Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Репродуктивные рабочие, СМ. 5 страница




Sex role adaptation (gender adaptation) (англ.)

Литература:

Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М., 1998. 517 с. Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в пси­хотерапии и медицине. СПб., 1997. 117 с. Еииколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N3. С. 100-115.

Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. Т. 1. М., 1994.214 с.

Подросток на перекрестке эпох: Проблемы и перспективы социально-психологической адапта­ции подростков. М., 1997. 288 с.

© Е. Ю. Красова

ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ,

см. Гендерная идентичность.


ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

(гендерная социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социаль­но-психологических условиях. Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов: б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов пове­дения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсозна­тельно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференци­рованного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются две фазы полоролевой социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (аген­ты) - социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь. Ме­ханизмами для осуществления полоролевой социализации служат: а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприем­лемое - наказывается социальным неодоб­рением; б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает под­ражать принятому там поведению. Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты


" фемининность - маскулинность ". относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение маль­чика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимаю­щиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании маль­чиков. Эффективным способом полоролевой социализации в целом и преодоления гендер­ного конфликта в частности является тре­нинг полоролевой идентичности.

Полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность выбора ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать тендерную ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых.

Существует тенденция обучать и обучаться поведению, соответствующему гендеру, хотя в зависимости от конкретного общества есть различия в том, чему именно учат. Исследования выявили, что поведение родителей и учителей в процессе социа­лизации детей дифференцировано по признаку пола: мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для самостоятельного решения проблем. Для девочек акцент делается на послушании, ответственности и трудолюбии, для маль­чиков - на стремлении к достижениям, соревновании и опоре на собственные силы. Если ребенок не делает того, что ожидается от его пола, то его дразнят, высмеивают, укоряют, иногда применяют и физические наказания. В обществе, где женщины менее зависимы экономически, соответственно, менее выражена тенденция воспитания девочек в покорности и послушании. Предпо­ложительно, полоролевая социализация в разных культурах является схожей до той степени, в какой схоже разделение труда по признаку пола.

В образе жизни конкретного общества часто либо преувеличиваются, либо нивелиру­ются различия между полами. Конструктивная



социализация - это формирование андрогин-ной личности, вбирающей в себя все лучшее из обеих половых ролей. Андрогиния поло­жительно влияет на социальное и психо­логическое состояние человека.

Sex role socialization, gender socialization (англ.)

Литература:

Аронсон Э. Общественное животное. Введение в

социальную психологию. М., 1998. 517 с.

Берн Ш. Тендерная психология. СПБ., 2001. 320 с.

Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и

перспективы исследования пола в клинической

психологии // Психологический журнал. Т. 22.

2001. N3. С. 100-115.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999.

688 с.

Пайнс Э. Маслач К. Практикум по социальной

психологии. СПб., 2000. 528 с.

Соболева Т. С. Кто они - мужественные женщины?

// Вестник новых медицинских технологий. 1999.

N1.C. 152-156.

© Е. Ю. Красова

ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ФЕМИ­НИЗМ, см. Феминизм постколониальной волны.

ПОСТФОРДИСТСКАЯ МОДЕЛЬ ЗА­НЯТОСТИ сменила в начале 1980-х гг. {юрдистскую модель и характеризовалась юкращением постоянной занятости в пользу «стабильной занятости и гибких режимов груда. В отличие от фордизма, наиболее сарактерной чертой постфордистской эры [вляется образование более мелких прои-водственных единиц, ориентированных на:егментацию рынков через гибкое производ-тво специализированных товаров или услуг. $ результате растущей приватизации и дере-уляции рынка труда занятость деформализо-алась, ее продолжительность и содержание тали предметом частного договора с работо-дтелями, а защита со стороны трудового аконодательства и социальные гарантии велись к минимуму. В свою очередь, со-ращение зарплаты, урезание коллективных оглашений, рост безработицы породили розию фордистской модели семьи, в которой ужчина традиционно играл роль основного


кормильца. Из-за многократно усилившейся социальной нестабильности он этой роли лишился.

Наряду с сокращением постоянной заня­тости, постфордистская модель занятости характеризуется ее одновременной феми­низацией (см. Феминизация занятости). Непостоянство женских трудовых биогра­фий, связанное с беременностями, рождени­ем и воспитанием детей, совпадает с гибкими требованиями рынка труда, когда нужно работать неполный рабочий день, по скользящему графику или на дому. Поэтому женщины продемонстрировали большую адаптивность к повышению гибкости рынка труда по сравнению с мужчинами.

Post-Fordist employment model (англ.) Литература:

Harvey D. The Condition of Postmodernity. Chapter IX. From Fordism to Flexible accumulation. Cambridge and Oxford, 1991. P. 141-173. Jary D. & Jary J. Collins Dictionary of Sociology. Glasgow, 1991. P. 232-233.

Ruigrok W., Tulder R. The Logic of International Restructuring. London-New York, 1994. P. 13-35.

© M. M. Малышева

ПРАВА ЖЕНЩИН, см. Права человека женщин.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН отно­сятся к правам человека третьего поколения, к так называемым коллективным правам, которые включают право на мир, на национальное самоопределение, на здоровую окружающую среду, на свободу от дискрими­нации по половому, возрастному, националь­ному признаку. Эти права адресованы не столько индивиду, сколько определенным социальным группам, нуждающимся в дополнительных гарантиях для защиты своих прав. Для выделения прав женщин в особую категорию прав человека имеются веские основания. Изначально все правовые стандарты и нормы формировались, с одной стороны, как универсальные, а с другой - как селективные, ориентированные только на состоятельных белых мужчин. Они отбрако­вывали, исключали из числа полноценных



граждан малоимущих, представителей не белой расы, женщин и детей. Историю развития права можно рассматривать как историю постепенного подведения под действие Закона этих первоначально отбрако­ванных категорий населения. Для обретения статуса полноправных гражданок женщинам понадобилось почти два века бороться с общественными предрассудками и огра­ничениями, используя при этом самые разнообразные пути и методы. В том числе -и методы коллективного действия в рамках женского движения. Впервые вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека был поставлен в Конвениии о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г. Международное сообщество стало занимать­ся их правовым обеспечением - далеко не во всех странах мира идеи гендерного равенства оформлены законодательно. Понятно, что юридические нормы исламских стран или нормы африканских государств не могут не отличаться от европейских норм и законов. Отсюда - особое, унифицирующее значение норм международного права, которые разрабатывают и предлагают на утверждение государствам-участникам международного сообщества такие структуры как ООН, Международная Организация Труда и др. Women's human rights (англ.)

Литература:

Айвазова С. Тендерное равенство в контексте прав человека. Пособие. М.: Эслан, 2001. 76 с. Введение в тендерные исследования. Ч. 1. Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с. Малышева М. М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: Academia, 2001. 352 с.

Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М, 2000. Хрестоматия к курсу "Основы гендерных иссле­дований" / М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000. 396 с.

©С. Г. Айвазова

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРА­ТИЯ - одна из двух основных форм народо­властия, осуществление народом власти


через избранные им государственные орга­ны. Другой формой является непосред­ственная демократия.

В современном демократическом общес­тве обе эти формы взаимно дополняют друг друга. В плане юридической силы вер­ховенство принадлежит решениям, при­нимаемым путем непосредственной демокра­тии (например, на референдуме), но масштабы государственной деятельности, основанной на представительной демокра­тии, значительно шире и носят постоянный характер.

Представительная демократия в широком смысле включает все выборные государ­ственные институты, как законодательные, так и исполнительные; при узком толковании термина - выборные органы парламентского типа на общенациональном и на региональ­ном уровне, которые и носят название представительных.

Конституция РФ 1993 г. предусматривает условия представительной демократии: выборность соответствующих органов, все­общность избирательного права, предостав­ление гражданину права избирать и быть избранным. Важнейший орган представи­тельной демократии - Федеральное Собрание РФ. В субъектах федерации избираются свои представительные органы, носящие различ­ные наименования и наделенные широкой компетенцией. Они самостоятельны, но должны действовать в рамках Конституции РФ и федеральных законов.

Но существует резкая асимметрия в представленности мужчин и женщин во всех структурах государственной власти, как на национальном, так и на региональном уров­нях (см. Концепция паритетной демократии, Гендерные квоты, Гендерная политическая культура).

Representative democracy (англ.) Литература:

Айвазова С. Г. Тендерное равенство в контексте прав человека: Пособие. М.: Эслан, 2001. 76 с. Представительная демократия // Энциклопедичес­кий словарь "Конституция Российской Федерации": <http://encycl.yandex.ru/yandsearch?encpage=konst&


ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ПРОТИВ ЖЕН­ЩИН - например, об обязательно имею­щейся доли вины женщины в совершенном над ней насилии - укоренились в российском обществе в многочисленных гендерных сте­реотипах. Такие предубеждения называют также "гендерными мифами". Женщин обвиняют в обострении многих социальных и демографических проблем: в разводах, в том, что в семьях мало детей, в сокращении рождаемости, росте преступности среди малолетних, проституции, распространении СПИДа, ВИЧ-инфекции, венерических болезней и даже в увеличении безработицы и ухудшении здоровья нации. Неспособность (за редким исключением) средств массовой информации осветить проблемы насилия с позиций общественного неприятия, тен­денция изображать женщину как объект потребления и стремление обвинить ее в провокации насилия, во многих других социальных грехах объясняются тем, что общество в целом игнорирует интересы жен­щин. Господствующий стереотип восприятия женщин как людей "второго сорта" прово­цирует отношение к ним как к сексуальному объекту, призванному лишь угождать мужчине и дома, и на службе. Насилие в семье, сексуальные домогательства на работе, в учебном заведении, в местах лишения свободы крайне редко служат предметом серьезного разбирательства или взвешенных публикаций. "Заговор молча­ния" превращает насилие в трагедию каждой отдельной жертвы, скрывает его от глаз общественности, загоняет злоупотребления в подполье безнаказанности и способствует укоренению гендерных стереотипов. В такой ситуации особое значение приобретает появ­ление в России кризисных центров (см. Феминистская социальная работа), а также учебных программ по тендерному воспи­танию, книг, разоблачающих различные формы насилия (см. Насилие в отношении женщин) и связанные с ними тендерные мифы.

Bias against women, prejudices against women (англ.)


Литература:

Айслер Р. Чаша и клинок / Пер. с англ. М.: Древо

жизни, 1993.

Женщина в пословицах и поговорках народов

мира / Сост. Э. Гейвандов. М.: Гелиоцентр, 1995.

Насилие и социальные изменения. Альманах.

Выпуск I. Центр "АННА" (Ассоциация "Нет

Насилию"). М., 2000.

Права женщин - права человека. Пособие для

учебных занятий (Джулия Мертус и др.) / Отв.

редактор российского адаптированного издания

Т. Ю. Забелина. М.: Глас, 1996.

Технология и приемы профессионального

воздействия в социальной работе со случаями

семейного насилия. Методические рекомендации.

М.,2001.

Шведова Н. А. Просто о сложном: тендерное

просвещение, М.: АНТИКВА, 2002.

Этнические стереотипы мужского и женского

поведения. Сборник / Под. ред. Байбурина А. К.,

Кона И. С. СПб.: Наука, 1991.

© Забелина Т. Ю.

ПРЕКРАСНАЯ ДАМА - объект курту­азной любви рыиаря. образ, который рыцарь создавал в своем воображении. Прекрасная Дама являла собой идеал совершенства как духовного, так и телесного. Часто рыиарь выбирал себе Даму, еще не видя ее. Ключевым моментом было служение Даме, выполнение любых ее требований и защита от любых врагов, в частности, от злого или ревнивого мужа. Классическим примером является роман "Фламенка": главная героиня Фламенка, чей муж внезапно стал ревнив и запер ее в башню, обретает спасителя в лице рыцаря, графа Неверского, который полюбил ее, услышав, что в башне томится Дама. Обладая внешним и внутренним совершен­ством, Прекрасная Дама является замужней женщиной, как правило, хозяйкой замка и женой сеньора, которому служит рыцарь. Сначала Дама не должна была показывать рыцарю своего интереса к нему. Куртуазная поэзия часто проникнута страданиями ры­царя по поводу "холодности" Дамы. Другим важным моментом было представление о благородстве Дамы, ее способности на любовь к "простому" рыцарю, а не только к сеньору. Великолепное описание Прекрасной Дамы можно найти у Бертрана де Борна:


Расса, высшего в ней чекана Все: свежа, молода, румяна, Белокожа, уста - как рана, Руки круглы, грудь без изъяна, Как у кролика - выгиб стана, А глаза - как цветы шафрана. Этим дивным прелестям счет Всякий с трепетом подведет, Кто хвалу ей ныне поет, Тех достоинств увидев свод, Что меня к ней жадно влечет. Расса, высшей добродетели грани В сердце зрит она, а не в сане; С Пуатье, Сарагосы, Бретани И Тулузы не взявши дани, Низость в складках богатой ткани Видит - благородство в рвани. Я советчик ее, так вот: Пусть в любви она изберет Тех, чей дух высок, а не род, Ибо нас бесславит почет От иных преславных господ...

Образ Прекрасной Дамы, безусловно, являлся произведением мужского, более того, рыцарского воображения, и создавался он также для мужчин-рыцарей. Один из последних образов Дамы и блестящую сатиру на нее можно найти в бессмертном произведении Сервантеса "Дон-Кихот".

Fair Lady (англ.)

Литература:

Жизнеописания трубадуров / Сост. М. Б. Мейлах.

М.: Наука, 1993.

Фламенка / Под ред. А. Г. Наймана. М.: Наука,

1983.

© М. Г. Муравьева

ПРИНЦИП ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЯ, см.

Феминистская социальная работа.

ПРОГРЕССИВНОСТЬ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗ­ВИТИИ - это система показателей, позволяющая определить масштабы пози­тивных последствий деятельности женских организаций в целях преодоления гендерной асимметрии и создания условий для


самореализации личностного потенциала женщин.

К таким показателям можно отнести:

* принятие под воздействием женского
движения государственных решений,
направленных на достижение гендерного
равенства
(см. Равенство полов);

* масштабы распространения женскими
организациями идей о равноправии полов
в разных слоях общества;

 

* наличие и эффективность женских ини­
циатив, направленных на повышение
уровня самосознания женщин и продви­
жение их на уровень принятия решений;

* создание моделей инициативного пове­
дения женщин в различных общественных
сферах, способствующих самореализации
и творческому самовыражению значи­
тельного слоя женщин.

Как прогрессивное можно определить либерально-демократическое направление российского женского движения начала XX века, под влиянием которого расширились возможности для общего образования женщин, была учреждена система высшего женского образования, получен доступ к новым профессиям, для женщин были завоеваны избирательное право, право занимать все государственные должности, ряд гражданских прав.

Краткосрочный характер функциониро­вания современного российского женского движения не позволяет сформулировать научные обобщения о степени его прогрес­сивности. Однако можно сделать вывод о наметившихся положительных тенденциях: активном воздействии ряда женских организаций на законодателей в период разработки новой Конституции РФ, участии в разработке законопроектов с целью снижения уровня гендерной асимметрии, в том числе закона о равных правах и равных возмож­ностях для женщин и мужчин.

Progressivity of women's movement for social development (англ.) Литература:

Айвазова С. Г. Женщины в лабиринте равно­правия. М., 1998. 405 с.

Лахова Е. Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. М., 1998. 78 с.


Мельникова Т. А. Женское движение в России: традиции и инновации. М., 2000. 182 с. Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России (1860 - 1917). М., 1994. 136 с.

О О. А. Хасбулатова

ПРОЛЕТАРСКОЕ ЖЕНСКОЕ ДВИ­ЖЕНИЕ, см. Женское движение.

ПРОСТИТУЦИЯ, см. Секс-работа,

Секс-торговля.

Prostitution (англ.)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕГРЕГА­ЦИЯ ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА - это

неравномерное распределение женщин и мужчин в экономике. Профессиональная сегрегация, с одной стороны, является одним из основных ресурсов создания тендера (создания между полами различий, которые не являются естественными, сущностными или биологическими) (Уэст, Зиммерман. С. 193-220); с другой стороны, профессиональ­ная сегрегация сама формируется под воздействием тендерной системы, существу­ющей в обществе. Одним из основных последствий профессиональной сегрегации оказывается неравенство доходов и соци­альных позиций между полами. Как правило, женщины гораздо чаще мужчин заняты на работах, отличающихся незначительными возможностями карьерного продвижения, невысокой заработной платой и нестабиль­ностью с точки зрения занятости. Замечено, что отнесение тех или иных профессий к "женским" или "мужским" изменяется во времени и в пространстве. То есть профессии, которые считаются "женскими" в одном обществе, могут считаться "мужскими" в другом, а профессия, бывшая одно время "мужской", может под влиянием ряда факторов постепенно перейти в разряд "женских" и наоборот. Переход "мужской" профессии в "женскую" и наоборот может происходить:

во-первых, из-за изменения политической ситуации в стране (социальные катаклизмы: войны, революции) и проводимой государ­ством социальной политики;


во-вторых, из-за изменения социально-экономической ситуации в стране и мире:

а) в связи с появлением новых отраслей
народного хозяйства, что продиктовано
развитием науки и техники, процессами
глобализации экономики. Это влечет за
собой создание новых рабочих мест,
появление новых профессий, переоценку
уже существующих рабочих мест и
профессий;

б) в связи с изменением условий хозяй­
ствования. Здесь имеется в виду переход
от одной схемы организации экономики к
другой. Например, смена командно-адми­
нистративной системы на рыночную;
в-третьих, трансформация "мужской"

профессии в "женскую" или "женской" в "мужскую" может быть обусловлена изме­нением представлений о "мужском" и "жен­ском" в обществе.

Сам факт существования профессиональ­ной сегрегации по признаку пола имеет не одно обоснование. Начиная от объяснений, апеллирующих к естественному предназна­чению полов, до утверждений, что данный феномен является следствием патриархата. [См. также Женская занятость] Occupational sex segregation (англ.)

Литература:

Баскакова М. Е. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда. М. 1998. Российский статистический ежегодник. М., 1998. Уэст К., Зиммерман Д. Создание Тендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 193-220. England Paula. Wage Appreciation and Depreciation: A Test of Neoclassical Economic Explanations of Occupational Sex Segregation // Class, Race and Gender: Social Stratification in Sociological Perspective. San Francisco, Oxford, 1994. P. 590-603. Reskin Barbara and Padavic Irene. Women and men at work. London: Pine Forge press, 1994. Women and men in Russia 2000. M., 2000. Young Brigitte. Globalization and Gender: a European Perspective // Gender and Work in Transition. Hanover, 2000. P. 25-44.

© Л. В. Косыгина

ИССЛЕДО-

ПСЕВДОГЕНДЕРНЫЕ ВАНИЯ, см. Гендер.


ПСЕВДОГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД, см.

Гендер.

ПСИХОАНАЛИЗ - метод лечения психи­ческих заболеваний, разработанный в конце XIX - начале XX века 3. Фрейдом. Психоанализ представляет собой комплекс теорий, включивший в круг психических процессов не только сознание, что было общепризнанным ранее, но и бессознатель­ное. В соответствии с расхожим утверждени­ем Фрейда, в бессознательном сосредоточено все зло человеческой души. Впоследствии, вместе с тем, признавалось, что этические проблемы решаются также на бессознатель­ном уровне, поскольку идеальное "Я" явля­ется наследником Эдипова комплекса, из которого выросли, по мнению Фрейда, все религии.

Поводом для создания метода стало лечение одной пациентки другом Фрейда -Брейером, известной под именем Анны О., у которой наблюдались истерические симпто­мы. Позже психоанализ был распространен и на другие симптомы психических наруше­ний. Фрейд столкнулся с сопротивлением врачей в вопросе существования истерии у мужчин, поскольку истерия признавалась следствием нарушений женской половой системы. Вероятно, еще и поэтому такую существенную роль в психоанализе играла сексуальность, а бессознательное ассоцииро­валось с женским. Однако первые успехи психоанализа были связаны с лечением разнообразных расстройств у мужчин.

Долгое время, особенно в советской пси­хологии, было принято считать психоанализ биодетерминистской (см. Биодетерминизм) теорией в силу определяющей роли сексуальности и тезиса Фрейда о том, что "анатомия - это судьба". Однако Лакан -"французский Фрейд" - внес существенные коррективы в этот вопрос. Основной мишенью для него стал "гуманизм", предполагавший изначальное существование субъекта. Лакан сделал акцент на том, что субъект - достаточно поздно формирующаяся психическая инстанция, важнейшим для ко­торой является функционирование желания.


Через невозможность реализации желания, восприятие разнообразных культурных запретов и формируется субъективность. Определяющую роль в этом играет овладение языком, поэтому "бессознательное структу­рировано как язык", откуда следовал вывод, что все главные психические функции сформированы по мере вхождения в культуру - следовательно, социально детерминиро­ваны. Это связано с тем, что Эдипова стадия (см. Эдипов комплекс), на которой было сосредоточено внимание Фрейда, не является самой ранней стадией в развитии человека. Но именно на ней формируются определяющие психические инстанции -Оно, Эго и Супер-Эго. В силу анатомических особенностей женщины, Фрейд считал ее Супер-Эго относительно слабым. В среде психоаналитиков споры по этому поводу ведутся до сих пор. С формированием Супер-Эго связано также функционирование бисек­суальности, которая считается присущей любому человеку.

В феминизме можно встретить разное отношение к психоанализу. Феминистская критика в равной степени была направлена как на основные положения психоанализа, так и на использование его в русле критики патриархатной (см. Патриархат) системы. Первыми, кто обратился к психоанализу, были Кейт Миллет и Суламифь Файерстоун, подвергшие его критике за сведение психи­ческого к биологическому и создание "идеологического прикрытия" для подавле­ния женщин. Другие исследовательницы, например, Джулиет Митчелл и Жаклин Роуз обратили внимание на лакановскую трак­товку, в соответствии с которой сексуаль­ность, по-прежнему игравшая в психоанализе важную роль, также должна быть признана социально сформированной. Кроме теории Лакана, значительную роль в феминистской теории играет также теория объектных отношений одной из последовательниц Фрейда - Мелани Кляйн.

Американские феминистские исследо­вательницы взяли на вооружение наиболее радикальную часть психоанализа - теорию бессознательного, в отличие от своих


умеренных соотечественников, развивавших эго-психологию. Кроме этого, в рамках, феминизма успешно развивается феминист­ский психоанализ, представленный именами Элизабет Гросс, Люс Иригарэй, Катрин Клеман, Элен Сиксу, Сары Кофман, Десики Бенджамен, Джейн Геллоп. Основной проблематикой, развиваемой в этом русле, является женское желание. Главная ценность психоанализа для феминисток состоит с том, что он сделал возможным обсуждение проблем сексуальности и пола, которые до этого оставались скрытыми. Наиболее известными исследовательницами как в кругу психоаналитиков, так и феминисток, использовавшими в построении своих теорий психоанализ, являются Кэрол Гиллиган и Нэнси Ходоров. Однако феминистки крити­куют Гиллиган за эссенииализм. Феминист­ская психотерапия критически относится к психоанализу и пытается выработать самостоятельную технику.

Одной из спорных проблем, связанных с психоанализом, являются отношения власти, складывающиеся в процессе терапии. С одной стороны, роль аналитика оказывается главенствующей, и пациент должен лишь следовать за ним. Но с другой стороны, аналитик является фактически наемным работником, обслуживающим интересы клиента, решающим его проблемы. И наконец, еще один аспект, касающийся власти, связан с тем, что диктаторы, такие как Сталин и Гитлер, относились к психоанализу враждебно, поскольку для них было очень подозрительным допущение о существо­вании неких неконтролируемых сил.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.