Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое целостность




 

Дети, описанные в ситуациях этой главы, не очень хорошо чувствовали себя. Они страдали. Ребенок, который полон враждебности, ребенок, которому нужно разрушить, ребенок, проявляющий открытое неповиновение, ребенок, ищущий особых привилегий — все они нуждаются в лечении. Иногда необходимое лечение начинается со столкновения со взрослым, к которому они не могут безнаказанно применить насилие, который отказывается сдаться под напором их контролирующих уловок, которого они не могут победить хныканьем, нападением или непереносимой надоедливостью. Они нуждаются во встрече с человеческим достоинством, которое откажется быть сведенным к ничтожеству или к их собственному агрессивному уровню существования, с личностью, которая не позволяет им нападать на других или разрушать Культуру Справедливости.

Быть целостностью, с которой можно встретиться, не означает быть невосприимчивым упрямым человеком, который склонен всегда и во всем навязывать свою волю. Это значит быть человеком, настроенным на человеческое в себе и во всем человечестве, который не способен расстаться с таким отношением. Целостность — это личность, которая утверждает стиль жизни и не только выражает его, но и настраивает и перестраивает свое поведение в соответствии с этим стилем. Такие люди живут на основе не единственной ценности или умозаключения, но системы ценностей, которые обогащают и придают смысл их жизни.

Встреча с целостностью — это не то, что обычно понимают как дисциплинирование. Традиционное дис-циплинирование больше связано с контролем и наказанием. Воспитатель или родитель, не являющиеся целостностью, озабочены тем, чтобы научить ребенка обращаться с его негативными чувствами для управления собой. Поэтому ребенок должен чувствовать, что он встречается со значимым взрослым, который существует для него и не позволит ему изменять самому себе, с тем, кто может понять его и вступить с ним с отношения. Встреча с таким человеком и понимание с его стороны открывают новую главу в жизни ребенка.

Встреча с целостностью не просто на время останавливает нежелательное поведение ребенка, она побуждает его работать над своей проблемой. Старые приемы ребенка больше не работают, и теперь он обладает другим миром, с помощью которого может строить себя.

Я не имею в виду, что этот вид встречи — единственный, когда ребенок встречается с воспитателем как с целостностью. Когда воспитатель — человек, понимающий, создающий для ребенка возможность быть творческим, наслаждающимся отношениями, помогающий ребенку встретить лицом к лицу агрессивное поведение и изменить его — он также является целостностью.


Глава 10. Присутствие

 

Человек — относительно новая форма жизни в долгой истории Земли. Мы более чувствительны, чем любые иные формы жизни, можем жить общей жизнью с другими людьми и получать от них удовольствие, способны творить новое будущее. Человеческие существа заботятся о своей собственой судьбе и о том, что может случиться с теми, кого они любят. В них есть глубина тайны, которая никогда не может быть полностью выражена или понята в словах.

Когда воспитатель в этом образе присутствует в детском саду, он и дети становятся «присутствием» друг для друга.

В качестве присутствия воспитатель видит ребенка как богатую жизнь чувств, восприятий и намерений. Всем своим существом он подтверждает, что это хорошо, даже если такое богатство порождает проблемы и конфликты. Восприятие, чувство, намерение — это основные процессы жизни, а воспитатель отстаивает жизнь.

Воспитатель является Присутствием, когда он предвидит, что каждый ребенок может стать полноценно функционирующей личностью и заботиться о других. Такой воспитатель говорит себе: «Вот способ достичь этого ребенка. Его маленькое Я борется, чтобы быть свободным, оно хочет жить в отношениях и получать удовольствие». Он выбрасывает из головы ярлыки типа «проблемный ребенок», «отклоняющееся развитие», «мозговое поражение» и другие патологические категории и в то же время работает, чтобы освободить ребенка от существующих ограничений.

Присутствие — это восприимчивость к возможности попытки выразить самое себя в ребенке в каждый конкретный момент. Воспитатель с таким присутствием достаточно спонтанен, чтобы избавляться от образов прежнего поведения ребенка, как только появляются первые проблески нового. Присутствие влечет за собой ответы на вопросы, которые ребенок задает совершаемыми им сейчас действиями, а не обращение с ним на основе вчерашнего поведения. Рост постоянно пробивается в ребенке, хотя значимые изменения иногда проявляются очень понемногу. Ребенок нуждается в том, чтобы чувствовать воспитателя как отвечающую ему наличествующую свободу, как свободу, улавливающую то, что рождается, и пребывающую с этим.

Присутствие включает в себя удовольствие от участия в радостях и удовольствиях ребенка, но оно также и целостность, которая не позволит ребенку быть фальшивым по отношению к себе или Культуре Справедливости. Присутствие включает в себя возможность отвечать на нужды отдельного ребенка, одновременно поддерживая сложную жизнь детского сада.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.