изучения русских древностей и истории. Ч. 1. М, 1872. С. 129-178. Пушкарева Н. Л. Женщины России и Европы накануне Нового времени. М., 1996. © Н. Л. Пушкарева ТЕХНОПОЛИТИКИ ТЕЛА, см. Политики тела. ТРАНСВЕСТИЗМ, см. Гендерная дисфория. ТРАНСГЕНДЕР, см. Транссексуализм. ТРАНССЕКСУАЛ, см. Транссексуализм. ТРАНССЕКСУАЛИЗМ - стойкое несоответствие полового самосознания человека его генетическому и гонадному полу. Термин транссексуализм предложил Г. Бенджамин (Н. Benjamin), который в 1953 году описал это состояние с научной точки зрения и определил его как "патологическое состояние личности, заключающееся в полярном расхождении биологического и гражданского пола с одной стороны, с полом психическим с другой стороны". Первые описания патологического стремления изменить свой пол на противоположный относятся к середине XIX века (Elis, Symonds). Хотя транссексуализм официально включен в "Международную классификацию болезней, травм и причин смерти", в нашей стране данное заболевание практически не изучалось и в профессиональной литературе представлено не было. Это делало его неизвестным для подавляющего числа современных практикующих врачей (Бухановский). Попытки толкования патогенеза транссексуализма с позиций чисто психиатрических в настоящее время окончательно оставлены. В поисках биологического субстрата, создающего предрасположение к транссексуализму, был выявлен реальный факт существования половой дифференциации мозга. Также стало известно, что к искажению полового самосознания и ощущению принадлежности к другому полу приводят грубые нарушения дифференцировки структур мозга, ответственных за половое поведение (Zhou, Hofman, Gooren and Swaab). Выраженность нарушения половой дифференцировки может варьироваться в широких пределах, что объясняет многообразие клинических вариантов транссексуализма - от ярких "ядерных" до стертых "краевых" форм. Распространенность транссексуализма в мире, по данным различных авторов, колеблется от 1 на 100000 человек до 1 на 40000 человек. Транссексуализм встречается практически во всех этнических группах, несмотря на значительные культурные различия, что может служить косвенным доказательством наличия его биологической основы. В связи с высокой опасностью возникновения суицида в результате сопутствующей транссексуализму гендерной дисфории единственной возможностью разрешения конфликта является гормональное и хирургическое лечение, направленное на смену пола. Использование психотерапевтических методик и попыток лечения транссексуализма половыми гормонами соответствующего биологического пола оказались безрезультатными. В нашей стране проблеме хирургической смены пола практически не уделялось внимания, хотя и в России в результате применения традиционных, принятых в мировой практике методов (используемых как при смене анатомически женского пола на мужской, так и при смене анатомически мужского пола на женский), -энтузиастами накоплен определенный опыт. Достижение пациентами скорейшей социально-бытовой адаптации и возвращение их в общество прямо зависит от качества, функциональных и эстетических результатов выполненных операций. В отличие от России, на Западе транссексуализм уже не является маргинальной темой. Рекламируются различные услуги для транссексуалов - от магазинов специализированной одежды, обуви и салонов красоты до клубов досуга для смешанных семей. Цивилизованные сообщества трансгендеров (понятие, включающее транссексуалов как частный случай) наиболее развиты в мегаполисах Англии, Канады и Австралии. Прогрессивный взгляд на транссексуальность в русскоязычной немедицинской литературе на сегодня практически отсутствует. По-прежнему сохраняется и даже увеличивается разрыв между нездоровым интересом к подобной "экзотике" в желтой прессе и статьями медицинских журналов. Существующая на киевском сайте он-лайновая конференция "TG/TS" является первым шагом к созданию русскоязычной организации, хотя ранее, в 1996 году предпринималась неудачная попытка создания такого сообщества "Метаморфоза" в Санкт-Петербурге. Дженис Реймонд первая подвергла вопрос транссексуальности феминистскому анализу. В работе "Транссексуальная империя" (1979) она пишет, что транссексуальность не является общечеловеческой проблемой, как может показаться, но только проблемой маскулинности. Она верит, что ее первопричиной является патриархат, при котором произошло разделение половых ролей и идеологически закрепилось то, что образ женщины создается мужчинами. В феминистских кругах в целом отношение к транссексуалам и проблемам транссексуальности разноречиво, хотя исследование опыта транссексуалки Агнесс внесло свой вклад в формирование ключевого понятия гендер. Transsexualism (англ.) Литература: Бухановский А. О. Синдром отвергания пола: клиническая разновидность в тактике лечения и реадаптации // Вопросы клинического лечения и профилактики сексуальных расстройств. М., 1993. С. 103-105. Миланов Н. О., Адамян Р. Т., Козлов Г. И. Коррекция пола при транссексуализме. М., 1999. С. 5-17. Benjamin H. The transsexuals phenomenon. New York: Julian Press, 1966. Ellis H., Symonds J. A. // Das Kantrare Geschleshtsgeruht. Leipzig, 1986. S. 178. Raimond J. G. The transsexuals empire: the making of the she-male. Boston: Beacon Press, 1979. Zhou J.-N., Hofman M. A., Gooren L. J. and Swaab D. F. A sex difference in the human brain and its relation to transsexuality // Gems News. London, 1998, N 31 (reprinted with permission by the authors from "Nature". 1995, N 378. P. 68-70). © В. В. Котогонова ТРЕНИНГ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, см. Тренинг полоролевой идентичности. ТРЕНИНГ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ {тренинг гендерной идентичности) - формирование полоролевой идентичности (гендерной идентичности) и тендерных отношений методами групповой психотерапии. В основе так называемых Т-групп лежит программа психологического сопровождения взросления подростков как мужчин и женщин или психокоррекционная работа с уже взрослыми людьми. Поло-ролевая идентичность играет важную роль в процессах адаптации и саморегуляции. Это одна из базовых структур самосознания. Если в самосознании личности имеется дисгар- мония и несогласованность, то оно может содержать эмоциональные реакции отвержения или неприятия своего или другого пола. В основе гендерного конфликта лежит представление о полярности мужественности и женственности, закрепленное в период ранней социализации в семье. Эта "ложная дилемма" влияет на самооценку, самоуважение, коммуникативную компетентность, удовлетворенность браком. Гендерныероли и стереотипы общества также делают человека менее гибким в его поведении. Ведь общество конструирует гендерные различия таким образом, что мужское автоматически маркируется как приоритетное, а женское -как вторичное и подчиненное. Практика тренинга полоролевой идентичности включает групповую дискуссию, предметом которой являются реальные гендерные отношения участников в созданном климате психологической безопасности. Тренинг ориентирован на развитие и рост личностных качеств, коммуникационную компетентность участников. Как правило, в тренинге ставятся задачи формирования представлений о сущности своего и иного пола; развития установок, необходимых для успешного взаимодействия полов; смягчения недоверия между ними; формирования психологических умений и навыков общения мужчины и женщины, включая глубинные интимные сферы; реабилитации психических травм, полученных в связи с различием полов и сексуальнос тью. Группа как потенциал для изменений оказывается обществом в миниатюре. Она способствует самоутверждению, преодолению страхов и опасений, в ней создается пространство для самореализации и появляется возможность получить обратную связь и поддержку. Sex role identity training, gender identity training (англ.) Литература: Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. N 4. С. 9-20. Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N3. С. 100-115. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М, 1997. 288 с. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998. 384 с. Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения: Тренинг сенситивности. СПб., 2001. 256 с. © Е. Ю. Красова ТРЕТЬЯ ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН под названием "Всемирная конференция для обзора и оценки достижений Десятилетия женщин ООН: равенство, развитие и мир" состоялась в Найроби в 1985 году. Параллельно проходил Форум НПО, участники которого оценили конференцию как акт "рождения мирового феминизма". Женское движение, еще разделенное политическими и экономическими реалиями во время конференции в Мехико, теперь стало международной силой, объединенной под лозунгами равенства, развития и мира. Данные представленных отчетов показали, что реально повышение статуса и усилия по снижению дискриминации затрагивали лишь незначительное меньшинство женщин. Улучшение положения женщин в развивающихся странах было, в лучшем случае, незначительным. Таким образом, цели второй половины Десятилетия женщин под эгидой ООН достигнуты не были. Поэтому делегаты Всемирной конференции по положению женщин в Найроби были уполномочены начать поиск новых путей по преодолению препятствий к достижению целей. Перспективные стратегии на период до 2000 года, разработанные и единогласно принятые 157 странами-участницами ООН, явились усовершенствованным проектом плана по улучшению положения женщин до конца столетия и новым этапом в борьбе за гендерное равенство (см. Равенство полов). Участие женщин в принятии решений и доступ к управлению всеми сферами человеческой деятельности были признаны не только их законным правом, но и общественно-политической необходимостью. В основе документа - ряд мероприятий, направленных на достижение тендерного равенства на национальных (государственных) уровнях. Правительства должны были определить свои собственные приоритеты, основываясь на национальных стратегиях развития и ресурсных возможностях. Были намечены три основные группы мероприятий: меры по усовершенствованию конституций и законодательств; равное участие в социальных программах; равное участие в политической жизни и принятии решений. Рекомендованные принятыми в Найроби перспективными стратегиями меры распространялись на широкий спектр областей: от трудоустройства, здравоохранения, образования и социальных услуг до промышленности, науки, коммуникаций и окружающей среды. Кроме того, были предложены основные направления национальных мер по поддержке участия женщин в деятельности по укреплению мира, а также оказанию им помощи в особо трудных ситуациях. В соответствии с вышесказанным, конференцией было настоятельно рекомендовано правительствам всех стран делегировать полномочия по решению проблем женщин всем государственным учреждениям и программам. Вслед за конференцией делегаты Генеральной Ассамблеи обратились с просьбой к ООН об интеграции основных вопросов по проблемам женщин во все сферы ее деятельности. В рамках принятого на конференции более широкого подхода к проблеме улучшения положения женщин наконец было признано, что равенство женщин не является изолированной проблемой, а непосредственно касается всех сфер человеческой деятельности. Поэтому для достижения целей Десятилетия женщин ООН жизненно важными признавались перспективы улучшения положения женщин и их активное вовлечение в решение всех проблем общества, а не только тех, которые касаются непосредственно женщин. Third World Conference on Women (англ.) Литература: Четыре всемирные конференции по положению женщин в 1975-1995 годы: историческая ретроспектива: Департамент общественной информации ООН. Февраль, 2000 / Пер. с англ.: Представительство ООН в Республике Беларусь: <http://www.un.org/russian/documen/gadocs/23spec/ 4conf.htm> УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЖЕНЩИН НА ХАРАКТЕР ВЛАСТИ, см. Расширение возможностей женщин. УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ - концепция развития человечества, принцип которой -"удовлетворение потребностей настоящего без создания угрозы удовлетворению потребностей будущих поколений", как это определено в отчете "Наше общее будущее" (1987 г.) Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. В рамках концепции утверждается, что глобальный многоаспектный кризис, складывающийся из демографической, продовольственной, энергетической, экологической, гуманитарной, социально-экономической и политической составляющих, несет в себе угрозу самому -«*» существованию человечества на планете. В связи с этим всеми должна быть принята модель устойчивого развития человечества, в центре которой - люди и их право на здоровую и плодотворную жизнь. При этом человечество должно жить в гармонии' и равновесном взаимодействии с природой, подлежащей заботе и охране. В соответствии с принципами гуманизма и демократии, внутри сообщества людей должны быть обеспечены равное удовлетворение потребностей в развитии и в качестве жизни, включая качество окружающей среды, уровень жизни, культуры и образования, возможности для будущих поколений (Разумовский). Сам термин устойчивое развитие подвергался критике как позволяющий различные трактовки: иногда как синонимы ошибочно употребляются термины устойчивое развитие, устойчивый рост и устойчивая эксплуатация. Понятие устойчивое развитие шире защиты окружающей среды. Как неизменные для базового значения устойчивого развития называются три элемента, которые формируют его как иной тип развития (Джейкобе): * При формировании экономической по * Устойчивое развитие неизбежно вклю * Устойчивое развитие означает не просто По определению Международного совета местных экологических инициатив, "устойчивое развитие - это программа, долженствующая изменить процесс экономического развития таким образом, чтобы он гарантировал базовый уровень качества жизни для всех людей и защищал экосистемы и сообщества, которые только и делают жизнь возможной и стоящей того, чтобы ее прожить". Sustainable development (англ.) Литература: Джейкобе М. Зеленая экономика: окружающая среда, устойчивое развитие и политика будущего. Ванкувер, 1993. Кортен Девид. К. Устойчивое развитие - общепринятый стереотип и альтернативный взгляд // Сайт "Байкальская экологическая волна": <http://www.baikalwave.eu.org/sustain2.html> Международный совет местных экологических инициатив, Международный исследовательский центр по развитию и Экологическая программа ООН. Местная повестка дня: Руководство по планированию 21. Торонто, 1996. Разумовский О. С. Три подводных камня концепции устойчивого развития человечества // Гуманитарные науки в Сибири / Философия и социология: Сибирское отделение РАН. Новосибирск: Издательство СО РАН, 1997. N 1. © А. А. Денисова ФАЛЛОЛОГОЦЕНТРИЗМ, см. Гендер-ная асимметрия в языке. ФЕМИНИЗАЦИЯ - возрастание количества женщин в каких-либо социальных, экономических или политических процессах или сферах, а также появление присущих женщинам характеристик. Термин широко применяется в терминологических словосочетаниях феминизация бедности (см. Бедность), феминизация безработицы, феминизация власти, феминизация некоторых видов занятости - феминизация школьного обучения, например. Feminization (англ.) Литература: Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 2. (П-Я): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999.528 с. Феминизация бедности в России. Макроэкономический анализ феминизации бедности в России: Сборник докладов, подготовленных для Всемирного Банка. Москва, Всемирный Банк: Весь Мир, 2000. 221 с. ФЕМИНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ предполагает два принципиальных изменения ситуации на рынке труда: первое - это существенное расширение занятости женщин в оплачиваемом секторе экономики; второе -возникновение новых качественных видов занятости, которые считаются женскими, потому что женщины ассоциируются с более низкой оплатой труда, гибкими и неформальными видами трудовой деятельности. Феминизация занятости сопровождает сокращение постоянной занятости и в целом откат от фордистской модели трудовых отношений (см. Фордистская модель занятости). Непостоянство женских трудовых биографий, связанное с беременностями, рождением и воспитанием детей, совпадает с гибкими требованиями рынка труда, поэтому женщины продемонстрировали большую адаптивность к повышению гибкости рынка труда по сравнению с мужчинами. Феминизация занятости также - это процесс втягивания женщин на рынок труда и немедленного выталкивания в низкооплачиваемые и нестабильные сегменты экономики, хотя предполагалось, что благодаря расширению участия женщин в экономике они выиграют от процесса глобализации производства, развития торговли и сервиса. Однако женщины интегрируются и маргинализи-руются (см. Маргинальность) одновременно. Дешевая и подвижная женская рабочая сила воспринимается как естественный и расширяющийся ресурс. Feminization of employment (англ.) Литература: Crompton R., Sanderson R. Gendered Jobs and Social Change. London: Unwin Hyman. 1990. Hakim С Segregated and integrated occupations: a new framework for analyzing social change // European Sociological Review, 9(3). P. 289-314. Humphries J. and Rubery J. The legacy for women's employment: integration, differentiation, and polarization // J. Michie (ed.). The Economic Legacy 1979-1992, London: Academic Press, 1992. P. 236-254. Rubery J., Fagan С "Does Feminization Mean a Flexible Labour Force". London: Dlackwell Publishers, 1994. Wichterich Ch. Work, Gender, Ethnicity and Identity. Paper presented at the International Conference "The Future of Work". US/German Perspectives. Chicago, October 9, 1998. © M. M. Малышева ФЕМИНИЗМ - термин образован от латинского спова/emina - женщина. Впервые он использован Элис Росси в 1895 г. В настоящее время существует много определений феминизма. Нередко феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Чаще всего его трактуют шире - как разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов (в этом случае термин может употребляться как синоним женского движения). Феминизм возник из признания того, что есть нечто несправедливое в общественной оценке женщины. Он пытается проанализировать основания и уровни подавления женщин и достичь их освобождения. Последнее понимается далеко не однозначно. Первая волна феминизма приходится на XIX - первую половину XX вв. Основное ее содержание сводится к борьбе за достижение юридического равноправия полов. С середины XX в. начинается вторая волна феминизма - борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами. В середине и конце 70-х гг. на Западе, особенно в США, движение приобрело довольно массовый характер, проявилось в многочисленных акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании. В течение 80-х гг. влияние феминизма несколько падает, исследователи связывают это с утверждением в западных странах неоконсервативной ориентации, а также с острой самокритикой, появившейся внутри самого феминизма. Если до середины 80-х гг. его теоретиками рассматривался в основном опыт белой женщины из среднего класса Западной Европы и Северной Америки, то впоследствии была признана необходимость изучения и учета требований других групп с их специфическими интересами. Это сказалось на состоянии не только практики, но и теории движения, которая все более отказывается от категорий и методов, связанных с ориентацией на внеисторические факторы. ф В феминизме рассматривается не опыт пола, а опыт рода (англ. - gender) - не биолого-анатомические, а культурно-психологические характеристики, поскольку практически проявления пола и биологическая «сексуальность существуют только как продукт "очеловеченных взаимодействий". Приписывать родовые представления, присущие данной культуре, самой "природе человека", его половым характеристикам, 1 согласно феминизму - значит некритически принимать ряд скрытых посылок, восходящих к патриархатному (см. Патриархат) типу культуры. Сюда можно отнести ' определенные типы разделения труда, иерархические принципы подчинения, аб-стактно-технологическое понимание науки, философии, прогресса и т. д. Эти установки имеют, согласно феминизму, культурно-историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым ' причинам. С учетом этих посылок, отношения между полами понимаются в феминизме как один из типов проявления властных отношений, поскольку под видом "объективности" воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно репрезентирует (представляет) и интересы другой его части. Это соответствует специфическому пониманию "объективности", складывающемуся через научные представления, несущие на себе печать "маскулинистской ориентации". В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представлена лишь как "Другой". Представители феминизма считают, что схемы рационального контроля, который общество применяет к мужчинам и женщинам, по сути дела различаются, при этом тип женской духовности остается, в принципе, невостребованным. Поэтому цель феминизма - выведение женской духовности из "сферы молчания". Признается принципиальная недостаточность традиционного теоретического анализа и необходимость политических действий. Однако, в отличие от обычного (с точки зрения принуждения) понимания политической сферы, феминизм трактует ее предельно широко - как "общественные дела вообще". Такое переопределение политики в ненасильственном ключе выражается в лозунге "Личное - это политическое". В этом лозунге феминизм соединяет историко-критический анализ прав личности с идеологией, выступая как "призыв к действию", к изменению культуры и духовному обновлению во всех сферах жизни общества. Существует множество направлений феминизма, среди которых есть как сравнительно малоизвестные (такие, как анархо-феминизм. консервативный феминизм, гуманистический феминизм, так и значительно более широко обсуждаемые его разновидности {буржуазный феминизм, радикальный феминизм, либеральный феминизм, " черный" феминизм и др.). Само это деление можно считать проблематичным, поскольку оно предполагает, что такое нетрадиционное воззрение, как феминизм (с его альтернативными способами теоретизирования и практики), оценивается с традиционных позиций (например, буржуазный, или марксистский феминизм и т. д.), однако это деление на направления в настоящее время все еще принимается, несмотря на то, что оно, к тому же, нередко производится по разным основаниям. Кроме того, термин феминизм входит в название новых направлений, вводящих проблематику пола/гендера в определенные отрасли знаний - экофеминизм, кибер-феминизм.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |