![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Репродуктивные рабочие, СМ. 2 страница
Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1989. N 5. Арутюнян М. Ю. "Кто Я?" Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. N 2. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. N 2. С. 65-69. Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998. ! Кон И. С. Ребенок и общество М., 1988. Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социа- I лизации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987, N 4. Синельников А. Паника, террор, кризис. Анатомия маскулинности. Тендерные исследования, f/1998: Харьковский центр гендерных исследований. С. 211-227. Уэст К., Зиммерман Д. Создание тендера (doing gender) // Тендерные тетради. Выпуск первый: СПб. филиал Института социологии РАН. СПб. : 1997. С. 94-124. i ©К К. Радина МУЖСКОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ - центральный показатель мужской гендерной роли, характеризующий мужские ролевые нормы - норму статуса, норму твердости и норму антиженственности (Томпсон и Плек) - как в контексте доминирования над Мужское доминирование ярко представлено в концепциях социального развития, базирующихся на биологических основах. Различия между социальным положением мужчин и женщин в данных концепциях объясняется различиями в биологических функциях, связанных с воспроизведением; также особенности проявления способностей и возможностей мужчин и женщин в обществе объясняются различиями в гормональном статусе и врожденными генетическими программами (Дольник). Стереотипы мужского доминирования обеспечивают асимметричную тендерную социализацию мальчиков - инциативных, активных, лидеров, интеллектуалов, склонных к соревнованию и конкуренции, способных к точным наукам и т. д., и девочек - пассивных,. зависимых, подчиняющихся, Наиболее ощутимый удар по незыблемости и биологической обусловленности мужского доминирования нанесли этнографические исследования Маргарет Мид, согласно которым в различных культурах мужчины и женщины могут играть диаметрально противоположные роли (например, мужчины - ухаживать за детьми, а женщины
Исследования мужского доминирования находит отражение во многих гуманитарных и социальных науках. Так, например -проблема женщин, "невидимых" в истории (история), мужские псевдонимы женщин-писательниц (литературоведение), проблема " стеклянного потолка " для женщин в процессе карьерного роста (социология, психология), неравенство в оплате труда (экономика) и т. д. напрямую связаны с мужским доминированием - важнейшей характеристикой традиционной патриархат-ной (см. Патриархат) культуры. Men's domination (англ.) Литература: Берн Ш. Тендерная психология. СПб., 2001. Дольник В. Неразумное дитя биосферы. М., 1994. Клецина И. С. Тендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М, 1989. Victor J. Seidler. Masculinity and social theory. London and New York. P. 15-51. О Н. К. Радша МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ, см. Мужская и женская речь. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ, см. Образы мужчины и женщины в языковом сознании. МУЖСКОЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ - либеральное мужское движение, зародившееся в США в 1970 г. Его организационными центрами были в разные периоды - сначала Национальная организация меняющихся мужчин, с начала 90-х гг. -Национальная организация мужчин против сексизма (The National Organization for Men Against Sexism - NOMAS). Как главный источник мужских проблем движение рассматривает ограниченность мужской тендерной роли и соответствующей психологии, поэтому выступает за разрушение полоролевых стереотипов. Представители этого движения - выходцы из среднего класса, социальная структура общества и связанное с ней тендерное неравенство остается не в фокусе их внимания. Они исходят из того, что в целом мужское доминирование и традиционная маскулинность привносят значительные ограничения в их жизнь. Они выступают за более широкий выбор стилей жизни, в частности - за более широкий спектр приемлемых для мужчин эмоциональных проявлений. Главные принципы движения - положительное отношение к мужчинам, поддержка феминист-. ского движения (как соратниц в противодействии тендерным привилегиям - идеологи движения называют себя феминистами или профеминистами), а также защита прав геев (гомосексуалы) и бисексуалы составляют по разным оценкам от 10 до 30% участников движения). Идеи "мужского освобождения" получили широкое распространение также в Австралии и Англии, но политической силой это мужское движение не стало. The Men's Liberation (англ.) Литература: Кон И. "Кризис маскулинности" и мужские движения // Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. Кон И. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Сайт "Сексология": <http://sexology.narod.ru/publO 18_4.htm> МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ СТИЛИ ПИСЬМА - преференции в использовании тех или иных языковых средств мужчинами и женщинами в письменной речи. Термин не следует путать с термином женское письмо (см. Феминистская литературная критика). Исследования, проведенные на базе русской письменной речи обычных носителей языка установили определенные статистические закономерности, свойственные мужскому и женскому стилям письма. Следует заметить, что одним из пионерских исследований в отечественной лингвистике в данной области была работа Т. Б. Крючковой (1975), которая экспериментально изучала особенности мужской и женской русской , письменной речи. Ею было установлено, что женщины употребляли больше местоимений и частиц, в речи женщин также наблюдалась тенденция к более частому употреблению частиц "не" и "ни", а ) у мужчин - к более частому употреблению существительных. Исследование в этой же области, проведенное автором данного текста (высчитывались специальные параметры, измеряющие определенные характеристики речи: связанность, динамизм, качественность, предметность, сложность и прочее, используемые при лингво-статисти-ческом анализе текста), - выявило, что мужской письменной речи, при сравнении ее с женской, присущи следующие особенности: ; * Предложения по своей длине в среднем короче женских. * Большая частота грамматических оши * Более высокая частота использования свою очередь, гораздо меньше глаголов и частиц. Мужчины употребляли также больше качественных и притяжательных прилагательных, причем качественные прилагательные употреблялись в основном в положительной степени (а не в сравнительной или же превосходной степенях). Помимо этого, мужчины значительно чаще использовали прилагательные и существительные женского рода, т. е. существовала явная ориентация на использование слов, "противоположных" по роду. ; * Превалировали рационалистические оценки. Оценок с социальной точки зрения делалось крайне мало. Эмоциональных и сенсорных оценок в речи мужчин также меньше; мужчины • выделяли чаще эстетическую, нежели этическую сторону предмета или явления окружающей действительности. * Именно мужчины изображают мир и качественных характеристик, красок и признаков, чем это делают женщины. * При анализе синтаксической структуры * Реже встречаются восклицательные и
* Реже используются неполные пред * Обратный порядок слов менее свой между мужской и женской речью - как письменной, так и устной - (см. также Мужская и женская речь) существуют определенные различия, позволяющие говорить о целой системе факторов - как влияющих на эти различия, так и их обуславливающих. Female writing language, male writing language (англ.) Литература: Вейлерт А. А. О зависимости количественных показателей единиц языка от пола говорящего лица // Вопросы языкознания. N 5. 1976. С. 138- 143. Горошко Е. И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ). Дис.... канд. филол. наук. М., 1996. 138 с. Горошко Е. И. Особенности мужского и женского стиля письма // Тендерный фактор в языке и коммуникации. Иваново, 1999. С. 28-41. Кирилина А. В. Тендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. 189 с. Крючкова Т. Б. Некоторые экспериментальные исследования особенностей использования русского языка мужчиной и женщиной // Проблемы психолингвистики. М., 1975. С. 186- 200. Jespersen О. Language: Its Nature, Development and Origins, London, Allen and Unwin. 1922. Sapir E. Linguistics as a Science // D. G. Mandelbaum (ed.). Edward Sapir: Culture, 1970. О Е. И. Горошко МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ ЯЗЫКИ, см. Мужская и женская речь. МУЖСКОЙ ШОВИНИЗМ, см. Сексизм. НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН - разновидность агрессии (как поведения, наносящего вред или имеющего целью причинение вреда другому человеку), использование силы на основе признака пола - от словесных оскорблений и угроз до тяжелых физических побоев и принуждения к вступлению в сексуальную связь. Насилие в отношение женщин подразделяется на психологическое, физическое, сексуальное, экономическое. Хотя женщины реже, чем мужчины, выступают в качестве мишени многих форм агрессии, они значительно чаще становятся жертвами супружеского и сексуального насилия. Социальные психологи отмечают рост в течение последних десятилетий такой формы насилия против женщин, как изнасилование. Выяснено, что мотивами группового изнасилования являются наблюдения за мучениями жертвы. Часто агрессия имеет в качестве объекта так называемого "козла отпущения" (физически менее сильного - женщину или ребенка) и проявляется в форме семейного насилия (домашнего насилия). Этому способствует закрытость и изолированность семьи. Около 14 тысяч женщин в России ежегодно погибают от рук своих мужей или партнеров. Из женщин, обратившихся за помощью по телефону доверия во время акции "День звонка" (в 12 городах России), 58% пострадали от сексуальных преступлений, из них 87% составили изнасилования; 30% составили случаи физического насилия, причем 74% из них совершены мужьями. Насилие обусловлено и биологически, и социально: 1) Обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. На чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии влияет химический. состав крови, например, алкогольное или наркотическое опьянение. На возникновение насильственных действий также влияет мужской половой гормон - тестостерон. 2) Катализаторами насильственного поведения по отношению к женщинам могут выступать СМИ. С ростом числа изнасилований совпадает и увеличение количества журналов, кино- и видеокассет, изображающих возбуждающее сексуальное поведение. Создается культурный климат, в котором насилие против женщин считается вполне приемлемым. Эксперименты свидетельствуют, что сочетание секса и насилия на экране в смысле возможных агрессивных последствий гораздо опаснее, чем показ чистой эротики. Созерцание сексуального насилия вызывает у аудитории снижение отрицательной чувствительности к изнасилованию. В массовой литературе и кино распространяются мифы об изнасиловании -иллюзии того, что женщина конфликтует со своей сексуальностью и хочет, чтобы ее взяли силой. Различия между мужчинами и женщинами в проявлении агрессии порождаются в значительной мере сложившимися в обществе гендерными ролями и социальными стереотипами (см. Тендерные стереотипы). Но и биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к супружескому и сексуальному насилию. Программа преодоления подобных форм насилия сложна, так как у сексуальных насильников-мужчин есть дисгармония в самосознании (враждебное переживание окружающего мира). У подавляющего числа таких мужчин также выявлено нарушение полоролевого поведения с разными вариантами полоролевой девиации: они - более фемининны и менее маскулинны (личность носит "женоподобный" оттенок); чувствуют себя "ниже" других мужчин и в социальной среде занимают подчиненное положение; часто неспособны выполнять социальные роли отца и мужа в собственных семьях. [См. также Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин] Violence against women (англ.)
Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М., 1998. 517 с. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПБ., 1997. 336 с. Градскова Ю. Домашнее насилие в отношении женщин в российском контексте: стереотипы и реальность // Женщина в зеркале социологии. Вып. 3. Иваново, 2000. С. 48-57. Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. Т. 22. 2001. N3. С. 100-115. Майерс Д. Социальная психология, СПб., 1999. 688 с. Нет насилию в семье: Общественная экспертиза законопроекта "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье" // Вестник проекта "Новые возможности для женщин". 1997. N 10. 88 с. © Е. Ю. Красова НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ЖЕНЩИН - объективно необходимый инструмент защиты интересов данной социальной общности, часть государственной машины, главная функция которой - учет настроений и чаяний женской половины общества при выработке государственной политики и последующем осуществлении ее на практике. Он призван учитывать интересы женщин от /первой до последней стадии выработки и реализации как общих, так и конкретных направлений государственной политики. Если интеграция социальных интересов женщин не происходит изначально, то логично появление трудностей в реализации социальных прав женского населения. Достижение подлинного тендерного равноправия невозможно без наличия соответствующего механизма реализации прав и свобод. Вот почему роль национальных механизмов, созданных для поощрения и укрепления равенства между женщинами и мужчинами, чрезвычайно велика, что особенно подчеркивается в документах международного сообщества, например, в документах Четвертой Всемирной конферениии по положению женшин (Пекин, 1995 г.) и др. Модель национального механизма интеграции интересов женщин определяется избранной концепцией политики интеграции интересов женщин. Эта концепция исходит из необходимости учета возможных различных воздействий принимаемых политических курсов и разрабатываемых государственных программ на мужское и женское население страны. Было бы ошибкой сводить национальный механизм интеграции интересов женщин только к наличию структурных подразделений в аппарате исполнительной и законодательной власти. Национальный механизм имеет три основных измерения: правовое, организационное, содержательное. С этой точки зрения в России такой механизм еще не сформировался. Иными словами, тендерный подход не стал интегральной частью всех структурных элементов любой политики. Это задача момента, ибо без наличия такого механизма невозможно осуществление в полной мере ни политических, ни социальных, ни иных прав женского населения в России. При этом, фигурально выражаясь, гендерный анализ - это кровеносная система национального механизма интеграции интересов женщин в достижении цели - гендерного равенства (см. Равенство полов) в обществе. National machinery for integration of status of women concerns (англ.) Литература: Доклад субрегиональной конференции старших правительственных экспертов по теме "Реализация Платформы действий, принятой на Пекинской IV Всемирной конференции по положению женщин 1995 года в Центральной и Восточной Европе". Бухарест, 12-14 сентября 1996 г. Женщины в 2000 г.: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке. Доклад специального комитета полного состава 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 5-9 июня 2000 года, Нью-Йорк, США. 2000. Интеграция женщин в процесс общественного развития. Части I и П. М.: Луч, 1994. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Организация Объединенных Наций / Published by the UN Department of Public Information DPI/993-10663-January 1991-2M. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Платформа действий, Пекин. 4-15 сентября 1995 г., ООН, 1995.
Women in Parliament: Beyond Numbers. International Institute for Democracy and Electoral 1 Assistance (International IDEA). Stockholm, 1998. © H. А. Шведова НАЦИЯ рассматривается в современной социальной теории как "идеальная конструкция " или "воображенное сообщество " (Бенедикт Андерсон) людей, верящих в существование объединяющего начала, связанного с представлением о наличии у них общей истории, культуры, языка, "судьбы " и т. д. Нация создается посредством изменяющихся национальных дискурсов, вырабатываемых группами, которые борются за главенство в некоторой иерархии (например, национальные буржуазии и интеллектуальные элиты в Австро-Венгерской империи, потребовавшие создания национальных государств после Первой мировой войны). Возникновение идеи нации как объективной, реально существующей и "естественной" общности связано с определенным историческим периодом: она оформилась в конце XVIII в. Идее нации соположены некоторые институты, посредством которых она и поддерживается: национальное государство, система образования, СМИ и т. д. Как институты нации, так и ее идеология гендерно структурированы: они основаны на том, что категории гражданства, социальные роли и ожидания, и репрезентации в символической сфере конструируются по-разному для женщин и мужчин (и якобы являются "естественными"). В националистических идеологиях популярно представление, что женщины, в связи с их ролью в процессе биологического воспроизводства, несут особую ответственность перед нацией, которая может ограничивать их право распоряжаться своим телом и свободу выбора. Дискуссии об аборте, контрацепции (и их запрет) и репродуктивных правах включены в процесс национального строительства. Например, в социалистической Румынии, где Н. Чаушеску полагал, что "эмбрион является собственностью румынской нации", была запрещена какая-либо контрацепция, а женщины подвергались регулярным обязательным гинекологическим осмотрам на случай сокрытия ими беременности. В зависимости от дискурсивно выраженных потребностей политического момента, женщины либо поощряются (экономически, юридически, при помощи медицинских мер, дискурсивно) к рождению "детей нации", либо, наоборот, удерживаются от него. "Дети нации", более всего ее "сыновья", связаны с представлением о национальной мощи: чем их больше, тем нация сильнее. В целом это является реакцией на боязнь быть поглощенной "другими" (цветными, более политически сильными соседями, иммигрантами и т. д.), так как нация постоянно озабочена определением своего "мы" и исключением "других". В некоторых случаях нация может быть обеспокоена не количеством, а качеством населения (так называемым генофондом, "чистотой расы" и т. п.), и тогда через свои институты она стремится определить, когда и от кого женщины имеют право рожать. Женщины также рассматриваются как "воспроизводительницы" национальной культуры, т. к. включение каждого нового ребенка в национальное сообщество - это социальный процесс, предполагающий овладение национальным языком (что при отсутствии национальной школы осуществляется дома), культурой, некоторой версией национальной истории, верой и т. д. Женщины ответственны за сохранение традиции: они изготавливают традиционную одежду, готовят национальную еду, поют колыбельные, рассказывают сказки и семейные истории, приводят детей в церковь. Таким образом, женщины, по словам Найры Юваль-Девис (Nira Yuval-Davis), в значительной степени "несут бремя репрезентации", конструируются (коллективно и индивидуально) как носительницы национальной идентичности и чести. При этом они являются более объектами национальной "заботы", чем ее свободными субъектами. Более всего объективизация женщин выражена в попытке представить их символическим воплощением национального сообщества, родной земли: Матушка-Русь, "О Русь моя, жена моя" у А. Блока; "Беларусь моя синеокая" в белорусской культурной традиции, Марианна во Франции. Каким бы ни был женский национальный символ -матери нации, жены, непорочной девы, мученицы - женщина-как-нация всегда "требует" защиты от посягательств на свое символическое тело. Реальное (или воображаемое) насилие над телами женщин как способ ведения войны (например, в бывшей Югославии) может быть представлено как насилие над телом женщины-нации вообще и как репрезентация отношений с колонизатором или захватчиком. В символическом поле колонизированных сообществ бессильный ("женственный") мужчина, который не в состоянии защитить "свою" женщину, является идиомой для обозначения подчиненности захватчику. Идеологии многих антиколониальных и антирасистских движений делают чрезвычайно сильный акцент на "мужественности" и даже предполагают подчиненное положение женщин. В известном афоризме Иноха Пауэлла, (Enoch Powell) нация - это "двое мужчин плюс защита женщин и детей на определенной территории", потому что с точки зрения категории гражданства нация конструируется как мужское братство, как социальный контракт свободных субъектов, из которого женщины исключены. Они не являются "свободными" в том смысле и в той мере, как это возможно для мужчин. Вместе с тем, во многих национальных, националистических и освободительных движениях женщины играли заметные роли (например, Индира Ганди в Индии). С одной стороны, национальное освобождение ввиду его связи с модернизационными процессами требует наличия просвещенных "дочерей нации". С другой - именно деятельность в составе националистических партий/движений (например, "Женщины за национальное возрождение" в Беларуси) позволяет женщинам включаться в формальную политику, обычно 6 Зак. 451 для них труднодоступную, однако она допускает их туда только на определенных ролях и как выразителей определенных идей. Nation (англ.) Литература: Гапова Елена. Тендерные политики в национальном дискурсе // Тендерные иссследования / Харьковский центр гендерных исследований, 1999. N 2. Она же. Между войнами: "женский вопрос" и национальные проекты в Советской Белоруссии и Западной Беларуси / Тендерные истории Восточной Европы / Под ред Е. Гаповой, А. Усмановой и др.) Минск: Издательство ЕГУ, 2002. Папич Жарана. Национализм, война, тендер. Экс-феминность и экс-маскулинность экс-граждан экс-Югославии, // Тендерные исследования N 3 (2/1999): Харьковский центр гендерных исследований, 1999. N2. Anderson Benedict. Imagined Communities. London: Verso, 1983. Gellner Ernest. Nations and Nationalism. Oxford University Press, 1983. Jayawardena Kumari. Feminism and Nationalism in the Third World. London: Zed, 1986. Novikova Irina. Constructing National Identity in Latvia: Gender and Representation During the Period of the National Awakening // Gendered Nations (Ida Blom et al. ed.). Berg, 2000. Yuval-Davis Nira. Gender and Nation. Sage Publications, 1997. © E. И. Гапова НЕГАТИВНАЯ ЕВГЕНИКА, см. Стигма "инвалидной " сексуальности. НЕОПЛАЧИВАЕМЫЙ ЖЕНСКИЙ ТРУД, см. Неоплачиваемый труд женщин. НЕОПЛАЧИВАЕМЫЙ ТРУД ЖЕНЩИН - женский труд, который производит товары или услуги, но не вознаграждается. Он включает домашний труд, натуральное производство для нужд семьи, а также неоплачиваемое производство товаров для сбыта. Его продукт экономикой не оплачивается, хотя является полезным в целом для экономики. Этот факт самими женщинами осознается с трудом. Существует общая тенденция недооценки неоплачиваемого женского труда. По оценкам ПРООН (1995 г.), неоплачиваемый труд в целом составляет более 70% общего мирового производства, а женщины в неоплачиваемой сфере составляют большинство. Пекинская платформа действий (см. Четвертая Всемирная конферениия по положению женшин } отмечает: "Вклад женщин в развитие серьезно недооценивается, а следовательно, его общественное признание ограничено. Отчетливое представление о виде, объеме и разделении такого неоплачиваемого труда также будет способствовать более равномерному распределению обязанностей". Изучая бюджеты времени, исследователи смогли определить продолжительность и типы труда, которые выполняют мужчины и женщины в разных странах. ПРООН (1995 г.) установила, что во всех странах женщины работают дольше мужчин. В развивающихся странах две трети женского труда являются трудом неоплачиваемым. Некоторые виды неоплачиваемого производства учитывает Система национальных счетов (System of National Accounts), рекомендованная Статистическим управлением ООН (UN Statistical Office) в 1993 г., но она не учитывает домашний труд и репродуктивный труд. Пекинская платформа действий обязывает правительства работать над включением статистических оценок женского труда в домохозяйствах в свои национальные счета. Следует отметить, что национальные статистические системы некоторых стран пытаются внедрить измерение неоплачиваемого труда женщин в "спутниковые" национальные счета - среди них Канада, Норвегия и Нидерланды. "Невидимость" неоплачиваемого труда женщин в национальных статистиках приводит к игнорированию важной роли неоплачиваемого труда женщин в благосостоянии страны. Как следствие, эта роль не учитывается и при разработке социальной и экономической национальной политики, которая опирается, по сути, на ошибочные данные. Как показывают исследования (Баскакова), вводимая сегодня в России новая государственная система пенсионного обеспечения будет иметь различные последствия для мужчин и женщин, имевших в течение трудовой жизни семейные обязанности и занимавшихся в связи с этим неоплачиваемым трудом. Как следствие этого -отставание женщин по уровню оплаты труда, уменьшение страхового (трудового) стажа женщин за счет отпуска по уходу за ребенком, больничных листов по уходу за больными детьми. Возникает и проблема пенсий для разведенных супругов. В семье, где оплачиваемый и неоплачиваемый труд был разделен между супругами не равномерно, в случае развода женщина, традиционно взявшая на себя большую часть домашних обязанностей и накопившая по этой причине меньше пенсионных взносов, чем ее супруг, по действующему Семейному кодексу РФ не сможет претендовать на часть пенсионных взносов бывшего супруга. Unpaid women's labour (англ.)
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |