КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Репродуктивные рабочие, СМ. 6 страница
Психоанализ оказал влияние на широкий круг гуманитарных дисциплин и в настоящее время является междисциплинарным направлением. Но, несмотря на широкое распространение, психоанализ по-прежнему считается "невозможной профессией". Psychoanalysis (англ.) Литература: Жеребкина И. Феминизм и психоанализ // Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. Митчелл Дж. Женская сексуальность. Введение // Тендерные исследования, 1/1998: Харьковский центр тендерных исследований. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психодинамические теории личности. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн. 1-2. Тбилиси: Мерани, 1991. Он же. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М.: Прогресс. 1991. ©Т. В. Булавина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ, см. Ген-дерная идентичность. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН, см. Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин. ПСИХОЛОГИЯ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ - это прикладная отрасль социальной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область знания. Появлению и развитию этой проблемной области знания предшествовала традиция изучения проблемы отношений вообще и межполовых отношений в рамках психологии, социальной психологии и социологии. Психология тендерных отношений как интегративная область знания в рамках психологической науки использует знания в сфере психологии пола, в социологии опирается на социологию пола, а в социальной психологии - на такие ее разделы, как психология больших социальных групп, психология межгрупповых отношений и психология межличностных отношений. Современная социальная психология оказалась наиболее подготовленной дисциплиной для восприятия и развития тендерной проблематики, так как она изучает не только отношения типа "личность-личность" и "личность-группа", но и отношения типа "группа-группа", "личность-общество (государство)" и "личность-культура". Психология гендер-ных отношений - это новое исследовательское поле, где смыкаются в процессе изучения все основные элементы социально-психологической реальности. Структура и система основных понятий психологии тендерных отношений задана несколькими уровнями анализа тендерных отношений. Так, на макросоциалъном уровне анализируются отношения в системе: "личность -общество, культура", "группа - общество, культура". Социально-психологическими детерминантами отношений этого уровня являются социальные представления, а детерминантами тендерных отношений - гендерные представления, как отражение полового символизма и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений. На уровне межгрупповового взаимодействия отношения анализируются в системе "группа - группа". Детерминирующими (социально-психологическими) факторами отношений этого уровня выступают социальные стереотипы, а детерминантами межполовых отношений являются гендерные стереотипы. На уровне межличностных отношений объектом анализа является система "личность - личность", "личность - группа". Социально-психологическими детерминантами отношений являются социальные установки, а гендерные отношения детерминированы гендерными установками. На интраиндивидном (внутриличност-ном) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. Тендерный аспект внутрилич-ностных проблем будет раскрываться через анализ гендерной идентичности, как составляющей социальной идентичности личности. Таким образом, выделяется проблемное исследовательское поле психологии тендерных отношений, где объединяются основные элементы социо-психологической реальности: общественные структуры (культура, идеология), межгрупповое и межличностное взаимодействие и внутренний мир индивида. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные гендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженные в сознании субъектов. Основная исследовательская методология психологии тендерных отношений гендерный подход, который ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках тендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений (в сфере межличностного и межгруппового взаимодействия). Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендер-ных отношений предлагает новый способ познания действительности, настаивая на, том, что противопоставление и "очевидная" неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами тендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизне-творчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений. Psychology of gender relations (англ.) Литература: Джерджен К. Дж. Движение социального кон-струкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальное™. Хрестоматия. М., 1995. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование тендера // Социологический журнал. 1998. N 3-4. Они же. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. N 6. Попова Л. Психологические исследования и тендерный подход // Женщина. Тендер. Культура. М.,1999. Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N1. Хоф Р. Возникновение и развитие тендерных исследований // Пол, тендер, культура. М., 1999. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999. Deaux К. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. N 36. P. 49-81. Hare-Mustin R. J., Marecek J. On making a Difference // Making a Difference: Psychology a the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 1-21. Hare-Mustin R. J., Marecek J. Gender and the meaning of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 22-64. Unger R. K. Imperfect reflections of reality: Psychology constructs gender // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1990. P. 102-149. © И. С. Клецина ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА, см. Гендерная психология, Психология половых различий. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ - раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и особенностей поведения представителей мужского и женского пола. В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ -набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, высокий уровень эмпатии. он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания. Тщательно проведенный анализ результатов многочисленных исследований, посвященных изучению различий в психологических характеристиках мужчин и женщин и особенностях их поведения, показал, что психологических различий между представителями мужского и женского пола не так много, как кажется. У мужчин более развиты пространственные и математические способности, а у женщин -вербальные способности. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин -профессиональные. Не было доказано в отношении женщин, что они более тревожны, импульсивны, аккуратны, имеют более низкую самооценку, чем мужчины. В отношении мужчин не доказано, что они более активны, чем женщины, предприимчивы, самодостаточны, независимы, легко принимают решения, любят математику и науку, неэмоциональны. В истории развития проблематики половых различий в зарубежной психологии выделяется ряд этапов: 1) В 1910-20-х годах XX века все немного 2) В 1930-60-е годы психологию пола 3) В конце 1970-х годов, по мере того, как 4) В 1980-х годах их стали называть Похожие этапы в развитии направления, связанного с изучением психологических различий между мужчинами и женщинами, можно выделить и в отечественной психологической науке: 1) До 1970-х годов в советской психологии 2) В 1970-80-е годы стали появляться 3) И лишь в 1990-е годы в отечественной Таким образом, в истории изучения проблемы половой дифференциации можно выделить два периода: догендерный и собственно гендерный. Исследовательским итогом догендерного периода явился перечень тех половых различий, наличие которых было убедительно доказано и обосновано в эмпирических исследованиях, другими словами, представители психологического сообщества пришли к согласованному мнению по поводу наличия этих различий (о них сказано выше). Особую важность приобретал вопрос о природе выявленных психологических различий между полами. В рассматриваемый период (на Западе до 1980-х, а в России до 1990-х годов) дискуссии о детерминации половых различий осуществлялись в рамках двух альтернативных парадигм: социокультурной и социобиологической. Согласно социокультурной модели, половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей. Социокультурные факторы создают необходимые условия для обучения традиционным женским и мужским ролям. В рамках социобиологической модели половая дифференциация - универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями. Анатомо-физиологичес-кие различия между полами настолько очевидны, что обусловленность психологических различий главным образом биологическими факторами представляется весьма возможной. В догендерный период социобиологи-ческая модель половой детерминации была более популярна, ее принимало значительное число и зарубежных, и отечественных ученых. Следующий период в развитии психологии половых различий - гендерный -знаменовался акцентированием внимания на социокультурной парадигме. Феминистски ориентированные психологи стремились доказать, что основными детерминантами в общем-то немногих научно обоснованных половых различий и половой дифференциации являются социокультурные факторы. Для утверждения данной точки зрения использовались следующие системы доказательств: первая система доказательств строилась на анализе общепринятой процедуры психологического исследования, вторая - опиралась на результаты изучения психологических различий между представителями разного пола в динамике. Тендерные и женские исследования в психологии убедительно продемонстрировали ведущую роль процесса социализации в формировании половых различий. Многие из существующих различий в чертах личности людей мужского и женского пола поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. Феминистская критика результатов психологических исследований половых различий доказала, что различия в психологических характеристиках и поведении мужчин и женщин могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если будут приняты социальные обстоятельства, опосредующие их возникновение и проявление. Самые последние тенденции изучения проблем половой дифференциации связаны с развитием социально-конструктивистского подхода, в рамках которого акцент сделан не на измерении и описании тендерных различий, а на анализе процесса их конструирования. Другими словами, тендерные различия изучаются не как продукт и результат, а как процесс. Акцент на изучении таких процессов обусловил и методы их исследования, это преимущественно качественные, а не количественные методы, среди которых основным является анализ дискурсивных практик, как средства конструирования реальности вообще и тендера в частности. Psychology of sex differences (англ.) Литература: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. N 2. Клецина И. С. Тендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998. Кон И. С. Обсуждение темы "Проблемы и перспективы развития тендерных исследований в бывшем СССР" // Тендерные исследования, N 5 (2/2000): Харьковский центр тендерных исследований. С. 27-33. Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 562-605. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999. Попова Л. Психологические исследования и тендерный подход // Женщина. Тендер. Культура. М, 1999. С. 119-130. Bee H. L. & Mitchel S. К. The Developing Person: A Life-Span Approach. 2nd ed. New York, 1984. Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. N 36. P. 49-81. Eagly A. H. Sex differences in social behavior: social-role interpretation. Hilsdale, NJ: Erbaum, 1987. Friedman L. Mathematics and the gender gap. Review of Educational Research, 59, 1989. P. 185-213. Hare-Mustin R. J., Marecek J. Gender and the meaning of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 22-64. Lott B. Dual nature of learned behavior: The challenge to feminist psychology // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1990. P. 65-101. Maccoby E. E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Stanford, CA: Stanford University Press, 1974. Montuori A. A. Evolutionary competence: creating the future. Amsterdam, 1989. © И. С. Клецина РАБОТА - сознательная и целенаправленная деятельность, ориентируемая на создание материальных и духовных ценностей, имеющих общественное значение. Синонимом понятия работа в русскоязычном дискурсе может служить понятие труд (Маркович. С. 160). В отличие от отдыха, работа не направлена на расслабление и развлечение человека, делающего ее. Вместе с тем, работа не исключает психологического удовлетворения от ее выполнения. Континуум (непрерывное множество) работ, которые существуют в обществе, образует сферу занятости. Работы "находят" своих исполнителей при помощи институтов брака, семьи и родства, социальных сетей, рынка труда и т. д. Трактовка понятия работа как оплачиваемой деятельности в сфере публичного подвергается критике со стороны теоретиков феминизма, так как неоплачиваемая деятельность, в том числе неоплачиваемая деятельность в сфере приватного также может быть направлена на создание материальных и духовных ценностей, имеющих общественное значение. Так, к работе относится волонтерская деятельность; деятельность в рамках домашнего хозяйства; деятельность по вынашиванию, рождению и воспитанию ребенка; деятельность по поддержанию социальных сетей семьи; деятельность по осуществлению заботы. Сравнительно недавно стали рассматривать в качестве работы деятельность человека по поддержанию своего внешнего вида в соответствии с социальными идеалами телесности и моды и деятельность по осуществлению эмоциональной поддержки (Andolsen. P. 448-455). Признание вышеперечисленных видов деятельности в качестве работ делает видимым женский труд, ведь их основными исполнителями являются женщины. Признание деятельности в качестве работы может быть выражено в том, что ранее неоплачиваемая деятельность начинает оплачиваться. Сегодня феминистками активно обсуждается вопрос об оплате работ в рамках домашнего хозяйства. В нашем и не только в нашем обществе существует разделение труда (работ) по признаку пола. На рынке труда это явление выражается в профессиональной сегрегаиии по признаку пола. Статистика показывает, что среди оплачиваемых работ "женские" работы, то есть работы, исполняемые в основном женщинами, как правило, оплачиваются ниже, чем "мужские". Замечено, что переход работы из лагеря "мужских" в лагерь "женских" сопряжен с понижением ее статуса и оплаты (Reskin and Padavic). Феномен разрыва в оплате "женских" и "мужских" работ в англоязычной литературе получил название earning gap. Процессы глобализации и НТР привели к появлению новых форм организации работы. Так, все большее распространение получает работа на расстоянии (tele-work). Данная форма организации работы предусматривает большую степень автономности непосредственного исполнителя от нанимателя. Исполнитель не привязан к определенному рабочему месту и сам составляет свой график работы. Главное - сдать работу к назначенному сроку. Существует небесспорное мнение, что работа на расстоянии является одним из оптимальных способов для женщины совместить оплачиваемую работу и неоплачиваемую работу в рамках домашнего хозяйства. Work (англ.) Литература: Маркович Данило Ж. Социология труда. М: РУДН, 1997. Andolsen В. Н. Work // A Companion to Feminist Philosophy. Blackwell, 1998. P. 448-455. Notz Gisela. Shaping the future of work // Gender and Work in Transition. Hanover, 2000. P. 123-131. Reskin Barbara and Padavic Irene. Women and men at work. London: Pine Forge press, 1994. Tilly Chris and Tilly Charles. Capitalist Work and Labor Markets // The Handbook of Economic Sociology. Princeton University Press, 1994. P. 283-312. Women and men in Russia 2000. M., 2000. © Л. В. Косыгина РАВЕНСТВО ПОЛОВ (эгалитарность) - феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик. Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве. Термин эгалитарность (в данном случае синоним термина равенство полов) претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания" женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность, приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами. Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргиналъ-ностъ) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.). Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта. При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией. В развитие понятия равенства феминистки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от гендерной дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем.действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола. Четвертым этапом в развитии понятия эгалитарность должно стать признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин. Самоценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора, и т. д. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной се-грегаиии по признаку пола должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, но и посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком подходе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей. Это сложный путь развития общества, но примитивизация общественных отношений до сей поры приносила человечеству одни разочарования. Безусловно, "законам, созданным людьми, должна... предшествовать возможность справедливых отношений" (Монтескье). Сегодня остаются открытыми вопросы: "Каковы критерии возможности осуществления эгалитарности в смысле равенства самоценности женщин и мужчин? Какой этап развития общества соответсвует установлению тендерной самоценности - его экономическое процветание или социальная зрелость? Какой тип общественного развития - демократические или иерархические структуры? Ускорит ли этот процесс наличие критических, форс-мажорных факторов -экологические, политические, национальные кризисы, войны? Какой фактор окажет подавляющее влияние - социокультурный или национальный (историческая склонность к эгалитарности указанного рода)?" Ясно одно: понимание эгалитарности как самоценности личности с ее "мужскими" или "женскими" чертами характера, присущими ей сферами деятельности - шаг вперед в построении эгалитарного общества на новом витке развития. В заключение - схема этапов в развитии понимания сути эгалитарности: равенство > равенство прав > равенство прав и равенство возможностей > равенство прав и равенство самоценности, самоидентификации. Sex equality (англ.) Литература: Калабихина И. Е. Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. Москва, 1981. Стариков Е. Общество-казарма: от фараонов и до наших дней. Новосибирск, 1996. Gender-based analysis. Canada, 1996: <http://hrdc drhc.gc.ca/stratpol/gap-pas/gba/gba_desc.shtml> Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford. 1986. © И. Е. Калабихина РАВНОЦЕННОСТЬ ПРОЦЕССА И КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, см. Феминистская социальная работа. РАДИКАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ - направление феминизма, анализирующее и разоблачающее универсализм мужской власти и первичность угнетенного положения женщин вне зависимости от расы, нации, возраста и т. д. Это наиболее яркое направление феминизма, отмежевавшееся и от левого движения, и от культурного и либерального феминизма (с которыми это направление было изначально связано). Оно не имеет единого теоретического обоснования, представляя разнообразный и противоречивый конгломерат феминистских теорий. Ключевым понятием является патриархат: с его помощью анализируются все сферы человеческой деятельности: экономическая, политическая, личная, интимная и др. Радикальные феминистки утверждают, что механизм воспроизводства тендерных различий пронизывает все сферы жизни и влияет на поведение и социальное взаимодействие, являясь первичным меха-низмом подавления. В рамках радикального
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |