Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зак. 451 2 страница




Cyberfeminism (англ.)

Литература:

Fuchs С. J. "Death is Irrelevant": Cyborgs,

Reproduction, and Future of Male Hysteria // The

Cyborg Handbook / Ed. С Hables Gray. New York;

London: Routledge, 1995.

Haraway D. J. Simians, Cyborgs, and Women: The

Reinvention of Nature. New York: Routledge, 1991.

Lim H. Caesareans and Cyborgs // Feminist Legal

Studies. 1999. Vol. 7.

Springer С Electronic Eros: Bodies and Desire in the

Postindustrial Age. Austin: University in Texas Press,

1996.

©Д. В. Михель

КИБОРГ, см. Политики тела, Киберфе-

минизм.


КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕРНЫЕ ИНДИКАТОРЫ, см. Гендерные индикато­ры.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРО­БЛЕМЕ РАВЕНСТВА ПОЛОВ (комплекс­ный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами) - это стратегия, заключающаяся во внедрении проблематики равенства полов на все уровни общества посредством организации системы ее учета при принятии политических решений.

Концепция комплексного подхода появи­лась в различных международных докумен­тах после Третьей Всемирной конференции ООН по положению женшин (Найроби, 1985 г.). В 1986 г. была принята Резолюция о работе Комиссии ООН по положению женщин, согласно которой в программы социально-экономического развития было решено включить перспективные стратегии. Комиссия обратилась ко всем организациям в системе ООН, в том числе региональным комиссиям и специализированным агентст­вам, с просьбой разработать общую страте­гию в отношении проблемы равенства полов и внедрить ее в свои долговременные про­граммы. Совет Европы организовал Группу специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства полов, которая разработала его концептуальные основы и методологию. В Программе действий, принятой Четвертой Всемирной кднферениией по положению женшин (Пекин, 1995 г.), концепция комплексного подхода была поддержана. В последние годы эта концепция получила особое развитие в рамках деятельности различных европейских межправительственных и национальных организаций. Имеется значительный опыт по внедрению этой концепции в Норвегии, Швеции, Голландии, Дании, Финляндии. Комплексный подход к проблеме равенства полов предполагает организацию, совершенствование и оценку процесса принятия решений лицами, ответственными за проведение политики либо вовлеченными в ее реализацию, -с учетом проблематики равенства полов.


В трактовке понятия равенство полов концепция исходит из необходимости учета имеющихся социокультурных различий между ними. В описаниях комплексного подхода акцентируются цель, процесс, объект и активные субъекты политики. Этот подход предполагает, что компетентность политиков и чиновников по внедрению в сферы их деятельности "измерения" равенства полов станет неотъемлемой частью их профессиональной квалифи­кации. Считается, что комплексный подход не может заменить уже действующие механизмы и политические программы в области обеспечения равенства между женщинами и мужчинами, а выступает, скорее, как новая фундаментальная страте­гия и дополнение к традиционной политике в этой области. И оба подхода - традицион­ный и комплексный - должны применяться параллельно. По мнению разработчиков концепции, в каждой стране она должна быть тщательно истолкована и адаптирована с учетом местных условий. Комплексный подход направлен на активизацию эга­литарных (направленных на достижение равенства) процессов в обществе в целом. В англоязычном наименовании комплексного подхода к проблеме равенства полов - gender mainstreaming - акцентируется, что точкой отсчета при разработке этого подхода является все общество в целом: термин образован от mainstream, что в данном контексте переводится как "общая система организации общества".

Gender mainstreaming (англ.) Литература:

Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рам­ки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.

Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин: Организация Объединенных Наций. Пекин, 17 октября 1995 г. 202 с.

© А. А. Денисова


КОНВЕНЦИЯ - международный право­вой документ, который, в отличие от декларации или обращения, имеет статус закона, обязательного для исполнения теми государствами (членами соответствующих международных структур), которые их подписали и ратифицировали - то есть одо­брили в своих парламентах. К числу таких важнейших международных документов в области установления тендерного равенства относятся: Конвенция N100 МОТ (Между­народной Организации Труда) "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951 г.), Конвенция о политических правах женщин (1952 г.), Кон­венция о гражданстве замужней женщины (1957 г)., Конвенция о согласии на вступ­ление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (1962 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в от­ношении женщин (1979 г.), Конвенция N156 МОТ "О равном обращении и равных воз­можностях для трудящихся женщин и мужчин: трудящиеся с семейными обязанно­стями" (1983 г.) и некоторые другие конвен­ции.

Если национальное законодательство по гендерному равенству (см. Равенство полов), по правам женщин (см. Права человека женщин) разработано слабо или же отсут­ствует совсем, то женские организации и женщины самостоятельно могут исполь­зовать для отстаивания своих прав конвенции и другие документы, принятые мировым сообществом и ратифицированные их страной. Они имеют право, ссылаясь на конвенции, обращаться в судебные инстан­ции всех уровней. Не случайно правовые акты ООН называют "юридическим орудием предотвращения дискриминаиии в отноше­нии женщин".

Convention (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Тендерное равенство в контексте

прав человека. М.: Эслан, 2001. 76 с.

Поленина С. В. Права женщин в системе прав

человека: международный и национальный аспект

/ Институт государства и права РАН. М., 2000.

© С. Г. Айвазова



КОНВЕНЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕ­НИИ ЖЕНЩИН принята ООН в 1979 г. Решение о необходимости ее разработки и план действий в этом направлении были приняты на Первой Всемирной конферениии по положению женщин, которая состоялась в Мехико в 1975 г. Она впервые поставила вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека (см. Права человека женщин).

Советский Союз входил в число первых государств, ратифицировавших Конвенцию. Однако содержание этого документа долгое время было мало кому известно. Лишь на рубеже 80-90-х годов текст Конвенции был опубликован сразу в нескольких женских изданиях. Его стали пропагандировать и распространять новые независимые женские организации.

Конвенция обязывает все государства, которые в ней участвуют:

* включить принцип равноправия мужчин
и женщин в конституции и другие
законодательные акты и добиваться его
практической реализации;

* в случае необходимости использовать
специальные санкции, запрещающие
дискриминацию в отношении женщин;

 

* принимать меры, чтобы изменить
действующие законы, обычаи, практику,
которые представляются дискриминаци­
онными в отношении женщин;

* обеспечить равное для мужчин и
женщин право пользования всеми эконо­
мическими, социальными, культурными,
гражданскими и политическими правами.

В Конвенции особо выделяется то обстоя­тельство, что "в условиях нищеты - то есть в наших сегодняшних условиях - женщины имеют наименьший доступ к продоволь­ствию, здравоохранению, образованию, про­фессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства". В статье 1, части 1 Конвенции дается общее юридическое опре­деление понятия дискриминация. Это сделано специально, чтобы избежать недоразумений, связанных с его толкованием в различ­ных странах и культурах. Определение


сформулировано таким образом: "Дискрими­нация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание-прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области".

Особо выделяются две практические рекомендации Конвенции по изменению действующих законов, обычаев, практики. Первая рекомендация говорит о необхо­димости ликвидации дискриминации в области занятости (см. Дискриминация в сфере труда), в частности, при найме на работу; об обеспечении равной оплаты за труд равной ценности; а также о запрете на "увольнение с работы на основании беремен­ности или отпуска по беременности или на дискриминацию по увольнению ввиду семейного положения".

Вторая рекомендация дает ответ на споры по поводу специальных квот (см. Тендерные квоты) для более успешного продвижения женщин в политику. В Конвенции четко ска­зано, что в национальном законодательстве вполне допустимо использование особых мер и процедур, которые способствуют фактичес­кому выравниванию статуса мужчин и женщин. В том числе - квот для женщин в представительных или законодательных ор­ганах и структурах исполнительной власти; в списках кандидатов в депутаты; в руково­дящих органах партий, движений.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин до сих пор остается самым полным международным актом в области тендерного равенства. Ее не случайно называют "Женской конвенцией". К концу XX в. ее ратифицировали более ста стран. В последние десятилетия международ­ное сообщество успешно развивает основные положения данной Конвенции.

The Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (CEDAW) (англ.)


Литература:

Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М., 2000.

© С. Г. Айвазова

КОНКУБИНАТ - сожительство мужчи­ны и женщины без заключения брака. Само понятие конкубинат возникло в Древнем Риме. В эпоху Империи конкубинат условно признавался законным у воинов, а также в случае постоянного сожительства при невозможности брака, например, сенаторов с вольноотпущенницами, гетерами, актрисами. По свидетельству многих античных авторов, конкубинат был достаточно распространен, причем дети от такой формы брачного союза обладали определенными правами, могли наследовать землю. Если были законные дети, то преимущество отдавалось, конечно же, им. Но при отсутствии законных детей, дети от конкубината рассматривались как вполне дееспособные наследники и преем­ники. В Средние века конкубинат, или свободный брак, как его называли в Европе, стал еще распространеннее, особенно в крестьянской среде, где довольно долго не признавался церковный брак. Осуществление брачного обряда и дальнейшее сожительство считалось достаточным для крестьян: многочисленные правовые акты той эпохи свидетельствуют, что дети от таких браков считались вполне законными наследниками имущества своего отца или матери. Только к XVIII-XIX вв. в крестьянской среде церков­ный брак стал признаваться необходимым.

В высших и городских слоях населения I ситуация обстояла несколько иначе. Меха­низм защиты в виде моногамного (см. Брак) нерасторжимого брака, признанного госу­дарством и освященного церковью, был необходим как королям, так и предста­вителям знати, чтобы не возникало споров при передаче титулов и владений. Франкские короли Дагобер I, Карл Великий и Людовик Благочестивый наряду с законными женами имели "alter uxor" - других жен или конкубин, что не встречало осуждения. Киевский князь Владимир также имел нескольких конкубин,


с которыми жил в разное время как с законными женами. Вильгельм Завоеватель по прозвищу Бастард претендовал на английскую корону, хотя сам являлся сыном от конкубинатного союза. Таким образом, в Средние века конкубинат и церковный брак существовали как две параллельные формы полового союза, хотя и не равные между собой, но равно возможные. Дело в том, что в раннем христианстве церковный брак и конкубинат вообще не были жестко разде­лены. Как подчеркивалось, например, в постановлении Толедского собора (398 г. н. э.), мужчину нельзя лишать причастия только на том основании, что "человек имеет в качестве жены конкубину", важно лишь, чтобы он жил лишь с одной женщиной, а не со многими. Эта формула могла сложиться в условиях, когда господствующий стереотип брачного поведения исключал дискримина­цию конкубината, то есть когда конкубинат был такой же (или даже более распростра­ненной) нормой, что и церковный брак.

За 500 лет, прошедших после Толедского собора, позиция официальной церкви по отношению к конкубинату изменилась ради­кально, изменения же в массовом сознании шли более медленно и вразрез с официальной позицией церкви. Тем не менее, церковь принимала и репрессивные меры против конкубината и, прежде всего, среди свя­щенников. Окончательно кокубинат был запрещен и объявлен формой нелегального сожительства на Трентском соборе (1563 г.).

Тем не менее, в раннее Новое время конкубинат был еще достаточно распростра­нен, даже в аристократической среде. Знаменитый лорд Честерфилд написал свои "Письма к сыну" - сыну от связи с голланд­ской горожанкой, с которой находился в конкубинате во время пребывания послом в Голландии. Многие русские помещики жили со своими крепостными, не имея возмож­ности жениться на них, имели детей, которые часто становились наследниками части отцовского состояния. В XVIII-XIX вв. конкубинат получает распространение в рабочей среде под видом свободного брака. Во второй половине XX в. в западных


5*


странах тенденция к простому сожительству достаточно сильна, например, в Скандинавии такие сожительства налагают определенные права и обязанности в отношении детей, во всяком случае, по закону такие дети прира­вниваются к детям от законных браков. Concubinage (англ.)

Литература:

Coleman E. R. People and Property: The structure of a Medieval Seigneury // Journal of European History. 1977. Vol. 6.

Hahlo H. R. Nullity of marriage in Canada: with a sideways glance at concubinage and its legal conse­quences. Toronto, 1979.

Herlihy D. Medieval Households. Cambridge, Mass., London, 1985.

Niziolek M. Legal effects of concubinage in reference to concubine's offspring in the light of imperial legis­lation of the period of Dominate. Warszawa, 1980. Sealey R. On lawful concubinage in Athens // Classical antiquity. 1984, Vol. 3. P. 111-133. Werro F. Concubinage, mariage et demariage. Berne, 2000.

© M. Г. Муравьева

КОНТРАКТ РАБОТАЮЩЕЙ МАТЕРИ,

см. Тендерная система.

Contract of Working Mother (англ.)

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА, см.

Телесная метафора.

КОНЦЕПЦИЯ НОРМАЛИЗАЦИИ, см.

Стигма "инвалидной " сексуальности.

КОНЦЕПЦИЯ ПАРИТЕТНОЙ ДЕМО­КРАТИИ была разработана Комитетом по равенству между мужчинами и женщинами и Департаментом прав человека, которые действуют в структуре Совета Европы. Ей было уделено особое внимание на региональном подготовительном совещании в Вене в 1994 г. при обсуждении положения женщин в Европе. Концепция вобрала в себя идеи, широко обсуждавшиеся в те годы женскими организациями западноевро­пейских стран. Эти организации требовали от своих правительств и руководящих органов Европейского сообщества принять конкрет­ные меры по обеспечению реального


равенства женщин в структурах власти. Главный лозунг этого времени - паритет, представленность женщин и мужчин в структурах власти по формуле "50/50".

Разработчики концепции паритетной демократии аргументировали свою позицию таким образом: "Человечество состоит из мужчин и женщин, которые обладают равным достоинством и равной ценностью... Демократия является подлинной только в том случае, если люди принимаются такими, какими они являются в действительности - не абстрактными, бесполыми существами, а мужчинами и женщинами, каждый и каждая из которых могут быть по-своему полезны обществу". Они доказывали, что демократия предполагает "полноценное участие женщин на основе равенства с мужчинами на всех уровнях и во всех областях функциони­рования общества,... участие каждого пола в органах управления должно осуществляться на паритетной основе, при этом цель - прийти к соотношению 50 % на 50 %".

По убеждению сторонников паритетной демократии, в результате ее установления возникнет реальная основа для устойчивого развития общества. Женщины получат возможность наравне с мужчинами вносить свой вклад в дела общества - в его экономику, политику, культуру. Мужчины, в свою оче­редь, будут больше заниматься семейными делами, воспитанием детей.

Предполагалось, что концепция пари­тетной демократии будет обсуждаться на Пекинской конференции (см. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин). Но устроители конференции сочли эту проблематику опережающей время. Они были вынуждены считаться не только с мнением представителей западноевро­пейских стран, но и с позицией исламских стран, Святейшего Престола (Ватикана), также активно участвовавших в подготовке Пекинской встречи. Разрыв между уровнями требований представителей женских организаций, государств-членов ООН из разных регионов мира оказался в Пекине гораздо выше и ощутимее, чем на предыдущих Всемирных конференциях по


положению женщин. Он заставил многих активисток женского движения Запада усом­ниться в целесообразности подобных встреч. Но ведь перемены в нравах и традициях -процесс сложный, требующий терпения и упорства. Несмотря ни на что, Пекинская конференция по положению женщин выполнила стоявшие перед ней задачи. Conception of parity democracy (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Тендерное равенство в контексте прав человека. М.: Эслан, 2001. 76 с. Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М, 2000. Итоговые документы Четвертой Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 4-15 сентября 1995 года (извлечения) // Хрестоматия к курсу "Основы тендерных исследований" / Отв. ред. О. А. Воронина. М.; МЦГИ/МВШСЭН, 2000. С. 321-337.

© С. Г. Айвазова

КОНЦЕПЦИЯ РАВЕНСТВА РЕЗУЛЬ­ТАТА - суть современной концепции равен­ства, в соответствии с которой признается, что для достижения равных (одинаковых) результатов женщинами и мужчинами к ним необходимо проявлять различное отношение -потому что жизненные условия тех и других различны, или для того, чтобы компенси­ровать дискриминаиию женщин в прошлом. Ведь равенство означает обеспечение всем людям, независимо от их пола, националь­ности, вероисповедания или способностей, одинаковых возможностей доступа к пози­тивным результатам проводимого в стране политического, экономического, культурного и иных курсов.

Первоначально считалось, что равенство может быть достигнуто посредством предо­ставления женщинам и мужчинам тех же самых (одинаковых) возможностей, на том основании, что это приведет для них к одинаковым результатам. Такая позиция зиждилась на представлении классического либерализма о равенстве, которое включало понятия равной возможности или состяза­тельного (конкурентоспособного) равенства. Предоставление женщинам права голоса


рассматривалось как единственно существен­ное. Остальное было возложено на женщину как индивида. Иными словами, устранялись лишь формальные барьеры. Однако было обнаружено, что одно и то же отношение не­обязательно приводит к равным результатам. Жизнь показала со всей убедительностью, что равные возможности не появляются толь­ко потому, что с устранением формальных барьеров комплекс скрытых барьеров не исчезает, как и прямая дискриминация. Последние не позволяют женщинам обладать своей справедливой долей политического, социально-экономического и иного влияния в обществе, а также занимать достойное спра­ведливое положение в социуме и государстве.

Воспользуемся простым и доходчивым примером, заимствованным из канадского опыта: что происходит в том случае, если двум людям каждому дается по корзине клубники. Оказывается, что один их них страдает аллергией к клубнике, а другой - нет. Следовательно, они не получают при этом равную выгоду. В данном случае не приняты во внимание различные интересы. Равное отношение к ним означало бы: либо выбор разных видов фруктов, которыми каждый из них в отдельности мог бы воспользоваться, либо предложение таких фруктов, которые устраивали бы обоих.

Equal result conception (англ.)

Литература:

Комплексный подход к проблеме равенства между

женщинами и мужчинами: Концептуальные

рамки, методология и ознакомление с

"позитивным опытом": Заключительный доклад о

деятельности Группы специалистов по вопросу о

комплексном подходе к проблеме равенства

женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.).

Страсбург, май 1998 г. 129 с.

Моррис Марика. Пособие по тендерному анализу /

Министерство развития человеческих ресурсов

Канады (HRDC). Оттава, 2000.

Шведова Н. А. Просто о сложном: тендерное

просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.

© Н. А. Шведова

КРИЗИСНЫЕ ЦЕНТРЫ, см. Феминист­ская социальная работа.


КУЛЬТУРНЫЙ ФЕМИНИЗМ - направ­ление внутри радикального феминизма. основанное на представлении, что женщины, благодаря своей природе и/или в результате особого женского исторического опыта, обладают особенными женскими или фемининными качествами. Эти качества противоположны мужским или маскулин­ным. Женскими качествами являются вза­имосоотнесенность, связанность с другими, телесность (природность), сопереживание, доверие, стремление отдавать, отсутствие иерархии в отношениях (горизонтальные связи), стремление к радости, миру и жизни. К мужским качествам, согласно теории культурного феминизма, относятся независи­мость, автономность, интеллектуализм, рациональность, культура (не-природность), воля, стремление к доминированию, иерархическим отношениям, подавлению, угнетению, войне и смерти.

Культурные феминистки полагают, что западная культурная традиция и философская мысль построены на мужской идее: их центром является автономный, независимый, биологически мужской субъект, нацеленный на получение максимальной выгоды и боя­щийся быть уничтоженным или погибнуть. Когда интересы различных субъектов при­ходят в столкновение, возникает конфликт. В других случаях, автономность и отстранен­ность субъекта приводят к его отчужден­ности и трагическому одиночеству. В противопоставление мужской онтологии, женщины связаны со всеми людьми как телесно (биологически), через беременность, половой акт и вскармливание грудью, так и экзистенциально, в моральной и жизненной практике.

Теоретики культурного феминизма расхо­дятся во взглядах на то, как связанность с другими влияет на жизнь женщин. Одна группа - Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan), Нэл Ноддингс (Nel Noddings), Сара Раддик (Sara Ruddick) и др. - считает, что мир чувств и близости создал женскую культуру, такую же богатую и динамичную, как политика или наука (мужские иерархические области). Женщины, обладая способностью вынашивать


ребенка и кормить грудью, воспринимают* отстраненность от других как зло. Им присуща этика заботы (ethics of care) и своя особая перспектива относительно сущности человеческой взаимосвязи. Для женщин она проявляется не в том, что отдельные субъекты разрабатывают и подписывают социальный контракт, а в повседневной практической жизни тех групп родных и близких, к которым они принадлежат помимо своей воли. В противоположность женским ценностям, мужская идея связана с этикой, основанной на правовом дискурсе, в центре которого находятся понятия справедливости, закона и права. Кэрол Гиллиган полагает, что эти понятия не являются универсальными и воплощают мужской опыт деятельности в публичной (а не приватной, в отличие от женского опыта) сфере.

Однако Мэри Дейли (Mary Daly), Андреа Дворкин (Andrea Dworkin) и Сара Люсия Хоугланд (Sarah Lucia Hoagland) полагают, что особая женская этика является резуль­татом опыта жизни в угнетении. Они подчеркивают, что именно способность к беременности и вскармливанию (т. е. роль в процессе воспроизводства) стала причиной того, что женщины помещались в позиции угнетения и эксплуатации и испытывали насилие: как в гетеросексуальном браке, так и в практике проституции, порнографии, при изнасилованиях, сексуальных домогатель­ствах, избиениях, навязанной контрацепции, абортах и стерилизации или навязанной беременности. Женщины боятся не отчужде­ния от других, а оккупации другими.

Мэри Дейли считает этику заботы ком­пенсаторной, защитной стратегией, к которой женщины вынуждены прибегать, живя в направленной против них и ограничивающей их свободу патриархатной культуре. Женщи­ны "заботятся", потому что в противном случае общество их порицает; женщины "материн-ствуют", так как мужчины решили, что их функция именно в этом, потому что женское материнство поддерживает социальную струк­туру, служащую мужским интересам.

Все теоретики культурного феминизма схо­дятся в том, что в будущем непатриархатном


мире все люди смогут проявлять заботу друг о друге и испытывать радость от близости без боязни санкций общества. Cultural feminism (англ.)

Литература:

Рингельхайм Джоан. Женщины и Холокост: переосмысление исследований // Антология ген-дерных исследований. Сб. пер. / Сост. и коммен­тарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.*

Daly Mary. Pure Lust. Boston: Beacon Press, 1984. Noddings N. Caring: A Feminist Approach to Ethics and Moral Education. Berkeley: University of California Press, 1984.

© E. И. Гапова

КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ - "утонченная любовь", форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной, предпола­гающая утонченность ухаживания и поведения.

Куртуазная любовь известна по литера­турным памятникам примерно с XI века, расцвет ее приходится на ХП-ХШ вв. Этот термин ввел Гастон Парис, французский филолог; название указывает на опреде­ленный социальный круг (courtois (франц.) -учтивый, рыцарский, придворный).* Сохранившиеся поэтические источники воспроизводят следующую картину: объект куртуазной любви - замужняя женщина, Прекрасная Дама, неженатый мужчина обращает на нее внимание и загорается желанием. Отныне, пораженный любовью, он думает только о том, чтобы овладеть этой женщиной. Для достижения своей цели мужчина делает вид, что подчиняется во всем своей избраннице. Дама - жена сеньора, нередко того, которому он служит, во всяком случае, она хозяйка дома, где он принят, и уже в силу этого является его госпожой. Он, как вассал, встает на колени, он отдает себя, свою свободу в дар избраннице. Женщина может принять или отклонить этот дар. Если она принимает его, она более не свободна, так как по законам того сообщества никакой дар не может остаться без вознаграждения. Правила куртуазной любви, воспроиз­водящие условия вассального контракта, по

* Примеч. ред.


которому сеньор обязан вассалу теми же услугами, что получил от него, требуют от избранницы в конце концов предаться тому, кто принес себя ей в дар. Однако Дама не может располагать своим телом по своему усмотрению: оно принадлежит ее мужу. Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пускавшемуся в приключение, надо было быть острожным и соблюдать тайну. Одной из тем куртуазной лирики является описание мечты возлюб­ленного о наивысшем блаженстве (скажем, видение себя и своей Дамы обнаженными), но все удовольствие заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании, поэтому поклонник должен был оттягивать момент обладания своей возлюб­ленной. В этом и заключается истинная природа куртуазной любви, которая реализуется в сфере воображаемого и в области игры.

Однако источники, из которых мы узнаем о куртуазной любви, следует интерпрети­ровать осторожно. Прежде всего, необходимо помнить, что в центре повествования нахо­дится мужчина. Эта литература создавалась мужчинами для развлечения мужчин. Здесь показана не женщина, а ее образ в глазах мужчин той эпохи.

Возникает вопрос о причинах распро­странения куртуазной литературы во французском обществе XII века. Прежде всего, распространялась она при дворах крупных феодалов средневековой Франции. Играя в эту игру, демонстрируя умение изысканно привлекать женщин, придворный подчеркивал свою принадлежность к миру избранных. Куртуазная любовь была прежде всего знаком престижа в мужском сооб­ществе, благодаря чему влияние созданной модели поведения оказалось столь сильным, что смогло со временем повлиять на отно­шение к женщинам в обществе в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.