КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Репродуктивные рабочие, СМ. 5 страница
Sex role adaptation (gender adaptation) (англ.) Литература: Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М., 1998. 517 с. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. СПб., 1997. 117 с. Еииколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N3. С. 100-115. Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. Т. 1. М., 1994.214 с. Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997. 288 с. © Е. Ю. Красова ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, см. Гендерная идентичность. ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ (гендерная социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов: б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются две фазы полоролевой социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (агенты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь. Механизмами для осуществления полоролевой социализации служат: а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением; б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению. Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты " фемининность - маскулинность ". относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимающиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков. Эффективным способом полоролевой социализации в целом и преодоления гендерного конфликта в частности является тренинг полоролевой идентичности. Полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность выбора ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать тендерную ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых. Существует тенденция обучать и обучаться поведению, соответствующему гендеру, хотя в зависимости от конкретного общества есть различия в том, чему именно учат. Исследования выявили, что поведение родителей и учителей в процессе социализации детей дифференцировано по признаку пола: мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для самостоятельного решения проблем. Для девочек акцент делается на послушании, ответственности и трудолюбии, для мальчиков - на стремлении к достижениям, соревновании и опоре на собственные силы. Если ребенок не делает того, что ожидается от его пола, то его дразнят, высмеивают, укоряют, иногда применяют и физические наказания. В обществе, где женщины менее зависимы экономически, соответственно, менее выражена тенденция воспитания девочек в покорности и послушании. Предположительно, полоролевая социализация в разных культурах является схожей до той степени, в какой схоже разделение труда по признаку пола. В образе жизни конкретного общества часто либо преувеличиваются, либо нивелируются различия между полами. Конструктивная социализация - это формирование андрогин-ной личности, вбирающей в себя все лучшее из обеих половых ролей. Андрогиния положительно влияет на социальное и психологическое состояние человека. Sex role socialization, gender socialization (англ.) Литература: Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1998. 517 с. Берн Ш. Тендерная психология. СПБ., 2001. 320 с. Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N3. С. 100-115. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. 688 с. Пайнс Э. Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. 528 с. Соболева Т. С. Кто они - мужественные женщины? // Вестник новых медицинских технологий. 1999. N1.C. 152-156. © Е. Ю. Красова ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ, см. Феминизм постколониальной волны. ПОСТФОРДИСТСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТОСТИ сменила в начале 1980-х гг. {юрдистскую модель и характеризовалась юкращением постоянной занятости в пользу «стабильной занятости и гибких режимов груда. В отличие от фордизма, наиболее сарактерной чертой постфордистской эры [вляется образование более мелких прои-водственных единиц, ориентированных на:егментацию рынков через гибкое производ-тво специализированных товаров или услуг. $ результате растущей приватизации и дере-уляции рынка труда занятость деформализо-алась, ее продолжительность и содержание тали предметом частного договора с работо-дтелями, а защита со стороны трудового аконодательства и социальные гарантии велись к минимуму. В свою очередь, со-ращение зарплаты, урезание коллективных оглашений, рост безработицы породили розию фордистской модели семьи, в которой ужчина традиционно играл роль основного кормильца. Из-за многократно усилившейся социальной нестабильности он этой роли лишился. Наряду с сокращением постоянной занятости, постфордистская модель занятости характеризуется ее одновременной феминизацией (см. Феминизация занятости). Непостоянство женских трудовых биографий, связанное с беременностями, рождением и воспитанием детей, совпадает с гибкими требованиями рынка труда, когда нужно работать неполный рабочий день, по скользящему графику или на дому. Поэтому женщины продемонстрировали большую адаптивность к повышению гибкости рынка труда по сравнению с мужчинами. Post-Fordist employment model (англ.) Литература: Harvey D. The Condition of Postmodernity. Chapter IX. From Fordism to Flexible accumulation. Cambridge and Oxford, 1991. P. 141-173. Jary D. & Jary J. Collins Dictionary of Sociology. Glasgow, 1991. P. 232-233. Ruigrok W., Tulder R. The Logic of International Restructuring. London-New York, 1994. P. 13-35. © M. M. Малышева ПРАВА ЖЕНЩИН, см. Права человека женщин. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН относятся к правам человека третьего поколения, к так называемым коллективным правам, которые включают право на мир, на национальное самоопределение, на здоровую окружающую среду, на свободу от дискриминации по половому, возрастному, национальному признаку. Эти права адресованы не столько индивиду, сколько определенным социальным группам, нуждающимся в дополнительных гарантиях для защиты своих прав. Для выделения прав женщин в особую категорию прав человека имеются веские основания. Изначально все правовые стандарты и нормы формировались, с одной стороны, как универсальные, а с другой - как селективные, ориентированные только на состоятельных белых мужчин. Они отбраковывали, исключали из числа полноценных граждан малоимущих, представителей не белой расы, женщин и детей. Историю развития права можно рассматривать как историю постепенного подведения под действие Закона этих первоначально отбракованных категорий населения. Для обретения статуса полноправных гражданок женщинам понадобилось почти два века бороться с общественными предрассудками и ограничениями, используя при этом самые разнообразные пути и методы. В том числе -и методы коллективного действия в рамках женского движения. Впервые вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека был поставлен в Конвениии о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г. Международное сообщество стало заниматься их правовым обеспечением - далеко не во всех странах мира идеи гендерного равенства оформлены законодательно. Понятно, что юридические нормы исламских стран или нормы африканских государств не могут не отличаться от европейских норм и законов. Отсюда - особое, унифицирующее значение норм международного права, которые разрабатывают и предлагают на утверждение государствам-участникам международного сообщества такие структуры как ООН, Международная Организация Труда и др. Women's human rights (англ.) Литература: Айвазова С. Тендерное равенство в контексте прав человека. Пособие. М.: Эслан, 2001. 76 с. Введение в тендерные исследования. Ч. 1. Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с. Малышева М. М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: Academia, 2001. 352 с. Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М, 2000. Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований" / М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000. 396 с. ©С. Г. Айвазова ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ - одна из двух основных форм народовластия, осуществление народом власти через избранные им государственные органы. Другой формой является непосредственная демократия. В современном демократическом обществе обе эти формы взаимно дополняют друг друга. В плане юридической силы верховенство принадлежит решениям, принимаемым путем непосредственной демократии (например, на референдуме), но масштабы государственной деятельности, основанной на представительной демократии, значительно шире и носят постоянный характер. Представительная демократия в широком смысле включает все выборные государственные институты, как законодательные, так и исполнительные; при узком толковании термина - выборные органы парламентского типа на общенациональном и на региональном уровне, которые и носят название представительных. Конституция РФ 1993 г. предусматривает условия представительной демократии: выборность соответствующих органов, всеобщность избирательного права, предоставление гражданину права избирать и быть избранным. Важнейший орган представительной демократии - Федеральное Собрание РФ. В субъектах федерации избираются свои представительные органы, носящие различные наименования и наделенные широкой компетенцией. Они самостоятельны, но должны действовать в рамках Конституции РФ и федеральных законов. Но существует резкая асимметрия в представленности мужчин и женщин во всех структурах государственной власти, как на национальном, так и на региональном уровнях (см. Концепция паритетной демократии, Гендерные квоты, Гендерная политическая культура). Representative democracy (англ.) Литература: Айвазова С. Г. Тендерное равенство в контексте прав человека: Пособие. М.: Эслан, 2001. 76 с. Представительная демократия // Энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации": <http://encycl.yandex.ru/yandsearch?encpage=konst& ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ПРОТИВ ЖЕНЩИН - например, об обязательно имеющейся доли вины женщины в совершенном над ней насилии - укоренились в российском обществе в многочисленных гендерных стереотипах. Такие предубеждения называют также "гендерными мифами". Женщин обвиняют в обострении многих социальных и демографических проблем: в разводах, в том, что в семьях мало детей, в сокращении рождаемости, росте преступности среди малолетних, проституции, распространении СПИДа, ВИЧ-инфекции, венерических болезней и даже в увеличении безработицы и ухудшении здоровья нации. Неспособность (за редким исключением) средств массовой информации осветить проблемы насилия с позиций общественного неприятия, тенденция изображать женщину как объект потребления и стремление обвинить ее в провокации насилия, во многих других социальных грехах объясняются тем, что общество в целом игнорирует интересы женщин. Господствующий стереотип восприятия женщин как людей "второго сорта" провоцирует отношение к ним как к сексуальному объекту, призванному лишь угождать мужчине и дома, и на службе. Насилие в семье, сексуальные домогательства на работе, в учебном заведении, в местах лишения свободы крайне редко служат предметом серьезного разбирательства или взвешенных публикаций. "Заговор молчания" превращает насилие в трагедию каждой отдельной жертвы, скрывает его от глаз общественности, загоняет злоупотребления в подполье безнаказанности и способствует укоренению гендерных стереотипов. В такой ситуации особое значение приобретает появление в России кризисных центров (см. Феминистская социальная работа), а также учебных программ по тендерному воспитанию, книг, разоблачающих различные формы насилия (см. Насилие в отношении женщин) и связанные с ними тендерные мифы. Bias against women, prejudices against women (англ.) Литература: Айслер Р. Чаша и клинок / Пер. с англ. М.: Древо жизни, 1993. Женщина в пословицах и поговорках народов мира / Сост. Э. Гейвандов. М.: Гелиоцентр, 1995. Насилие и социальные изменения. Альманах. Выпуск I. Центр "АННА" (Ассоциация "Нет Насилию"). М., 2000. Права женщин - права человека. Пособие для учебных занятий (Джулия Мертус и др.) / Отв. редактор российского адаптированного издания Т. Ю. Забелина. М.: Глас, 1996. Технология и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия. Методические рекомендации. М.,2001. Шведова Н. А. Просто о сложном: тендерное просвещение, М.: АНТИКВА, 2002. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Сборник / Под. ред. Байбурина А. К., Кона И. С. СПб.: Наука, 1991. © Забелина Т. Ю. ПРЕКРАСНАЯ ДАМА - объект куртуазной любви рыиаря. образ, который рыцарь создавал в своем воображении. Прекрасная Дама являла собой идеал совершенства как духовного, так и телесного. Часто рыиарь выбирал себе Даму, еще не видя ее. Ключевым моментом было служение Даме, выполнение любых ее требований и защита от любых врагов, в частности, от злого или ревнивого мужа. Классическим примером является роман "Фламенка": главная героиня Фламенка, чей муж внезапно стал ревнив и запер ее в башню, обретает спасителя в лице рыцаря, графа Неверского, который полюбил ее, услышав, что в башне томится Дама. Обладая внешним и внутренним совершенством, Прекрасная Дама является замужней женщиной, как правило, хозяйкой замка и женой сеньора, которому служит рыцарь. Сначала Дама не должна была показывать рыцарю своего интереса к нему. Куртуазная поэзия часто проникнута страданиями рыцаря по поводу "холодности" Дамы. Другим важным моментом было представление о благородстве Дамы, ее способности на любовь к "простому" рыцарю, а не только к сеньору. Великолепное описание Прекрасной Дамы можно найти у Бертрана де Борна: Расса, высшего в ней чекана Все: свежа, молода, румяна, Белокожа, уста - как рана, Руки круглы, грудь без изъяна, Как у кролика - выгиб стана, А глаза - как цветы шафрана. Этим дивным прелестям счет Всякий с трепетом подведет, Кто хвалу ей ныне поет, Тех достоинств увидев свод, Что меня к ней жадно влечет. Расса, высшей добродетели грани В сердце зрит она, а не в сане; С Пуатье, Сарагосы, Бретани И Тулузы не взявши дани, Низость в складках богатой ткани Видит - благородство в рвани. Я советчик ее, так вот: Пусть в любви она изберет Тех, чей дух высок, а не род, Ибо нас бесславит почет От иных преславных господ... Образ Прекрасной Дамы, безусловно, являлся произведением мужского, более того, рыцарского воображения, и создавался он также для мужчин-рыцарей. Один из последних образов Дамы и блестящую сатиру на нее можно найти в бессмертном произведении Сервантеса "Дон-Кихот". Fair Lady (англ.) Литература: Жизнеописания трубадуров / Сост. М. Б. Мейлах. М.: Наука, 1993. Фламенка / Под ред. А. Г. Наймана. М.: Наука, 1983. © М. Г. Муравьева ПРИНЦИП ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЯ, см. Феминистская социальная работа. ПРОГРЕССИВНОСТЬ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ - это система показателей, позволяющая определить масштабы позитивных последствий деятельности женских организаций в целях преодоления гендерной асимметрии и создания условий для самореализации личностного потенциала женщин. К таким показателям можно отнести: * принятие под воздействием женского * масштабы распространения женскими
* наличие и эффективность женских ини * создание моделей инициативного пове Как прогрессивное можно определить либерально-демократическое направление российского женского движения начала XX века, под влиянием которого расширились возможности для общего образования женщин, была учреждена система высшего женского образования, получен доступ к новым профессиям, для женщин были завоеваны избирательное право, право занимать все государственные должности, ряд гражданских прав. Краткосрочный характер функционирования современного российского женского движения не позволяет сформулировать научные обобщения о степени его прогрессивности. Однако можно сделать вывод о наметившихся положительных тенденциях: активном воздействии ряда женских организаций на законодателей в период разработки новой Конституции РФ, участии в разработке законопроектов с целью снижения уровня гендерной асимметрии, в том числе закона о равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин. Progressivity of women's movement for social development (англ.) Литература: Айвазова С. Г. Женщины в лабиринте равноправия. М., 1998. 405 с. Лахова Е. Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. М., 1998. 78 с. Мельникова Т. А. Женское движение в России: традиции и инновации. М., 2000. 182 с. Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860 - 1917). М., 1994. 136 с. О О. А. Хасбулатова ПРОЛЕТАРСКОЕ ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, см. Женское движение. ПРОСТИТУЦИЯ, см. Секс-работа, Секс-торговля. Prostitution (англ.) ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕГРЕГАЦИЯ ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА - это неравномерное распределение женщин и мужчин в экономике. Профессиональная сегрегация, с одной стороны, является одним из основных ресурсов создания тендера (создания между полами различий, которые не являются естественными, сущностными или биологическими) (Уэст, Зиммерман. С. 193-220); с другой стороны, профессиональная сегрегация сама формируется под воздействием тендерной системы, существующей в обществе. Одним из основных последствий профессиональной сегрегации оказывается неравенство доходов и социальных позиций между полами. Как правило, женщины гораздо чаще мужчин заняты на работах, отличающихся незначительными возможностями карьерного продвижения, невысокой заработной платой и нестабильностью с точки зрения занятости. Замечено, что отнесение тех или иных профессий к "женским" или "мужским" изменяется во времени и в пространстве. То есть профессии, которые считаются "женскими" в одном обществе, могут считаться "мужскими" в другом, а профессия, бывшая одно время "мужской", может под влиянием ряда факторов постепенно перейти в разряд "женских" и наоборот. Переход "мужской" профессии в "женскую" и наоборот может происходить: во-первых, из-за изменения политической ситуации в стране (социальные катаклизмы: войны, революции) и проводимой государством социальной политики; во-вторых, из-за изменения социально-экономической ситуации в стране и мире: а) в связи с появлением новых отраслей б) в связи с изменением условий хозяй профессии в "женскую" или "женской" в "мужскую" может быть обусловлена изменением представлений о "мужском" и "женском" в обществе. Сам факт существования профессиональной сегрегации по признаку пола имеет не одно обоснование. Начиная от объяснений, апеллирующих к естественному предназначению полов, до утверждений, что данный феномен является следствием патриархата. [См. также Женская занятость] Occupational sex segregation (англ.) Литература: Баскакова М. Е. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда. М. 1998. Российский статистический ежегодник. М., 1998. Уэст К., Зиммерман Д. Создание Тендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 193-220. England Paula. Wage Appreciation and Depreciation: A Test of Neoclassical Economic Explanations of Occupational Sex Segregation // Class, Race and Gender: Social Stratification in Sociological Perspective. San Francisco, Oxford, 1994. P. 590-603. Reskin Barbara and Padavic Irene. Women and men at work. London: Pine Forge press, 1994. Women and men in Russia 2000. M., 2000. Young Brigitte. Globalization and Gender: a European Perspective // Gender and Work in Transition. Hanover, 2000. P. 25-44. © Л. В. Косыгина
ПСЕВДОГЕНДЕРНЫЕ ВАНИЯ, см. Гендер. ПСЕВДОГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД, см. Гендер. ПСИХОАНАЛИЗ - метод лечения психических заболеваний, разработанный в конце XIX - начале XX века 3. Фрейдом. Психоанализ представляет собой комплекс теорий, включивший в круг психических процессов не только сознание, что было общепризнанным ранее, но и бессознательное. В соответствии с расхожим утверждением Фрейда, в бессознательном сосредоточено все зло человеческой души. Впоследствии, вместе с тем, признавалось, что этические проблемы решаются также на бессознательном уровне, поскольку идеальное "Я" является наследником Эдипова комплекса, из которого выросли, по мнению Фрейда, все религии. Поводом для создания метода стало лечение одной пациентки другом Фрейда -Брейером, известной под именем Анны О., у которой наблюдались истерические симптомы. Позже психоанализ был распространен и на другие симптомы психических нарушений. Фрейд столкнулся с сопротивлением врачей в вопросе существования истерии у мужчин, поскольку истерия признавалась следствием нарушений женской половой системы. Вероятно, еще и поэтому такую существенную роль в психоанализе играла сексуальность, а бессознательное ассоциировалось с женским. Однако первые успехи психоанализа были связаны с лечением разнообразных расстройств у мужчин. Долгое время, особенно в советской психологии, было принято считать психоанализ биодетерминистской (см. Биодетерминизм) теорией в силу определяющей роли сексуальности и тезиса Фрейда о том, что "анатомия - это судьба". Однако Лакан -"французский Фрейд" - внес существенные коррективы в этот вопрос. Основной мишенью для него стал "гуманизм", предполагавший изначальное существование субъекта. Лакан сделал акцент на том, что субъект - достаточно поздно формирующаяся психическая инстанция, важнейшим для которой является функционирование желания. Через невозможность реализации желания, восприятие разнообразных культурных запретов и формируется субъективность. Определяющую роль в этом играет овладение языком, поэтому "бессознательное структурировано как язык", откуда следовал вывод, что все главные психические функции сформированы по мере вхождения в культуру - следовательно, социально детерминированы. Это связано с тем, что Эдипова стадия (см. Эдипов комплекс), на которой было сосредоточено внимание Фрейда, не является самой ранней стадией в развитии человека. Но именно на ней формируются определяющие психические инстанции -Оно, Эго и Супер-Эго. В силу анатомических особенностей женщины, Фрейд считал ее Супер-Эго относительно слабым. В среде психоаналитиков споры по этому поводу ведутся до сих пор. С формированием Супер-Эго связано также функционирование бисексуальности, которая считается присущей любому человеку. В феминизме можно встретить разное отношение к психоанализу. Феминистская критика в равной степени была направлена как на основные положения психоанализа, так и на использование его в русле критики патриархатной (см. Патриархат) системы. Первыми, кто обратился к психоанализу, были Кейт Миллет и Суламифь Файерстоун, подвергшие его критике за сведение психического к биологическому и создание "идеологического прикрытия" для подавления женщин. Другие исследовательницы, например, Джулиет Митчелл и Жаклин Роуз обратили внимание на лакановскую трактовку, в соответствии с которой сексуальность, по-прежнему игравшая в психоанализе важную роль, также должна быть признана социально сформированной. Кроме теории Лакана, значительную роль в феминистской теории играет также теория объектных отношений одной из последовательниц Фрейда - Мелани Кляйн. Американские феминистские исследовательницы взяли на вооружение наиболее радикальную часть психоанализа - теорию бессознательного, в отличие от своих умеренных соотечественников, развивавших эго-психологию. Кроме этого, в рамках, феминизма успешно развивается феминистский психоанализ, представленный именами Элизабет Гросс, Люс Иригарэй, Катрин Клеман, Элен Сиксу, Сары Кофман, Десики Бенджамен, Джейн Геллоп. Основной проблематикой, развиваемой в этом русле, является женское желание. Главная ценность психоанализа для феминисток состоит с том, что он сделал возможным обсуждение проблем сексуальности и пола, которые до этого оставались скрытыми. Наиболее известными исследовательницами как в кругу психоаналитиков, так и феминисток, использовавшими в построении своих теорий психоанализ, являются Кэрол Гиллиган и Нэнси Ходоров. Однако феминистки критикуют Гиллиган за эссенииализм. Феминистская психотерапия критически относится к психоанализу и пытается выработать самостоятельную технику. Одной из спорных проблем, связанных с психоанализом, являются отношения власти, складывающиеся в процессе терапии. С одной стороны, роль аналитика оказывается главенствующей, и пациент должен лишь следовать за ним. Но с другой стороны, аналитик является фактически наемным работником, обслуживающим интересы клиента, решающим его проблемы. И наконец, еще один аспект, касающийся власти, связан с тем, что диктаторы, такие как Сталин и Гитлер, относились к психоанализу враждебно, поскольку для них было очень подозрительным допущение о существовании неких неконтролируемых сил.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |